Творческий отчет «Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики»

Раздел Информатика
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Творческий отчет «Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики»Творческий отчет «Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики»Творческий отчет «Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики»Солтүстік Қазақстан облысы, Тайынша аудаңы

«Летовочный орта мектебі» КММ

Северо-Казахстанская область, Тайыншинский район

КГУ «Летовочная средняя школа»









Творческий отчет «Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики»




Морев Иван Андреевич, учитель информатики








с. Летовочное, 2016г.


  1. Роль выбранной методической темы «Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики»

Президент Н. Назарбаев в своих выступлениях подчеркивает: «Мы последовательно модернизируем национальную систему образования, приближая ее к международным стандартам. В ближайшие годы Интернет технологии и возобновляемые источники сольются вместе».

Методическая тема, по которой я работаю, - «Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики». В современных условиях развития общества немаловажную роль играет обучение подрастающего поколения, а также выявление и активизация творческих способностей учащихся для успешного развития целой страны.

Двадцать первый век. Век компьютерных технологий и новинок. Именно за ними наше будущее. Уже каждый второй ребенок не только умеет пользоваться компьютером, но и в совершенстве владеет средствами сети Интернет. В условиях модернизации образования требуется квалифицированный методический подход в решении образовательных проблем. Эти проблемы навели меня на выбор темы в моём учительском труде. За время работы накопил немалый опыт обучения и воспитания учащихся.

В своей педагогической деятельности использую цель: развитие личности и активизация творческих способностей ребёнка, через обучение компьютерной грамотности. Трудно переоценить значение применения компьютерных технологий в современном образовании. Считаю, что методическая тема, которую я выбрал, не только соответствует современности, но и гарантирует успех личности в будущем, формируя личностные качества грамотного и успешного человека будущего.

2. Выделение исследуемой проблемы по данной теме.

Работая над методической темой, я определил проблемы, которые решаются по мере их исследования и внедрения в практику.

Проблемы в работе с методической темой

«Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики», решаемые на практике

Внедрение новых КТ в процесс обучения немаловажен. В Летовочной средней школе на сегодняшний день уже имеются современные «продвинутые» КТ - это:

- мультимедийные интерактивные доски, которые включают в себя: ПК, проектор, «перья», указки и пульты для тестирования;

- интерактивый подиум, имеющий ПК, мультимедийную доску, лазерные указки, Wi-Fi - подключение;

- 2 мультимедиа кабинета, в составе которых: ноутбуки, ПК, интерактивные доски, а также лингофонные устройства, подключенные к сети Интернет;

- электронная библиотека, где каждый учащийся школы имеет доступ к печатным изданиям и к поиску информации Online.

«Общение» учащегося в школе с ПК должно подразумевать не бесполезное времяпрепровождение, а целенаправленный поиск и применение необходимой информации. В домашних же условиях, ПК может выступать как средство для доступа в виртуальный мир, где можно отвлечься и отдохнуть: играя, общаясь в соцсетях, слушая музыку, а также быть в курсе всех событий мира. Самое важное здесь в том, чтобы во всем знать меру, так как длительное «общение» человека с ПК может привести к негативным последствиям для здоровья учащихся.

Я считаю, что методическая тема «Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики» актуальна и является популярной, так как даже августовская конференция 2013 года, где я выступал, носила похожее название «Активизация творческих способностей на уроках информатики».

С развитием современной информационной технологии система "человек и компьютер" быстро превратилась в проблему, которая касается всех членов общества, а не только специалистов, поэтому действия человека с компьютером должны быть обеспечены школьным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как информация в современном мире требует знаний работы с компьютером.

Я уверен, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес: важнейшее качество личности, которое формируется в социальных условиях и не является присущим человеку от рождения, ценнейший мотив учебной деятельности школьника.

Разложение темы на составляющие позволило мне сконцентрироваться на некоторых проблемах, которые стали отправным пунктом в моей деятельности.

3. Основные теоретические позиции в информационной области

Интеграция компьютеров и средств связи привела к созданию самого выдающегося достижения новых информационных технологий - всемирной компьютерной сети Internet. Ее роль не столько техническая, сколько общечеловеческая и гуманная - можно смело сказать, что сеть Internet стала социальным явлением, способствующим объединению опыта и интеллекта людей всего мира без их деления государственными, экономическими, социальными и религиозными границами. Internet влияет на социальный статус и положение людей, служит источником пополнения знаний и организации досуга. Глобальная сеть Internet стала реальной основой дистанционного образования и объединения знаний всего Человечества.

