Проблемы обеспечения достижения учащимися планируемых результатов по информатике

Сегодня  школа  должна  формировать  способность  к  самостоятельному усвоению  новых  знаний  и  умений,  непрерывному  образованию  и саморазвитию, обеспечивающую успешную социализацию.   В систему требований  к результатам освоения школьниками  программы основного общего образования  включены личностные, предметные и метапредметные результаты.  Информатика, как школьный предмет,   имеет  выраженную  метапредметную  направленность   и ориентирована  на  формирование  научного  мировоззрения,  ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы обеспечения достижения учащимися планируемых результатов по информатике

Старикова Н.П., e-mail: [email protected]

учитель МБОУ «Лицей № 15»


В настоящее время все острее стоит проблема взаимосвязи и взаимообусловленности политических, экономических, экологических и социальных проблем современного общества. При решении данных проблем немаловажная роль отводится системе российского образования, которая должна растить образованных, предприимчивых людей, способных самостоятельно принимать ответственные решения и прогнозировать возможные последствия.

Изменение требований к выпускнику школы привело к пересмотру содержания образования.

Сегодня школа должна формировать способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, непрерывному образованию и саморазвитию, обеспечивающую успешную социализацию. В систему требований к результатам освоения школьниками программы основного общего образования включены личностные, предметные и метапредметные результаты, которые формируют способность решения на практике задач значимых для самой личности.

Информатика, как школьный предмет, имеет выраженную метапредметную направленность и ориентирована на формирование научного мировоззрения, отработку общеучебных навыков работы с информацией, подготовку выпускника к продолжению образования и профессиональной деятельности в информационном обществе, что составляет основу метапредметных образовательных результатов.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею. К ним относятся:

  1. способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

  2. преобразовывать практическую задачу в познавательную (самостоятельно, с помощью учителя или одноклассников);

  3. умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, действовать в соответствии с планом;

  4. умение контролировать и оценивать свои действия и вносить коррективы в их выполнение;

  5. способность проявлять самостоятельность и инициативу в обучении;

  6. умение практически использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач;

  7. готовность выполнять логические операции анализа и синтеза, сравнения, классификации, аналогии, обобщения, отнесения к известным понятиям;

  8. умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Выполнение предметных видов деятельности, обеспечивающих формирование предметного результата по информатике, одновременно создают условия для достижения школьниками метапредметного образовательного результата.

В своей практике я использую специально подобранные мною задачи, решение которых будет инициировать выполнение предлагаемых видов деятельности. Предметно-содержательная сторона задачи отражает соотнесенность с конкретной темой курса, как объектом изучения, а процессуальная - с видами деятельности, выполняемыми в рамках ее решения, причем каждая из сторон определяется тем предметным видом деятельности, для инициирования которого предназначается задача.

Например, для вида деятельности «Анализ и выявление общих принципов реализации аналогичных действий над компьютерными объектами разных типов» содержательной стороной задачи может выступать графический, текстовый или любой другой файл, папка, диалоговое окно, окно программы, ярлык, а процессуальная сторона задачи определяется как осуществление над данными объектами действий, свойственных их типу, и их анализ. Тогда задача может быть сформулирована следующим образом:

1. Создайте на рабочем столе ярлыки для следующих объектов: «Мой компьютер», «Диск С», «Новая папка», «Подключение по локальной сети», «Программа MS Word».

2. Вызовите контекстное меню каждого ярлыка, выберите команду «Свойства» и определите тип объекта, для которого создан ярлык.

3. Добавьте на рабочий стол ярлыки двух аналогичных объектов каждого типа.

4. Занесите в сводную таблицу следующую информацию о всех созданных ярлыках: тип объекта, команды контекстного меню, к чему относится каждая команда(к ярлыку или непосредственно к самому объекту).

5. Проанализируйте таблицу и выделите разными цветами те команды, которые являются:

a) одинаковыми для ярлыков объектов любого типа (не зависящими от типа объекта);

b) специфическими для ярлыков всех объектов одного типа (зависящими от типа объекта);

c) уникальными для ярлыка конкретного объекта.

6. Постарайтесь подобрать объекты таких типов, которые вами еще не рассмотрены, создайте и проанализируйте их ярлыки.

7. Предположите, сколько существует типов объектов, для которых могут быть созданы ярлыки на рабочем столе, перечислите как можно больше вариантов.

Аналогичным образом можно сформулировать задачу на вид деятельности «Тестирование работы программы на различных наборах входных данных». Данный вид деятельности очень важен для подготовки к ЕГЭ, где многие задания требуют понимания алгоритма. Например, задание C1:

Требовалось написать программу, которая определяет, лежит ли точка А(х,у) внутри некоторого кольца («внутри» понимается в строгом смысле, т.е. случай, когда точка А лежит на границе кольца, недопустим). Центр кольца находится в начале координат. Для кольца заданы внутренний и внешний радиусы r1, r2; известно, что r1 отлично от r2, но неизвестно, r1 > r2 или r2 > r1. В том случае, когда точка А лежит внутри кольца, программа должна выводить соответствующее сообщение, в противном случае никакой выходной информации не выдается. Программист сделал в программе ошибки.

var x, у, rl,r2:real;

h: real;

begin

readln (x, у, rl, r2);

h := sqrt (x*x + y*y);

if (h < rl) AND (h > r2) then

writeln ('точка А лежит внутри кольца');

end.

Последовательно выполните задания:

Приведите пример таких чисел х, у, rl, r2, при которых программа неверно решает поставленную задачу.

Укажите, как нужно доработать программу, чтобы не было случаев ее неправильной работы. (Это можно сделать несколькими способами, поэтому можно указать любой способ доработки исходной программы).

Укажите, как можно доработать программу, чтобы она не содержала логических операций AND или OR.

Примечание: для обозначения расстояния от точки А до начала координат используется вспомогательная переменная h.

В процессе обучения таким задачам стоит уделять особое внимание. Задача может быть сформулирована так:

Дана программа на языке Паскаль.

1. Подберите такой набор входных данных, на которых она будет работать неправильно или не будет работать, или докажите, что такого набора не существует.

2. Допустим, при корректном завершении данная программа выдает три типа сообщений: «такое число есть», «такого числа нет», «нет решения для введенных данных». Проверьте, существуют ли входные данные для получения всех возможных результатов работы программы. Если нет, то докажите это, если да - приведите примеры таких данных.

3. Соотнесите предлагаемые входные данные для запуска и варианты результата работы программы, не запуская ее.

Решение подобных задач способствует формированию метапредметных образовательных результатов.

Данный набор задач я могу представить для заинтересованных педагогов.

4

© 2010-2022