- Преподавателю
- Информатика
- ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Раздел | Информатика |
Класс | 6 класс |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Гибадуллина Г.И. |
Дата | 19.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
Гипотеза исследования: Если метод проектов использовать в образовательном процессе , то процесс обучения на уроках информатики будет успешным.
С 26 января по 1 марта 2015 года провела исследовательскую работу на базе МБОУ ООШ д. Малоказаккулово Учалинского района. Учебный год разделен на 4 периода, каждый из которых составляет примерно 2 месяца. После каждого периода каникулы. Время продолжения уроков 40 минут.
В школе оборудован один класс современными компьютерами. Учителем информатики работает Вахитова Светлана Спартаковна, она же была и руководителем практики.
Для проведения опытно-педагогической работы были предоставлены следующие условия: занятия проводились в кабинете информатики (№8), в котором имелось 15 рабочих компьютеров для учеников и 1 для преподавателя, принтер, ноутбук, мультимедийный проектор. Мы работали в операционной системе Windows XP.
Опытно - педагогическая работа проводилась в 6 классе, в котором обучается 13 учеников, из них 8 мальчиков и 5 девочек. Класс довольно сильный в учебе. Отстающих в развитии и неуспевающих в классе нет. По учебному плану 1 урок в неделю.
Описание исследовательской работы
Целью нашей исследовательской работы было проверить правильность выдвинутой нами гипотезы.
На первом уроке нами была проведена анкетирование, включающая 8 вопросов [Приложение 1]. В анкете содержатся вопросы, которые позволили нам выявить отношение опрошенных к самостоятельной работе. Для того, чтобы узнать, готовы ли учащиеся работать самостоятельно.
После проведения анкетирования мы получили следующие результаты: на вопрос «Нравится ли вам самостоятельно заниматься (обоснуйте)» большинство учащихся ответили положительно, обосновав это проявлением интереса и получением новых знаний (Рис. 1).
Рис. 1. Вопрос анкеты.
На вопрос: «Какие задания вы предпочитаете выполнять на уроках: индивидуальные или групповые?» почти все опрошенные ответили групповые, обосновав это тем, что так намного интереснее и легче выполнять задания (Рис.2).
Рис.2. Вопрос анкеты.
На вопрос: «Когда вы лучше усваиваете материал: самостоятельно или с учителем?» мнения разделились почти поровну, но есть и некоторые которые предпочитают изучение материала и самостоятельно и с помощью учителя (Рис.3).
Рис.3. Вопрос анкеты.
На вопрос: «Сколько времени вы отводите на подготовку домашних заданий?» были получены следующие результаты. Многие на подготовку выделяют 2-3 часа в день, некоторые ограничиваются 1 часом (Рис.4).
Рис.4. Вопрос анкеты.
На вопрос: «При подготовке домашних заданий нуждаетесь ли вы в помощи родителей?» почти все опрошенные однозначно ответили нет (Рис.5).
Рис.5. Вопрос анкеты.
На вопрос: «Соблюдаете ли вы режим дня?» все учащиеся ответили нет (Рис.6).
Рис.6. Вопрос анкеты.
На вопрос: «Отводите ли вы время на посещение дополнительных занятий по информатике (факультативы, кружки)?» лишь 2 из 13 шестиклассников отводят 1-2 часа в неделю на посещение кружка по информатике (Рис.7).
Рис.7. Вопрос анкеты.
На вопрос: «Каким видом учебной деятельности вам нравится заниматься больше всего при изучении информатики?» были получены следующие ответы, которые мы представили в виде диаграммы (Рис.8).
Рис.8. Вопрос анкеты.
Проанализировав ответы, мы пришли к следующим выводам:
-
Отношение к самостоятельной работе у учащихся 6 класса положительное.
-
В классе преобладают моральные мотивы учения, меньшая часть учеников руководствуется мотивами самообразования и самовоспитания при выполнении самостоятельной работы.
-
Большинство опрошенных отдают предпочтение выполнению лабораторных работ и занятию какой-либо интересной деятельностью, например, программированием.
-
Многие учащиеся нуждаются в помощи учителя при проверке и анализе выполненной работы.
-
Шестиклассники предпочитают больше групповые задания (которое также наблюдалось в течение практики), чем индивидуальные, что говорит о том, что у них не до конца сформирована самостоятельность, умение искать, размышлять и самостоятельно исследовать проблему.
-
Учащиеся не отдают предпочтение дополнительным занятиям и ни один из них не соблюдает режим дня.
Также для того, чтобы выявить начальный уровень знаний и умений у учащихся, их интерес к предмету и знаний по пройденной теме, была проведена «Контрольная работа по разделу «Элементы алгоритмизации», на тему «Основы программирования». Работа состояла из 17 заданий. Дети выполняли работу в среде программирования ЛогоМиры 3.0. [Приложение 2]
Результаты проверочной работы были сведены в таблицу 1, по которой можно определить уровень знаний по изученной теме у учащихся. В таблице указаны имена учеников и полученная оценка.
