Урок по информатике на тему Виды алгоритмов

Раздел Информатика
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Открытый урок информатики

по теме: «Виды алгоритмов»

Подготовила и провела учитель информатики: Цой Антонина Николаевна


Цели работы: научить различать виды алгоритмов, самостоятельно строить алгоритмы разных видов, совершенствовать умение работать на компьютере.

Личностные УУД:

-стимулировать учащихся к саморазвитию;

-развивать готовность и способность к самостоятельности;

-ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях.

Регулятивные УУД:

-самостоятельно формулировать тему урока;

-составлять план и последовательность действий;

-осуществлять итоговый и пошаговый контроль.

Познавательные УУД:

-применять правила и пользоваться инструкциями;

-ориентироваться в разнообразии способов решения задач;

-контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

-самостоятельно составлять алгоритмы при решении задач разного характера.

Коммуникативные УУД:

-ставить вопросы;

-обращаться за помощью;

-формулировать свои затруднения;

-предлагать помощь и сотрудничество.


Материально-техническое оснащение:
- раздаточный материал

- учебник

- тетрадь

- компьютер

- доска


Ход урока


1 Организационная часть.


Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке информатики, но мы сегодня не одни, у нас гости. Поприветствуем друг друга.

Начать урок позвольте так: я попрошу вас по очереди брать друг друга за руки и называть имя существительное (слова, отвечающие на вопрос кто? что?), со значением положительных эмоций и чувств, а начать позвольте мне.

Ну что ж, мне остается только пожелать сохранить эти чувства и эмоции на протяжении всего урока и после него тоже.


2 Подготовка к изучению и изучение нового материала.

Сегодня утром ровно в 05.45 у меня зазвонил будильник. Признаюсь, просыпаться не хотелось, но я знала, что если я встану сейчас же, то успею собраться не спеша и приеду на работу вовремя, если нет, то могу опоздать на встречу с вами, мои дорогие ребята.

Вопрос: можете ли вы описать мой рассказ с помощью математических понятий и перевести в схему?

Если дети поймут, что речь идет об алгоритме, то учитель просит сформулировать тему и определить цель урока, если нет, то с помощью наводящих вопросов можно составить разветвленный алгоритм и подвести к теме урока. (слайд 1)

Работа с терминологией.

Ребята, на уроках математики мы уже знакомились и с алгоритмом и его видами. Попробуем вывести определение алгоритма самостоятельно. (слайд 2)

Алгоритм - определенная последовательность действий. Сравним с записью в учебнике, подтвердим свои предположения. (уч. стр.67)

А для кого пишется алгоритм, кто будет выполнять или исполнять ту последовательность действий, которая задана?

Для исполнителя - устройство или живое существо, которое выполняет составленный по определенным правилам алгоритм. Сравним с записью в учебнике, подтвердим свои предположения. (уч. стр.82)

А кто, по вашему мнению, может являться исполнителем алгоритма? Приведите примеры. (слайд 3)

Давайте подумаем, как можно записать алгоритм? (словесно, графически с помощью блок-схем)

Сейчас я попрошу вас быть исполнителями и выполнить мой алгоритм.

Начало

Встаньте из-за парт.

Потянитесь к солнышку.

Девочки, прыгайте, как белочки.

Мальчики, прыгайте, как зайчики.

Конец.

Дети должны продолжить стоять, если кто-то сядет, то задать вопрос: «Разве в алгоритме была команда «сесть за парты»?

А как же продолжить работу? Исправим алгоритм.

Дети должны добавить команду «сесть за парты»!

Сделаем вывод: все действия в алгоритме должны быть четко продуманы и последовательны.

У меня к вам вопрос: является ли алгоритмом следующий набор команд:

Возьми что нужно

Сделай, как следует.

Получишь то, что желаешь.

Сделайте вывод: все команды должны быть четко сформулированы, чтобы исполнителю было понятно каждое действие.

А почему любой порядок команд нельзя считать алгоритмом?

Работа с карточками-заданиями

Сейчас мы будем работать в группах. У каждой группа на столе лежат карточки, ваша задача: выстроить, составить алгоритмы.


  1. Линейный алгоритм посадки дерева.

  2. Разветвленный алгоритм покупки мороженого.

  3. Циклический алгоритм покраски забора.

Работа с терминологией.

Виды алгоритмов. Мы видим, что у каждой группы получились разного вида алгоритмы. Я предлагаю вам описать каждый вид алгоритма, то есть дать ему определение.

