- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни) для учащихся 11 класса
Рабочая программа по предмету Информатика и ИКТ (базовый и профильный уровни) для учащихся 11 класса
Раздел | Информатика |
Класс | 11 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Никитин А.В. |
Дата | 06.11.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Костеревская СОШ № 1
РЕКОМЕНДОВАНА К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
Педагогическим советом
протокол № ___
от «___»___________2014 г.
СОГЛАСОВАНА НА МЕТОДИЧЕСКОМ СОВЕТЕ
протокол № ___
от «___»___________2014 г.
УТВЕРЖДЕНА
Директор МБОУ КСОШ №1
______________(Н.В.Козак)
Приказ № ____
от «___»____________2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «Информатике и ИКТ»
(Базовый и профильный уровни)
для учащихся 11 класса
1 час в неделю (всего 34 часа)
Автор-составитель:
Никитин Андрей Вячеславович,
учитель информатики и ИКТ,
без категории
2014 - 2015 уч. год
Костерево
Пояснительная записка к рабочей программе
по информатике и ИКТ (11 класс)
Нормативная основа программы
-
Закон РФ «Об образовании».
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
-
«Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования». ФГОС основного общего образования, Приказ Министерства образования и науки от 17.12.2012 № 1897.
-
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 года № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
-
«Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для 10-11 классов общеобразовательной школы А.Г. Гейна (2009г., 68 ч.).
-
Учебный план МБОУ КСОШ № 1.
Предлагаемая программа базового курса информатики составлена на основе авторской программы базового курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» для 10-11 классов общеобразовательной школы А.Г. Гейна (2009г., 68 ч.). Данная программа является расширенной и ориентирована на преподавание курса информатики по учебнику «Информатика и ИКТ» 10-11 класс на 68 ч.
В ней отражены все требования обязательного минимума к базовому образованию по информатике учащихся 11 класса.
Цель рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ»:
Основными целями изучения в общеобразовательной школе базового курса «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» являются:
-
обеспечение прочного и сознательного овладения учащимися основами знаний о процессах получения, хранения, передачи и преобразования информации;
-
приобретение умений и выработка навыков, обеспечивающих эффективную работу с информацией, представленной в различных формах, с использованием компьютера и других средств информационно-коммуникационных технологий;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий;
-
воспитание ответственного отношения к информации, опирающееся на этические и правовые нормы ее использования и распространения, владение способами коммуникации и выработка умений противостоять негативным информационным воздействиям;
-
создание условий для приобретения информационно-коммуникационной компетентности, обеспечивающей применение полученных знаний и умений для решения задач, возникающих в повседневной и учебной деятельности, а также для прогнозирования и выбора сферы деятельности после окончания школы.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.
Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.
Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.
Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.
В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.
Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.
Основные содержательные линии
Содержание базового курса отражает четыре важнейших аспекта общеобразовательной значимости курса информатики:
-
мировоззренческий аспект, связанный с формированием у учащихся представлений о системно-информационном подходе к анализу окружающего мира, о роли информации в управлении, особенностях самоуправляемых систем, общих закономерностях информационных процессов;
-
социальный аспект, связанный с воспитанием информационной культуры личности, обеспечивающей возможность успешной информационной деятельности в профессиональной, общественной и бытовой сферах, а также социальную защищенность человека в информационном обществе;
-
«пользовательский» аспект, связанный с подготовкой к практической деятельности в условиях широкого использования информационных компьютерных технологий;
-
алгоритмический аспект, связанный в первую очередь с развитием мышления учащихся.
В соответствии с вышесказанным содержание курса раскрывается в следующих пяти основных дидактических линиях:
-
Информатика как наука;
-
Информационная деятельность человека и использование в ней компьютерных технологий;
-
Моделирование процессов живой и неживой природы;
-
Логико-математические модели;
-
Информационные модели в задачах управления.
Обусловленность выбора учебника «Информатика и ИКТ 11 класс», Базовый и профильный уровни, Гейн А.Г., Ливчак А.Б., 2012 и краткая его характеристика
Учебник «Информатика и ИКТ 10 класс», Базовый и профильный уровни, Гейн А.Г., Ливчак А.Б., 2012.
полностью охватывает материал, предназначенный как для базового, так и для профильного уровня обучения. В курсе основное внимание на базовом уровне преподавания информатики уделяется расширенному освоению информационных технологий для применения их к решению разнообразных жизненных задач. Это делает предлагаемый курс привлекательным для всех учащихся независимо от того, выбрали они гуманитарное или естественно-научное направление своего обучения. Материал, предназначенный для изучения на профильном уровне, содержит более глубокое изложение основ теоретической информатики и нацелен на подготовку к ЕГЭ.
Место курса в учебном плане.
Описание места учебного предмета в учебном плане конкретизируется в зависимости от типа и вида образовательного учреждения. Рекомендуется изучение по 1 часу в неделю в 10 классе. Для организации исследовательской и проектной деятельности учащихся можно использовать часы, определённые на внеурочную деятельность.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Аппаратные средства
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Модем
-
Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; микрофон.
-
Интерактивная доска.
Программные средства
-
Операционная система Windows.
-
Пакет офисных приложений MS Office или OpenOffice.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Система программирования.
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения.
График контрольных работ
№
Дата проведения
Наименование контрольной работы
1
12 неделя
Контрольная работа №1 "Информационная культура общества и личности. Кодирование информации. Представление информации в компьютере".
2
23 неделя
Контрольная работа № 2 "Основные информационные объекты. Их создание и компьютерная обработка. Телекоммуникационные сети. Интернет."
3
29 неделя
Контрольная работа № 3 "Информационные модели в задачах управления. Графы и алгоритмы на графах" .
