Доклад на тему Роль электронного учебника в повышении качества образования

Электронный учебник как средство формирования навыков самостоятельного добывания знаний 21 век набирает обороты. Меняются стереотипы, стандарты… Не секрет, что 21 век – это век процветания компьютерной, телекоммуникационной техники и технологии. Мы находимся на пороге перехода общества из индустриальной фазы развития в информационную. Владение информационными технологиями становится в современном мире для каждого человека в один ряд с такими, как умение писать и читать. Чтобы реально воплотить в...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Электронный учебник как средство формирования навыков самостоятельного добывания знаний

21 век набирает обороты. Меняются стереотипы, стандарты…

Не секрет, что 21 век - это век процветания компьютерной, телекоммуникационной техники и технологии. Мы находимся на пороге перехода общества из индустриальной фазы развития в информационную. Владение информационными технологиями становится в современном мире для каждого человека в один ряд с такими, как умение писать и читать.

Чтобы реально воплотить в жизнь задачи образования, необходимо устранить противоречия между «желаниями и возможностями», «необходимостью и потребностью», «обучением и учебой».

Любое цивилизованное государство, думая об успешном экономическом процветании в первую очередь, обращает внимание на образование, иными словами «Богатство страны - в образовании населения».

Повышение качества образования - приоритетное направление в деятельности любого образовательного учреждения, поскольку именно этот критерий позволит системе образования трансформироваться в новое состояние, обеспечивающее достойный уровень обучения и воспитания, адекватный потребностям развивающейся личности и рынка труда.

Одной из важнейших проблем является вопрос обеспечения учебного процесса пособиями и учебниками нового поколения. Особо остро эта проблема встала по спецдисциплинам, при подготовке специалистов по техническим специальностям, так как практика доказывает невозможность подготовки квалифицированного специалиста без внедрения в учебный процесс методов и средств современных информационных технологий.

В связи с переходом на новые стандарты образования особое значение приобретает личностно-ориентированный подход в обучении. Очень важно создать каждому обучающемуся комфортные условия и темп деятельности, предоставляя ему больше самостоятельности, не снижая при этом ответственности за конечный результат. Знания - это не застывшая конструкция, они имеют способность устаревать, поэтому важнейшей является задача сформировать навыки самостоятельного добывания новых знаний, основываясь на уже полученных. В связи с этим резко меняется роль учителя в процессе обучения, теперь он - организатор деятельности, консультант. В формировании высокой мотивации учения, а также таких качеств как самостоятельность, целеустремленность роль электронных образовательных ресурсов трудно переоценить.

Структура электронного учебника

Главное отличие электронных образовательных ресурсов от традиционных учебников на бумажном носителе состоит в том, что он содержит гораздо больше информационного массива, а также может содержать материал иллюстративного и визуального характера, например видеофильмы с производства, фрагменты лекционного материала, мультимедийные вставки.

Преподаватели нашего колледжа находятся в постоянном поиске нетрадиционных форм обучения, который направлен на придание учебно-воспитательному процессу большей гибкости, оперативности.

В качестве средства обучения активно применяются информационно-коммуникационные технологии (персональный компьютер, мультимедийные средства, интерактивные средства), создаются пакеты обучающих программ, электронные учебники, тестовые задания, презентации.

Электронные учебники могут быть разных версий, что обеспечивает вариантность, мобильность и гибкость в преподавании дисциплины.

Кроме того некоторые электронные учебники представляют следующие дополнительные информационно - технические возможности: отвечать на тесты и получать соответствующую своему ответу оценку, копировать тексты, рисунки, изменять размеры объектов, графиков, схем на экране, осуществлять возврат к ранее открытому модулю, заданию, тесту, выводить на принтер нужную информацию и многое другое.

(СЛЮСАРЬ) Для металлургических специальностей колледжа преподавателями, при активном участии студентов, был разработан электронный образовательный ресурс, который позволяет производить расчет давления металла на валки или усилия прокатки для станов холодной прокатки. Он содержит теоретический материал по теме «полное и среднее давление металла на валки», описание методики расчета полного и среднего давления металла на валки при холодной прокатке по Стоуну, справочные данные для сталей производства ОАО «НЛМК» необходимые для расчетов.

(ПЛАТИЦЫН) ЭОР «СТАН 2000» создан для специальности «Монтаж и техническая эксплуатация технологического оборудования (по отраслям)» и используется при изучении дисциплины «Технологическое оборудование». Данные ресурс позволяет понять общий технологический процесс прокатки полосы на стане 2000 ОАО «НЛМК», увидеть состав технологического оборудования входящего в стан 2000, рассмотреть общую конструкцию данного оборудования и конструкцию некоторых узлов. Ресурс содержит кинематические схемы механической части оборудования, фото машин стана 2000.

(МАСЛОВА) Структура электронного образовательного ресурса по дисциплине Информатика и ИКТ включает в себя:

1. Теоретическую часть, которая представляет собой краткий конспект, предназначенный для самостоятельного изучения студентами а так же мультимедиа приложения с анимационной обработкой. Учащийся из предложенного списка тем выбирает нужную и просматривает основные понятия, изучает решения наиболее типичных задач.

