Доклад: Формы контроля знаний и умений учащихся на уроках информатики

 Доклад: "Формы контроля знаний и умений учащихся на уроках информатики" За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными (особенно это относится к информационным технологиям), а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком ...  
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад: "Формы контроля знаний и умений учащихся на уроках информатики"

Учитель информатики

опорной школы (РЦ) им. М. Макатаева

Ким Татьяна Геннадиевна

Шуский район Казахстан

За последнее время в мире изменились приоритеты образования. Если прежде ценились знания сами по себе, то теперь на первое место вышли общеучебные умения: умения приобретать и эффективно использовать знания. Причины понятны: в настоящее время знания быстро устаревают или оказываются недостаточными (особенно это относится к информационным технологиям), а значит, нужно овладеть способами их обновления и пополнения. От того, как ученик может применить эти знания, насколько он компетентен в широком внешкольном контексте, зависит его будущее самоопределение. Это не только умение добывать и применять знания, это коммуникативные навыки, навыки самоконтроля и самооценивания, развитие творческих способностей.

Контроль знаний - это проверка знаний данного ученика, предусматривающая их оценку только по результатам его личной учебной деятельности. Максимально учитываются индивидуальные особенности учащихся. Контроль должен быть объективным, требовательным, без заметных искажений истинной картины знаний ученика. Даже при доброжелательном к ним отношении многие ученики волнуются и отвечают хуже, чем знают, что трудно учесть при выставлении оценки.

Одной из главных задач в моей работе является планирование контроля качества знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования, методических приемов, форм организации деятельности учащихся на уроках и внеурочное время.

Необходимо учитывать, что контроль должен быть систематическим, регулярным на протяжении всего времени обучения школьника в учебном году. Он должен быть всесторонним, охватывать все разделы программы. Систематический учет знаний и умений школьников позволяет своевременно "обнаружить пробелы в воспитании, осознании и осмыслении, обобщении и систематизации знаний, применении их на практике…". Для этого я используются различные формы и методы контроля.

Можно выделить следующие виды контроля:

  • текущий,

  • периодический,

  • итоговый,

  • самоконтроль.

Назначение текущего (формирующего) контроля - проверка усвоения и оценка результатов каждого урока, постоянное изучение учителем работы всего класса и отдельных учеников. По результатам этого контроля учитель выясняет, готовы ли учащиеся к усвоению последующего учебного материала. Отличительной особенностью текущего контроля является его проведение на всех этапах изучения темы или раздела: ознакомления с учебным материалом, формирования и развития знаний и умений, их закрепления и углубления. Необходимо применять разнообразные формы и средства проверки в их рациональном сочетании: фронтальные и индивидуальные, устные и письменные, рассчитанные на весь урок или его часть.

Периодический (тематический) контроль проверяет степень усвоения материала за длительный период (четверть, полугодие) или материала по изученному разделу отдельным учащимся и классом в целом, когда знания в основном сформированы, систематизированы. Данный вид проверки проводится обычно в сочетании с текущей проверкой.

В содержание контроля должны войти основные вопросы темы, которые отбираются в соответствии с требованиями к результатам обучения и зафиксированы в программе. Тематический контроль может проводиться как в форме письменной контрольной работы, так и в форме зачетных занятий по пройденной теме. При проведении тематического контроля часть заданий должна соответствовать деятельности по образцу, а часть - деятельности в новых ситуациях, что предоставит каждому ученику возможность полностью проявить себя и показать уровень своей подготовки по теме.

Итоговый контроль производится накануне перевода в следующий класс или ступень обучения. Его задача - зафиксировать минимум подготовки, который обеспечивает дальнейшее обучение. Знания по итогам изучения темы могут быть оценены положительно, если учащиеся овладели всеми основными элементами программного материала.

(Пример итоговой практической работы «WORD, EXCEL»)

Самоконтроль вместе с самооценкой осуществляются учащимися постоянно в процессе обучения. Необходимо, чтобы в ходе каждой проверки учащийся не только узнал, чему он научился, какие ошибки допустил, что не усвоил, но и осознал справедливость оценки, поставленной учителем, понимая, как можно самостоятельно оценивать свои знания. Для этого необходимо знакомить учащихся с критериями оценки, постепенно развивать умения содержательно оценивать свои знания.

