• Преподавателю
  • Информатика
  • Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 10 классе (базовый уровень) 2015-2016 учебный год

Календарно-тематическое планирование по информатике и ИКТ в 10 классе (базовый уровень) 2015-2016 учебный год

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы авторской программы базового курса «Информатика» для старшей школы (10-11 классы) авторов Семакина И.Г., Хеннера, Е.К, Шеиной Т.Ю. изданной в сборнике «Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы Составитель М.Н. Бородин. - 4-е изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015 г».

Программа составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам обучения, представленных в Стандарте основного общего образования.

Программа определяет содержание и структуру учебного материала, последовательность его изучения, пути формирования системы знаний, умений и способов деятельности, развития, воспитания и социализации учащихся. Программа может использоваться в общеобразовательных учебных заведениях разного профиля.

Программа включает пояснительную записку, в которой прописаны требования к личностным и метапредметным результатам обучения; содержание курса с перечнем разделов с указанием числа часов, отводимых на их изучение, и требованиями к предметным результатам обучения; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности школьников; рекомендации по оснащению учебного процесса.


Общая характеристика учебного предмета.

В 10-м и 11-м классах предметная область информатики изучается на более глубоком базовом уровне. Это уже уровень профессионального пользователя компьютера. Решаются более сложные задачи с помощью расширенного инструментария технологии работы в освоенных на предыдущем уровне обучения программных средах. При этом организация учебной и познавательной деятельности проходит как в индивидуальной форме, так и в процессе выполнения проектов, где необходима уже коллективная форма работы. Продолжается изучение технологии моделирования, для чего используется среда табличного процессора. Кроме того, учащиеся продолжают изучать среду программирования Pascal.

Основными целями изучения информатики в 10-м классе являются:

  • развитие системного мышления, творческих способностей, познавательного интереса учащихся на основе организации межпредметных связей;

  • развитие умений технологии поиска информации в Интернет;

  • закрепление и развитие навыков по моделированию и технологии обработки данных в среде табличного процессора;

  • закрепление знаний по базовым понятиям информатики;

  • закрепление и развитие навыков по технологии работы с объектами текстового документа;

  • освоение информационной технологии представления информации;

  • освоение информационной технологии проектной деятельности;

  • воспитание этического и правового отношений в информационной деятельности;

  • освоение основ программирования в среде PascalABC.

Приоритетными объектами изучения в курсе информатики выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информацион­ная модель системы и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков ис­пользования средств информационных технологий, являющих значимыми не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. Закрепление знаний по основам моделирования предлагается реализовать посредством освоения технологии моделирования в табличном процессоре в процессе решения разнообразных задач из разных предметных областей, например физики, математики, биологии и пр.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы. В информационном обществе важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого современные методы и средства. Это добавляет к целям школьного образования еще одну цель - формирование уровня информационной культуры.

Основные задачи изучения курса:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 10 - 11 классах на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Место предмета в учебном плане.


Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики и информационных технологий в 10-11 классах, общее количество часов: 70 (35 часов в 10 классе, 35 часов в 11 классе).

Результаты освоения курса.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

В ходе освоения математического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами обучающихся являются: формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметными результатами обучающихся являются: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учѐбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинноследственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее ИКТ - компетенции).

Предметными результатами обучающихся являются: умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике; умение описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных; записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; умение кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице; умение составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);умение использовать логические значения, операции и выражения с ними; умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием конструкций ветвления (условные операторы) и повторения (циклы), вспомогательных алгоритмов, простых и табличных величин; умение создавать и выполнять программы для решения несложных алгоритмических задач в выбранной среде программирования; умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами; навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

Содержание курса.

10 класс

Введение. Структура информатики

Введение. Структура информатики

Информация

Информация. Представление информации. Кодирование информации. Измерение информации. Алфавитный подход.

Измерение информации. Содержательный подход. Представление целых чисел в компьютере. Представление вещественных чисел в компьютере Представление текста в компьютере. Представление изображения в компьютер. Представление звука в компьютере

Компьютерный практикум

  1. П.р.№1 «Шифрование данных»

  2. П.р.№ 2 «Измерение информации»

  3. П.р.№ 3 «Представление чисел» (Практикум работа 1.3)

  4. П.р.№ 4 «Представление текстов. Сжатие текстов».

  5. П.р.№ 5 «Представление изображения и звука».

  6. П.р.№ 5 «Представление изображения и звука».

Информационные процессы

Хранение и передача информации. Обработка информации. Автоматическая обработка информации. Информационные процессы в компьютере

Компьютерный практикум

  1. П.р.№ 6 «Управление алгоритмическим исполнителем».

