Мастер-класс. Тема: «Наполним красками обучение»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Мастер-класс

Тема: «Наполним красками обучение»

(использование инновационной технологии АМО на учебных занятиях)

Косторнова Л.Н., Сербин Е.М., Ещенко Ю.А., Ларионова О.И, преподаватели ГБПОУ СРМК

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мы очень часто слышим от наших студентов «Зачем учиться? Зачем мне математика? Зачем биология? Не хочу!»

Но сколько мир стоит, все, у кого была возможность учиться - учились. И в древнем мире, и в средние века, и в «век девятнадцатый, железный», и в двадцатом атомном веке вопрос решался и решается просто: у кого есть средства учиться, тот и учится.

Говорят, что «Образование дают, образование получают...», но надо еще уметь его взять! Долгое время считали, что без скуки учения вообще нет, а нелюбовь к учению - обычное, естественное явление. И это считалось нормальным: дети не хотят учиться, а учитель заставляет их.

И вдруг в конце XX века положение резко изменилось. Быстрый прогресс науки и техники влечет за собой необходимость каждому учиться и переучиваться почти всю жизнь. Прежде говорили: «Учись!». Теперь правильно будет добавлять: «Учись учиться!» Кто не научился в школе учиться, у кого нет любви к учению, тот рано или поздно отстанет в жизни, поэтому идея непрерывного учения, учения всю жизнь, висит в воздухе.

Новые ФГОСы четко определили приоритеты образования, определив главными задачами духовно-нравственное развитие, овладение ключевыми компетенциями и формирование универсальных учебных действий, умения применять полученные знания в новых ситуациях, в условиях самостоятельной жизни, а также умения нестандартно мыслить, анализировать и аргументировать свою точку зрения.

На нашем мастер-классе мы обменяемся опытом по использованию одного из современных методов инновационной технологии «Активные методы обучения» (АМО). Технология АМО дает педагогу инструменты, которые позволяют реально менять ситуацию в процессе преподавания, так как обладает высоким мотивационным потенциалом, обеспечивает качество и эффективность образовательного процесса.

И начнем его с игры АМО «Поставь цветы в вазу», используя метод Мозговой штурм или педагогическая дискуссия. Выполним щелчок по цветку. Цветок перемещается в вазу, появляется вопрос для обсуждения.

(Косторнова)

Тема: «Обоснование целесообразности использования технологии активных методов обучения (АМО) для данного урока/ занятия/ мероприятия»

Вопросы дискуссии:

  1. Активные методы обучения - это …

  2. Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока?

  3. Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется

достичь/были достигнуты (в случае апробации урока) за счет использования технологии АМО?

Примерные ответы:

  1. Активные методы обучения - это …

такие методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер. К активным методам обучения относят дидактические игры, анализ конкретных ситуаций, решение проблемных задач, обучение по алгоритму, групповую дискуссию, мозговую атаку др.

  1. Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах: …

Активные методы обеспечивают решение образовательных задач в разных аспектах:

  • формирование положительной учебной мотивации;

  • повышение познавательной активности обучающихся;

  • активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;

  • стимулирование самостоятельной деятельности;

  • развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;

  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;

  • развитие творческих способностей и нестандартности мышления;

  • развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности обучающегося;

  • раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого обучающегося и определение условий для их проявления и развития;

  • развитие навыков самостоятельного умственного труда;

  • развитие универсальных навыков.


  1. Почему именно технология АМО позволяет достичь поставленных целей и задач урока?

Активные методы обучения в образовательной деятельности помогают обучающимся проявлять инициативу на занятиях, стимулируют познавательную деятельность, обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Преподаватель становится консультантом, наставником, старшим партнером, что принципиально меняет отношение к нему обучающихся.


  1. Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется

достичь/были достигнуты (в случае апробации урока) за счет использования технологии АМО?

Активная работа на учебном занятиии формирует у обучающихся мотивацию к изучению преподаваемой учебной дисциплины.

Применение технологии АМО в образовательном процессе позволяют: стимулировать самостоятельность и ответственность обучающихся за результаты обучения, согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями обучающихся, обеспечивать приобретение обучающимися не только предметных знаний, но и жизненно важных навыков и качеств, воспитывать уважительное отношение всех участников образовательного процесса друг к другу


Тема мастер-класса: «Наполним красками обучение»

(использование инновационной технологии АМО на учебных занятиях)

Цель мастер-класса. Поделиться опытом работы педагогов кафедры по использованию технологии АМО на учебных занятиях. Осознание педагогами роли и значимости использования активных методов обучения на учебных занятиях. Научить применять активные методы обучения на разных этапах учебных занятий.