4
34 неделя
Итоговая Контрольная работа №4
«Основные понятия курса Информатика и ИКТ 10-11 классы ».
Содержание учебной программы
Введение (1 ч).
Содержание курса «Информатика и ИКТ. 11 класс». ТБ при работе за компьютером.
Глава 1. Информационная культура общества и личности (5 ч).
Понятие информационной культуры. Информационная грамотность - базовый элемент информационной культуры. Социальные эффекты информатизации. Методы работы с информацией. Методы свертывания информации. Моделирование - краеугольный камень информационного мировоззрения. Информационные модели в задачах управления. Модель экономической задачи. Международные исследования PISA.
Компьютерный практикум
Лабораторная работа № 1
Модель горки. Проверка адекватности модели.
Лабораторная работа № 2
Задача о ценообразовании.
Глава 2. Кодирование информации. Представление информации в компьютере (6 ч).
Системы счисления. Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую. Перевод дробных чисел из одной системы счисления в другую. Кодовые таблицы. Кодирование цветовой информации. Цветовая модель HSB. Получение изображений на бумаге. Коды, обнаруживающие и исправляющие ошибки. Экономные коды. Алгоритмы сжатия. Необратимые алгоритмы сжатия. Обработка информации при помощи компьютера. Булевы функции. Логика оперативной памяти. Представление целых чисел в памяти компьютера. Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики.
Компьютерный практикум
Лабораторная работа № 3
Системы счисления с основанием, равным степени числа.
Лабораторная работа № 4
Коды, обнаруживающие и исправляющие ошибки.
Лабораторная работа № 5
Представление целых чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики.
Лабораторная работа № 6
Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа №1 "Информационная культура общества и личности. Кодирование информации. Представление информации в компьютере".
Глава 3. Основные информационные объекты. Их создание и компьютерная обработка (5 ч).
Создание и форматирование текста. Вставка объектов в текст документа. Гипертекст. Основы HTML. Гиперссылки в HTML. Оформление HTML-страницы. Объекты других приложений в HTML. Компьютерные словари и системы перевода текстов. Компьютерная обработка графических информационных объектов. Компьютерная обработка цифровых фотографий. Компьютерные презентации.
Компьютерный практикум
Лабораторная работа № 7
Создание текстовых информационных объектов.
Лабораторная работа № 8
Вставка объектов в текст.
Лабораторная работа № 9
Создание гиперссылок в тексте.
Лабораторная работа № 10
Знакомство с HTML.
Лабораторная работа № 11
Использование тега
Знакомство с Adobe Photoshop.
Лабораторная работа № 13
Работа со слоями.
Лабораторная работа № 14
Редактирование фотографий.
Лабораторная работа № 15
Создаем презентацию в PowerPoint.
Глава 4. Телекоммуникационные сети. Интернет (6 ч).
Локальная компьютерная сеть. Глобальные компьютерные сети. Адресация в Интернете. Поисковые системы Интернета. Интернет как источник информации. Сервисы Интернета. Интернет-телефония. Этика Интернета. Безопасность в Интернете. Информационная безопасность и защита интересов субъектов информационных отношений. Защита информации.
Компьютерный практикум
Лабораторная работа № 16
Знакомимся с компьютерными сетями.
Лабораторная работа № 17
Путешествие по страницам Интернета.
Лабораторная работа № 18
Поиск в Интернете.
Лабораторная работа № 19
Выбор профессии и трудоустройство через Интернет.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 2 "Основные информационные объекты. Их создание и компьютерная обработка. Телекоммуникационные сети. Интернет".
Глава 5. исследование алгоритмов математическими методами (2 ч).
Еще раз о понятии «алгоритм». Как доказывают применимость алгоритма. Лимитирующая функция. Инвариант цикла.
Компьютерный практикум
Лабораторная работа № 20
Исследование алгоритмов и программ.
Глава 6. Графы и алгоритмы на графах (4 ч).
Простейшие свойства графов. Способы представления графов. Алгоритмы обхода связного графа. Мосты и точки сочленения. Деревья. Каркасы минимального веса.
Компьютерный практикум
Лабораторная работа № 21
Способы представления графов.
Лабораторная работа № 22
Поиск в глубину.
Лабораторная работа № 23
Поиск в ширину.
Лабораторная работа № 24
Волновой алгоритм.
Лабораторная работа № 25
Мосты и точки сочленения.
Лабораторная работа № 26
Построение каркасов.
Лабораторная работа № 27
Построение стратегии на основе списка проигрышных позиций.
Контроль знаний и умений
Контрольная работа № 3 "Информационные модели в задачах управления. Графы и алгоритмы на графах."
Глава 7. Игры и стратегии (2 ч).
Дерево игры. Построение стратегии. Инвариант стратегии. Игра как модель управления.
Компьютерный практикум
Лабораторная работа № 27
Построение стратегии на основе списка проигрышных позиций.
Лабораторная работа № 28
Построение стратегии на основе инварианта.
Лабораторная работа № 29
Построение стратегии на основе оценочной функции.
Повторение (3 ч).
Повторение курса «Информатика и ИКТ. 10 класс»
Повторение курса «Информатика и ИКТ. 11 класс»
Контроль знаний и умений
Итоговая Контрольная работа №4
«Основные понятия курса Информатика и ИКТ 10-11 классы».
Учебно-тематический план
№/№
Содержание
Количество часов (всего)
Контрольные работы, проектные работы, лабораторные работы, практические работы, экскурсии (количество)
1.
Введение
1
2.
Информационная культура общества и личности
5
Лабораторная работа № 1
Модель горки. Проверка адекватности модели.
Лабораторная работа № 2
Задача о ценообразовании.
3.
Кодирование информации. Представление информации в компьютере.