  2. П.р.№ 7 «Автоматическая обработка данных»

Программирование

Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов. Структурное программирование. Программирование линейных алгоритмов. Логические величины, операции, выражения. Программирование ветвлений. Программирование циклов. Вложенные и итерационные циклы. Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Массивы. Типовые задачи обработки массивов. Организация ввода-вывода данных с использованием файлов. Работа с символьной информацией. Строки символов

Компьютерный практикум

  1. П.р.№ 8 «Программирование линейных алгоритмов».

  2. П.р.№ 9 «Программирование логических выражений».

  3. П.р.№ 10 «Программирование ветвящихся алгоритмов».

  4. П.р.№ 11 «Программирование циклических алгоритмов».

  5. П.р.№ 11 «Программирование циклических алгоритмов».

  6. П.р.№ 12 «Программирование с использованием подпрограмм».

  7. П.р.№ 13 «Программирование обработки одномерных массивов».

  8. П.р.№ 14 «Программирование обработки двумерных массивов».

  9. П.р.№15 «Программирование обработки строк символов».

  10. П.р.№15 «Программирование обработки строк символов».

Тематическое планирование



№ п/п

Основные разделы курса

Всего часов

В том числе

Практические работы

Контрольные работы

1

Введение. Структура информатики

1



2

Информация

11

6

1

3

Информационные процессы

5

2

1

4

Программирование

18

10

1

Итого

35

18

3








Календарно - тематическое планирование.


Тема урока

Кол. часов

Дата

Основные виды деятельности

Оборудование

Дом.

задание

1

Введение. Структура информатики

1


Цели и задачи изучения курса в 10-11 классах, состав предметной области информатики.


Введение

Информация - 11 часов

2

Информация

1


Понятие информации в философии, кибернетике, нейрофизиологии, генетике. Теория информации.

Экран, монитор, компьютер.

§1, вопросы и задания к параграфу

3

Представление информации



Языки представления информации, цели и способы кодирования. История технических способов кодирования информации.

§2, вопросы и задания к параграфу

4

Кодирование информации. Т.Б. П.р.№1 «Шифрование данных»

1


Кодировать и декодировать сообщения, используя простейшие коды; создавать несложные текстовые документы. Выполнять пересчет количества информации в разные единицы.

Экран, монитор, компьютер.


5

Измерение информации. Алфавитный подход.

1



§ 3, вопросы к параграфу

6

Измерение информации. Содержательный подход. Т.Б. П.р.№ 2 «Измерение информации»

1


Экран, монитор, компьютер. Компьютеры для учащихся

§ 4, вопросы к параграфу 1-7.

7

Представление целых чисел в компьютере. Т.Б. П.р.№ 3 «Представление чисел» (Практикум работа 1.3)

1


§5, вопросы к параграфу 1-3

8

Представление вещественных чисел в компьютере Решение задач на системы счисления.

1


§5, вопросы к параграфу 4-6

9

Представление текста в компьютере.

Т.Б. П.р.№ 4 «Представление текстов. Сжатие текстов».

1


Кодирование текста в компьютере; представление изображения; цветовые модели

различие растровой и векторной графики, способы дискретного (цифрового) представление звука

Вычисление размета цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

Вычисление объем, а цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи

§6, вопросы к параграфу 1-2

10

Представление изображения в компьютер. Т.Б. П.р.№ 5 «Представление изображения и звука».

1


§6, вопросы к параграфу 3-7

11

Представление звука в компьютере Т.Б. П.р.№ 5 «Представление изображения и звука».

1



§6, вопросы к параграфу 8-10

12

Контрольная работа №1 по теме «Информация»





Информационные процессы - 5 часов

13

Хранение и передача информации.

1


Использование бумажных и магнитных носителей информации. Носители информации, факторы качества носителей, перспективные виды носителей. Модель К. Шеннона, защита информации от потерь при воздействии шума..



§7 - 8, вопросы и задания к параграфам

14

Обработка информации. Т.Б. П.р.№ 6 «Управление алгоритмическим исполнителем».

1


Понятие алгоритма (ЦОР)

§9, вопросы к параграфу 1-3

15

Автоматическая обработка информации. Т.Б. П.р.№ 7 «Автоматическая обработка данных»

1



§10, вопрос к параграфу 1

16

Информационные процессы в компьютере

1



§11, вопросы к параграфу 1-7

17

Контрольная работа №2 по теме «Информационные процессы»





Программирование - 18 часов

19

Алгоритмы и величины. Структура алгоритмов.

1


Этапы решения задачи на компьютере, понятие алгоритма, система команд исполнителя, классификация данных.

Базовые алгоритмические структуры: следование, ветвление, цикл, комбинации базовых структур.

Начальные сведения о программах на языке Pascal. (ЦОР)

§12-13, вопросы к параграфам

20

Структурное программирование.

1


Этапы разработки программы, ее структура. Создание шаблона программы на языке Pascal. (ЦОР)

§14, вопросы к параграфу

21

Программирование линейных алгоритмов.

