Методическая разработка Системы счисления

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОРЛОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМ. В. А. ЛАПОЧКИНА


Методическая разработка Системы счисления








Рабочая тетрадь

по теме

«Системы счисления»








Автор

преподаватель информатики

Подрез Н. А.







Орел 2015







Рабочая тетрадь по информатике по теме "Системы счисления" предназначена для студентов образовательных учреждений НПО и СПО I курса, составленного по ФГОС третьего поколения.

Рабочая тетрадь может быть использована педагогами для проведения уроков по данной теме, для организации самостоятельной работы учащихся, а также для подготовке к ЕГЭ по информатике.

Учебно-методическая разработка содержит весь необходимый материал для проведения уроков информатики по теме "Системы счисления": теоретический материал, разбор решения типовых задач, задания для самостоятельного изучения и закрепления новых знаний и умений. Также пособие содержит примеры заданий из ЕГЭ. Рабочую тетрадь можно использовать для закрепления материала, полученного на уроках информатики, для выполнения домашней работы, а также для самостоятельного изучения нового материала. Теоретический материал и задания в рабочей тетради дополняют и углубляют сведения, имеющиеся в учебнике.


Содержание.


Введение…………………………….…….….………..…….….4 стр.

  1. Понятие систем счисления…………...….……..6 стр.

    1. Непозиционные системы счисления…..7 стр.

1.2. Позиционные системы счисления…….......9 стр.

  1. Двоичная система счисления……..…..…...….12 стр.

  2. Алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в систему счисления с произвольным основанием…………………………………………….15 стр.

  3. Арифметические операции в позиционных системах счисления…………………………………...19 стр.

  4. Дополнительный раздел: «Занимательно и интересно!»..……………………………….…….…….24 стр.

Приложение. Самостоятельная работа № 2…..….……........29 стр.

Ответы………………………………………………………….32 стр.

Литература……………………………………………………..34 стр.








Введение.


Данная учебно-методическая разработка содержит весь необходимый материал для проведения уроков информатики по теме "Системы счисления": теоретический материал, практические задания разного уровня сложности, самостоятельные работы и итоговую контрольную работу. Рабочая тетрадь позволит выявить пробелы в знаниях студентов и отработать навыки перевода чисел из одной системы счисления в другую. В тетради представлены творческие задания, которые развивают логическое мышление, внимание обучающегося.

После изучения темы "Системы счисления" студенты должны:

Знать:

  • Определение алфавита системы счисления.

  • Определение цифр.

  • Определение системы счисления.

  • Определение развёрнутой формы числа.

  • Виды систем счислений (позиционные и непозиционные).

  • Правила перевода чисел из двоичной системы счисления в десятичную систему счисления и наоборот.

  • Правила перевода целых чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.

  • Правила перевода дробных чисел из десятичной системы счисления в двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную систему счисления.

Уметь:

  • Представлять числа в развёрнутой форме.

  • Переводить числа в позиционных системах счисления.

Рабочую тетрадь можно использовать как дидактический материал на уроках информатики по данной теме.

Весь материал темы поделен на две части: первая - теоретическая часть; вторая - практические задания. Выполняя задания, вы можете писать ответы прямо в рабочей тетради.

Чтобы успешно справиться с выполнением заданий, необходимо:

  • вдумчиво вчитываться в формулировку задания, понять его;

  • знать теоретический материал, изученный на уроках информатики: правила, определения и т.п;

  • пользоваться справочными материалами: учебниками, самоучителями, другими пособиями.



  1. Понятие о системах счисления.

Вся информация, которою обработает компьютер, должна быть представлена двоичным кодом с помощью двух цифр - 0 и 1. С помощью двух цифр 0 и 1 можно закодировать любое сообщение. Это явилось причиной того, что в компьютере обязательно должно быть организованно два важных процесса.

Методическая разработка Системы счисления

Кодирование - преобразование входной информации в форму, воспринимаемую компьютером, т.е. двоичный код.

