Методическая разработка практического занятия «Поисковые системы»

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Методическая разработка практического занятия «Поисковые системы»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

ЦМК общеобразовательных дисциплин

Методическая разработка практического занятия




УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УМР

__________Е.Г. Ярандаева

«_____»__________20___г.









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия


по предмету «Информатика и ИКТ»

(специальности: 060301 Фармация, 060501 Сестринское дело, 060604 Лабораторная диагностика)


ТЕМА: «Поисковые системы»





















Пояснительная записка


Методическая разработка практического занятия по теме: «Поисковые системы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта СПО.

В методической разработке практического занятия даны обоснования развивающего обучения, способствующие формирующие у студента знаний и умений по дисциплине.

На практическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также умение осмысливать и применять имеющиеся знания в различной практической деятельности.

При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, самостоятельное выполнение практических работ.

Методическая разработка практического занятия включает себя:

  • методическую разработку для преподавателя;

  • методическую разработку для самоподготовки студентов к практическому занятию;

  • методическую разработку практического занятия для студентов;

  • дидактический материал по данной теме.








МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ТЕМА: «Поисковые системы»


Цели занятия:

1. Дидактические:

  • формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: осуществления поиска информации в базах данных, компьютерных сетях, файловых структурах;

  • контроль и коррекция знаний по теме «Поисковые системы»;

2. Развивающие:

  • развивать способность осуществлять поиск информации, использовать информационно-коммуникационные технологии в своей деятельности;

  • развивать способность организовывать свою деятельность, выбирать методы и способы решения поставленных задач;

  • развивать способность работать в команде;

  • развивать способность принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях.

3. Воспитательные:

  • воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии;

  • воспитывать чувство ответственности за результаты своей работы, работы членов команды.

В соответствии с требованиями ФГОС:

Студенты должны знать:

  • о назначении наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых процессоров, баз данных, компьютерных сетей).

Студенты должны уметь:

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях, файловых структурах

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Тип занятия: формирование умений

Вид занятия: практическое занятие

Методы обучения: инструктаж и самостоятельная работа, репродуктивный.

Метод контроля знаний: индивидуальный письменный опрос;

индивидуальный устный опрос.

Продолжительность занятия: 90 минут.

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ

1. Межпредметные связи

Обеспечивающие дисциплины

Обеспечиваемые дисциплины и МДК

  • Английский язык,

  • Основы латинского языка с медицинской терминологией

  • Русский язык

  • «Информатика»

  • «Информационные технологии»

  • МДК.03.01. Организация деятельности аптеки и её структурных подразделений

2. Внутрипредметные связи

Обеспечивающие темы

Обеспечиваемые темы

  • Файловые системы.

  • Модем. Создание ящика электронной почты.


Используемая литература:

  • Для студентов: учебник

  • Для преподавателей:

Основная литература:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 -классов/Н.Д. Угринович. - 3-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 511 с.: ил.

  2. Ляхович В.Ф., Крамаров С.О. Основы информатики. Учебник/Ляхович В.Ф., Крамаров С.О.- Изд. 5-е. ростов н/Д: Феникс, 2012. - 704 с. (СПО)

Интернет ресурсы:

  • alleng.ru

  • informatika.na.by

  • metod-kopilka.ru

  • informatika.in.ua

  • metodika1.ucoz.ru

  • info.h16.ru/



Хронокарта занятия.

1

Организационный момент

2 минуты

2

Мотивация

3 минуты

3

Контроль исходного уровня знаний

20 минут

4

Методические инструкции

20 минут

5

Самостоятельная работа студентов по заданиям

40 минут

6

Подведение итогов занятия

3 минуты

7

Сообщение домашнего задания

2 минута


Характеристика отдельных элементов занятия


Содержание этапов занятия

Методическое обоснование

1. Организационный момент

Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.

2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства

Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия.

Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии. Обращается внимание на то, что в настоящее время существует множество справочных служб Интернет, помогающих пользователям найти нужную информацию. При создании мотивационного пространства используются межпредметные связи, показывается значение данной темы при изучении профессиональных модулей.

