РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Информатика в играх и задачах»

Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Г.ШАХТЫ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«Лицей №11 им.Б.В.Шопина»

(МБОУ г.Шахты «Лицей №11»)


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУг.Шахты«Лицей№11»

Приказ от 31.08.2015 № 285

_______________ М.Г.Рудь




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Информатика в играх и задачах»

(указать учебный предмет)

Уровень общего образования (класс)

начальное общее образование - 4 классы

(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 35 ч

Учитель Баландина Оксана Сергеевна

(ФИО)

Программа курса составлена в соответствии Базисным учебным планом, обязательным минимум содержания образования по информатике (уровень А), рекомендуемым Министерством образования Российской Федерации.

(указать примерную программу/ издательство, год издания)











Пояснительная записка.

Современное состояние курса информатики в школе характеризуется устойчивым ростом социального заказа на обучение информатике, обусловленным насущной потребностью овладения современными информационными технологиями, и изменением содержания курса, обусловленным очередной сменой парадигм. Информатику предлагается рассматривать как «одну из фундаментальных отраслей научного знания, формирующую системно-информационный подход к анализу окружающего мира, изучающую информационные процессы, методы и средства получения, преобразования, передачи, хранения и использования информации; стремительно развивающуюся и постоянно расширяющуюся область практической деятельности человека, связанную с использованием информационных технологий».

Данная программа курса «Информатика в играх и задачах» представляет собой один из вариантов построения программы курса по выбору для пропедевтической подготовки учащихся по информатике и ИКТ.

Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 1-5 классов ориентирован на развитие базовых познавательных умственных действий учащихся в информатике. Эта ориентация положительно влияет на развитие лицеистов и способствует повышению успеваемости по базовым дисциплинам. Содержательные линии обучения информатике соответствуют содержательным линиям изучения предмета в начальной школе и реализуются на пропедевтическом уровне.

Программа курса составлена в соответствии Базисным учебным планом, обязательным минимум содержания образования по информатике (уровень А), рекомендуемым Министерством образования Российской Федерации. Прохождение курса рассчитано на 35 часов по одному часу в неделю.

В целях формирования интереса и положительной мотивации к информационно-технологическому профилю через освоение но­вых аспектов содержание данного курса включает ма­териал, усиливающий практическую направленность курса, выходящий за рамки программы лицея.

Основу методики преподавания данного курса составляет диалогическое взаимодействие учителя и учащегося, предполагающее их совместную деятельность, направленную на создание условий для эвристического поиска, нахождение истины и реализации принципов личностно - ориентированного образования.

Теоретический материал создает базу знаний, ориентирующую лицеистов на самостоятельный поиск смысла понятийного аппарата, разрешение возникающих противоречий, анализ и выявление взаимосвязей, фактов, сопровождается системой практических занятий, которые не только обеспечивают связь теории и практики, но и позволяют развивать самосознание учащихся, формировать их психологическую готовность к самореализации в профессиональной деятельности.

Тематический план курса определяется его целью и задачами. В содержании программы нашли отражение следующие разделы: «Состав и работа персонального компьютера», «Программное обеспечение компьютера», «Графический интерфейс операционных систем и приложений», «Обработка графической информации», «Алгоритм» и «Компьютерные презентации».

Цель курса:

  • рассмотрение принципа работы компьютера и используемое, при этом, программное обеспечение;

  • ознакомление учащихся с приёмами логических рассуждений;

  • формирование представления о том, что все выполняемые человеком действия, не что иное, как алгоритмы; рассмотреть основные алгоритмические конструкции; научить конструировать алгоритмы;

  • развитие пользовательских навыков на основе текстового редактора Word,

графического редактора Paint и редактора презентаций PowerPoint;

  • расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с информатикой.

Задачи:

  • формирование основ научного мировоззрения - формирование представлений об информации как одном из трех основополагающих понятий науки - вещества, энергии, информации, на основе которых строится современная научная картина мира;

  • формирование навыков работы с информацией - развитие у школьников теоретического, творческого мышления, формирование операционного мышления, направленного на выбор оптимальных решений, а также умение грамотно пользоваться источниками информации, умение правильно организовать информационный процесс, оценить информационную безопасность и т.д;

  • ориентирование учащихся к последующей профессиональной деятельности;

  • овладение информационными и телекоммуникационными технологиями как необходимое условие перехода к системе непрерывного образования, немыслимого без усиления роли принципа индивидуализации обучения, реализации индивидуальных «образовательных траекторий» для обучаемых, которые могут быть осуществлены в практике обучения только на основе средств информационных технологий.

