Пример рабочей программы 5 класс

Раздел Информатика
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа

по информатике и ИКТ

5 класс


Пояснительная записка

Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения: «Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Е.С. Савинов».

Методологической основой федеральных государственных образовательных стандартов является системно-деятельностный подход, в рамках которого реализуются современные стратегии обучения, предполагающие использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в процессе изучения всех предметов, во внеурочной и внешкольной деятельности на протяжении всего периода обучения в школе. Организация учебно-воспитательного процесса в современной информационно-образовательной среде является необходимым условием формирования информационной культуры современного школьника, достижения им ряда образовательных результатов, прямо связанных с необходимостью использования информационных и коммуникационных технологий.

Средства ИКТ не только обеспечивают образование с использованием той же технологии, которую учащиеся применяют для связи и развлечений вне школы (что важно само по себе с точки зрения социализации учащихся в современном информационном обществе), но и создают условия для индивидуализации учебного процесса, повышения его эффективности и результативности. На протяжении всего периода существования школьного курса информатики преподавание этого предмета было тесно связано с информатизацией школьного образования: именно в рамках курса информатики школьники знакомились с теоретическими основами информационных технологий, овладевали практическими навыками использования средств ИКТ, которые потенциально могли применять при изучении других школьных предметов и в повседневной жизни.

Изучение информатики в основной школе имеет следующие цели:

  • формирование основ научного мировоззрения в процессе систематизации, теоретического осмысления и обобщения имеющихся и получения новых знаний, умений и способов деятельности в области информатики и информационных и коммуникационных технологий (ИКТ);

  • совершенствование общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией; развитие навыков самостоятельной учебной деятельности школьников (учебного проектирования, моделирования, исследовательской деятельности и т.д.);

  • воспитание ответственного и избирательного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения, стремления к созидательной деятельности и к продолжению образования с применением средств ИКТ.

Изучение информатики в 5 классе вносит значительный вклад в достижение главных целей основного общего образования, способствуя:

- развитию общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладению умениями работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;

- целенаправленному формирование таких общеучебных понятий, как «информация», «информационные процессы», «алгоритм», «программа» и др.;

- воспитанию ответственного и избирательного отношения к информации; развитию познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Общая характеристика курса

Информатика - это естественнонаучная дисциплина о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, а также о методах и средствах их автоматизации.

Многие положения, развиваемые информатикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий - одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. Вместе с математикой, физикой, химией, биологией курс информатики закладывает основы естественнонаучного мировоззрения.

Информатика имеет большое и все возрастающее число междисциплинарных связей, причем как на уровне понятийного аппарата, так и на уровне инструментария. Многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ), освоенные обучающимися на базе информатики, находят применение как в рамках образовательного процесса при изучении других предметных областей, так и в иных жизненных ситуациях, становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е. ориентированы на формирование метапредметных и личностных результатов. На протяжении всего периода становления школьной информатики в ней накапливался опыт формирования образовательных результатов, которые в настоящее время принято называть современными образовательными результатами.

Одной из основных черт нашего времени является всевозрастающая изменчивость окружающего мира. В этих условиях велика роль фундаментального образования, обеспечивающего профессиональную мобильность человека, готовность его к освоению новых технологий, в том числе, информационных. Необходимость подготовки личности к быстро наступающим переменам в обществе требует развития разнообразных форм мышления, формирования у учащихся умений организации собственной учебной деятельности, их ориентации на деятельностную жизненную позицию.

В содержании курса информатики основной школы целесообразно сделать акцент на изучении фундаментальных основ информатики, формировании информационной культуры, развитии алгоритмического мышления, реализовать в полной мере общеобразовательный потенциал этого курса.

Курс информатики основной школы является частью непрерывного курса информатики, который включает в себя также пропедевтический курс в начальной школе и обучение информатике в старших классах (на базовом или профильном уровне). В настоящей программе учтено, что сегодня, в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального образования, учащиеся к концу начальной школы должны обладать ИКТ-компетентностью, достаточной для дальнейшего обучения. Далее, в основной школе, начиная с 5-го класса, они закрепляют полученные технические навыки и развивают их в рамках применения при изучении всех предметов. Курс информатики основной школы, опирается на опыт постоянного применения ИКТ, уже имеющийся у учащихся, дает теоретическое осмысление, интерпретацию и обобщение этого опыта.

Описание места курса в учебном плане

Информатика изучается в 5-11 классах основной школы, общим объемом 340 ч. В 5 классе - 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю), в 6 классе - 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю), в 7 классе - 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю), в 8 классе - 34 учебных часа (из расчета 1 час в неделю), в 9 классе - 68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю), в 10 классе - 68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю), в 11 классе - 68 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю), что соответствует учебному плану.