Большой вклад в развитие представлений о целостности учебного процесса уже в новых социально-экономических и политических условиях внесли А. П. Пиневич, С. Т. Шацкий, П. П. Блонский, М. М. Рубинштейн, А. С. Макаренко. Основные усилия педагогов были направлены на углубленное изучение обучения и воспитания относительно самостоятельных процессов.

Научный интерес к проблеме целостности учебного процесса, вызванный потребностями практики школы, популярен в наши дни. Вместе с тем, в своей деятельности я реализую различные подходы к пониманию целостного учебного процесса (Ю. К. Бабанский, В. С. Ильин, В. М. Коротов, В. В. Краевский, Б. Т. Лихачев, Ю. П. Сокольников и др.).

Образовательный процесс в Летовочной СШ с использованием КТ доступен всем учащимся. С 2000 года в Летовочную СШ поступило 6 ПК, на которых учащиеся и коллектив школы овладевали знаниями КТ. В этот период я сам являлся выпускником школы, а в дальнейшем поступил в педагогический колледж на учителя информатики. С 2007 года в школу поступили ПК в количестве 10 единиц, а из старых рабочих оставалось 3 ПК. Именно здесь я проводил свои первые уроки, знакомился со своей методической темой, а мои учащиеся творчески подошли к участию в районной Web - олимпиаде в 2007 году «Создание Web-сайта», где я и мои учащиеся получили свою первую грамоту.

В 2012 году в школу поступило такое количество ПК и мультимедийного оборудования, которое позволяет применять его каждому учащемуся с 1 по 11 класс.

Статистика показывает, что каждый учащийся в Летовочной СШ, имея персональный доступ к современным компьютерной технике, развивает свои интеллектуальные и творческие способности по всем школьным дисциплинам.

Разложение темы на составляющие позволило мне сконцентрироваться на некоторых проблемах, которые стали отправным пунктом в моей деятельности.

Я делаю основной упор в работе с учащимися среднего и старшего звена в изучении и применении новых педагогических технологий и привлечении учителей-предметников к учебно-воспитательному процессу.

За последние годы я активно популяризирую информатику в интеграции с другими предметами: математика, физика, алгебра, геометрия, литература, русский язык, английский язык.

2012-2013 год - 2 урок, 2013-2014 год - 3 урока, 2014-2015 год - 3 урока, 2015-2016 - 5 уроков.

Результаты интегрированных уроков - это обязательное качественное обучение, интересные и познавательные уроки, которые формируют творческое отношение к урокам, как учащихся, так и учителей. Интерес учащихся к предмету формируется ежедневно, если будет подтверждаться результатами его применения не только на уроках информатики, но и на других уроках.

В определении основных теоретических позиций и идей для меня в выборе в исследуемой проблемы явилась технология «Развития критического мышления», разработанная американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.
Под критическим мышлением теория и практика педагогики понимает проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов в процессе обучения.

Мне импонирует это умозаключение, и оно лежит в основе моей практической направленности. В технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского: «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим». Применяя элементы этой теории, я прихожу к выводу, что результаты такой деятельности ведут к более качественным результатам моих учащихся.

Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности. Изучая и применяя этот аспект теории критического мышления, я всегда ориентирую учащихся на применение полученных знаний в жизненных ситуациях, с учащимися обговариваем вариантов ответов, веду обучение на опережение. Элементы этой педтехнологии я успешно применяю и адаптирую их на учащихся: групповая работа проводится в сменных группах, разноуровневых группах, определение темы урока сопровождается наводящими и «тонкими» вопросами.

В своей деятельности я использую творческий подход в подготовке и проведении уроков, внеклассных мероприятий. На уроках с учащимися применяю различные формы и методы. Провожу как традиционные формы урока, так и нетрадиционные. Например: урок-лекция, урок-экскурсия, урок-игра, интегрированный урок - обучаю свободному владению компьютером как инструментом, умению пользоваться ресурсами Интернет, что развивает в учащихся творчество.

В моей практике имеются уроки:

Бинарный урок информатики и английского языка в 9 классе на тему «Алфавит языка Паскаль». Я считаю, урок был познавательным и интересным для учащихся.

Принимал участие в подготовке совместно с учителями географии, истории, ИЗО, русского языка и литературы открытого мероприятия. Этот урок стал масштабным и развивающим для учащихся 6 - 10 классов.