Задачи. Сегодня в конце мастер-класса Вы сможете:

  • объяснить, что такое активные методы обучения;

  • видеть возможности применения активных методов обучения на различных этапах своих учебных занятиях;

  • побудить педагогов к внедрению инновационной технологии АМО в образовательный процесс;

  • сформировать представление о технологии АМО как о технологии для ФГОС;

  • повысить уровень профессиональной компетентности.

Рассмотрим использование технологии АМО на разных этапах проведения учебного занятия.

План работы:

  1. Мозговой штурм или педагогическая дискуссия. Работа в малых группах (пара) Игра АМО «Замок и ключик» Косторнова Л.Н.

  2. Работа в группе. Игра АМО «Словесное домино», «В одной связке» Сербин Е.М.

  3. Актуализация знаний. Онлайн-игры: ловушки реальные и виртуальные. Повторение изученного материала с помощью метода АМО «Транспортный парк» Подведения итогов урока с помощью метода АМО «Ресторан». Ещенко Ю.А.

  4. Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) Ларионова О.И.


Ход выполнения:

Этап УЗ: Актуализация знаний

  1. Игра АМО «Замок и ключик»

Группа «Замки» получают вопросы. Группа «Ключи» получают ответы на эти вопросы (верные и неверные). Каждый замок должен найти свой ключ. Озвучивается вопрос и ответ. Таким образом, образовались пары - ключ подсел к замку. Остальные определяют правильность ответа.

Тема: «Файлы и файловые структуры»

Замки

Ключи

Мастер-класс. Тема: «Наполним красками обучение».1. Файл - это …

…информация, имеющая имя и хранимая на любом носителе.Мастер-класс. Тема: «Наполним красками обучение».

Мастер-класс. Тема: «Наполним красками обучение».2. Как хранятся программы и данные на компьютере?

Программы и файлы на ПК хранятся в виде файлов.Мастер-класс. Тема: «Наполним красками обучение».

Мастер-класс. Тема: «Наполним красками обучение».3. Из чего стоит имя файла?

Из имени собственного и расширения (типа), между которыми ставится точка.Мастер-класс. Тема: «Наполним красками обучение».

Мастер-класс. Тема: «Наполним красками обучение».4. Каких знаков не должно содержать имя файла?

\ / : * ? " < > |Мастер-класс. Тема: «Наполним красками обучение».

Мастер-класс. Тема: «Наполним красками обучение».5. Какие типы файлов ты знаешь?

Текстовый, графический, звуковой, видеофайл, исполняемый, Web-страницы.Мастер-класс. Тема: «Наполним красками обучение».

Мастер-класс. Тема: «Наполним красками обучение».6. Какие действия над файлами можно совершать?

Создавать, сохранять, закрывать, открывать, переименовывать, перемещать, копировать, удалять. Мастер-класс. Тема: «Наполним красками обучение».

Тема: «Объекты текстового редактора. Правила работы с ними»

Замки

Ключи

  1. Символ - это…

минимальная единица текстовой информации: цифра, буква, знак препинания и т.д.

2. Слово - это…

произвольная последовательность символов (букв, цифр и др.), ограниченная с двух сторон служебными символами (пробел, запятая, скобки и др.)

3. Строка - это…

произвольная последовательность символов между левой и правой границами документа.

4. Абзац - это…

произвольная последовательность символов, завершающаяся специальным символом конца абзаца. Допускаются пустые абзацы.

Фрагмент - это…

это некоторое количество рядом стоящих символов, которые можно рассматривать как единое целое. Фрагментом может быть отдельное слово, строка, абзац, страница и даже весь вводимый текст.

Редактирование - это…

процесс внесения изменений в документ.


Цель:

- повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала;

- зафиксировать затруднение, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний;

- распределение на группы.

Форма проведения - работа в малых группах (пара)

Отработка компетенций:

Информационные: осуществление поиска необходимой информации; самостоятельное создание способов решения поставленной задачи.

Коммуникативные: умение работать в парах; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: внесение необходимых корректив.

Личностные: формирование границ собственного знания и незнания.

Сербин Е.М

Работа в группе.Игра АМО «Словесное домино»

Этап УЗ: актуализация, подведение итогов учебного занятия.

Перечисленные слова следует расположить, соблюдая следующее правило: очередное слово должно начинаться буквой, которой оканчивается предыдущее (без учета мягкого знака).

Вариант 1

абак, адрес, алфавит, дюйм, дорожка, Евклид, килобайт, монитор, отладка, процессор, радио, разряд, рамка, тире, транслятор.

Вариант 2

абзац, абонент, архивация, гипертекст, индекс, каталог, программист, растр, стек, таймер, тип, точка, три, цифра, яркость.

