Исследовательская работа Улучшение остроты зрения обучающихся с помощью компьютерных технологий

Целый день печатая на компьютере, а потом всматриваясь в монитор, чтобы прочитать написанное, мы даем огромную нагрузку на глаза. Вопрос о том, возможно ли восстановить зрение, которое испорчено неправильной работой на компьютере, является очень актуальным. Данная разработка посвящена исследованию изменений зрительных функций у обучающихся Магнитогорского технологического колледжа, являющихся ежедневными пользователями ПК, в результате использования лечебно-профилактической программы SafeEyes.  ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Исследовательская работа

УЛУЧШЕНИЕ ОСТРОТЫ ЗРЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


Автор:

Алексеева Оксана Павловна,

преподаватель информатики

ГБОУ ПОО МТК им. В.П.Омельченко

ОГЛАВЛЕНИЕ:


Введение 3

1. Основная часть 6

1.1. Отличие восприятия изображения человеческим глазом с монитора компьютера от напечатанного текста 6

1.2. Симптомы «зрительного утомления» 7

2.2 Экспериментальные данные после использования
профилактической компьютерной программы SAFE EYES 15

заключение 17

Приложение Б 23



Введение

Актуальность проблемы. Глаза - зеркало души и наша связь с внешним миром, ведь до 90% информации мы получаем, благодаря им. Ежедневная работа за компьютером, просмотр телевизора, искусственное освещение влияют на здоровье наших глаз.

Плохое зрение - это рок нашего века, так как большинство из нас проводит много времени перед монитором. Вопрос о том, возможно ли восстановить зрение, которое испорчено неправильной работой на компьютере, является очень актуальным. Целый день печатая на компьютере, а потом всматриваясь в монитор, чтобы прочитать написанное, мы даем огромную нагрузку на глаза. Также плохое влияние на зрение оказывает неправильно выбранный цвет, шрифт, неправильная организация рабочего места. Программа для улучшения зрения поможет решить эти проблемы.

В современном мире трудно представить рабочее место без компьютера. Но зрительный аппарат человека плохо приспособлен к работе с монитором, ведь изображения на нем - это не непрерывные линии, как на бумаге, а множество точек, светящихся и мерцающих. В офтальмологии даже появился новый термин - компьютерный зрительный синдром. Перечислим его основные симптомы:

  • быстрое утомление глаз;

  • снижение остроты зрения и двоение предметов;

  • замедленная фокусировка при переводе взгляда с ближних предметов на дальние и обратно;

  • боли, жжение в глазах;

  • ощущение "песка" под веками;

  • покраснение и слезотечение.

Но компьютер не только доставляет проблемы для зрения, но и помогает решить некоторые из них. Существуют компьютерные программы, способствующие улучшению, сохранению и исправлению зрения: Anti-EyeStrain, Eyes Keeper, Ocular, SafeEyes, Окулист, КАПБИС, MNEMOVISION, Пакет программ НИИ Медико-экологических проблем зрения, Eyes, Macular mapping test и др.

Наше исследование направлено на выявление изменений зрительных функций у студентов Магнитогорского технологического колледжа, являющихся ежедневными пользователями ПК, в результате использования лечебно-профилактической программы Safe Eyes.

Таким образом, мы определились с темой нашей исследовательской работы: «Улучшение остроты зрения с помощью компьютерных технологий».

Цель данной работы: исследовать и разработать способ снятия зрительного утомления у обучающихся МТК, занятых зрительно-напряженной работой за компьютерами.

Объект исследования - обучающиеся Магнитогорского технологического колледжа, занятых зрительно-напряженной работой за компьютерам.

Предмет исследования - потребность респондентов в снятии зрительного утомления при длительной работе за компьютером и условия реализации этой потребности в системе образования.

Исходя из цели работы, были поставлены следующие задачи:

  1. Изучение источников информации по данной теме.

  2. Определение актуальности, выбор темы, постановка целей, задач, предмета и объекта исследования.

  3. Выбор методов исследования.

  4. Анализ собранных статей и эмпирических материалов.

  5. Обобщение и выводы по теме исследования.

  6. Составление рекомендаций по практическому применению результатов исследования.

  7. Подготовка презентации и доклада для защиты творческой исследовательской работы.

