- Преподавателю
- Информатика
- Решение логических задач, занятие 2
Решение логических задач, занятие 2
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Дубенский А.А. |
Дата | 22.03.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Решение логических задач, занятие 2
Класс: 10Б
Дата: __.__.2014
Цель: отработать навыки и умения решения логических задач, отработать навык оформления таблицы, научить решению логических задач с помощью диаграмм Эйлера.
Задачи урока:
-
образовательная -сформировать навыки самостоятельной работы, составления табличных логических задач; показать общность подхода к решению учебных задач и реальных научных, технических проблем, которые решает человек в своей деятельности путем создания логических моделей
-
развивающая - развивать память, внимание, умение работать по инструкции, самостоятельно принимать решения, развивать умение оформлять таблицы типа ООО;
-
воспитательная - воспитывать информационную культуру.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: УМК Угринович Н.Д. «Информатика 10 класс»: учебники, компьютер, компьютерная презентация.
План урока:
-
Организационный момент - 2 мин.
-
Повторение пройденного материала на прошлом занятии - 7 мин.
-
Доклад учеников с решением "задачи Эйнштейна" - 6 мин
-
Самостоятельная работа учащихся - 15 мин.
-
Объяснение нового материала - 10 мин.
-
Подведение итогов, оценивание - 5 мин
Ход урока
1. Организационный момент
- Здравствуйте! Садитесь. Все настроились работать. Скажите, кто отсутствует? Спасибо.
-
Повторение пройденного материала
- На прошлом уроке мы говорили о методах решения логических задач.
- Какие методы решения логических задач вы знаете? Перечислите их.
- На чем основан табличный метод?
- На чем основан метод логических выражений?
-
Объяснение решения "задачи Эйнштейна"
На прошлом уроке вам была предложена задача для решения "задача Эйнштейна". При решении логических задач объекты находятся во взаимном отношении:
-
В классах одинаковое количество объектов;
-
Каждый объект первого класса связан заданным свойством только с одним объектом второго класса.
Ученик у доски поэтапно заполняет таблицу.
4. Самостоятельная работа учащихся.
Цель самостоятельной работы: закрепить навыки построения таблиц и табличного способа решения логических задач.
Задание 1:
В симфонический оркестр приняли на работу трёх музыкантов: Брауна, Смита и Вессона, умеющих играть на скрипке, флейте, альте, кларнете, гобое и трубе.
Известно, что:
-
Смит самый высокий;
-
играющий на скрипке меньше ростом играющего на флейте;
-
играющие на скрипке и флейте и Браун любят пиццу;
-
когда между альтистом и трубачом возникает ссора, Смит мирит их;
-
Браун не умеет играть ни на трубе, ни на гобое.
На каких инструментах играет каждый из музыкантов, если каждый владеет двумя инструментами?
Решение.
Составим таблицу и отразим в ней условия задачи, заполнив соответствующие клетки цифрами 0 и 1 в зависимости от того, ложно или истинно соответствующее высказывание.
Так как музыкантов трoе, инструментов шесть и каждый владеет только двумя инструментами, получается, что каждый музыкант играет на инструментах, которыми остальные не владеют.
Из условия 4 следует, что Смит не играет ни на альте, ни на трубе, а из условий 3 и 5, что Браун не умеет играть на скрипке, флейте, трубе и гобое. Следовательно, инструменты Брауна - альт и кларнет. Занесем это в таблицу, а оставшиеся клетки столбцов "альт" и "кларнет" заполним нулями:
-
скрипка
флейта
альт
кларнет
гобой
труба
Браун
0
0
1
1
0
0
Смит
0
0
0
Вессон
0
0
Из таблицы видно, что на трубе может играть только Вессон.
Из условий 1 и 2 следует, что Смит не скрипач. Так как на скрипке не играет ни Браун, ни Смит, то скрипачом является Вессон. Оба инструмента, на которых играет Вессон, теперь определены, поэтому остальные клетки строки "Вессон" можно заполнить нулями:
-
скрипка
флейта
альт
кларнет
гобой
труба
Браун
0
0
1
1
0
0
Смит
0
0
0
0
Вессон
1
0
0
0
0
1
Из таблицы видно, что играть на флейте и на гобое может только Смит.