С учителем математики провел интегрированный урок по информатике и геометрии по теме «Решение геометрических задач алгоритмическим способом. Обобщение по теме «Векторы».

Открытый урок в 9 классе «Технология обработки текстовой информации. Вставка и редактирование формул». Этот урок был проведен мной в Летовочной СШ, затем на районном семинаре в Макашевской СШ.

С разработкой этого урока принял участие в областном конкурсе «Мой лучший урок в малокомплектной школе» и получил Диплом 1 степени.

Открытый урок в 9 классе «Компьютерный текстовый документ как структура данных».

В моей практике постоянно прослеживается тесное взаимодействие с учителями других школьных предметов.

При подготовке к урокам использую различное оборудование: ПК, карточки «цвет-имя», интерактивную доску, раздаточный материал (текст, практическая работа), видеофильмы, оценочный лист и другое оборудование.

Применяю разные педагогические технологии:

  • технология модульного обучения

  • технология разноуровневого обучения

  • игровые технологии.

На уроках и внеклассных мероприятиях использую компьютерные технологии. Учащиеся старших классов применяют сведения из Интернет при подготовке сообщений по предметам, подготовке к ВОУД и ЕНТ.

Красота решения, неожиданный поворот мысли, логика рассуждений - все это усиливает эмоциональное восприятие детей. Мне очень нравится проводить интегрированные уроки, где прослеживается связь с другими предметами.

Урок - это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни

должно совершиться на уровне высокой общественной культуры.

Я считаю, что такая работа проводится не зря и думаю, что в дальнейшем будут новые достижения и результаты моей педагогической практики в работе с творчески одарёнными детьми.

4. Мой педагогический опыт.

Особенностью методики преподавания информатики в школе я считаю внедрение в процесс обучения альтернативных программ, которые не предусмотрены к изучению: например, при изучении программы MS Power Point я предлагаю для сравнения программу Aurora 3D Presentation, при изучении TurboPascal применяю PascalABC, а изучая базы данных применяю не только MS Excel и MS Access, но и такие, как ProjectDB и Database Workshop. При этом у учащихся формируется разностороннее восприятие новых технологий в применении их на практике. Это дает возможность подходить не только стандартным образом к изучению темы урока, а позволяет расширить взгляд на тему и выбор в применении данных программ.

В определении основных теоретических позиций и идей для меня в выборе в исследуемой проблемы явилась технология «Развития критического мышления», разработанная американскими педагогами Джинни Стил, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером.
Под критическим мышлением теория и практика педагогики понимает проявление детской любознательности, выработку собственной точки зрения по определенному вопросу, способность отстоять ее логическими доводами, использование исследовательских методов в процессе обучения. Мне импонирует это умозаключение, и оно лежит в основе моей практической направленности. В технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского: «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим». Применяя элементы этой теории, я прихожу к выводу, что результаты такой деятельности ведут к более качественным результатам моих учащихся. Наиболее приемлемыми для меня являются групповая работа, осмысление и обозначение темы урока, обсуждение прочитанного с позиции героя и другие.
Методический аспект формирования критического мышления заключается в том, что данная технология представляет собой систему стратегий, объединяющих приемы учебной работы по видам учебной деятельности. Изучая и применяя этот аспект теории критического мышления, я всегда ориентирую учащихся на применение полученных знаний в жизненных ситуациях, с учащимися обговариваем вариантов ответов, веду обучение на опережение. Элементы этой педтехнологии я успешно применяю и адаптирую их на уроках: групповая работа проводится в сменных группах, разноуровневых группах, определение темы урока сопровождается наводящими и «тонкими» вопросами, обыгрывание предметов в обозначении темы.

Считаю, что применение этой технологии позволяет активизировать мыслительную деятельность: учащийся в процессе обучения сам конструирует, сам отслеживает успех на уроке, сам определяет конечный результат. Применяя новые педтехнологии, прихожу к выводу, что они способствуют динамике качества образования в современной школе, отражают их жизнедеятельность в социокультурной среде.

На каждой стадии урока я использую определенные приемы работы, которые помогают включить учащихся в совместную деятельность.

На уроках придаю большое значение этапу рефлексии и домашнему заданию. На стадии рефлексии представляются важными не только логические умозаключения, но и эмоциональные переживания. Использую как устные, так и письменные приемы проведения рефлексии.

