Дистанционное обучение в Забайкалье на примере МОУ Дровянинская СОШ

Данный доклад составлен мной для участия в пятом Международном слёте учителей в г.Сочи-2014г. Доклад был успешно представлен на данном слёте. Он содержит информацию о том, как организовано дистанционное обучение учащихся школ в Забайкальском крае, конкретно на примере "МОУ Дровянинская СОШ". Рассмотрены цели и задачи дистанционного обучения, плюсы и минусы данной формы обучения, а также затрагивается в рассмотрении инструментальная среда Moodle, необходимая для разработки курсов дистанционного о...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Дистанционное обучение в Забайкалье.

(На примере МОУ Дровянинская СОШ)

Дистанционное обучение (слайд) - способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и учащимся.

Цели дистанционного обучения: (слайд)

  • подготовка школьников по отдельным учебным предметам к сдаче экзаменов экстерном;

  • подготовка школьников к поступлению в учебные заведения определенного профиля;

  • углубленное изучение темы, раздела из школьной программы или вне школьного курса;

  • ликвидация пробелов в знаниях, умениях, навыках школьников по определенным предметам школьного цикла;

  • базовый курс школьной программы для учащихся, не имеющих возможности по разным причинам посещать школу вообще или в течение какого-то отрезка времени;

  • дополнительное образование по интересам.

Категории детей , нуждающихся в образовании по системе ДО: (слайд)

  • дети -инвалиды;

  • дети, обучающиеся по системе Экстерната;

  • часто болеющие дети (карантин);

  • дети, желающие пройти самоподготовку к ЕГЭ;

  • одаренные дети;

  • дети, выезжающие вместе с родителями в другие города или за границу на отдых;

  • дети, выезжающие на спортивные тренировочные сборы и соревнования в другие города.

У нас в Забайкалье последние три года дистанционное обучение школьников, детей-инвалидов развивается стремительными темпами. Стоит сказать, что такое обучение зарекомендовало себя как эффективная форма обучения уже во многих станах, так например, в старшей школе США учащиеся обязаны пройти хотя бы один дистанционный курс через Интернет.

У нас в Забайкалье, на образовательном портале zabedu.ru, создан электронно-информационный ресурс «Система дистанционного обучения Забайкалья», который находится по адресу: do.zabedu.ru. (слайд)

Данная «Система дистанционного обучения» позволяет обучать не только школьников, но и направлена на то, чтобы учителя повышали свою квалификацию. Для педагогов разработаны ряд дистанционных обучающих курсов, после освоения которых, педагог получает свидетельство установленного образца.

Все районы Забайкальского края, включая федеральный центр, (30 районов) представлены в СДО.

В районах, на базе крупных школ, создаются МРЦ. В нашем районе МРЦ создан на базе нашей школы «МОУ Дровянинская СОШ» три года назад. Руководителем нашего центра является учитель математики-информатики высшей квалификационной категории Голубев А.А.. Учителя математики-информатики первой квалификационной категории Холодов С.А. и Дубинина Л.З. являются «сетевыми учителями» (слайд), т.е. ими разработаны курсы по определённой тематике, которые прошли рецензию у специалистов, работающих в информационном центре, и были размещены на ресурсе СДО.

Холодовым С.А. разработаны и опубликованы два курса по информатике: «Прикладные программы и их применение: MS Word, MS Exсel» ориентировочно для учащихся 8-х, 9-х классов.

Данные курсы созданы на базе инструментальной среды для разработки курсов Moodle. Данная инструментальная среда позволяет создавать в разрабатываемом курсе лекции, электронные уроки, семинары, выполнять совместную проектную деятельность, например по составлению глоссария, осуществлять проверку знаний, используя формы проверки знаний: тесты, опросы, задания. Также данная инструментальная среда позволяет общаться преподавателю с обучающимися в чате, отправлять электронные сообщения.