При написании данной работы мы использовали нормативно-правовых акты, труды таких ученых, как Ананин В.В., Ананин В.Ф., Аветисов Э.С., Дашевский А.И., Демирчоглян Г.Г., Клюев А.М., Ковалевский Е.И., статьи, в которых представлены разные точки зрения по вопросу улучшения зрения среди обучающихся.

Структура работы соответствует поставленной цели, задачам и состоит из введения, двух глав, каждая из которых содержит три параграфа, и заключения.

В первой главе нами подробно дана характеристика симптомов «зрительного утомления», основных положений программы SAFE EYES.

Во второй главе приведены результаты эксперимента по внедрению и использованию программы SAFE EYES обучающимися колледжа.

В ходе выполнения работы применялись следующие методы исследования:

  • анализ литературы по теме исследования,

  • медицинские результаты проверки остроты зрения,

  • исследование причинно-следственных связей.

Практическая значимость заключается в следующем:

  1. На основе программного средства SAFE EYES внедрить компьютерную программу релаксации для снятия зрительного утомления студентов во время физкультминутки на уроках с использованием ИКТ.

  2. Провести эксперимент, с использованием лечебно-профилактического программного средства SAFE EYES.

  3. Сделать выводы о возможности использования программы релаксации для снятия зрительного утомления у студентов во время учебных занятий с применением ИКТ.


1. Основная часть

1.1. Отличие восприятия изображения человеческим глазом с монитора компьютера от напечатанного текста

Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, в XXI веке оказалось мало приспособлено к работе с компьютерным изображением. Картинка экрана отличается от естественной тем, что она самосветящаяся, а не отраженная. Зрительная нагрузка существенно возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана монитора на клавиатуру и бумажный текст. Зачастую невозможность правильно и рационально организовать рабочее место (блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана) усугубляют ситуацию.

Наибольшее общее утомление вызывает работа в диалоговом режиме. Особую нагрузку на зрение представляет собой компьютерная графика - выполнение и корректирование рабочих чертежей с помощью ПК. В группе риска «компьютерного синдрома» - активные пользователи персональных компьютеров в возрасте от 15 до 45 лет [7].

Мы часто думаем, что неприятности коснутся кого угодно, но только не нас. И так часто ошибаемся, жалея о том, что повернуть время вспять уже практически невозможно. Компьютерный синдром зрения в той или иной форме наблюдается у всех пользователей компьютеров. Его симптомы знакомы практически каждому, кто проводит за монитором более 4-5 часов в день.

Зрение человека, сформированное в ходе длительной эволюции, оказалось мало приспособлено к зрительной работе с компьютерным изображением.

Экранное изображение отличается от естественного тем, что оно:

  • самосветящееся, а не отражённое;

  • имеет значительно меньший контраст, который ещё больше уменьшается за счёт внешнего освещения;

  • не непрерывное, а состоит из дискретных точек - пикселей;

  • мерцающее (мелькающее), т. е. точки с определённой частотой зажигаются и гаснут; чем меньше частота мельканий, тем меньше точность установки аккомодации;

  • не имеет чётких границ (как на бумаге), потому что пиксель имеет не ступенчатый, а плавный перепад яркости с фоном.

Зрительная нагрузка возрастает из-за необходимости постоянного перемещения взора с экрана на клавиатуру и бумажный текст [5]. Невозможность правильно и рационально организовать рабочее место пользователя (блики на экране монитора от внешних источников, неправильное расстояние от глаз до экрана, неудачный выбор цветов, чрезмерно большая яркость экрана) усугубляют ситуацию. Кроме того, статичная поза во время работы, повторяющиеся движения и нерациональная организация рабочего места могут приводить к возникновению расстройств скелетно-мышечной системы пользователя ПК, которые сопровождаются многочисленными симптомами [4]. При шейном остеохондрозе возникают головные боли, чувство выпирания глазного яблока, пульсирующие боли в глазах, затуманивание зрения, «летающие мушки» и радужные круги.

Как известно, предупредить - легче, чем лечить. И хотя справедливость этой фразы на словах подтверждают все, профилактикой занимаются только действительно озабоченные состоянием своего здоровья люди.


1.2. Симптомы «зрительного утомления»

Широкое распространение компьютеров в мире вызвало целый ряд жалоб на здоровье пользователей ПК, и наибольшее их количество приходится на заболевания глаз. С недавних пор в офтальмологической и оптометрической литературе утвердился термин «компьютерный зрительный синдром» (computer vision syndrome).

