Рабочая программа по информатике для 4 класса по УМК Н. Б. Матвеевой

Данная рабочая программа «Информатика» 4 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и составлена на основе авторской программы «Информатика» (Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н.К.  Конопатова, Л. П. Панкратова), изданной в сборнике «Программа для начальной школы: Информатика. 2-4 классы / Составитель Н.В.Матвеева, М.С.Цветкова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012». УМК содержит: Учебный материал подобран ...
Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Департамент образования администрации г.Братска

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

имени Ивана Ивановича Наймушина

муниципального образования города Братска



РАССМОТРЕНО

РЕКОМЕНДОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

на заседании ШМО

на заседании МС

приказ № ___

протокол № _____

протокол № 6

от «___» ______ 2014г.

от «____» _______ 2014г.

от «06» мая 2014г.

директор МБОУ «СОШ №20»

Руководитель ШМО

Председатель МС

имени И.И. Наймушина

_______ Барахтенко О.И.

_________ Назарова Е.В.

_________ Жигулов А.И.



Рабочая программа

учебного курса

«Информатика»

для обучающихся 4 классов



Образовательная область: информатика и ИКТ




Разработала: Назарова Е.В.

учитель информатики,

первой квалификационной категории.


2014 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа «Информатика» 4 класс разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и составлена на основе авторской программы «Информатика» (Н. В. Матвеева, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л. П. Панкратова), изданной в сборнике «Программа для начальной школы: Информатика. 2-4 классы / Составитель Н.В.Матвеева, М.С.Цветкова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».

УМК содержит:

Учебный материал подобран в соответствии с возрастными особенностями младшего школьника и уровнем его знаний в соответствующем классе начальной школы и представлен в виде учебно-методического комплекта, в который входят:

  1. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса. Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.

  2. Информатика: рабочая тетрадь для четвертого класса: Ч. 1, 2. Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  3. Информатика: контрольные работы для четвертого класса. Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.

  4. Beta-версия ЭОР (электронные образовательные ресурсы) (выложена в авторской мастерской Н.В. Матвеевой на методическом сайте издательства metodist.Lbz.ru).

Цели, задачи:

В рабочей программе нашли отражение цели, изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования. Они направлены на реализацию качественно новой личностно - ориентированной развивающей модели массовой начальной школы:

- развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально - ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- освоение системы знаний, умений и навыков, обеспечивающих становление ученика как субъекта разнообразных видов деятельности;

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Изучение информатики и информационных технологий в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

- формирование общих представлений об информационной картине мира, об информации и информационных процессах как элементах реальной действительности;

- ознакомление с базовой системой понятий информатики;

- развитие способностей ориентироваться в информации разного вида; элементов алгоритмической деятельности; образного и логического мышления; строить простейшие информационные модели и использовать их при решении учебных и практических задач, в том числе при изучении других школьных предметов;

- освоение знаний, составляющих основу информационной культуры;

- овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни;

- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности; этических норм работы с информацией, бережного отношения к техническим устройствам.

Программа рассчитана на обучение информатике в 4-х общеобразовательных классах средней школы с учетом специфики образовательной организации. Она подчинена основным целям начального образования - научить грамоте (читать, писать, считать) с привлечением компьютерных технологий, помогающих сформировать общеучебные умения и навыки поиска, кодирования и обработки информации, развить элементарное алгоритмическое мышление в соответствии с уровнем обучения.

В ходе обучения информатике по данной программе решаются следующие задачи:

  1. научить решать конкретные информационные задачи определенного класса и уровня сложности;

  2. сформировать первичные представления об объектах информатики, таких как «информация», «сообщение», «информационный объект», «система объектов», «модель», «суждение», «умозаключение», «понятие», «алгоритм», «исполнитель», «программа», «управление», «управляющий объект», «объект управления», «управляющий сигнал», «цель управления»;

  3. научить применять полученные в процессе изучения информатики общие учебные умения и навыки, т.е.:

    • научить представлять информацию об изучаемом объекте в виде описания (текста, таблицы или схемы);

    • научить решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера;

    • научить осознанно, использовать в своей учебной деятельности:

- устную и письменную речь с целью общения;

- письменные сообщения для передачи информации на большие расстояния;

- кодирование как действие по преобразованию формы представления информации;

- навыки использования компьютера при решении информационных задач;

4. сформировать первичные навыки логического и алгоритмического мышления;

