Лабораторные работы к курсу

  Перечень практических занятий       Тема 1.1 Элементарные функции и их графики.Решение логарифмических уравнений.Вычисление пределов с помощью замечательных. Тема 1.2. Решение систем линейных уравнений методом Крамера.Решение систем линейных уравнений методом Гаусса. Тема 1.3.   Вычисление производных. Производная сложной функции. Производные высших порядков. Правило Лопиталя. Наибольшее и наименьшее значения функции на отрезке.Полное исследование функции. Построение графика.   Литература   1.      Аниманов С.А. Введение в математическую экономику. – М.: Наука, 1984. 2.      Апанасов П.Т.. Орлов М.И. Сборник задач по математике. М.: Высшая школа. 1987. 3.      Афанасьева О.Н.. Бродский Я.С.. Гуткин И.И.. Павлов АЛ. Сборник задач по математике для техникумов на базе средней школы. М.: Наука. 1992. 4.      Афанасьева О.Н.. Бродский Я.С.. Павлов АЛ. Дидактические материалы по математике. М.: Высшая школа. 1991. 5.      Афанасьева О.Н.. Бродский Я.С.. Павлов АЛ. Математика...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Лабораторная работа №1

Задание: Используя, алгоритм половинного деления, найти корень уравнения Лабораторные работы к курсу с точностью Лабораторные работы к курсу.

Порядок выполнения работы

  1. Графически или аналитически отделить корень уравнения Лабораторные работы к курсу (т.е. найти отрезок Лабораторные работы к курсу, на котором функция Лабораторные работы к курсу удовлетворяет условиям Больцано-Коши).

  2. Составить процедуру для вычисления Лабораторные работы к курсу.

  3. Составить программу, содержащую алгоритм половинного деления и печать результатов. (Программа должна содержать счетчик итераций).

  4. Провести вычисления по программе.

  5. Составить отчет о проделанной работе.

Пример. Найти отличный от нуля корень уравнения Лабораторные работы к курсу, с четырьмя верными знаками после запятой.

Искомый корень легко отделяется графически. Для этого нужно преобразовать уравнение к виду Лабораторные работы к курсу и построить графики функций Лабораторные работы к курсу и Лабораторные работы к курсу. Точки пересечения наших графиков и будут искомые решения данного уравнения. Искомый корень лежит на отрезке Лабораторные работы к курсу. Для того, чтобы найти корень с тремя верными знаками после запятой, полагаем Лабораторные работы к курсу=0.0005. В этом случае головная программа, вспомогательные функция и процедура просты и не требуют комментариев:

Function f(x: real): real;

begin

f=x*x-5*sin(x);

end;

Procedure pol_del;

begin

while b-a

c:=(b+a)/2;

y:=f(c);

writeln(c);

if y*f(a)<0 then b:=c else a:=c;

end;

end;

begin

writeln('Введите значения параметров a, b, eps');

readln(a,b,eps);

pol_del;

writeln('корень уравнения - ',c);

end

В результате выполнения программы был получен результат:

корень уравнения - 2.08631Е+00.


Варианты заданий

№ варианта

Задание

a

b

c

d

A

B

1

Найти наименьший положительный корень уравнения Лабораторные работы к курсу, где Лабораторные работы к курсу

0,6319

0,9217





2

9,4637

13,8249





3

0,9464

1,3825





4

8,5174

12,4424





5

1,8927

2,7650





6

4,4164

6,4516






7

Найти больший корень уравнения Лабораторные работы к курсу, гдеЛабораторные работы к курсу

0,3049

0,3436

0,5




8

9,1464

10,3081

1,0




9

0,6098

0,6872

1,5




10

8,5366

9,6209

2,0




11

0,9146

1,0308

2,5




12

7,9268

8,9337

3,0





13

Найти наименьший положительный корень уравнения Лабораторные работы к курсу, где Лабораторные работы к курсу

0,33

2,3

0,5




14

10

7,375

7,75




15

1

2,2

1




16

6,3

5,189

5




17

1,67

2,5

1,5




18

8

6,18

6,25





19

Решить уравнение Лабораторные работы к курсу, где Лабораторные работы к курсу

0,312

0,7586





20

0,893

0,52





21

0,0385

0,963





22

0,944

0,51





23

0,25

0,8





24

0,67

0,6





25

0,5

0,667





26

0,6857

0,56





27

0,982

0,503






28

Найти корень уравнения Лабораторные работы к курсу на отрезке Лабораторные работы к курсу, где Лабораторные работы к курсу

0,8896

-2,813

-3,6929

11,2

1

3

29

0,107

-0,4613

-2,3738

5,44

0

4

30

1,2755

-3,601

-1,37

6,76

1

3


Лабораторная работа №2

Задание: Используя, алгоритм метода хорд, найти корень уравнения Лабораторные работы к курсу с точностью Лабораторные работы к курсу.

Порядок выполнения работы

  1. Графически или аналитически отделить корень уравнения Лабораторные работы к курсу (т.е. найти отрезок Лабораторные работы к курсу, на котором функция Лабораторные работы к курсу удовлетворяет условиям Больцано-Коши).

  2. Оценить значения первой и второй производной.

  3. Найти наименьшее Лабораторные работы к курсуи наибольшее Лабораторные работы к курсу значения первой производной.

  4. Составить процедуру для вычисления Лабораторные работы к курсу.

  5. Составить процедуру для вычисления Лабораторные работы к курсу.