Жалобы людей, проводящих большую часть рабочего времени за экраном монитора, можно разделить на две группы: «зрительные» и «глазные» [1].

К первым относятся:

  • затуманивание зрения (снижение остроты зрения);

  • замедленная перефокусировка с ближних предметов на дальние и обратно (нарушение аккомодации);

  • двоение предметов;

  • быстрое утомление при чтении.

Ко вторым:

  • спазм аккомодации (сбой автофокусировки);

  • жжение в глазах;

  • чувство «песка» под веками;

  • боли в области глазниц и лба;

  • боли при движении глаз;

  • покраснение глазных яблок.

Исследование зрительных функций у лиц, в течение нескольких лет работавших за экранами ПК, выявило снижение объёма аккомодации по сравнению с возрастной нормой и большую частоту близорукости по сравнению с людьми того же возраста, не связанных с компьютером. У лиц, предъявлявших вышеописанные жалобы, все эти изменения были выражены более резко [2].

Исследование влияния самой работы с дисплеем на зрение показало, что за рабочую смену происходит уменьшение объёма аккомодации, и у некоторых пользователей развивается временная (так называемая ложная) близорукость. Происходят также сдвиги мышечного равновесия глаз, снижение контрастной чувствительности зрения и другие функциональные нарушения.

Но при всём при этом актуальность проблем здоровья у лиц, проводящих большую часть времени за ПК практически не изменилась [9].

Попробуем посмотреть на проблему здоровья пользователя ПК с несколько иной точки зрения. Мы говорим, что человеческий организм - единая саморегулирующаяся энергетическая система. Все процессы, протекающие в организме, требуют энергетических затрат. Поддержание глаз, органа зрения в рабочем состоянии при работе с компьютером тоже требуют больших затрат энергии [1]. Почему? И хотя мы перечисляли эти причины, всё-таки повторим их ещё раз. Изображение у ПК отличается от бумажного - оно светящееся на светящемся фоне, оно пиксельное - точечное, мерцающее и т. д. Поэтому считывание такого сигнала для органа зрения - это очень напряжённый (даже стрессовый) режим работы, требующий значительного расхода дополнительной энергии для поддержания его в рабочем состоянии [11]. А смена режимов работы: светящийся монитор - клавиатура - документы, это дополнительная нагрузка, также требующая дополнительных энергозатрат. Особенно сильно проявляется это воздействие на детей.

Где же взять эту дополнительную энергию для поддержания органа зрения в рабочем состоянии?

Так как организм система саморегулируемая, то дополнительная энергия для поддержания органа зрения идёт за счёт перераспределения, оттока её от других органов или процессов в организме.

Поэтому при длительном общении с ПК по принципу «где тонко, там и рвётся» страдают, прежде всего, органы и процессы организма потенциально ослабленные, т.е. с недостающей энергетикой, другими словами больные или находящиеся в пограничном состоянии «здоровье - нездоровье» [5].

Конечно же, в современной жизни без компьютера уже не обойтись. Но как из «неизбежного зла» превратить его в действительно полезного помощника?

Рекомендации большинства врачей сводятся в основном к ограничению времени работы за компьютером, обязательные паузы во время работы и пр. Конечно, всё это правильно, но иногда совершенно неосуществимо.

По нашему мнению профилактика должна идти по трём направлениям: с одной стороны, следует усовершенствовать сами средства отображения информации, то есть приближать экранное изображение к естественному, с другой стороны правильно организовывать труд оператора ПК, и с третьей - приспосабливать орган зрения к оптимальному восприятию изображения на экране.

  • Первый путь предусматривает оптимизацию в существующих мониторах всех параметров изображения.

  • Не меньшее значение имеет правильная организация рабочего места и рациональный режим работы оператора. В специальных исследованиях были обоснованы временные нормы работы с ПК, которые вошли в правила СанПиН 2.2.2.542-96 [12]. Cформированы основные требования чередования видов работ для разных категорий пользователей и разных их возрастов. Особенно важно соблюдение правил для детей и подростков, когда формирование рефракции ещё не сложилось и чрезмерная нагрузка может приводить к развитию близорукости.

  • Остаётся актуальным и третий путь - приспособление глаза к компьютеру. Основной мерой является рациональная оптическая коррекция. Предлагают специальные компьютерные программы, способные снизить спазм аккомодации.

