Классный час Конкуренция. Структура рынка

Методическая разработка тематического классного часа «Конкуренция. Структура рынка.     ФИО учителя: Подповедная Светлана Александровна, учитель информатики в МБОУ "Серебрянская школа - детский сад" Класс: 11   Описание урока Учебно-методическая разработка на тему «Конкуренция. Структура рынка». При проведении  урока используютсяэлектронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, представленные в информационной системе «Единая коллекция цифровых образовательных ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка

тематического классного часа «Конкуренция. Структура рынка.



ФИО учителя: Подповедная Светлана Александровна, учитель информатики в МБОУ "Серебрянская школа - детский сад"

Класс: 11


Описание урока

Учебно-методическая разработка на тему «Конкуренция. Структура рынка».

При проведении урока используются электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, представленные в информационной системе «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», school-collection.edu.ru.

Экономические понятия:

Конкуренция. Экономическое соперничество. Структура рынка. Виды рыночных структур и признаки их классификации. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монопсония. Естественные монополии. Государственные монополии. Экономические и юридические барьеры, защищающие монопольный рынок. Антимонопольное законодательство.

Содержательные стандарты (тематические разделы)

Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.

Теоретические положения

Конкуренция - это столкновение интересов, возникающих там, где количество благ или потребительский спрос ограниченны. Конкурировать могут как потребители, так и фирмы. Степень конкуренции различна на разных рынках и зависит от количества продавцов и покупателей; достоверности и доступности информации; возможности легкого доступа на рынок для других фирм; степени однородности товара.

В случае монополии цена, как правило, выше, чем при конкуренции, а производство продукции - меньше. Но монополист не может бесконечно повышать цену, его ограничивает эластичность спроса. Монополии невыгодны потребителям, и государство обычно препятствует их возникновению. Одной из форм борьбы с монополией является принятие антимонопольных законов. Ситуация, когда монопольные права на рынке имеет покупатель, называется монопсонией.

Во многих отраслях существует ситуация олигополии - наличия на рынке небольшого числа очень крупных продавцов, которые не ведут друг с другом разрушительную ценовую конкуренцию, предпочитая конкуренцию качества, сервиса и рекламы.

В других отраслях, где продукция очень разнообразна и защищена патентами и торговыми марками, складывается ситуация монополистической конкуренции, когда монополия отдельных фирм на данные продукты сочетается с конкуренцией между этими продуктами и, соответственно, фирмами, их выпускающими.

Образовательные урока:

  1. Уяснение учащимися представлений о фирме как субъекте рыночной экономики и различных вариантах ее поведения в зависимости от того, в рамках какой рыночной структуры она действует.

  2. Формирование умений учащихся различать структуры рынка, используя признаки классификации рыночных структур и их особенности.

  3. Развитие у школьников умений анализировать действия монополии, различать их виды, понимать значение антимонопольной политики государства, знать ее основные направления.

  4. Закрепление умений и навыков у учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях, формирование у них умений делать выводы, проводя анализ существующей рыночной структуры.

  5. Воспитание экономического мышления.


Дидактические материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), презентация


Ход

  1. Организационный момент

  2. Актуализация ЗУН. Мотивация. Постановка задач.

Что означает, на ваш взгляд, слово «конкуренция», «конкурентный рынок»?

Ответы: состязание, соревнование, соперничество, борьба. Слайд №1-2

  • Между кем? - между производителями однотипных товаров, услуг (или между потребителями за товар в условиях дефицита).

  • За что? - за привлечение как можно большего числа покупателей.

  • Во имя чего? - для получения максимальной прибыли.

Вопрос к учащимся: Существовало ли это понятие при командной (административной) экономике, имело ли оно большое значение в развитии производства?

Возможный ответ: Нет, так как не было свободы выбора ни у производителей, ни у потребителей. Это была плановая экономика.


Учитель: Конкуренция - неотъемлемая черта рыночной экономики. В переводе с латинского означает «сбегаться», «сталкиваться». Конкуренция - это свободное экономическое соперничество между фирмами за деньги покупателя. См. ссылку:

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d07adce4-c83f-4669-a5e5-64e9494ee4e9/%5BEC911_24%5D_%5BMA_03%5D.swf - сущность конкуренции, между кем она может возникнуть.


  1. Объяснение

Вопрос учителя: Какими способами производители (продавцы) могут привлечь к себе внимание покупателей? Слайд №17


Классный час Конкуренция. Структура рынка

Предполагаемые ответы учащихся:

кроме изменения цены производители могут использовать:

- оригинальную упаковку,

- лучшее качество,

- улучшенный сервис,

- необычное оформление торгового зала,

- рекламу,

- лотереи, конкурсы,

- дополнительные услуги для удобства покупателей.