5. сформировать понимание взаимосвязи первоначальных понятий и видеть их связь с объектами реальной действительности;

6. сформировать первоначальные знания, которые позволят в дальнейшем воспринимать содержание базового и профильных курсов информатики;

7. сформировать навык коммуникативных умений и элементов информационной культуры, научить осуществлять сбор, хранение, обработку и передачу информации;

Общая характеристика учебного предмета

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации. Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет очень большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики способы деятельности, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в реальных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода существования школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Курс начальной школы является частью непрерывного курса информатики, включающий в себя пропедевтический курс обучения информатике, который позволит подготовить обучающихся к использованию приобретенных навыков и умений на следующих ступенях обучения. В ходе изучения информатики происходит активное развитие определенных видов мышления: системного мышления - способности к рассмотрению объектов и явлений в виде набора более простых элементов, составляющих единое целое; алгоритмического мышления - умения планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели, а также умения решать задачи, ответом для которых является описание последовательности действий; объектно-ориентированного мышления - умения работать с объектами, объединять отдельные предметы в группу с общим названием, выделять общие признаки предметов в этой группе или общих действиях, выполняемых над этими предметами; формального мышления и способности применять логику при решении информационных задач - умения выполнять операции над понятиями и простыми суждениями.

Общая характеристика учебного процесса

Программа обучения информатике в 4 классе предусматривает такие же методы обучения, как и для других школьных предметов, с учетом требований стандарта нового поколения. Основной формой обучения является урок, в ходе которого обучающиеся самостоятельно формулируют тему урока, ставят цели и задачи, осуществляют исследовательскую деятельность, выполняют компьютерный практикум с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей соответствующего возраста, используют групповую, парную и индивидуальную формы работы на уроке, осуществляют оценочную деятельность по определению успешности усвоения учебного материала на каждом уроке.

Информатика является метапредметной дисциплиной и становится все более востребованной, как вспомогательный инструмент при изучении математики, русского языка, окружающего мира, технологии. УМК авторского коллектива Н.В.Матвеевой, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой, Н.А. Нуровой, наиболее полно соответствует учебному плану, так как в нем предусматривается изучение информатики в 4 классе в объеме учебного плана образовательной организации, представлена в полном объеме система метапредметных понятий, относящихся к формированию общеучебных действий, с учетом ступени обучения, а также наиболее актуальные знания по учебному предмету. В содержании учебников представлены ключевые понятия современных теорий и идей, фактов, относящиеся к области информатики, математики, русского языка, технологии, с учетом ступени обучения. Они содержатся в федеральном перечне допущенных к образовательному процессу учебных пособий текущий учебный год.

Ценностные ориентиры учебного предмета связаны:

  • с развитием логического, алгоритмического и системного мышления, созданием предпосылок формирования компетентности в областях, связанных с информатикой, ориентацией обучающихся на формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к окружающим;

  • с нравственно-этическим поведением и оцениванием, предполагающем, что обучающийся знает и применяет правила поведения в компьютерном классе и этические нормы работы с информацией коллективного пользования и личной информацией; выделяет нравственный аспект поведения при работе с информацией;

  • с возможностью понимания ценности, значимости информации в современном мире и ее целесообразного использования, роли информационно-коммуникативных технологий в развитии личности и общества;

  • формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;

  • освоение эвристических приёмов рассуждений;

  • формирование интеллектуальных умений, связанных с выбором стратегии решения, анализом ситуации, сопоставлением данных;

  • развитие познавательной активности и самостоятельности обучюащихся;

  • формирование способностей наблюдать, сравнивать, обобщать, находить простейшие закономерности, использовать догадки, строить и проверять простейшие гипотезы;

  • формирование пространственных представлений и пространственного воображения;

  • привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.

Место курса «Информатика» в учебном плане

Курс «Информатика» рассчитан на 34 часа. Согласно учебному плану МБОУ «СОШ № 20» имени И.И. Наймушина, на изучение курса «Информатика» в 4 классе отводится 34 часа: 1 час в неделю, 34 учебные недели. Программой предусмотрено проведение:

контрольных работ - 4;

практических работ (работа с ЭОР) - на каждом уроке.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета в 4 классе

  1. Личностные результаты

  • критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;

  • уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;

  • осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;

  • начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.