Сегодня спазм аккомодации можно лечить не только закапыванием капель, расширяющих зрачок и упражнениями для глаз, но и использовать специальные компьютерные программы, разработанные для снятия зрительного напряжения, различные виды лазеро-, магнито- и электростимуляции. Очень полезно два раза в год проходить курс общего массажа с акцентом на шейно-воротниковую зону. В питание ребенка должны быть включены продукты, богатые витаминами и микроэлементами.

Таким образом, можно сказать, что к концу столетия мы столкнулись с новой и всё более частой формой глазной патологии - Компьютерным Зрительным Синдромом [11]. Она, в свою очередь, является разновидностью реакции органа зрения на избыточную нагрузку - профессиональной офтальмопатии. Разработка технических и медицинских мер профилактики этой патологии является важнейшей задачей современной науки.

Вредное влияние компьютеров на зрение было замечено ещё при их появлении. Глаза уставали уже через несколько часов сидения за монитором, краснели и слезились. После слёз наступала головная боль. А потом чрезмерное длительное компьютерное бдение резко ухудшало зрение: те, кто уже страдал близорукостью, астигматизмом или дальнозоркостью, всё чаще меняли очки и постепенно превращались в инвалидов, люди с нормальным зрением вскоре вынуждены были обзаводиться очками, и отправлялись вдогонку за первыми [8].

А только ли вред приносит компьютер нашим глазам?

За последние годы компьютер претерпел огромные позитивные изменения как функционально, так и конструктивно. Разработаны и изготавливаются высокоэффективные приэкранные фильтры, способные защитить оператора от электростатического поля и частично от электрической составляющей электромагнитного поля. Накоплен огромный опыт в эргономике компьютерных работ, светотехнических условий рабочего места. Для уменьшения влияния CVS синдрома применяют разные способы - от чисто шарлатанских (в виде таблеток для зрения) до вполне корректных и апробированных (в виде специальных очков с линзами - светофильтрами и лечебных компьютерных программ).

1.3. Исследование «зрительного утомления» с помощью
компьютерной программы SAFE EYES

Для исследования мы выбрали SAFE EYES - программу, которая поможет ослабить влияние компьютерных мониторов на ваши глаза и защитить ваше зрение и здоровье.

Safe Eyes - видеотренинг для снятия зрительного напряжения - лечебно-профилактическое программное средство, разработанное на основе последних достижений в области офтальмологии и офтальмоэргономики, нейрокибернетики и нейрофизиологии зрения, психофизиологии и психоэргономики.

Проблема зрительного утомления и заболеваний, связанных с ним, у персонала, занятого работой на компьютере, официально подтверждена Всемирной организацией здравоохранения (Женева, 1989 год). В связи с этим в начале 90-х годов российской фирмой «Sensor» была разработана программа, снимающая зрительное утомление.

В основу методики положено открытие английского нейрофизиолога Ф.Кэмпбелла. Ученый обнаружил повышение зрительных функций при показе определенных геометрических изображений. Существуют специализированные аппараты, использующие так называемый Кэмпбелл-эффект в лечебных целях в клинических условиях. Разработанное программное средство «Safe Eyes» включает показ определенных динамических графических изображений, построенных на основе Кэмпбелл-эффекта.

Длительность процедуры 8-10 минут. Систематическое использование программного средства в перерывах и (или) по окончании работы позволяет повысить работоспособность персонала и проводить профилактику глазных заболеваний, возникающих при постоянной работе на компьютере.

Каким образом происходит процесс восстановления зрения:

  • глазодвигательные мышцы напрягаются и расслабляются,

  • хрусталик глаза меняет свою форму, что позволяет видеть лучше,

  • мышцы развиваются - начинаете видеть лучше,

  • постепенно хрусталик становится более гибким и подвижным, что позволяет легко концентрировать взгляд на близких и отдаленных объектах,

  • повышается мышечный тонус,

  • глазодвигательные мышцы наполняются здоровьем.

Программа «Safe Eyes» безусловно заслуживает внимания. По нашим данным, это российская разработка рассчитана на массового пользователя.

2 Результаты исследования


2.1 Экспериментальные данные до использования
профилактической компьютерной программы SAFE EYES

Как известно, любая наука основана на фактах. Способы получения этих фактов называются методами научного исследования. Основными методами научного исследования являются наблюдение и эксперимент. Нами выбран последний, т.к. эксперимент - это опытное исследование воздействия отдельного фактора (или нескольких факторов) на интересующую исследователя переменную. В своем исследовании мы применили линейный эксперимент.

