Урок по информатике на тему Исполнитель алгоритмов художник (4 класс)

Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по информатике на тему Исполнитель алгоритмов художник (4 класс)Урок по информатике на тему Исполнитель алгоритмов художник (4 класс)Урок по информатике на тему Исполнитель алгоритмов художник (4 класс)Урок по информатике на тему Исполнитель алгоритмов художник (4 класс)Урок по информатике на тему Исполнитель алгоритмов художник (4 класс)Урок по информатике на тему Исполнитель алгоритмов художник (4 класс)Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Киселевского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 25»







Муниципальный конкурс методических разработок

в условиях внедрения ФГОС



номинация: современный урок на основе ИКТ



«Исполнитель алгоритмов Художник»

(образовательная программа по предмету «Информатика и ИКТ» для обучающихся 2-4 классов)

Микушкина Анна Викторовна,

учитель начальных классов





2015 год

Пояснительная записка

Данная разработка занятия входит в раздел «Исполнители и алгоритмы» (16 часов от общего количества времени) образовательной программы по предмету «Информатика и ИКТ» для обучающихся 4 классов.

Формы, методы и средства ознакомления детей с компьютерными технологиями разнообразны. Исследования и наблюдения, составление и решение простейших алгоритмов, виртуальное и реальное моделирование и конструирование - все это позволяет сделать уроки интересными, увлекательными, познавательными для учащихся.

Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:

  • планирование деятельности человека;

  • управление формальными исполнителями.

Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитии алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.

Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.

Разработка урока по общеобразовательной программе по предмету «Информатика и ИКТ» для обучающихся 4 классов


Тема: «Исполнитель алгоритмов Художник».


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Киселевского городского округа

«Средняя общеобразовательная школа № 25»


Микушкина Анна Викторовна, учитель начальных классов



Цель: Изучение теоретических способов создания алгоритма для формального исполнителя, формирование навыков работы в компьютерной среде.

Задачи:

  • Образовательные: формировать учебные компетенции по отработке новых учебных понятий, таких как «координата», «вспомогательные алгоритмы»;

  • Развивающие: развивать логическое и творческое мышление, пространственное воображение;

  • Воспитательные: формировать обще учебные компетенции: воспитывать целеустремленность, самостоятельность, коммуникационную культуру, доброжелательное отношение друг к другу, формировать уважительное отношение к культуре и традициям народа.

Формирование УУД:

Личностные:

  • умение устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

  • умение определять общие для всех правила поведения;

  • умение оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей);

  • умение устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные:

  • умение определять и формулировать цель деятельности на уроке;

  • умение проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;

  • умение высказывать свое предположение на основе учебного материала;

  • умение отличать верно выполненное задание от неверного;

  • умение осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные:

  • умение слушать и понимать речь других;

  • умение уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

  • умение владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Познавательные:

  • умение ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

  • умение находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;

  • умение проводить анализ учебного материала;

  • умение проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Планируемые результаты

Предметные

Учащиеся узнают разнообразие видов архитектуры, их особенности и влияние на культуру нашей страны; способы рационального использования разных источников информации для ; правила безопасной работы с компьютером; основные приёмы самоконтроля и взаимоконтроля промежуточных и конечных результатов деятельности по установленным критериям.

Учащиеся будут уметь составлять и выполнять алгоритмы для формальных исполнителей, определять адрес клетки, находить клетку по координате.

Учащиеся научатся:

- по достижению личностных результатов: развить способность к самооценке итогов деятельности, навыкам самообслуживания; оценить познавательно - трудовую деятельность с точки зрения нравственных и правовых форм, эстетических ценностей по принятым в коллективе требованиям и принципам;

- по достижению метапредметных результатов: использовать механизмы логических действий сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации; уметь определять общую цель и пути её достижения; проявлять готовность признавать возможность существования различных точек зрения; уметь координировать и согласовывать совместную работу и объективно оценивать вклад своей деятельности в общее дело.

Тип: комбинированный в условиях реализации ФГОС

Методы: репродуктивный метод, как элемент актуализации знаний,

продуктивный метод - решение продуктивных заданий, решение жизненных задач, объяснительно-иллюстративный метод, частично-поисковый метод.

