• Преподавателю
  • Информатика
  • Рабочая программа ОП. 05 Информационные технологии в профессиональной деятельности специальности 08. 02. 01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Рабочая программа ОП. 05 Информационные технологии в профессиональной деятельности специальности 08. 02. 01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Республики Карелия

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия

«Сортавальский колледж»










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.05 Информационные технологии в профессиональной деятельности

специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

(базовая подготовка среднего профессионального образования)































Сортавала 2014

Одобрена цикловой методической комиссией

общеобразовательных дисциплин

сельскохозяйственного направления

Протокол № ________ от __________________

Председатель ____________

Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 08.02.01. Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Заместитель директора по учебной работе

_____________________________

Автор: преподаватель дисциплины

_____________ В.З. Егорова

Преподаватель высшей квалификационной категории


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации программы учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

13


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Информационные технологии в профессиональной деятельности


1.1. Область применения рабочей программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Программа призвана формировать общие (ОК № 1-9) и профессиональные (ПК № 1.1 - 1.4, 2.3, 2.4, 3.1 - 3.3, 4.1) компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 2.3. Проводить оперативный учет объемов выполняемых работ и расхода материальных ресурсов.

ПК 2.4. Осуществлять мероприятия по контролю качества выполняемых работ.

ПК 3.1. Осуществлять оперативное планирование деятельности структурных подразделений при проведении строительно-монтажных работ, текущего содержания и реконструкции строительных объектов.

ПК 3.2. Обеспечивать работу структурных подразделений при выполнении производственных задач.

ПК 3.3. Контролировать и оценивать деятельность структурных подразделений.

ПК 4.1. Принимать участие в диагностике технического состояния конструктивных элементов эксплуатируемых зданий.


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина является общепрофессиональной (ОП.05) и входит в профессиональный цикл (ОП.00).


1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности;

  • отображать информацию с помощью принтеров, плоттеров и средств мультимедиа;

  • устанавливать пакеты прикладных программ.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий в профессиональной деятельности,

  • перечень периферийных устройств, необходимых для реализации автоматизированного рабочего места на базе ПК;

  • технологию поиска информации; технологию освоения пакетов прикладных программ.

1.4. Количество часов, отводимое на освоение программы дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 135 часов,

в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов, из них практических занятий - 70 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 45 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

135

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе:


практические занятия

70

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

45

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Информационные технологии в профессиональной деятельности

Наименование разделов учебной дисциплины и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, домашняя и самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

Тематика домашних заданий

занятия

лекции

ЛПЗ

сам-но

1

2

3

4

5

6

7

8

Информационные технологии в профессиональной деятельности

135



Раздел 1. Автоматизированные рабочие места для решения профессиональных задач

22



1

Тема 1.1.

Технические средства информационных систем

Содержание учебного материала

2



1

Конспект занятия

Контрольные вопросы

Технические средства реализации информационных систем

2

Практические занятия


2


2

Отработка навыков работы на ПК

ПЗ № 1. Подключение периферийных устройств к ПК

Самостоятельная работа обучающихся: Технические средства реализации информационных систем (краткосрочный проект): Классификация информационных систем. Классификация персональных компьютеров. Универсальные настольные ПК. Блокнотные компьютеры. Карманные ПК. Компьютеры-телефоны. Носимые персональные компьютеры. Специализированные ПК. Суперкомпьютеры. ЭЛТ-мониторы. ЖК-мониторы. Плазменные мониторы. Дигитайзеры. Цифровые камеры. Модем.



6



3

Тема 1.2

Базовое программное обеспечение. Программное обеспечение прикладного характера

Содержание учебного материала

2



1

Конспект занятия

Контрольные вопросы

Терминология

Назначение и состав базового программного обеспечения. Современные операционные системы: основные возможности и отличия. Влияние свойств ПК и предметной области применения АРМ специалиста на выбор ОС. Пакеты прикладных программ для решения профессиональных задач

4

Практические занятия


2


2

Отработка навыков работы на ПК

ПЗ № 2. Назначение и состав базового программного обеспечения. Современные операционные системы: основные возможности и отличия. Установка на ПК пакета прикладных программ по профилю специальности.