Суть линейного эксперимента заключается в следующем:

  • исследуется только одна группа участников;

  • до начала эксперимента в группе проводят измерение всех рассматриваемых характеристик;

  • группу подвергают экспериментальному воздействию, а затем измеряют значение зависимой переменной. Очень важно, чтобы в ходе линейного эксперимента было исключено влияние всех посторонних факторов.

Выбор данного метода обоснован, прежде всего, тем, что он:

  • дает возможность изучить причинно-следственные связи между событиями;

  • отличается высокой объективностью;

  • дает возможность проверить эффективность программы.

С целью проведения эксперимента в контрольную группу были приглашены 10 обучающихся 1 курса, которые длительное время проводят за работой на ПК. У всех респондентов была нормальная рефракция - эмметропия. Проверка остроты зрения и аккомодации проводились на базе поликлиники №9, находящейся по адресу проспект К.Маркса 160.

Острота зрения до исследования (10 человек - это 20 глаз):

8 глаз - 100% острота зрения, что составило 40%

6 глаз - 95% острота зрения, что составило 30%

4 глаза - 85% острота зрения, что составило 20%

2 глаза - 80% острота зрения, что составило 10%

Резервы абсолютной аккомодации до исследования:

8 глаз - 0 дптр, что составило 40%

4 глаза - 1 дптр, что составило 20%

4 глаза - 2 дптр, что составило 20%

4 глаза - 4 дптр, что составило 20%

Жалобы до исследования:

Явления сухости, жжения в глазах, усталость, боли, покраснения глаз - отмечалось у пяти испытуемых, что составило 50%.

Из всех многочисленных методов снятия спазма аккомодации в исследовании предложены занятия с помощью компьютерной программы и специальные упражнения для глаз.

Методика занятия состоит в следующем: ежедневно в течение 10 минут обучающимся предлагался сеанс компьютерной программы SAFE EYES. Курс составлял 15 дней.


2.2 Экспериментальные данные после использования
профилактической компьютерной программы SAFE EYES

После исследования мы ещё раз проверили у обучающихся остроту зрения, резервы абсолютной аккомодации, и вот что получили:

Острота зрения после исследования (10 человек - это 20 глаз):

14 глаз - 100% острота зрения, что составило 70%

4 глаза - 95% острота зрения, что составило 20%

2 глаза - 90% острота зрения, что составило 10%

Резервы абсолютной аккомодации после исследования:

6 глаз - 5 дптр, что составило 30%

10 глаз - 6 дптр, что составило 50%

2 глаза - 7 дптр, что составило 10%

2 глаза- 9 дптр, что составило 10%

Жалобы после исследования:

Явления сухости, жжения в глазах, усталость, боли, покраснения глаз - отмечались лишь у одного испытуемого, что составило 10%.

Профилактика зрительного компьютерного синдрома этим не ограничилась. Мы также предложили специальные упражнения для глаз.

В нормальном состоянии глаза одинаково настроены на восприятие как близких, так и далёких объектов. Если же в течение долгого времени взгляд зафиксирован на близком расстоянии, как это бывает при работе за компьютером, мышцы глаза уже не могут в достаточной мере расслабиться при переводе взгляда вдаль, что приводит к нечёткости восприятия дальних объектов, поэтому придуманы специальные упражнения для предупреждения болезни глаз (приложение Б).

заключение

В данной работе мы предложили один из вариантов улучшения остроты зрения обучающихся с помощью компьютерных технологий. Среди множества разнообразных методик мы апробировали компьютерную программу SAFE EYES.

Нами изучены и проанализированы потребности респондентов в снятии зрительного утомления при длительной работе за компьютером.

В данной работе нами были решены задачи по изучению источников информации по данной теме, определены актуальность, тема, цели, задачи, предмет, объект и методы исследования, по рассмотрению собранных статей и эмпирических материалов, по обобщению эксперимента, по составлению рекомендаций для практического применения результатов исследования. По завершении подготовлена презентация и составлен доклад для защиты творческой исследовательской работы.

Компьютер отвоевал у нас большую часть времени. На работе многие часами сидят за монитором, да и дома не лучше. Однако долгое сидение за компьютером неблаготворно влияет на наши глаза.

