Статья Метод проектов как средство формирования УУД на уроках информатики

Данная статья освещает использование метода проектов на уроках информатики в 5-7 классах. Главная задача современного учителя на уроке заключается в формировании и развитии универсальных учебных действий школьников, то есть умения учиться всю свою сознательную жизнь и применять полученные знания на практике. В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему, создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися.   
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тинникова Александра Гавриловна

МБОУ «СОШ №10», город Абакан

Метод проектов как средство формирования УУД на уроках информатики

Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Главная задача современного учителя на уроке заключается в формировании и развитии универсальных учебных действий школьников, то есть умения учиться всю свою сознательную жизнь и применять полученные знания на практике.

Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные - внутренняя позиция, мотивация учебной деятельности; регулятивные - организация, планирование, контроль, коррекция; познавательные - восприятие, анализ, моделирование, логические действия; коммуникативные - сотрудничество, кооперация.

В решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему, создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Причем необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися.

Метод проектов обеспечивает развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Он предполагает наличие и осознание какой-то проблемы, а также процесс ее решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия. Такая форма работы обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся. При этом в значительной степени возрастает индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику, как со стороны учителя, так и своих товарищей.

На пропедевтическом этапе (5-7 класс) один проект выполняется, как правило, за один урок.

Цель и задачи проекта ученики определяют вместе с учителем. Поиск информации осуществляется самостоятельно в качестве домашнего задания. Разработка структуры и презентация проекта проводится на уроке. Все этапы работы контролируются.

Для обобщения и систематизации основных понятий темы «Информация и информационные процессы» даем детям мини-проект - создать кроссворд в тетради. А в дальнейшем после изучения темы «Обработка текстовой информации» предлагаем учащимся составить этот кроссворд в текстовом редакторе. Ученики самостоятельно дома подыскивают иллюстрации, продумывают технологию создания кроссворда.

При изучении темы «Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» для закрепления знаний и практического применения материала предлагаем учащимся малогрупповой проект «Компьютер моей мечты», в котором они, исходя из своих интересов и возраста, обосновывают свой выбор наиболее подходящей конфигурации ПК и необходимого им программного обеспечения. Для этого они дома отбирают нужную информацию, а на уроке создают презентацию и демонстрируют ее классу.

Для обобщения и систематизации темы «Обработка графической информации» и повторения темы «Алгоритмы» ученики выполняют парный проект «Алгоритм в картинках» по созданию алгоритмов рисования какого-либо объекта. Ученики должны заранее придумать, что они будут рисовать и какова будет последовательность их действий для создания данного алгоритма на уроке в среде графического редактора. Более подготовленным учащимся можно предложить дополнительно составить логическую задачу в картинках.

Значимый воспитательный эффект имеет демонстрация классу лучших работ учащихся. А также можно устроить обсуждение всех работ в специально созданной группе в социальной сети, например в «ВКонтакте». Так как не секрет, что многие подростки предпочитают сегодня общаться через социальные сети. Им будет интересно зайти на страницу, содержащую их работу, они будут получать полезную информацию и видеть оценку своей работы со стороны сверстников.

Обучение информатике с применением метода проектов показывает практическое применение компьютера в жизни человека, вне зависимости от его профессии. Этот метод дает возможность организовать практическую деятельность в интересной для учеников форме. Также позволяет решить проблему разноуровневой компьютерной подготовки учащихся. Каждый трудится в своем темпе, формируются универсальные учебные навыки.

Литература:

  1. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Уроки информатики в 5-7 классах. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2010.

  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса. - М.: «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2014.

  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. - М.: Просвещение, 2011.

  4. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Учебное пособие. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006.



© 2010-2022