  1. Метапредметные результаты

  • освоить способы решения проблем творческого и поискового характера;

  • сформировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

  • уметь использовать знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умения вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;

  • осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;

  • овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • уметь слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;

  • овладеть начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;

  • овладеть базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  1. Предметные результаты

  • представлять, анализировать и интерпретировать данные;

  • работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами с помощью компьютерных средств;

  • владеть основами пространственного воображения;

  • уметь исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры;

  • уметь описывать объекты реальной действительности, т.е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, схемы, таблицы);

  • знать правила работы с компьютером и технику безопасности;

  • уметь составлять простые и составные логические выражения;

  • уметь определять истинность простых логических выражений;

  • уметь решать логические задачи в соответствии с уровнем обучения;

  • уметь создавать информационные модели компьютерными средствами;

  • уметь составлять алгоритм решения задачи различными способами: текстовым или графическим;

  • иметь представление о процессе управления;

  • уметь приводить примеры управления в повседневной жизни.

Содержание учебного предмета

Глава 1. Повторение. (7 часов)

Человек в мире информации. Действия с данными. Объект и его свойства. Отношения между объектами. Компьютер как система. Контрольная работа (тестирование).

Обучающиеся должны понимать:

  • классификацию информации по способу воспроизведения (звуковая, зрительная, тактильная, обонятельной, вкусовая);

  • классификацию по способу представления (текстовая, числовая, графическая, табличная);

  • что человек обрабатывает информацию, а компьютер обрабатывает закодированные данные;

  • что любые события, явления или предметы окружающей действительности называют объектами;

  • что существует взаимосвязь между объектами окружающего мира в виде отношений;

  • что объекты одного класса образуют систему;

  • что компьютер можно рассматривать как единую систему взаимосвязанных устройств.

знать:

  • правила работы с компьютером и технику безопасности;

  • основные источники получения информации;

  • что одну и ту же информацию можно представить разными способами: текстом, рисунком, таблицей, символами

научиться:

  • получать необходимую информацию об объекте из имеющегося источника;

  • находить и называть отношения между объектами;

  • классифицировать объекты по общему признаку;

  • пользоваться электронными средствами обучения для достижения цели решения задачи.

Глава 2. Понятие, суждение, умозаключение (9 часов)

Мир понятий. Деление понятий. Обобщение понятий. Отношения между понятиями. Понятия «истина» и « ложь». Суждение. Умозаключение.

Обучающиеся должны знать:

  • о существовании 2 миров: мире объектов реальной действительности и мире понятий об этих объектах (виртуальный мир);

  • что понятие - объект внутреннего виртуального мира;

  • что такое суждение и умозаключение;

понимать:

  • что с понятиями можно совершать различные действия: деление, обобщение;

  • что понятие всегда находится в определенных отношениях между собой;

  • что существуют симметричные и не симметричные понятия;

  • для чего используют диаграмму Эйлера;

  • какими бывают отношения между понятиями (равнозначность, пересечение, подчинение);

  • что существуют понятия «истина» и «ложь»;

научиться:

  • формулировать понятие;

  • приводить примеры понятий;

  • определять принадлежат ли термины к понятиям;

  • обобщать понятия, делить понятия;

  • приводить примеры отношений между понятиями;

  • приводить примеры истинных суждений;

  • приводить примеры ложных суждений;

  • оценивать истинность высказывания.

Глава 3. Мир моделей(8 часов)

Модель объекта. Текстовая и графическая модели. Алгоритм как модель действий. Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов. Исполнитель алгоритмов. Компьютер как исполнитель.

Обучающиеся должны знать:

  • о понятии модели объектов, о возможных разновидностях моделей, о понятии знаковой моделей; о целях создания модели;

  • о понятиях «текстовая» и «графическая» модель;

  • о понятиях «алгоритм» и « исполнитель алгоритмов»;

  • о компьютере как исполнителе;

  • о видах алгоритмов: линейных, с ветвлением, о способах записи алгоритмов: текстовом и графическом;

  • чем отличается исполнитель-человек от исполнителя - компьютера;

  • о системе команд конкретного исполнителя;

  • что такое компьютерная программа.

научиться:

  • искать информацию в имеющемся источнике;

  • приводить примеры моделей;

  • приводить примеры алгоритмов, выяснять, является ли последовательность действий алгоритмом;

  • приводить примеры способов описания решения задачи; определять вид алгоритма;

  • приводить примеры исполнителей;

  • составлять простейшие алгоритмы в текстовой и графической форме;

  • использовать электронные образовательные ресурсы для решения поставленной задачи

Глава 4. Управление(10 часов)

Кто кем и зачем управляет. Управляющий объект и объект управления. Цель управления. Управляющее воздействие. Средства управления. Результат управления. Современные средства коммуникации.

