- Преподавателю
- Информатика
- Классный час Конкуренция. Структура рынка
Классный час Конкуренция. Структура рынка
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Подповедная С.А. |
Дата | 21.01.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Методическая разработка
тематического классного часа «Конкуренция. Структура рынка.
ФИО учителя: Подповедная Светлана Александровна, учитель информатики в МБОУ "Серебрянская школа - детский сад"
Класс: 11
Описание урока
Учебно-методическая разработка на тему «Конкуренция. Структура рынка».
При проведении урока используются электронные образовательные ресурсы, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет, представленные в информационной системе «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», school-collection.edu.ru.
Экономические понятия:
Конкуренция. Экономическое соперничество. Структура рынка. Виды рыночных структур и признаки их классификации. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Монопсония. Естественные монополии. Государственные монополии. Экономические и юридические барьеры, защищающие монопольный рынок. Антимонопольное законодательство.
Содержательные стандарты (тематические разделы)
Конкуренция. Виды рыночных структур. Совершенная конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия. Естественные монополии. Методы антимонопольного регулирования и защиты конкуренции.
Теоретические положения
Конкуренция - это столкновение интересов, возникающих там, где количество благ или потребительский спрос ограниченны. Конкурировать могут как потребители, так и фирмы. Степень конкуренции различна на разных рынках и зависит от количества продавцов и покупателей; достоверности и доступности информации; возможности легкого доступа на рынок для других фирм; степени однородности товара.
В случае монополии цена, как правило, выше, чем при конкуренции, а производство продукции - меньше. Но монополист не может бесконечно повышать цену, его ограничивает эластичность спроса. Монополии невыгодны потребителям, и государство обычно препятствует их возникновению. Одной из форм борьбы с монополией является принятие антимонопольных законов. Ситуация, когда монопольные права на рынке имеет покупатель, называется монопсонией.
Во многих отраслях существует ситуация олигополии - наличия на рынке небольшого числа очень крупных продавцов, которые не ведут друг с другом разрушительную ценовую конкуренцию, предпочитая конкуренцию качества, сервиса и рекламы.
В других отраслях, где продукция очень разнообразна и защищена патентами и торговыми марками, складывается ситуация монополистической конкуренции, когда монополия отдельных фирм на данные продукты сочетается с конкуренцией между этими продуктами и, соответственно, фирмами, их выпускающими.
Образовательные урока:
-
Уяснение учащимися представлений о фирме как субъекте рыночной экономики и различных вариантах ее поведения в зависимости от того, в рамках какой рыночной структуры она действует.
-
Формирование умений учащихся различать структуры рынка, используя признаки классификации рыночных структур и их особенности.
-
Развитие у школьников умений анализировать действия монополии, различать их виды, понимать значение антимонопольной политики государства, знать ее основные направления.
-
Закрепление умений и навыков у учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях, формирование у них умений делать выводы, проводя анализ существующей рыночной структуры.
-
Воспитание экономического мышления.
Дидактические материалы и оборудование: компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), презентация
Ход
-
Организационный момент
-
Актуализация ЗУН. Мотивация. Постановка задач.
Что означает, на ваш взгляд, слово «конкуренция», «конкурентный рынок»?
Ответы: состязание, соревнование, соперничество, борьба. Слайд №1-2
-
Между кем? - между производителями однотипных товаров, услуг (или между потребителями за товар в условиях дефицита).
-
За что? - за привлечение как можно большего числа покупателей.
-
Во имя чего? - для получения максимальной прибыли.
Вопрос к учащимся: Существовало ли это понятие при командной (административной) экономике, имело ли оно большое значение в развитии производства?
Возможный ответ: Нет, так как не было свободы выбора ни у производителей, ни у потребителей. Это была плановая экономика.
Учитель: Конкуренция - неотъемлемая черта рыночной экономики. В переводе с латинского означает «сбегаться», «сталкиваться». Конкуренция - это свободное экономическое соперничество между фирмами за деньги покупателя. См. ссылку:
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d07adce4-c83f-4669-a5e5-64e9494ee4e9/%5BEC911_24%5D_%5BMA_03%5D.swf - сущность конкуренции, между кем она может возникнуть.
-
Объяснение
Вопрос учителя: Какими способами производители (продавцы) могут привлечь к себе внимание покупателей? Слайд №17
Предполагаемые ответы учащихся:
кроме изменения цены производители могут использовать:
- оригинальную упаковку,
- лучшее качество,
- улучшенный сервис,
- необычное оформление торгового зала,
- рекламу,
- лотереи, конкурсы,
- дополнительные услуги для удобства покупателей.
Вопрос: Какой тип конкуренции из представленных встречается наиболее часто?