6
Лабораторная работа № 3
Системы счисления с основанием, равным степени числа.
Лабораторная работа № 4
Коды, обнаруживающие и исправляющие ошибки.
Лабораторная работа № 5
Представление целых чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики.
Лабораторная работа № 6
Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики.
Контрольная работа №1 "Информационная культура общества и личности. Кодирование информации. Представление информации в компьютере".
4.
Основные информационные объекты. Их создание и компьютерная обработка
5
Лабораторная работа № 7
Создание текстовых информационных объектов.
Лабораторная работа № 8
Вставка объектов в текст.
Лабораторная работа № 9
Создание гиперссылок в тексте.
Лабораторная работа № 10
Знакомство с HTML.
Лабораторная работа № 11
Использование тегаЛабораторная работа № 12
Знакомство с Adobe Photoshop.
Лабораторная работа № 13
Работа со слоями.
Лабораторная работа № 14
Редактирование фотографий.
Лабораторная работа № 15
Создаем презентацию в PowerPoint.
5.
Телекоммуникационные сети. Интернет
6
Лабораторная работа № 16
Знакомимся с компьютерными сетями.
Лабораторная работа № 17
Путешествие по страницам Интернета.
Лабораторная работа № 18
Поиск в Интернете.
Лабораторная работа № 19
Выбор профессии и трудоустройство через Интернет.
Контрольная работа № 2 "Основные информационные объекты. Их создание и компьютерная обработка. Телекоммуникационные сети. Интернет".
6.
Информационные модели в задачах управления
2
Лабораторная работа № 20
Исследование алгоритмов и программ.
Контрольная работа № 3 "Информационные модели в задачах управления. Графы и алгоритмы на графах."
7.
Графы и алгоритмы на графах
4
Лабораторная работа № 27
Построение стратегии на основе списка проигрышных позиций.
Лабораторная работа № 28
Построение стратегии на основе инварианта.
Лабораторная работа № 29
Построение стратегии на основе оценочной функции.
8.
Игры и стратегии
2
Лабораторная работа № 27
Построение стратегии на основе списка проигрышных позиций.
Лабораторная работа № 28
Построение стратегии на основе инварианта.
Лабораторная работа № 29
Построение стратегии на основе оценочной функции.
9.
Повторение
3
Итоговая Контрольная работа №4
«Основные понятия курса Информатика и ИКТ 10-11 классы».
Критерии и нормы оценки, способы и средства проверки и оценки результатов обучения
Критерии оценки устного ответа:
«5» - 1. Конкретный и полный ответ на поставленный вопрос.
2. Определения и формулировки изложены четко, с использованием терминологии.
3. Приведены самостоятельно примеры.
4. Ответ содержит логику изложения.
5. Ответ полностью самостоятельный.
«4» - 1. Конкретный ответ на поставленный вопрос.
2. Приведены самостоятельно примеры.
3. Ответ содержит логику изложения.
4. Допущены 2 несущественные ошибки или 1 грубая ошибка.
«3» - 1. Ответ неконкретный, излишне пространный.
2.Определения изложены неточно, трудности с приведением примеров, способен ответить на наводящие вопросы учителя.
3. Допущены 2 существенные ошибки.
«2» - 1. Отсутствует ответ на вопрос или обнаружено полное непонимание основного
содержания учебного материала, не способен ответить на наводящие вопросы.
2. Допущены множественные существенные ошибки.
Критерии оценки лабораторных работ.
«5» - ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения заданий; самостоятельно и рационально выполняет задания. Работу проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда;
«4» - ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два- три недочёта;
не более одной негрубой ошибки и одного недочёта;
«3» - ставится, если работа выполнена не полностью, но объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе выполнения работы были допущены ошибки;
«2» - ставится, если работа выполнена неполностью и объём выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если задания выполнялись неправильно;
«1» - ставится, если учащийся совсем не выполнил работу.
Во всех случаях оценки снижается, если ученик не выполнял правила ТБ.
Перечень ошибок.
Грубые ошибки:
-
Незнание определений основных понятий, правил, основных положений теории.
-
Небрежное отношение к лабораторному оборудованию.
-
Нарушение требований правил безопасного труда.
Критерии оценки реферата.
«5» - 1. Правильно оформлен титульный лист. (указаны: тема реферата, заведение, ФИО ученика, учителя)
2. В содержании указаны все разделы работы и страницы.
-
Во введении автор реферата определяет предмет, цели к задачи исследования, обосновывает актуальность проблемы.
-
Тема раскрыта полностью. В реферате критически проанализированы различные точки зрения рассматриваемой проблемы, дана им аргументированная оценка. Материал представлен в последовательной, связной форме.
-
В работе не должно быть слов, понятий, определений, которые ученик не может объяснить.
-
Все страницы, кроме титульного листа и оглавления, пронумерованы. Количество не менее 20 печатных листов.
-
Список литературы составляется на основе библиографических правил и оформляется в конце реферата. Список литературы должен включать в себя не менее 8- 10 названий.
-
В реферате сделаны ссылки на использованную литературу, оформлены сноски.
-
В заключении реферата подводится итог в виде общих выводов.
-
В конце реферата приводится словарь терминов, использованных в работе.
-
Произведено предварительное рецензирование работы, учтены все замечания.
-
Защита проводится в устной форме, с использованием плана ответа.
Повышает оценку грамотное использование диаграмм и таблиц.
«4» - 1. Правильно оформлен титульный лист. (указаны: тема реферата, заведение,
ФИО ученика, учителя).
-
В содержании указаны все разделы работы и страницы.
-
Введение, включающее значения раскрываемой темы.
