• Преподавателю
  • Информатика
  • МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателей по теме: «Выполнение графического отображения данных в Excel»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателей по теме: «Выполнение графического отображения данных в Excel»

Методическая  разработка для преподавателей по теме «Выполнение графического отображения данных в Excel» проведена по дисциплине «Информационные технологии в профессиональной деятельности» для специальности 34.02.01 Сестринское дело.  Методическая разработка содержит конспект занятия, практические задания, задания для домашней работы, вопросы для контроля по итогам изучения темы, задания для самостоятельной работы студентов, список литературы и предназначена для преподавателей в качестве методич...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Кудымкарское медицинское училище»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

для преподавателей


по теме:

«Выполнение графического отображения данных в Excel»


дисциплина

«Информационные технологии

в профессиональной деятельности»


для специальности 34.02.01 Сестринское дело


















2014


Одобрено

цикловой комиссией

ОГСЭД и ЕНД

Протокол № _______

от «___» _______2014г.

Председатель:

________ Л.Н. Замышляева











Составитель: Кривощекова М.В. - преподаватель первой квалификационной категории, ГБОУ СПО «Кудымкарское медицинское училище»


Пояснительная записка


Методическая разработка по теме «Выполнение графического отображения данных в Excel» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 34.02.01 Сестринское дело.

Методическая разработка содержит конспект занятия, практические задания, задания для домашней работы, вопросы для контроля по итогам изучения темы, задания для самостоятельной работы студентов, список литературы и предназначена для преподавателей в качестве методической помощи для подготовки к занятию при изучении данной темы.

Цель изучения данной темы - подготовка специалиста, владеющего необходимыми знаниями в области информационных и коммуникационных технологий, практическими навыками работы с приложением MS Excel.

При изучении темы будут формироваться следующие ОК:

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 9. Ориентироваться и адаптироваться к измененным методикам и технологиям в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Проводить мероприятия по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения.

ПК 2.1. Представлять информацию в понятном для пациента виде, объяснять ему суть вмешательств.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

Основной задачей преподавателя является подготовка квалифицированных специалистов владеющих знаниями в области информационно-коммуникационных технологий.

Актуальность темы

В настоящее время владение приложением MS Excel необходимо для работы в разных областях деятельности. Средние медицинские работники обрабатываю большое количество информации, часто оформляют документацию по медицинскому учреждению, осуществляют статистические расчеты и проводят анализ данных с помощью табличного процессора. Таким образом, медицинские работники должны знать основные принципы работы с приложением MS Excel и иметь навыки работы с данной программой.

После изучения темы студент должен уметь:

- оформлять таблицы в приложении MS Excel;

- осуществлять расчеты с помощь формул;

- строить основные диаграммы по данным таблицы;

- оформлять диаграммы и изменять в них данные.

После изучения темы студент должен знать:

- алгоритм оформления таблицы с границами и заливкой ячеек;

- алгоритм ввода формулы в ячейку и осуществление подсчета;

- алгоритм построения диаграмм.

Практическое занятие.

Тема: «Выполнение графического отображения данных в Excel»

Цели:

Образовательная: сформировать понятие о работе с диаграммами и графиками в приложении MS Excel;

Развивающая: развитие пространственного мышления, развитие логического мышления, развитие умения применять знания на практике; развитие умений работать на компьютере.

Воспитательная: стимулировать познавательный интерес за счет связи заданий с медицинской практикой, расширение кругозора учащихся.

Задачи: ознакомить студентов с мастером диаграмм, пошаговым алгоритмом построения диаграмм, научить работать с диаграммами, отработать алгоритм построения диаграмм и добавление линии тренда.

Педагогические технологии: педагогика сотрудничества; компьютерные технологии.

Методы: эвристическая беседа, иллюстрация, упражнения.

Формы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа на компьютере (по заданиям)

Оборудование: компьютеры (терминалы), распечатанные практические задания, карточки с домашним заданием.

План занятия

№ п/п

Этапы

Время (мин)

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Дидактические материалы


1.

Организа-ционный момент.

2

Отметка отсутствующих на занятии, проверка подготовленности аудитории и студентов к занятию. Преподаватель формулирует тему и цели занятия.

Обучающиеся садятся за парты, дежурный объявляет, кого на уроке нет.


2.