1


Алфавит, служебные слова, идентификаторы, комментарии, концепция типов данных в Паскале, простые типы, структурные типы. Базовые понятия логики: высказывание, логическая величина, логическое выражение, основные логические операции, логические величины в Паскале, логические операции в языке Паскаль, старшинство операций в логическом выражении на Паскале.


§15- 16-17, вопросы к параграфу

22

Т.Б. П.р.№ 8 «Программирование линейных алгоритмов».

1


Экран, монитор, компьютер. Компьютеры для учащихся

§15- 16-17, повтор

23

Логические величины, операции, выражения

1


§18, вопросы и задания к параграфу

24

Т.Б. П.р.№ 9 «Программирование логических выражений».

1


Экран, монитор, компьютер. Компьютеры для учащихся

§18, повтор.

25

Программирование ветвлений. Т.Б. П.р.№ 10 «Программирование ветвящихся алгоритмов».

1


§19, вопросы и задания к параграфу

26

Программирование циклов Т.Б. П.р.№ 11 «Программирование циклических алгоритмов».

1


Цикл с предусловием (цикл - пока), цикл с постусловием (цикл - до), цикл с параметром, цикл с заданным число повторений. Вложенный цикл. Итерационный цикл. Массив, регулярный тип, описание массива, идентификация массива, действия над массивом как единым целым

§21 вопросы и задания к параграфу

27

Вложенные и итерационные циклы. Т.Б. П.р.№ 11 «Программирование циклических алгоритмов».

1


§22 вопросы и задания к параграфу 3-4

28

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. Т.Б. П.р.№ 12 «Программирование с использованием подпрограмм».

1


§23 вопросы и задания к параграфу 4

29

Массивы. Т.Б. П.р.№ 13 «Программирование обработки одномерных массивов».

1



§24, вопросы и задания к параграфу 1-5

30

Типовые задачи обработки массивов Т.Б. П.р.№ 14 «Программирование обработки двумерных массивов».

1




§26, вопросы и задания к параграфу 8

31

Организация ввода-вывода данных с использованием файлов

1



§25, вопросы и задания к параграфу 1-3

32

Работа с символьной информацией Т.Б. П.р.№15 «Программирование обработки строк символов».

1


Величины символьного типа (Char), Ord (x), Chr(x). Принцип последовательного кодирования.


§27, вопросы и задания к параграфу 5-6

33

Строки символов Т.Б. П.р.№15 «Программирование обработки строк символов». Техника безопасности

1


Строка, описание строковой переменной, обозначение символа в строке, операции над строками, стандартные функции, стандартные процедуры


§28, вопросы и задания к параграфу 9-11

34

Контрольная работа №3 по теме «Программирование»

1




35

Обобщающее повторение по теме: «Программирование»

1





Перечень учебно-методического и программного обеспечения

Для учителя:

  1. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. - 2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 264 с.: ил.

  2. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. - 2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 224 с.: ил.

  3. Информатика. УМК для старшей школы: 10-11 классы. Базовый уровень. Методическое пособие для учителя / Авторы-составители: М. С. Цветкова, И. Ю. Хлобыстова. -Эл. изд. -М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. -86 с. : ил.

  4. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 1 Авторы: под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

  5. Информатика и ИКТ. Задачник-практикум. ч. 2 Авторы: под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014

Для ученика:

  1. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса / И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина. - 2-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. - 264 с.: ил.







Электронные учебные пособия

  1. metodist.ru Лаборатория информатики МИОО

  2. it-n.ru Сеть творческих учителей информатики

  3. metod-kopilka.ru Методическая копилка учителя информатики

  4. fcior.edu.rueor.edu.ru Федеральный центр информационных образовательных ресурсов (ОМC)

  5. pedsovet.su Педагогическое сообщество

  6. school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  2. Наушники (рабочее место ученика).

  3. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  4. Колонки (рабочее место учителя).

  5. Микрофон (рабочее место учителя).

  6. Проектор.

  7. Лазерный принтер черно-белый.

  8. Лазерный принтер цветной.

  9. Сканер.

  10. Цифровая фотокамера.

  11. Модем ADSL

  12. Программные средства

  13. Операционная система Windows ХР.

  14. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

  15. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  16. Мультимедиа проигрыватель Windows Media (входит в состав операционной системы).

  17. Браузер Internet Explorer (входит в состав операционной системы).

  18. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.

  19. Программа-архиватор.

  20. Офисное приложение Microsoft Office 2007, включающее текстовый процессор Microsoft Word со встроенным вектор-

  21. ным графическим редактором, программу разработки презентаций Microsoft PowerPoint, электронные таблицы Microsoft

  22. Excel, систему управления базами данных Microsoft Access.

  23. Система программирования Pascal.

  24. Программа интерактивного общения ICQ.22


© 2010-2022