  6. Составить процедуру для вычисления Лабораторные работы к курсу.

  7. Вычислить Лабораторные работы к курсу. Если Лабораторные работы к курсу, то сравнение Лабораторные работы к курсу, иначе Лабораторные работы к курсу

  8. Составить программу, содержащую метод хорд и печать результатов. (Программа должна содержать счетчик итераций, а также сведения о том, какая из точек является неподвижной).

  9. Провести вычисления по программе и сравнить с результатами половинного деления.

  10. Составить отчет о проделанной работе.

Пример. Найти отличный от нуля корень уравнения Лабораторные работы к курсу, с четырьмя верными знаками после запятой.

Искомый корень легко отделяется графически. Для этого нужно преобразовать уравнение к виду Лабораторные работы к курсу и построить графики функций Лабораторные работы к курсу и Лабораторные работы к курсу. Точки пересечения наших графиков и будут искомые решения данного уравнения. Искомый корень лежит на отрезке Лабораторные работы к курсу. Для того, чтобы найти корень с тремя верными знаками после запятой, полагаем Лабораторные работы к курсу=0.0005. Находим первую и вторую производные: Лабораторные работы к курсу, Лабораторные работы к курсу. Легко видеть, что Лабораторные работы к курсу на Лабораторные работы к курсу положительна (так как cosx<0) и Лабораторные работы к курсу положительна (так как sinx>0), поэтому для уточнения корней можно применять метод хорд. Наибольшее и наименьшее значения первой производной находятся решая задачу о наибольшем и наименьшем значениях функции Лабораторные работы к курсу на отрезке Лабораторные работы к курсу. Находим критические точки этой функции: Лабораторные работы к курсу. Найденные критические точки на лежат на рассматриваемом промежутке Лабораторные работы к курсу, поэтому наибольшее и наименьшее значения находятся на концах промежутка: Лабораторные работы к курсу и Лабораторные работы к курсу. В этом случае головная программа, вспомогательные функция и процедура просты и не требуют комментариев:

Function f(x: real): real;

begin

f=x*x-5*sin(x);

end;

Function f1(x: real): real;

begin

f=2*x-5*cos(x);

end;

Function f2(x: real): real;

begin

f=2+5*sin(x);

end;

Procedure met_hord;

begin

eps1=m1*eps/(M1-m1);

if eps1 <=eps then eps:=eps1;

if f(a)*f2(a)>0 then begin

x:=b; N:=a;

end;

else begin

x:=a; N:=b;

end;

y:=x-f(x)*(N-x)/(f(N)-f(x));

while abs(y-x)>eps do begin

x:=y;

y:=x-f(x)*(N-x)/(f(N)-f(x));

writeln(y);

end;

end;

begin

writeln('Введите значения параметров a, b, eps, m1, M1');

readln(a,b,eps, m1,M1);

met_hord;

writeln('корень уравнения - ',y);

end.

Лабораторная работа №3

Метод простых итераций решения уравнения f(x)=0

Метод простых итераций решения уравнения f(x)=0 состоит в замене исходного уравнения эквивалентным ему уравнением Лабораторные работы к курсу и построении последовательности Лабораторные работы к курсу, сходящейся при Лабораторные работы к курсу к точному решению. Сформулируем достаточные условия сходимости метода простых итераций:

Теорема: Пусть функция Лабораторные работы к курсу определена и дифференцируема на Лабораторные работы к курсу, причем все ее значения Лабораторные работы к курсу. Тогда, если существует число q, такое, что Лабораторные работы к курсу на отрезке Лабораторные работы к курсу, то последовательность Лабораторные работы к курсу (n=0, 1, 2,…)сходится к единственному на Лабораторные работы к курсу решению уравнения Лабораторные работы к курсу при любом начальном значении Лабораторные работы к курсу, т.е. Лабораторные работы к курсу. При этом, если на отрезке Лабораторные работы к курсу производная Лабораторные работы к курсу положительна, тоЛабораторные работы к курсу, если Лабораторные работы к курсу отрицательна, то Лабораторные работы к курсу.

Опишем один шаг итераций. Исходя из найденного на предыдущем шаге значения xn-1, вычисляем Лабораторные работы к курсу. Если Лабораторные работы к курсу, полагают xn и выполняют очередную итерацию. Если же Лабораторные работы к курсу, то вычисления заканчивают и за приближенное значение корня принимают величину xn. Погрешность полученного результата зависит от знака производной Лабораторные работы к курсу. При Лабораторные работы к курсу>0 корень найден с погрешностью Лабораторные работы к курсу, если Лабораторные работы к курсу<0, то погрешность не превышает Лабораторные работы к курсу.

При использовании метода простых итераций основным моментом является выбор функции Лабораторные работы к курсу в уравнении Лабораторные работы к курсу, эквивалентном исходному. Для метода итераций следует подбирать функцию Лабораторные работы к курсу так, чтобы Лабораторные работы к курсу. При этом следует помнить, что скорость сходимости последовательности Лабораторные работы к курсу к корню с тем выше, чем меньше число q.

ПЛабораторные работы к курсуример. Найти корни уравнения Лабораторные работы к курсу с точностью Лабораторные работы к курсу.