Вопрос: Какой тип конкуренции из представленных встречается наиболее часто?


files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f2fc133-75ee-4d36-970d-4f0f4fb79de2/%5BEC911_24%5D_%5BPS_01%5D.swf - схема «Виды конкуренции»

(в ней перечислены все виды конкуренции, в том числе и рыночные структуры)


Пояснение к схеме:

В зависимости как распределены силы и влияние конкурентов на рынке различают 4 типа конкуренции:

1. совершенная (полиполия, чистая конкуренция, идеальный рынок)

Несовершенная:

2. монополистическая конкуренция

3. олигополия

4. монополия (антоним к слову конкуренция)


Учитель: По каким же признакам их так классифицировали? Слайды № 18-26


Признаки классификации рыночных структур:

  • количество покупателей и продавцов;

  • тип товара (однородный, дифференцированный);

  • доступность информации для всех участников рынка о ценах всех продавцов и их изменениях;

  • наличие входных барьеров для вступления в отрасль (юридические, или экономические);

  • степень влияния продавцов (покупателей) на цену товара.

См. ссылку: files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36c5f784-be5c-4128-946c-3929fb62e7a1/%5BEC911_25%5D_%5BMA_02%5D.swf - типы конкурентного рынка (таблица «Признаки различных рыночных структур»)


Фиксация учениками новых понятий в рабочих тетрадях:

Совершенная конкуренция - рынок с множеством равноправных продавцов, предлагающих однородную продукцию, где отсутствуют входные барьеры в отрасль и продавец практически не влияет на рыночную цену. См. ссылки:

  • files.school-collection.edu.ru/dlrstore/49adb5dc-d97b-4b13-b589-d6f0afd2565c/%5BEC911_25%5D_%5BMA_03%5D.swf - примеры и признаки совершенной конкуренции


  • files.school-collection.edu.ru/dlrstore/329453d0-500e-4fcb-beec-2e203c94fb74/%5BEC911_25%5D_%5BPS_01%5D.swf - сущность и признаки совершенной конкуренции


  • files.school-collection.edu.ru/dlrstore/16e1ae33-518a-4c70-ac1e-f1b63cb56fe9/%5BEC911_25%5D_%5BPS_04%5D.swf - максимизация прибыли фирмы при совершенной конкуренции (три состояния краткосрочного равновесия на совершенном рынке)


Монополистическая конкуренция - рынок с множеством производителей и покупателей, предлагающих схожие, но не одинаковые (дифференцированные) товары и услуги. Слайд №23

Олигополия - рынок, где господствует несколько крупных фирм, вход в отрасль для соперников крайне затруднен. При олигополии возможен ценовой сговор или ориентирование на цены лидера. Слайд №26


См. дополнительный материал: files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a2733b98-ee35-4a4c-8357-203155c5215f/%5BEC911_26%5D_%5BPS_01%5D.swf - (графики, отражающие показатели фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде)

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc976f8e-f803-4e38-bf2d-d0081cab311a/%5BEC911_26%5D_%5BPS_02%5D.swf - характеристика рынка монополистического рынка.


Монопсония- ситуация на рынке, при которой покупку товара осуществляет один-единственный покупатель. Слайд №24

Вопрос: Когда подобная ситуация может возникнуть?

Монополия - рынок, где имеется только один производитель, который полностью контролирует объем производства и очень сильно влияет на цену. Монополия- главный враг конкуренции.

См. ссылку: files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8c895d1-88ab-47eb-8d6e-e35188b76782/%5BEC911_27%5D_%5BMA_02%5D.swf - признаки монополии, иллюстрация монопольного рынка.

Доп.материал: files.school-collection.edu.ru/dlrstore/edda9cb0-1523-4cd1-b511-11b0964cf7b4/%5BEC911_27%5D_%5BPS_01%5D.swf - таблица о различии монополии и совершенной конкуренции, график, отражающий доход (средний доход и прибыль) монополиста, положение монополиста в краткосрочном периоде, монопсония, типы ценовой дискриминации, сущность демпинга, виды объединений (трест, картель, синдикат, концерн, конгломерат)


Учитель:

В стране с рыночной экономикой с монополизмом ведется борьба на государственном уровне. Почему? Какие негативные последствия могут возникнуть на рынке при монополизме? Слайд №27

Возможные ответы:

- высокие цены на продукцию,

- неуважительное отношение к покупателям,

- недостаточный ассортимент товаров,

- отсутствие прогресса в развитии производства,

- другое

Учитель: Однако есть сферы, где монополия просто необходима: производство атомных бомб, эмиссия денежных знаков, электрические и тепловые сети и др. Почему?


Подобные предприятия относят к естественной (государственной, легальной) монополии. Конкуренция на этих предприятиях может лишь увеличить совокупные издержки и повредить обществу.


Естественные монополии - это монополии, разрешенные государством. Слайд №26


  • К ним относятся: коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики газа, электричества.

  • Они подлежат общественному регулированию. В частности, цены или тарифы на их продукцию очень часто определяются федеральными или региональными государственными службами, ведомствами.


Естественная и государственная монополия. Их особенности.

Слайд №27

  • files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5f4636b2-f19d-4d73-b8b2-8e72ed92c732/%5BEC911_27%5D_%5BMA_03%5D.swf - что такое государственные и естественные монополии (регистрационный комитет, лицензионный комитет, государственные предприятия).

  • files.school-collection.edu.ru/dlrstore/900c961b-4922-416e-8c46-f1bf3230cdb1/%5BEC911_27%5D_%5BMA_04%5D.swf - естественные монополии (имеют в основном технологические преимущества; Газпром, нефтепром, РЖД, водоканал).


© 2010-2022