Информатика 10 класс, Автор Семакин И. Г

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Чуваш-Кубово»

Муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан





«Согласовано»

Руководитель РМО:


/ И.Н. Кикта/

« » 2015 г.


«Согласовано»

Заместитель директора

школы по УВР:

/ Г.С. Михайлова/

« » 2015 г.

Утверждено

директором школы

Приказ №

« » 2015 г.






Рабочая программа учебного курса

«Информатике и ИКТ»

для 10 класса












Составитель: учитель информатики

Гафарова Гульнара Мавлитовна





2Информатика 10 класс, Автор Семакин И.Г.015-2016 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Конституции РФ, ст. 43;

  2. Конвенции о правах ребенка;

  3. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  4. Приказа № 1089 от 5 марта 2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (в соответствии с изменениями);

  5. Приказ от 24 апреля 2015 г. N 905 О рекомендуемых базисном учебном плане и примерных учебных планах для общеобразовательных организаций Республики Башкортостан на 2015-2016 учебный год;

  6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  7. Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;

  8. Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730;

  9. Республиканская программа развития образования на 2013 - 2017 г. 21.02.2013 №54

  10. Программа составлена в соответствии с требованиями основного общего образования на основе примерной основной образовательной программы авторской программы и учебно-методического комплекта «Информатика и ИКТ» 10 класс, автор И.Г.Семакин

  11. Основная образовательная программа основного общего образования (5-9 классы) (приказ № 50 от 29.08.2014)

  12. Календарно годовой график школы (приказ № 61 от 26.08.2015)

  13. Учебного плана МБОУ СОШ с. Чуваш-Кубово. Приказ № 59 от «14» августа 2015 г.

  14. Положение о рабочей программе МБОУ СОШ с. Чуваш-Кубово. Приказ № 37 от «29» мая 2014 г.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых Федеральным Государственным Образовательным Стандартом для среднего (полного) общего образования на базовом уровне по информатике и ИКТ.

Изучение информатики и информационных технологий в 10 классе направлено на достижение следующих целей:

Освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

Овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и ИКТ при изучении различных учебных предметов;

Воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

Приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной деятельности.

Общая характеристика учебного предмета

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Представление любого процесса, в частности информационного в некотором языке, в соответствие с классической методологией познания является моделью (соответственно, - информационной моделью). Важнейшим свойством информационной модели является ее адекватность моделируемому процессу и целям моделирования. Информационные модели чрезвычайно разнообразны, - тексты, таблицы, рисунки, алгоритмы, программы - все это информационные модели. Выбор формы представления информационного процесса, т.е. выбор языка определяется задачей, которая в данный момент решается субъектом.

Автоматизация информационного процесса, т.е возможность его реализации с помощью некоторого технического устройства, требует его представления в форме доступной данному техническому устройству, например, компьютеру. Это может быть сделано в два этапа: представление информационного процесса в виде алгоритма и использования универсального двоичного кода (языка - «0», «1»). В этом случае информационный процесс становится «информационной технологией».

Эта общая логика развития курса информатики от информационных процессов к информационных технологиям проявляется и конкретизируется в процессе решения задачи. В этом случае можно говорить об информационной технологии решения задачи.

Приоритетной задачей курса информатики основной школы является освоение информационная технология решения задачи (которую не следует смешивать с изучением конкретных программных средств). При этим следует отметить, что в основной решаются типовые задачи с использованием типовых программных средств.

Приоритетными объектами изучения информатики в старшей школе являются информационные системы, преимущественно автоматизированные информационные системы, связанные с информационными процессами, и информационные технологии, рассматриваемые с позиций системного подхода.

Это связано с тем, что базовый уровень старшей школы, ориентирован, прежде всего, на учащихся - гуманитариев. При этом, сам термин "гуманитарный" понимается как синоним широкой, "гуманитарной", культуры, а не простое противопоставление "естественнонаучному" образованию. При таком подходе важнейшая роль отводиться методологии решения нетиповых задач из различных образовательных областей. Основным моментом этой методологии является представления данных в виде информационных систем и моделей с целью последующего использования типовых программных средств.

