• Преподавателю
  • Информатика
  • ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Гипотеза исследования: Если метод проектов использовать в образовательном процессе , то процесс обучения на уроках информатики будет успешным.

С 26 января по 1 марта 2015 года провела исследовательскую работу на базе МБОУ ООШ д. Малоказаккулово Учалинского района. Учебный год разделен на 4 периода, каждый из которых составляет примерно 2 месяца. После каждого периода каникулы. Время продолжения уроков 40 минут.

В школе оборудован один класс современными компьютерами. Учителем информатики работает Вахитова Светлана Спартаковна, она же была и руководителем практики.

Для проведения опытно-педагогической работы были предоставлены следующие условия: занятия проводились в кабинете информатики (№8), в котором имелось 15 рабочих компьютеров для учеников и 1 для преподавателя, принтер, ноутбук, мультимедийный проектор. Мы работали в операционной системе Windows XP.

Опытно - педагогическая работа проводилась в 6 классе, в котором обучается 13 учеников, из них 8 мальчиков и 5 девочек. Класс довольно сильный в учебе. Отстающих в развитии и неуспевающих в классе нет. По учебному плану 1 урок в неделю.



Описание исследовательской работы



Целью нашей исследовательской работы было проверить правильность выдвинутой нами гипотезы.

На первом уроке нами была проведена анкетирование, включающая 8 вопросов [Приложение 1]. В анкете содержатся вопросы, которые позволили нам выявить отношение опрошенных к самостоятельной работе. Для того, чтобы узнать, готовы ли учащиеся работать самостоятельно.

После проведения анкетирования мы получили следующие результаты: на вопрос «Нравится ли вам самостоятельно заниматься (обоснуйте)» большинство учащихся ответили положительно, обосновав это проявлением интереса и получением новых знаний (Рис. 1).


Рис. 1. Вопрос анкеты.

На вопрос: «Какие задания вы предпочитаете выполнять на уроках: индивидуальные или групповые?» почти все опрошенные ответили групповые, обосновав это тем, что так намного интереснее и легче выполнять задания (Рис.2).


Рис.2. Вопрос анкеты.

На вопрос: «Когда вы лучше усваиваете материал: самостоятельно или с учителем?» мнения разделились почти поровну, но есть и некоторые которые предпочитают изучение материала и самостоятельно и с помощью учителя (Рис.3).


Рис.3. Вопрос анкеты.

На вопрос: «Сколько времени вы отводите на подготовку домашних заданий?» были получены следующие результаты. Многие на подготовку выделяют 2-3 часа в день, некоторые ограничиваются 1 часом (Рис.4).


Рис.4. Вопрос анкеты.

На вопрос: «При подготовке домашних заданий нуждаетесь ли вы в помощи родителей?» почти все опрошенные однозначно ответили нет (Рис.5).


Рис.5. Вопрос анкеты.

На вопрос: «Соблюдаете ли вы режим дня?» все учащиеся ответили нет (Рис.6).


Рис.6. Вопрос анкеты.

На вопрос: «Отводите ли вы время на посещение дополнительных занятий по информатике (факультативы, кружки)?» лишь 2 из 13 шестиклассников отводят 1-2 часа в неделю на посещение кружка по информатике (Рис.7).


Рис.7. Вопрос анкеты.

На вопрос: «Каким видом учебной деятельности вам нравится заниматься больше всего при изучении информатики?» были получены следующие ответы, которые мы представили в виде диаграммы (Рис.8).

ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ С ПОМОЩЬЮ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

Рис.8. Вопрос анкеты.

Проанализировав ответы, мы пришли к следующим выводам:

  • Отношение к самостоятельной работе у учащихся 6 класса положительное.

  • В классе преобладают моральные мотивы учения, меньшая часть учеников руководствуется мотивами самообразования и самовоспитания при выполнении самостоятельной работы.

  • Большинство опрошенных отдают предпочтение выполнению лабораторных работ и занятию какой-либо интересной деятельностью, например, программированием.

  • Многие учащиеся нуждаются в помощи учителя при проверке и анализе выполненной работы.

  • Шестиклассники предпочитают больше групповые задания (которое также наблюдалось в течение практики), чем индивидуальные, что говорит о том, что у них не до конца сформирована самостоятельность, умение искать, размышлять и самостоятельно исследовать проблему.

  • Учащиеся не отдают предпочтение дополнительным занятиям и ни один из них не соблюдает режим дня.

Также для того, чтобы выявить начальный уровень знаний и умений у учащихся, их интерес к предмету и знаний по пройденной теме, была проведена «Контрольная работа по разделу «Элементы алгоритмизации», на тему «Основы программирования». Работа состояла из 17 заданий. Дети выполняли работу в среде программирования ЛогоМиры 3.0. [Приложение 2]

Результаты проверочной работы были сведены в таблицу 1, по которой можно определить уровень знаний по изученной теме у учащихся. В таблице указаны имена учеников и полученная оценка.


