Использование мультимедийных технологий для повышения познавательной активности студентов

Мультимедиа не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед обучающимися открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком. Некоторые из этих языков пространственно - ориентированы (текст, графика), в то время как другие ориентированы на время (звук, анимация и видео).   Мультимедиа как дидактическое средство, способствующее освоению обучающимися у...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Использование мультимедийных технологий для повышения познавательной активности студентов

Е.А.Струкова, преподаватель информатики и ИКТ.

ГБОУ СПО «Армавирский машиностроительный техникум» Краснодарского края

Развитие общества идет параллельно с информатизацией, это отражается во всех сферах жизни и профессиональной деятельности людей. Информатизация общества в современных условиях предусматривает обязательное применение компьютеров образовании, что призвано обеспечить компьютерную грамотность и информационную культуру студентов. В настоящее время электронные ресурсы и Интернет стали неотъемлемой частью повседневной жизни общества. Распространившись в сфере средств массовой информации, науки и техники, в области развлечения, досуга, они постепенно внедрились и в систему общего образования. Процесс обучения сегодня уже нельзя представить без обращения преподавателя и студента к компьютеру и Интернету.

Практически все представители современной молодежи являются уверенными пользователями ПК и Интернета. Порой они разбираются в этом даже лучше самих педагогов. Учащиеся уже давно привыкли к общению в виртуальном пространстве, компьютерным играм. Современные образовательные учреждения оснащены компьютерными классами, интерактивными досками, беспроводным доступом в Интернет, лицензионными компьютерными программами. Тем самым созданы условия для модернизации самих образовательных программ. В учебно-методических материалах, которыми сегодня пользуются педагоги, содержатся необходимые основания для применения электронных технологий и Интернет - ресурсов в образовательном процессе.

Возросшая производительность персональных компьютеров сделала возможным достаточно широкое применение технологий мультимедиа.

В переводе с английского multimedia - многокомпонентная среда, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в режиме диалога и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Изобразительный ряд, включая образное мышление, помогает студенту целостно воспринимать предлагаемый материал. Появляется возможность совмещать теоретический и демонстрационный материалы. Тестовые задания уже не ограничиваются словесной формулировкой, но и могут представлять собой целый видеосюжет.

Мультимедиа не только обеспечивает множественные каналы подачи информации, но и создает условия, когда различные среды дополняют друг друга. Перед обучающимися открываются огромные возможности в творческом использовании каждой индивидуальной среды, обладающей своим языком. Некоторые из этих языков пространственно - ориентированы (текст, графика), в то время как другие ориентированы на время (звук, анимация и видео).

Кроме того, выделяются условия эффективного применения мультимедиа в учебном процессе. К таким условиям относятся следующие:

- построение занятий в соответствии с дидактическими возможностями мультимедиа;

- оптимальный подбор педагогических мультимедийных программ и их сочетаний в соответствии с целями занятия, уровнем подготовки студентов, особенностями подлежащего освоению учебного материала;

- соблюдение общенаучных и дидактических правил применения мультимедиа.

Мультимедиа как дидактическое средство, способствующее освоению обучающимися учебной деятельности, влияет на развитие основных сфер индивидуальности обучающегося. Стимулирующий этап модели освоения учебной деятельности предполагает воздействие на мотивационную сферу; на этом этапе происходит влияние на волевую сферу; обучающий этап охватывает интеллектуальную и предметно-практическую сферы индивидуальности обучающегося; этап самореализации предполагает формирующее влияние на эмоциональную сферу индивидуальности обучающегося.

Таким образом, в настоящее время активно исследуются различные аспекты использования мультимедиа в образовании, выделяются технические и психолого-педагогические особенности мультимедийных технологий, подчеркивается необходимость их целенаправленного и продуктивного применения в учебно-воспитательном процессе среднего профессионального образования. Большинство педагогов и психологов отмечают, что современные информационные технологии, в том числе и мультимедиа, открывают о доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов, которые позволяют повысить эффективность обучения.

Поиск информации (как текстовой, так и визуальной) для презентации осуществляется учащимися в основном в Интернете. Использование ими сомнительных ресурсов (сайтов готовых рефератов; сайтов, содержащих псевдо-научную информацию) случается довольно часто по причине несформированной компьютерной и Интернет -грамотности. При подготовке материала для презентации студент будет обращать внимание на используемые источники, зная, что преподаватель поинтересуется у него, откуда была добыта та или иная информация.

Именно такой подход к заданиям позволяет избежать бездумного скачивания учащимися материала из Интернета, который они могут даже не прочитать полностью. Решение нестандартной исследовательской задачи в сочетании с уже привычной для молодых людей работой на компьютере, навыки которой они с удовольствием демонстрируют, формирует у них познавательную активность, которая может из ситуативной впоследствии перерасти в устойчивую учебную мотивацию.

Навыки владения компьютером играют важную роль в эффективном использовании электронных презентаций для формирования познавательных интересов и активности студентов.

Создание презентации - это целенаправленная самостоятельная деятельность по освоению знаний, которые необходимо кратко и наглядно представить в электронной текстовой и визуальной форме.

Таким образом, использование электронных презентаций в учебном процессе способствует повышению познавательной активности учащихся, так как совместно с уже сформированными и развитыми умениями пользоваться ПК, дающими определенную уверенность в собственных силах, и позитивным эмоциональным восприятием задания, они помогают закрепить интерес к самостоятельно найденной и систематизированной информации.

Активность, самостоятельность, инициативность, творчество являются ведущими в определении направленности развития личности в современных условиях. Проблема развития познавательной активности студентов является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.

Мультимедийные презентации можно использовать на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. В основном применяются такие формы подачи материала и оценивания знаний с помощью информационных технологий, как информационно-обучающие программы, тесты, проекты, наглядные пособия, слайдовые презентации, видеоуроки. Возможности мультимедиа делают уроки яркими и интересными. Конкретно-наглядная основа урока позволяет сделать обычные учебные занятия легко запоминающимися.

Компьютерные информационные технологии дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала (набор слайдов-иллюстраций, репродукций, портретов, фотографий, раздаточного и справочного материала, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке). На уроке студенты могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, побывать на экскурсии в музеях, театрах, на концертах.

Преподаватель может превратить презентацию в увлекательный способ вовлечения студентов в образовательную деятельность, может проявить свое творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Презентация может стать своеобразным планом урока, его логической структурой, отражением самых интересных моментов темы.

Компьютерные технологии представляют широкие возможности как для преподавателя в процессе подготовки и проведения уроков, так и для развития творческого потенциала студентов, организации их самостоятельной познавательной деятельности

Литература:

1. Захарова И.Г. "Информационные технологии в образовании", М, Издательский центр "Академия", 2005 г - 192 с

2.Казарова А. В., Демченко С. А., Организация виртуального пространства как новый этап развития системы образования // Дискуссия. 2013. № 7 (37). С. 125-128.

2.Онипко А. А. Образовательные потребности и траектории современной молодежи // Дискуссия. 2013. № 2(32). С. 64-67

3.Полат Е.С. "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования", М, Издательский центр "Академия", 2005 г - 272 с.


© 2010-2022