Это позволяет:

  • обеспечить преемственность курса информатики основной и старшей школы (типовые задачи - типовые программные средства в основной школе; нетиповые задачи - типовые программные средства в рамках базового уровня старшей школы);

  • систематизировать знания в области информатики и информационных технологий, полученные в основной школе, и углубить их с учетом выбранного профиля обучения;

  • заложить основу для дальнейшего профессионального обучения, поскольку современная информационная деятельность носит, по преимуществу, системный характер;

  • сформировать необходимые знания и навыки работы с информационными моделями и технологиями, позволяющие использовать их при изучении других предметов.

Все курсы информатики основной и старшей школы строятся на основе содержательных линий представленных в общеобразовательном стандарте. Вместе с тем следует отметить, что все эти содержательные линии можно сгруппировать в три основных направления: "Информационные процессы", "Информационные модели" и "Информационные основы управления". В этих направлениях отражены обобщающие понятия, которые в явном или не явном виде присутствуют во всех современных учебниках информатики.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных.

С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами.

С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов:

  • автоматизированные информационные системы (АИС) хранения массивов информации (системы управления базами данных, информационно-поисковые системы, геоинформационные системы);

  • АИС обработки информации (системное программное обеспечение, инструментальное программное обеспечение, автоматизированное рабочее место, офисные пакеты);

  • АИС передачи информации (сети, телекоммуникации);

  • АИС управления (системы автоматизированного управления, автоматизированные системы управления, операционная система как система управления компьютером).

Следует обратить внимание на следующие моменты.

Информационные процессы не существуют сами по себе (как не существует движение само по себе, - всегда существует "носитель" этого движения), они всегда протекают в каких-либо системах. Осуществление информационных процессов в системах может быть целенаправленным или стихийным, организованным или хаотичным, детерминированным или стохастическим, но какую бы мы не рассматривали систему, в ней всегда присутствуют информационные процессы, и какой бы информационный процесс мы не рассматривали, он всегда реализуется в рамках какой-либо системы.

Одним из важнейших понятий курса информатики является понятие информационной модели. Оно является одним из основных понятий и в информационной деятельности. При работе с информацией мы всегда имеем дело либо с готовыми информационными моделями (выступаем в роли их наблюдателя), либо разрабатываем информационные модели. Алгоритм и программа - разные виды информационных моделей. Создание базы данных требует, прежде всего, определения модели представления данных. Формирование запроса к любой информационно-справочной системе - также относится к информационному моделированию. Изучение любых процессов, происходящих в компьютере, невозможно без построения и исследования соответствующей информационной модели.

Важно подчеркнуть деятельностный характер процесса моделирования. Информационное моделирование является не только объектом изучения в информатике, но и важнейшим способом познавательной, учебной и практической деятельности. Его также можно рассматривать как метод научного исследования и как самостоятельный вид деятельности.

Принципиально важным моментом является изучение информационных основ управления, которые является неотъемлемым компонентом курса информатики. В ней речь идет, прежде всего, об управлении в технических и социотехнических системах, хотя общие закономерности управления и самоуправления справедливы для систем различной природы. Управление также носит деятельностный характер.

Информационные технологии, которые изучаются в базовом уровне - это, прежде всего, автоматизированы информационные системы. Это связано с тем, что возможности информационных систем и технологий широко используются в производственной, управленческой и финансовой деятельности. Очень важным является следующее обстоятельство. В последнее время все большее число информационных технологий строятся по принципу "открытой автоматизированной системы", т.е. системы, способной к взаимодействию с другими системами. Характерной особенностью этих систем является возможность модификации любого функционального компонента в соответствии с решаемой задачей. Это придает особое значение таким компонентам информационное моделирование и информационные основы управления.

Обучение информатики в школе организовано "по спирали": первоначальное знакомство с понятиями всех изучаемых линий (модулей), затем на следующей ступени обучения изучение вопросов тех же модулей, но уже на качественно новой основе, более подробное, с включением некоторых новых понятий, относящихся к данному модулю и т.д. Таких "витков" два: базовый курс основной школы и базовый курс старшей школы. В базовом уровне старшей школы это позволяет перейти к более глубокому всестороннему изучению основных содержательных линий курса информатики основной школы. С другой стороны это дает возможность осуществить реальную профилизацию обучения в гуманитарной сфере.

Место предмета в учебном плане ОУ

Предмет «Информатика и ИКТ» в 10 классе изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета по 2 часа. В неделю, в учебном плане МБОУ СОШ с. Чуваш-Кубово МР Иглинский район РБ определяется на основе Базисного учебного плана для Республики Башкортостан отведено 2 часа в неделю (1 час+1 час из школьного компонента), всего 68 часов.