Методическая разработка Системы счисления

Декодирование - преобразование данных из двоичного кода в форму, понятную человеку.

Способы кодирования и декодирования информации в компьютере, в первую очередь, зависит от вида информации, а именно, что должно кодироваться: числа, текст, графические изображения или звук.

Для записи информации о количестве объектов используются числа. Числа изображается символом или группой символов (словом) некоторого алфавита. Будем называть такие символы цифрами. Числа записываются с использование особых знаковых систем, которые называют системами счисления.

Методическая разработка Системы счисления

Система счисления - совокупность приемов и правил записи чисел с помощью определенного набора символов.

Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные.

Методическая разработка Системы счисления


Методическая разработка Системы счисления

Система счисления называется непозиционной, когда значения цифры не зависит от её положения в числе.

Методическая разработка Системы счисления

Системы счисления, в которых значение каждой цифры зависит от её положения (позиции) в записи числа, называются позиционными системами счисления.


  1. Непозиционные системы счисления.

Непозиционные системы счисления первичны по своему происхождению; но поскольку они имеют ряд недостатков по сравнению с позиционными системами счисления, то постепенно они потеряли свое значение. Хотя до настоящего времени еще используется римская система счисления, где для обозначения цифр используются латинские буквы:

I V X L C D M

1 5 10 50 100 500 1000

Числа в римской системе счисления записываются по следующим правилам.

1) если большая цифра стоит перед меньшей, они складываются, например: VI=6;

2) если меньшая цифра стоит перед большей, то из большей вычитается меньшая, причем в этом случае меньшая цифра уже повторяться не может, например: XL=40, XXL-нельзя;

3) цифры M,C,X,I могут повторяться в записи числа не более трех раз подряд;

4) цифры D,L,V могут использоваться в записи числа только по одному разу.

Например число 1996 будет записано в римской система счисления как MCMXCVI.

Самое большое число, которое можно записать в этой системе счисления, это число 3999 (MMMCMXCIX). Для записи еще больших чисел пришлось бы вводить еще новые обозначения.

А теперь попробуйте выполнить простую арифметическую операцию, не переводя числа в привычную систему счисления: умножить число CLVI на число LXXIV. Вряд ли вам это удастся.

Таким образом, можно констатировать следующие основные недостатки непозиционных система счисления:

а) Необходимость использования большого количества символов для записи больших чисел.

б) неудобство выполнения арифметических операций.

Практическая работа.

1.1.1. Сравните числа 555 и VVV.

1.1.2. Какие числа записаны римскими цифрами:

а) МСМХСIX, б) CMLXXXVII, в) VCXLVII.

1.1.3. Запишите год, месяц и число своего рождения с помощью римских цифр.


1.2. Позиционные системы счисления.

Позиционной называется такая система счисления, в которой величина цифры зависит от позиции (места), занимаемой этой цифрой в записи числа. Примером позиционной системы счисления служит арабская система счисления, которой мы обычно пользуемся. Если взять два числа 102 и 21, то цифра 1 в первом числе в 100 раз "тяжелее" той же цифры во втором числе. А вот цифра 2 в первом числе в 10 раз "легче" этой же цифры во втором числе.

Рассмотрим числа 13, 5234 и 351

В числе 13 тройка обозначает три единицы. В числе 5234 - три десятка, В числе 351 - три сотни.

Запишем эти числа в десятичной системе счисления.

13=1*10+3=1*101+3*100

351=3*100+5*10+1=3*102+5*101+1*100

5Методическая разработка Системы счисления294=5*1000+2*100+3*10+4=5*103+2*102+9*101+4*100

Разряд - позиция цифры в числе.

В позиционной системе счисления любое число может быть представлено в развернутом виде.

Пусть q - основание системы счисления, n - число разрядов целой части числа, ai - цифра числа, Aq - само число.