Основным методом, который использовался при проведении урока, является проектный метод, который позволяет решить проблему мотивации, научить детей не просто запоминать и воспроизводить информацию, а уметь применять ее на практике. Можно проследить основные составляющие этого метода:

• развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию;

• самостоятельная деятельность учащихся: индивидуальная, парная, групповая, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;

• решение значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;

• представление итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде архитектурного проекта)

• сотрудничество учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»).

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Форма проведения: виртуальная экскурсия в музей архитектуры

Выбранная форма дает возможность развивать интерес к предмету, увеличить информационную емкость урока. Урок также способствует развитию творческих способностей обучающихся, умению видеть прекрасное в окружающей их жизни, формирует уважительное отношение к культуре и традициям народа. На занятии присутствовали элементы интеграции, прослеживается связь с такими предметами как: технология, география, история, музыка, литература, что способствует формированию гуманистического мировоззрения обучающихся.

Основой сюжетной линии является экскурсия в музей, что естественно позволяет привлечь и поддерживать внимание детей данного возраста в течение урока.

Оборудование:

-интерактивная доска;

- ПК;

- мультимедийный проектор;

- мультимедийная презентация;

- дидактический материал: инструкционные карты, карты - задания, имитация киноконцертных билетов, стикеры разных цветов, цветные карандаши;



Технологическая карта урока

Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность учителя

Планируемые результаты

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Содержание

Предметные

УУД

I. Организационный момент (2 мин)

Цель: проверка готовности обучающихся, их настроя на работу.

Дети рассаживаются по местам, указанным в билетах.

Раздает билеты.

Активизирует внимание детей, нацеливает их на работу.

-Здравствуйте. Возьмите билет. (Приложение 1)

-Займите свои места.

Повторение понятия «адрес» клетки.

Личностные: мотивация к учению.

II. Постановка темы и цели урока (3мин)

Цели: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Показывает презентацию.

- Сегодня у нас не просто урок, а урок путешествие.

-Вы были в музее?

-Какие музеи вы знаете? (современного искусства, музеи изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, исторический музей).

-А какой музей есть в вашем городе? (краеведческий).

-Вы знаете, что есть музеи, в которых экспонатами являются здания?

-Их называют «музеи истории архитектуры»

-А вы знаете, кто создает здания? (архитекторы)

-А вы хотели ли побывать в роли архитектора?

- Вы догадались, где мы сегодня побываем? (в музеи истории архитектуры)

-Тогда Добро пожаловать в музей истории архитектуры! (Слайд 1)

-И сегодня я буду вашим гидом!

Познавательные: самостоятельное выделение-формулирование познавательной цели, формулирование проблемы.

Регулятивные: умение ставить учебные цели.

Личностные: мотивация к учению.

III. Актуализация знаний (7 мин)

Цели: создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Формулирует (уточняет) тему урока, ставят учебные цели и этапы урока.






Под руководством учителя выявляют проблему.

Отвечают на поставленные вопросы.

Называют свой адрес.

Показывает презентацию.

Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

В нашем музее три зала: зал храмовой архитектуры, зал гражданской архитектуры, зал крепостной архитектуры.

(Слайд 2)

-Скажите, а в нашем городе есть здания данных видов? (церкви, дома)

-Молодцы, а мы сейчас находимся в зале гражданской архитектуры.

(Слайд 3)

-В нем представлены следующие экспонаты: Терем в Талашкино, Дом с шатром в Томске, Каменные палаты в Москве, Дом купца Коробова в Красноярске.

-Скажите в чем особенность гражданской архитектуры? (там жили люди, жилые дома)

-Сейчас я предлагаю вам создать домик по алгоритму.

-Т.к мы с вами многоэтажный дом, то как в каждом доме в нем есть подъезды и этажи. И для того чтобы найти определенную квартиру (клеточку) вам нужно будет сначала найти свой подъезд, потом этаж и закрасить нужную квартиру тем цветом, который будет у вас в задании.