3. Контроль исходного уровня знаний

Используется тестовый опрос знаний по теоретическому курсу по теме «Файловые системы» (Приложение 1)

4. Инструктаж к выполнению практической работы

Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую практическую работу в соответствии с методическими указаниями. Преподаватель обращает внимание на наиболее сложные моменты, на соблюдение правил техники безопасности и санитарного режима при работе в компьютерном классе. (Приложение 2)


5. Выполнение практической работы

Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем. Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, направляет их при возникновении затруднений. В процессе работы обращается особое внимание на соблюдение студентами правил техники безопасности и требований санитарного режима в компьютерном классе.

6. Подведение итогов занятия

Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы.

7. Сообщение домашнего задания

Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Модем. Создание ящика электронной почты», дает рекомендации по подготовке к занятию.

Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов

Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы, а так же осознанное выполнение практической работы


Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий


Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение.


Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные задачи, происходит формирование общих компетенций.


Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.

Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.





МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ


ТЕМА: «Поисковые системы»

В соответствии с требованиями ФГОС:

Студенты должны знать:

  • о назначении наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых процессоров, баз данных, компьютерных сетей).

Студенты должны уметь:

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях, файловых структурах

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Цели занятия:

  • формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: осуществления поиска информации в базах данных, компьютерных сетях, файловых структурах;

  • контроль и коррекция знаний по теме «Поисковые системы»;

  • формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.


ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

  1. В чем основная задача программы-браузера?

  2. Каковы возможности программы-браузера?

  3. Как настроить браузер Интернет Explorer?

  4. Как найти требуемую информацию в сети Интернет?

  5. Как просмотреть информацию на Web-страницах в режимах in-line и off-line?

  6. Как сохранить интересующую информацию с web-страниц в виде файлов?

  7. Как отправить и принять сообщения по электронной почте?

Самостоятельная работа студента при подготовке к занятию

  1. изучение информационного материала

  2. работа с банком тестов





Литература:

  1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 -классов/Н.Д. Угринович. - 3-е изд. - М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. - 511 с.: ил.

  2. Ляхович В.Ф., Крамаров С.О. Основы информатики. Учебник/Ляхович В.Ф., Крамаров С.О.- Изд. 5-е. ростов н/Д: Феникс, 2012. - 704 с. (СПО)

Интернет ресурсы:

  • alleng.ru

  • informatika.na.by

  • metod-kopilka.ru

  • informatika.in.ua

  • metodika1.ucoz.ru

  • info.h16.ru/

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ТЕМА: «Поисковые системы»

Время: 90 минут.

В соответствии с требованиями ФГОС:

Студенты должны знать:

  • о назначении наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых процессоров, баз данных, компьютерных сетей).

Студенты должны уметь:

  • осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях, файловых структурах

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.

Цели занятия:

  • формирование умений в соответствии с требованиями ФГОС: осуществления поиска информации в базах данных, компьютерных сетях, файловых структурах;

  • контроль и коррекция знаний по теме «Поисковые системы»;

  • формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.


Этапы занятия

  1. Организационный момент.

  2. Входной контроль.

  3. Инструктаж и самостоятельное выполнение практической работы.

  4. Подведение итогов занятия.


Методические указания к выполнению практической работы

  1. Ознакомиться с содержанием работы.

  2. Изучить теоретические сведения.

  3. Выполнить задания.

  4. Ответить на контрольные вопросы.

  5. Сформулировать и записать вывод о проделанной работе.



Содержание работы:

Задание №1

  1. Загрузите Интернет.

  2. С помощью адресной строки выйдите на образовательный портал и дайте ему характеристику .

Электронный адрес портала

Характеристика портала

1

edu.ru


2

school.edu.ru


3

window.edu.ru


4

school-collection.edu.ru


5

katalog.iot.ru


6

kidsworld.ru


7

ege.edu.ru


8

en.edu.ru


9

ict.edu.ru


Задание №2

  1. Загрузите страницу электронного словаря Promt- ver-dict.ru.