Например, учебный элемент «Задание» позволяет учителю ставить задачу, которая требует от ученика подготовить ответ в любой форме, и загрузить его на сервер. (слайд)

Учебный элемент «Рабочая тетрадь» может рассматриваться как конспект ученика, аналог письменной контрольной работы или реферата. Преподаватель предлагает высказаться ученикам на ту или иную тему или дать ответы на конкретные вопросы. Ученик вносит свой ответ и может изменять его или дополнять в течение некоторого времени. Преподаватель комментирует и оценивает выполненные задания. (слайд)

Учебный элемент «Опрос» - это инструмент, который позволяет ученикам задать вопрос с выбором одного из нескольких вариантов ответов. (слайд)

Ученики, записавшиеся на курс, изучают материалы курса, выполняют предложенные задания, оцениваются преподавателем. В данном образовательном процессе есть ряд преимуществ: обучение носит индивидуальный характер, обучающийся находится на связи с преподавателем и может в любое время получить поддержку, ученик сам выбирает темп обучения.

Для полноценного обучения необходимо: ПК, Web-камера, ПО (Скайп), доступ в Интернет (скорость 256 и более Кб/с). Технология дистанционного обучения заключается в том, что обучение и контроль за усвоением материала происходит с помощью компьютерной сети Интернет, используя технологии on-line и off-line. (слайд)

Наш МРЦ сотрудничает с двумя школами района: Татауровской ООШ и Черемховской ООШ. Уже три года учащиеся этих школ записываются к нам на дистанционные курсы, получают логин и пароль доступа в электронную среду и успешно осваивают курсы. У учеников, записавшихся на курсы есть возможность осваивать их либо в кабинете информатики своей школы, либо у себя дома, т.е. ограничений у школьников в месте проведения занятий нет, главное чтобы были ПК и Интернет. По окончании ООШ учащимся, успешно освоившим дистанционные курсы, в документ об образовании, в раздел «Дополнительные сведения» вписывается название освоенного электронного курса.

Рассмотрим плюсы и минусы ДО.

К плюсам дистанционного образования можно отнести:

  • Обучение в индивидуальном темпе - скорость изучения устанавливается самим учащимся в зависимости от его личных обстоятельств и потребностей.

  • Свобода и гибкость - учащийся может самостоятельно планировать время, место и продолжительность занятий.

  • Доступность - независимость от географического и временного положения обучающегося и образовательного учреждения позволяет не ограничивать себя в образовательных потребностях.

  • Мобильность - эффективная реализация обратной связи между преподавателем и обучаемым является одним из основных требований и оснований успешности процесса обучения.

  • Технологичность - использование в образовательном процессе новейших достижений информационных и телекоммуникационных технологий.

  • Социальное равноправие - равные возможности получения образования независимо от места проживания, состояния здоровья, элитарности и материальной обеспеченности обучаемого.

  • Разработка программ - хорошо разработаны обучающие программы и курсы.

  • Творчество - комфортные условия для творческого самовыражения обучаемого.

Но существуют и очевидные минусы:

  • Отсутствие очного общения между обучающимися и преподавателем. То есть все моменты, связанные с индивидуальным подходом и воспитанием, исключаются. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус.

  • Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.

  • Необходимость постоянного доступа к источникам информации. Нужна хорошая техническая оснащенность: компьютер и выход в Интернет.

Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий.

Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который является мощным побудительным стимулом.

В дистанционном образовании основа обучения только письменная. Для некоторых отсутствие возможности изложить свои знания также и в словесной форме может превратиться в камень преткновения.

На реализацию проекта по развитию дистанционного обучения в Забайкальском крае (это одно из направлений нацпроекта «Образование») за 2010-2012 гг. из федерального бюджета было выделено более 60 млн.рублей. Наша школа в рамках проекта получила 2 кабинета информатики (10+10 моноблоков с соответствующим оборудованием), в Татауровскую ООШ поступило 5 ПК.

Дистанционные технологии очень помогают в обучении детей-инвалидов. Из числа детей-инвалидов, не посещающих образовательные учреждения, 250 ребятам в крае рекомендованы дистанционные технологии. Из них сегодня включены в систему этого обучения 126 детей из 20 районов края.



© 2010-2022