Корни уравнения с1 и с2 легко отделяются графически. Они являются абсциссами точек пересечения графика y=ex с прямой у=10х. Из приведенного графика видно, что первый корень лежит на отрезке Лабораторные работы к курсу, а второй - на отрезке Лабораторные работы к курсу. Для уточнения первого корня заменим исходное уравнение эквивалентным Лабораторные работы к курсу, здесь Лабораторные работы к курсу, Лабораторные работы к курсу. На отрезке Лабораторные работы к курсуЛабораторные работы к курсу, т.е.q=0,3. В качестве начального приближения выбираем х0=1. Вычисления прекращаем, когда Лабораторные работы к курсу. Последовательные приближения в этом случае таковы:

0,271828

0,131236

0,114024

0,112078

0,111860

0,111835

Так как Лабораторные работы к курсу, то принимаем с=0,111835. В этом результате все знаки верные.

Для определения второго корня представляем исходное уравнение в виде Лабораторные работы к курсу. Здесь Лабораторные работы к курсу и при Лабораторные работы к курсупроизводная Лабораторные работы к курсу оценивается сверху: Лабораторные работы к курсу, т.е. q=0,5. Если в качестве начального приближения взять х0=2, то получаем следующие последовательные приближения:

2,99573

3,39977

3,52629

3,56283

3,57314

3,57603

3,57684

3,57706

3,57713

Принимаем с=3,57713 с погрешностью 0,0001, так как Лабораторные работы к курсу.

Приведем часть программы, в которой реализована логика метода простых итераций:

Procedure Met_iter;

begin

p:=b-a;

while p>eps do begin

y:=g(x);

p:=abs(x-y);

x:=y;

end;

end;

begin

readln(x, q,eps);

if q>0.5 then eps:=(1-q)/q*eps;

met_iter;

writeln (x);

end.

Задание к лабораторной работе: Используя приведенную программу, найти корень уравнения f(x)=0 с заданной точностью Лабораторные работы к курсу.

Порядок выполнения лабораторной работы:

  1. Графически или аналитически отделить корень уравнения f(x)=0.

  2. Преобразовать уравнение f(x)=0 к виду Лабораторные работы к курсу так, чтобы в некоторой окрестности Лабораторные работы к курсу корня с производная Лабораторные работы к курсу удовлетворяла условию Лабораторные работы к курсу. При этом следует помнить, что чем меньше q, тем быстрее последовательные приближения сходятся к корню.

  3. Выбрать начальное приближение, лежащее на отрезке Лабораторные работы к курсу.

  4. Составить функцию для вычисления значений Лабораторные работы к курсу.

  5. Составить главную программу, содержащую обращение к процедуре Met_iter и вывод результатов (все приближения и счетчик итераций).

  6. Сделать отчет о проделанной работе.


Варианты заданий

Найти корень уравнения f(x)=0 при заданных значениях коэффициентов.

f(x)

a

b

c

d

1

f(x)=tgax-bx

1,5773

2,3041



2

2,2082

3,2258



3

3,7855

5,5300



4

9,1483

13,3641



5

5,9937

8,7558



6

7,8864

11,5207



7

f(x)=ln(ax)-bx+c

7,622

8,59

0,5


8

6,0976

6,872

1,0


9

4,5732

5,154

1,5


10

3,9634

4,4868

2,0


11

3,0488

3,436

2,5


12

1,5244

1,718

3,0


13

f(x)=a sinbx-cx

9,33

6,977

7,25


14

7,667

5,983

6


15

6,67

5,387

5,25


16

5,67

4,794

4,5


17

4,33

4,008

3,5


18

2,67

3,044

2,25


19

f(x)=ae-bx-x

0,9737

0,5067



20

0,9286

0,5185



21

0,5458

0,5391



22

0,7593

0,5683



23

0,5909

0,6286



24

0,4474

0,6909



25

0,1667

0,8571



26

0,7308

0,5778



27

0,833

0,5455



28

f(x)=ax3+bx2+cx+d

0,1697

-0,5693

-1,6

3,73

29

1,039

-3,145

-1,94

8

30

4,6839

-14,04

-2,448

23,5

Лабораторная работа №4

Метод касательных в решении уравнения f(x)=0.

Если известно хорошее приближение решения уравнения f(x)=0, то эффективным методом уточнения является метод касательных. Метод состоит в построении последовательности Лабораторные работы к курсу, сходящейся к корню уравнения f(x)=0. Сформулируем достаточные условия сходимости метода.

Теорема. Пусть f(x) определена и дважды дифференцируема на Лабораторные работы к курсу, причем Лабораторные работы к курсу, а производные Лабораторные работы к курсу, Лабораторные работы к курсу, сохраняют свой знак на отрезке Лабораторные работы к курсу. Тогда, исходя из начального приближения Лабораторные работы к курсу, удовлетворяющего неравенству Лабораторные работы к курсу, можно построить последовательность Лабораторные работы к курсу, n=0,1,2,…, сходящуюся к единственному решению с уравнения f(x)=0.

Метод касательных допускает хорошую геометрическую интерпретацию. Если через точку с координатами Лабораторные работы к курсу, провести касательную, то абсцисса точки пересечения этой касательной с осью абсцисс и есть очередное приближение Лабораторные работы к курсу корня уравнения f(x)=0.

Для оценки погрешности n-го приближения корня можно воспользоваться неравенством: Лабораторные работы к курсу, где М2 - наибольшее значение модуля второй производной Лабораторные работы к курсу на отрезке Лабораторные работы к курсу; m1 - наименьшее значение модуля первой производной Лабораторные работы к курсу на отрезке Лабораторные работы к курсу. Таким образом, если Лабораторные работы к курсу. Последнее соотношение означает, что при хорошем начальном приближении корня после каждой итерации число верных десятичных знаков в очередном приближении удваивается, т.е. процесс сходится очень быстро. Значит, если необходимо найти корень с точностью Лабораторные работы к курсу, то итерационный процесс можно прекращать, когда

Варианты заданий

Найти корень уравнения f(x)=0.