-
Тема раскрыта полностью. Используются схемы, взятые из дополнительных источников. Допущены некоторые неточности при изложении информации. Материал представляется в последовательной, но неполной форме. Страницы пронумерованы, количество менее 20 печатных листов.
-
Указано использованная при подготовке литература. (автор, издательство, год)
-
Проведено предварительное рецензирования, но многие замечания оставлены без внимания.
-
Защита реферата проводится частично в устной, частично в форме чтения с листов реферата.
-
В заключении подводятся итоги в виде общих выводов.
«3» - 1. Допущены неточности при оформлении титульного листа.
-
Содержание (разделы вместе с указанием страниц)
-
Отсутствует введения, включающее значение раскрываемой темы.
-
Тема раскрыта не полностью. Допущены неточности при изложении информации. Материал представляется в разрозненной, неполной форме. Количество листов менее 10.
-
Не указана использованная при подготовке литература.
-
Реферат не сдавался на предварительную проверку.
-
Защита реферата проводится в форме чтения с листов реферата.
Критерии оценки программы.
Требование к программе.
-
Заставка при запуске:
а) название;
б) автор;
в) руководитель;
г) школа её №;
д) заставка.
-
Меню:
а) о программе;
б) справка по пользованию;
в) пункт для запуска самой программы;
г) выход из программы.
-
Управление:
а) при помощи клавиатур;
б) при помощи мыши;
в) наличие подсказок по ходу выполнения программы;
г) связь между уровнями меню.
Требование к самой программе:
-
если обучающая программа тогда:
а) полнота излагаемого материала;
б) конкретность темы;
в) наличие наглядности при объяснении (рисунки, таблицы, схемы и т.д.);
г) пролистывание страниц;
2) тренировочная:
а) разнообразность в заданиях по теме;
б) возможность повторного выполнения теста;
в) поднабор родных заданий (несколько вариантов)
г) оценка теста с возможностью его повторения и рекомендации;
-
контролирующая:
а) связь вопросов с темой;
б) варьирование вопросов и ответов;
в) защита от перезапуска программы;
г) оценка за контроль;
-
обучающие- контролирующая:
требование к пунктам 1 и 3
5) программный продукт (кроссворд, графический редактор, игра и т.д.)
а) соответствие цели и результата;
б) оформление
г) способ общения с пользователем (возможен не всегда);
Ко всем программам:
а) использование наиболее результативных структур языка Т.Р.;
б) комментарии к блокам;
в) компактность;
г) соблюдение правил хорошего тона.
Критерии оценки проекта
-
Аргументированность выбора темы, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.
-
Объем и полнота разработок, выполнение принятых этапов проектирования, самостоятельность, законченность, материальное воплощение проекта.
-
Аргументированность предлагаемых решений, подходов, полнота библиографии, использование литературы.
-
Оригинальность темы, подходов, найденных решений, аргументации материального воплощения и представления проекта.
-
Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрикация и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков.
-
Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность, объем тезауруса, убедительность и убежденность.
-
Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи.
-
Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизационное начало, удержания внимания аудитории.
-
Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.
Результаты освоения содержания курса
Личностные образовательные результаты:
-
готовность к самоидентификации в окружающем мире на основе критического анализа информации, отражающей различные точки зрения на смысл и ценности жизни;
-
умение создавать и поддерживать индивидуальную информационную среду, обеспечивать защиту значимой информации и личную информационную безопасность, развитие чувства личной ответственности за качество окружающей информационной среды;
-
приобретение опыта использования информационных ресурсов общества и электронных средств связи в учебной и практической деятельности;
-
умение осуществлять совместную информационную деятельность, в частности при выполнении учебных проектов;
-
повышение своего образовательного уровня и уровня готовности к продолжению обучения с использованием ИКТ.
Метапредметные образовательные результаты:
-
планирование деятельности: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
-
прогнозирование результата деятельности и его характеристики;
-
контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном;
-
коррекция деятельности: внесение необходимых дополнений и корректив в план действий;
-
умение выбирать источники информации, необходимые для решения задачи (средства массовой информации, электронные базы данных, информационно-телекоммуникационные системы, Интернет, словари, справочники, энциклопедии и др.);
-
умение выбирать средства ИКТ для решения задач из разных сфер человеческой деятельности;
-
представление знаково-символических материалов на естественном, формализованном и формальном языках, преобразование одной формы записи в другую.