Курс «Информатика в играх и задачах» имеет следующие направления:

• Формирование информационной стороны целостной картины мира, включающей представление об информации и информационных процессах, способах представления и особенностях восприятия информации, современном развитии новых информационных технологий и социальных аспектах этого развития.
• Освоение терминологии и основных понятий информатики и информационных технологий.
• Формирование умений проектирования объектов и процессов, включающего как стадию анализа, приводящую к созданию различных схем, описывающих реальные и конструируемые объекты и процессы, так и стадию проектирования, предполагающую ту или иную реализацию созданных на предыдущем этапе схем доступными инструментальными средствами.
• Овладение информационной грамотностью, предполагающей умение распознавать потребность в дополнительной информации, определять возможные источники информации и стратегию ее поиска, получать, оценивать и использовать недостающую информацию.
• Формирование представлений о потенциальных возможностях и принципиальных ограничениях компьютерных технологий.
• Овладение умениями адекватного применения новых информационных технологий для целей коммуникации, проектирования объектов и процессов, а также в процессе овладения информационной грамотностью. Известной проблемой информатики является необходимость изучения большого объема материала, в том числе логически сложного, в традиционно малое число занятий, отводимых на информатику.

  • В данной программе предлагается частичное снятие напряженности изучения огромного количества информации следующими способами:
    Освоение некоторых линий информатики не в виде содержания или не только в виде содержания, а в виде методики обучения;

  • Акцентирование внимания при определении содержания пропедевтического курса информатики (1-6-й классы) на пропедевтику логически сложных тем основного.

Изучение информатики в начальной школе предполагается в основном без использования компьютеров. Компьютерная поддержка допустима, но не обязательна. На этом этапе обучения знание возрастной специфики и особенностей развития каждого ребенка более важно, чем тонкости науки информатики. В результате изучение информатики в начальной школе оказывает заметное положительное влияние на обучение учеников базовым учебным предметам.

С целью обеспечения качественного обучения информатики используются следующие методы обучения: монологический (беседа, рассказ, демонстрация), эвристический, работа с книгой, практический метод. Применяемые технологии (обучение в сотрудничестве, метод проектов, коммуникативно-диалогические, интерактивные, личностно -ориентированные, игровые) направлены на реализацию деятельного и личностно-ориентированного подходов; освоение лицеистами интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни.

Знания и умения, полученные при изучении данного курса, учащиеся могут использовать на уроках информатики, в докла­де, статье, мультимедиа-презентации и т.д.

Общие требования к знаниям и умениям предполагают овладение учащимися понятийным аппаратом, а также более сложными видами деятельности, в том числе творческой: создавать информационные объекты, оперировать ими, оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов, приводить примеры практического использования полученных знаний, осуществлять самостоятельный поиск учебной информации.

По окончании изучения курса осуществляется разработка и защита индивидуальных проектов.

Содержание курса

Тема 1. Введение.

Информация и предмет информатика. Гигиенические и технические условия эксплуатации компьютера

Тема 2. Компьютер.

История развития вычислительной техники. Внутренние устройство ПК. Основные и дополнительные блоки. Процессор. Память. Внешние устройства ПК. Устройства ввода-вывода. Файловая система. Файл. Данные и программы. Архивация файлов и дефрагментация дисков.

Практическая работа № 1 «Данные и программы»

Практическая работа № 2 «Работа с файлами. Использование файлового менеджера»

Практическая работа № 3 «Файл. Файловая система».

Практическая работа № 4 «Форматирование, проверка и дефрагментация дисков».

Тема 3. Программное обеспечение компьютера.

Системное программное обеспечение. Прикладное программное обеспечение.

Организация меню в программных системах.

Тема 4. Графический интерфейс операционных систем и приложений.

Представление файловой системы с помощью графического интерфейса. Рабочий стол операционной системы. Окна. Ярлыки. Диалоговые панели. Контекстное меню объекта. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

Практическая работа № 1 «Установка даты и времени с использованием графического интерфейса ОС».

Практическая работа № 2 «Определение разрешающей способности экрана и мыши».

Контрольная работа «Системная среда Windows».

