Программа кружка «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»

Кружок «Юный журналист» объединяет учащихся 4-9 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.         Задачи деятельности кружка -воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических ---   выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки; -развивать творческие способности школьников—осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды и др.          Содержание и методы деятельности. При организации кружка основной упор делается на работу учащихся на уроках русского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения.           Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.            Программа рассчитана на 1 учебных года.            Общее количество часов—102
Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Программа кружка


«ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ»










Пояснительная записка

Кружок «Юный журналист» объединяет учащихся 4-9 классов и ставит своей целью создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.

Задачи деятельности кружка

-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных публицистических --- выступлениях и прививать им необходимые для этого навыки;

-развивать творческие способности школьников-осуществлять выпуск стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды и др.

Содержание и методы деятельности. При организации кружка основной упор делается на работу учащихся на уроках русского языка и литературы. На этих уроках школьники учатся писать сочинения, в которых рассуждают на различные темы (часто дискуссионного характера), опираясь на жизненный опыт и прочитанные произведения.

Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.

Программа рассчитана на 1 учебных года.

Общее количество часов-102

Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, способной принять правильное решение в жизненных ситуациях, готовой к полноценному общению с людьми, различными по социальной группе, образованию, возрасту…

Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения, то есть сформировать у него коммуникативную компетенцию, научить владеть всеми видами речевой деятельности, заложить основы культуры устной и письменной речи.

Понятие коммуникативной компетенции включает в себя не только овладение необходимым набором речеведческих и языковых знаний, но и формирование умений в области практического использования языка в процессе речевой деятельности. Это соотносится и с реализацией воспитательных задач по формированию социально активной личности, ориентирующейся в современном мире.

Программа кружка «Юный журналист» предлагается для учащихся 4-9 классов как элемент активации деятельности учащихся.

Работа по данной программе способствует формированию нравственных качеств личности, социальной активности, развитию гуманистического, демократического, диалогического мышления, учит оценивать себя как личность, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности. Ученикам предлагается узнать основы журналистского дела, побывать в роли журналистов, проявить творческие способности и коммуникативные качества.

Наша общеобразовательная школа не готовит своих выпускников к профессии журналиста. Но если дать школьнику необходимые навыки, то и в ученические годы, и в будущем он сможет реализовать свои возможности, став профессиональным или внештатным корреспондентом..

Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения.



















Цели программы

Образовательные:


  1. Систематизировать знания о стилях, типах речи.

  2. Включить учащихся в творческий процесс получения и обработки информации, научить аргументированно излагать усвоенный материал и применять эти знания в новых условиях.

  3. Создать условия для успешной профильной подготовки учащихся, привитие интереса к профессии журналиста.

  4. Научить самооценке своей работы.

Развивающие:

Совершенствовать навыки и умения самостоятельного суждения, аргументации, анализа, грамотного письма и творческого мастерства каждого ученика на основе свободного выбора.

  1. Развить диалогическую и монологическую речь.

  2. Развить память, воображение, мышление.

  3. Формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Воспитательные:

1. ,Создание отношений сотрудничества.,сотворчества всех участников педагогического процесса.

2 Формирование основных этических норм и понятий.

3.Воспитание чувства ответственности, формирование активной жизненной позиции..

Задачи

  1. Познакомить с основами профессии журналиста.

  2. Сформировать начальные представления о специфике профессиональных и нравственных качеств журналиста.

  3. Содействовать воспитанию гражданских, нравственных качеств личности (ответственность, порядочность, правдивость).

  4. Совершенствовать умения учащихся ориентироваться в современном потоке информации, находить нужный и интересный материал для газетной статьи.

  5. Получение знаний и умений по созданию печатного издания.

  6. Освоение знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Ожидаемые результаты

  1. Умение выявить интересные события и явления в повседневной жизни.

  2. Расширение кругозора учащихся.

  3. Повышение уровня культурно-профессиональных знаний в области журналистики. (Умение грамотно проводить интервью, писать рецензии на выставки, спектакли, фильмы, готовить фоторепортажи, редактировать написанное, верстать печатное издание в текстовом редакторе).

  4. Развитие монологической и диалогической речи.

  5. Свободное владение печатным словом.

  6. Воспитание активной гражданской позиции.

7. Публикация статей

Формы занятий

  1. Лекции.

  2. Семинары.

  3. Практикумы.

  4. «Круглый стол».

  5. Встречи с интересными людьми.

6. Экскурсии.

Методы и приемы

  1. Словесный (лекции, семинары, диспуты).

  2. Наглядный.

  3. Проблемный.


  1. Игровой.

  2. Диалоговый.

  3. Экскурсии.

  4. Проектный. (создание, издание и распространение школьной газеты).

Критерии отслеживания программы

  1. Повышение мотивации к изучению русского языка и литературы.

  2. Развитие креативного мышления учащихся.

  3. Встречи с интересными людьми, посещение культурных и спортивных мероприятий.

  4. Написание сочинений разных жанров.

  5. Создание и выпуск школьной газеты силами учащихся.

  1. Участие в районных, областных, всероссийских конкурсах .

Программа кружка «Юный журналист» ориентирована на дополнительное образование учащихся 4-9 классов и рассчитана на 1 год. Она предусматривает групповые и индивидуальные формы работы.

Школьная печать является одной из самых активных и действенных форм воспитания. Газета призвана осветить важнейшие события школьной жизни, поднять актуальные проблемы, ответить на интересующие школьников вопросы.

Наша газета называется «Единичка». Ее содержание во многом определяется ее читателями, так как издание изначально задумывалось не только как информационное, а прежде всего как воспитывающее, утверждающее единый дух школы, общего коллектива учеников, учителей и родителей. Все эти три категории - активные авторы газеты. В газете может высказаться любой ученик - учитель - родитель.