Обучающиеся должны знать:

  • о понятиях «управление», «управляющий объект», « объект управления»;

  • что управление объектами зависит от цели;

  • что управление может происходить с помощью управляющих воздействий (словесных, знаковых, световых, звуковых и т.д);

  • что управление может осуществляться не только непосредственно, но и с помощью современных средств коммуникации.

научиться:

  • узнавать ситуации, связанные с управлением объектами;

  • называть цель управления для конкретного случая;

  • приводить примеры управляющих воздействий и управляющих сигналов;

  • приводить примеры современных средств коммуникации;

  • пользоваться электронными образовательными ресурсами для решения поставленной задачи.

Тематическое планирование 4 класс

п/п

Тема

Количество часов

Глава 1. Повторение (7часов)

1.

Человек в мире информации

1

2.

Действия с данными

1

3.

Объект и его свойства

1

4.

Отношения между объектами

1

5.

Компьютер как система

1

6.

Работа со словарем. Подготовка к контрольной работе.

1

7.

Контрольная работа № 1 по теме: «Повторение»

1

Глава 2. Понятие. Суждение. Умозаключение.(9 часов)

8.

Мир понятий

1

9.

Деление понятий

1

10.

Обобщение понятий

1

11.

Отношения между понятиями

1

12.

Понятия «истина» и «ложь»

1

13.

Суждение

1

14.

Умозаключение

1

15.

Работа со словарем. Подготовка к контрольной работе.

1

16.

Контрольная работа № 2 по теме: «Понятие. Суждение. Умозаключение»

1

Глава 3. Мир моделей (8 часов)

17.

Модель объекта

1

18.

Текстовая и графическая модели

1

19.

Алгоритм как модель действий

1

20.

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

1

21.

Исполнитель алгоритма

1

22.

Компьютер как исполнитель

1

23.

Работа со словарем. Подготовка к контрольной работе.

1

24.

Контрольная работа № 3 по теме: «Мир моделей».

1

Глава 4. Управление (10 часов)

25.

Кто, кем и зачем управляет?

1

26.

Управляющий объект и объект управления

1

27.

Цель управления

1

28.

Управляющее воздействие

1

29.

Средство управления

1

30

Результат управления

1

31.

Современные средства коммуникации

1

32.

Повторение, работа со словарем, подготовка к контрольной работе

1

33.

Контрольная работа № 4 по теме: «Управление»

1

34.

Резерв рабочего времени

1


Итого:

34



Календарно-тематическое планирование (4 класс)

№ урока

Дата

Тема урока

Элементы содержания

Основные виды деятельности обучающегося

Требования к результатам

Примечание

Предметные

УУД

Повторение - 7 часов

1.

Человек в мире информации

Информация

Окружающий мир.

Органы чувств

Виды информации.

Носители информации.

Приводить примеры, иллюстрирующие различные виды информации; соблюдать требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.

Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Умение поиска нужной информации.

Умение различать виды информации и использовать ее для решения задач

Актуализация сведений из личного жизненного опыта: примеры

Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и сто еще подлежит усвоению.

Осознание качества и уровня усвоения.

Развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, знаком.

Развитие умения поиска нужной информации и умения передавать содержание текста.

Умение слушать и понимать друг друга.

Умение правильно и четко формулировать вопросы, с целью получения на них ответов.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

Умение называть объекты и давать им характеристику.

Выполнять различные действия с данными с помощью компьютера.

Установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом - необходимость изучения «Информатики» для получения личностно значимых знаний и умений.

§1, РТ1. с. 3-5 № 1, 2, 4,6

2.

Действия с данными

Текстовые, числовые и графические данные.

Понимать, чем отличаются действия с информацией от действий с данными.

Приводить примеры данных. Приводить примеры получения информации и примеры получения данных.

Умение представлять, анализировать и интерпретировать информацию.

Развитие воображения. Развитие логического и алгоритмического мышления.

Умение работать с различными данными.

§2, РТ1 с. 8 - 11 № 1, 3, 6

3.

Объект и его свойства

Объект, существенные и несущественные свойства объекта

Знать, что называется словом «объект».

Приводить примеры объектов и называть их имена.

Называть и различать объекты по их свойствам.

