- Преподавателю
- Информатика
- Творческий отчет «Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики»
Творческий отчет «Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Статьи |
Автор | Морев И.А. |
Дата | 03.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Солтүстік Қазақстан облысы, Тайынша аудаңы
«Летовочный орта мектебі» КММ
Северо-Казахстанская область, Тайыншинский район
КГУ «Летовочная средняя школа»
Творческий отчет «Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики»
Морев Иван Андреевич, учитель информатики
с. Летовочное, 2016г.
-
Роль выбранной методической темы «Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики»
Президент Н. Назарбаев в своих выступлениях подчеркивает: «Мы последовательно модернизируем национальную систему образования, приближая ее к международным стандартам. В ближайшие годы Интернет технологии и возобновляемые источники сольются вместе».
Методическая тема, по которой я работаю, - «Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики». В современных условиях развития общества немаловажную роль играет обучение подрастающего поколения, а также выявление и активизация творческих способностей учащихся для успешного развития целой страны.
Двадцать первый век. Век компьютерных технологий и новинок. Именно за ними наше будущее. Уже каждый второй ребенок не только умеет пользоваться компьютером, но и в совершенстве владеет средствами сети Интернет. В условиях модернизации образования требуется квалифицированный методический подход в решении образовательных проблем. Эти проблемы навели меня на выбор темы в моём учительском труде. За время работы накопил немалый опыт обучения и воспитания учащихся.
В своей педагогической деятельности использую цель: развитие личности и активизация творческих способностей ребёнка, через обучение компьютерной грамотности. Трудно переоценить значение применения компьютерных технологий в современном образовании. Считаю, что методическая тема, которую я выбрал, не только соответствует современности, но и гарантирует успех личности в будущем, формируя личностные качества грамотного и успешного человека будущего.
2. Выделение исследуемой проблемы по данной теме.
Работая над методической темой, я определил проблемы, которые решаются по мере их исследования и внедрения в практику.
Проблемы в работе с методической темой
«Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики», решаемые на практике
Внедрение новых КТ в процесс обучения немаловажен. В Летовочной средней школе на сегодняшний день уже имеются современные «продвинутые» КТ - это:
- мультимедийные интерактивные доски, которые включают в себя: ПК, проектор, «перья», указки и пульты для тестирования;
- интерактивый подиум, имеющий ПК, мультимедийную доску, лазерные указки, Wi-Fi - подключение;
- 2 мультимедиа кабинета, в составе которых: ноутбуки, ПК, интерактивные доски, а также лингофонные устройства, подключенные к сети Интернет;
- электронная библиотека, где каждый учащийся школы имеет доступ к печатным изданиям и к поиску информации Online.
«Общение» учащегося в школе с ПК должно подразумевать не бесполезное времяпрепровождение, а целенаправленный поиск и применение необходимой информации. В домашних же условиях, ПК может выступать как средство для доступа в виртуальный мир, где можно отвлечься и отдохнуть: играя, общаясь в соцсетях, слушая музыку, а также быть в курсе всех событий мира. Самое важное здесь в том, чтобы во всем знать меру, так как длительное «общение» человека с ПК может привести к негативным последствиям для здоровья учащихся.
Я считаю, что методическая тема «Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики» актуальна и является популярной, так как даже августовская конференция 2013 года, где я выступал, носила похожее название «Активизация творческих способностей на уроках информатики».
С развитием современной информационной технологии система "человек и компьютер" быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому действия человека с компьютером должны быть обеспечены школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как информация в современном мире требует знаний работы с компьютером.
Я уверен, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес: важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения, ценнейший мотив учебной деятельности школьника.
Разложение темы на составляющие позволило мне сконцентрироваться на некоторых проблемах, которые стали отправным пунктом в моей деятельности.
3. Основные теоретические позиции в информационной области
Интеграция компьютеров и средств связи привела к созданию самого выдающегося достижения новых информационных технологий - всемирной компьютерной сети Internet. Ее роль не столько техническая, сколько общечеловеческая и гуманная - можно смело сказать, что сеть Internet стала социальным явлением, способствующим объединению опыта и интеллекта людей всего мира без их деления государственными, экономическими, социальными и религиозными границами. Internet влияет на социальный статус и положение людей, служит источником пополнения знаний и организации досуга. Глобальная сеть Internet стала реальной основой дистанционного образования и объединения знаний всего Человечества.
Большой вклад в развитие представлений о целостности учебного процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли А. П. Пиневич, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко. Основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания относительно самостоятельных процессов.
Научный интерес к проблеме целостности учебного процесса, вызванный потребностями практики школы, популярен в наши дни. Вместе с тем, в своей деятельности я реализую различные подходы к пониманию целостного учебного процесса (Ю. К. Бабанский, В. С. Ильин, В. М. Коротов, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников и др.).