Тогда развернутую форму для числа представленного в любой системе счисления можно записать в общем виде следующим образом:

Aq = an-1*qn-1 + an-2*qn-2 + ... + a0*q0

Алфавит системы счисления - совокупность символов, используемых в данной системе счисления. Количество различных символов, используемых для изображения числа в позиционных системах счисления, называется основанием системы счисления.

Таблица 1.


Система счисления

Основание

Алфавит цифр

Десятичная

10

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9

Двоичная

2

0, 1

Восьмеричная

8

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7

Шестнадцатеричная

16

0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, E, F


Практическая часть.


1.2.1 Расставьте необходимые термины напротив их определений.

Термины: система счисления, алфавит системы счисления, мощность алфавита, основание системы счисления.

­­­­­­­­­_______________________количество цифр в алфавите.

______________________ это множество всех символов (знаков), используемых для записи чисел в данной системе счисления.

_____________________________это совокупность приемов и правил для обозначения и наименования чисел.

___________________ количество цифр в позиционной системе счисления.

1.2.2 Чем отличается позиционная система счисления от непозиционной?

Ответ:_________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________

1.2.3 В двоичной системе счисления для записи чисел используются только ____ и ___.

1.2.4 В шетнадцатиричной системе счисления кроме обычных десяти цифр (от 0до 9) используются также __ букв латинского алфавита от ___ до ____.

1.2.5 Заполните следующую таблицу:

Система счисления

Основание

Цифры

шестнадцатеричная

16

десятичная

0,1,2,3,4,5,6,7,8,9

8

0,1,2,3,4,5,6,7

2

1.2.6 Правильно ли записаны числа в соответствующих системах счисления:

а) А10=2460 б) А4=5301 в) А3=10001 г) А2=2222

2. Двоичная система счисления.

В двоичной системе счисления основание равно 2, а алфавит состоит из двух цифр 0 и 1.

Числа в двоичной системе счисления в развернутой форме записываются в виде суммы степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают 0 и 1.

Например, 1102=1*22+1*21+0*20=610

10112=1*23+0*22+1*21+1*20 =8+0+2+1=1110

Перевод из десятичной системы счисления в двоичную осуществляется по следующему алгоритму.

  1. Последовательно выполняется деление исходного целого числа и получаемых целых частных на основание системы счисления (на 2) до тех пор, пока не получится частное меньше делителя.

  2. Записываем остатки в обратной последовательности.

Пример 1. 1310 → ?2

Методическая разработка Системы счисления


1310 = 11012

Пример 2. 12610 → ?8

Методическая разработка Системы счисления


12610 = 1768

0 = В416

Пример: 510 - 1012 1310 - 11012

Практическая часть.

2.1 Запишите в развернутом виде числа:

а) 12510 = __________________________________________

б) 1258 = __________________________________________

в) 1256 = __________________________________________

г) 125116 =__________________________________________

2.2 Запишите в развернутом виде числа:

а) 2534110 =________________________________________

б) 253418 =_________________________________________

в) 253416 =_________________________________________

г) 2534116 =________________________________________

2.3 Переведите числа в десятичную систему счисления:

а) 112 = ___________________________________________

б) 11112 = _________________________________________

в) 1012 = __________________________________________

г) 10102 = _________________________________________

2.4 Переведите числа в двоичную систему счисления:

а) 810

б) 2110

в) 12710

г) 4710

2.5 Переведите числа из двоичной системы счисления в десятичную:

а) 11001012 = _________________________________________

б) 10101002 = _________________________________________

в) 10001112 =_________________________________________

г) 11010102 =_________________________________________


3. Алгоритм перевода чисел из десятичной системы счисления в систему счисления с произвольным основанием.

Развернутая форма служит для перевода чисел из любой системы счисления в десятичную.

Алгоритм перевода чисел из системы счисления с произвольным основанием в десятичную:

  1. Представить число в развернутой форме. При этом основание системы счисления должно быть представлено в десятичной системе счисления.

