- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 8 класс
Рабочая программа по информатике 8 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 8 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Куртнезиров Р.З. |
Дата | 29.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Рабочая программа
по предмету: «Информатика и ИКТ»
для 8-х классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе:
-
Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).
-
Рабочая программа создана в соответствии с действующим в настоящее время Базисным учебным планом (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательными стандартами по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.)
-
Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089)
-
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004)
-
Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.) [1]. Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 102 учебных часа, в том числе в VIII классе - 35 учебных часов (из расчета 1 час в неделю) и в IX классе - 70 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю).
Изучение курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе ориентировано на использование учащимися учебника для 7 класса (авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.), содержание которого соответствует учебному материалу, а также УМК, разработанного авторами учебника в поддержку данного курса.
Курс информатики и ИКТ основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.
Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.
Цели:
Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Основные задачи программы:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.
Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.
Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования (зачета) или итоговой практической работы, включающей комплексное задание по данному разделу. В конце второй и четвертой четверти проводятся две контрольные работы с целью контроля усвоения основного учебного материала за каждое полугодие.
Содержание дисциплины
8 класс (34 часа)
-
Введение в предмет - 1 час.(1+0)
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8-9 классах.
-
Человек и информация - 5 час.(3+2)
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.
Учащиеся должны знать:
-
связь между информацией и знаниями человека;
-
что такое информационные процессы;
-
какие существуют носители информации;
-
функции языка как способа представления информации;
-
что такое естественные и формальные языки;
-
как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход);
-
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
Учащиеся должны уметь:
-
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
-
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
-
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
-
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
-
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
-
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
-
Первое знакомство с компьютером - 7 час.(4+3)
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Учащиеся должны знать:
-
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
-
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
-
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
-
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
-
типы и свойства устройств внешней памяти;
-
типы и назначение устройств ввода/вывода;
-
сущность программного управления работой компьютера;
-
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
-
назначение программного обеспечения и его состав.
Учащиеся должны уметь:
-
включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;
-
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
-
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
-
просматривать на экране каталог диска;
-
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
-
использовать антивирусные программы.
-
Текстовая информация и компьютер - 10 час.(4+6)
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
Учащиеся должны знать:
-
способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);
-
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
-
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
Учащиеся должны уметь:
-
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
-
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
-
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
-
Графическая информация и компьютер - 5 час.(3+2)
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
Учащиеся должны знать:
-
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
-
какие существуют области применения компьютерной графики;
-
назначение графических редакторов;
-
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
Учащиеся должны уметь:
-
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
-
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
-
Технология мультимедиа - 6 час.(2+4)
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.
Учащиеся должны знать:
-
что такое мультимедиа;
-
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
-
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Учащиеся должны уметь:
-
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
Тематическое планирование
по дисциплине «Информатика и ИКТ»
8 класс
№ п/п
Наименование
разделов и тем
Количество часов
1
Введение в предмет
1
2
Человек и информация
5
3
Первое знакомство с компьютером
7
4
Текстовая информация и компьютер
10
5
Графическая информация и компьютер
5
6
Технология мультимедиа
4
7
Резерв
3
Итого
35
Календарно-тематическое планирование
8 класс
№ урока
№ п/п
Наименование
разделов и тем уроков
Всего часов
Из них: работ, ч.
Содержание урока
Домашнее задание по учебнику
Дата проведениязанятия
Практические
Контрольные
Теория
Практика
план
факт
1
Введение в предмет
1
1.1
Предмет информатики. Техника безопасности
1
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики.
Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
7кл. Стр.6-9
2
Человек и информация
5
1
1
2.1
Информация и знания. Восприятие и представление информации
1
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком.
Работа с клавиатурным тренажером и манипулятором «мышь»
2.2
Информационные процессы
1
Информационные процессы
Работа с клавиатурным тренажером и манипулятором «мышь»
2.3
Практическая работа№1 «Работа с клавиатурным тренажером»
1
1
Клавиши редактирования
Работа с клавиатурным тренажером
2.4
Измерение информации
1
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Эксперимент: измерение объема информации
7 кл §1-3
2.5
Зачет по теме«Человек и информация»
1
1
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Зачет по теории
7 кл §4
3
Первое знакомство с компьютером
4
1
3.1
Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память
1
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Изучение составных элементов компьютера.
7 кл. §5-8
3.2
Устройство ПК и его основные характеристики.
1
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера.
Подключение внешних устройств
7 кл. §9-10, 12
3.3
Программное обеспечение компьютера (ПО).
1
Виды программного обеспечения (ПО).
Работа с окнами
7 кл. §11
3.4
Системное ПО. Операционные системы (ОС).
1
Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС.
Настройка антивирусной программы.
8 кл. §17-19
3.5
Пользовательский интерфейс
1
Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Знакомство с интерфейсом операционной системы.
3.6
Файлы и файловые структуры
1
Организация информации на внешних носителях, файлы. Файловая структура внешней памяти.
Работа со справочной системой ОС
3.7
Практическая работа №2. «Работа с файловой структурой операционной системы».
1
1
Работа с файловой структурой операционной системы
Контрольная работа №1
1
1
4
Текстовая информация и компьютер
10
1
1
4.1
Тексты в компьютерной памяти
1
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы.
7 кл. §13
4.2
Текстовые редакторы и текстовые процессоры
1
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними.текста.
Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
7 кл. §14
4.3
Основные приемы ввода и редактирования текста.
1
1
Основные приемы ввода и редактирования текста.
Создание, ввод и редактирование текстового документа
7 кл. §15
4.4
Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста.
1
1
Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста.
Знакомство со стилями и шаблонами в текстовом процессоре
Форматирование шрифта, абзаца Знакомство со стилями и шаблонами в текстовом процессоре
7 кл. §15
4.5
Буфер обмена. Режим поиска и замены.
1
1
Работа с текстовыми фрагментами. Поиск и замена фрагментов.
Работа с буфером обмена, вставка объектов в текст (рисунки, формулы)
7 кл. §16
4.6
Работа с таблицами.
1
1
Включение таблиц в текстовый документ)
Работа с таблицами
7 кл. §17
4.7
Дополнительные возможности текстового процессора
1
Маркированные, нумерованные списки
Работа со списками
7 кл. §17
4.8
Интеллектуальные системы работы с текстом
1
1
Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Создание гиперссылок в текстовом документе
7 кл. §17
4.9
Практическая работа №3 «Создание комплексного текстового документа»
1
1
Практическая работа №3 «Создание комплексного текстового документа»
повторить §13-17
4.10
Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер»
1
1
5
Графическая информация и компьютер
5
1
5.1
Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики
1
Компьютерная графика: области применения, технические средства.
Знакомство с инструментами растрового редактора
7 кл. §18
5.2
Кодирование изображения.
1
Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения.
Создание растрового изображения.
7 кл. §19
5.3
Растровая и векторная графика. Растровый графический редактор
1
Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними
Редактирование растрового изображения
7 кл. §20-21
5.4
Векторный графический редактор
1
Векторный графический редактор. Инструментывекторного графического редактора.
Создание и редактирование векторного изображения
§22-23
5.5
Практическая работа №4 «Создание коллажа»
1
1
Практическая работа №4 «Создание коллажа»
6
Технология мультимедиа
4
1
6.1
Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации
1
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Создание презентации, вставка объектов, демонстрация
7 кл. §24
6.2
Дизайн презентации
1
Дизайн презентации. Цветовые схемы, шаблоны
Оформление презентации
7 кл. §25
6.3
Виды анимации
1
Анимация объектов презентации, способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов.
Использование анимации в презентации
7 кл. §26-27
6.4
Практическая работа №5 «Разработка учебной презентации»
1
1
Практическая работа №3 «Разработка учебной презентации»
Контрольная работа №2
1
1
Повторение
1
Повторение темы «Обработка текстовой информации».
Повторение темы «Обработка графической информации».
Решение задач по теме «Измерение информации»
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий учащиеся должны
знать/понимать:
-
связь между информацией и знаниями человека;
-
что такое информационные процессы;
-
какие существуют носители информации;
-
функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;
-
как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход);
-
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
-
правила техники безопасности и при работе на компьютере;
-
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
-
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
-
структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;
-
типы и свойства устройств внешней памяти;
-
типы и назначение устройств ввода/вывода;
-
сущность программного управления работой компьютера;
-
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
-
назначение программного обеспечения и его состав.
-
назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);
-
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
-
способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
-
какие существуют области применения компьютерной графики;
-
назначение графических редакторов;
-
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.
-
что такое мультимедиа;
-
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;
уметь:
-
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
-
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;
-
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
-
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
-
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
-
пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.
-
включать и выключать компьютер;
-
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
-
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
-
просматривать на экране каталог диска;
-
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
-
использовать антивирусные программы.
-
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
-
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
-
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
-
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
-
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
-
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
-
организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.
Перечень учебно-методического обеспечения
-
Учебно-методический комплект
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 7класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.
-
Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер - М.: БИНОМ. Лабораториязнаний, 2011.
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.09.14).
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов sc.edu.ru
-
Литература для учителя
-
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.
-
Овчинникова Г.Н., Перескокова О.И., Ромашкина Т.В., Семакин И .Г. Сборник дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/semakin_did.pdf
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.09.14).
-
Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.09.14).
-
Технические средства обучения
-
Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Наушники (рабочее место ученика).
-
Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).
-
Колонки (рабочее место учителя).
-
Микрофон (рабочее место учителя).
-
Проектор.
-
Лазерный принтер черно-белый.
-
Сканер.
-
Локальная вычислительная сеть.
-
Программные средства
-
Операционная система Windows ХР.
-
Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).
-
Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).
-
Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).
-
Мультимедиа проигрыватель WindowsMedia (входит в состав операционной системы).
-
Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).
-
Почтовый клиент OutlookExpress (входит в состав операционной системы).
-
Браузер InternetExplorer (входит в состав операционной системы).
-
Антивирусная программа
-
Программа-архиватор WinRar.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Офисное приложение MicrosoftOffice 2007, включающее текстовый процессор MicrosoftWord со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций MicrosoftPowerPoint, электронные таблицы MicrosoftExcel, систему управления базами данных MicrosoftAccess.