Линейный алгоритм- это алгоритм, команды которого выполняются строго друг за другом.

Разветвленный алгоритм - это алгоритм, включающий выбор тех или иных действий в зависимости от какого-либо условия. В словесном описании разветвленного алгоритма используются слова "если", "то", "иначе".

Циклический алгоритм - алгоритм, в котором действия повторяются конечное число раз. (слайд 4)


  1. Закрепление нового материала (вопросы к учащимся).

youtube.com/watch?v=cEiB8Kzg_5k

От улыбки хмурый день светлей,
От улыбки в небе радуга проснется...
Поделись улыбкою своей,
И она к тебе не раз еще вернется.
Припев:
И тогда наверняка,
Вдруг запляшут облака,
И кузнечик запиликает на скрипке...
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
С голубого ручейка
Начинается река,
Ну, а дружба начинается с улыбки.
От улыбки солнечной одной
Перестанет плакать самый грустный дождик.
Сонный лес простится с тишиной
И захлопает в зеленые ладоши.
Припев
От улыбки станет всем теплей -
И слону и даже маленькой улитке...
Так пускай повсюду на земле,
Будто лампочки, включаются улыбки!
Припев

Поиск алгоритмов в песнях.

Звучит запись фрагмента песни», «Песня Красной Шапочки», «Улыбка»

Припев

Песня Красной шапочки youtube.com/watch?v=_1_GQVTAGno

Если долго, долго, долго,
Если долго по дорожке,
Если долго по тропинке
Топать, ехать и бежать,
То, пожалуй, то, конечно,
То, наверно, верно, верно,
То, возможно, можно, можно,
Можно в Африку прийти!

А-а в Африке реки вот такой ширины!
А-а в Африке горы вот такой вышины!
А-ах, крокодилы, бегемоты,
А-ах, обезьяны, кашалоты,
А-ах, и зеленый попугай!
А-ах, и зеленый попугай!

И как только, только, только,
И как только на тропинке,
И как только на дорожке
Встречу я кого-нибудь,
То тому, кого я встречу,-
Даже зверю,- верю, верю,-
Не забуду,- буду, буду,
Буду "здрасьте" говорить.

А-а, здравствуйте реки вот такой ширины,
А-а здравствуйте горы вот такой вышины,
А-ах, крокодилы, бегемоты,
А-ах, обезьяны, кашалоты,
А-ах, и зеленый попугай!
А-ах, и зеленый попугай!

Но, конечно, но, конечно,
Если ты такой ленивый,
Если ты такой пугливый,
Сиди дома, не гуляй.
Ни к чему тебе дороги,
Косогоры, горы, горы,
Буераки, реки, раки.
Руки, ноги береги!

За-ачем тебе море вот такой ширины,
За-ачем тебе небо вот такой вышины,
А-ах, крокодилы, бегемоты,
А-ах, обезьяны, кашалоты,
А-ах, и зеленый попугай?!
А-ах, и зеленый попугай?!
А-ах, и зеленый попугай?!

Поиск алгоритма в пословицах. (слайд 5)

Вспомним, что такое пословица (предложение с поучительным смыслом)

Тише едешь, дальше будешь.

Хочешь есть калачи не сиди на печи.

Роешь яму другому, сам в нее и попадешь.

Сделаем вывод: какой вид алгоритма чаще всего используется в пословицах (разветвленный)

Поиск алгоритма в сказках (слайд 6)

Ребята, сейчас я предлагаю вам поискать алгоритмы в сказках.

Предлагаю три сказки: «Гуси - лебеди», «Колобок», «Репка» (слайды 6-11)


  1. Практическая работа.

Сказка «Репка» учебник, стр. 69. Выразительное чтение сказки и составление линейного алгоритма.

Сейчас я предлагаю вам самостоятельно, поработав за компьютером, составить алгоритм для робота, который должен почистить ковер.

5. Самооценка

Оцените себя с помощью карточек.

6. Подведение итогов урока.

Подвести итог урока предлагаю написанием синквейна.

Некоторые могут написать свой синквейн, а мы послушаем.

7. Задание на дом (по желанию).

Степень сложности вы можете выбрать самостоятельно. Написать самостоятельно или найти в сказках, песнях алгоритм (линейный, разветвленный, циклический). Не забудьте красиво оформить свою работу.


Уборка рабочего места.

© 2010-2022