Статья

Повышение качества образования на основе совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров.      Баринова О.Н. СОПШДО № 17 г. Павлодара заместитель директора       Современные ученые-педагоги ищут различные пути и способы оптимизации и повышения качества образовательного процесса, естественно полагая, что новые модели и технологии, базирующиеся на знании возможностей и особенностей личности ребенка, позволят обеспечить высокий уровень научения и воспитания. И в тактическом плане это неоспоримо, но вечное «но», заставляет вспомнить избитую истину о том, что успех образования на 80% зависит от качества управления школой и от наличия высококвалифицированных педагогов. Без этого  решить задачи повышения качества образования невозможно. Поэтому одна из ведущих функций школьного управленческого цикла – руководство совершенствованием профессионального мастерства педагогических кадров. Основную задачу мы видим в организации именно непрерывного образования ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Повышение качества образования на основе совершенствования профессионального мастерства педагогических кадров.



Баринова О.Н.

СОПШДО № 17 г. Павлодара

заместитель директора



Современные ученые-педагоги ищут различные пути и способы оптимизации и повышения качества образовательного процесса, естественно полагая, что новые модели и технологии, базирующиеся на знании возможностей и особенностей личности ребенка, позволят обеспечить высокий уровень научения и воспитания.

И в тактическом плане это неоспоримо, но вечное «но», заставляет вспомнить избитую истину о том, что успех образования на 80% зависит от качества управления школой и от наличия высококвалифицированных педагогов. Без этого решить задачи повышения качества образования невозможно. Поэтому одна из ведущих функций школьного управленческого цикла - руководство совершенствованием профессионального мастерства педагогических кадров. Основную задачу мы видим в организации именно непрерывного образования учителей, только система «образования через всю жизнь» может способствовать подготовке кадров для перехода к 12-летнему образованию. В своей работе мы предлагаем такую систему.

Для реализации права учителей на повышение квалификации в нашей школе созданы определенные условия:

  • учебная нагрузка учителей оптимальная;

  • материальная база включает два кабинета информатики, один мультимедийный класс, один лингафонный, 9 кабинетов оснащены интерактивными досками, школа подключена к высокоскоростной линии Интернет через Мегалайн; есть медиатека, состоящая из 63 электронных учебников по 10 предметам;

  • созданы и информационные условия (учебно-методическое и справочное обеспечение системы повышения квалификации);

  • организация общения и обмена передовым педагогическим опытом и современными научными достижениями.

С 2006 года школа включена в республиканский эксперимент по внедрению профильной и предпрофильной подготовки в учебный процесс. В соответствии с Программой развития школы, предусматривающей внедрение сетевой модели профилизации обучения,

  • была определена Миссия работы с педкадрами, которая играет роль главного ориентира: «Создание условий для совершенствования профессиональной компетенции учителей с целью повышения качества и эффективности УВП».

  • разработана Программа развития профессионального мастерства;

  • составлены перспективный и годовой планы работы по повышению квалификации учителей.

Определяя содержание повышения квалификации учителей, мы ориентировались:

  • на государственную политику в области модернизации образования, которая требует от педагога более высокого уровня профессионализма в работе с детьми;

  • на приоритетные направления в образовании;

  • на необходимость внедрения в образовательный процесс школы идей профилизации и информатизации УВП;

  • на качественный состав учителей.

Определение миссии и главных ориентиров помогло разработать модель работы по совершенствованию профессионального мастерства учителей.

Анализ структуры кадрового состава показывает, что из 102 работающих в школе учителей с высшим образованием - 93; педстаж свыше 20 лет - у 51 учителя (58%); 59 педагогов имеют высшую и первую категории; в школе работают два кандидата филологических и физико-математических наук, учителя-методисты, Отличники просвещения РК. Эти данные свидетельствуют о том, что в основе нашей школы - опытные учителя, их знания и профессионализм - достояние всего педколлектива. Для большинства педагогов передача и обмен опытом имеет большое значение, ибо они реализуют себя таким образом в наиболее продуктивных формах отношений. Поэтому мы посчитали, что оптимальной системой обучения учителей будет работа школы профессионального мастерства, которую подразделяем на

  • школу педагогического мастерства

  • школу совершенствования мастерства

  • школа становления молодого учителя

Система обучения в этих школах включает в себя четыре взаимодополняющих этапа:

1 этап. Изучение теоретических основ современного инновационного процесса (особое внимание уделяем педтехнологиям, методикам и приемам успешного обучения) осуществляем через систему теоретических семинаров, педсоветов, методических семинаров, проблемных курсов (проводимых специалистами ИПК ПК, РИПКСО). Для реализации задач данного этапа привлекаем преподавателей ПГПИ.

2 этап. Отработка теоретических вопросов, первичная апробация в практике тех или иных инноваций профильного обучения осуществляется на уроках, на заседаниях творческих групп. На этом этапе активно работает школа совершенствования педагогического мастерства.

3 этап. Апробация моделей, форм и методов обучения, демонстрация практических умений в использовании современных педтехнологий осуществляется через систему открытых уроков, занятий мастер-класс, конкурсов профессионального мастерства, мероприятий по обобщению опыта. Кроме того, на этом этапе учителя осваивают технологию разработки программ элективных и специальных курсов для решения задач обновления содержания и форм профильного обучения. Здесь активно работают учителя школы педагогического мастерства.