№ варианта

Задание

a

b

c

d

1

Лабораторные работы к курсу

1,2618

1,8433



2

2,5237

3,6866



3

3,47

5,1691



4

8,8328

12,903



5

7,571

11,06



6

5,6782

8,2949



7

Лабораторные работы к курсу

1,2195

1,3744

0,5


8

2,439

3,0924

1,0


9

3,6585

4,1232

1,5


10

4,2683

4,8104

2,0


11

5,7927

6,5284

2,5


12

7,3171

8,2402

3,0


13

Лабораторные работы к курсу

2,33

2,857

2


14

4

3,8125

3,25


15

5,33

4,59

4,25


16

6

4,99

4,75


17

7

5,5857

5,5


18

9,667

7,176

7,5


19

Лабораторные работы к курсу

0,0714

0,933



20

0,3889

0,72



21

0,5476

0,6462



22

0,6304

0,6133



23

0,7

0,5882



24

0,8103

0,5224



25

0,875

0,533



26

0,9118

0,5231



27

0,9595

0,5103



28

Лабораторные работы к курсу

2,113

-6,44

-3,19

15,13

29

3,94

-11,79

-1,56

18,67

30

1,203

-3,53

-1,36

7,11

Порядок выполнения лабораторной работы.

  1. Графически или аналитически отделить корень уравнения f(x)=0. Убедиться, что на найденном отрезке Лабораторные работы к курсу функция f(x) удовлетворяет условиям сходимости метода касательных.

  2. Выбрать начальное приближение корня x0 Лабораторные работы к курсу так, чтобы Лабораторные работы к курсу.

  3. Оценить снизу величину Лабораторные работы к курсу, оценить сверху величину Лабораторные работы к курсу.

  4. По заданному Лабораторные работы к курсу для условия окончания итерационного процесса выбрать Лабораторные работы к курсу.

  5. Составить процедуру для метода касательных и головную программу, содержащую обращение к процедуре и вывод результатов (корень уравнения и счетчик итераций).

  6. Сделать отчет о проделанной работе.


Лабораторная работа №5

Примерная программа для метода Гаусса:

Procedure Met_Gayssa;

begin

{прямой ход}

for k:=1 to n-1 do

for i:=1 to k+1 to n do begin

m[i]:=a[i;k]/a[k;k];

for j:=k to n do

a[i;j]:=a[i;j]-m[i]*a[k;j];

b[i]:=b[i]-m[i]b*[k];

end;

x[n]:=b[n]/a[n;n];

{обратный ход}

for i:=n-1 downto 1 do begin

h:=b[i];

for j:=i+1 to n do

h:=h-x[j]*a[i;j];

x[i]:=h/a[i;i];

ehd;

end;

Порядок выполнения лабораторной работы

  1. Усовершенствовать процедуру Met_Gayssa, чтобы на каждом этапе строки матрицы переставлялись так, чтобы на главной диагонали оказался наибольший элемент k-го столбца.

  2. Составить головную программу, содержащую обращение к Met_Gayssa и вывод результатов.

  3. Сделать отчет о проделанной работе.

Пример. Решить систему уравнений

Лабораторные работы к курсу

Вычисления по программе привели к следующим результатам:

Х1=1, Х2=2, Х3=3.