2. Практическую часть, в которой содержатся контрольные вопросы, задачи, задания лабораторно-практических работ для самостоятельного выполнения.

3. Тестовый самоконтроль знаний, включающий промежуточное и итоговое тестирование с целью проверки качества усвоения учебного материала.

Электронное пособие «Ремонт и обслуживание оргтехники» был создан на базе программного продукта Auto Play Menu Builder. На титульной странице находятся ссылки: об учебнике, теоретические сведения, практические задания, контроль знаний, разработчик. Для просмотра теоретического материала нужно выбрать раздел и тему. После изучения материала выполняются лабораторно практические работы. Также в учебники имеется наличие видео материала, который позволяет при изучении теоретического, увидеть прохождение каких-либо процессов.

Отличие от организации предыдущего заключается в том, что лекционный материал и лабораторно-практические работы открываются в текстовом редакторе MS Word. Это позволяет не зная программного продукта Auto Play Menu Builder легко изменять какие-то сведения в лекционном и практическом материале.

Электронное пособие для междисциплинарного курса «Установка и конфигурирование периферийного оборудования» профессионального модуля «Применение микропроцессорных систем, установка и настройка периферийного оборудования» в рамках внедрения ФГОС по специальности СПО Компьютерные системы и комплексы

Электронный ресурс также был создан на базе программного продукта Auto Play Menu Builder. На титульной странице находятся ссылки:

  • «Тематический план», при выборе которой отображается тематический план дисциплины.

  • «Содержание курса», при выборе этой ссылки открывается страница электронного пособия, на которой отображаются все темы. Для того чтобы отобразился теоретический материал необходимо выбрать тему и одинарным щелчком мыши открыть ее. При переходе с темы на тему внизу страницы меняется анимация, отображаются периферийные устройства разных типов.

  • «Проект». На данной странице представлены примерные темы проектов, а также есть ссылка на ранее созданные творческие работы студентов. Итоговым заданием по окончанию изучения дисциплины является разработка и создание проекта по теме техническое обслуживание и ремонт одного из периферийных устройств. В ходе изучения дисциплины, используя данный электронный учебник, для разработки проекта обучающиеся готовят материал по установке, наладке, диагностике, и ремонту периферийного оборудования.

  • «Автор»,

  • «Выход»

(РАДЧЕНКО) ЭОР учебной дисциплины «Основы проектирования баз данных» состоит из трех отдельных модулей

- теоретического;

- практического;

- диагностического

Теоретический и практический модули предназначены для преподавателей и студентов в качестве учебно-методического пособия при изучении основ проектирования баз данных, а так же при получении практических навыков работы с базами данных и самопроверки знаний при подготовке к лабораторно-практическим и контрольным работам.

Модули разработаны в формате CHM и оформлены в удобном виде электронной книги.

(МОСКАЛЕВА) Также по дисциплинам … разработаны тестирующие программы, которые имеют широкий набор возможностей: вставлять текст, рисунки и видео, возможность выбора одного или нескольких правильных ответов, вопросы на соответствие, ввод ответа с клавиатуры.

Тестирующие программы позволяют студентам готовиться к сессии и в колледже и дома, и успешно сдавать зачеты и экзамены.

Электронный образовательный ресурс позволяет активизировать самостоятельную деятельность студентов при изучении новой темы, а также выполнении практических заданий. У учащихся повышается способность к анализу, обобщению и систематизации новых знаний. Вопрос о дисциплине отпадает сам собой.

Разработанные электронно-образовательные ресурсы активно используются в учебном процессе колледжа

ВИДЕО

(КРАСНИКОВА) Использование ЭОР на уроках физики позволяет студентам быстро и с интересом усваивать большой объем научно-познавательной информации, уроки становятся увлекательными, качество знаний заметно повышается. Электронное пособие содержит: лекции, анимационные презентации, примеры решения задач и задачи для самостоятельного решения, виртуальные практические и лабораторные работы по всем разделам физики, а также тесты. Этот ресурс позволяет использовать его по локальной сети.

(РАДЧЕНКО) ЭОР учебной дисциплины общепрофессионального цикла «Основы проектирования баз данных» предназначен для освоения студентами профессиональных знаний, умений и навыков, обеспечивающих реализацию требований, предъявляемых к специалисту-технику по информационным системам.

Основное преимущество - простота в использовании, возможность локального и сетевого применения, минимальные требования к ресурсам для разработки и функционирования.

ЭОР успешно внедрен в учебный процесс колледжа и активно используется при выполнении курсовых и дипломных проектов по специальности Информационные системы

Для учащихся электронный учебник - это база данных, которую можно дополнять самостоятельно в течение всех лет обучения и целенаправленно готовится к выпускным экзаменам.

Для преподавателя - это открытая методическая система, которую он может развивать и дополнять материалами из собственного педагогического опыта.

Поэтому в целях совершенствования учебного процесса необходимо налаживать выпуск электронных учебников и интерактивных приложений.

Роль учителя в учебном процессе по-прежнему остается ведущей, но в соответствии с требованиями времени мы должны все больше внимания уделять самостоятельному добыванию знаний учащимися. В свете этой задачи роль электронных учебников становится все более значимой.

© 2010-2022