Планируемые результаты изучения темы

Предметными результатами обучающихся являются:

Обучающиеся научатся:

  • выбирать и запускать программную среду Scratch;

  • работать с основными элементами пользовательского интерфейса программной среды;

  • придумывать задачи для исполнителей программной среды;

  • выделять ситуации, для описания которых можно использовать линейный алгоритм, алгоритм с ветвлениями, алгоритм повторения;

  • определять эффективный способ решения поставленной задачи;

  • находить параллельности в выполняемых действиях и программировать их с помощью нескольких исполнителей;

  • планировать последовательность событий для заданного проекта;

  • создавать план появления событий для отражения определенной темы;

  • выбирать иллюстративный материал из встроенной библиотеки;

  • выбирать метод анимации для конкретной задачи;

  • планировать последовательность событий для создания эффекта анимации по выбранному сценарию.

Обучающие получат возможность научиться:

  • составлять и отлаживать программный код;

  • использовать конструкции программной среды для создания линейных, разветвленных и циклических алгоритмов;

  • организовывать параллельные вычисления;

  • организовывать последовательность событий программы, передачу управления от одних исполнителей другим;

  • использовать возможности программной среды Scratch для создания мультимедийных проектов;

  • создавать имитационные модели, интерактивные проекты и игры средствами программной среды.

Личностные результаты.

  • формирование ответственного отношения к учению, способности довести до конца начатое дело на примере завершённых творческих учебных проектов;

  • формирование способности к саморазвитию и самообразованию средствами информационных технологий на основе приобретённой благодаря иллюстративной среде программирования мотивации к обучению и познанию;

  • развитие опыта участия в социально значимых проектах, повышение уровня самооценки, благодаря реализованным проектам;

  • формирование коммуникативной компетенности в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, участия в конкурсах и конференциях различного уровня;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития информационных технологий;

  • формирование осознанного позитивного отношения к другому человеку, его мнению, результату его деятельности;

  • развитие эстетического сознания через творческую деятельность на базе иллюстрированной среды программирования.


Познавательные УУД.

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебно-исследовательских и проектных работ;

  • умение самостоятельно ставить и формулировать для себя новые задачи, развивать мотивы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути решения поставленной проблемы для получения эффективного результата;

  • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД.

  • умение сотрудничества и совместной деятельности со сверстниками в процессе проектной и учебно-исследовательской деятельности.

  • владение основами самоконтроля, принятия решений.

Регулятивные УУД.

  • умение оценивать правильность решения учебно-исследовательской задачи;

  • умение корректировать свои действия, вносить изменения в программу и отлаживать её в соответствии с изменяющимися условиями.




Содержание курса информатики 5 класса

5 класс (34 часа)

  1. Устройство компьютера - 5 час. (5+0)

2. Информация и информационные процессы - 11 час. (8+3)

3. Алгоритмы - 6 час. (3+3)

4. Программирование в среде Scratch - 12 час. (6+6)

.

Поурочное планирование к разделу

Программирование в среде Scratch


Раздел, тема

Часы

Основное содержание

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Форма контроля

Предметные

УУД

Программирование в среде Scratch

12


1

Знакомство с программой Scratch. Основные блоки команд. Создание персонажа.

1

Основные элементы пользовательского интерфейса программной среды Scratch. Внешний вид рабочего окна. Блоки команд, состояний, программ, запуска, действий и исполнителей. Понятия спрайта, сцены, скрипта. Основной персонаж как исполнитель программ. Система команд исполнителя. Блочная структура программы. Библиотека персонажей.

- слушает объяснения учителя;

- работает с основными элементами пользовательского интерфейса программной среды.

Знакомство со средой Scratch. Знать понятие спрайта, сцены, скрипта.

Знать основные блоки команд.

Р: учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем

П: давать определения понятиям

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Практическая работа

2

Команды движения. Бесконечное движение.

Смена костюмов.

Смена фона сцены.

1

Непосредственное управление исполнителем. Основные команды движения. Сцена и разнообразие сцен, исходя из библиотеки данных. Систематизация данных библиотек персонажей и сцен. Иерархия в организации хранения костюмов персонажа и фонов для сцен. Импорт костюма, импорт фона.

- слушает объяснения учителя;

- выполняет практические задания, предложенные учителем.

Научиться двигать спрайт. Узнать как выбирать и менять костюмы, выбирать и менять фон сцены.

Р: планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели

П: произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач

К: использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Практическая работа

3

Спрайт изменяется, говорит, думает, меняет цвет.