  2. Найти сумму ряда (выражения). Полученное число является значением числа в десятичной системе счисления.

Перевод из десятичной системы счисления в любую другую осуществляется по следующему алгоритму.

1. Последовательно выполняется деление исходного целого числа и получаемых целых частных на основание системы счисления до тех пор, пока не получится частное меньше делителя.

2. Записываем остатки в обратной последовательности.


Практическая часть.

3.1 Переведите из десятичной системы счисления в двоичную:

а) 4610

б) 3410

в) 10710

г) 9510

  1. Переведите из десятичной системы счисления и запишите ответ:

Методическая разработка Системы счисленияа) 24710 x16

Методическая разработка Системы счисленияб) 8710 x8

Методическая разработка Системы счисленияв) 3910 x8

Методическая разработка Системы счисленияг) 14310 x16

3.3. Переведите числа:

Методическая разработка Системы счисленияа) 10310x2

Методическая разработка Системы счисленияб) 110011002x10

Методическая разработка Системы счисленияв) 2810 x8

Методическая разработка Системы счисленияг) 761710 x16

3.4 Переведите числа в десятичную систему счисления:

  1. 110113 = __________________________________________

  2. 1010110Методическая разработка Системы счисления= ________________________________________

  3. 3СЕ16 =___________________________________________

  4. 5268=_____________________________________________

  5. 30214 =____________________________________________


3.5 Заполните пустые клетки таблицы последовательными числами в системах счисления с основанием 3,4,5

10

2

8

16

3

4

5

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

0

1

10

11

100

101

110

111

1000

1001

1010

1011

1100

1101

1110

1111

10000

10001

0

1

2

3

4

5

6

7

10

11

12

13

14

15

16

17

20

21

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

А

В

С

D

E

F

10

11



4. Арифметические операции в позиционных системах счисления.

Из всех позиционных систем особенно проста двоичная система счисления. Рассмотрим выполнение основных арифметических действий над двоичными числами.

Во всех позиционных системах счисления арифметические операции выполняются по одним и тем же правилам:

  • 1) справедливы одни и те же законы арифметики: коммутативный, ассоциативный, дистрибутивный;

  • 2) справедливы правила сложения, вычитания и умножения столбиком;

  • 3) правила выполнения арифметических операций опираются на таблицы сложения и умножения.

Сложение.

При сложении столбиком двух цифр справа налево в двоичной системе счисления, как в любой позиционной системе, в следующий разряд может переходить только единица.

Результат сложения двух положительных чисел имеет либо столько же цифр, сколько у максимального из двух слагаемых, либо на одну цифру больше, но этой цифрой может быть только единица.

Методическая разработка Системы счисления

Рассмотрим примеры на сложение.

1001 1101

+1010 + 1011

10011 11000

Вычитание.

При выполнении операции вычитания всегда из большего по абсолютной величине числа вычитается меньшее и у результата ставится соответствующий знак.

Методическая разработка Системы счисления

Рассмотрим примеры на вычитание.

1011

- 111

100

Умножение.
Операция умножения выполняется с использованием таблицы умножения по обычной схеме (применяемой в десятичной системе счисления) с последовательным умножением множимого на очередную цифру множителя.

Методическая разработка Системы счисления
Рассмотрим примеры на умножение.

11001

* 1101

11001

11001

11001
101000101

Методическая разработка Системы счисления Деление
Операция деления выполняется по алгоритму, подобному алгоритму выполнения операции деления в десятичной системе счисления.
Рассмотрим примеры на деление.



Любая позиционная система счисления определяется:

  • основанием системы счисления;

  • алфавитом системы счисления;

  • правилами выполнения арифметических операций.