Изучение нового материала. Объяснение алгоритма работы

7

Объяснение проходит в виде беседы преподавателя и студентов, по «Мастеру диаграмм» в приложении MS Excel 2007.

Обучающиеся записывают в тетради алгоритм создания диаграммы.

Табличный процессор MS Excel 2007

3.

Самостоя-тельная работа студентов

20

Инструктаж по самостоятельной работе. Наблюдение за работой студентов и индивидуальная помощь.

Обучающиеся работают индивидуально с карточками.

Карточки-задания «Табличный процессор MS Excel 2007»

4.

Расслабляю-щие упражнения при работе за компьютером

2


Преподаватель наблюдает за деятельностью обучающихся

Студенты выполняют расслабляющие упражнения.


5.

Закрепление знаний и практических умений

7

Проверка решения задач и требуемых к ним видов диаграмм.

Сверка решения задач и построенных диаграмм.


6.

Рефлексия


3

Преподаватель подводит итоги рефлексии, выставляет оценки. Благодарит за работу всех студентов.

Индивидуальная оценка результативности занятия на листке рефлексии

контрольные листы самооценки

7.

Домашнее задание

2

Преподаватель объясняет домашнее задание

Записывают домашнее задание.

Карточки с домашним заданием

8.

Итоги занятия

2

Преподаватель объявляет оценки за занятие


Ход занятия.


  1. Организационный момент (2 мин).

Отметка отсутствующих на занятии, проверка подготовленности аудитории и студентов к занятию. Преподаватель формулирует тему и цели занятия.

2. Изучение нового материала. Объяснение алгоритма работы (7 мин).

Обучающимся предлагается открыть приложение MS Excel. Под руководством преподавателя студенты повторяют меню диаграммы. Так как простейшие диаграммы уже изучались, студентам задаются вопросы, по элементарным построениям. В беседе со студентами повторяется алгоритм построения диаграмм.

Для построения диаграммы необходимо выделить диапазон ячеек, содержащих данные. Запустить Мастер диаграмм с помощью команды [Вставка-Диаграмма...]. Далее выбирается тип диаграмм в соответствии с заданием или самостоятельно, наиболее подходящий тип диаграммы. На втором шаге выбираются исходные данные, подписываются данные оси и ряды. На третьем шаге выбираются параметры диаграммы, подписываются заголовки, оси, значения и т.д. На четвертом шаге выбирается, где будет располагаться диаграмма.

3. Самостоятельная работа студентов (выполнение практических заданий на компьютере 20 мин).

Задание 1. Построить график изменения давления пациента в течение суток.

Для построения графика необходимо:

1) ввести время измерения t (шаг 30 минут);

2) ввести данные измерения систолического и диастолического (данные можно взять из образца или ввести самостоятельно);

3) вычислить пульсовое давление (разница между систолическим и диастолическим давлением)

2) построить на одном поле диаграмму, отображающую систолическое, диастолическое и пульсовое давление (для этого выделить данные трех столбцов);

3) выбрать тип диаграммы «График»;

4) подписать ряды в соответствии с данными;

5) в качестве подписи горизонтальной оси выбрать данные времени измерения;

6) подписать саму диаграмму.




Образец таблицы и диаграммы

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателей по теме: «Выполнение графического отображения данных в Excel»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателей по теме: «Выполнение графического отображения данных в Excel»

Задание 2. Оформить таблицу по образцу. Произвести расчеты для столбца «Прочие».

Формула для расчета столбца «Прочие»:

Прочие = Всего работников-Врачи-Средние медицинские работники-Работники образования-Вспомогательный персонал

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателей по теме: «Выполнение графического отображения данных в Excel»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателей по теме: «Выполнение графического отображения данных в Excel»МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателей по теме: «Выполнение графического отображения данных в Excel»

Построить две диаграммы:

1. Диаграмма по столбцу «Всего работников»

  • использовать тип Линейчатая;

  • подписать года на оси;

  • подписать название диаграммы;

  • оформить диаграмму разными цветами.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателей по теме: «Выполнение графического отображения данных в Excel»

2. Сравнительная диаграмма по пяти столбцам «В том числе»

  • использовать тип Гистограмма;

  • подписать года на оси;

  • подписать ряды и название диаграммы.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателей по теме: «Выполнение графического отображения данных в Excel»

4. Расслабляющие упражнения при работе за компьютером (2 мин)

Студенты выполняют расслабляющие упражнения, рекомендованные стандартами безопасности при работе за компьютером.