Образовательный процесс в Летовочной СШ с использованием КТ доступен всем учащимся. С 2000 года в Летовочную СШ поступило 6 ПК, на которых учащиеся и коллектив школы овладевали знаниями КТ. В этот период я сам являлся выпускником школы, а в дальнейшем поступил в педагогический колледж на учителя информатики. С 2007 года в школу поступили ПК в количестве 10 единиц, а из старых рабочих оставалось 3 ПК. Именно здесь я проводил свои первые уроки, знакомился со своей методической темой, а мои учащиеся творчески подошли к участию в районной Web - олимпиаде в 2007 году «Создание Web-сайта», где я и мои учащиеся получили свою первую грамоту.
В 2012 году в школу поступило такое количество ПК и мультимедийного оборудования, которое позволяет применять его каждому учащемуся с 1 по 11 класс.
Статистика показывает, что каждый учащийся в Летовочной СШ, имея персональный доступ к современным компьютерной технике, развивает свои интеллектуальные и творческие способности по всем школьным дисциплинам.
Разложение темы на составляющие позволило мне сконцентрироваться на некоторых проблемах, которые стали отправным пунктом в моей деятельности.
Я делаю основной упор в работе с учащимися среднего и старшего звена в изучении и применении новых педагогических технологий и привлечении учителей-предметников к учебно-воспитательному процессу.
За последние годы я активно популяризирую информатику в интеграции с другими предметами: математика, физика, алгебра, геометрия, литература, русский язык, английский язык.
2012-2013 год - 2 урок, 2013-2014 год - 3 урока, 2014-2015 год - 3 урока, 2015-2016 - 5 уроков.
Результаты интегрированных уроков - это обязательное качественное обучение, интересные и познавательные уроки, которые формируют творческое отношение к урокам, как учащихся, так и учителей. Интерес учащихся к предмету формируется ежедневно, если будет подтверждаться результатами его применения не только на уроках информатики, но и на других уроках.
В определении основных теоретических позиций и идей для меня в выборе в исследуемой проблемы явилась технология «Развития критического мышления», разработанная американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.
Под критическим мышлением теория и практика педагогики понимает проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов в процессе обучения.
Мне импонирует это умозаключение, и оно лежит в основе моей практической направленности. В технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского: «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим». Применяя элементы этой теории, я прихожу к выводу, что результаты такой деятельности ведут к более качественным результатам моих учащихся.
Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности. Изучая и применяя этот аспект теории критического мышления, я всегда ориентирую учащихся на применение полученных знаний в жизненных ситуациях, с учащимися обговариваем вариантов ответов, веду обучение на опережение. Элементы этой педтехнологии я успешно применяю и адаптирую их на учащихся: групповая работа проводится в сменных группах, разноуровневых группах, определение темы урока сопровождается наводящими и «тонкими» вопросами.
В своей деятельности я использую творческий подход в подготовке и проведении уроков, внеклассных мероприятий. На уроках с учащимися применяю различные формы и методы. Провожу как традиционные формы урока, так и нетрадиционные. Например: урок-лекция, урок-экскурсия, урок-игра, интегрированный урок - обучаю свободному владению компьютером как инструментом, умению пользоваться ресурсами Интернет, что развивает в учащихся творчество.
В моей практике имеются уроки:
Бинарный урок информатики и английского языка в 9 классе на тему «Алфавит языка Паскаль». Я считаю, урок был познавательным и интересным для учащихся.
Принимал участие в подготовке совместно с учителями географии, истории, ИЗО, русского языка и литературы открытого мероприятия. Этот урок стал масштабным и развивающим для учащихся 6 - 10 классов.
С учителем математики провел интегрированный урок по информатике и геометрии по теме «Решение геометрических задач алгоритмическим способом. Обобщение по теме «Векторы».
Открытый урок в 9 классе «Технология обработки текстовой информации. Вставка и редактирование формул». Этот урок был проведен мной в Летовочной СШ, затем на районном семинаре в Макашевской СШ.
С разработкой этого урока принял участие в областном конкурсе «Мой лучший урок в малокомплектной школе» и получил Диплом 1 степени.
Открытый урок в 9 классе «Компьютерный текстовый документ как структура данных».
В моей практике постоянно прослеживается тесное взаимодействие с учителями других школьных предметов.
При подготовке к урокам использую различное оборудование: ПК, карточки «цвет-имя», интерактивную доску, раздаточный материал (текст, практическая работа), видеофильмы, оценочный лист и другое оборудование.
Применяю разные педагогические технологии:
-
технология модульного обучения
-
технология разноуровневого обучения
-
игровые технологии.
На уроках и внеклассных мероприятиях использую компьютерные технологии. Учащиеся старших классов применяют сведения из Интернет при подготовке сообщений по предметам, подготовке к ВОУД и ЕНТ.