Предметные образовательные результаты:
в сфере познавательной деятельности:
-
освоение основных понятий и методов информатики;
-
выделение основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;
-
выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации, отвечающей данной задаче диалоговой или автоматической обработки информации (таблицы, схемы, графы, диаграммы; массивы, списки, деревья и др.);
-
преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;
-
оценка информации с позиций интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, объективность, полнота, актуальность и т. п.);
-
развитие представлений об информационных моделях и важности их использования в современном информационном обществе;
-
оценивание числовых параметров информационных процессов (объёма памяти, необходимого для хранения информации, скорости обработки и передачи информации и пр.);
-
построение простейших функциональных схем основных устройств компьютера;
-
определение основополагающих характеристик современного персонального коммуникатора, компьютера, суперкомпьютера; понимание функциональных схем их устройства;
-
решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;
в сфере ценностно-ориентационной деятельности:
-
понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;
-
оценка информации, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;
-
использование ссылок и цитирование источников информации, анализ и сопоставление различных источников;
-
проблемы, возникающие при развитии информационной цивилизации, и возможные пути их разрешения;
-
приобретение опыта выявления информационных технологий, разработанных со скрытыми целями;
-
следование нормам жизни и труда в условиях информационной цивилизации;
-
авторское право и интеллектуальная собственность; юридические аспекты и проблемы использования ИКТ в быту, учебном процессе, трудовой деятельности;
в сфере коммуникативной деятельности:
-
осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;
-
получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи, о важнейших характеристиках каналов связи;
-
овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации (браузеров) и поисковых программ, осуществления передачи информации по электронной почте и др.;
-
соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;
в сфере трудовой деятельности:
-
определение средств информационных технологий, реализующих основные информационные процессы;
-
понимание принципов действия различных средств информатизации, их возможностей и технических и экономических ограничений;
-
рациональное использование широко распространённых технических средств информационных технологий для решения общепользовательских задач и задач учебного процесса (персональный компьютер, сканер, графическая панель, принтер, цифровой проектор, диктофон, видеокамера, цифровые датчики и др.);
-
знакомство с основными программными средствами персонального компьютера - инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач, система команд, система отказов);
-
умение тестировать используемое оборудование и программные средства;
-
использование диалоговой компьютерной программы управления файлами для определения свойств, создания, копирования, переименования, удаления файлов и каталогов;
-
выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;
-
использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов (форматирование, сохранение, копирование фрагментов и пр.);
-
создание и редактирование рисунков, чертежей, анимаций, фотографий, аудио- и видеозаписей, слайдов презентаций;
-
использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений;
-
приобретение опыта создания и преобразования информации различного вида, в том числе с помощью компьютера;
-
знакомство с эстетически-значимыми компьютерными моделями и средствами их создания;
-
приобретение опыта создания эстетически значимых объектов с помощью возможностей средств информационных технологий (графических, цветовых, звуковых, анимационных);
-
понимание особенностей работы со средствами информатизации, их влияния на здоровье человека, владение профилактическими мерами при работе с этими средствами;
-
соблюдение требований безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.
Календарно-тематический план
№ урока
п\п
Раздел и № урока в нем
Тема урока
Основное содержание темы, термины и понятия
Этап учебной
деятельности
Предметные действия(характеристика основных видов деятельности)
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Регулятивные УУД
Дата план
Дата факт
1
Введение
1
Содержание курса «Информатика и ИКТ. 11 класс». ТБ при работе за компьютером.
Информатика и ИКТ. 11 класс. ТБ при работе за компьютером
Проведение стартовой работы.
Коррекция знаний и
способов действий
Знать о требованиях организации рабочего места и правилах поведения в кабинете информатики. Иметь общие представления о месте информатики в системе других наук, о целях изучения курса информатики и ИКТ. Уметь работать с учебником. Иметь навыки безопасного и целесообразного поведения при работе в компьютерном классе
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2. Поиск и выделение необходимой информации;
3. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
4. Выдвижение гипотез и их обоснование;
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
3. Постановка вопросов
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
1. Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.
1 неделя
2
Глава 1. Информационная культура общества и личности
1
Социальные эффекты информатизации.
Информационная грамотность - базовый элемент информационной культуры.
Понятие информационной культуры.
Информационная культура, информационное мировоззрение, информационная грамотность. Сайт, пиксель, информатизация общества, информатизация.
Коррекция знаний и
способов действий
Организовать поиск и отбор информации, оценивать достоверность, полноту, объективность информации, представлять информацию в различных видах
Работать в текстовом редакторе
1. Овладение логическими действиями
определения и ограничения понятий,
установления причинно-следственных
связей и умения анализировать и
обобщать изученный материал.
1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
2 неделя
3
2
Методы работы с информацией. Методы свертывания информации. Моделирование - краеугольный камень информационного мировоззрения.
Понятие «информации», информационные процессы, этапы работы с информацией. Способы свертывания информации.
Коррекция знаний и
способов действий,
Определять осмысления информации из высказываний
Строить схемы в виде кластера.
1. Овладение логическими действиями
определения и ограничения понятий,
установления причинно-следственных
связей и умения анализировать и
обобщать изученный материал.
1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
3 неделя
4
3
Информационные модели в задачах управления.
Лабораторная работа № 1
Модель горки. Проверка адекватности модели.
Этапы построения модели с помощью ПК, понятие модели, понятие системы.
Модель горки. Проверка адекватности модели.
Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
Формулировать предположения, лежащие в основе модели, выделять исходные данные и результаты в простейших компьютерных моделях, строить простейшие компьютерные модели, анализировать соответствие модели и сходной задачи
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2. Поиск и выделение необходимой информации;
3. Знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Постановка вопросов
3. Умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
4. Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
1. Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.
2. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
4 неделя
5
4
Модель экономической задачи.
Лабораторная работа № 2
Задача о ценообразовании.
Этапы решения задач с помощью ПК, управление по принципу обратной связи, процессы управления.
Задача о ценообразовании.
Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
В задачах управления выделять объект управления, цель, которую нужно достигнуть в результате управления, строить модели управления по принципу обратной связи, проводить компьютерные эксперименты с этой моделью.
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Поиск и выделение необходимой информации;
2. Умение структурировать знания;
3. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
4. Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
5. Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Постановка вопросов
3. Умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
4. Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
1. Использовать внешний план для решения поставленной задачи или достижения цели
2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения, в том числе, во внутреннем плане,
3. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.
5 неделя
6
5
Международные исследования PISA.
Исследования PISA в России.
Определение границы знания и незнания, коррекция знаний и способов действий
Выполнять задания относящиеся к информационной грамотности.
1.Формирование целостного мировоззрения мира.
2.Получение представления о месте информационных технологий в современном обществе, их профессиональном использовании, осознание их практической значимости.
1.Оценка процесса и результатов деятельности.
2.Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.
3.Извлечение необходимой информации; определение основной и второстепенной информации.
1. Умение оценивать результат своей работы с помощью тестовых компьютерных программ.
2.Самостоятельное определение пробелов в усвоении материала курса.