Для выполнения этого задания я вас разделю на несколько групп. У вас на столах лежат карточки с заданиями и карандаши разных цветов (Приложение 2)

Та группа, которая выполнит задание быстрее всех, поднимает руку и выходит к доске для проверки своего результата. Желаю удачи!

(Слайд 4,5)

Знать: понятие алгоритм, формальный исполнитель, «адрес» клетки, из чего он состоит. Уметь находить клетку по адресу и по адресу клетку.

Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с поставленной целью.

Личностные: Осознание практической значимости знаний.


IV. Подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению знаний (7 мин)

Цель: Способствовать формированию знания понятия «адрес» клетки;

умению составлять и выполнять алгоритмы для формальных исполнителей;

умению искать клетку по адресу, записывать адрес клетки.

Участвуют в обсуждении нового и ранее известного учебного материала. Анализируют полученные сведения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Объяснят материал.

Включает детей в учебную деятельность с помощью поставленной проблемы.


Рассказывает о экспонатах музея архитектуры.



Рассказывает о официальном сайте президента России для детей.

Итак. Переходим в следующий зал - зал Храмовой архитектуры.

-Кто из вас узнал наш первый экспонат? (Московский Кремль)

(Слайд 6)

-Московский Кремль - древнейшая часть Москвы, один из красивейших архитектурных ансамблей мира. С 1991 года Государственный историко-культурный музей - заповедник «Московский Кремль». В Кремле находится Официальная резиденция Президента России.

- У президента России есть свой официальный сайт, в котором можно посмотреть каждую комнату Московского Кремля?

-Хотите посмотреть?

kids.kremlin.ru/index.php?p=1-4&v=fm0

-Но и в нашем городе есть не менее значимые для нас здания.

Обратите внимания на следующий экспонат - Храм во имя божьей матери «Скоропослушницы», находящийся в районе Красного камня.

(Слайд 7)

Храм Александра Невского на заводе Знамя.

(Слайд 8)

-Есть в нашем городке и часовни. Вот несколько из них: Часовня - памятник Варвары Великомученицы, Часовня Ксении Петербуржской.

(Слайд 9)

Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с поставленной целью.

Личностные: Осознание практической значимости знаний.


V. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического материала (7 мин.)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности.

Составляют и исполняют алгоритм для формального исполнителя.

Объясняет учебный материал. Знакомит с исполнителем алгоритмов «Художник».

Устанавливает осознанность восприятия, первичное обобщение, побуждает к высказыванию своего мнения.

Обеспечивает положительную реакцию детей на высказывания одноклассников.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке


И для того чтобы вы окончательно почувствовали себя архитекторами, я предлагаю создать церковь . А поможет вам в этом исполнитель алгоритмов Художник.

Исполнитель алгоритмов Художник умеет рисовать на экране монитора.

(Слайд 10, 11)

У него очень сложная система команд, но чтобы облегчить нам работу Художник придумал различные вспомогательные алгоритмы. Такие как: Четверик, Галерея. Барабан, Крыша, Крест, Шатер.

Выполняя вспомогательный алгоритм, Художник создает рисунок, вписанный в воображаемый квадрат. Размер этого квадрата и его место расположения на экране определяются параметрами вспомогательного алгоритма. Первые два параметра во вспомогательном алгоритме Художника - это координаты левой нижней вершины квадрата, в который вписан рисунок. Положение точки задается двумя числами, которые называются координатами точки. Числа пишут в скобках, между ними ставят запятую. Например,

с помощью вспомогательного алгоритма Четверик можно нарисовать один из элементов часовни.

- Кто догадался чему равна третья координата?

Значение этой переменной вы узнаете в ходе выполнения задания.

1. С помощью учителя составлять и исполнять алгоритмы для знакомых формальных исполнителей;

2. Уметь находить клетку по координатам

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: умение использовать внешний план для решения поставленной задачи.

Личностные:

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Физкультминутка

(2 мин.)