Красота решения, неожиданный поворот мысли, логика рассуждений - все это усиливает эмоциональное восприятие детей. Мне очень нравится проводить интегрированные уроки, где прослеживается связь с другими предметами.
Урок - это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни
должно совершиться на уровне высокой общественной культуры.
Я считаю, что такая работа проводится не зря и думаю, что в дальнейшем будут новые достижения и результаты моей педагогической практики в работе с творчески одарёнными детьми.
4. Мой педагогический опыт.
Особенностью методики преподавания информатики в школе я считаю внедрение в процесс обучения альтернативных программ, которые не предусмотрены к изучению: например, при изучении программы MS Power Point я предлагаю для сравнения программу Aurora 3D Presentation, при изучении TurboPascal применяю PascalABC, а изучая базы данных применяю не только MS Excel и MS Access, но и такие, как ProjectDB и Database Workshop. При этом у учащихся формируется разностороннее восприятие новых технологий в применении их на практике. Это дает возможность подходить не только стандартным образом к изучению темы урока, а позволяет расширить взгляд на тему и выбор в применении данных программ.
В определении основных теоретических позиций и идей для меня в выборе в исследуемой проблемы явилась технология «Развития критического мышления», разработанная американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.
Под критическим мышлением теория и практика педагогики понимает проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов в процессе обучения. Мне импонирует это умозаключение, и оно лежит в основе моей практической направленности. В технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского: «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим». Применяя элементы этой теории, я прихожу к выводу, что результаты такой деятельности ведут к более качественным результатам моих учащихся. Наиболее приемлемыми для меня являются групповая работа, осмысление и обозначение темы урока, обсуждение прочитанного с позиции героя и другие.
Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности. Изучая и применяя этот аспект теории критического мышления, я всегда ориентирую учащихся на применение полученных знаний в жизненных ситуациях, с учащимися обговариваем вариантов ответов, веду обучение на опережение. Элементы этой педтехнологии я успешно применяю и адаптирую их на уроках: групповая работа проводится в сменных группах, разноуровневых группах, определение темы урока сопровождается наводящими и «тонкими» вопросами, обыгрывание предметов в обозначении темы.
Считаю, что применение этой технологии позволяет активизировать мыслительную деятельность: учащийся в процессе обучения сам конструирует, сам отслеживает успех на уроке, сам определяет конечный результат. Применяя новые педтехнологии, прихожу к выводу, что они способствуют динамике качества образования в современной школе, отражают их жизнедеятельность в социокультурной среде.
На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.
На уроках придаю большое значение этапу рефлексии и домашнему заданию. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии.
В своей педагогической практике применяю интегрированные уроки, которые способствуют формированию целостного взгляда на мир, пониманию взаимосвязей, явлений и процессов, формируют эстетическое и духовно - нравственное воспитание. На этих уроках учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию различных предметов, таких как познание мира, изобразительное искусство, математика, литературное чтение, трудовое обучение, заставляют ребенка по-новому осмысливать события и явления. Интегрированные уроки грамоты и познания мира имеют следующие преимущества: дают возможность использования элементов или приемов критического мышления, воспитывают в духе казахстанского патриотизма, пробуждают интерес к предмету, снимают напряжённость, неуверенность, помогают сознательному усвоению программного материала.
В своей практике широко использую новые формы и методы обучения:
-
ИКТ,
-
поисковая деятельность,
-
применение информации для решения задач.
Для реализации поставленных задач я владею всеми необходимыми знаниями и накопил личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, применяю их в учебном процессе.
Технология проблемного обучения М.Н. Скаткин
Технология проблемного обучения - одна из самых важных, интересных и перспективных технологий, особенно широко её можно применять в проведении интегрированных уроков. Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет мне формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.
Отсюда вывод: чем больше я буду исследовать, решать проблемы с учащимися, тем больше будет развиваться интеллект этих детей. Моя задача при этом - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.
Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения использую такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого применяю качественную оценку, например, награждение орденами и медалями, картинками, значками.
Результативность опыта
Для оценивания результативности опыта работы по заявленной технологии в учебном процессе, совместно с психологической службой школы была проведена диагностика критического мышления обучающихся. В ходе работы были подобраны соответствующие принятым показателям - параметры и методики.
критерии
показатели
диагностический
инструментарий
1.Уровень развития мышления
1.умение обобщать
2.умение анализировать
3.словесно-
логическое мышление
4.умение исключать лишнее
методика Г. Витцлака «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу»,
Методика изучения словесно - логического мышления Э.Ф. Замбацявичене (субтесты 1, 2, 3, 4)
2.Развитие критического мышления
1.наличие навыков и компетенций продуктивной работы с информацией
2.наличие умения устанавливать логически
понятийные связи.
