Эссе на тему Я - педагог

Я – педагог Шевергина Елена Викторовна, учитель английского языка, МАОУ «Гимназия 24» г. Магадан   Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.  Томас Вильсон          Наступал 2014 год. Год, который простым людям не сулил особо никаких изменений, разве что уже ставшего привычным роста тарифов ЖКХ. И всё же в том году намечалось знаменательное для России событие – олимпиада в городе Сочи. К ней готовились, её ждали, с ней связывали надежды. Но далеко не все ожидали, что её организация, про...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Я - педагог

Шевергина Елена Викторовна,

учитель английского языка,

МАОУ «Гимназия 24» г. Магадан

Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей.

Томас Вильсон

Наступал 2014 год. Год, который простым людям не сулил особо никаких изменений, разве что уже ставшего привычным роста тарифов ЖКХ. И всё же в том году намечалось знаменательное для России событие - олимпиада в городе Сочи. К ней готовились, её ждали, с ней связывали надежды. Но далеко не все ожидали, что её организация, проведение и результаты будут столь триумфальными для России. Миллионы людей приникли к телевизорам, наблюдая с гордостью, как наши спортсмены вырывали победу у своих соперников буквально в последние секунды! А открытие и закрытие олимпиады, которые показали миру всю красоту, глубину и искренность русской, умом так и не понятой, души!

В России шла олимпиада.… А в это время в братской стране, там, где многие говорят на русском языке, словно по книге Откровения Иоанна Богослова, из земли выходил «зверь» с именем Майдан.

События развивались стремительно. Крым, с его исконно русской душой, не мог поклониться «зверю» и после долгих странствий вернулся домой. Это была ещё одна историческая победа!

А затем…. Одесса…. От страшных событий, которые там произошли, кровь до сих пор стынет в жилах. Как случилось так, что перед Домом Профсоюзов украинские девочки, видимо ещё школьницы, разливали смертельную смесь под названием «коктейль Молотова» по бутылкам, уверенные в том, что сейчас они исполняют свой гражданский долг? Как случилось так, что бесчисленная толпа молодых людей бесновалась на площади с выкриками «Кто, не скачет, тот «Москаль!» Откуда взялась эта молодежь на Украине, благодатной земле, воспетой Николаем Гоголем и Тарасом Шевченко, являющейся купелью Киевской Руси? Оказывается, в течение долгих лет тот самый «зверь» с величайшим терпением и скрытой злобой выковывал целое поколение людей, не знающих своей истории! Он смог проникнуть в «святая святых» детских душ, изуродовав их печатью своего звериного оскала. И сделал это через обычные общеобразовательные программы!

Отсюда вопрос. Кто такой учитель, какую миссию он выполняет? Ответ напрашивается сам собой. Учитель - это проводник к человеческой душе. Его работа тяжела и порою неподъёмна, поскольку первыми воспитателями детей являются их родители, а сегодня много проблемных семей или достаточно благополучных, но таких, где родители заняты созданием материальных благ, мало обращая внимание на ребёнка, который предоставлен сам себе, и тогда за воспитание берётся улица.

Врач лечит тело и, если применит неправильные методики лечения, может лишить человека здоровья и даже жизни. А педагог? Он имеет дело с душой ребёнка. Что будет, если педагог применит неправильные методики в образовании? Ответом на этот вопрос может стать рассказ о девочках на Площади Профсоюзов и скачущих молодых людях.

Я - педагог. И это накладывает на меня огромную ответственность. Есть такое изречение: «Сегодня дети, а завтра народ». Каким будет этот народ, зависит в том числе и от меня.

В наше время мы можем наблюдать, как мощной девятибалльной волной поднимается лавина губительной информации, готовая снести все ценности, накопленные человечеством за многие годы. Смогу ли я встать в проломе? Смогу ли защитить тех, на кого эта информация обрушивается? Смогу ли устоять сама? Ответить на эти вопросы чрезвычайно сложно. Но нужно верить, надеяться, любить, пытаться, искать, действовать. Под лежачий камень вода, как известно, не течет.

Да, это не просто, порой руки опускаются. И всё же делаю передышку… и вновь иду к тем, кого необходимо воспитывать, учить жить в этом сложном, неоднозначном мире, кому нужно помочь раскрыть свои лучшие человеческие качества.

Моим оружием является слово. А словом, как известно, «можно убить, можно спасти, можно полки за собой повести…». Смогу ли правильно его использовать, найти такие слова, которые, проникнув в сердце ребёнка, создадут там благодатную почву, нацелят на добро, радость, мир, помогут преодолеть все вызовы времени? Смогу, если пойду не с пустым сердцем…

В классе всегда есть дети, с которыми связано множество проблем. Причины здесь разные: это и отпечаток семейного воспитания, и особым образом устроенная психика ребёнка, и разного рода обстоятельства, которые сделали его таковым. Они очень часто отторгаются классом, при этом сами либо замыкаются в себе, либо вызывающе себя ведут, показывая тем самым протест против такого отношения. Как правило, этот протест переходит в глубокие конфликты внутри классного коллектива.