При проведении контроля я подготавливаю разноуровневые задания, использую групповую работу учащихся. Сильный ученик может выступать в роли учителя или его ассистента. В этом случае идёт не только шлифовка знаний, но их более глубокое осмысление, формируется навык применения знаний на практике, воспитываются организаторские способности. Ассистенты могут выполнять следующие функции:

проверка заданий, выполненных учащимися, рецензирование выполнения работы;

помощь слабым учащимся при работе над ошибками после контрольных и самостоятельных работ;

выполнение обязанностей консультантов в процессе группой работы, при проведении лабораторных и практических работ;

обобщение при подведении итогов урока.

Нетрадиционные формы контроля:

Головоломки

Головоломка опирается на широко известные сведения или сведения, до которых можно додуматься в процессе решения.

Обычно в начале урока приходится решать проблему активизации внимания учащихся, быстрого вхождения в рабочий ритм. Для этого можно использовать различные приёмы. Один из них, хорошо подходящий как для математики, так и для информатики: предложить головоломку, которая решается в течение одной минуты. Это заставляет сосредоточиться и приготовиться к дальнейшей плодотворной работе.

Анаграммы

- НИМОТОР (монитор)
- ПЬЮРОМТЕК (компьютер)
- СВИТЕРЧЕН (винчестер)
- ТАКСИЕД (дискета)

Ребусы

Загадочный ребус позволяет вспомнить понятие или процесс. При отгадывании ребусов, можно задавать дополнительные вопросы: «дайте определение», «объясните свойства» и т.д.

Богатый материал для диагностики и последующей коррекции знаний мне дают индивидуальные задания на моделирование, а также межпредметные задания (метод проектов). В начале изучения темы учащимся предлагается выполнить проект или творческую работу. Ученик выполняет работу в течение нескольких уроков, затем на итоговом уроке происходит защита проектов. Для этого урока должен постараться учитель, подобрать нестандартные творческие задания учащимся.

Кроссворды

Решение кроссвордов - полезное умственное занятие при контроле знаний. Они позволяют одновременно вспомнить забытые и приобрести новые знания.

Методы проверки знаний:

  • наблюдение,

  • пользование книгой,

  • устный контроль,

  • письменная проверка,

  • практическая работа,

  • дидактические тесты.

Наблюдение, то есть систематическое получение данных о знаниях и развитии ученика, осуществляется учителем в процессе ежедневной работы. Этот метод дает определенные сведения об уровне знаний учеников, об их умении организовать свое рабочее место, порядок работы, об их работоспособности и самостоятельности. Целесообразно проводя наблюдение учитывать индивидуальные особенности учащихся, связанные с их темпераментом, возрастом, полом, интересом к учебе, отношением к собственным успехам. Результаты наблюдений учитываются учителем при работе и общей оценке ученика. Самым большим недостатком данного метода является большая доля субъективизма и интуиции.

Пользование книгой как метод проверки знаний и умений учащихся, чаще всего применяется при изучении языков и при проверке навыка поиска информации. Проверка последнего чаще всего осуществляется на уроках информатики в младших классах.

Устный контроль, как правило, состоит в ответах учеников на вопросы учителя на уроках, экзаменах, зачетах. На уроках применяются устные индивидуальные, групповые, фронтальные, комбинированные опросы. Основной формой устного опроса является беседа. Целесообразно применять различные техники опроса: карточки, игры, технические средства. Необходимо сводить к минимуму субъективизм учителя при применении данного метода.

Письменный контроль позволяет глубоко и эффективно проверить знания учащихся. При письменном опросе используются перфокарты, пособия с печатной основой, дидактические карточки, программированный опрос. Основными формами проведения письменного контроля являются домашние, классные, самостоятельные и контрольные работы. Одним из условий проведения письменного контроля является умелое недопущение посторонней помощи, которая оказывает влияние на снижение уровня объективности оценки за классные работы, без учета моральных последствий. При проведении контроля целесообразно разбивать контролирующие вопросы на блоки по уровню сложности.

Практические методы контроля имеют целью проверить практические умения, навыки учеников, способность применять знания при решении конкретных задач. Они представляют собой проведение опытов, эксперимента, решение задач, составление схем, карт, чертежей, составление программ, изготовление приборов и пр. Этот метод проверки удовлетворяет принципу связи обучения с практикой, с жизнью, ориентирует ученика на применение знаний. На сегодняшний день, данный метод контроля является наиболее современным и жизнеспособным.