Информация о внесенных изменениях в примерную или авторскую программу и их обоснование

В примерную программу внесены изменения. Увеличено количество часов в разделах «Подготовка к ЕГЭ», «Программное обеспечение ПК», «Основы сайтостроения». Уменьшено количество часов в разделе «Логические основы обработки информации», «Алгоритмы обработки информации», «История вычислительной техники», «Логические основы компьютера», «Технологии обработки изображения и звука», «Технологии табличных вычислений», «Организация локальных компьютерных сетей». Внесенные изменения позволят повысить уровень подготовки учащихся к ЕГЭ, охватить весь учебный материал по программе и повысить уровень обученности учащихся по предмету.


Требования к уровню подготовки обучающихся.

Требования к уровню подготовки выпускников в области информатики и ИКТ

В результате изучения информатики и ИКТ учащийся должен

знать/понимать

- из каких частей состоит предметная область информатики;

- три философские концепции информации;

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации;

- что такое язык представления информации; какие бывают языки;

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации;

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;

- понятия «шифрование», «дешифрование»;

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;

- определение бита с позиции алфавитного подхода;

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;

- определение бита с позиции содержания сообщения;

- основные принципы представления данных в памяти компьютера;

- представление целых чисел;

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;

- принципы представления вещественных чисел;

- способы кодирования текста в компьютере;

- способы представление изображения; цветовые модели;

- в чем различие растровой и векторной графики;

- способы дискретного (цифрового) представление звука;

- историю развития носителей информации;

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;

- модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;

- понятие «шум» и способы защиты от шума;

- основные типы задач обработки информации;

- понятие исполнителя обработки информации;

- понятие алгоритма обработки информации;

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста;

- этапы истории развития ЭВМ;

- что такое фон-неймановская архитектура ЭВМ;

- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);

- архитектуру персонального компьютера;

- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров;

- этапы решения задачи на компьютере;

- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;

- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;

- систему команд компьютера;

- классификацию структур алгоритмов;

- основные принципы структурного программирования;

- систему типов данных в Паскале;

- операторы ввода и вывода;

- правила записи арифметических выражений на Паскале;

- оператор присваивания;

- структуру программы на Паскале;

- логический тип данных, логические величины, логические операции;

- правила записи и вычисления логических выражений;

- условный оператор if;

- оператор выбора select case;

- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;

- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;

- операторы цикла while и repeat - until;

- оператор цикла с параметром for;

- порядок выполнения вложенных циклов;

- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;

- правила описания и использования подпрограмм-функций;

- правила описания и использования подпрограмм-процедур;

- правила описания массивов на Паскале;

- правила организации ввода и вывода значений массива;

- правила программной обработки массивов;

- правила описания символьных величин и символьных строк;

- основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией;

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;

- основные свойства систем;

- что такое системный подход в науке и практике;

- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель;

- использование графов для описания структур систем;

- что такое база данных (БД);

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

- определение и назначение СУБД;

- основы организации многотабличной БД;

- что такое схема БД;

- что такое целостность данных;

- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;

- структуру команды запроса на выборку данных из БД;

- организацию запроса на выборку в многотабличной БД;

- основные логические операции, используемые в запросах;

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов;

- назначение коммуникационных служб Интернета;

- назначение информационных служб Интернета;

- что такое прикладные протоколы;

- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;

- что такое поисковый каталог: организацию, назначение;

- что такое поисковый указатель: организацию, назначение;

- какие существуют средства для создания web-страниц;

- в чем состоит проектирование web-сайта;

- что значит опубликовать web-сайт;

- понятие модели;

- понятие информационной модели;

- этапы построения компьютерной информационной модели;

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;

- что такое математическая модель;

- формы представления зависимостей между величинами;

для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель;

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели;

- что такое корреляционная зависимость;

- что такое коэффициент корреляции;

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа;

- что такое оптимальное планирование;

- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;

- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены;

- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования;

- что такое информационные ресурсы общества;

- из чего складывается рынок информационных ресурсов;

- что относится к информационным услугам;

- в чем состоят основные черты информационного общества;

- причины информационного кризиса и пути его преодоления;

- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества;

- основные законодательные акты в информационной сфере;

- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации;

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с позиции алфавитного подхода (в приближении равной вероятности символов);

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы;

- получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

- определять по внутреннему коду значение числа;

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;

- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи;

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи;

по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой;

составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста;

- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;

- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.

составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале;

программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления;

- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;

- программировать итерационные циклы;

- программировать вложенные циклы;

- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;

- описывать функции и процедуры на Паскале;

- записывать в программах обращения к функциям и процедурам;

- составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др;

- решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);

- анализировать состав и структуру систем;

- различать связи материальные и информационные;

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;

- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;

- реализовывать запросы со сложными условиями выборки;

- работать с электронной почтой;

- извлекать данные из файловых архивов;

- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;

- создавать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов;

- с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами;

- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели;

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в Microsoft Excel);

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (надстройка «Поиск решения» в Microsoft Excel);

- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

Содержание учебного курса информатики и ИКТ

Раздел 1. «Теоретические основы информатики» (33 часа)

Предмет изучения информатики. Структура предметной области информатика. Философские проблемы понятия информации. Теория информации. Методы измерения информации. Системы счисления. Перевод десятичных чисел в различные системы счисления. Смешанные системы счисления. Арифметика в позиционных системах счисления. Кодирование информации (текст, звук, изображение). Информационные процессы (хранение, передача, обработка). Логические основы обработки информации. Логика как наука. Формы мышления. Понятия. Отношение между понятиями. Суждение (высказывание). Умозаключение (вывод). Алгебра логики. Логические величины. Логические операции. Таблица истинности. Логические выражения. Логические законы и правила преобразования логических выражений. Методы решения логических задач. Определение, свойства и описание алгоритмов. Этапы алгоритмического решения задач. Алгоритмы обработки информации (поиск и сортировка данных).

Раздел 2. Компьютер (10 часов)

История развития вычислительной техники. Логические основы построения компьютера. Обработка чисел в компьютере. Персональный компьютер и его устройство. Программное обеспечение ПК.

Раздел 3 Информационные технологии (15 часа)

Технологии обработки текстов. Текстовые редакторы и процессоры. Специальные тексты. Издательские системы. Основы графических технологий. Трехмерная графика. Технологии работы с цифровым видео. Технологии работы со звуком. Мультимедиа. Технологии табличных вычислений. Электронные таблицы. Встроенные функции ЭТ. Деловая графика. Поиск решения и подбор параметров.

Раздел 4. Компьютерные телекоммуникации (10 часа)

Назначение и состав локальных сетей. Технические и программные ресурсы Интернета. Пакетная технология передачи информации. Принцип работы сети. Глобальные компьютерные сети. Информационные услуги Интернета. Коммуникационные, информационные службы Интернета. Основные понятия World Wide Web: Web - страница, Web - сервер, гиперссылка, протокол, Web - сайт, Web - браузер. Работа с браузером. Поисковая служба Интернета: поисковые каталоги, поисковые указатели. Поиск информации в WWW. Способы создания Web - сайтов. Понятие языка HTML. Оформление и разработка сайта.

Оборудование и приборы

Аппаратные средства:

  1. Компьютер

  2. Проектор

  3. Принтер

  4. Звуковые колонки

  5. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь.

Программные средства:

  1. Операционная система Windows 7, включающая файловый менеджер, мультимедиа-проигрыватель, браузер, почтовый клиент, текстовый редактор блокнот,

  2. Антивирусная программа.

  3. Программа-архиватор.

  4. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, табличный процессор, растровый и векторные графические редакторы, программу для создания презентаций.

  5. Система оптического распознавания документов.

  6. Cреда программирования TurboPascal.


Критерии оценки.

Критерий оценки устного ответа

Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.

Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.

Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.

Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя.

Критерий оценки письменного ответа

Отметка «5»:

- работа выполнена полностью;

- в графическом изображении алгоритма (блок-схеме), в теоретических выкладках решения нет пробелов и ошибок;

- в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4»:

- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

- допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

Отметка «3»:

- допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2»: - допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными знаниями по данной теме в полной мере.

Критерий оценки выполнения практического задания

Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.

Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.

Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.

Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена.

Практические работы

В учебнике 10 класса Семакин И.Г. представлены тексты практических работ.