анализ продуктов учебной деятельности
(кластеры, таблицы, маркировка текста)
3.Применение навыков критического мышления в различных типах заданий
наличие компетенций, проявляемых в ходе обучения в начальных
классах, включая урочную и внеклассную деятельность.
карта динамики успешности обучения
Результативное участие обучающихся в различных интеллектуальных конкурсах, викторинах и т.д.
Уровень развития мышления определялся в баллах:
уровень
количество баллов
Высокий
90 и больше
Возрастная норма
70-89
Близкий к норме
50-69
Низкий
30-49
Мотивация предполагает закрепление знаний в процессе поисковой деятельности и возможность решать задачу творчески, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Принципиально важным становится опора на два принципа:
-
самоконтроль;
-
самооценка.
Новизна опыта состоит в комбинации элементов технологий: технологии дифференцированого (разноуровненнго )обучения, технологии критического мышления, технологии проблемного обучения, применяемой для организации мыслительной деятельности в процессе освоения информации через чтение и письмо, применении ИКТ. Новым является роль учителя на уроке: становлюсь организатором самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, помогающим учащимся преодолевать трудности.
Результаты диагностики исследования показали положительную динамику развития критического мышления. Более половины учащихся умеют работать с новой информацией, т.е. могут выделить в ней важные для осмысления линии и установить логически-понятийные связи
Результаты творческих конкурсов
№
п/п
Ф.И.
год
название конкурса
уровень конкурса
занятое место
1
Цельмер А.
Гаер К.
Скубицкий Д Косовский Н
2015
дистанционная олимпиада на сайте «Инфоурок»
международный
сертификаты
2
Рудницкая А
Жумагали А.
2015
дистанционная олимпиада на сайте «Видеоуроки»
международный
Диплом 3 степени
3
КосовскийН.
2014
«Сайгак - символ казахской степи»
республиканский
Благодарность
Технология развития критического мышления - универсальная, проникающая, «надпредметная», открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. В её основе - ведущие теории современного образования, разработанные выдающимися советскими и российскими педагогами и психологами 20 века. В этом смысле её можно назвать интеграционной технологией, которая обеспечивает целостный, системный подход к обучению, воспитанию и развитию личности.
В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа. Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда развивается стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила.
Повышение своего профессионального уровня осуществляю на курсах повышения квалификации, участвуя в семинарах учителей информатики, в процессе самообразования: изучая методическую литературу, опыт работы учителей-новаторов, общаясь с коллегами на интернет-сайтах, посещая уроки коллег, районные методические объединения.
Имею свои страницы на сайтах «Инфоурок» и «Педсовет.ru» где печатаю свои методические материалы. Методическая тема, по которой я работаю, - «Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики».
Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников, прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Схемы-опоры, таблицы, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность и инициативу.
Сохранение и защита здоровья учащихся - одна из важнейших задач образования. Применение здоровьесберегающей технологии считаю обязательным условием на уроках информатики - это учет индивидуальных физических особенностей ребенка, соблюдение санитарно-гигиенических норм, выполнение упражнений для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и смена видов работы, для исключения утомляемости учащихся на уроке.
Индивидуальный подход к подбору материала позволяет мне осуществлять дифференцированный обучение учащихся с разным познавательным уровнем. Для реализации целостности воздействия учебного процесса на развитие ребенка мною применяются следующие приемы, формы и виды учебных заданий:
Разноуровневые задания:
- опорные листы - учат сопоставлять, рефлексировать свои и чужие мысли, уметь видеть и ставить цель;
- постеры учат проектировать и анализировать ситуацию, формулировать сущностные определения, осуществлять цепь суждений, формируют установку на доказательность.
Передо мной, как педагогом, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:
-
Как заинтересовать ребенка учебным предметом?
-
Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал?
-
Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?
Я решаю их путем включения учащегося в ситуации творческой частично-поисковой и исследовательской деятельности.
Вывод
В индивидуальной работе с учащимися опираюсь на педагогический принцип доступности и посильности обучения. Учитываю индивидуально-психологические особенности учеников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребенка, особенности процессов внимания, мышления, памяти. Использую следующие методы воспитания: метод убеждения, реконструирования мнений, поощрения и наказания, самоисправления.
Считаю, что моя педагогическая деятельность осуществляется в триединном направлении ( с родителями, учителями, учениками).
Основное направление своей будущей деятельности вижу в повышении качества образования за счёт максимального использования на уроках исследовательских, информационно-коммуникативных технологий обучения, сохранения и укрепления здоровья обучающихся при помощи здоровьесберегающих технологий.
Я имею активную жизненную позицию. Являюсь активным участником всех мероприятий, проводимых в школе. Активно участвую в общественной жизни школы, в стенах которой я работаю 8 лет. Я ценю опыт своих коллег, дорожу дружбой с людьми, ценю в них порядочность, доброту, милосердие, сострадание и человеческое внимание.
3