Примерный ответ:

Вариант 1

процессор - радио - отладка - абак - килобайт - транслятор - разряд - дюйм - монитор - рамка - алфавит - тире - Евклид - дорожка - адрес.

Вариант 2

архивация - яркость - тип - программист - три - индекс - стек - каталог - гипертекст - точка - абзац - цифра - абонент - таймер - растр.


Игра АМО «В одной связке»

Перед вами две колонки, в которых приведены части словосочетаний, относящихся к информатике или к устройству и работе компьютера. Необходимо назвать эти словосочетания. (можно нарисовать стрелки соответствия)

1

Администратор

сеть

2

База

дискета

3

Виртуальная

технологии

4

Глобальная

информации

5

Графический

данных

6

Двоичный

диск

7

Двумерный

модель

8

Алгоритм

каталог

9

Жесткий

файл

10

Загрузочная

алгоритм

11

Звуковая

редактор

12

Информационные

массив

13

Искусственный

программа

14

Кодирование

Евклида

15

Корневой

сети

16

Линейный

интеллект

17

Лицензионная

память

18

Математическая

колонка

Ответы к заданию:

1. Администратор сети.

10. Загрузочная дискета.

2. База данных.

11. Звуковая колонка.

3. Виртуальная память.

12. Информационные технологии.

4. Глобальная сеть.

13. Искусственный интеллект.

5. Графический редактор.

14. Кодирование информации.

6. Двоичный файл.

15. Корневой каталог.

7. Двумерный массив.

16. Линейный алгоритм.

8. Алгоритм Евклида.

17. Лицензионная программа.

9. Жесткий диск.

18. Математическая модель


Форма проведения - коллективная.

Отработка ключевых компетенций: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные.

Ещенко Ю.А.

Этап УЗ: актуализация знаний. Прием «Вопросительные слова»

Обучающимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или новой теме урока. Необходимо составить как можно больше вопросов, используя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы. Обучающиеся отвечает на данные вопросы.

Этот прием можно использовать на этапе актуализации знаний или закреплении изученного при изучении темы «Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения» по УД Информатика

Пример:

Вопросительные слова

Основные понятия темы

Как?

Что?

Каким образом?

Какая взаимосвязь?

Из чего состоит?

Каково назначение? И т.д.

Информация

Преступления

Закон

Статья

Категории

Доступ и т.д.

Примеры вопросов: Почему совершаются преступления в сфере деятельности, связанной с информацией? Какие виды преступлений в сфере компьютерной деятельности вы знаете? и т.д.

Метод «Дебаты»

Пример: Тема: «Сервисы сети Интернет».

Обучающимся заранее предлагается список тем с целью выявления достоинств и недостатков сервисов сети Интернет. На уроке главная проблема для обсуждения - сеть Интернет - добро или зло? Урок начинается с обсуждения сообщений, подготовленных учащимися. Далее класс делится три на группы. Первая - сторонники сети Интернет, другая - их оппоненты, третья - независимые судьи. Первая приводит аргументы, показывающие пользу сети Интернет, а вторая называет недостатки. Задача для судей - вынести и аргументировать окончательный вердикт.

Данный метод позволяет научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению, размышлению, опираясь на знание фактов. Ученики делают обоснованные выводы, принимают самостоятельные аргументированные решения, учатся работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Ларионова О.И.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг)

Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

  • творческое усвоение обучающимися учебного материала;

  • связь теоретических знаний с практикой;

  • активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

  • формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

  • формирование опыта коллективной мыслительной деятельности.

Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес у обучаемых. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма - возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед обучающимися как учебная задача.

Тема: «Кодирование информации»

Задание 1. «Сегодня мы совершим необыкновенное путешествие в сказочную страну «Волшебная радуга идей». Жители этой дружелюбной страны получили зашифрованное послание от злого волшебника и не могут понять, что в нем написано. И если мы не поможем им, то он заколдует всех жителей этой страны».

Посмотрите на таблицу кодировок некоторых букв русского алфавита и расшифруй слово, представленное в двоичных кодах

1101 1011 0100 0110 1010 0000

А 0000

Е 0101

Н 1010

Б 0001

И 0110

О 1011

В 0010

К 0111

П 1100

Г 0011

Л 1000

Р 1101

Д 0100

М 1001

С 1110

Расшифрованное слово означает:

  1. успех,

  2. творчество;

  3. волю к победе;

  4. отчизну

Ответ: РОДИНА

Тема: «Логика»

Вредоносная компьютерная программа информирует пользователя о том, что она «похитила» важный файл и дальнейшая судьба этого файла будет зависеть от того, что наберет на клавиатуре пользователь.

Если пользователь компьютера напишет ложное выражение, то вирус удалит файл, а если содержание введенного предложения будет истинным, то вирус изменит название файла так, чтобы его было невозможно найти.