Дидактические тесты возникли на основе психологического тестирования и программированного обучения. Преимущества тестового контроля - объективность. Этот вид контроля снимает субъективизм эксперта - учителя, который имеет место в других методах.

Рано или поздно перед каждым преподавателем встает проблема: как добиться объективности и положительного воспитательного эффекта оценки? Эту проблему мы решаем путем использования разнообразных форм контроля на уроках, классификация которых приведена в таблице № 1.

Таблица № 1. "Формы контроля знаний"

Индивидуальный контроль (контроль учителем)

Взаимоконтроль

Самоконтроль

1.Устный опрос.

2.Зачет (устный, письменный).

3.Домашняя работа (контрольная, творческая).

4.Самостоятельная работа (воспроизводящая; реконструктивно - вариативная; эвристическая; творческая)

5.Диктант (компьютерный, цифровой).

6.Контрольная работа, лабораторная работа, контролирующая программа.

7.Тесты (на бумаге, на ПК).

1.Устный опрос (в парах, в группах).

2.Проверка самостоятельной работы по эталону (образцу), четкие критерии оценок.

1.Используя эталон или опорный конспект, справочный материал.

2.Тестирование.

Формы контроля результатов обучения, используемые нами в работе, можно разделить на два типа: "проверка за столом" и "проверка за компьютером".

"Проверка за столом" включает формы, используемые учителями по другим предметам, а также специфические формы контроля. Например, устный опрос: фронтальный и индивидуальный (позволяет акцентировать внимание ребят на основных положениях пройденной темы).

Устный и письменный зачет в конце каждой глобальной темы позволяет проверить знания ребят в целом, в системе. Только сдав зачет, ученики могут приступить к работе на ЭВМ. Это является сильнейшим побудительным стимулом у ребят.

Домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, мы даем одну - две домашних контрольных работы в течение учебного года (каждому ученику дается свой вариант). Для формирования разносторонне-развитой личности необходим такой вид работы, как творческое домашнее задание. Здесь с успехом может быть использован метод проектов, широко применяющийся в наше время.

Использование различных видов самостоятельных работ разнообразит урок. На первом этапе формирования знаний используется воспроизводящая самостоятельная работа - "решение по аналогии". Умение действовать по образцу не приходит само по себе, а требует специальных приемов учителя. В частности, важно осуществить - особенно при решении задач - классификацию материала, обеспечивающую постепенное развитие такого умения.

На следующем этапе формирования знаний можно применить реконструктивно-вариативные самостоятельные работы. Например, определить результат выполнения алгоритма или программы теоретически - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний. Задания на составление алгоритма решения задачи позволяют развивать у учащихся логический, конструкторско-аналитический и абстрактный способы мышления.

Предложение идеи поиска решения задачи на оценку в группах - вызывает целый всплеск рассуждений, приводящий к нужному результату. Если вдруг не получилось у одного, то вместе проблема - задача решается достаточно быстро. На этом этапе очень хорошо реализуются межпредметные связи путем решения задач с различным содержанием, где каждому может быть предоставлена возможность проявить свои знания и способности.

Решение задачи на сообразительность, скорость - позволяет проверить помимо знаний и пользовательские умения работы на ЭВМ.

Творческая самостоятельная работа не только проверит определенные знания, умения работы в некоторой области, но и разовьет творческие способности ребят, необходимые в современной жизни (например, создание кроссвордов в графическом редакторе).

Компьютерный диктант даст возможность проверить одновременно: знание учащимися раскладки клавиатуры и умение быстро набирать текст; умение пользоваться клавишами редактирования; знание операторов и команд языка программирования.

Особый вид контроля - цифровой диктант, который позволяет не только проверить уровень усвоения темы, а также способствует развитию логического мышления, внимания. В ходе такого диктанта учитель читает высказывание, если учащийся считает его истинным, он молча ставит в карточке 1, если нет - 0. Ответы группируются тройками чисел, например, 110, которые можно быстро проверить.

Контрольные и самостоятельные работы можно проводить в безмашинном варианте и с использованием вычислительной техники. Различные виды лабораторных работ формируют компьютерную грамотность.