Варианты заданий

Решить систему линейных уравнений

№ варианта

Матрица коэффициентов системы

Столбец свободных членов

1

1,84

2,32

1,83

2,25

2,60

2,06

2,53

2,82

2,24

-6,09

-6,98

-5,52

2

2,58

1,32

2,09

2,93

1,55

2,25

3,13

1,58

2,34

-6,66

-3,58

-5,01

3

2,18

2,17

3,15

2,44

2,31

3,22

2,49

2,49

3,17

-4,34

-3,91

-5,27

4

1,54

3,69

2,45

1,70

3,73

2,43

1,62

3,59

2,25

-1,97

-3,74

-2,26

5

1,53

2,35

3,83

1,61

2,31

3,73

1,43

2,07

3,45

-5,13

-3,69

-5,98

6

2,36

2,51

2,59

2,37

2,40

2,41

2,13

2,10

2,06

1,48

1,92

2,16

7

3,43

4,17

4,30

3,38

4,00

4,10

3,09

3,65

3,67

5,52

6,93

7,29

8

3,88

3,00

2,67

3,78

2,79

2,37

3,45

2,39

1,96

10,41

8,36

7,62

9

3,40

2,64

4,64

3,26

2,39

4,32

2,90

1,96

3,85

13,05

10,30

17,89

10

2,53

3,95

2,78

2,36

4,11

2,43

1,93

3,66

1,94

12,66

21,97

29,75

11

2,16

3,55

4,85

1,96

3,23

4,47

1,56

2,78

3,97

13,16

21,73

29,75

12

2,69

2,73

2,93

2,47

2,39

2,52

2,07

1,92

2,02

19,37

19,43

20,80

13

3,72

4,47

4,96

3,47

4,10

4,53

3,06

3,63

4,01

30,74

36,80

40,79

14

14,35

4,04

3,14

4,39

3,65

2,69

3,67

3,17

2,17

40,15

36,82

28,10

15

4,07

2,84

4,99

3,79

2,44

4,50

3,37

1,95

3,97

40,77

27,68

49,37

16

3,19

4,43

3,40

2,89

4,02

2,92

2,47

3,53

2,40

33,91

47,21

32,92

17

2,57

4,47

4,89

2,26

4,03

4,40

1,84

3,57

3,87

28,66

50,27

55,03

18

2,83

3,00

3,72

2,50

2,55

3,21

2,08

2,07

2,68

33,28

33,59

43,43

19

3,78

4,33

4,76

3,44

3,88

4,24

3,02

3,39

3,71

46,81

53,43

58,73

20

4,59

4,83

4,06

4,24

4,36

3,53

3,82

3,88

3,01

59,54

62,33

52,11

21

4,56

3,21

4,58

4,20

2,73

4,04

3,78

2,25

3,52

61,86

42,98

61,67

22

3,75

4,18

4,43

3,39

3,70

3,88

2,97

3,22

3,36

53,38

59,28

62,62

23

2,95

5,11

4,38

2,58

4,62

3,82

2,16

4,14

3,30

44,16

46,68

65,34

24

2,93

3,47

4,78

2,55

2,98

4,22

2,14

2,50

3,70

46,41

54,78

75,81

25

3,74

4,02

4,18

3,36

3,51

3,61

2,94

3,04

3,09

63,26

67,51

70,03

26

4,07

5,30

5,11

4,28

4,79

4,54

3,87

4,32

4,03

84,43

95,45

91,69

27

4,90

3,79

4,01

4,50

3,27

3,43

4,09

2,81

2,91

94,18

71,57

75,45

28

4,25

3,86

5,40

3,81

3,34

4,82

3,43

2,87

4,30

86,07

77,12

108,97

29

3,35

5,41

3,88

2,94

4,88

3,30

2,53

4,41

2,78

70,69

115,38

81,07

30

3,05

4,14

5,63

2,64

3,61

5,03

2,23

3,14

4,52

67,17

91,43

125,40

Лабораторная работа №6

Графический метод решения задачи линейного программирования

Графический метод используется для решения задач с двумя переменными следующего вида:

Лабораторные работы к курсу

Данный метод основывается на возможности графического изображения области допустимых решений задачи и нахождения среди них оптимального решения.

Область допустимых решений задачи строится как пересечение областей решений каждого из данных ограничений.

Областью решений линейного неравенства Лабораторные работы к курсу является одна из полуплоскостей, на которые прямая Лабораторные работы к курсу, соответствующая данному неравенству, делит координатную плоскость.

Для того чтобы определить, какая из двух полуплоскостей является областью решений, достаточно координаты какой-либо точки, не лежащей на прямой, подставить в неравенство: если оно удовлетворяется, то областью решений является полуплоскость, содержащая данную точку, если же неравенство не удовлетворяется, то областью решений является полуплоскость, не содержащая данную точку.

Областью допустимых решений задачи является общая часть полуплоскостей - областей решений всех неравенств системы ограничений.

Для нахождения среди допустимых решений оптимального решения используют линии уровня и опорные прямые.

Линией уровня называется прямая, на которой целевая функция задачи принимает постоянное значение. Уравнение линии уровня в общем случае имеет вид Лабораторные работы к курсу, где l - const. Все линии уровня параллельны между собой. Их нормаль Лабораторные работы к курсу.

Опорной прямой называется линия уровня, которая имеет хотя бы одну общую точку с областью допустимых значений и по отношению к которой эта область находится в одной из полуплоскостей.

Область допустимых решений задачи имеет не более двух опорных прямых, на одной из которых может находиться оптимальное решение.

Лабораторные работы к курсу

ЗЛабораторные работы к курсу

начение целевой функции на линиях уровня возрастают, если линии уровня перемещать в направлении их нормали, и убывают при перемещении линии уровня в противоположном направлении.

Алгоритм графического метода решения задач линейного программирования с двумя переменными:

  1. Построить область допустимых решений.

  2. Если область допустимых решений является пустым множеством, то задача не имеет решения ввиду несовместности системы ограничений.

  3. Если область допустимых решений является непустым множеством, построить нормаль линии уровня Лабораторные работы к курсу и одну из линий уровня, имеющую общие точки с этой областью.

  4. Линию уровня переместить до опорной прямой в задача на максимум в направлении нормали, в задаче на минимум - в противоположном направлении.

Вариант

Задача

Вариант

Задача

Вариант

Задача

1

Лабораторные работы к курсу

11

Лабораторные работы к курсу

21

Лабораторные работы к курсу

2

Лабораторные работы к курсу

12

Лабораторные работы к курсу

22

Лабораторные работы к курсу

3

Лабораторные работы к курсу

13

Лабораторные работы к курсу

23

Лабораторные работы к курсу

4

Лабораторные работы к курсу

14

Лабораторные работы к курсу

24

Лабораторные работы к курсу

5

Лабораторные работы к курсу

15

Лабораторные работы к курсу

25

Лабораторные работы к курсу

6

Лабораторные работы к курсу

16

Лабораторные работы к курсу

26

Лабораторные работы к курсу

7

Лабораторные работы к курсу

17

Лабораторные работы к курсу

27

Лабораторные работы к курсу

8

Лабораторные работы к курсу

18

Лабораторные работы к курсу

28

Лабораторные работы к курсу

9

Лабораторные работы к курсу

19

Лабораторные работы к курсу

29

Лабораторные работы к курсу

10

Лабораторные работы к курсу

20

Лабораторные работы к курсу

30

Лабораторные работы к курсу


Лабораторная работа №7

Интерполяционный многочлен Ньютона

Пусть функция f(x) задана на отрезке Лабораторные работы к курсу таблицей значений Лабораторные работы к курсу в равноотстоящих узлах Лабораторные работы к курсу. Многочленом Ньютона степени n называют многочлен

Лабораторные работы к курсу, (1)

где коэффициенты многочлена находятся по формулам:

Лабораторные работы к курсу (2)

Подставим коэффициенты в (1):

Лабораторные работы к курсу

Введем обозначение Лабораторные работы к курсу, тогда Лабораторные работы к курсу, Лабораторные работы к курсу, …, Лабораторные работы к курсу.