6 неделя
7
Глава 2. Кодирование информации. Представление информации в компьютере.
1
Системы счисления. Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую. Перевод дробных чисел из одной системы счисления в другую.
Принципы записи чисел в позиционной СС.
Коррекция знаний и
способов действий
Переводить числа из 10-ой СС в 2-ую и обратно; из 2-ой в 16-ую и обратно
1. Овладение логическими действиями
определения и ограничения понятий,
установления причинно-следственных
связей и умения анализировать и
обобщать изученный материал.
1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
7 неделя
8
2
Кодовые таблицы. Кодирование цветовой информации. Цветовая модель HSB.
Кодирование информации. Понятие двоичного кодирования. Закон трехмерности. Закон непрерывности
Определение количества информации. Кодовые таблицы Ascii, Кои-8. Кодирование основных цветов, RGB-кодирование.
Коррекция знаний и
способов действий
Пользоваться таблицами кодировки, считать информацию емкости Unicode. Кодировать и декодировать информацию с помощью таблиц кодировки
1. Овладение логическими действиями
определения и ограничения понятий,
установления причинно-следственных
связей и умения анализировать и
обобщать изученный материал.
1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
8 неделя
9
3
Получение изображений на бумаге. Коды, обнаруживающие и исправляющие ошибки. Экономные коды. Алгоритмы сжатия.
Круг Манссела. RGB-модель. HSB-модель. Вычитательная модель. CMY-кодирование. Шум
Характеристики HSB-модели. Основные цвета при CMY-кодировании. Формулы перехода из RGB-кодировки в CMY-кодирование
Коррекция знаний и
способов действий,
Строить RGB-модель. Пользоваться кругом Манссела. Находить расстояние между словами. Кодировать и декодировать слова при помощи кода Хэмминга
1. Овладение логическими действиями
определения и ограничения понятий,
установления причинно-следственных
связей и умения анализировать и
обобщать изученный материал.
1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
9 неделя
10
4
Необратимые алгоритмы сжатия. Обработка информации при помощи компьютера. Булевы функции.
Лабораторная работа № 3
Системы счисления с основанием, равным степени числа.
Лабораторная работа № 4
Коды, обнаруживающие и исправляющие ошибки.
Логические элементы и вентили. Три принципа фон Неймана. Булевы функции. Управление памятью и внешними устройствами.
Основные логические элементы и вентили. Принципы фон Неймана. Разделение информации, хранимой в памяти ПК, на числа и команды.
Коррекция знаний и
способов действий,
решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
Строить логические таблицы при помощи булевых функций. Составлять формулы, описывающие схемы.
1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.
1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.
10 неделя
11
5
Логика оперативной памяти. Представление целых чисел в памяти компьютера. Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики.
Лабораторная работа № 5
Представление целых чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики.
Лабораторная работа № 6
Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики.
Логическое устройство оперативной памяти.
Представление целых чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики. Представление вещественных чисел в памяти компьютера. Особенности компьютерной арифметики.
Коррекция знаний и
способов действий,
решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.
1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.
11 неделя
12
6
Контрольная работа №1 "Информационная культура общества и личности. Кодирование информации. Представление информации в компьютере".
Основные понятия главы 1,2.
Контроль
применять полученные знания при обработке информации и решения задач, тестирование
1.Структурирование знаний.
2.Выбор эффективных способов решения задач
контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); оценка; самооценка
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.
12 неделя
13
Глава 3. Основные информационные объекты. Их создание и компьютерная обработка
1
Создание и форматирование текста. Вставка объектов в текст документа.
Лабораторная работа № 7
Создание текстовых информационных объектов.
Лабораторная работа № 8
Вставка объектов в текст.
Текстовый редактор: его назначения и основные функции. Работа с текстовым редактором
Возможности текстового редактора, основные операции редактирования текста
Коррекция знаний и
способов действий,
решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
Работать с текстовым редактором MS Word.
1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.
1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.
13 неделя
14
2
Гипертекст. Основы HTML. Гиперссылки в HTML. Лабораторная работа № 9
Создание гиперссылок в тексте.
Гипертекст. Текстовый редактор
Возможности вставки объекта в текстовый документ.
Коррекция знаний и
способов действий,
решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
Внедрять объекты в текстовый редактор, созданные в других приложениях, создавать гиперссылки в тексте.
1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.
1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.
14 неделя
15
3
Оформление HTML-страницы. Объекты других приложений в HTML.
Лабораторная работа № 10
Знакомство с HTML.
Лабораторная работа № 11
Использование тега
Элементы HTML.
Описание HTML страниц. Понятие контейнера
Теги. Оформление HTML - страницы
Расположение различных информационных объектов на HTML - странице
Коррекция знаний и
способов действий,
решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
Правильно определять контейнеры, строить гипертекстовые ссылки
Использование тега
1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.
1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.
15 неделя
16
4
Компьютерные словари и системы перевода текстов. Компьютерная обработка графических информационных объектов.
Лабораторная работа № 12
Знакомство с Adobe Photoshop.
Лабораторная работа № 13
Работа со слоями.
Лабораторная
Система компьютерного перевода текста. Инструменты Лассо. Машинная графика. Графический экран, цвет, графические примитивы
Виды компьютерной графики. Типы слоев и их назначение в Adobe Photoshop
Определение границы знания и
незнания, коррекция знаний и
способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
Использовать инструменты Лассо, работать со слоями в Adobe Photoshop.
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2. Поиск и выделение необходимой информации;
3. Установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;
4. Выдвижение гипотез и их обоснование;
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2.Определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
3. Постановка вопросов
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
1. Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.
16 неделя
17
5
Компьютерная обработка цифровых фотографий. Компьютерные презентации.