Планируемые нами результаты обучения, заданные в виде конкретных требований к знаниям и умениям обучающихся, позволяют использовать такую форму контроля, как тесты. Тестовые задания удобно использовать и при организации самостоятельной работы в режиме самоконтроля, при повторении учебного материала. Тесты обеспечивают возможность объективной оценки знаний и умений обучающихся в баллах по единым для всех учеников критериям.

Используются разные формы текущего и итогового контроля:

  • проверка остаточных знаний;

  • тестирование;

  • разноуровневая самостоятельная работа;

  • контрольная работа;

  • практическая работа;

  • индивидуальная домашняя работа;

  • творческий проект.

Проверка остаточных знаний

Основной замысел личностно ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъектного опыта учеников по рассматриваемой теме. Т.к. обучение информатике ведется с первого класса, учениками к 10-11 классу не только накоплен богатый собственный опыт, но и набор теоретических знаний по каждой теме, т.к. изучение каждой главы ведется по «спирали». Примером (см. приложение №1) реализации данного принципа на уроках информатики является проверка остаточных знаний. Эта форма письменной проверки знаний дает возможности подготовить учащихся к усвоению нового материала, обобщению и систематизации пройденного в курсе основной школы.

Тестирование

В школу стала внедряться на качественно новом уровне такая форма проверки знаний как тестирование. Тест представляет собой системы небольших по объему заданий, охватывающих в совокупности большой круг вопросов отдельных глав учебника информатики и курса в целом. В тестах нового поколения целенаправленно усилена ориентация на дифференцированную по степени сложности и уровню усвоения материала оценку предметных достижений учащихся. Тематические тесты, проводящиеся в конце изучения темы обязательно должны быть разноуровневыми. Примеры разноуровных тестов по темам «Аппаратное и программное устройство компьютера», «Информация и информационные процессы», «Представление чисел в памяти ЭВМ» представлены в приложении (см. приложение № 2). В разноуровневом тесте задания разбиты на три части, задания части А оцениваются 1 баллом, части В - двумя баллами, части С - 3 баллами. Ученикам заранее известно, что для получения 5 необходимо решить все задания части А и В и хотя бы одно из части С, четверки- все задания части А и не менее трех заданий из части В, тройки - только задания части А. Причем решение части А производится выбором правильного ответа из теста, части В - представлением только результата решения, части С - полным решением.

Разноуровневая самостоятельная работа

Система самостоятельных работ должна обеспечивать усвоение необходимых знаний и навыков и их проверку; отражать все основные понятия, предусмотренные программой; формировать приемы учебной работы; подводить учащихся к самостоятельному нахождению приемов; обеспечивать повторяемость одних и тех же вопросов в различных ситуациях.
Пример разноуровневой самостоятельной работы представлен в приложении (см. приложение № 3). Ученики имеют возможность выбрать задания для решения посильной трудности, набирая баллы. Оценивание результата производится по схеме:


Количество баллов

Оценка

Более 30

отлично

От 20 до 25

хорошо

От 10 до 15

удовлетворительно

Контрольная работа
Письменную проверку знаний и умений обучающихся в виде контрольной работы целесообразно проводить по таким темам как «Системы счисления», «Основы логики», что дает возможность получить информацию об умении учеников решать задачи. (См. приложение №4)
Итоговая практическая работа
Большую роль при проверке теоретических знаний и отработке навыков и умений работы в различных программах имеют практические работы. Они позволяют проверить навыки обучающихся при работе с прикладным программным обеспечением, например MSOffice . При разработке таких практических работ необходимо опираться на обязательный уровень подготовки учащихся.
Индивидуальные домашние задания

Домашняя работа позволяет систематизировать занятия по информатике. Помимо заданий на повторение и закрепление материала, можно предлагать творческие домашние работы с так называемыми открытыми заданиями, т.е. с такими заданиями, у которых нет, и не может быть заранее известных решений и ответов.