И вот здесь вовремя сказанное слово может стать целительным бальзамом. Слово о том, что поступать с другим нужно так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой, о том, что за зло нужно платить добром, и это мощное оружие, способное положить на лопатки твоего противника, что только милостивые могут быть помилованы.

Рассказываю, привожу примеры из жизни, призываю спешить делать добро. Вроде слушают и слышат, вроде воспринимают, вроде глаза в глаза, от души к душе. Но заканчивается классный час, уходят - и не выдерживают первое же испытание в общении.

Всё напрасно? Верю, что нет. Иное сердце - камень, но слово - вода. А вода, как известно, и камень точит. Пройдет время, и вовремя посеянное слово принесёт свои плоды: вспомнится, заставит задуматься, поможет остановиться и сделать правильный выбор.

Провожу классный час «В мире есть любовь и доброта». Показываю видеоклип Светланы Копыловой «Борька». Этот клип о том, как люди бросили ветхий дом, переехав в новую квартиру. В этой квартире не нашлось места для кота, которого бросили в старом доме. И только горькие слёзы мальчика смогли заставить родителей вернутся в дом и найти там успевшего одичать грязного кота. Эти слёзы смогли не только помочь коту, но и смягчить сердца родителей.

Говорили ещё много о чем, работали в группах, создавали проекты. Завершая классный час, спрашиваю, с каким сердцем вы уходите, чему вас научил час общения. Одна девочка говорит: «Я для себя сделала открытие: я думала, доброты в мире нет, а сегодня поняла, что всё же есть».

Я - учитель английского языка. Считаю, что мой предмет обладает мощным воспитательным потенциалом. Главная цель предмета - формирование коммуникативной компетенции. Сделать это можно только в процессе общения. Но важно стремится к тому, чтобы в общении звучали не холодные, бездушные, хотя и верно построенные фразы, а предложения, окрашенные эмоциями, «всплесками души и разума».

Для этого учу не просто языку, а культуре, которой этот язык принадлежит. Причем это не реклама чужого образа жизни, а стремление увидеть мир глазами носителя языка. Ведь в языке, как в зеркале, отражается культура народа, его традиции и ценности. Очень важно научить ребёнка с уважением относиться к чужим ценностям.

Англоязычная культура подарила миру Вильяма Шекспира, Даниэля Дефо, Джонатана Свифта, Льюиса Кэрролла и многих других знаменитостей. Их герои научили нас многим важным качествам, таким, как любознательность, стремление преодолевать трудности, умение дружить и верить в то, что справедливость обязательно восторжествует. А детский фольклор, представленный смешными стихами («Песенки матушки Гусыни»), озорными песенками, пословицами, остроумными загадками, забавными считалками, сказками («Шалтай-Балтай») вводит учащихся в незатейливый, но такой чудный мир детства, где сбываются все мечты. Это чудесный самобытный материал, на основе которого можно формировать у учащихся творческие способности, культуру общения и доброту.

Но любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, воспринимаются только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой. Чувство патриотизма у юного гражданина - это не только результат его знаний о своем Отечестве, но и сложившийся эмоционально окрашенный внутренний образ, который становится регулятором его собственного поведения и критерием оценки поведения других людей. Чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой. Вот почему урок английского языка должен стать благодатной почвой для формирования любви к собственной культуре, собственному народу.

Я - педагог. А значит, должна учить и воспитывать. В какой мере я способна это делать? В той, в которой сама обладаю теми качествами и способностями, которым хочу научить. В какой мере я могу воспитать любовь к ближнему, к своей стране, своей культуре? В той, в которой сама способна любить. И лучше всего мою жизненную позицию и педагогическую концепцию помогает выразить стихотворение члена Союза Писателей России, нашего земляка и дедушки моего ученика Суздальцева Анатолия:

Отчая земля

Вроде бы ты не был слишком пьян,

Но меня, признаться озадачил -

Ты сказал: «Давай-ка за удачей

Навсегда махнём за океан».

Знать, готов хоть к чёрту на рога,

Но скажи, приятель, Бога ради,

Что мне в той Америке-Канаде,

Если мне Россия дорога?

Пусть в стране той сытое житьё,

Что в ней делать с русскою душою?

За морем веселье - да чужое,

А у нас и горе, да своё.

Мне твоя чужбина не нужна.

Каждому дарованы Всевышним

Мать одна и родина одна.

Воздухом ли,

родиной мы дышим?

Выстрадал за сотни лет народ

Поговорку о чужом веселье…

Я хочу, чтобы из года в год

Те же звёзды надо мной висели.

Чтобы, как река, заря текла

И алела над моей Россией.

Не было и нет её красивей,

Жаль, не часто радостной была.

Кажется, забрезжил и над ней

Новой жизни свет за дальней далью…

Долго жили с горем и печалью,

Доживём и до счастливых дней.

Нам бы со страной судьбу деля,

В поле выходить

с рассветной зорькой,

Чтоб не заросла полынью горькой

Отчая просторная земля.

7


© 2010-2022