4 этап. Обобщение опыта, анализ проблем и достигнутых результатов, определение дальнейших задач деятельности школы по повышению профессионального мастерства педагогов осуществляется на заседаниях МО, экспертных и итоговых педсоветов.

Особое внимание уделяем молодым учителям. Учебно-методическое и справочное обеспечение системы повышения квалификации включает разработки по основным предметам календарно-тематических планов с 5 по 11 классы, измерителей качества обучения, методические разработки уроков наиболее трудных тем программы и уроков с использованием ИКТ. Для молодых специалистов и прибывших в школу учителей преподаватели информатики разработали проект «Информационное пространство учителей естественно-математического цикла», «ИП учителей русского языка», «ИП учителей начальной школы». Данные проекты - электронные базы данных - действенно помогает в организации УВП профильной школы. В содержании занятий школы молодого учителя, кроме семинаров по проблемам современного урока, включены практикумы по развитию аналитических умений, т.к. диагностика показывает затруднения молодых специалистов именно по вопросам анализа своей и ученической деятельности.

Определение целей, задач, содержания, методов и средств дает возможность спрогнозировать ожидаемый результат обучения педагогов на каждом из рассмотренных этапов.

Общеизвестно, что в системе совершенствования профессионального мастерства учителей особую роль играет аттестация. Для многих педагогов нашей школы аттестация - это результат их деятельности в школах профессионального мастерства.

Формы представления учителями своего опыта разные, но практически каждая форма предполагает использование информационных технологий, поэтому последние пять лет в системе обучения учителей актуальными были семинары - практикумы по созданию презентаций опыта. В настоящее время банк школы представлен презентациями 35 учителей.

В связи с предстоящим тестированием аттестуемых учителей посчитали необходимым внести корректировку в перспективный план и проводим семинары по педагогике, психологии, изучению нормативных документов.

Успех любой деятельности зависит от контроля. Мы поощряем взаимоконтроль, который способствует росту профмастерства. В режиме самоконтроля работают зрелые специалисты, способные к объективной оценке своего труда. Для проведения административного внутришкольного контроля разработано более 50 программ.

Проблемно-ориентированный анализ работы педагогического коллектива за прошлый учебный год показал, что основные задачи успешно реализованы.

  • по успеваемости и качеству обученности учащихся наблюдается положительная стабильная динамика;

  • показатели ЕНТ выпускников школы выше городского уровня.

Успехи учащихся - закономерность, результат работы коллектива школы. Естественно, работа по повышению профессионального уровня не дает сиюминутного результата. И все же положительные моменты эффективности повышения квалификации имеются:

  • учителя были включены в курсовую подготовку, за последние четыре года учителя посетили курсы в разных городах, информация приводится в таблице:

УДППО

Количество учителей

Павлодар

48

Алматы

4

Астана

4

Москва

5

Канада-Монреаль

2 (дистанционно)

Всего

53

Отмечаем, что из общего числа повысивших квалификацию 5 учителей прошли переподготовку по информационным технологиям; 42 учителя имеют сертификаты обучающих семинаров по использованию интерактивного оборудования в УВП;

  • для 8 учителей школы были созданы условия для получения высшего педагогического образования;

  • 36 учителей внедрили в практику компьютерные технологии;

  • за последние два года 17 учителей повысили квалификационные категории;

  • наряду с типовыми программами по организации профильного обучения разработаны авторские;

  • создан банк из 59 программ элективных профильных и предпрофильных курсов;

  • 6 учителей участвуют в разработке электронных методических пособий;

  • учителя, психологи, заместители директора школы являются призерами городских и областных конкурсов: «Лидер в образовании»; конкурсов элективных и профильных программ; победителем областного конкурса видеоуроков с использованием ИКТ стала Смагулова Б.К.; в городском «Интернет-фестивале современных уроков» приняли участие 43 учителя; в областном конкурсе электронных пособий 2-е место заняла Тлеубаева К.К.;

  • специалистами ИПК ПК обобщен педагогический опыт двух учителей; городским методическим кабинетом - 11 учителей, методической службой школы - творческий опыт 3 учителей.

Опыт работы убеждает, что процесс повышения квалификации кадров будет успешным при следующих условиях:

  • во-первых, он должен носить непрерывный, системный характер (нельзя ограничиваться проведением одноразовых мероприятий);

  • во-вторых, в школе необходима атмосфера творческого поиска;

  • в-третьих, самообразовательной работой должны заниматься не только учителя, но и руководители;

  • в-четвертых, необходимо моральное и материальное стимулирование творчески работающих учителей.

Основные перспективы и задачи в работе по совершенствованию профессионального мастерства учителей мы видим в следующем:

  • развитие самосознания учителей и их потребности в постоянном совершенствовании профессионального мастерства;

  • оказание конкретных услуг в области совершенствования профессионального мастерства по заявкам учителей (т.е. выход на индивидуальную помощь учителю, тогда функции методической работы будут другими);

  • создать условия для 100% охвата учителей по владению информационными технологиями;

  • продолжить работу по укреплению материально-технической базы, чтобы у каждого учителя в кабинете был компьютер, множительная техника.

М.М.Поташник пишет: «Нельзя двигаться вперед с головой, повернутой назад, а потому недопустимо в школе 21 века использовать неэффективные, устаревшие технологии обучения, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие образование хорошего качества». Чтобы не допустить этого и обеспечить повышение качества образования, необходимо целенаправленное управление процессом повышения квалификации педагогических кадров.

6

© 2010-2022