Критерий оценивания тестовых работ:

Процент выполнения задания

Отметка

81% и более

отлично

60-80%

хорошо

45-59%

удовлетворительно

0-44%

неудовлетворительно











Распределение учебного курса по темам:


ИНФОРМАТИКА И ИКТ. 10 класс

Раздел

Тема

Уч. часы

Охрана труда и техника безопасности в кабинете информатики. Вводный урок.

1

1. Теоретические основы информатики

1. Введение. Информатика и информация

1

2. Измерение информации

5

3. Системы счисления

5

4. Кодирование

5

5. Информационные процессы

4

6. Логические основы обработки информации

7

7. Алгоритмы обработки информации

5

Всего по разделу

33 ч.

2. Компьютер

8. История вычислительной техники

1

9. Логические основы ЭВМ

1

10. Обработка чисел в компьютере

2

11. Персональный компьютер и его устройство

3

12. Программное обеспечение ПК

3

Всего по разделу

10 ч.

3. Информационные технологии

13. Технология обработки текстов

3

14. Технология обработки изображения и звука

7

15. Технология табличных вычислений

5

Всего по разделу

15 ч.

4. Компьютерные телекоммуникации

16. Организация локальных компьютерных сетей

3

17. Глобальные компьютерные сети

3

18. Основы сайтостроения

4

Всего по разделу

  1. ч.

Всего по курсу:

68 ч.

Контрольные работы. Количество - 4.

№ и Тема

Дата по плану

Дата факт.

1

Контрольная работа по теме «Измерение информации».

25.09

2

Контрольная работа по теме «Системы счисления».

10.10

3

Контрольная работа по теме «Логические основы обработки информации»

11.12

4

Контрольная работа по разделу «Информационные технологии»

23.04


Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Тип урока

Требования к уровню подготовки обучающихся

Дата проведения

Примечание

план

факт

1

Охрана труда и техника безопасности в кабинете информатики. Вводный урок.

Изучение нового материала

4.09


Раздел 1. Теоретические основы информатики (32 часа)

2

Информация и информатика.

Изучение нового материала

Знать

понятие информации и информационных процессов

основные виды информации

Уметь

приводить примеры способов хранения, обработки, передачи информации

5.09

Измерение информации (5 часов)

3

Алфавитный и содержательный подход.

Изучение нового материала

Знать

суть алфавитного подхода к измерению информации;

понятие мощности алфавита;

понятие информационного веса символа;

основные единицы измерения информации

Уметь

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи и обработки информации;

вычислять количество информации с применением различных подходов

11.09

4

Содержательный подход.

Изучение нового материала

Знать

суть и содержательного подхода к измерению информации;

Уметь

вычислять количество информации с применением различных подходов

12.09

5

Вероятность и информация.

Изучение нового материала

Знать

понятия

Уметь

вычислять количество информации с применением различных подходов

18.09

6

Решение задач.

Обобщение и систематизация знаний

Уметь

вычислять количество информации с применением различных подходов

19.09

7

Контрольная работа по теме «Измерение информации».

Контроль ЗУН

Уметь

самостоятельно вычислять количество информации с применением различных подходов

25.09

Системы счисления (5 часов)

8

Основные понятия систем счисления

Изучение нового материала

Знать

что такое система счисления

что такое позиционные системы счисления

как записывается число в развернутой форме

Уметь

использовать схему Горнера для перевода чисел из разных систем в десятичную

26.09

9

Перевод десятичных чисел в другие системы счисления

Изучение нового материала

Знать

правило перевода целого числа

правило перевода десятичной дроби

Уметь

переводить десятичные числа в разные системы счисления

2.10

10

Автоматизация перевода чисел из системы в систему. Смешанные системы

Изучение нового материала

Знать

понятие смешанной системы счисления

типы смешанных систем

Уметь

Использовать смешанные системы счисления для перевода чисел

3.10

11

Арифметика в позиционных системах счисления

Изучение нового материала

Знать

принципы выполнения арифметических операций в позиционных системах счисления

Уметь

выполнять вычисления в различных системах счисления

9.10

12

Контрольная работа по теме «Системы счисления».

