Статья на тему «Системно-деятельностный подход при изучении информатики в условиях ФГОС ООО»

Раздел Информатика
Класс 9 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Воронежская область

Репьевский район

МКОУ Краснолипьевская СОШ







Выступление на заседании районного методического объединения на тему:

«Системно-деятельностный подход

при изучении информатики в условиях ФГОС ООО»

Выполнила:

учитель информатики Зубцова Н.И., первая КК.



2015 г.

«Великая цель образования это не знания, а действия»

Г.Спенсер

Современная школа стремительно меняется, пытаясь идти в ногу со временем, соответствовать изменениям в обществе, ускорению темпов его развития.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, быть ответственными за свою судьбу.

Неслучайно на смену лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришел лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Сегодня важно не столько дать ребенку большой багаж знаний, сколько вооружить таким важным умением, как умение учиться.

ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход в обучении базируется в первую очередь на соответствии деятельности учеников их индивидуальным возможностям, способностям и возрасту. Системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося). Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше знаний и навыков, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие.

Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности, вооружить умениями:

✓ ставить цели;

✓ решать задачи;

✓ отвечать за результаты.

Опыт работы учителей начальных классов по системе развивающего обучения Л. В. Занкова выявил результативность обучения детей в условиях новых образовательных стандартов. Дети становились более инициативными, стремящимися свободно выражать свои мысли, умеющими слушать собеседника, распределять роли при работе в группах, способными рассуждать и обосновывать свои ответы, доказывать, аргументировать, обобщать, делать выводы. На уроках создавались комфортные условия, необходимые для развития самостоятельности, способности к самоорганизации и самореализации.

Великий педагог Антон Семенович Макаренко в своих трудах не противопоставлял воспитание и развитие детей, а рассматривал их в единстве, и главной задачей педагога считал не воздействие на ребенка, а содействие его развитию, стимулирование верного направления этого развития с целью раскрытия сил и способностей каждой личности.

В своей практической работе и теоретических обобщениях А. С. Макаренко исходил из того непреложного закона, что «только в процессе деятельности детей - учебной, трудовой, бытовой, игровой, творческой в результате упражнения вовлеченных в нее естественных сил детей происходит развитие этих сил. И вместе с тем, образование соответствующих содержанию и характеру деятельности знаний, умений, навыков, привычек, взглядов, формирование личности в целом».

Выпускника современной школы должно отличать следующее: готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, проявлять инициативу Задача школы - не дать объем знаний, а научить учиться - УЧИТЬ СЕБЯ. Не давать «готовое» знание своим ученикам, а создать ситуацию поиска. Все знания, умения и навыки, приобретаемые учащимися в учебном процессе, складываются в систему универсальных учебных действий.

Своеобразие и значение такой учебной деятельности в том, что ребенок изменяет сам себя. Это означает, что школьник не равнодушен к той деятельности, которой занимается, осознает важность получения знаний, умеет ставить проблемные вопросы и находить пути для их решения, анализирует свою деятельность, оценивает успехи, определяет причины ошибок и неудач. Это возможно, если у школьника формируется НАВЫК учебной деятельности, если процесс обучения делает школьника ее субъектом, то есть его учат учить себя (учить+ся), осознавать личную ответственность за результаты обучения, владеть умениями самообучения и саморазвития.

Системно-деятельностный подход особенно актуален в современном курсе предмета «Информатика и ИКТ». Пропедевтический курс информатики по программе Л.Л.Босовой (5-7 класс) формирует необходимые учебно-познавательные умения и навыки при работе с информацией, освоение основ ИКТ.

Средства обучения для учащихся (учебники, рабочие тетради) и учителей (книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др.), электронные цифровые ресурсы способствуют формированию деятельностного подхода в освоении предмета, готовят прочный фундамент при изучении базового курса информатики.

Хороший учебник тот, который учит учиться: в нем легко ориентироваться. Разноуровневый дидактический материал в рабочих тетрадях по предмету позволяет выполнить различные задания, способствует закреплению новых знаний, вырабатывает навыки для развития универсальных учебных действий: понимать и решать учебную задачу; анализировать, сравнивать и классифицировать; работать с различными информационными моделями; осуществлять контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.

Китайская пословица гласит:

«Расскажи - и я забуду,

Покажи - и я запомню,

Дай попробовать - и я пойму.»

Системно-деятельностный подход формирует систему знаний по предмету. Новые знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в процессе учебного исследования под руководством учителя.

Собственная учебная деятельность школьников - важная составляющая системно-деятельностного подхода. Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств. Какова деятельность - такова и личность. Вне деятельности нет личности.

Усвоение происходит только через собственную деятельность, но она сама должна быть сформирована, а, следовательно, и организована:

✓ как организовать учебную деятельность учащихся;

✓ как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение;

✓ какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке;

✓ какие методы и средства обучения выбрать;

✓ как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций;

Эти задачи, стоят перед каждым учителем, заинтересованном в успешном обучении каждого ученика, применении системно-деятельностного подхода.