Умение различать объекты и давать им характеристику.

Приобретение первоначальных представление о компьютерной грамотности.

Умение исследовать. Распознавать и изображать геометрические фигуры.

§3, РТ1 с. 15 - 19 № 2, 4, 7, 10

4.

Отношения между объектами

Отношения объектов. Виды отношений. Симметричные и несимметричные отношения.

Называть и различать отношения между объектами.

Приводить примеры различных отношений: отношения между людьми, симметричные и несимметричные отношения

Умение называть имена отношений между объектами.

Умение строить отношения между двумя объектами.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания изучаемых объектов и процессов

§4, РТ1 с. 22 - 27 № 1, 2, 5, 8(б,в)

5.

Компьютер как система

Компьютер

Основные части компьютера и их назначение.

Программы и их назначение.

Называть и различать основные устройства персонального компьютера;

Выполнять простые действия с помощью мыши, вводить простой текст с клавиатуры.

Приводить примеры компьютерных программ.

Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

§5, РТ1 с. 29 - 33 № 1, 5, 8, 9, 10

6.

Работа со словарем. Подготовка к контрольной работе.

Повторение.

Обобщение

Обобщить и систематизировать материал по теме; выполнять творческие задания на компьютере и в тетради

Умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

повторить §1-5, РТ1 стр. 35-38

7.

Контрольная работа № 1 по теме: «Повторение»

Контроль знаний обучающихся

Обоснованно приводить примеры и решать информационные задачи

Решение прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении данной темы и других учебных предметов

Понятие. Суждение. Умозаключение -9 часов

8.

Мир понятий

Понятие. Виртуальный мир, содержание понятия.

Приводить примеры терминов из мира информатики. О понятиях и их свойствах исходя из своего жизненного опыта и наблюдений.

Приобретение первоначальных представление о компьютерной грамотности.

Умение определять предмет по заданным свойствам, представлять информацию о предмете различными способами; приводить примеры терминов; выполнять творческие задания на компьютере и в тетради

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Смысловое чтение;

Анализ описательных примеров;

Установление причинно-следственных связей;

Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

Развитие умения работать с разными видами информации;

Формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами;

Развитие умения работать в парах, умение сотрудничать;

Умение оценивать достигнутый результат свой деятельности.

Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

Решение прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов. Развитие воображения, мышления.

Строить простейшие алгоритмы при решении задач.

Актуализация знаний, сведений из личного жизненного опыта с целью понимания того, что привычные на первый взгляд вещи и предметы имеют информационные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятельность каждого человека.

Выбор наиболее эффективных способов решения задачи.

Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата.

Элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии.

Актуализация знаний, сведений из личного жизненного опыта с целью понимания того, что привычные на первый взгляд вещи и предметы имеют информационные характеристики, которые влияют на повседневную жизнь и деятельность каждого человека.

Осуществлять пошаговый и итоговый контроль результатов своей работы.

В сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.

Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с учителем и другими учениками.


§6, РТ1 с. 40 - 44 № 2, 3, 5, 10

9.

Деление понятий

Деление понятий. Видовое и родовое понятие.

Правило записи и произношение понятий.

Приводить простейшие примеры видовых и родовых понятий.

Называть видовые понятия, которые входят в родовые.

Строить схемы деления понятий.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания изучаемых объектов и процессов

Умение работать в информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выполнять деление понятий

§7, РТ1 с. 46 - 51 № 5, 6, 9, 11

10.

Обобщение понятий

Обобщение понятий. Круги Эйлера-Венна.

Правило записи и произношение понятий.

Приводить простейшие примеры видовых и родовых понятий.

Называть видовые понятия, которые входят в родовые.

Строить схемы обобщения понятий.

Использование знаково-символических средств представления информации для создания изучаемых объектов и процессов

Умение работать в информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; выполнять обобщения понятий

§8, РТ1 с. 53 - 59 № 4, 7, 8, 12

11.

Отношение между понятиями

Видя понятий. Подчиненные понятия, совместные понятия, отношения противоположности. Симметричные и несимметричные понятия.

Знать и понимать, что между понятиями есть отношения.

Понимать отличие одних отношений от других.

Научиться узнавать и называть отношения.

Приводить примеры своих отношений и строить схемы отношений.

Уметь устанавливать отношения между понятиями, представить отношения между понятиями в виде схемы, кругов Эйлера-Венна.

Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности. Использование знаково-символических средств представления информации для получения и понимания дополнительной информации.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.

Умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейших схемы.

§9, РТ1 с. 62 - 67 № 3, 5, 6, 10

12.

Понятие «истина» и «ложь»

Истина, ложь, истинное и ложное понятие.

Знать и понимать понятия «истина» и «ложь»; как люди получают «истину»; представление о понятьях «истина», «ложь».

Уметь различать истинные и ложные высказывания на основе анализа графически или текстом представленной информации.

Уметь приводить примеры истинных и ложных высказываний;

Строить логические цепочки рассуждений.

Умение работать в информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.

Умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейших схемы

§10, РТ1 с. 70 - 67 № 1, 5 (в, г), 7

13.

Суждение

Понятие суждение; виды суждений (истинное и ложное, простое и сложное); состав суждения; основные признаки суждения.

Обоснованно приводить пример суждения (истинного, ложного, простого, сложного). Строить логические цепочки рассуждений,

формулировать суждения.

Понимать что такое суждение; что суждение может быть истинным или ложным; что суждения бывают простые и сложные

Решение прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении данной темы и других учебных предметов.

Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

§11, РТ1 с. 75 - 67 № 4, 6, 7, 8

14.

Умозаключение

Умозаключение, заключение, посылка.

Знать, что такое понятие умозаключения; что такое посылки; расположение заключения и посылки.

Приводить примеры умозаключений на основе одной и более посылок.

Решение прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении данной темы и других учебных предметов.

Умение работать в информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

§12, РТ1 с. 80 - 85 № 3, 5 (а, г), 7 (б, в)

15.

Работа со словарем. Подготовка к контрольной работе.

Новые слова и термины. Систематизация и обобщение

Работать со словарем учебника и электронным словарем на компьютере

Умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

повторить §6-12, РТ1 стр. 87-91

16.

Контрольная работа № 2 по теме: «Понятие. Суждение. Умозаключение»

Контроль знаний учащихся по данной теме

Решать информационные задачи,

обоснованно приводить примеры.

Умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы. Решение прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении данной темы и других учебных предметов

Мир моделей - 8 часов

17.

Модель объекта

Модель. Информационная модель. Материальная модель. Виртуальная модель.

Объект-оригинал.


Приводить примеры моделей объектов.

Знать, что такое понятие модели и куклы; виды моделей объектов; свойства объектов в модели; материальные и информационные модели; объекты-оригиналы; виртуальная модель и цели моделирования.

Умение ставить правильно и четко цели моделирования; расставлять рассказ про модель.

Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Иметь представление о целях создания модели

Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Смысловое чтение;

Анализ описательных примеров;

Установление причинно-следственных связей.

Структурирование, обобщение информации;

Извлечение необходимой информации

Структурирование, обобщение информации;

Извлечение необходимой информации

Формирование навыков и умений безопасной работы с компьютерными устройствами и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.

Развитие умений находить сходства и различия в протекании информационных процессов у человека.

Сличать результаты своей деятельности с эталоном.

Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Принимать и сохранять учебную задачу.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её решения.

Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Адекватно воспринимать оценку учителя. Различать способ и результат действия

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

§13, РТ2 с. 3 - 7 № 3, 5, 7, 11

18.

Текстовая и графическая модели

Текстовая модель отношений. Графическая модель отношений.


Раскрывать понятие текстовой и графической модели.

Уметь создавать модели как текстовые, так и графические.

Уметь устанавливать и строить модели отношений между понятиями разными способами.

Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Приобретение первоначальных навыков компьютерной грамотности.

Умение работать в информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

§14, РТ2 с. 9 - 15 № 3, 6, 8, 11

19.

Алгоритм как модель действий

Алгоритм.

План действий.


Понимать, что мы можем называть алгоритмом.

Уметь отличать алгоритм от плана действий.

Понимать, что такое алгоритм; зачем составляют и исполняют алгоритм;

Овладение основами пространственного воображения.

Умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы.

§15, РТ2 с. 17 - 22 № 2, 6, 8, 9

20.

Формы записи алгоритмов. Виды алгоритмов.

Алгоритм. Линейный алгоритм. Алгоритм с ветвлением. Способы записи алгоритмов.

Понимать и называть виды алгоритмов. Схематично строить простейшие алгоритмы.

Приводить примеры различных видов алгоритмов.

Строить алгоритмы для решения простейших задач.