Но неясное зрение, раздвоение, слезоточивость глаз, или же, наоборот, сухие глаза - эти и многие другие симптомы, только вершина айсберга. Ведь проблемы со зрением приводят и к другим физическим проблемам: головным болям, боли в шее и мышцах спины и плечевого пояса.

Избежать этого не так уж и сложно.

  • Обратитесь к врачу, возможно, он посоветует вам пользоваться специальными очками, во время работы на компьютере.

  • Старайтесь делать перерыв для глаз хотя бы каждые полчаса.

  • Отвлекитесь, посмотрите в окно, или в дальний угол комнаты. Это быстро снимет напряжение с глаз. Делайте специальные упражнения для снятия усталости глаз (Приложение Б).

  • Отрегулируйте свой монитор, и сделайте текст на нем удобочитаемым.

  • Не допускайте попадания яркого света на экран компьютера, чтобы уменьшить его отражение.

  • Если вы страдаете "сухими глазами", то всегда имейте при себе глазные капли. Заботьтесь о своем зрении и здоровье.

Современная жизнь диктует человеку свои условия, чтобы зарабатывать, необходимо много времени посвящать карьере. Сегодня, пожалуй, уже не осталось работы, которая не требует знания компьютера. Работник вынужден много времени проводить перед монитором, а зачастую еще и дома продолжает работать. Хотя производитель и говорит о том, что современные ноутбуки, мониторы компьютеров и жидкокристаллические телевизоры безвредны для зрения, это не так. Компьютеры негативно влияют на зрение, но сегодня существует специальный софт и программы для улучшения зрения. Несложный комплекс упражнений позволит вернуть остроту зрения, снять напряжение с уставших глаз.

Сегодня специалисты биоинформационных технологий разрабатывают множество специальных программ, которые позволяют улучшить зрение. Простые упражнения сочетают в себе специальную гимнастику для глаз и включают также рассматривание пациентом анимационных картинок. Такая программа для улучшения зрения требует минимум времени и оказывает весьма положительный эффект.

В результате нашего исследования мы получили:

  • 100% острота зрения среди опытной группы увеличилась с 40% до 70%;

  • значительно возросли резервы абсолютной аккомодации, что указывает на уменьшение спазма аккомодации;

  • характерные жалобы уменьшились с 50% до 10%.

Обобщая вышесказанное, хотели бы обратить внимание на то, что неудачный подбор цвета, шрифтов, компоновки окон в используемых программах очень плохо сказываются на зрении. Вносят свой вклад в ухудшение зрения и неудачное расположение монитора, неправильная организация рабочего места. Поэтому для улучшения зрения и защиты его от компьютерного влияния необходимо использовать в комплексе: гигиену глаз, профилактику их утомляемости, обеспечение рабочего места в соответствии с санитарными нормами, оснастить компьютер специальными программами защиты от воздействия излучения на зрительные показатели.

Список использованной литературы:


  1. Ананин В.В., Ананин В.Ф. Глаз и фармакология. - М.: Медицина, 1994. - С. 99 - 105.

  2. Аветисов Э.С. Близорукость. - М.: Медицина, 1999.

  3. Герцог Г.А. Учимся проводить исследование: методология, методика, техника: Учебное пособие/ГУ ОиН Челяб.обл., ЧелИРПО.-челябинск, 2003

  4. Дашевский А.И. Ложная близорукость. - М.: Медицина, 1973. - С. 106.

  5. Дашевский А.И. К вопросу о развитии псевдомиопии и миопии и их профилактике // Офтальмологический журнал. - 1988. - №3 . - С. 132 - 136.

  6. Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для улучшения зрения

  7. Клюев А.М. Состояние ВНС у детей со спазмом аккомодации // Офтальмологический журнал. - 1976. - № 6. - С. 443 - 445.

  8. Ковалевский Е.И. Офтальмология. Избранные лекции. - М.: Медицина, 1996.

  9. Левченко О.Г. Физиологический тонус и <спазм> аккомодации // Офтальмологический журнал.- 1985. - № 3. - С.177 - 180.

  10. Стешов А.в. Устное выступление: Логика и композиция. - Л., 1989

  11. Токуева Р.Ж., Батманов Ю.Е. Комплексный метод обследования детей с ложной близорукостью // Вестник офтальмологии. - 1999. - № 4. - С. 14-16.