Лабораторная работа № 14
Редактирование фотографий.
Лабораторная работа № 15
Создаем презентацию в PowerPoint.
Коррекция, контраст, яркость
В чем состоит преимущество цифровой фотографии перед пленочной. Слайд, мультимедийная информация
Назначение инструментального средства PowerPoint, основные этапы работы электронной презентации.
Обобщение, систематизация
знаний, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
Работать с фотографией и редактировать ее в Adobe Photoshop.
Создавать презентацию в PowerPoint.
1. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
2. Поиск и выделение необходимой информации;
3. Знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);
1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
2. Постановка вопросов
3. Умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;
4. Формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
1. Ставить учебные цели с помощью учителя и самостоятельно.
2. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Оценивать свое задание по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
17 неделя
18
Глава 4. Телекоммуникационные сети. Интернет
1
Локальная компьютерная сеть. Глобальные компьютерные сети.
Лабораторная работа № 16
Знакомимся с компьютерными сетями.
Принцип работы модема и сетевой карты, принцип работы локальной и глобальной сетей и электронной почты, ресурсы и наиболее употребительные сервисы Интернета.
Коррекция знаний и
способов действий,
решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
Пользоваться услугами электронной почты, ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет
1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.
1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.
18 неделя
19
2
Адресация в Интернете. Поисковые системы Интернета.
Лабораторная работа № 17
Путешествие по страницам Интернета.
Как воспользоваться поисковой системой, морфологический поиск, свойства поисковой системы.
Определение границы знания и
незнания, коррекция знаний и
способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
Ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет
1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.
1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.
19 неделя
20
3
Интернет как источник информации. Сервисы Интернета.
Лабораторная работа № 18
Поиск в Интернете.
Адресный поиск, тематический поиск, википедия
Чем адресный поиск отличается от тематического, что такое википедия, почему ее называют открытой энциклопедией.
Определение границы знания и
незнания, коррекция знаний и
способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
Ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет
1. Овладение логическими действиями определения и ограничения понятий, установления причинно-следственных связей и умения анализировать и обобщать изученный материал.
1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками.
20 неделя
21
4
Интернет-телефония. Этика Интернета. Безопасность в Интернете.
Лабораторная работа № 19
Выбор профессии и трудоустройство через Интернет.
Сервисы Интернета, электронная почта, безопасность ПК
Определение границы знания и
незнания, коррекция знаний и
способов действий, решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
Стать участниками телеконференции, применять технологии GPRS, этика Интернета
1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.
1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.
21 неделя
22
5
Информационная безопасность и защита интересов субъектов информационных отношений. Защита информации.
Как устроен адрес электронной почты, суть ftp-сервиса, правовые проблемы в использовании Интернета, каким видам атак может подвергнуться ПК
Определение границы знания и
незнания, коррекция знаний
и способов действий,
Ориентироваться в информационном пространстве сети Интернет
1.Структурирование знаний.
2.Выбор эффективных способов решения задач.
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.
22 неделя
23
6
Контрольная работа № 2 "Основные информационные объекты. Их создание и компьютерная обработка. Телекоммуникационные сети. Интернет."
Основны понятия главы 3,4
Контроль
Применять полученные знания при обработке информации и решения задач, тестирование
1.Структурирование знаний.
2.Выбор эффективных способов решения задач
контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); оценка; самооценка
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.
23 неделя
24
Глава 5. Информационные модели в задачах управления
1
Еще раз о понятии «алгоритм». Как доказывают применимость алгоритма.
Алгоритм.
Применение алгоритма.
Коррекция знаний и
способов действий
Уметь применять алгоритм к различным задачам.
1. Овладение логическими действиями
определения и ограничения понятий,
установления причинно-следственных
связей и умения анализировать и
обобщать изученный материал.
1.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.
1.Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
24 неделя
25
2
Лимитирующая функция. Инвариант цикла.
Лабораторная работа № 20
Исследование алгоритмов и программ.
Лимитирующая функция. Инвариант цикла.
Исследование алгоритмов и программ.
Коррекция знаний и
способов действий,
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
Уметь анализировать алгоритмы.
1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.
1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.
25 неделя
26
Глава 6. Графы и алгоритмы на графах
1
Простейшие свойства графов. Способы представления графов.
Лабораторная работа № 21
Способы представления графов.
Лабораторная работа № 22
Поиск в глубину.
Лабораторная работа № 23
Поиск в ширину.
Граф, маршрут, цепь, цикл, таблица смежности
Понятие графа, ребер, вершин, таблица смежности, виды цепей
Коррекция знаний и
способов действий,
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
Схематически изображать графы, строить графы и составлять алгоритмы при помощи таблиц смежности
1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.
1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.
26 неделя
27
2
Алгоритмы обхода связного графа. Мосты и точки сочленения.
Лабораторная работа № 24
Волновой алгоритм.
Лабораторная работа № 25
Мосты и точки сочленения.
Граф, маршрут, цепь, цикл, таблица смежности
Понятие графа, ребер, вершин, таблица смежности, виды цепей
Определение границы знания и
незнания, коррекция знаний и
способов действий.
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
Изображать деревья с вершинами, строить дерево с применением поиска в ширину и глубину, использовать метод Краскала при нахождении минимального веса для графа
1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.
1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.
27 неделя
28
3
Деревья. Каркасы минимального веса.
Лабораторная работа № 26
Построение каркасов.
Лабораторная работа № 27
Построение стратегии на основе списка проигрышных позиций.
Дерево графа, алгоритм Краскала
Почему граф называют деревом, как связаны ребра и вершины в дереве
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
Изображать деревья с вершинами, строить дерево с применением поиска в ширину и глубину, использовать метод Краскала при нахождении минимального веса для графа
1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.