5

ПЗ № 3. Работа с программой easyQuizzy по созданию интерактивных форм контроля


2


2

Отработка навыков работы на ПК

Самостоятельная работа обучающихся: Назначение и состав базового программного обеспечения (краткосрочный проект): Современные операционные системы: основные возможности и отличия. Пакеты прикладных программ для решения профессиональных задач. Интегрированные пакеты. Экспертные системы. Издательские системы. Проблемно-ориентированное прикладное ПО для строительной сферы. ПО справочно-правовых систем (ПО СПС). Прикладное программное обеспечение глобальных сетей. Прикладное программное обеспечение для организации (администрирования) вычислительного процесса.



6


Раздел 2. Программный сервис ПК

20


6

Тема 2.1.

Работа с файлами. Работа с накопителями информации

Содержание учебного материала

2



1

Конспект занятия

Контрольные вопросы

Терминология

Сервисные программы для работы с файлами. Компьютерные вирусы и программные средства для борьбы с компьютерными вирусами. Накопители на жестких и гибких магнитных дисках. Устройство оптического хранения данных. Обслуживание дисковых накопителей информации

Самостоятельная работа обучающихся: Сервисные программы для работы с файлами (краткосрочный проект): Файловые менеджеры. Программы архиваторы. Программные средства для борьбы с компьютерными вирусами



2


7

Практические занятия


2


2

Отработка навыков работы на ПК

ПЗ № 4. Работа с файлами: создание, копирование, архивирование, разархивирование, удаление и восстановление. Запись и стирание информации на магнитные и оптические носители, форматирование дисковых накопителей.

8

ПЗ № 5. Настройка парольной аутентификации. Организация защиты документов электронного офиса Применение средств антивирусной защиты информации.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

Самостоятельная работа обучающихся: Магнитный принцип записи и считывания информации (краткосрочный проект): Накопители на жестких и гибких магнитных дисках. Оптический принцип записи и считывания информации. Лазерные дисководы и диски. Flash-носители



2


9

Тема 2.2.

Подключение к локальной сети и сети Интернет

Содержание учебного материала

2



1

Конспект занятия

Контрольные вопросы

Терминология

Локальные сети. Аппаратное обеспечение сети. Глобальная сеть INTERNET. Технология подключения к сетям.

Самостоятельная работа обучающихся: Локальные сети (конспект). Глобальные сети (конспект)



2


10

Тема 2.3.

Основы информационной и компьютерной безопасности

Содержание учебного материала

2



1

Конспект занятия

Контрольные вопросы

Терминология

Безопасность в информационной среде. Классификация средств защиты. Программно-технический уровень защиты. Защита жесткого диска и создание аварийного загрузочного диска.

11

Практические занятия


2


2

Отработка навыков работы на ПК

ПЗ № 6. Защита файлов и обеспечение доступа к ресурсам ПК

Самостоятельная работа обучающихся: Защита информации. Виды мер обеспечения информационной безопасности (конспект)



2


Раздел 3. Технология сбора информации. Представление информации

29


12

Тема3.1.

Классификация информации и ее поиск

Содержание учебного материала

2



1

Конспект занятия

Контрольные вопросы

Терминология

Информация и формы ее представления. Поиск информации. Программы поиска информации. Ресурсы INTERNET. Службы INTERNET. Обмен информацией

Самостоятельная работа обучающихся: Информация и формы ее представления (конспект). Поиск информации в накопителях информации (конспект). Программы поиска информации (конспект)



2


13

Практические занятия


2


2

Отработка навыков работы на ПК

ПЗ № 7. Поиск информации в накопителях информации. Поиск информации в глобальной сети INTERNET.

14

ПЗ № 8. Поиск профессионально значимой информации в сети Интернет


2


2

Отработка навыков работы на ПК

Самостоятельная работа обучающихся: Ресурсы и службы Internet (краткосрочный проект): Службы INTERNET. Электронная почта. Сетевые новости. FTP - передача файлов. Разговор по Интернету. IP-телефония. Электронная коммерция. социальные сети.



4


15

Тема 3.2.

Ввод информации с помощью сканера. Печать документа

Содержание учебного материала

2



1

Конспект занятия

Контрольные вопросы

Терминология

Сканеры. Системы оптического распознавания информации. Принтеры: назначение, типы, основные характеристики и параметры. Плоттеры: назначение, типы, основные характеристики и параметры.

16

Практические занятия


2


2

Отработка навыков работы на ПК

ПЗ № 9. Ввод информации с бумажных носителей с помощью сканера. Распознавание сканирование текстов. Печать документов с помощью принтеров.

