- Преподавателю
- Информатика
- Статья на тему Применение презентации на уроках истории
Статья на тему Применение презентации на уроках истории
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Бадыназын Р.Х. |
Дата | 18.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
РОЛЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ.
Руфина Хулер-ооловна Бадыназын, учитель истории,
Баян-Колской СОШ Кызылского кожууна.
Современный учитель стремится к тому, чтобы выявить индивидуальные способности учащихся, их способность мыслить глубоко, оригинально, свободно и эмоционально.
Философ Ральф Уолд Эмерсон (1803-1882) писал: «Учитель - человек, который может делать трудные вещи лёгкими». Использование ИКТ на своих уроках, а именно презентаций помогают мне трудные вещи делать лёгкими.
Презента́ция (от лат. praesento - представление) - документ или комплект документов, предназначенный для представления чего-либо (организации, проекта, продукта и т.п.). Цель презентации - донести до целевой аудитории полноценную информацию об объекте презентации в удобной форме. Прежде чем начать создавать презентацию, будь то целый урок или фрагмент, задаю себе вопросы: «Зачем?» и «Для кого?». Действительно ли задачи урока можно решить только с помощью презентации или можно использовать другие средства? А еще ответ на эти вопросы позволяет подобрать соответствующее ситуации, наполнение и дизайн этапа урока. К примеру, если это тест, чтобы проверить быстро домашнее задание, то я использую картинки, здесь и всегда уместить, а если это игра - то наоборот, яркость не помешает (в умеренных дозах), и можно использовать.
Под компьютерной презентацией понимается логически связанная последовательность слайдов, объединенная одной тематикой и общими принципами оформления, используемая на уроке учителем и требующая его комментариев и дополнений.
Не навреди!- мой принцип. ЧУВСТВО МЕРЫ. Должно быть во всем-это главное. Если всего в меру: и материала в презентации, и самой презентации на уроке - она может быть эффективнейшим средством обучения.
Использование презентаций на уроке.
Презентации - важный и чрезвычайно полезный элемент цифровых образовательных ресурсов, поскольку учитель может не только продемонстрировать содержательный материал по изучаемой теме, но формировать определенную логику мышления, так как все презентации строятся по одной и той же логической схеме:
1. Первый слайд - это всегда заголовок презентации.
2. Второй слайд - определение термина или общее пояснение к теме.
3. Несколько слайдов посвящаются иллюстрациям, примерам, применению объекта изучения, то есть выделению его наиболее ярких особенностей.
4. Последний слайд - итог, то есть выделяется то главное, что должно быть понято и должно остаться в памяти учащихся.
Что же нового дает использование компьютерных презентаций на уроке для меня?
Во-первых, удобство демонстрации: соединяются в одной презентации все ТСО: видео, таблица, магнитофон, диаграммы; использование других программ.
Во-вторых, методические преимущества: возможность остановить, детально рассмотреть зрительный ряд, вернуться к предыдущим слайдом, компьютер выступает в роли доброжелательного, терпеливого собеседника.
В-третьих, решение дидактических задач, значительно активизирует мнемонические центры личности?, что приводит к прочности быстрому усвоения материала повышается заинтересованность, развиваются коммуникативный потенциал личности; создаются психологические и дидактические предпосылки активной речевой деятельности учащихся, а увлеченность, радость, вызываемые процессом учения и его результатом, придают новые силы, сообщают деятельности высокую энергию.
Конечно, практически все указанные преимущества можно обеспечить и без презентации, а с помощью обычной доски. Однако при этом информация все равно не будет столь наглядной, на изображение схем, рисунков и графиков уйдет значительно больше времени, а, кроме того, записи могут быть непонятны из-за почерка. Таким образом, преимущества презентаций - это наглядность, удобство и быстрота. Презентации бывают различны.
Какими презентациями я пользуюсь?
1. Классическая презентация
Содержание классической презентации служит наглядным видеорядом, позволяющим оживить ход лекции и организовать в ходе ее обсуждение тех, или иных проблем. Такой вид презентации позволяет сформировать у учащихся целостное представление об изучаемой эпохе (теме), систематизировать процесс усвоения материала. К тому же проведенные исследования показывают, что современные школьники слабо воспринимают информацию на слух. Использование зрительных образов стимулирует ассоциативную память учеников, помогает связать их с определенной эпохой (проблемой), выстроить логику изложения материала. К положительной стороне подобного предъявления учебного материала можно отнести высокую его концентрацию, особенно если на тему отводится небольшое количество часов. Важным является и то, что утомляемость учащихся в этом случае значительно ниже за счет включения различных органов восприятия.
Пример: презентация на тему: «Первые киевские князья»
2. Презентация для повторения и обобщения материала
Презентации данного типа состоят из набора заданий, которые постепенно подводят учащихся к решению учебной задачи урока и помогают повторить и обобщить материал изученной темы.
Учебная задача повторительно-обобщающего урока по теме:
1.Пример: Древняя Русь - «Лото»
В то же время презентации использую и при повторении, систематизации знаний, закреплении изученного материала.
2.Пример: «Северная война». Шум моря.
Что вы слышите? Почему использую этот слайд? Мы изучаем Северную войну, а она связана с Балтийским морем. Выдаю листы , где необходимо ответить на вопросы по Северной войне. Здесь я преследую систематизацию знаний, закрепление изученного материала. Презентация, как учебный материал, направлена на решение задач урока, а не на развлечение детей.
На уроке - презентации активная роль принадлежит учителю. Основа урока - это изложение материала, иллюстрированного рисунками, простыми и анимационными схемами, видеофильмами, объединенными вместе при помощи программы PowerPoint.
3.Пример: Невская битва
После просмотра этого фрагмента учащиеся легко отвечают на вопросы по данной теме и могут схематично на доске показать и рассказать об этом событии и заполнить таблицу
Дата
Место
Противоборствующие стороны
Исход битвы
Значение победы
3. Презентации при контроле знаний в форме теста и устного опроса. В последнем случае обучающийся рассказывает тему, пользуясь презентацией. Это формирует его информационную компетенцию, такую, как представление информации в форме устного изложения с использованием электронной презентации.
Пример: Картина « Ольга». Итог.
Пример:Тесты
4. Презентации на уроке для объяснения нового материала.
В такой презентации необходима обеспеченная должным образом мотивация учащихся перед работой с презентацией, чтобы они понимали, для чего это нужно. Учителем должны быть четко поставлены вопросы, ответы на которые учащиеся в ходе просмотра презентации должны найти. После такого просмотра, важно получить ответы на поставленные вопросы.
Пример: Древняя Греция(слайды по Греции, затем переход к теме урока)
Вывод:
1.Презентация обладает наглядностью и выразительностью, является прекрасным дидактическим и мотивационным средством, способствующим лучшему запоминанию учебного материала. При ее систематическом использовании возрастает продуктивность обучения.
2.Использование презентации обогащает объяснения учителя, делая их более доступным и запоминающимся. Такое сопровождение позволяет получать обучающимся информацию не только аудиально, но и визуально. Таким образом, понимание достигается не только посредством слова, но и зрительного образа. Такое использование одновременно нескольких каналов восприятия информации, усиливает обучающий эффект.
3. Кроме того, вместе с обеспечением наглядности презентация помогает упорядочить знания. Учащимся наглядно представляется логика изложения, ключевые понятия и их взаимосвязи.