Таблица 1

Результаты контрольной работы №1

Фамилия

Количество правильных заданий

Оценка

Аминев

3

2

Билалова

7

3

Ишбулдина

6

3

Камалов

4

2

Кильмухаметова

2

2

Лутов З.

5

3

Лутов В.

15

5

Лутова

3

2

Нажаров

14

5

Нигматуллина

17

5

Суфьянов

15

5

Хайруллин

8

3

Юсупова

16

5

Общая успеваемость

69%

Качество знаний

38,50%

В период прохождения практики были проведены следующие уроки:

Урок №1. [Приложение 3]

Тема: «Весь мир - театр».

Цели урока:

  • Формировать у обучающихся представления о методе создания мультипликации;

  • Закрепить навыки работы детей с программой ЛогоМиры;

  • Развивать навыки работы по алгоритму;

  • Развивать творческое мышление, воображение;

  • Воспитание у учащихся эстетического вкуса, наблюдательности.

Тип урока: Комбинированный.

Ход урока:

На уроке мы повторили основные команды работы в среде ЛогоМиры 3.0. Совместно с ребятами работали над созданием общего проекта, по сюжету сказки «Колобок». Для того,чтобы учащиеся освоили алгоритм действий над созданием проекта.

Урок №2, №3 и №4.[Приложение 4]

Тема: «Создание мультипликационного сюжета »

Цели урока:

  • воспитывать чувство долга и ответственности перед классом;

  • развивать самостоятельность, познавательный интерес к предмету;

  • формировать умения работать индивидуально с различными программными средствами.

Тип урока: творческий

Ход урока:

На этих уроках учащиеся трудились над собственным проектом. Работа проходила в соответствии с этапами создания проекта. Сначала разобрали темы проектов, которые были предоставлены ребятам на доске. Определились рабочими группами, обсудили задания. После этого уточнили какие именно источники информации потребуются для создания проекта и непосредственно начали работу над созданием самого проекта. В конце урока занимались оформлением проектов. Участвовали в коллективном самоанализе проекта и самооценке каждого учащегося. Учитель выступал в роли консультанта. В большей степени наблюдал, при необходимости давал советы, направлял и координировал.

Урок №5. [Приложение 5]

Тема: «Защита проектов»

Цели урока:

- Развивать творческое мышление, наблюдательность, воображение, внимание, восприятие;

- Воспитывать умение принимать чужое мнение;

- Формировать уважение к чужому труду.

Тип урока: Обобщающий.

Ход урока:

Данный урок был посвящен защите проектов. На защиту были вынесены интересные и творческие проекты ребят. Каждый ученик имел возможность показать свою работу остальным ребятам, выслушать советы своих товарищей. Все ученики получили оценку «отлично», так как каждый из них подошел к работе ответственно и с большим интересом, все ребята остались довольны своей работой.

2.3. Результаты опытно-практической работы

В конце опыта мы провели контрольную работу №2, целью которой является выявление уровня знаний учащихся по пройденной теме. Работа состоит из 2 вариантов, в каждом по 10 заданий. [Приложение 6]

После проведения контрольной работы, мы получили следующие результаты, которые отражены в таблице:

Таблица 2

Результаты контрольной работы №2

Фамилия

Количество правильных заданий

Оценка

Аминев

5

3

Билалова

7

4

Ишбулдина

6

4

Камалов

3

3

Кильмухаметова

3

3

Лутов З.

2

3

Лутов В.

10

5

Лутова

7

4

Нажаров

10

5

Нигматуллина

10

5

Суфьянов

9

5

Хайруллин

7

4

Юсупова

9

5

Общая успеваемость

100%

Качество знаний

69,20%

На основании полученных данных можно сделать вывод, что учащиеся показали хорошие результаты, то есть у них значительно возрос уровень знаний, повысился уровень интеллекта.

Сравнительный анализ качества знаний у учащихся 6 класса вначале и в конце практики были сведены в диаграмму (Рис.9)

Рис.9. Результаты качества знаний учащихся в начале и в конце практики.

Работа с детьми данного возраста очень заинтересовала нас. Проведенная практическая работа показала, что за короткий промежуток времени в ходе занятий по информатике, ребята показали себя заинтересованными и стремящимися к новым знаниям детьми. Учащиеся стали более самостоятельными, ответственно относились к заданиям на наш взгляд, наиболее успешным для формирования самостоятельности у учащихся среднего звена, явилось занятие по подготовке и защите проектов. Выполняя данную работу, у детей формировалось самостоятельность мышления, творческий склад ума и индивидуальный подход к своей работе.



© 2010-2022