  2. Из раскрывающегося списка выберите Русско-английский словарь (Русско-Немецкий).

  3. В текстовое поле Слово для перевода: введите слово, которое Вам нужно перевести.

  4. Нажмите на кнопку Найти.

  5. Занесите результат в следующую таблицу:

Слово

Русско-Английский

Русско-Немецкий

Информатика



Клавиатура



Программист



Монитор



Команда



Винчестер



Сеть



Ссылка



Оператор





Задание №3

  1. Загрузите страницу электронного словаря- efremova.info.

  2. В текстовое поле Поиск по словарю: введите слово, лексическое значение которого Вам нужно узнать.

  3. Нажмите на кнопку Искать. Дождитесь результата поиска.

  4. Занесите результат в следующую таблицу:



Слово

Лексическое значение

Пневмония


Видеокарта


Железо


Медь


Скальпель


Препарат




Задание №4

С помощью одной из поисковых систем найдите информацию и занесите ее в таблицу:

Личности 20 века

Фамилия, имя

Годы жизни

Род занятий

Джеф Раскин



Лев Ландау



Юрий Гагарин



Альберт Эйнштейн



Стив Джобс



Фон Нейман



Олег Даль



Альберто Франчетти





Задание №5

Заполните таблицу, используя поисковую систему Яндекс: yandex.ru.

Слова,

входящие в запрос

Структура запроса

Количество

найденных

страниц

Электронный адрес первой найденной ссылки

Информационная

система

Информационная! Система!



Информационная + система



Информационная - система



«Информационная система»



Персональный

компьютер

Персональный компьютер



Персональный & компьютер



$title (Персональный компьютер)



$anchor (Персональный компьютер)





Задание №6 Сделать вывод о проделанной работе.

Задание на дом.


  • Конспект.

  • Ответить на вопросы:

1) Для просмотра web-страниц необходима программа:

a) Драйвер

b) Браузер

c) Интернет

d) Поисковая система


2)Существуют следующие виды запросов (указать лишнее):

a) Простой

b) Параметрический

c) Промежуточный

d) С вычисляемыми полями


3)Запросы, позволяющие выполнять выборку на основе условий создаются с помощью…

a) Мастера

b) Конструктора

c) Фильтрации

d) Поисковой системы


4)Выберите верную команду поиска информации в текстовом документе

a) Пуск - Найти

b) Окно - Поиск

c) Главная - Поиск

d) Главная - Найти


5)В файловой структуре поиск файлов можно осуществлять по следующим критериям (указать лишнее)

a) По имени

b) По типу

c) По структуре

d) По объёму


6) При поиске в текстовых документах можно выбрать следующие параметры поиска (указать лишнее)

a) Пишется как

b) Направление

c) Учитывать регистр

d) Все словоформы


7)Выберете верный алгоритм поиска информации в файловой структуре:

a) Пуск - Программы - Стандартные - Найти

b) Пуск - Программы - Стандартные - Поиск

c) Пуск - Стандартные - Поиск

d) Пуск - Поиск


8)Выберите из перечисленного списка, поисковые системы сети Internet:

a) Google

b) Aport

c) Mail

d) Netscape Navigator


9)При поиске информации в сети Internetобязательно учитывается регистр написания поисковых слов:

a) Да

b) Нет


10) В текстовом документе при поиске слова «дом», найдутся ли слова «домашний» и «домой», если параметры поиска стоят по умолчанию:

a) Да

b) Нет


Интернет ресурсы:

  1. infohappy.ru/v_pomosch_uchitelu_informatiki.html

  2. alleng.ru

  3. informatika.na.by

  4. metod-kopilka.ru

  5. metodika1.ucoz.ru

  6. info.h16.ru/



Приложение 1

Корневой каталог - это ... .

- каталог, который содержит файлы.

- каталог, который вложен в другие каталоги.