В своей педагогической практике применяю интегрированные уроки, которые способствуют формированию целостного взгляда на мир, пониманию взаимосвязей, явлений и процессов, формируют эстетическое и духовно - нравственное воспитание. На этих уроках учащиеся имеют возможность получения глубоких и разносторонних знаний, используя информацию различных предметов, таких как познание мира, изобразительное искусство, математика, литературное чтение, трудовое обучение, заставляют ребенка по-новому осмысливать события и явления. Интегрированные уроки грамоты и познания мира имеют следующие преимущества: дают возможность использования элементов или приемов критического мышления, воспитывают в духе казахстанского патриотизма, пробуждают интерес к предмету, снимают напряжённость, неуверенность, помогают сознательному усвоению программного материала.

В своей практике широко использую новые формы и методы обучения:

  • ИКТ,

  • поисковая деятельность,

  • применение информации для решения задач.

Для реализации поставленных задач я владею всеми необходимыми знаниями и накопил личный опыт по практическому использованию компьютерных технологий, применяю их в учебном процессе.

Технология проблемного обучения М.Н. Скаткин

Технология проблемного обучения - одна из самых важных, интересных и перспективных технологий, особенно широко её можно применять в проведении интегрированных уроков. Применение технологии проблемного обучения на практике, позволяет мне формировать у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в учебном процессе.

Отсюда вывод: чем больше я буду исследовать, решать проблемы с учащимися, тем больше будет развиваться интеллект этих детей. Моя задача при этом - находить, конструировать полезные для познавательного процесса противоречия, привлекать школьников к обсуждению и решению, естественно, не требуя никаких специальных упражнений, искусственно подбираемых ситуаций.

Для того чтобы заинтересовать ребенка, дать возможность видеть рост его в процессе обучения использую такой прием, как стимулирование ребенка к дальнейшей познавательной деятельности. Для этого применяю качественную оценку, например, награждение орденами и медалями, картинками, значками.

Результативность опыта

Для оценивания результативности опыта работы по заявленной технологии в учебном процессе, совместно с психологической службой школы была проведена диагностика критического мышления обучающихся. В ходе работы были подобраны соответствующие принятым показателям - параметры и методики.

критерии

показатели

диагностический

инструментарий

1.Уровень развития мышления

1.умение обобщать

2.умение анализировать

3.словесно-

логическое мышление

4.умение исключать лишнее

методика Г. Витцлака «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу»,

Методика изучения словесно - логического мышления Э.Ф. Замбацявичене (субтесты 1, 2, 3, 4)

2.Развитие критического мышления

1.наличие навыков и компетенций продуктивной работы с информацией

2.наличие умения устанавливать логически

понятийные связи.

анализ продуктов учебной деятельности

(кластеры, таблицы, маркировка текста)

3.Применение навыков критического мышления в различных типах заданий

наличие компетенций, проявляемых в ходе обучения в начальных

классах, включая урочную и внеклассную деятельность.

карта динамики успешности обучения

Результативное участие обучающихся в различных интеллектуальных конкурсах, викторинах и т.д.

Уровень развития мышления определялся в баллах:

уровень

количество баллов

Высокий

90 и больше

Возрастная норма

70-89

Близкий к норме

50-69

Низкий

30-49

Мотивация предполагает закрепление знаний в процессе поисковой деятельности и возможность решать задачу творчески, контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.
Принципиально важным становится опора на два принципа:

  • самоконтроль;

  • самооценка.

Новизна опыта состоит в комбинации элементов технологий: технологии дифференцированого (разноуровненнго )обучения, технологии критического мышления, технологии проблемного обучения, применяемой для организации мыслительной деятельности в процессе освоения информации через чтение и письмо, применении ИКТ. Новым является роль учителя на уроке: становлюсь организатором самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом и помощником, помогающим учащимся преодолевать трудности.

Результаты диагностики исследования показали положительную динамику развития критического мышления. Более половины учащихся умеют работать с новой информацией, т.е. могут выделить в ней важные для осмысления линии и установить логически-понятийные связи

Результаты творческих конкурсов


п/п

Ф.И.

год

название конкурса

уровень конкурса

занятое место

1

Цельмер А.

Гаер К.

Скубицкий Д Косовский Н

2015

дистанционная олимпиада на сайте «Инфоурок»

международный

сертификаты

2

Рудницкая А

Жумагали А.

2015

дистанционная олимпиада на сайте «Видеоуроки»

международный

Диплом 3 степени

3

КосовскийН.