Приобретение первоначальных представление о компьютерной грамотности для решения прикладных задач.

Умение исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.

§16, РТ2 с. 25 - 31 № 2, 4, 8, 9

21.

Исполнитель алгоритма

Исполнитель алгоритма.

Универсальный исполнитель.

Система команд исполнителя.

Знать кого можно называть исполнителем алгоритма; роль компьютера и человека при написании алгоритма; система команд исполнителя.

Уметь создавать алгоритмы разными способами.

Понимать различие между исполнителями «Человек» и «Компьютер».

Овладение элементарными практическими умениями и навыками в разных формах деятельности, которые базируются на ИКТ.

Умение выполнять задания в тетради и в компьютере на построение и исполнение команд алгоритма; выбирать команды, которые могут исполнять «человек» и «компьютер».

§17, РТ2 с. 33 - 36 № 1, 2, 4

22.

Компьютер как исполнитель

Алгоритм. Компьютерная программа. Система команд. Формальный исполнитель. Универсальный компьютер.

Понимать, как компьютер обрабатывает данные; чем отличается исполнитель-человек от исполнителя-робота; что такое компьютерная программа.

Уметь работать с текстом на компьютере и в тетради; обрабатывать полученную информацию.

Умение отвечать на вопросы, правильно используя терминологию;

иметь представление o компьютере, как исполнители команд.

Умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие схемы.

§18, РТ2 с. 38 - 36 № 1, 4, 5, 6 (б)

23.

Работа со словарем. Подготовка к контрольной работе.

Повторение.

Обобщение.

Систематизация полученных знаний

Обобщить и систематизировать материал по теме; выполнять творческие задания на компьютере и в тетради

Умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

повторить § 13-18, РТ2 с. 43 - 48

24.

Контрольная работа № 3 по теме: «Мир моделей»

Контроль знаний учащихся

Решать информационные задачи

обоснованно приводить примеры.

Решение прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении данной темы и других учебных предметов

Управление - 10 часов

25.

Кто, кем и зачем управляет?

Управление. Мировоззрение. Выбор.

Знать понятие управление.

Понимать, что включает в себя понятие управление.

Уметь узнавать и называть кто, кем или чем управляет.

Приводить примеры из своей жизни, когда кем то или чем то управляли.

Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные. Приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

Обоснованно приводить примеры из жизни, когда вам приходится делать выбор.

Понимать управление; цели управления; связь управления с выбором.

Умеют заменять термины определениями.

Выражают смысл ситуации различными средствами (рисунки, символы, схемы, знаки)

Определяют основную и второстепенную информацию.

Осознают качество и уровень усвоения.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Умеют слушать и слышать друг друга.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме.

Планируют общие способы работы.

Умение конструктивно разрешать конфликты.

Развитие умений работать с разными видами информации.

Формирование понятия «Главное».

Извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Развитие умений находить сходства и различия в протекании информационных процессов у человека.

Сличать результаты своей деятельности с эталоном.

Учатся организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Принимать и сохранять учебную задачу.

§19, РТ2 с. 50 - 54 № 2, 4, 5, 6

26.

Управляющий объект и объект управления.

Управляющий объект. Объект управления.

Знать и называть управляющий объект и объект управления.

Приводить примеры объектов управления.

Объяснять, чем объект управления отличается от управляющего объекта.

Овладение элементарными практическими умениями и навыками в разных формах деятельности, которые базируются на ИКТ.

Умение вводить текст с помощью клавиатуры.

§20, РТ2 с. 59 - 63 № 2, 4, 6

27.

Цель управления

Управлять, цикл, циклический алгоритм, цель управления.

Приводить примеры из своей жизни, когда вами управляли с определенной целью.

Понимать, что такое цель управления и какие они могут быть.

Уметь строить простейшие схемы управления.

Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Умение исследовать, распознавать и изображать разные элементы.

§21, РТ2 с. 66 - 71 № 1, 3, 5 (в), 6, 7

28.

Управляющее воздействие

Управляющий объект, управляющее воздействие, средство управления.

Понимать, что такое управляющее воздействие.

Приводить примеры и строить простейших схемы управления.

Знать что такое управляющий сигнал и их виды.

Понимать роль человека в процессе управления.

Умение представлять, анализировать и интерпретировать данные.

Умение работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами.

Умение исследовать, распознавать и изображать разные элементы.

§22, РТ2 с. 74 - 77 № 1, 2, 4

29.

