• Преподавателю
  • Информатика
  • Выступление Особенности работы учителя информатики в преподавании профессии оператора ЭВ и ВМ в основной и средней школе

Выступление Особенности работы учителя информатики в преподавании профессии оператора ЭВ и ВМ в основной и средней школе

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Особенности работы учителя информатики в преподавании профессии оператора ЭВ и ВМ в основной и средней школе.

Учитель информатики

МКОУ «СОШ № 9 города Аши

( с профессиональным обучением)»

Чертова О.В.

Современный мир персональных компьютеров настолько широк и разнообразен, настолько быстро развивается, что каждый человек, без всякого сомнения, найдет себе место. Без использования компьютеров не были бы возможными решения многих задач при обработке данных любой отрасли.

Оператор ЭВ и ВМ - специалист, осуществляющий ввод в компьютер и обработку научно-технической, социологической, экономической и другой информации.

Оператор ЭВ и ВМ (электронно-вычислительных и вычислительных машин) - это название специальности, по которой готовят учащихся, а оператор ПК - это название профессии, по которой принимают на работу.

На первый взгляд, эту профессию можно назвать простой потому, что практически каждый современный ученик обладает навыками работы на ПК.

С другой стороны, эту профессию можно назвать сложной. Человек этой профессии должен обладать следующими профессиональными качествами: высокая исполнительность, аналитические способности, хорошая оперативная память, коммуникабельность, склонность к монотонной работе, высокий уровень развития технических способностей. Психологический портрет оператора ЭВ и ВМ включает также качества: повышенное внимание, усидчивость, терпение, ответственность и умение добиться конечного результата в виде правильно оформленных документов без досадных опечаток, грамотно заполненной базы данных без дорогостоящих ошибок и т.п.

Поэтому, целью педагогической деятельности по осваиванию профессии оператор ЭВ и ВМ считаю - раскрытие способностей учащихся и адаптация их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Исходя из этой цели, ставятся следующие задачи:

  • формирование осознанной мотивации к процессу обучения профессии и потребности к саморазвитию;

  • формирование компьютерной грамотности у учащихся, связанной с умением целенаправленно работать с информацией и использовать средства информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);

  • формирование навыков самообразования, информационной и интеллектуальной деятельности;

  • развитие у учащихся логического мышления, творческого и познавательного;

  • воспитание творчески активной личности;

  • подготовка учащихся к профессиональной самореализации.

Для достижения целей и задач используются следующие приемы и формы обучения:

  • теоретические и практические занятия;

  • работа с дополнительным учебным материалом;

  • видеоуроки;

  • дискуссии по актуальным вопросам;

  • работа учащихся над проектами;

  • выполнение учащимися творческих работ различного характера.

В рабочей программе 134 часа (за 3 года обучения) отводится на программирование (+ практические занятия). Некоторые учащиеся по окончанию 11 класса создают свои проекты.

Например, дискуссия помогает учащимся овладеть приемами аргументации, научного доказательства, формирует умение отстаивать свою точку зрения, критически подходить к чужим и собственным суждениям. Примеры проблемных вопросов для организации дискуссии, которые используются на уроках: «Плюсы и минусы сети Интернет», «Бесплатное программное обеспечение - это лучшее решение?», «Компьютер или книга?» и т.д. Организация дискуссии: учащиеся делятся на две группы. Собирают информацию по данной теме: изучают литературу, интернет-источники, используют свой жизненный опыт. Каждая группа защищает свою точку зрения. В конце на основе приведенных доводов, делается вывод.

В рабочей программе полнее раскрываются многие вопросы, которые касаются информационных технологий, например, работа с клавиатурой: изучается основная позиция пальцев на клавиатуре, «слепой» десятипальцевый метод печати. Для учащихся проводятся теоретические и практические занятия, чтобы овладеть этим методом. Для этого применяются упражнения «от простого к сложному» и различные клавиатурные тренажеры.

Особенностью преподавания профессии оператор ЭВ и ВМ является и то, что по информационным технологиям можно найти много специализированной литературы, документации, расположенной в сети интернет, но практически нет литературы, адаптированной для рабочей программы. Поэтому на каждом теоретическом занятии обязательно составляется подробный конспект. А при изучении какой-либо темы самостоятельно, составляются конкретные вопросы по заданной теме, чтобы учащиеся сами могли ориентироваться в многообразии информации и учились находить самое главное.

Для оценивания, получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса применяются следующие методы контроля:

  • Устный контроль (рассказ ученика, ответы на вопросы, защита работы учеником, комментирование практических действий).

  • Письменный контроль (самостоятельные работы, контрольные работы разных видов, зачёты).

  • Практический контроль (практические работы, лабораторные работы, творческие работы).

  • Тестовый контроль (тесты, электронные тесты).

Использование в системе описанных форм, методов и средств обучения при решении учебных и практических задач на занятиях способствует формированию профессиональных знаний и умений оператора ЭВ и ВМ.

Современный мир очень динамичен. Владение новыми информационными технологиями ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Основой успешности личности в современных условиях является конкурентоспособность на рынке труда. Специальность оператора ЭВ и ВМ можно считать неплохим стартом при условии, что есть заинтересованность и предрасположенность к работе с компьютером.

© 2010-2022