Таким образом, интерполяционный многочлен Ньютона принимает вид:

Лабораторные работы к курсу

Если n=1, то Лабораторные работы к курсу. В этом случае получаем формулу линейной интерполяции.

Если n=2, то Лабораторные работы к курсу - формула квадратичной интерполяции.

Степень интерполяционного многочлена целесообразно брать не выше, чем порядок практически постоянных конечных разностей.

Для интерполяции по формуле Ньютона можно составить примерную программу:

Procedure Met_Nuton;

begin

writeln('Введите значение х, в котором нужно найти значение функции');

readln(x);

S:=y[1];

u:=(x-x[1])/h;

A:=1;

for k:=0 to n-1 do begin A=A*(n-k)/(k+1);

S:=S+A*d[k];{d[k]=Лабораторные работы к курсу}

end;

end;

Порядок выполнения лабораторной работы:

  1. Составить процедуру для ввода табличных данных в массивы x[i], y[i].

  2. Составить процедуру для подсчета конечных разностей Лабораторные работы к курсу, которые будут хранится в массиве d[i].

  3. Написать головную программу, содержащую обращение к процедуре Met_Nuton.

  4. Провести вычисления.

  5. Написать отчет о проделанной работе.


Варианты заданий

X

ЗначенияЛабораторные работы к курсу

В-1

В-2

В-3

В-4

В-5

В-6

В-7

В-8

В-9

В-10

В-11

0,1

5,998

6,030

5,85

6,310

5,650

6,323

3,88

4,08

3,90

4,03

3,82

0,2

5,820

6,072

5,619

6,308

5,431

6,523

3,86

4,18

3,83

4,23

3,44

0,3

5,754

6,297

5,569

6,546

5,250

6,646

3,84

4,38

3,60

4,49

3,16

0,4

5,828

6,428

5,426

6,855

5,000

7,256

3,91

4,46

3,47

4,71

2,95

0,5

5,627

6,425

5,237

7,073

4,790

7,487

3,71

4,44

3,31

5,00

2,73

0,6

5,597

6,473

5,025

7,770

4,569

7,827

3,49

4,55

3,05

5,26

2,40

0,7

5,693

6,592

4,988

7,225

4,296

8,133

3,51

4,66

3,14

5,36

2,27

0,8

5,469

6,815

5,037

7,739

4,065

8,402

3,68

4,89

2,83

5,87

1,85

0,9

5,413

6,786

4,586

7,995

3,837

8,581

3,74

4,86

2,66

5,67

1,88

1

5,526

6,925

4,575

8,063

3,519

9,014

3,47

5,04

2,53

5,89

1,32

1,1

5,344

7,116

4,445

8,247

3,281

9,049

3,60

5,22

2,35

6,16

1,18

1,2

5,304

7,053

4,353

8,472

2,926

9,571

3,51

4,99

2,49

6,65

1,15

1,3

5,352

7,224

3,933

8,627

2,801

9,891

3,48

5,39

2,19

6,39

0,85

1,4

5,301

7,439

3,899

8,936

2,546

10,073

3,30

5,56

1,82

6,81

0,48

1,5

5,424

7,302

3,793

9,082

2,232

10,406

3,23

5,42

1,69

7,08

0,18

1,6

4,996

7,426

3,473

9,076

2,016

10,821

3,26

5,85

1,54

7,24

-0,01

1,7

5,080

7,797

3,551

9,363

1,794

11,151

3,14

5,99

1,22

7,61

-0,12

1,8

5,256

7,871

3,171

9,679

1,663

11,232

3,17

5,85

1,17

7,64

-0,60

1,9

5,090

7,929

3,330

9,846

1,375

11,655

2,96

6,01

1,04

8,03

-0,68

2,0

5,053

8,060

3,044

10,013

1,217

11,952

2,81

5,97

1,12

7,92

0,54


X

ЗначенияЛабораторные работы к курсу

В-12

В-13

В-14

В-15

В-16

В-17

В-18

В-19

В-20

В-21

В-22

0,1

4,27

1,92

2,14

2,25

1,56

1,62

2,43

-0,02

0,00

-0,01

0,38

0,2

4,45

1,91

2,19

2,31

1,81

1,54

2,67

-0,28

0,23

-0,20

0,36

0,3

4,84

2,09

2,32

2,75

1,51

1,09

2,71

-0,06

0,32

-0,31

0,45

0,4

5,14

1,73

2,59

2,77

1,52

1,07

3,15

-0,00

0,24

-0,63

0,89

0,5

5,55

1,88

2,56

3,00

1,09

0,67

3,47

-0,24

0,35

-0,73

0,91

0,6

5,85

1,81

2,64

3,24

1,04

0,24

3,76

-0,11

0,52

-0,87

1,11

0,7

6,18

1,71

2,66

3,55

1,05

0,29

3,91

-0,28

0,77

-1,05

1,49

0,8

6,38

1,66

2,84

3,48

0,91

-0,07

4,46

-0,35

0,68

-1,39

1,72

0,9

6,72

1,47

3,04

3,64