Средство управления

Средства управления. Регулировщик. Управляющий сигнал.

Понимать, чем отличается управляющее воздействие от средства управления.

Приводить примеры средств управления.

Уметь пользоваться средствами управления в своей жизни.

Умение работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами.

Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных задач.

§23, РТ2 с. 80 - 84 № 1, 3, 5, 7

30.

Результат управления.

Результат управления. Реакция объекта управления.

Таймер. Самоуправление.

Понимать, что такое результат управления.

Уметь видеть результат управления.

Приводить свои примеры про результат управления собой и другими.

Умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие схемы управления.

Овладение основами логического и алгоритмического мышления, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов.

§24, РТ2 с. 87 - 92 № 1, 3, 6, 7

31.

Современные средства коммуникации

Средство коммуникации и связи. Средства массовой информации.

Свойства информации.

Знать и называть средства массовых коммуникаций.

Приводить примеры средств связи и коммуникаций.

Понимать назначение и их роль в жизни человека.

Обоснованно делать выводы о необходимости средств коммуникаций.

Умение соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.

Умение вводить текст с клавиатуры.

Приобретение первоначальных представление о компьютерной грамотности.

§25, РТ2 с. 97 - 84 № 2, 4, 5, 7

32.

Повторение, работа со словарем, подготовка к контрольной работе

Повторение и обобщение. Новые слова и термины

Работать со словарем учебника и электронным словарем на компьютере.

Умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации

повторить §19-25, РТ2 стр. 107-108

33.

Контрольная работа № 4 по теме: «Управление»

Систематизация полученных знаний

Обобщить и систематизировать материал по теме; выполнять творческие задания на компьютере и в тетради.

Решение прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении данной темы и других учебных предметов

34.

Резерв рабочего времени


Формы и средства контроля

Контрольные и проверочные работы представлены в тетради на печатной основе (Матвеева Н.В. Информатика: контрольные работы для четвертого класса / Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова, Н.А. Нурова. - 2-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 38 с.: ил.).

Учебно методическое обеспечение

Цифровые и информационные ресурсы( в том числе ресурсы Интернета)

  • ЭОР Единой коллекции к учебнику Н.В. Матвеева и др. «Информатика», 4 класс (school-collection.edu.ru);

  • ЭОР Единой коллекции «Виртуальные лаборатории» (school-collection.edu.ru);

  • Авторская мастерская Н.В. Матвеевой (metodist.lbz.ru/authors/informatika/4/);

  • Лекторий «ИКТ в начальной школе» (metodist.lbz.ru/lections/8/);

  • ЭОР на CD-диске к методическому пособию для учителя, 4 класс, Н.В. Матвеева и др.;

  • Собственные разработки учителя, размещенные на Современном учительском портале (easyen.ru/);

  • Электронный учебный комплекс «Мир информатики»;

  • Электронный учебный комплекс «Страна фантазий».

Планируемые результаты по итогам обучения в 4 классе.

В результате изучения информатики в 4 классе обучающиеся должны:

  • уметь получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы, эскизы, чертежи (на бумажных и электронных носителях);

  • уметь работать с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов;

  • уметь представлять материал в табличном и графическом виде;

  • уметь выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых объектов и их моделей;

  • уметь анализировать результаты сравнения;

  • уметь объединять предметы по общему признаку;

  • различать истинные и ложные суждения;

  • уметь элементарно обосновывать высказанное суждение.

  • уметь выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам.

  • использовать простейшие логические выражения типа: «…и/или…», «если…,то…», «не только, но и…» для определения типа алгоритмов

  • самостоятельно составлять простейшие алгоритмы для решения учебной задачи.

  • уметь определять способы контроля и оценки деятельности;

  • определять причины возникающих трудностей, пути их устранения; предвидеть трудности, находить ошибки.

Рекомендуемая литература для обучающихся:

  1. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: учебник для 4 класса- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

  2. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 1- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

  3. Матвеева Н. В. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 4 класса, ч. 2- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

  4. Матвеева Н.В. Книга для чтения «Расширь свой кругозор». БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Авторская программа курса информатики для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 - 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012 г;

  2. Методическое пособие для учителя. «Обучение информатике» 2 - 4 классы, Н. В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н. К. Конопатова, Л. П. Панкратова, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012г;

  3. Учебник (ФГОС) в 2 частях «Информатика» 4 класс, М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г;


© 2010-2022