В основе правил арифметики лежат таблицы сложения и умножения однозначных чисел. Например, таблицы сложения и умножения для пятеричной системы счисления выглядят так:


Пятеричные таблицы

сложения

умножения


+

0

1

2

3

4



*

1

2

3

4

0

0

1

2

3

4



1

1

2

3

4

1

1

2

3

4

10



2

2

4

11

13

2

2

3

4

10

11



3

3

11

14

22

3

3

4

10

11

12



4

4

13

22

31

4

4

10

11

12

13








Аналогичные таблицы составляются для любой позиционной системы счисления. Пользуясь такими таблицами, можно выполнять действия над многозначными числами.

Пример. Выполнить действия в пятеричной системе счисления: 3425+235.

Выполним сложение.

Рассуждаем так: два плюс три равно 10 (по таблице); 0 пишем, 1 - в уме. Четыре плюс два равно 11 (по таблице), да еще один, 12. 2 пишем, 1 - в уме. Три и один равно 4 (по таблице). Результат - 4205.

Методическая разработка Системы счисления

  1. Практическая часть.

Задачи.

  1. Составьте таблицы сложения и умножения в троичной системе

счисления и выполните вычисления:

1) 123 + 223; 2) 2213 - 113;

4.2 Составьте таблицу сложения в восьмеричной системе счисления и

выполните вычисления:

1) 34568 + 2458; 2) 76318 - 4568;

4.3 Составьте таблицу сложения в шестнадцатеричной системе

счисления и выполните вычисления:

а) FFFF16 + 116;

б) 199616 + ВАВА16

4.4 Найдите среднее арифметическое следующих чисел:

а) 100101102, 11001002, 1100102;

б) 2268, 648, 628.

4.5. Восстановите неизвестные цифры, обозначенные знаком вопроса, в следующих примерах на сложение и вычитание, определив вначале, в какой системе счисления изображены числа.

а

+

­-) 5755 б) 1536

?327 ?42

?16?4 67?


4. Дополнительный раздел: «Занимательно и интересно!»

4.1 Заполните пропуски в предложении:

Первый портативный электронный калькулятор был выпущен американским филиалом японской фирмы __________________ в ______году. Он весил около килограмма и "знал" только четыре действия арифметики.

Для этого выполните:

Переведите числа в восьмеричную систему счисления:

1710

3710

1910

3610

Переведите числа в десятичную систему счисления:

1012

10102

1108

738

Зачеркните в таблицах те столбики, где не стоят числа, которые вы получили, выполняя задание, и прочитайте текст.

Ш

Т

А

Р

О

К

М

П

218

228

458

238

278

328

548

448


1

8

9

9

6

7

4

9

510

6410

5710

1010

7210

7410

6310

5910

4.2 Заполните пропущенные в клетках цифры.

Методическая разработка Системы счисления

4.3 Рисуем по точкам.

В таблице 1 приведены номер точки и ее координаты, записанные в двоичной системе счисления. Для каждой точки выполните перевод ее координат в десятичную систему счисления и отметьте точку на координатной плоскости. Правильно сделав перевод и соединив последовательно все точки, вы получите некоторый рисунок. Рисунок изобразите в рабочей тетради.

Таблица 1


№ точки

Координаты точки

(X;Y)

X

Y


1

1002

102


2

1012

1012


3

12

1012


4

112

10102


5

1002

10102


6

112

1102


7

1012

1102


8

1102

1012 + 1002


9

1112

10012


10

1102

1102


11

1002 * 102

1102


12

10002

1012


13

1102

1012


14

1012

102


4.4 Рождение цветка.

Понаблюдаем за рождением цветка: сначала появился один листочек, затем второй… И вот распустился бутон. Постепенно подрастая, цветок показывает нам некоторое двоичное число. Если вы до конца проследите за ростом цветка, то узнаете, сколько дней ему понадобилось, чтобы вырасти.

Методическая разработка Системы счисления

Ответ: ______________

4.5 Русская поговорка.

Здесь зашифрована известная русская поговорка. Прочитайте ее, двигаясь с помощью двоичных цифр в определенной последовательности.

Методическая разработка Системы счисления

Ответ: ____________________________________________





















Приложение 1.