0,69

-0,26

4,76

-0,47

0,92

-1,05

1,83

1

7,04

1,44

2,94

3,86

0,51

-0,56

5,15

-0,47

0,97

-1,40

1,98

1,1

7,26

1,23

3,23

4,06

0,46

-0,69

5,54

-0,52

1,08

-1,74

2,35

1,2

7,70

1,37

3,27

4,39

0,14

-0,85

5,61

-0,68

1,15

-1,88

2,82

1,3

7,78

1,30

3,31

4,67

-0,06

-1,29

5,93

-0,72

1,35

-1,79

2,76

1,4

8,33

1,22

3,13

4,93

-0,29

-1,39

6,12

-0,77

1,33

-1,99

2,90

1,5

8,62

1,38

3,49

4,95

-0,28

-1,73

6,54

-0,69

1,51

-2,22

2,90

1,6

8,78

1,35

3,56

5,06

-0,25

-1,98

6,67

-0,79

1,57

-2,46

3,25

1,7

9,06

1,14

3,66

5,49

-0,57

-2,37

7,28

-0,77

1,65

-2,75

3,42

1,8

9,56

1,00

3,79

5,57

-0,57

-2,41

7,55

-0,99

1,59

-2,72

3,37

1,9

9,71

0,96

3,96

5,89

-1,06

-2,68

7,79

-1,07

1,77

-2,87

3,83

2,0

10,14

0,93

4,08

6,00

-1,01

-2,96

8,18

-1,03

1,99

-2,84

3,90


X

ЗначенияЛабораторные работы к курсу

В-23

В-24

В-25

В-26

В-27

В-28

В-29

В-30

0,1

-0,15

0,30

-2,09

-2,12

-2,30

-1,77

-2,45

-1,61

0,2

-0,42

0,50

-2,02

-2,00

-2,38

-1,60

-2,64

-1,53

0,3

-0,79

0,82

-2,13

-1,59

-2,37

-1,47

-2,69

-1,12

0,4

-0,92

1,43

-2,20

-1,61

-2,83

-1,19

-2,99

-0,98

0,5

-0,97

1,49

-2,15

-1,53

-3,02

-1,00

-3,33

-0,61

0,6

-1,48

1,85

-2,26

-1,74

-3,42

-0,97

-3,30

-0,01

0,7

-1,63

2,01

-2,17

-1,11

-3,02

-0,64

-3,73

-0,02

0,8

-1,95

2,56

-2,51

-1,10

-3,41

-0,29

-3,99

0,27

0,9

-2,23

2,72

-2,41

-1,08

-3,42

-0,17

-4,37

0,70

1

-2,55

2,85

-2,50

-0,96

-3,57

-0,11

-4,57

0,99

1,1

-2,64

3,12

-2,63

-0,89

-3,57

-0,05

-4,77

1,42

1,2

-2,85

3,75

-2,55

-0,72

-3,57

0,37

-5,17

1,57

1,3

-3,32

3,90

-2,54

-0,63

-3,81

0,60

-5,23

1,87

1,4

-3,64

4,12

-2,69

-0,67

-4,05

0,78

-5,53

1,93

1,5

-3,78

4,47

-2,89

-0,55

-4,29

1,01

-5,68

2,67

1,6

-3,84

4,68

-3,01

-0,33

-4,49

1,19

-5,85

2,92

1,7

-4,19

5,21

-2,83

-0,35

-4,50

1,46

-6,23

3,07

1,8

-4,58

5,23

-2,96

-0,07

-4,56

1,46

-6,45

3,32

1,9

-4,73

5,76

-2,92

-0,05

-4,97

1,81

-6,55

3,63

2,0

-5,00

6,11

-3,13

0,05

-5,04

2,06

-6,97

3,72


Лабораторная работа №8

Линейная регрессия

Пусть требуется исследовать зависимость y(x), причем величины y и x измеряются в одних и тех же экспериментах. Без ограничения общности можно считать, что величина x измеряется точно, в то время как измерение величины y содержит случайные погрешности. Это означает, что погрешность измерения величины x пренебрежимо мала по сравнению с погрешностью измерения величины y. Таким образом, результаты эксперимента можно рассматривать как выборочные значения случайной величины Лабораторные работы к курсу, зависящей от х как от параметра. Регрессией называют зависимость условного математического ожидания этой величины от х, т.е. Лабораторные работы к курсу. Задача регрессионного анализа состоит в восстановлении функциональной зависимости у(х) по результатам измерений (xi;yi), i=1,2,…,n.

Аппроксимируем искомую зависимость у(х) функцией Лабораторные работы к курсу. Это значит, что результаты измерений можно представить в виде Лабораторные работы к курсу, где Лабораторные работы к курсу- неизвестные параметры регрессии; Лабораторные работы к курсу - случайные величины, характеризующие погрешности эксперимента.

Обычно предполагается, что Лабораторные работы к курсу - это независимые нормально распределенные случайные величины с Лабораторные работы к курсу и одинаковыми дисперсиями Лабораторные работы к курсу.