Самостоятельная работа обучающихся: Сканеры (краткосрочный проект): Системы оптического распознавания информации. Система оптического распознавания информации FineReader.

Принтеры (краткосрочный проект): Матричные и линейно-матричные принтеры. Струйные принтеры. Лазерные принтеры. Многофункциональные периферийные устройства. Портативные принтеры.

Плоттеры (краткосрочный проект): назначение, типы, основные характеристики и параметры



4


17

Тема 3.3. Отображение информации с помощью аудио и видео средств ВТ

Содержание учебного материала

2



1

Конспект занятия

Контрольные вопросы

Терминология

Аудио- и видеоотображение информации. Аппаратные средства мультимедиа

Самостоятельная работа обучающихся: Аппаратные средства мультимедиа (конспект). Программные средства мультимедиа (конспект)



2


18

Тема 3.4. Системы машинного перевода

Содержание учебного материала


2


2

Отработка навыков работы на ПК

Средства автоматизации переводов. История электронного перевода. Отечественные системы машинного перевода. Переводческие пакеты PROMT. Другие средства автоматизации перевода.

Практические занятия

ПЗ № 10. Перевод текста с помощью средств глобальной сети Internet.

Самостоятельная работа обучающихся: Пакет PROMT (презентация) Пакет ABBYY Lingvo (презентация)



3


Раздел 4. Технологии обработки и преобразования информации

64


19

Тема 4.1. Профессиональное использование MS Office

Содержание учебного материала

2



1

Конспект занятия

Контрольные вопросы

Терминология

Основы работы текстового редактора MS Word. Создание нового документа и форматирование документа. Создание списков и колонок. Создание и форматирование таблиц. Вставка объектов и рисунков в документ. Оформление фигурного текста. Встроенный графический редактор. Встроенный редактор формул. Сноски и буквица.

Основы работы табличного процессора MS Excel. Ввод текстовых и числовых данных. Ввод формул. Форматирование данных. Шаблоны, входящие в состав MS Excel. Вычислительные возможности MS Excel. Работа со списками. Поиск и сортировка данных. Фильтрация данных. Связывание данных. Построение диаграмм.

20

Содержание учебного материала

2



1

Конспект занятия

Контрольные вопросы

Терминология

Организация системы управления БД. Обобщенная технология работы с БД. Выбор СУБД для создания системы автоматизации. Основы работы СУБД MS Access. Таблицы. Запросы. Формы. Отчеты.

Современные способы организации презентаций. Создание презентации. Оформление презентации. Показ презентации

Самостоятельная работа обучающихся: СУБД Oracle (реферат). СУБД MS SQL (реферат). СУБД Borland Interbase (реферат)



6


21

Практические занятия


2


2

Отработка навыков работы на ПК

ПЗ № 11. Создание деловых документов в MS Word.

22

ПЗ № 12. Оформление текстовых документов, содержащих таблицы.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

23

ПЗ № 13. Создание комплексных документов в текстовом редакторе.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

24

ПЗ № 14. Оформление формул редактором MS Equation.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

25

ПЗ № 15. Организационные диаграммы в MS Word.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

26

ПЗ № 16. Оформление деловой корреспонденции. Рассылка документов.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

27

ПЗ № 17. Организация расчетов в табличном процессоре MS Excel. Создание электронной книги. Относительная и абсолютная адресация в MS Excel.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

28

ПЗ № 18. Связывание таблицы. Расчет промежуточных итогов в таблицах MS Excel.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

29

ПЗ № 19. Связи между файлами и консолидация данных в MS Excel.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

30

ПЗ № 20. Экономические расчеты в MS Excel.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

31

ПЗ № 21. Экономические расчеты в MS Excel.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

32

ПЗ № 22. Экономические расчеты в MS Excel.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

33

ПЗ № 23Экономические расчеты в MS Excel.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

34

ПЗ № 24. Анализ финансового состояния предприятия


2


2

Отработка навыков работы на ПК

Самостоятельная работа обучающихся: индивидуальное задание в электронных таблицах (создание электронной книги)



4


35

ПЗ № 25. Комплексное использование приложений Microsoft Office для создания документов.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

36

ПЗ № 26. Создание таблиц БД с помощью конструктора и мастера таблиц в MS Access.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

37

ПЗ № 27. Редактирование и модификация таблиц базы данных в СУБД MS Access.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

38

ПЗ № 28. Создание пользовательских форм для ввода данных в СУБД MS Access.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

39

ПЗ № 29. Закрепление приобретенных навыков по созданию таблиц и форм в СУБД MS Access.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

40

ПЗ № 30. Работа с данными с использованием запросов в СУБД MS Access.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

41

ПЗ № 31. Создание отчетов в СУБД MS Access.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

42

ПЗ № 32. Создание подчиненных фор в СУБД MS Access.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

43

ПЗ № 33. Создание базы данных и работа с данными в СУБД MS Access.