Таким образом, прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень обобщения знаний, установить межпредметные связи, что, в свою очередь способствует творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы, почувствовать уверенность в своих силах, пробуждать интерес к исследовательской работе. Это необходимый плацдарм для участников олимпиад всех уровней, для старшеклассников, занимающихся исследовательской работой и участников интеллектуальных игр.
Примеры творческих заданий для учеников 10-11 классов:

  • оцени роль информации в современном обществе и его структурах: экономической, здравоохранения, культурной;

  • проанализируй основные компоненты информационной культуры, которые необходимы специалисту (программист, медик, экономист) для работы;

  • представь модель ПК пятого поколения, Укажи его предполагаемые на ваш взгляд технические характеристики, принцип работы, области применения;

  • попытайся спрогнозировать развитие ОС. Что придет на смену графическому интерфейсу?

  • приведи как можно больше примеров тавтологических рифм;

  • сочини сказку о законопослушной логической переменной;

  • изобрази схематично организацию локальной сети вашего образовательного учреждения;

  • Приведи как можно больше аргументов за и против Интернета.

Творческий проект
Проект - это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках информатики, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. Творческая деятельность учащегося не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. В преподавании информатики и ИКТ метод проектов исключительно уместен, как одна из форм контроля.
Проект - программа позволяет проверить знания обучающихся по теме «Объектно-ориентированное программирование». Проект - сайт позволяет проверить знания обучающихся по теме «Основы языка гипертекстовой разметки документов».Проект - приложение позволяет проверить знания обучающихся по темам «Компьютерные презентации», «Базы данных». В гимназии уже отработана технология проведения защиты таких проектов. Выработаны чёткие критерии оценки, с которыми учащиеся предварительно ознакомятся. (См. приложение №6) Каждый школьник получает 2 оценки за свою работу, при этом оцениваются не только техническое выполнение проекта, но и его представление аудитории.
Закон РК "Об образовании" провозглашает в качестве одного из основных принципов государственной политики - адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Педагогический контроль является важнейшим компонентом педагогической системы и частью учебного процесса. Рано или поздно перед каждым учителем встает проблема: как добиться объективности и положительного воспитательного эффекта оценки? Особенности организации контроля на уроках информатики по технологии индивидуально-ориентированного способа обучения позволяют добиться не только высоких образовательных результатов, но и вовлекают каждого ученика в процесс само - и соуправления своим развитием.

Список литературы


1) Сидельникова Т.Т. Компьютерный контроль знаний при изучении социально - политических дисциплин // Педагогика. 2005. №4;

2) Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А., Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. - Мн.: "Хэлтон", 1998;

3) Тестов В.А. "Жесткие" и "мягкие" модели обучения // Педагогика. 2004. №8;

4) Зайцева О.Б. Информационная компетентность учителя образовательной области "Технология" // Педагогика. 2004. №7;

5) Теория и практика дистанционного обучения/ Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева; Под ред. Е.С.Полат. - М.: "Академия", 2004;

6) Педагогика: педагогические теории, системы, технологии:/С.А.Смирнова, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов, Т.И.Бабаева; Под ред. С.А.Смирнова - М.: "Академия", 1998; 512с.;

7) Педагогика/ Под ред. Л.П.Крившенко. - М.: Т.К.Велби, Изд - во Проспект, 2005. - 432с.;

8) Саранцев Г.И. Теория, методика и технология обучения // Педагогика. 1999. №1;

9) Григорович Л.А. Педагогическая психология М.: Гардарики, 2003. - 314с.;

10) Молодцова Н.Г. Практикум по педагогической психологии. - СПб.: Питер, 2007. - 208с.;

11) Овечкин В.П. Образование в условиях изменяющейся культурно - технологической среды // Педагогика. 2005. №10;

12) Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3кн/ Р.С.Немов - 4-е изд-е - М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. - 606с.;

13) Липский И.А. Технологический потенциал социально - педагогической деятельности // Педагогика. 2004. №9;

14) Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений // В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. - М.: Школа - Пресс, 1998. - 512с.;

15) Монахов В.М. Аксиоматический подход к построению педагогической технологии // Педагогика. 1997. №6;

16) Казанская В.Г. Педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2005. - 366с.;

17) Логвинов И.Н., Сарычев С.В., Силаков А.С. Педагогическая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 221с.;

18) Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? // Педагогика. 1997. №3;

19) Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 2-е изд-е - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 512с.;

20) Информатика и образование - 11, 2004.

21) Информатика и образование - 9, 2005.

22) Информатика и образование - 2, 2005. .

23) Информатика и образование - 11, 2005.














© 2010-2022