Параметры Лабораторные работы к курсу следует выбирать такими, чтобы отклонение предложенной функциональной зависимости от результатов эксперимента было минимальным. Часто в качестве меры отклонения принимают величину Лабораторные работы к курсу и, следовательно, параметры Лабораторные работы к курсу определяются методом наименьших квадратов.

На практике регрессионный анализ состоит из трех этапов. На первом этапе выдвигают гипотезу о виде функции Лабораторные работы к курсу, на втором этапе по имеющимся данным находят оценки неизвестных параметров Лабораторные работы к курсу. На третьем этапе проверяют согласие выдвинутой гипотезы с результатами измерений

Рассмотрим простейший случай линейной регрессии. Пусть выдвинута гипотеза о том, что функция f имеет вид Лабораторные работы к курсу. Найдем оценки параметров а и b методом наименьших квадратов. Для этого минимизируем функцию Лабораторные работы к курсу. Приравнивая нулю производные Лабораторные работы к курсу и Лабораторные работы к курсу, получаем

Лабораторные работы к курсу

Проверяя согласие построенной линии регрессии с результатами эксперимента, можно руководствоваться следующими соображениями. Идея любой регрессии состоит в том, чтобы часть изменений измеряемой величины связать с изменением внешних переменных (в данном случае только одна внешняя переменная х). Не предполагая, что у зависит от х, можно было бы за меру разброса результатов эксперимента принять величину Лабораторные работы к курсу, где Лабораторные работы к курсу. Если прямая регрессии построена, то за меру разброса естественно принять сумму квадратов отклонений от линии регрессии, т.е. величину Лабораторные работы к курсу. Если Лабораторные работы к курсу, то это значит, что аппроксимирующая функция выбрана неудачно, т.е. подходящую функцию регрессии следует искать не среди прямых, а, например среди парабол или кривых другого вида.

Procedure Lin_Regr;

begin

S1:=0; S2:=0; S3:=0; S4:=0;

for I=1 to n do begin

S1=s1+x[i]; {подсчет Лабораторные работы к курсу}

S2:=S2+y[i]; {подсчет Лабораторные работы к курсу}

S3:=S3+x[i]*y[i]; {подсчет Лабораторные работы к курсу}

S4:=S4+x[i]*x[i]; {подсчет Лабораторные работы к курсу}

end;

a:=(n*S3-S1*S2)/(n*S4-S2*S2);

b:=S2-a*S1;

end;


Порядок выполнения лабораторной работы

  1. Составить головную программу, содержащую описание массивов, Х и У, ввод исходных данных, обращение к процедуре Lin_Regr.

  2. Сделать анализ выбора функции регрессии, используя меру разброса результатов экспериментаЛабораторные работы к курсу и меру отклонений результатов эксперимента от линейной регрессии Лабораторные работы к курсу.

  3. Провести вычисления.

  4. Сделать отчет.


Лабораторная работа №9

Вычисление определенного интеграла с помощью формул прямоугольника, трапеций, парабол.

На практике для приближенного вычисления определенного интеграла применяют три формулы:

Формула прямоугольников:

Лабораторные работы к курсу

Формула трапеций:

Лабораторные работы к курсу

Формула парабол (формула Симпсона):

Лабораторные работы к курсу

где N - количество равных отрезков на которые разбивается отрезок Лабораторные работы к курсу.

Погрешности вычислений находятся следующим образом:

Формула прямоугольников:

Лабораторные работы к курсу, где Лабораторные работы к курсу

Формула трапеций:

Лабораторные работы к курсу, где I2N - значение определенного интеграла при Лабораторные работы к курсу, IN -значение определенного интеграла при Лабораторные работы к курсу. (правило Рунге).

Формула парабол (формула Симпсона):

Лабораторные работы к курсу, где Лабораторные работы к курсу

Порядок выполнения лабораторной работы

  1. Выберите четное число N для разбиения отрезка Лабораторные работы к курсу.

  2. Напишите процедуру для вычисления подынтегральной функции f(x).

  3. Напишите процедуры для вычисления определенного интеграла Лабораторные работы к курсу по формулам прямоугольников, трапеций, парабол.

  4. Составьте головную программу, содержащую обращение к процедурам и вывод результатов вычислений.

  5. Сравнить полученные результаты.

  6. Сделать отчет.


Варианты заданий

варианта

Задание

варианта

Задание

1

Лабораторные работы к курсу

16

Лабораторные работы к курсу

2

Лабораторные работы к курсу

17

Лабораторные работы к курсу

3

Лабораторные работы к курсу

18

Лабораторные работы к курсу

4

Лабораторные работы к курсу

19

Лабораторные работы к курсу

5

Лабораторные работы к курсу

20

Лабораторные работы к курсу

6

Лабораторные работы к курсу

21

Лабораторные работы к курсу

7

Лабораторные работы к курсу

22

Лабораторные работы к курсу

8

Лабораторные работы к курсу

23

Лабораторные работы к курсу

9

Лабораторные работы к курсу

24

Лабораторные работы к курсу

10

Лабораторные работы к курсу

25

Лабораторные работы к курсу

11

Лабораторные работы к курсу

26

Лабораторные работы к курсу

12

Лабораторные работы к курсу

27

Лабораторные работы к курсу

13

Лабораторные работы к курсу

28

Лабораторные работы к курсу

14

Лабораторные работы к курсу

29

Лабораторные работы к курсу

15

Лабораторные работы к курсу

30

Лабораторные работы к курсу


© 2010-2022