- каталог, который не содержит файлы.

+ каталог, который не вложен ни в какие другие каталоги.

Последовательно записанные имя логического диска, путь к файлу и имя файла зто - ....

- стандартное имя файла

- дерево каталогов

+ полное имя файла

- список файлов

Файловая структура это - ....

- устройство жесткого диска.

- функциональная часть ОС, обеспечивающая выполнение над файлами

- поименованная однотипная информация на носителе.

+ вся совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними

Каталог, вложенный в другой каталог называется - ....

+ подкаталогом.

- вложенным файлом.

- корневым каталогом.

- каталогом высокого уровня

Поименованная однотипная информация на носителе называется ...

+ файлом

- файловой системой

- жестким диском

- файловым менеджером

Из каких частей состоит файл?.

- из файловой системы

- из названия файла

+ из имени файла и расширения

- из имени файла и иконки (значка) файла

Второй по величине элемент файловой структуры это - .

- файл

+ каталог

- диск

Расширение указывает на то, ....

+ информация какого типа хранится в файле.

- где размещается файл.

- как называется файл.

- какие действия можно выполнить с файлом.

Для того, чтобы открыть папку, необходимо ...

- установить указатель мыши на эту папку и выполнить одиночный щелчок левой кнопкой мыши

- установить указатель мыши на эту папку и выполнить одиночный щелчок правой кнопкой мыши

+ установить указатель мыши на эту папку и выполнить двойной щелчок левой кнопкой мыши

- установить указатель мыши на эту папку и выполнить двойной щелчок правой кнопкой мыши

Каким знаком отделяется расширение от имени файла?

+ Точкой

- Запятой

- Двоеточием

- Точкой с запятой






Приложение 2

Теоретический дополнительный материал

В настоящее время существует множество справочных служб Интернет, помогающих пользователям найти нужную информацию. В таких службах используется обычный принцип поиска в неструктурированных документах- по ключевым словам.

Поисковая система- это комплекс программ и мощных компьютеров, способные принимать, анализировать и обслуживать запросы пользователей по поиску информации в Интернет. Поскольку современное Web-пространство необозримо, поисковые системы вынуждены создавать свои базы данных по Web- страницам. Важной задачей поисковых систем является постоянное поддержание соответствия между созданной информационной базой и реально существующими в Сети материалами. Для этого специальные программы (роботы) периодически обходят имеющиеся ссылки и анализируют их состояние. Данная процедура позволяет удалять исчезнувшие материалы и по добавленным на просматриваемые страницы ссылкам обнаруживать новые.

Служба World Wide Web (WWW)- это единое информационное пространство, состоящее из сотен миллионов взаимосвязанных электронных документов.

Отдельные документы, составляющие пространство Web, называют Web-страницами.

Группы тематически объединенных Web-страниц называют Web-узлами (сайтами).

Программы для просмотра Web-страниц называют браузерами (обозревателями).

К средствам поисковых систем относится язык запросов.

Используя различные приёмы можно добиться желаемого результата поиска.

!- запрет перебора всех словоформ.

+- обязательное присутствие слов в найденных документах.

-- исключение слова из результатов поиска.

&- обязательное вхождение слов в одно предложение.

~- требование присутствия первого слова в предложении без присутствия второго.

|- поиск любого из данных слов.

«»- поиск устойчивых словосочетаний.

$title- поиск информации по названиям заголовков.

$anchor-поиск информации по названию ссылок.










Лист регистрации изменений

№ измене-ния

Номера листов (страниц)

Всего листов (страниц) в документе

Вход. № сопроводитель-ного документа и дата

Подпись

ответствен-ного за внесение

Дата

Изменен-ных

Новых

Аннулиро-ванных
















































































Должность

Фамилия/Подпись

Дата

Составил

Преподаватель

Сорокина С.В.


Согласовал

Председатель ЦМК

Зав. научно-методическим отделом

Сорокина С.В.

Маркевич М.П.


Версия: 1.0



Стр.1из 16


© 2010-2022