Статья по информатике на тему: Особенности дистанционного обучения в педагогических вузах

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Особенности дистанционного обучения в педагогических вузах.

На данный момент две формы наиболее актуальны - это традиционная и дистанционная. С традиционной мы уже хорошо знакомы, а вот с дистанционной познакомимся по ближе.

Включите компьютер - вот Вы уже на лекции. Это не фантастика, а лишь одна из многих возможностей дистанционного обучения. Сегодня общаться с преподавателем, получать знания, сдавать экзамены можно не выходя из дома. Теперь не выходя из дома можно получить диплом государственного образца.

Дадим историческую справку о дистанционном обучении и его видах.

Дистанционное обучение (ДО) - взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Прообразом ДО можно считать «корреспондентское обучение», которое появилось в Европе в конце XVIII века - все материалы учащиеся получали по почте, вели с педагогами переписку, а экзамены сдавали доверенному лицу. Дистанционное обучение в современном виде появилось уже позже - в середине прошлого века. Первый университет, специализирующийся на ДО, был открыт в 1969г. в Великобритании.

При дистанционном обучении используются различные технологии, которые зачастую комбинируются. Это кейс-технология (на основе бумажных носителей), телевизионно-спутниковая (используется меньше всего из-за малой интерактивности и дороговизны) и сетевая (интернет-обучение).

Пожалуй, самой распространённой и популярной технологией является сетевая, которая предполагает различные формы проведения занятий:

Бондаренко Л.В.

- Чат-занятия - проводятся синхронно, то есть все ученики имеют доступ в чат в одно и то же время;

- Веб-занятия - для них используются специализированные образовательные веб-форумы, которые работают с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой. От чат-занятий отличаются большей длительностью работы и асинхронным взаимодействием учеников и педагогов.

- Телеконференции - проводятся на основе списков рассылки с использованием электронной почты.

Дистанционное обучение - как форма обучения удобная и полезная, она позволяет учиться, не вставая из-за компьютера, экономит время. Однако, в полезности и необходимости дистанционного обучения стоит разобраться детально. Дистанционное обучение как форма обучения обладает достоинствами и недостатками. Отметим их.

Достоинства ДО:

- Индивидуальный темп обучения

- Свобода и гибкость графика обучения

- Доступность образования вне зависимости от географического положения

- Мобильность обучения

- Технологичность, использование новейших технологий

- Возможность для творчества

Недостатки ДО:

- Отсутствие вербального общения между обучающимся и преподавателем

- Исключение влияния индивидуального подхода

- Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий, например, жёсткой самодисциплины

- Необходимость доступа к «всемирной паутине»

Бондаренко Л.В.

- Зачастую, отсутствие возможности изложить свои знания в словесной форме, превалирующее влияние письменной основы обучения

- Нехватка детально разработанных учебных программ и курсов

- Отсутствие постоянного контроля над учеником

- Недостаток практических знаний

Дистанционная форма обучения в большей степени подходит для получения образования в области фундаментальных наук, гуманитарных специальностей или технологий. Технические специальности, по сравнению с гуманитарными, пользуются меньшим спросом при такой форме обучения, так как освоение их требует проведения большого количества практических и лабораторных работ.

Использование в рамках дистанционного обучения современных телекоммуникационных сетей позволяет сегодня говорить о необходимости создания особой дидактики и специальной методологии, в том числе, в сфере подготовки будущих учителей.

В ходе анализа опыта, накопленного в предшествующие годы, уставлено, что в настоящее время процесс подготовки будущего учителя и других специалистов психолого-педагогического профиля по дистанционной форме обучения отличается от подготовки по традиционной форме обучения.

Для студентов при изучении математики, особенно на начальных этапах усвоения учебного материала, структура изучаемых математических объектов и их существенные связи не всегда выступают за знаками и символами, выраженными в буквенно-цифровой и графической форме. Даже при наличии развитого фиксированного алфавита в использовании знаково-символических средств, правил обращения с ним, оперирования и перевода процесс в другие знаковые системы обучения математике объективно может привести к формализму в овладении знаниями. Преодоление формализма в усвоении содержания математических объектов представляет серьезную и далеко не

Бондаренко Л.В.

решенную проблему в дидактике математики. При ДО проблему формализма решить практически не возможно.

Для педагогического вуза в системе дистанционного обучения очень большой недостаток - это отсутствие общения. Ведь для будущего педагога самое важное уметь правильно передать суть и метод решения определенного материала, уметь общаться с аудиторией, да и опыт через интернет вряд ли передашь в полной мере. Как рассказать школьнику, что большая теорема Ферма, над которой триста лет трудились лучшие умы человечества, доказана А.Вайлсом в 1995 г., а трисекция угла и квадратура круга невозможны с помощью циркуля и линейки? Как наиболее эффективно развить мыслительные операции ученика (логику, анализ, синтез, обобщение, конкретизации, аналогии и т.п.) в процессе обучения математике, которая объективно должна являться самым мощным развивающим средством (и чего не наблюдается в настоящее время)? Как должна быть отражена в обучении математике ее роль в жизнедеятельности общества и в развитии других наук, в том числе в обосновании космических полетов и безопасности воздушных перевозок? Как показать, что физика - мощный поддерживающий компонент жизнедеятельности и мировоззрения, который без знания и использования математики есть просто наблюдение и эксперимент, а психология без использования статистических методов обработки и анализа экспериментальных данных и моделирования психических процессов есть тенденция к внешней феноменологии и эмпиризму без вскрытия внутренних, сущностных механизмов психических процессов?

Будущий учитель математики должен не только освещать подобные вопросы, но и владеть особой структурой профессиональных умений и навыков оперирования с математическими объектами. И все это чаще всего мы перенимаем у преподавателя «наставника». В ходе ведения урока мы наглядно учимся у него правильно вести урок.

Бондаренко Л.В.

Также будущему педагогу-математику необходимо с каждой новой темой повышать свой уровень «ЗУНов». Ведь учитель не должен решать по «шаблону», надо уметь применять различные теоремы для упрощения решения. ДО наоборот предоставляет материал, в котором содержатся примеры и тестовые технологии где учащийся должен лишь поставить ответ. Отсюда можно выявить еще один недостаток ДО - невозможно определить как студент решал ту или иную задачу и какими теоремами пользовался. Для технического вуза тоже существует определенные недостатки такие как:

- отсутствие лабораторных работ

- ограниченное практическое содержание тоже неполное.

Конечно, сейчас стараются все недостатки ДО либо перевести в ряды достатков, либо сделать незначительней их как недостатки.

Каждый сам выбирает, каким образом получать образование, юридически дипломы, полученные в результате традиционного очного и дистанционного образования, равны. Но, тем не менее, вряд ли ДО когда-нибудь заменит очную форму обучения, хотя они прекрасно друг друга дополняют.

Первое образование стоит получать дистанционно только в том случае, если по каким-то причинам (пространственным, временным) вам недоступен традиционный вариант обучения. А вот что касается продолжения образования(повышение квалификации, второго образования и т.д.), то здесь дистанционные формы актуальны.

Список литературы.

  1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение./ А.А. Андреев. - М.: Изд-во ВУ, 1997.-192 с.

  2. Андреев А.А. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация./ А.А. Андреев, В.И. Солдаткин. - М.: Изд-во НИИДО, 1999.-146 с.


© 2010-2022