Пользователь набирает на клавиатуре выражение, благодаря которому вирус не может предпринять активных действий и выключает компьютер. Какое выражение ввел пользователь?

Ответ: Он может набрать на клавиатуре выражение «Файл будет удален».

Задумайтесь, какое выражение будет противоречить поставленным условиям. Если пользователь наберет на клавиатуре выражение «Файл будет удален» и оно будет истинным, то файл будет переименован, но не удален. То есть утверждение будет ложным. Но если выражение «Файл будет удален» будет ложным, то в соответствии с поставленными вирусом условиями файл будет удален, что сделает утверждение пользователя истинным и в результате тоже возникнет противоречие. Таким образом, если пользователь наберет выражение «Файл будет удален», компьютер не сможет выполнить никаких манипуляций с файлом и, вероятнее всего, просто отключится.


Вывод. В итоге воспитывается способность самостоятельно увидеть проблему, самостоятельно анализировать проблемную ситуацию и находить правильный ответ. Самостоятельно «открытые» истины, закономерности не так легко забываются, а в случае «забывания» они легче восстанавливаются.

Косторнова Л.Н.

Для выбора конкретного активного метода можно воспользоваться приведенной классификацией методов активного обучения по М. Новик:

Дидактические цели занятия

Метод активного обучения

Обобщение ранее изученного материала

Тематическая дискуссия, мозговой штурм

Эффективное предъявление большого по объему теоретического материала

Мозговой штурм, деловые игры

Развитие способности к самообучению

Деловые игры, ролевые игры, анализ практических ситуаций

Повышение учебной мотивации

Деловые игры, ролевые игры,

обучение с использованием компьютерных обучающих программ

Отработка изучаемого материала

Тренинги

Применение знаний, умений и навыков

Анализ практических ситуаций

Использование опыта учащихся при предъявлении нового материала

Тематическая дискуссия

Моделирование учебной или профессиональной деятельности

Деловые игры, ролевые игры, анализ практических ситуаций

Обучение навыкам межличностного общения

Ролевые игры

Эффективное создание реального объекта, творческого продукта

Метод проектов

Развитие навыков работы в группе

Метод проектов

Выработка умения действовать в стрессовой ситуации, развитие навыков саморегуляции

Анализ практических ситуаций

Развитие навыков принятия решений

Анализ практических ситуаций

Развитие навыков активного слушания

Тематическая дискуссия





Примеры АМО

АМО презентации учебного материала

Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм» позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.

АМО организации самостоятельной работы над темой

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений - методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся - «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».

АМО подведения итогов урока

Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Мухомор», «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты». Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.


Вывод. Технология активных методов обучения (АМО) является простым и в то же время эффективным педагогическим инструментом, позволяющим на каждом учебном занятии системно осуществлять обучение, воспитание, развитие и социализацию обучающихся, реализуя, таким образом, новые федеральные государственные образовательные стандарты.

Как показывает практика, применение АМО за счет создания высокой познавательной мотивации обеспечивают активную и результативную учебную деятельность обучающихся, делают работу педагога по настоящему творческой, интересной, продуктивной, а обучение результативным и качественным.

Рефлексия.

Придумайте слова, которые начинаются на предложенные буквы ИТОГ и отражающие Ваше отношение к проведенному мастер-классу.


Литература:

  1. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Часть 1, лекции. - М.: ISBN, 2013.

  2. Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Часть 2, практические задания. - М.: ISBN, 2013.

  3. Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании. Сборник статей Экспертов профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». Образовательный портал «Мой университет», 2011. moi-universitet.ru

  4. Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании. Сборник статей Экспертов профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». Образовательный портал «Мой университет», 2012.

  5. Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании. Сборник статей Экспертов профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». Образовательный портал «Мой университет», 2013.

  6. Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании. Сборник статей Экспертов профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». Образовательный портал «Мой университет», 2014.

  7. Использование и развитие мультимедиа технологий в современном образовании. Сборник статей Экспертов профессионального конкурса педагогов «Мультимедиа урок в современной школе». Образовательный портал «Мой университет», 2015.

  8. Технология активных методов обучения и технология модерации: Что? Зачем? Почему? Сборник отзывов педагогов, прошедших обучение на дистанционных курсах «Активные методы обучения» и «Технология интерактивного обучения». Петрозаводск, 2013.

  9. aplik.ru/shkolniku/10-klass/vystuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-aktivnye-metody-obucheniia-kak-sredstvo-formirovaniia/?singlepage=1 Активные методы обучения

  10. prostatitusnet.ru/uchebnoe/aktivnye-metody-obucheniya/ технология АМО


© 2010-2022