Контроль ЗУН

Уметь

самостоятельно работать с различными системами счисления

10.10

Кодирование информации (5 часов)

13

Информация и сигналы

Изучение нового материала

Знать

понятие сигнала; виды сигналов

технические средства передачи сигналов

16.10

14

Кодирование текстовой информации

Изучение нового материала

Знать

понятие кодирования

способы кодирования текстовой информации

назначение кодовых таблиц компьютера

Уметь

пользоваться кодовыми таблицами для кодирования и декодирования текстовой информации

17.10

15

Кодирование изображений

Изучение нового материала

Знать

как представлено изображение в памяти компьютера

основные принципы кодирования монохромных и цветных изображений

Уметь

оценивать объем памяти, выделяемой под изображение

23.10

16

Кодирование звука

ПР: «Численные эксперименты по обработке звука»

Комбинированный урок

Знать

основные принципы кодирования непрерывных сигналов

какие технические средства используются для кодирования звука

Уметь

оценивать объем памяти, выделяемой под звуковой файл

24.10

17

Сжатие двоичного кода

Изучение нового материала

Знать

суть процесса сжатия информации

сферы применения сжатия с частичной потерей информации и без потери информации

Уметь

пользоваться современными архиваторами

30.10

Информационные процессы (4 часа)

18

Хранение информации

Изучение нового материала

Знать

основные способы хранения информации в разные исторические эпохи

Уметь

приводить примеры нецифровых и цифровых носителей информации

6.11

19

Передача информации

Изучение нового материала

Знать

основные компоненты модели передачи информации (источник, канал, приемник)

основные способы защиты информации от «шума»

Уметь

оценивать пропускную способность каналов связи

7.11

20

Коррекция ошибок при передаче данных

Изучение нового материала

Знать

основные принципы помехоустойчивого кодирования

13.11

21

Обработка информации

Изучение нового материала

Знать

виды обработки информации

суть модели системы обработки информации

Уметь

составлять простые правила (алгоритмы) для формальных и неформальных исполнителей

14.11

Логические основы обработки информации (7 часов)

22

Логика и логические операции

Изучение нового материала

Знать

основные формы мышления;

смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»

Уметь

приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;

сравнивать объемы понятий и изображать их с помощью кругов Эйлера-Венна;

определять истинность и ложность высказывания

20.11

23

Основы алгебры логики. Логические операции

ПР «Построение таблиц истинности с помощью ЭТ»

Комбинированный урок

Знать

основные логические операции

таблицы истинности основных логических операций

Уметь

составлять таблицу истинности логического выражения

составлять логические выражения по таблице истинности

21.11

24

Логические формулы и функции

Преобразование логических выражений

Изучение нового материала

Знать

основные логические законы;

правила преобразования логических выражений

Уметь

выполнять преобразование простых логических выражений

27.11

25

Логические выражения и логические схемы

ПР «Конструирование логических схем в электронных таблицах»

Комбинированный урок

Знать

базовые элементы логических схем

Уметь

составлять логические схемы по логическому выражению

составлять логическое выражение по логической схеме

28.11

26

Решение логических задач.

Комбинированный урок

Знать

основные методы решения логических задач

Уметь

решать простые логические задачи

4.12

27

Логические функции на области числовых значений

Изучение нового материала

Знать

какого типа величины получаются при вычислении отношения

понятие предиката

Уметь

вычислять значения логических выражений, содержащих числовые величины

5.12

28

Контрольная работа по теме «Логические основы обработки информации»

Контроль ЗУН

Уметь

самостоятельно решать задачи логического типа

11.12

Алгоритмы обработки информации (5 часов)

29

Алгоритм: понятие; свойства; описание; типы

Изучение нового материала

Знать,

что такое алгоритм;

основные свойства алгоритма;

формы записи алгоритма

типы алгоритмов

12.12

30

Исполнители алгоритмов

Изучение нового материала

Знать

понятие исполнителя

среда исполнения

что такое система команд исполнителя

Уметь

выполнять алгоритмы, записанные на языке исполнителя

18.12

31

Этапы алгоритмического решения задач

Изучение нового материала

Знать

этапы алгоритмического решения задач

суть метода последовательной детализации

Уметь

разбивать задачу на подзадачи

составлять алгоритмы решения задач школьного курса

19.12

32

Алгоритмы поиска данных

Изучение нового материала

Знать

суть задачи поиска информации

основные методы поиска информации

25.12

33

Алгоритмы сортировки данных

Изучение нового материала

Знать

суть задачи сортировки данных

основные методы сортировки данных

26.12

Раздел 2. Компьютер (10 часов)

34

История развития вычислительной техники.