1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.
28 неделя
29
4
Контрольная работа № 3 "Информационные модели в задачах управления. Графы и алгоритмы на графах."
Основные понятия главы 5,6
Контроль
Применять полученные знания при обработке информации и решения задач, тестирование
1.Структурирование знаний.
2.Выбор эффективных способов решения задач
контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); оценка; самооценка
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.
29 неделя
30
Глава 7. Игры и стратегии
1
Дерево игры. Построение стратегии.
Лабораторная работа № 27
Построение стратегии на основе списка проигрышных позиций.
Лабораторная работа № 28
Построение стратегии на основе инварианта.
Конечность игры, игра с полной информацией, выигрышная стратегия, алгоритм планирования
Коррекция знаний и
способов действий,
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
Строить дерево игры
1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.
1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.
30 неделя
31
2
Инвариант стратегии. Игра как модель управления.
Лабораторная работа № 29
Построение стратегии на основе оценочной функции.
Дерево игры, определение непроигрышной стратегии, игра является конечной, определение эвристики
Коррекция знаний и
способов действий,
Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового
Строить дерево игры
1.Выделение и формулирование познавательной цели.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем.
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Использование внешнего плана для решения поставленной задачи.
1.Развитие умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты.
31 неделя
32
Повторение
1
Повторение курса «Информатика и ИКТ. 10 класс»
Основныен понятия Информатики и ИКТ. 10 класс
Обобщение, систематизация
знаний
Знать основные понятия курса. Уметь анализировать информацонные процессы.
1.Структурирование знаний.
2.Выбор эффективных способов решения задач
контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); оценка; самооценка
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.
33 неделя
33
2
Повторение курса «Информатика и ИКТ. 11 класс»
Основныен понятия Информатики и ИКТ. 10-11 класс
Обобщение, систематизация
знаний
Знать основные понятия курса. Уметь анализировать информацонные процессы.
1.Структурирование знаний.
2.Выбор эффективных способов решения задач
контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона); оценка; самооценка
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2. Умение определить ошибки в плане действий и внесение в него изменений.
33 неделя
34
3
Итоговая Контрольная работа №4
«Основные понятия курса Информатика и ИКТ 10-11 классы ».
Основные понятия курса информатики и ИКТ 10-11 класс.
Контроль
Знать основные понятия курса, повторение теоретических основ.
1.Формирование целостного мировоззрения мира.
2.Понимание практики как критерия истинности знания.
1.Поиск и выделение необходимой информации.
2.Самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.
1.Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
2.Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.
34 неделя
Проектные работы:
Предлагаемые темы
-
Создание задачника по теме «Кодирование информации» (групповой проект в MS Word)
-
Электронный конспект по теме «Свойства алгоритмов» (парная работа в MS Word)
-
Создание базы данных «Мой класс» (парная работа в MS Access)
-
Создание теста по теме «Массивы» (групповой проект в MS Word)
-
Задачник по теме «Количество информации» (групповой проект в MS Word)
-
«Моделирование процессов в живой и неживой природе» (парная работа в Power Point)
-
«Моя логическая задача» (групповой проект в MS Word)
Технологии обучения, формы уроков и внеурочной деятельности по предмету.
Для успешной реализации инновационного содержания современных учебно-методических комплексов считаю нужным использовать следующие педагогические технологии:
-
проблемное обучение;
-
проектные методы обучения;
-
моделирующее обучение (использование в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр);
-
здоровье сберегающие технологии и другие.
Контрольно - измерительные и дидактические материалы
Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика и ИКТ. 11 кл. Тематические тесты. Базовый и профильный уровни. - М.: Просвещение, 2010.
Информационно-методическое обеспечение
В состав учебно-методического комплекта по базовому курсу «Информатика и ИКТ» входят:
-
Гейн А.Г., Сенокосов А.И «Информатика и ИКТ, 11 класс, Базовый и профильный уровни», просвещение, 2009
-
Гейн А.Г., Юнерман Н.А. Информатика и ИКТ. 11 кл. Тематические тесты. Базовый и профильный уровни. - М.: Просвещение, 2010.
-
Гейн А.Г. «Информатика и ИКТ. 10-11 классы. Задачник-практикум. Базовый и профильный уровни», 2011 г.
-
Гейн А.Г., Юнерман Н.А., Гейн А.А «Информатика и ИКТ. 10-11 класс. Книга для учителя». Базовый и профильный уровни..2009 г.
Дополнительная литература
-
Самылкина В. Построение тестовых заданий по информатике. Методическое пособие. - М.: «Бином. Лаборатория знаний», 2003 [161]
-
Чернов А.В. Информатика. Тесты к олимпиадам и итоговому тестированию. - Волгоград: «Учитель», 2006 [175]
-
Шакин В.Н. Информатика. Учебное пособие для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [176]
-
Шакин В.Н. Информатика. Сборник задач для абитуриентов МТУСИ. Москва, 2005 [177]
-
Мендель А.В. Информатика 9-11. Подготовка учащихся к олимпиадам. - Волгоград: «Учитель», 2009
-
Энциклопедия учителя информатики ГИ №11-17.07
-
Олимпиады по информатике ГИ №16.06, 23.06(стр. 22 - 40)
-
Набор цифровых образовательных ресурсов для 8 класса (metodist.lbz.ru)
-
Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (school-collection.edu.ru/)
-
Ресурсы Википедии
Электронные учебные пособия
-
metodist.ru Лаборатория информатики МИОО
-
it-n.ru Сеть творческих учителей информатики
-
metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики
-
fcior.edu.ru eor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)
-
pedsovet.su Педагогическое сообщество
-
school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов