Рабочая программа по информатике 8 класс

Рабочая программа составлена на основе: ·                     Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012). ·                     Рабочая программа создана в соответствии с действующим в настоящее время Базисным учебным планом (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательными стандартами по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2...
Раздел Информатика
Класс 8 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


















Рабочая программа

по предмету: «Информатика и ИКТ»

для 8-х классов







ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012).

  • Рабочая программа создана в соответствии с действующим в настоящее время Базисным учебным планом (ФК БУП) для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, образовательными стандартами по информатике и информационным технологиям для основного и среднего (полного) образования (от 2004 г.)

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта (Приказ Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1089)

  • Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям (приказ Минобразования РФ № 1312 от 09.03.2004)

  • Авторской программы курса «Информатика и ИКТ» для 8 класса и 9 класса Авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъявляемых образовательным стандартом основного общего образования по информатике и информационным технологиям (2004 г.) [1]. Курс рассчитан на изучение в 8-9 классах общеобразовательной средней школы общим объемом 102 учебных часа, в том числе в VIII классе - 35 учебных часов (из расчета 1 час в неделю) и в IX классе - 70 учебных часов (из расчета 2 часа в неделю).

Изучение курса «Информатика и ИКТ» в 8 классе ориентировано на использование учащимися учебника для 7 класса (авторы: Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.), содержание которого соответствует учебному материалу, а также УМК, разработанного авторами учебника в поддержку данного курса.

Курс информатики и ИКТ основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Приоритетными объектами изучения в курсе выступают информационные процессы и информационные технологии.

Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс общего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовыми и графическими редакторами, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Программой предполагается проведение практических работ, направленных на отработку отдельных технологических приемов.

Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Изучение разделов курса заканчивается проведением контрольного тестирования (зачета) или итоговой практической работы, включающей комплексное задание по данному разделу. В конце второй и четвертой четверти проводятся две контрольные работы с целью контроля усвоения основного учебного материала за каждое полугодие.

Содержание дисциплины

8 класс (34 часа)

  1. Введение в предмет - 1 час.(1+0)

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики в 8-9 классах.


  1. Человек и информация - 5 час.(3+2)

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с клавиатурным тренажером; основные приемы редактирования.

Учащиеся должны знать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка как способа представления информации;

  • что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Учащиеся должны уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.



  1. Первое знакомство с компьютером - 7 час.(4+3)

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Учащиеся должны знать:

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.

Учащиеся должны уметь:

  • включать и выключать компьютер, пользоваться клавиатурой;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране каталог диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.



  1. Текстовая информация и компьютер - 10 час.(4+6)

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

Учащиеся должны знать:

  • способы представления символьной информации в памяти компьютера (таблицы кодировки, текстовые файлы);

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

Учащиеся должны уметь:

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.



  1. Графическая информация и компьютер - 5 час.(3+2)

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

Учащиеся должны знать:

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

Учащиеся должны уметь:

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.



  1. Технология мультимедиа - 6 час.(2+4)

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст.

Учащиеся должны знать:

  • что такое мультимедиа;

  • принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.



Тематическое планирование

по дисциплине «Информатика и ИКТ»

8 класс

№ п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

1

Введение в предмет

1

2

Человек и информация

5

3

Первое знакомство с компьютером

7

4

Текстовая информация и компьютер

10

5

Графическая информация и компьютер

5

6

Технология мультимедиа

4

7

Резерв

3


Итого

35

Календарно-тематическое планирование

8 класс

№ урока

№ п/п

Наименование

разделов и тем уроков

Всего часов

Из них: работ, ч.

Содержание урока

Домашнее задание по учебнику

Дата проведениязанятия

Практические

Контрольные

Теория


Практика

план

факт


1

Введение в предмет

1








1.1

Предмет информатики. Техника безопасности

1



Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание курса информатики.

Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.


7кл. Стр.6-9




2

Человек и информация

5

1

1






2.1

Информация и знания. Восприятие и представление информации

1



Информация и ее виды. Восприятие информации человеком.

Работа с клавиатурным тренажером и манипулятором «мышь»




2.2

Информационные процессы

1



Информационные процессы

Работа с клавиатурным тренажером и манипулятором «мышь»




2.3

Практическая работа№1 «Работа с клавиатурным тренажером»

1

1


Клавиши редактирования

Работа с клавиатурным тренажером




2.4

Измерение информации

1



Измерение информации. Единицы измерения информации.

Эксперимент: измерение объема информации

7 кл §1-3



2.5

Зачет по теме«Человек и информация»

1


1

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Зачет по теории


7 кл §4




3

Первое знакомство с компьютером

4

1







3.1

Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память

1




Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Изучение составных элементов компьютера.

7 кл. §5-8




3.2

Устройство ПК и его основные характеристики.

1



Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера.

Подключение внешних устройств

7 кл. §9-10, 12



3.3

Программное обеспечение компьютера (ПО).

1



Виды программного обеспечения (ПО).

Работа с окнами

7 кл. §11



3.4

Системное ПО. Операционные системы (ОС).

1



Системное ПО. Операционные системы (ОС). Основные функции ОС.

Настройка антивирусной программы.


8 кл. §17-19



3.5

Пользовательский интерфейс

1



Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Знакомство с интерфейсом операционной системы.




3.6

Файлы и файловые структуры

1



Организация информации на внешних носителях, файлы. Файловая структура внешней памяти.

Работа со справочной системой ОС




3.7

Практическая работа №2. «Работа с файловой структурой операционной системы».

1

1



Работа с файловой структурой операционной системы





Контрольная работа №1

1


1







4

Текстовая информация и компьютер

10

1

1






4.1

Тексты в компьютерной памяти

1



Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы.


7 кл. §13



4.2

Текстовые редакторы и текстовые процессоры

1



Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними.текста.

Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

7 кл. §14



4.3

Основные приемы ввода и редактирования текста.

1

1


Основные приемы ввода и редактирования текста.

Создание, ввод и редактирование текстового документа

7 кл. §15



4.4

Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста.

1

1


Работа со шрифтами, приёмы форматирования текста.

Знакомство со стилями и шаблонами в текстовом процессоре

Форматирование шрифта, абзаца Знакомство со стилями и шаблонами в текстовом процессоре

7 кл. §15



4.5

Буфер обмена. Режим поиска и замены.

1

1


Работа с текстовыми фрагментами. Поиск и замена фрагментов.

Работа с буфером обмена, вставка объектов в текст (рисунки, формулы)

7 кл. §16



4.6

Работа с таблицами.

1

1


Включение таблиц в текстовый документ)

Работа с таблицами

7 кл. §17



4.7

Дополнительные возможности текстового процессора

1



Маркированные, нумерованные списки

Работа со списками


7 кл. §17



4.8

Интеллектуальные системы работы с текстом

1

1


Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)


Создание гиперссылок в текстовом документе

7 кл. §17



4.9

Практическая работа №3 «Создание комплексного текстового документа»

1

1



Практическая работа №3 «Создание комплексного текстового документа»

повторить §13-17



4.10

Итоговое тестирование по теме «Текстовая информация и компьютер»

1


1







5

Графическая информация и компьютер

5

1







5.1

Компьютерная графика. Технические средства компьютерной графики

1



Компьютерная графика: области применения, технические средства.

Знакомство с инструментами растрового редактора

7 кл. §18



5.2

Кодирование изображения.

1



Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения.

Создание растрового изображения.

7 кл. §19



5.3

Растровая и векторная графика. Растровый графический редактор

1



Растровая и векторная графика. Графические редакторы и методы работы с ними

Редактирование растрового изображения

7 кл. §20-21



5.4

Векторный графический редактор

1



Векторный графический редактор. Инструментывекторного графического редактора.

Создание и редактирование векторного изображения

§22-23



5.5

Практическая работа №4 «Создание коллажа»

1

1



Практическая работа №4 «Создание коллажа»





6

Технология мультимедиа

4

1







6.1

Понятие мультимедиа. Компьютерные презентации

1



Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Создание презентации, вставка объектов, демонстрация


7 кл. §24



6.2

Дизайн презентации


1



Дизайн презентации. Цветовые схемы, шаблоны


Оформление презентации

7 кл. §25



6.3

Виды анимации

1



Анимация объектов презентации, способы перехода слайдов, установка времени перехода слайдов.