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/0f2fc133-75ee-4d36-970d-4f0f4fb79de2/%5BEC911_24%5D_%5BPS_01%5D.swf - схема «Виды конкуренции»
(в ней перечислены все виды конкуренции, в том числе и рыночные структуры)
Пояснение к схеме:
В зависимости как распределены силы и влияние конкурентов на рынке различают 4 типа конкуренции:
1. совершенная (полиполия, чистая конкуренция, идеальный рынок)
Несовершенная:
2. монополистическая конкуренция
3. олигополия
4. монополия (антоним к слову конкуренция)
Учитель: По каким же признакам их так классифицировали? Слайды № 18-26
Признаки классификации рыночных структур:
-
количество покупателей и продавцов;
-
тип товара (однородный, дифференцированный);
-
доступность информации для всех участников рынка о ценах всех продавцов и их изменениях;
-
наличие входных барьеров для вступления в отрасль (юридические, или экономические);
-
степень влияния продавцов (покупателей) на цену товара.
См. ссылку: files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36c5f784-be5c-4128-946c-3929fb62e7a1/%5BEC911_25%5D_%5BMA_02%5D.swf - типы конкурентного рынка (таблица «Признаки различных рыночных структур»)
Фиксация учениками новых понятий в рабочих тетрадях:
Совершенная конкуренция - рынок с множеством равноправных продавцов, предлагающих однородную продукцию, где отсутствуют входные барьеры в отрасль и продавец практически не влияет на рыночную цену. См. ссылки:
-
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/49adb5dc-d97b-4b13-b589-d6f0afd2565c/%5BEC911_25%5D_%5BMA_03%5D.swf - примеры и признаки совершенной конкуренции
-
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/329453d0-500e-4fcb-beec-2e203c94fb74/%5BEC911_25%5D_%5BPS_01%5D.swf - сущность и признаки совершенной конкуренции
-
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/16e1ae33-518a-4c70-ac1e-f1b63cb56fe9/%5BEC911_25%5D_%5BPS_04%5D.swf - максимизация прибыли фирмы при совершенной конкуренции (три состояния краткосрочного равновесия на совершенном рынке)
Монополистическая конкуренция - рынок с множеством производителей и покупателей, предлагающих схожие, но не одинаковые (дифференцированные) товары и услуги. Слайд №23
Олигополия - рынок, где господствует несколько крупных фирм, вход в отрасль для соперников крайне затруднен. При олигополии возможен ценовой сговор или ориентирование на цены лидера. Слайд №26
См. дополнительный материал: files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a2733b98-ee35-4a4c-8357-203155c5215f/%5BEC911_26%5D_%5BPS_01%5D.swf - (графики, отражающие показатели фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде)
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/cc976f8e-f803-4e38-bf2d-d0081cab311a/%5BEC911_26%5D_%5BPS_02%5D.swf - характеристика рынка монополистического рынка.
Монопсония- ситуация на рынке, при которой покупку товара осуществляет один-единственный покупатель. Слайд №24
Вопрос: Когда подобная ситуация может возникнуть?
Монополия - рынок, где имеется только один производитель, который полностью контролирует объем производства и очень сильно влияет на цену. Монополия- главный враг конкуренции.
См. ссылку: files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a8c895d1-88ab-47eb-8d6e-e35188b76782/%5BEC911_27%5D_%5BMA_02%5D.swf - признаки монополии, иллюстрация монопольного рынка.
Доп.материал: files.school-collection.edu.ru/dlrstore/edda9cb0-1523-4cd1-b511-11b0964cf7b4/%5BEC911_27%5D_%5BPS_01%5D.swf - таблица о различии монополии и совершенной конкуренции, график, отражающий доход (средний доход и прибыль) монополиста, положение монополиста в краткосрочном периоде, монопсония, типы ценовой дискриминации, сущность демпинга, виды объединений (трест, картель, синдикат, концерн, конгломерат)
Учитель:
В стране с рыночной экономикой с монополизмом ведется борьба на государственном уровне. Почему? Какие негативные последствия могут возникнуть на рынке при монополизме? Слайд №27
Возможные ответы:
- высокие цены на продукцию,
- неуважительное отношение к покупателям,
- недостаточный ассортимент товаров,
- отсутствие прогресса в развитии производства,
- другое
Учитель: Однако есть сферы, где монополия просто необходима: производство атомных бомб, эмиссия денежных знаков, электрические и тепловые сети и др. Почему?
Подобные предприятия относят к естественной (государственной, легальной) монополии. Конкуренция на этих предприятиях может лишь увеличить совокупные издержки и повредить обществу.
Естественные монополии - это монополии, разрешенные государством. Слайд №26
-
К ним относятся: коммунальные службы, железные дороги, телефонные компании, поставщики газа, электричества.
-
Они подлежат общественному регулированию. В частности, цены или тарифы на их продукцию очень часто определяются федеральными или региональными государственными службами, ведомствами.
Естественная и государственная монополия. Их особенности.
Слайд №27
-
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/5f4636b2-f19d-4d73-b8b2-8e72ed92c732/%5BEC911_27%5D_%5BMA_03%5D.swf - что такое государственные и естественные монополии (регистрационный комитет, лицензионный комитет, государственные предприятия).
-
files.school-collection.edu.ru/dlrstore/900c961b-4922-416e-8c46-f1bf3230cdb1/%5BEC911_27%5D_%5BMA_04%5D.swf - естественные монополии (имеют в основном технологические преимущества; Газпром, нефтепром, РЖД, водоканал).