Таблица 1
Результаты контрольной работы №1
Фамилия
Количество правильных заданий
Оценка
Аминев
3
2
Билалова
7
3
Ишбулдина
6
3
Камалов
4
2
Кильмухаметова
2
2
Лутов З.
5
3
Лутов В.
15
5
Лутова
3
2
Нажаров
14
5
Нигматуллина
17
5
Суфьянов
15
5
Хайруллин
8
3
Юсупова
16
5
Общая успеваемость
69%
Качество знаний
38,50%
В период прохождения практики были проведены следующие уроки:
Урок №1. [Приложение 3]
Тема: «Весь мир - театр».
Цели урока:
-
Формировать у обучающихся представления о методе создания мультипликации;
-
Закрепить навыки работы детей с программой ЛогоМиры;
-
Развивать навыки работы по алгоритму;
-
Развивать творческое мышление, воображение;
-
Воспитание у учащихся эстетического вкуса, наблюдательности.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока:
На уроке мы повторили основные команды работы в среде ЛогоМиры 3.0. Совместно с ребятами работали над созданием общего проекта, по сюжету сказки «Колобок». Для того,чтобы учащиеся освоили алгоритм действий над созданием проекта.
Урок №2, №3 и №4.[Приложение 4]
Тема: «Создание мультипликационного сюжета »
Цели урока:
-
воспитывать чувство долга и ответственности перед классом;
-
развивать самостоятельность, познавательный интерес к предмету;
-
формировать умения работать индивидуально с различными программными средствами.
Тип урока: творческий
Ход урока:
На этих уроках учащиеся трудились над собственным проектом. Работа проходила в соответствии с этапами создания проекта. Сначала разобрали темы проектов, которые были предоставлены ребятам на доске. Определились рабочими группами, обсудили задания. После этого уточнили какие именно источники информации потребуются для создания проекта и непосредственно начали работу над созданием самого проекта. В конце урока занимались оформлением проектов. Участвовали в коллективном самоанализе проекта и самооценке каждого учащегося. Учитель выступал в роли консультанта. В большей степени наблюдал, при необходимости давал советы, направлял и координировал.
Урок №5. [Приложение 5]
Тема: «Защита проектов»
Цели урока:
- Развивать творческое мышление, наблюдательность, воображение, внимание, восприятие;
- Воспитывать умение принимать чужое мнение;
- Формировать уважение к чужому труду.
Тип урока: Обобщающий.
Ход урока:
Данный урок был посвящен защите проектов. На защиту были вынесены интересные и творческие проекты ребят. Каждый ученик имел возможность показать свою работу остальным ребятам, выслушать советы своих товарищей. Все ученики получили оценку «отлично», так как каждый из них подошел к работе ответственно и с большим интересом, все ребята остались довольны своей работой.
2.3. Результаты опытно-практической работы
В конце опыта мы провели контрольную работу №2, целью которой является выявление уровня знаний учащихся по пройденной теме. Работа состоит из 2 вариантов, в каждом по 10 заданий. [Приложение 6]
После проведения контрольной работы, мы получили следующие результаты, которые отражены в таблице:
Таблица 2
Результаты контрольной работы №2
Фамилия
Количество правильных заданий
Оценка
Аминев
5
3
Билалова
7
4
Ишбулдина
6
4
Камалов
3
3
Кильмухаметова
3
3
Лутов З.
2
3
Лутов В.
10
5
Лутова
7
4
Нажаров
10
5
Нигматуллина
10
5
Суфьянов
9
5
Хайруллин
7
4
Юсупова
9
5
Общая успеваемость
100%
Качество знаний
69,20%
На основании полученных данных можно сделать вывод, что учащиеся показали хорошие результаты, то есть у них значительно возрос уровень знаний, повысился уровень интеллекта.
Сравнительный анализ качества знаний у учащихся 6 класса вначале и в конце практики были сведены в диаграмму (Рис.9)
Рис.9. Результаты качества знаний учащихся в начале и в конце практики.
Работа с детьми данного возраста очень заинтересовала нас. Проведенная практическая работа показала, что за короткий промежуток времени в ходе занятий по информатике, ребята показали себя заинтересованными и стремящимися к новым знаниям детьми. Учащиеся стали более самостоятельными, ответственно относились к заданиям на наш взгляд, наиболее успешным для формирования самостоятельности у учащихся среднего звена, явилось занятие по подготовке и защите проектов. Выполняя данную работу, у детей формировалось самостоятельность мышления, творческий склад ума и индивидуальный подход к своей работе.