5. Закрепление знаний и практических умений. (7 мин)

Проверка решения задач и требуемых к ним видов диаграмм. Преподаватель демонстрирует образцы решения, обучающиеся сверяются. Оцените себя, используя оценочную таблицу на листке рефлексии.

6. Рефлексия (3 мин)

Чему научились на занятии? Что узнали нового? Подсчитайте количество полученных баллов за занятие в листе контроля. Используя ключ, поставьте себе оценку за урок. Оцените свою работу сегодня в листе рефлексии, используя символы.

7. Домашнее задание (2 мин)

Студентам раздаются карточки с заданиями (каждому студенту). Задания комментируются преподавателем.

1 часть.

Карточка-задание.

По данным стоимости паровых стерилизаторов построить две диаграммы разного типа (тип диаграммы подобрать самостоятельно, для наиболее точного отображения данных).

Сделать сортировку по возрастанию цены и фильтр по условию стоимости от 700000 до 3000000.

Вариант 1.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателей по теме: «Выполнение графического отображения данных в Excel»

Вариант 2.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателей по теме: «Выполнение графического отображения данных в Excel»

Вариант 3.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателей по теме: «Выполнение графического отображения данных в Excel»

2 часть

Студентам дается домашнее задание на подготовку презентаций по пройденной теме (темы указаны в приложении, в заданиях для самостоятельной работы студентов).

На подготовку задания дается две недели. Презентация сдается в виде сообщения с показом самой презентации.

Правила оформления презентации:

  1. Презентация должна содержать не менее 10 слайдов.

  2. Первый слайд обязательно должен быть титульный (с указанием темы и авторов презентации)

  3. Презентацию необходимо выдержать в едином стиле оформления, снабдить текст иллюстрациями.

  4. Желательно сделать переходы слайдов и анимацию к объектам слайдов (не перегружая презентацию).


  1. Итоги занятия (2 мин)

Преподаватель подводит итоги, выставляет оценки. Благодарит за работу всех студентов.

Приложения.


Вопросы для контроля знаний

  1. Каким образом можно построить диаграмму по исходным данным?

  2. На каком шаге при построении диаграммы выбирается, где будет располагаться диаграмма?

  3. Если на втором шаге не были подписаны исходные данные по оси, каким образом можно их подписать?

  4. Какой тип диаграммы необходимо выбрать для сравнения данных (приведите несколько примеров)?

  5. Какой тип диаграммы необходимо выбрать для отображения данных зависящих от времени?

  6. Каким образом добавляется к диаграмме линия тренда?

  7. Для всех ли типов диаграмм возможно добавление линии тренда?




Оценочная таблица

Критерии оценки заданий:

9 - 10 баллов - "отлично";

5 - 8 баллов - "хорошо";

2 - 4 балла - "удовлетворительно".

задание

кол-во баллов

задание № 1

задание № 2

ответы на вопросы

ИТОГО

Поставь себе оценку за урок: отлично, хорошо, удовлетворительно

Оцени свое настроение на уроке:   



Задание для внеаудиторной самостоятельной работы студентов:

Подготовить презентации на темы:

  • Алгоритм построения диаграмм в MS Excel (можно рассмотреть разные версии приложения MS Excel)

  • Применение графического отображения данных в MS Excel на практике.

  • Прогнозирование в MS Excel.

Список литературы:

  1. Информатика: учебник / А.А. Хлебников. - Изд. 2-е, испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 507, [1] с.: ил. - (Среднее профессиональное образование).

  2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса/ Н.Д. Угринович.-2-е изд., М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.

  3. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса/ Н.Д. Угринович.-2-е изд., М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008.

  4. Медицинская информатика: практикум / Гельман В.Я. - (2-е изд.) - СПб: Питер, 2002. - 480 с. - (Серия «Национальная медицинская библиотека»).

Интернет источники:

1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Режим доступа: window.edu.ru/

2. Microsoft. Режим доступа: microsoft.com/ru/ru/default.aspx

3. Комплексные медицинские информационные системы. Режим доступа: kmis.ru


© 2010-2022