Использование анимации в презентации


7 кл. §26-27



6.4

Практическая работа №5 «Разработка учебной презентации»

1

1


Практическая работа №3 «Разработка учебной презентации»





Контрольная работа №2

1


1







Повторение

1



Повторение темы «Обработка текстовой информации».

Повторение темы «Обработка графической информации».

Решение задач по теме «Измерение информации»





Требования к уровню подготовки обучающихся



В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий учащиеся должны


знать/понимать:

  • связь между информацией и знаниями человека;

  • что такое информационные процессы;

  • какие существуют носители информации;

  • функции языка как способа представления информации; что такое естественные и формальные языки;

  • как определяется единица измерения информации - бит (алфавитный подход);

  • что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

  • правила техники безопасности и при работе на компьютере;

  • состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

  • основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

  • структуру внутренней памяти компьютера (биты, байты); понятие адреса памяти;

  • типы и свойства устройств внешней памяти;

  • типы и назначение устройств ввода/вывода;

  • сущность программного управления работой компьютера;

  • принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

  • назначение программного обеспечения и его состав.

  • назначение текстовых редакторов (текстовых процессоров);

  • основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

  • способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

  • какие существуют области применения компьютерной графики;

  • назначение графических редакторов;

  • назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа: рабочего поля, меню инструментов, графических примитивов, палитры, ножниц, ластика и пр.

  • что такое мультимедиа;

  • основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях;

уметь:

  • приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

  • определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник, канал;

  • приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

  • измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

  • пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

  • пользоваться клавиатурой компьютера для символьного ввода данных.

  • включать и выключать компьютер;

  • ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

  • инициализировать выполнение программ из программных файлов;

  • просматривать на экране каталог диска;

  • выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

  • использовать антивирусные программы.

  • набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

  • выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

  • сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

  • строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

  • сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

  • создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей изображение, звук, анимацию и текст.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.



Перечень учебно-методического обеспечения

  1. Учебно-методический комплект

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика: учебник для 7класса. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014.

  2. Задачник-практикум по информатике в II ч. / И. Семакин, Е. Хеннер - М.: БИНОМ. Лабораториязнаний, 2011.

  3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL:metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.09.14).

  4. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов sc.edu.ru


  1. Литература для учителя

  1. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики в средней школе: методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

  2. Овчинникова Г.Н., Перескокова О.И., Ромашкина Т.В., Семакин И .Г. Сборник дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике и ИКТ в основной школе metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/semakin_did.pdf

  3. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Локальная версия ЭОР в поддержку курса «Информатика и ИКТ. 8-9 класс». URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/tcor_semakin.rar (дата обращения: 01.09.14).

  4. Семакин И.Г. Таблица соответствия содержания УМК «Информатика и ИКТ» 8-9 классы Государственному образовательному стандарту. URL: metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/files/ts8-9.doc (дата обращения: 01.09.14).


  1. Технические средства обучения

  1. Рабочее место ученика (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  2. Наушники (рабочее место ученика).

  3. Рабочее место учителя (системный блок, монитор, клавиатура, мышь).

  4. Колонки (рабочее место учителя).

  5. Микрофон (рабочее место учителя).

  6. Проектор.

  7. Лазерный принтер черно-белый.

  8. Сканер.

  9. Локальная вычислительная сеть.


  1. Программные средства

  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Файловый менеджер Проводник (входит в состав операционной системы).

  3. Растровый редактор Paint (входит в состав операционной системы).

  4. Простой текстовый редактор Блокнот (входит в состав операционной системы).

  5. Мультимедиа проигрыватель WindowsMedia (входит в состав операционной системы).

  6. Программа Звукозапись (входит в состав операционной системы).

  7. Почтовый клиент OutlookExpress (входит в состав операционной системы).

  8. Браузер InternetExplorer (входит в состав операционной системы).

  9. Антивирусная программа

  10. Программа-архиватор WinRar.

  11. Клавиатурный тренажер.

  12. Офисное приложение MicrosoftOffice 2007, включающее текстовый процессор MicrosoftWord со встроенным векторным графическим редактором, программу разработки презентаций MicrosoftPowerPoint, электронные таблицы MicrosoftExcel, систему управления базами данных MicrosoftAccess.




© 2010-2022