В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система, включающая в себя три неразрывных компонента: мотивы, цели, действия. Согласно главному принципу системно-деятельностного подхода ученик должен получать знания не в готовом виде, а добывать их сам, при этом происходит осознание содержания и формы своей учебной деятельности, учащийся понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.

Что же нужно для реализации системно-деятельностного подхода в преподавании информатики? Конечно изменение роли учителя в образовательном процессе

✓ учитель не столько главный носитель информации, сколько организатор деятельности, консультант, человек создающий условия для работы, партнер в образовательном процессе;

✓ учитель - координатор деятельности, задача учителя усложняется тем, что он обобщает сказанное детьми, находит выход из тупиковой ситуации;

✓ главная задача учителя - стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощрять и поддерживать минимальные успехи;

✓ необходимо стремиться сохранять на уроке стиль, тон отношений, создающие атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

Осуществить переход от репродуктивного способа обучения к деятельности, в которой ключевой компетентностью является формирование и развитие у человека основ теоретического мышления. Развитию способности находить нужное решение, уметь действовать в нестандартных ситуациях, так как основной целью системно-деятельностного подхода в обучении является - научить не знаниям, а работе, действиям по достижению результата, поиску затруднений, их преодолению, исправлению ошибок и корректировке неточностей.

Исследования ученых показали, что человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит, 50-70% того, что слышит и видит, 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании и преодолении проблем и затруднений. Лишь при активном участии учащегося в практической деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он хорошо понимает, запоминает и усваивает материал. Реализация системно-деятельностного подхода способствует повышению качества образования, готовит учащихся к жизни и профессиональной деятельности в современной информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий обучения.

Системно-деятельностный подход включает в себя базовые образовательные технологии:

1) обучение на основе «проблемных ситуаций»;

2) проектная деятельность;

3) уровневая дифференциация;

4) информационно-коммуникационные технологии.

Система дидактических принципов

технологии деятельностного метода:

➢ Принцип деятельности- учащийся не получает готовое знание, а добывает его сам в результате собственной деятельности ( является не объектом, а субъектом деятельности). Формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

➢ Принцип непрерывности - преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики.

➢ Принцип минимакса - предполагает выделение двух уровней - максимального, который определяется зоной ближайшего развития детей, и необходимого минимума, т.е. государственного стандарта знаний.

Слабый ученик ограничится минимумом, а сильный - возьмёт всё и пойдёт дальше. Все остальные в соответствии со своими способностями и возможностями сами определят свой уровень по своему возможному максимуму. Соответственно работа на уроках ведётся на высоком уровне трудности.

➢ Принцип целостного представления о мире -содержание образования должно отражать язык и структуру научного знания, изучать явления не разрозненно, а во взаимной связи. Речь идёт не просто о формировании научной картины мира, но и о личностном отношении учащихся к полученным знаниям, а также об умении применять их в своей практической деятельности.

➢ Принцип психологической комфортности - означает исключение всех стрессовых факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке спокойной, доброжелательной атмосферы. Изменение роли ученика влечёт за собой изменение роли учителя. Во время учебного процесса необходима спокойная, доброжелательная обстановка, в которой способности каждого смогут проявиться как можно полнее.

➢ Принцип вариативности - развитие у учащихся вариативного мышления, т.е. способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта, что снимает у учащихся страх перед ошибкой, учит воспринимать неудачу не как трагедию, а как сигнал для её исправления.

➢ Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности школьников, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности. Речь здесь идёт не только о «придумывании» заданий по аналогии, а формирование у учащихся способности самостоятельно находить решение не встречавшихся раньше задач, самостоятельное «открытие» ими новых способов действия. Решение творческих задач способствует быстрому развитию творческих способностей.

➢ Принцип оценивания - в традиционной модели требования предъявляются к результату, оценка и отметка практически не разводятся и оценка дается только учителем на основе его знаний и опыта. В развивающей образовательной системе наблюдается трехуровневый подход оцениванию: обязательный минимум - программные требования - индивидуальный максимум.

Системно-деятельностный метод обеспечивает системное включение ребёнка в процесс самостоятельного построения им нового знания.

Ещё А. Дистервег в ХIХ веке писал:

«Сведений науки не надо сообщать учащемуся,

но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил,

самостоятельно ими овладевал»

"Чтобы быть хорошим

преподавателем, нужно любить то,

что преподаешь, и любить тех,

кому преподаешь."

Ключевский В.

Список использованных источников

1. Сухов В.П. Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников. - СПб.: РГПУ им. А.И.Герцена, 2004.

2. Леонтьев А.А. Что такое деятельностный подход в образовании. Педагогика, 2010.

3. Деятельностно - ориентированный подход к образованию //Управление школой. Газета Изд. дома «Первое сентября».- 2011.-№9.-С.14-15.

4. Кудрявцева, Н.Г. Системно - деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4.-С.13-27.

© 2010-2022