Самостоятельная работа № 1.

ВАРИАНТ № 1

  1. Используя таблицу кодировки, расшифруйте приведенное слово: 1112 11012 01002 10102 112 10112

Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Ь

Ш

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ: _____________

  1. Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.

Ответ: _____________


ВАРИАНТ № 2

  1. Используя таблицу кодировки, расшифруйте приведенное слово: 10112 11112 01002 10102 11102

Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Ь

С

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ: ___________

  1. Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.

Ответ: ___________


ВАРИАНТ № 3

  1. Используя таблицу кодировки, расшифруйте приведенное слово: 10002 01002 1012 10112

Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Ь

Ш

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ: ____________

  1. Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.

Ответ: _____________


ВАРИАНТ № 4

  1. Используя таблицу кодировки, расшифруйте приведенное слово: 00102 10112 10002 11102 12

Буква

А

В

Д

Е

Ж

И

К

Л

М

Н

О

П

Р

Ь

Ш

10-тичный код

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ: ______________

  1. Из таблицы составьте свое слово (3-4 буквы) и получите его двоичный код.

Ответ: _____________

Приложение 2.

Самостоятельная работа №2

ВАРИАНТ 1

  1. Переведите из восьмеричной системы счисления в десятичную

  1. 250, 2022,

  2. 2757, 123.

  1. Определите десятичный эквивалент шестнадцатеричных чисел

  1. 113, 2ACF,

  2. 691, D306F.

ВАРИАНТ 2

  1. Переведите из восьмеричной системы счисления в десятичную

  1. 247, 2021,

  2. 2756, 122.

  1. Определите десятичный эквивалент шестнадцатеричных чисел

  1. 112, 2ACE,

  2. 690, D306E.

ВАРИАНТ 3

  1. Переведите из восьмеричной системы счисления в десятичную

  1. 246, 2020,

  2. 2755, 121.

  1. Определите десятичный эквивалент шестнадцатеричных чисел

  1. 111, 2ACD,

  2. 68F, D306D.





Ответы.


Ответы к разделу 2.

2.1 а) 1*102+2*101+5*100

б) 1*82+2*81+5*80

2.2 а) 2*104+5*103+3*102+4*101+1*100

б) 2*84+5*83+3*82+4*81+1*80

2.3 а) 310 б) 1510

в) 510 г) 1010

2.4 а) 10002 б) 101012

в) 11111112 г) 1011112

2.5 а) 10110 б) 8410

в) 7110 г) 10610

Ответы к разделу 3.

3.1 а) 1011102 б) 1000102

в) 11010112 г) 10111112

3.2 а) F716 б) 1278

в) 4710 г) 8F16

3.3 a) 11001112 б) 20410

в) 348 г) 1DC116

3.4 а) 11210 б) 8610

в) 97410 г) 34210

д) 20110

Ответы к разделу 4.

4.1 а) 1113; б) 2103;

4.2 а) 37238; б) 71538;

4.3 а) 1000016; б) D45016;

4.4 а) 10010 б) 10010

Ответы к разделу 5.

5.1 ШАРП 1969

5.2 а) 33410 б) 8310 в) 68310

5.4 145 дней.

Ответы к самостоятельной работе №1

Вариант 1. Кредо.

Вариант 2. Осень

Вариант 3. Лето

Вариант 4. Волга






















ЛИТЕРАТУРА:


  1. И.Семакин «Информатика. Базовый курс 9-11» - М: 2009

  2. Н. Угринович «Практикум по информатике и информационным технологиям»: -М: Лаборатория Базовых знаний.2011

  3. И.А.Иванова Информатика. 10 класс: Практикум. : Лицей, 2009

  4. rusedu.ru/detail_1416.html

  5. informatika.na.by

  6. festival.1september.ru/articles/411324/

  7. rusedu.ru/detail_1457.html

  8. infoschool.narod.ru/lesson.htm


© 2010-2022