Школьная газета даёт возможность информировать семьи школьников о важнейших событиях школьной жизни.

Издание школьной газеты, безусловно, служит и развитию школьного самоуправления. Состав работающих в редакции газеты подвижен: в создании одного номера принимают участие от десяти до двадцати человек. Таким образом, издание школьной газеты - это хорошая журналистская школа.

Конечно, и в техническом отношении газета - это школа, так как школьники учатся работать на компьютере, осваивают возможности цифровой фотографии, принтера, сканера.

Результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

-определять стиль и тип речи;

-давать характеристику текста публицистического стиля;

-в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;

-совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;

-пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;

-находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;

-соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;

-строить связные высказывания, используя различные газетные жанры;

-фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;

-проводить литературное редактирование и литературную правку текста.



Тематическое планирование занятий первого года обучения

Тематика занятий

Количество часов


Вводное занятие. Выборы старосты, распределение обязанностей между членами кружка

1

Лекция

Обобщение и систематизация сведений о стилях и типах речи

2

Практическая раб

Публицистический стиль речи. Общая характеристика: сфера применения, жанры, стилевые особенности, языковые средства

1

ИКТ

Основные жанры публицистического стиля в устной и письменной форме речи

1

Практическая раб

Лексические, фразеологические морфологические, синтаксические, изобразительно-выразительные особенности языковых средств публицистического стиля

2

Практическая работа

Сходство и различие художественного и публицистического стилей

1

Практическая раб

Классификация речевых, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Исправление различных типов ошибок, их условное обозначение

2

Практическая работа, лекция

Беседа «Моя любимая газета»

1

Лекция

Виды газетных и журнальных публикаций. Хроника

2

Лекция

Организация работы корреспондентов хроникеров

2

Круглый стол

Расширенная информация

1

Игра

Практическая работа. Написание расширенной информации. Анализ работ

2

ИКТ

Заметка. Заметка информационного характера

1

Практическая работа

Заметка типа делового описания

1

Круглый стол

Заметка типа художественного описания с элементами повествования

1

Практикум

Информационная заметка с отрицательным содержанием

1

Практич. Раб.

Заметки на темы, связанные с оценкой поступков

1

Лекция с заданием.

Заметка на дискуссионную тему

2

Лекция с заданием

Заметка-благодарность

1

Беседы

Заметка-вопрос

1

Круглый стол

Заметка-просьба

1


Практическая работа. Написание заметки с выводами и предложениями. Анализ работ

3

Лекция

Интервью. Анализ образцов интервью, взятых из различных газет и журналов

3

Практическая раб

Интервью-монолог

1

ИКТ

Коллективное интервью

1

Практическая раб

Интервью-диалог

1

Практическая работа

Интервью-зарисовка

1

Практическая раб

Анкетирование

1

Практическая работа, лекция

Практическая работа. Подготовка интервью. Анализ работ

3

Лекция

Беседа «Роль газеты в жизни моей семьи»

1

Лекция

Путевые заметки

2

Круглый стол

Конкурс творческих работ. Путевые заметки

2

Игра

Отчет. Отчет общий (прямой)

1

ИКТ

Отчет тематический

1

Практическая работа

Отчет с комментариями

1

Круглый стол

Практическая работа. Написание отчета. Анализ работ

3

Практикум

Репортаж. Событийный репортаж. Выпуск газеты «Единичка»

1

Практич. Раб.

Тематический репортаж

1

Лекция с заданием.

Постановочный репортаж

1

Лекция с заданием

Практическая работа. Написание репортажа. Анализ работ

3

Беседы

Зарисовка. Написание зарисовки. Анализ работ

2

Круглый стол

Экскурсия в редакцию районной газеты «Красное знамя». Встреча с сотрудниками газеты

4

Лекция

Подготовка и проведение смотра стенгазет

3

Практическая раб

Корреспонденция

2

ИКТ

Практическая работа. Написание корреспонденции. Анализ работ

3

Практическая раб

Фельетон. Тематический фельетон

1

Практическая работа

Проблемный фельетон

1

Практическая раб

Практическая работа. Написание фельетона . Совместная работа с родителями

Анализ работ

1

Практическая работа, лекция

Газетные иллюстрации. Виды иллюстраций (репортажный снимок, репортажный рисунок, портрет, пейзаж, фотоэтюд, натюрморт, интерьер, экстерьер, карикатура, дружеский шарж, юмористический рисунок, фотообвинение, плакат, монтаж, диаграммы, карты, заставки, орнаменты, виньетки, репродукции)

1

Лекция

Обучение практики верстки номеров стенных газет

4

Лекция

Литературное редактирование

2

Круглый стол

Практическая работа. Редактирование текста

2

Игра

Теория и практика литературной правки

2

ИКТ

Экскурсия в типографию

2


Беседа «Какие материалы в газетах меня больше всего интересуют и почему?»

2

Круглый стол

Практическая работа. Редактирование текста.

Выпуск газеты «Единичка»

2

Практикум

Подготовка и проведение смотра лингвинистических газет

4


Час общения «Если бы я был редактором…»

2


Итоговое занятие. Смотр достижений

2


Итого

102


Литература :

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М., 2001.
2. Основы творческой деятельности журналиста. Под ред. С.Г. Корконосенко. СПб., 2000.
3. Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. М., 2000.

Дополнительная литератур
1. Горохов В.М. Основы журналистского мастерства. М., 1989.
2. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1996.
3. Искусство разговаривать и получать информацию: Хрестоматия. М., 1993. 303 с.
4. Методы журналистского творчества; под ред.Горохова В.М. М., 1982.
5. Мастерство журналиста; Под ред. В.М.Горохова и В.Д.Пельта. М., 1977. 263 с.

© 2010-2022