1

Встроенный растровый графический редактор.

Основные команды блока «внешность».

- слушает объяснения учителя;

- выполняет практические задания, предложенные учителем.

Познакомиться с растровым редактором. Научиться пользоваться основными инструментами для создания и изменения персонажей. Узнать о командах блока «внешность», научиться их использовать.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

П: владеть рядом общих приёмов решения задач

К: использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Практическая работа

4

Последовательное выполнение скриптов (взаимодействие спрайтов).

1

Использование нескольких исполнителей. Копирование программы одного исполнителя другим. Управление событиями. Передача сообщений исполнителям для выполнения определенной последовательности команд. Передача управления между различными типами исполнителей.

- слушает объяснения учителя;

- выполняет практические задания, предложенные учителем.

Узнать, как спрайты передают сообщения между собой. Научиться использовать это для создания разных сценариев.

Р: планировать последовательность действий для достижения какой-либо цели

П: владеть рядом общих приёмов решения задач

К: использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Практическая работа

5

Использование условного оператора в среде Scratch. Настройка движения спрайтов с помощью клавиатуры и мышки.

1

Использование ветвления при написании программ. Короткая форма. Полная форма условного оператора. Конструкции ветвления для моделирования ситуации. Сенсоры нажатия на клавишу и управляющей клавиши мышки.

- слушает объяснения учителя;

- выполняет практические задания, предложенные учителем.

Изучение команды «если». Изучение сенсоров клавиатуры и мыши

Р: разработка последовательности и структуры действий, необходимых для достижения цели при помощи фиксированного набора средств.

П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Практическая работа

6

Взаимодействие спрайтов (сенсоры).

"Создание сценки".

1

Сенсоры взаимодействия объектов между собой и взаимодействия объекта с цветом.

Самостоятельная работа.

Слушает объяснения учителя.

Выполняет самостоятельную работу.

Изучить основные сенсоры взаимодействия спрайтов. Научиться использовать сенсоры в собственных сценариях.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

К: формулировать собственное мнение и позицию

Проверка самостоятельной работы.

7

Повторение действий.

Создание и изменение

переменных.

1

Использования команды «повторить» для многократного выполнения одинаковых действий. Понятие и использование переменной. Создание, изменение, удаление переменной.

- слушает объяснения учителя;

- выполняет практические задания, предложенные учителем.

Изучить и понять команду «повтори». Научиться использовать эту команду для выполнения повторяющихся действий.

Р: различать способ и результат действия

П: произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач

К: использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Практическая работа.

8

"Создание игры гоночки ".

1

Создание объектов для игры. Настройка сцены. Программирование объектов на движение и взаимодействие.

- слушает объяснения учителя;

- выполняет практические задания, предложенные учителем.

Закрепить знания о спрайтах, сцене и основных командах.

Р: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

П: ориентироваться на разнообразие способов решения задач

К: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

Практическая работа.

9

Рисование объектов. Работа с пером. Работа с цветом.

1

Изучение блока «перо». Создание программ для рисования линий. Изменение цвета и толщины рисуемой линии. Написание программы по рисованию нескольких геометрических фигур.

- слушает объяснения учителя;

- выполняет практические задания, предложенные учителем.

Узнать основные команды для рисования объектов. Научиться работать с пером и цветом.

Р: учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения

П: произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач

К: использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Практическая работа.

10

"Создание рисунка".

1

Самостоятельная работа.

Выполнение самостоятельной работы.

Закрепить знания о командах рисования объектов.

Р: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации

П: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

К: формулировать собственное мнение и позицию

Проверка самостоятельной работы.

11

"Создание программы по выбору (игра, сценка, свой вариант)".

2

Проектная деятельность.

Выполнение проекта.

Закрепление изученного материала.

Р: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия

П: основы проектно-исследовательской деятельности

К: формулировать собственное мнение и позицию

Тематический

контроль.









Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение


Учебно-методические материалы

  1. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. Е.С. Савинов

  2. Пропедевтика программирования со Scratch. Дополнительный модуль к программе по учебному предмету «Информатика» для 5-6 классов. (metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/scratch.doc)

Литература для учителя

  1. Введение в Scratch. Цикл уроков по программированию для детей. С. Шапошникова. 2011.(younglinux.info)

  2. Учебное пособие «Среда программирования Scratch», Борович П.С., Бутко Е.Ю.

Технические средства обучения

  1. Компьютер

  2. Интерактивная доска

  3. Проектор

Программные средства

  1. Среда программирования Scratch


© 2010-2022