Поколения ЭВМ.

Изучение нового материала

Знать

основные этапы развития вычислительной техники

15.01

35

Логические основы компьютера

ПР «Моделирование логических схем компьютера в электронных таблицах»

Комбинированный урок

Знать

базовые логические элементы

Уметь

составлять простые логические схемы элементов компьютера

16.01

36

Представление и обработка целых чисел

Изучение нового материала

Знать

как хранятся целые числа в памяти компьютера

особенности целочисленной машинной арифметики

Уметь

выполнять арифметические операции с целыми числами

22.01

37

Представление и обработка вещественных чисел

Изучение нового материала

Знать

особенность представления числа в формате с плавающей запятой

Уметь

оперировать с вещественными числами

23.01

38

История и архитектура ПК

Изучение нового материала

Знать

основные этапы развития ПК

архитектуру современных ПК

29.01

39

Процессор, системная плата, внутренняя память

ПР: «Определение основных характеристик микропроцессора и оперативной памяти»

Комбинированный урок

Знать

назначение и основные характеристики процессора, системной платы, внутренней памяти компьютера

Уметь

пользоваться средствами ОС для определения основных характеристик микропроцессора и оперативной памяти

30.01

40

Внешние устройства ПК

Изучение нового материала

Знать

назначение и основные характеристики внешней памяти компьютера

назначение и основные характеристики устройств ввода и вывода

5.02

41

Программное обеспечение ПК

ПР «Работа с сервисными программами ОС»

Комбинированный урок

Знать

типы ПО

типы системного ПО

типы прикладного ПО

Уметь

пользоваться сервисными программами (файловые менеджеры, архиваторы, антивирусные программы, средства диагностики)

6.02

42

Операционная система

Функции операционной системы

Изучение нового материала

Знать

назначение ОС

основные функции ОС

ОС персональных компьютеров

12.02

43

Самостоятельная работа «Устройство компьютера»

Обобщение и систематизация знаний

Уметь

самостоятельно осуществлять подбор комплектую­щих по прайс-листам для компьютера с указанной областью применения

13.02

Раздел 3. Информационные технологии (25 часа)

Технология обработки текста (3 часа)

44

Текстовые редакторы и процессоры

ПР «Создание составных документов»

Комбинированный урок

Знать

назначение и основные функции текстовых редакторов

назначение и основные функции текстовых процессоров

Уметь

приводить примеры текстовых редакторов

приводить примеры текстовых процессоров

пользоваться текстовым процессором MS Word

19.02

45

Специальные тексты

ПР «Внедрение математических формул в текстовый документ»

Комбинированный урок

Знать

понятие «специальный текст»

суть OLE-технологии

Уметь

пользоваться редактором математических функций

20.02

46

Издательские системы

ПР «Верстка страницы печатного издания в WORD»

Комбинированный урок

Знать

назначение, основные функции издательской системы

отличие издательской системы от текстового процессора

Уметь

приводить примеры издательских систем

использовать текстовый процессор для верстки страницы печатного издания

26.02

Технология обработки изображения и звука (7 часов)

47

Основы графических технологий

Изучение нового материала

Знать

основные понятия компьютерной графики

виды компьютерной графики

27.02

48

Растровая графика

Изучение нового материала

Знать

особенности растровой графики

основные форматы растровой графики

Уметь

пользоваться растровыми графическими редакторами

4.03

49

Векторная графика

Изучение нового материала

Знать

особенности векторной графики

основные форматы векторной графики

Уметь

пользоваться векторными графическими редакторами

5.03

50

Трехмерная графика

Изучение нового материала

Знать

особенности трехмерной графики

этапы создания 3D-изображения

11.03

51

Технологии работы с цифровым видео

ПР «Создание видеоролика в программе Movie Maker»

Комбинированный урок

Знать

особенности кодирования видеоинформации

основные аппаратные и программные средства работы с видео

основные форматы видеофайлов

Уметь

выполнять простейший видеомонтаж

12.03

52

Технологии работы со звуком

Изучение нового материала

Знать

особенности кодирования аудиоинформации

основные аппаратные и программные средства работы со звуком

основные форматы аудиофайлов

18.03

53

Мультимедиа.