2


2

Отработка навыков работы на ПК

44

Тема 4.2. Растровая и векторная графика

Содержание учебного материала


2


2

Отработка навыков работы на ПК

Растровая и векторная графика. Растровые и векторные редакторы. Работа с цифровыми фотографиями. Форматы файлов

Практические занятия

ПЗ № 34. Работа с растровыми изображениями

45

ПЗ № 35. Работа с растровыми изображениями


2


2

Отработка навыков работы на ПК

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации РАБОЧЕЙ программы УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности.

Оборудование учебного кабинета:

- автоматизированные рабочие места обучающихся;

- автоматизированное рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-методической документации;

- комплект справочной и нормативной документации;

- информационные стенды;

- наглядные пособия по основным разделам курса;

- методические пособия для проведения практических занятий.

Технические средства обучения:

  • мультимедийные компьютеры;

  • мультимедиапроектор;

  • сканер;

  • средства телекоммуникации;

  • колонки;

  • принтер;

Программное обеспечение дисциплины:

  • Операционная система.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа.

  • Программа-архиватор.

  • Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Программа автоматизированного проектирования.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Электронные средства образовательного назначения

  • Программное обеспечение локальных сетей

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:


  1. edu/ru/modules.php - каталог образовательных Интернет-ресурсов: учебно-методические пособия

  2. cad/ru - комплексные решения в области САПР

  3. center.fio.ru/com/ - материалы по стандартам и учебникам

  4. nsk.fio.ru/works/informatics-nsk/ - методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики, преподавание информатики

  5. phis.org.ru/informatica/ - сайт Информатика

  6. ctc.msiu.ru/ - электронный учебник по информатике и информационным технологиям

  7. km.ru/ - энциклопедия

Дополнительные источники:

  1. Ганин Н.Б. Компас 3D V8.М,:ДМК Пресс; СПб; Питер, 2007 г.

  2. Елочкин М.Е., Брановский Ю.С., Николаенко И.Д. Информационные технологии. М.: Издательство Оникс, 2007 г.

  3. Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера 2006 г. М.:ОЛМА_ПРЕСС Образование, 2006 г.

  4. Михеев Е.В.Информационные технологии в профессиональной деятельности. М: Издательский центр «Академия», 2006 г.

  5. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. М: Издательский центр «Академия», 2007 г.

  6. Фигурнов В.Э. IВМ РС для пользователя. М: инфа_м, 1995 г.


3.3. Методическое обеспечение обучения

  1. Практические задания и методические указания по их выполнению.

  2. Тестовые задания для проведения текущего и итогового контроля знаний по дисциплине.

  3. Опорный конспект лекций по дисциплине.


  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

должен уметь:

- применять программное обеспечение, компьютерные и телекоммуникационные средства в профессиональной деятельности

- отображать информацию с помощью принтеров, плоттеров и средств мультимедиа

- устанавливать пакеты прикладных программ


должен знать:

- состав, функции и возможности использования информационных и телекоммуникационных

технологий в профессиональной деятельности

- перечень периферийных устройств, необходимых для реализации автоматизированного рабочего места на базе ПК

- технологию поиска информации

- технологию освоения пакетов прикладных программ

- оценка применений программного обеспечения, компьютерных и телекоммуникационных средств

- наблюдение за отработкой умений отображать информацию с помощью принтеров, плоттеров и средств мультимедиа

- зачет по установке пакетов прикладных задач

- практические работы

- внеаудиторная самостоятельная работа

- опрос

- тестирование

- индивидуальная и фронтальная проверка знаний

- работа над краткосрочными проектами

- внеаудиторная самостоятельная работа

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля и промежуточной аттестации производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица):

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

Балл (отметка)

Вербальный аналог

90-100

5

Отлично

70-89

4

Хорошо

50-69

3

Удовлетворительно

Менее 50

2

Не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений преподавателем определяется интегральная оценка уровня подготовки по учебной дисциплине.

7

© 2010-2022