  12. СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утвержденные постановлением Госкомсанэпиднадзора РФ от 14 июля 1996 г. №14 //www/consultant.ru

  13. Шнайдер Дорис. Тренировка зрения для работающих на компьютере // www.eye-doctor.ru

  14. comp-doctor.ru

  15. noboundary.narod.ru/zreniekompiuter.html

  16. vision.ochkam.net/

Приложение А


Терминологический словарь

Острота зрения - одна из основных критериев оценки способности к зрительному анализу форм, размеров, структуры и ориентации объектов в пространстве, а визометрия (медицинская процедура по определению остроты зрения с помощью таблицы) относится к числу обязательных методик функциональных исследований органа зрения.

Эмметропия - соразмерная рефракция - преломляющая способность оптической системы глаза, при которой после прохождения лучей от рассматриваемых предметов через оптические среды они концентрируются (сливаются, пересекаются) в центральной зоне сетчатки (макуле), которая называется задним главным фокусом. Это идеальный вариант клинической рефракции, при которой зрение бывает максимальным без дополнительной помощи (очки, контактные линзы, операции).

Аккомодация (автофокусировка)- это способность глаза к рассматриванию предметов - объектов, расположенных на различных расстояниях от глаз.

Клиническая рефракция, если можно так выразиться, двойственна: она может быть динамической и может быть статической. Состояние динамичности клинической рефракции обусловлено деятельностью ресничного (цилиарного) тела, хрусталика и других структур глаза. Динамическая рефракция характеризуется тем, что благодаря автоматизму указанных отделов глаза происходит постоянное приспособление органа зрения к рассматриванию предметов - объектов, следовательно, непрерывно обеспечивает зрительный комфорт, изменяя силу (величину) клинической рефракции, и тем самым создаёт хорошие возможности восприятия предметов вблизи и вдали от глаз.

Резервы абсолютной аккомодации у студентов 15-19 лет в норме должны составлять 14 диоптрий.

Спазм аккомодации - функциональное нарушение зрительного восприятия, которое превалирует у лиц различного молодого возраста в связи со зрительным перенапряжением, психоэмоциональными сдвигами.

Виды спазмов аккомодации:

  1. Искусственный спазм аккомодации - вызывается применением миотиков (средств суживающих зрачок).

  2. Физиологический спазм аккомодации - обусловлен сокращением цилиарной мышцы для улучшения зрения вдаль. Это длительное напряжение мышцы внутри глаза, которое проходит после устранения причины спазма. Спазм может устраняться во время сна, при отвлечении внимания, и с помощью компьютерных программ

  3. Патологический спазм аккомодации - стойкий и истинный.


Приложение Б

Практические рекомендации для предупреждения болезней глаз:

  1. Исходное положение - сидя. Крепко зажмурить глаза на 3 - 5 сек., а затем открыть на 3 - 5 сек. Повторить 6 - 8 раз. Укрепляются мышцы век, улучшается кровообращение, расслабляются мышцы.

  2. Исходное положение - сидя. Быстро моргать в течение 1 - 2 мин. Улучшается кровообращение век.

  3. Исходное положение - стоя. Смотреть прямо перед собой 2 - 3 сек., перевести взгляд на палец вытянутой руки, расположенной по средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз и смотреть на него 3 - 5 сек., опустить руку. Повторить 10 - 12 раз. Снижается утомление, облегчается зрительная работа на близком расстоянии.

  4. Исходное положение - стоя. Вытянуть руку вперёд, смотреть на конец пальца вытянутой руки, расположенной по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз, до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 - 8 раз. Облегчается зрительная работа на близком расстоянии.

  5. Исходное положение - сидя. Закрыть глаза, массировать веки круговыми движениями пальца. Повторить в течение 1 мин. Расслабляются мышцы, и улучшается кровообращение век.

  6. Исходное положение - стоя. Отвести руку в правую сторону, медленно передвигать палец полусогнутой руки справа налево и, не двигая головой, следить глазами за пальцем. Повторить 10 - 12 раз. Укрепляются мышцы глаз горизонтального действия, улучшается их координация.

  7. Исходное положение - стоя. Тремя пальцами каждой руки легко нажать на верхнее веко, через 1 - 2 сек. Снять пальцы с век. Повторить 3 - 4 раза. Улучшается циркуляция внутриглазной жидкости.


© 2010-2022