Мультимедийные презентации

Изучение нового материала

Знать

понятие мультимедиа

особенности применения мультимедиа

Уметь

создавать мультимедийные презентации

19.03

Технология табличных вычислений (5 часов)

54

Электронная таблица: структура, данные, функции, передача данных между листами

Изучение нового материала

Знать

структуру ЭТ

основные типы данных

адресацию в ЭТ

основные встроенные функции

Уметь

пользоваться ЭТ для вычислений

9.04

55

Деловая графика

Изучение нового материала

Знать

что такое деловая графика

виды диаграмм

Уметь

пользоваться Мастером построения диаграмм

выбирать тип и строить графики и диаграммы исходя из условия задачи

15.04

56

Фильтрация данных

Изучение нового материала

Знать

что такое фильтрация

способы фильтрации

Уметь

выбирать данные в соответствии с условиями

16.04

57

Задачи на поиск решения и подбор параметров

Изучение нового материала

Уметь

пользоваться инструментами табличного процессора «Поиск решения» и «Подбор параметров»

22.04

58

Контрольная работа по разделу «Информационные технологии»

Контроль ЗУН

23.04

Раздел 4. Компьютерные телекоммуникации(10 часов)

59

Организация локальных компьютерных сетей

Изучение нового материала

29.04

60

Организация работы Интернет

Изучение нового материала

Знать

технические ресурсы интернета: понятия провайдер, хост-компьютер, каналы связи и их характеристики;

программные ресурсы интернета; как работает сеть;

основные протоколы;

понятия IP-адрес, DNS-адрес

30.04

61

Основные службы Интернет

Комбинированный урок

Должны знать, какие услуги предоставляет интернет: коммуникацион­ные службы интернета (электронная почта, служба телеконференций, форумы прямого общения) и информационные службы интернета (служба передачи файлов, WWW)

6.05

62

Поисковая служба Интернета

Изучение нового материала

Должны знать назначение и суть работы поисковых серверов

Должны уметь находить необходимую информацию в сети

7.05

63

Основы сайтостроения

ПР «Создание FTP-аккаунта на бесплатном хост-сервере»

ПР «Создание Web-страницы с помощью конструктора сайтов»

Комбинированный урок

Должны знать основные понятия гиперссылка, Web-страница, Web-сайт; основные структуры Web-страница

Уметь создавать сайт средствами MS Office

13.05

64

Язык гипертекстовой разметки HTML: управление шрифтами; вставка изображений

Комбинированный урок

Должны знать назначение языка HTML, структуру HTML документа

Знать основные команды управления текстом

Уметь создавать простые текстовые страницы

14.05

65

HTML: таблицы

Комбинированный урок

Знать основные принципы создания таблиц

Уметь создавать простые страницы, содержащие таблицы

20.05

66

HTML: гиперссылки; оформление страницы

Комбинированный урок

Знать, что такое гиперссылка; как вставляются изображения

Уметь создавать простые Web сайты

21.05

67

Проектная работа «Создание личного Web сайта»

Обобщение и закрепление материала

Должны уметь создавать простой Web сайт на заданную тему

27.05

68

Защита проекта

Контроль ЗУН

28.05


  1. Материально-техническое и информационно-методическое обеспечение

  2. 1. Информатика и ИКТ. учебник для 10 класса. / И.Г.Семакин, Т.Ю. Шеина, Л.В. Шестакова - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  3. 2. Информатика. Задачник - практикум в 2 т. (под редакцией Семакина И.Г.) . - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

3. Тематические тесты. Информатика ЕГЭ-2016./ под ред. Лысенко Ф,Ф. - изд. Легион М, Ростов-на-Дону, 2015г.

4. Тематические тесты. Информатика ЕГЭ-2016. Чуркина Е.У. - изд. «Экзамен», 2015г.

5. Тематические тесты. Информатика ЕГЭ-2014. Якушкин П.А., Лещинер В.Р., Кириенко Д.П. - изд. «Экзамен», 2013г.

6. ЕГЭ по информатике: подготовка к ЕГЭ-2016 по информатике, разбор задач ЕГЭ-2015, материалы для подготовки к ЕГЭ. URL: kpolyakov.narod.ru/school/ege.htm Раздаточный и дидактический материал для учащихся 10 класса, подготавливаемый учителем.

23


© 2010-2022