2014

«Сайгак - символ казахской степи»

республиканский

Благодарность

Технология развития критического мышления - универсальная, проникающая, «надпредметная», открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями. В её основе - ведущие теории современного образования, разработанные выдающимися советскими и российскими педагогами и психологами 20 века. В этом смысле её можно назвать интеграционной технологией, которая обеспечивает целостный, системный подход к обучению, воспитанию и развитию личности.

В результате ученик работает на уроке с интересом, и даже трудные задания становятся посильными для него. Помогаю каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа. Прекрасным средством воспитания и обучения является игра. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, пробуждаю интерес к победе, а отсюда развивается стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым, уметь чётко выполнять задания, соблюдать правила.

Повышение своего профессионального уровня осуществляю на курсах повышения квалификации, участвуя в семинарах учителей информатики, в процессе самообразования: изучая методическую литературу, опыт работы учителей-новаторов, общаясь с коллегами на интернет-сайтах, посещая уроки коллег, районные методические объединения.

Имею свои страницы на сайтах «Инфоурок» и «Педсовет.ru» где печатаю свои методические материалы. Методическая тема, по которой я работаю, - «Активизация творческих способностей учащихся на уроках информатики».

Для формирования учебных интересов соблюдаю принцип: чем младше учащиеся, тем нагляднее обучение и тем большую роль играет активная деятельность. Становление личности школьников, прежде всего происходит на уроке. Активизирую познавательную деятельность учащихся и повышаю интерес к учению на каждом этапе урока через индивидуальную, групповую работу; дифференцированный подход; игру; создание ситуации успеха; самостоятельную работу. Задания и материалы подбираю так, чтобы они были доступны по изложению, красочно оформлены, имели элементы занимательности и состязательности, содержали сведения и факты, выходящие за рамки учебных программ. Схемы-опоры, таблицы, раздаточный материал, занимательные упражнения давно стали верными помощниками в моей работе. Они вызывают чувства удивления, новизны, необычности, неожиданности, развивают сообразительность и инициативу.

Сохранение и защита здоровья учащихся - одна из важнейших задач образования. Применение здоровьесберегающей технологии считаю обязательным условием на уроках информатики - это учет индивидуальных физических особенностей ребенка, соблюдение санитарно-гигиенических норм, выполнение упражнений для профилактики осанки, упражнения для глаз, мышц рук и смена видов работы, для исключения утомляемости учащихся на уроке.

Индивидуальный подход к подбору материала позволяет мне осуществлять дифференцированный обучение учащихся с разным познавательным уровнем. Для реализации целостности воздействия учебного процесса на развитие ребенка мною применяются следующие приемы, формы и виды учебных заданий:

Разноуровневые задания:

- опорные листы - учат сопоставлять, рефлексировать свои и чужие мысли, уметь видеть и ставить цель;

- постеры учат проектировать и анализировать ситуацию, формулировать сущностные определения, осуществлять цепь суждений, формируют установку на доказательность.

Передо мной, как педагогом, ежедневно, ежеурочно стоят вопросы:

  • Как заинтересовать ребенка учебным предметом?

  • Как интересно и доступно донести до учащегося новый материал?

  • Как создать для учащегося ситуацию успеха и веру в свои силы?

Я решаю их путем включения учащегося в ситуации творческой частично-поисковой и исследовательской деятельности.

Вывод

В индивидуальной работе с учащимися опираюсь на педагогический принцип доступности и посильности обучения. Учитываю индивидуально-психологические особенности учеников, реальный запас знаний, умений и навыков, уровень развития ребенка, особенности процессов внимания, мышления, памяти. Использую следующие методы воспитания: метод убеждения, реконструирования мнений, поощрения и наказания, самоисправления.

Считаю, что моя педагогическая деятельность осуществляется в триединном направлении ( с родителями, учителями, учениками).

Основное направление своей будущей деятельности вижу в повышении качества образования за счёт максимального использования на уроках исследовательских, информационно-коммуникативных технологий обучения, сохранения и укрепления здоровья обучающихся при помощи здоровьесберегающих технологий.

Я имею активную жизненную позицию. Являюсь активным участником всех мероприятий, проводимых в школе. Активно участвую в общественной жизни школы, в стенах которой я работаю 8 лет. Я ценю опыт своих коллег, дорожу дружбой с людьми, ценю в них порядочность, доброту, милосердие, сострадание и человеческое внимание.






3


© 2010-2022