Практическая работа № 3 «Защита от вирусов: обнаружение и лечение».

Тема 5. Технология обработки графической информации.

Растровые и векторные графические редакторы. Сохранение графических файлов в различных формах.

Практическая работа № 1 «Растровые и векторные графические редакторы»

Тема 6. Интерфейс графических ресурсов.

Интерфейс графических редакторов. Область рисования. Инструменты рисования и графические примитивы. Редактирование рисунка. Текстовые инструменты. Геометрические преобразования.

Практическая работа № «Графические примитивы»

Практическая работа №2 «Работа с текстом»

Практическая работа № 3 «Преобразование геометрических фигур»

Тема 7. Алгоритм.

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма. Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

Практическая работа № 1 «Выполнение алгоритма»

Практическая работа № 2 «Составление алгоритма»

Тема 8. Компьютерные презентации.

Мультимедийные интерактивные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Использование анимации и звука в презентации.

Практическая работа № 1 «Создание презентации»

Практическая работа № 2 «Настройки анимации и звука »

9. Проектная деятельность.

Создание мультимедийной презентации на выбранную тему.

Темы практических работ:

  1. Данные и программы.

  2. Работа с файлами. Использованием файлового менеджера.

  3. Форматирование, проверка и дефрагментация диска.

  4. Установка даты и времени с использованием граф. интерфейса ОС.

  5. Определение разрешающей способности экрана и мыши.

  6. Защита от вирусов: обнаружение и лечение.

  7. Растровые графические редакторы.

  8. Векторные графические редакторы.

  9. Сохранение графических файлов в различных формах.

  10. Графические примитивы.

  11. Работа с текстом.

  12. Преобразования геометрических фигур.

  13. Создание презентации.

  14. Настройка анимации и звука.


Темы тестовых и контрольных работ:

  1. Файлы и файловая система.

  2. Системная среда Windows.


Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • как устроен компьютер;

  • файловая система компьютера;

  • программное обеспечение компьютера;

  • графический интерфейс;

  • классификацию компьютерных вирусов;

  • отличие растрового от векторного изображения;

  • понятие алгоритма и его виды;

Учащиеся должны уметь:

  • работать с файлами, папками, открывать и закрывать программы;

  • проверять и форматировать диск;

  • проверять на вирусы файлы и внешние накопители компьютера;

  • владеть инструментами рисования в графическом редакторе;

  • составлять алгоритм к данной задаче;

  • создавать мультимедийные презентации с анимацией и звуком.







Тематическое планирование спецкурса

«Информатика в играх и задачах»


№п\п

Название темы

Количество часов


Виды учебной деятельности

Дата проведения

Теор.

Практ.

Самост.

Всего


1гр

2гр

3 гр

4гр

1

Тема 1. Введение.

2



2


07.09

14.09

01.09

08.09

03.09

10.09

04.09

11.09

2

Тема 2. Компьютер.




7






2.1.


2.2.

2.3.

2.4.

2.5.

История развития вычислительной техники. Внутренние устройство ПК.

Основные и дополнительные блоки. Процессор. Память.


Внешние устройства ПК. Устройства ввода-вывода.


Файловая система.


Файл.


Данные и программы.



1






1



1


1


1










0,5


0,5


1

1


Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.

21.09

28.09

05.10

12.10

19.10

26.10

02.11


15.09

22.09

29.09

06.10

13.10

20.10

27.10


17.09

24.09

01.10

08.10

15.10

22.10

29.10


18.09

25.09

02.10

09.10

16.10

23.10

30.10


3

Тема 3. Программное обеспечение компьютера




3






3.1.

3.2.

3.3.

Системное программное обеспечение.

Прикладное программное обеспечение.

Организация меню в программных системах.


1



1



1


1



1


Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Написание рефератов.

16.11

23.11

30.11

10.11

17.11

24.11

12.11

19.11

26.11

13.11

20.11

27.11

4

Тема 4.Графический интерфейс операционных систем и приложений




6






4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

4.5.

Представление файловой системы с помощью графического интерфейса.

Рабочий стол операционной системы.

Окна. Ярлыки.

Диалоговые панели. Контекстное меню объекта.

Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

1




1



1


1



0,5

0,5




0,5








0,5








1


1


Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.

07.12

14.12

21.12

28.12

18.01

25.01

01.12

08.12

15.12

22.12

12.01

19.01

03.12

10.12

17.12

24.12

14.01

21.01

04.12

11.12

18.12

25.12

15.01

22.01

5

Тема 5. Технология обработки графической информации




4






5.1.