Выполняют физкультминутку

Проговаривает физкультминутку, выполняет вместе с учащимися.

go.mail.ru/search_video?q=%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D1%83%D1%82%D0%BA%D0%B0%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B5#d=1&sig=ce0a5ee953&s=Youtube

(Слайд 12)

VI. Практическая работа за компьютером (10 мин)

Цель: освоение способа действия с полученными знаниями в практической деятельности на компьютере.

Проговаривают правила работы за компьютером.





Открывают программу «Художник», находят свое здание и пишут алгоритм. Историк изучает историческую справку про свою часовню.

Называет следующий этап урока.

Объясняет выполнение задания, правила работы за компьютером.



Создаёт творческую и комфортную среду для общения.

-При входе в класс, вы изначально разделились на три группы.

- Каждому из вас определена своя роль:

руководитель проекта - координирует действия других участников проекта,

историк - знакомится с исторической справкой, конструктор - определяет координаты,

программист - вводит данные в компьютер.

(Приложение 3)

-У вас на столах лежат бейджики, распределите роли в своих группах.

-Руководители проектов подойдите и получите задания. (Приложение 4)

Прежде чем приступить к работе, давайте повторим правила работы за компьютером.

-Перед работой надо помыть руки.

-Нельзя стучать по клавиатуре, нажимать на клавиши надо аккуратно.

-Не надо долго задерживать палец на клавише.

-Спину держать надо прямо.

-Экран лучше не трогать.

-Глаза должны быть на уровне середины экрана.

-Желаю удачи!!!

Кто справится с заданием, на экране монитора появится реалистичное изображение здания.

(Слайд 13)

Знать правила работы за компьютером.

Познавательные: умение создавать информационные объекты на компьютере.

Регулятивные: умение оценить результат своей работы с помощью компьютерных программ.

Личностные: умение самостоятельно соблюдать правила поведения в компьютерном классе, цель которых - сохранение школьного имущества и здоровья одноклассников.

VII. Подведение итогов. (5 мин.)

Поблагодарить учащихся за сотрудничество.

Дети оценивают свою работу на уроке.






Активно включаются в оценочную деятельность, дают самооценку и взаимооценку

Актуализирует работу детей. Поправляет, направляет в нужное русло.



Помогает детям крепить стикеры на доску.

-А у нас остался последний зал - зал крепостной архитектуры.

(Слайд 14)

- В этом зале только один экспонат.

-Петропавловская крепость была заложена по велению Петра Первого 27 мая 1703 года на Заячьем острове. День, когда лопаты солдат и работных людей вонзились в сырую землю острова, принято считать днем основания Петербурга.

-У вас на столах лежат стикеры трех цветов.

-Как вы думаете, для чего они?

- Правильно, для оценки своей работы на уроке. Выберите себе нужный цвет:

- если вам было интересно на уроке, все получилось.

- если вы в чем-то сомневались.

- если вы ничего не поняли, нужно заново объяснить.

(Слайд 15)

(Слайд 16)

Зажгите свет в окнах этого замка, наклеив на них выбранный вами цвет.

Наше путешествие по залам музея архитектуры подошло к концу. В нашем дворце загорелся свет разных цветов, и это значит, что наше путешествие не оставило равнодушных в этом классе.

До скорой встречи!

Познавательные: Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные: Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: уметь вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи с поставленной целью.

Личностные: Осознание практической значимости знаний.






Приложение 1

Киноконцертные билеты

Урок по информатике на тему Исполнитель алгоритмов художник (4 класс)







Приложение 2

Карточки-задания

Урок по информатике на тему Исполнитель алгоритмов художник (4 класс)



Урок по информатике на тему Исполнитель алгоритмов художник (4 класс)



Приложение 3

Руководитель

проекта

Историк



Урок по информатике на тему Исполнитель алгоритмов художник (4 класс)Урок по информатике на тему Исполнитель алгоритмов художник (4 класс)







Конструктор

Программист

Урок по информатике на тему Исполнитель алгоритмов художник (4 класс)Урок по информатике на тему Исполнитель алгоритмов художник (4 класс)





Приложение 4

Задание - карточки для групп

  1. Открыть программу «Художник».

  2. Выбрать церковь по уровню сложности 1.

  3. Написать алгоритм.





© 2010-2022