-
скрипка
флейта
альт
кларнет
гобой
труба
Браун
0
0
1
1
0
0
Смит
0
1
0
0
1
0
Вессон
1
0
0
0
0
1
Ответ: Браун играет на альте и кларнете, Смит - на флейте и гобое, Вессон - на скрипке и трубе.
Задание 2. Три подружки - Вера, Оля и Таня - пошли в лес по ягоды. Для сбора ягод у них были корзина, лукошко и ведёрко. Известно, что Оля была не с корзиной и не с лукошком. Вера не с лукошком. Что взяла с собой каждая девочка?
Задание 3:
Три одноклассника - Влад, Тимур и Юра, встретились спустя 10 лет после окончания школы. Выяснилось, что один из них стал врачом, другой физиком, а третий юристом. Один полюбил туризм, другой бег, страсть третьего - регби.
Юра сказал, что на туризм ему не хватает времени, хотя его сестра - единственный врач в семье, заядлый турист. Врач сказал, что он разделяет увлечение коллеги.
Забавно, но у двоих из друзей в названиях их профессий и увлечений не встречается ни одна буква их имен.
Определите, кто чем любит заниматься в свободное время и у кого какая профессия.
Решение:
Здесь исходные данные разбиваются на тройки (имя - профессия - увлечение).
Из слов Юры ясно, что он не увлекается туризмом и он не врач. Из слов врача следует, что он турист.
-
Имя
Юра
Профессия
врач
Увлечение
туризм
Буква "а", присутствующая в слове "врач", указывает на то, что Влад тоже не врач, следовательно врач - Тимур. В его имени есть буквы "т" и "р", встречающиеся в слове "туризм", следовательно второй из друзей, в названиях профессии и увлечения которого не встречается ни одна буква его имени - Юра. Юра не юрист и не регбист, так как в его имени содержатся буквы "ю" и "р". Следовательно, окончательно имеем:
-
Имя
Юра
Тимур
Влад
Профессия
физик
врач
юрист
Увлечение
бег
туризм
регби
Ответ. Влад - юрист и регбист, Тимур - врач и турист, Юра - физик и бегун.
5. Объяснение нового материала
Существует еще один тип логических задач, решение которых теми способами, которые мы с вами изучили - проблематично.
В классе 36 человек. Ученики посещают математический, физический и химический кружки. Математический посещают 18 человек, физический - 14, химический - 10.
Кроме того, 2 человека посещают все 3 кружка, 8 - и математический и физический, 5 - и математический и химический, 3 - и физический и химический.
Сколько учеников не посещают никаких кружков?
На помощь нам придут диаграммы Эйлера.
На изображение последовательно наносим круги, обозначающие множество учеников
6. Подведение итогов, оценивание
Учитель. Как вы думаете решение логических задач развивают логику?
Ученик. Да, при решении задач нужно проявить смекалку, сообразительность, необходимо анализировать, сопоставлять, делать выводы.
Учитель. Правильно. Решение логических задач в известной мере моделирует решение научных проблем. Профессиональная деятельность человека практически во всех отраслях знаний требует умение строить логические модели, анализировать множество разобщенных данных, фактов, делать заключения, выводы.
Вывод, к которому мы с вами подошли - единый подход к решению задач, как учебных, так и научных. Выдвигая гипотезы и последовательно рассуждая, формулируя выводы и исследуя их совместимость с исходными данными, исследователь, в конце концов, получает определенный точный вывод, располагая вначале множеством более или менее разобщенных данных.
Задание
В классе 30 человек. 20 из них каждый день пользуются метро, 15 - автобусом, 23 - троллейбусом, 10 - и метро, и троллейбусом, 12 - и метро, и автобусом, 9 - и троллейбусом, и автобусом. Сколько человек ежедневно пользуется всеми тремя видами транспорта?