5.2.

Растровые и векторные графические редакторы.

Сохранение графических файлов в различных формах.


1



1

2




1


Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.Написание рефератов.

01.02

08.02

15.02

22.02


26.01

02.02

09.02

16.02

28.01

04.02

11.02

18.02

29.01

05.02

12.02

19.02

6

Тема 6. Интерфейс графических ресурсов.




5






6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

6.5.

Интерфейс графических редакторов. Область рисования.

Инструменты рисования и графические примитивы.

Редактирование рисунка.

Текстовые инструменты.

Геометрические преобразования.



1




0,5



0,5


0,5


1





0,5



0,5


0,5

1







1




0,5


Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.Написание рефератов.

29.02

07.03

14.03

21.03

04.04

23.02

01.03

08.03

15.03

05.04

25.02

04.03

11.03

18.03

01.04

26.02

04.03

11.03

18.03

01.04

7

Тема 7.Алгоритм




2







7.1.


7.2.

Алгоритм как план действий, приводящих к заданной цели. Формы записи алгоритмов: блок-схема, построчная запись. Выполнение алгоритма.


Составление алгоритма. Поиск ошибок в алгоритме. Линейные, ветвящиеся, циклические алгоритмы.

0,5







0,5

0,5







0,5

2


Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.Написание рефератов.

11.04

18.04

12.04

19.04

08.04

15.04

08.04

15.04

8

Тема 8. Компьютерные презентации




4






8.1.

8.2.

8.3.

Мультимедийные интерактивные презентации.

Дизайн презентации и макеты слайдов.

Использование анимации и звука в презентации

0,5



0,5



1

1



0,5



0,5




1



1


Слушание объяснений учителя. Просмотр учебной презентации. Слушание и анализ выступления своих товарищей. Выполнение работ практикума.Написание рефератов.

25.04

02.05

09.05

16.05

26.04

03.05

10.05

17.05

22.04

29.04

06.05

13.05

22.04

29.04

06.05

13.05

9

Разработка и защита проектов

1

1


2


23.05

30.05

24.05

31.05

20.05

27.05

20.05

27.05

Итого:

24

11

12,5

35







Основная литература:

  1. Босова Л. Л. Информатика Москва: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2003.

  2. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы / Под ред. И. Семакина, Е. Хеннера. Москва: Лаборатория Базовых Знаний, 1999.

  3. Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. Базовый курс: Москва: БИНОМ. Лаборатория базовых знаний, 2005.

Дополнительная литература:

  1. Горячев А.В. Двухкомпонентный курс для начальной школы: образовательная система «Школа 2100» Москва: Дрофа, 2000.

  2. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. - Москва: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001.

  3. Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие. - Москва: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000.

  4. Симонович С. В., Евсеев Г. А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. - Москва: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001.

  5. Гаевский А. Ю. Информатика: 7-11 класс. Учебное пособие. - К.: А.С.К., 2002.

  6. Иванова И. А. Информатика. 5 класс: Практикум. - Саратов: Лицей, 2004.

  7. Иванова И. А. Информатика. 6 класс: Практикум. - Саратов: Лицей, 2004.

  8. Иванова И. А. Информатика. 7 класс: Практикум. - Саратов: Лицей, 2004.

  9. Иванова И. А. Информатика. 8 класс: Практикум. - Саратов: Лицей, 2004.

  10. Журнал «Информатика и образование».

  11. Гейн А.Г., Сенокосова А.И. Информатика: Москва: Дрофа, 2000.

  12. Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В. Информатика: Базо-вый курс для 7-9 класса. - М.: БИНОМ, Лаборатория Знаний, 2003.

  13. Семакин И. Г., Шеина Т. Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе. М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000.

  14. Беем Н. А., Старостин Н. И. Изучаем Интернет: Лабораторный практикум. - Саратов: Лицей, 2005.

  15. Кушниренко А.Г., Лебедев Г.В. Информатика: Москва: Дрофа, 2000.

  16. Макарова Н.В. Информатика: Москва: Дрофа, 2000.















СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания

научно-методического совета

МБОУ г.Шахты «Лицей№11»

от _29.08.2015 года № 1

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

Сеймовская Н.В.

_29.08.2015 г.



© 2010-2022