Понятие «информация». Свойства информации. Единицы измерения информации

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок № __

Тема. Понятие «информация». Свойства информации. Единицы измерения информации.

Цели урока: иметь представление о процессе познания (знание и незнание); знать определение информации, ее свойства, виды информации, единицы измерения количества информации, формулы содержательного подхода к измерению количества информации; уметь решать задачи на данную тему.

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Фронтальный опрос.

Ответить устно на вопросы:

  1. По данным определениям отгадайте многозначное слово, которое в том числе является понятием информатики или ком­пьютерным термином.

  • Текстовый, бинарный, графический, программный, системный, исполняемый, командный, пакетный, скрытый, архивный. (Файл.)

  • Своевременная, объективная, ложная, проверенная, полная, ис­черпывающая, секретная, массовая, генетическая, газетная, теле­визионная, научно - техническая. (Информация.)

  • Железная, женская, формальная, диалектическая, индуктивная, дедуктивная, математическая, двузначная, многозначная. (Логика.)

  • Людские, природные, экономические, скрытые, аппаратные, программные, информационные, открытые, закрытые. (Ресурсы.)

  1. Что такое информация?

  2. Перечислите свойства информации с пояснениями и примерами.

  3. Назовите виды информации (текст, рисунки и т.д.)

  4. Назовите единицы измерения информации.

  5. Какие формы представления информации вы знаете?

  6. Какие свойства информации вы знаете?

  7. Представьте информацию о погоде в различной форме.

  8. Какое различие между естественными и формальными языками?

  9. Что такое код?

  10. Что больше 1 Кбайт или 1000 байт?

  11. Расположите единицы измерения информации в порядке возрастания: Гигабайт; Байт; Мегабайт; Килобайт.

3.Формирование новых зун уч-ся.

Понятие «информация». Слово «информация» означает сведение, разъяснение, ознакомление.

СВОЙСТВА ИНФОРМАЦИИ:

  1. Достоверность - если информация отражает истинное положение дел.

  2. Полнота - если информации достаточно для понимания и принятия решения.

  3. Актуальность - если информация важна, существенна для настоящего времени.

  4. Ценность информации зависит от того, какие задачи мы можем решить с её
    помощью.

  5. Понятность - если информация выражена на языке того, для кого предназначена.

  6. Объективность - если информация не зависит от чьего-либо мнения.

Человек получает информацию непрерывно. Больше всего - с помощью глаз, на втором месте стоит слух, на третьем - обоняние, осязание. Полученную информацию человек обрабатывает. Та информация, которую вы поняли и запомнили, т.е. обработали, становится знаниями.

ППонятие «информация». Свойства информации. Единицы измерения информациироцесс познания можно наглядно изобразить в виде рас­ширяющегося круга знания (такой способ придумали еще древние греки). Вне этого круга лежит область незнания, а окружность является границей между знанием и незнанием. Парадокс состоит в том, что чем большим объемом знаний обладает человек (чем шире круг знаний), тем больше он ощущает недостаток знаний (тем больше граница нашего не­знания. мерой которого в этой модели является длина окружности)

Например объем знаний выпускника школы гораздо больше, чем объем знаний первоклассника, однако и граница его не­знания существенно больше. Действительно, первоклассник ничего не знает о законах физики и поэтому не осознает не­достаточности своих знаний, тогда как выпускник школы при подготовке к экзаменам по физике может обнаружить, что существуют физические законы, которые он не знает или не понимает.

Информацию, которую получает человек, можно считать мерой уменьшения неопределенности знаний. Если некото­рое сообщение приводит к уменьшению неопределенности наших знаний, то можно говорить, что такое сообщение со­держит информацию.

Понятие «информация». Свойства информации. Единицы измерения информации


Например, после сдачи экзамена по информатике вы му­чаетесь неопределенностью, вы не знаете, какую оценку по­лучили. Наконец, экзаменационная комиссия объявляет ре­зультаты экзамена, и вы получаете сообщение, которое приносит полную определенность, теперь вы знаете свою оценку. Происходит переход от незнания к полному зна­нию, значит, сообщение экзаменационной комиссии содер­жит информацию.

Уменьшение неопределенности знаний. Подход к информа­ции как мере уменьшения неопределенности знаний позволяет количественно измерять информацию, что чрезвычайно важно для информатики.

Пусть у нас имеется монета, которую мы бросаем на ров­ную поверхность. С равной вероятностью произойдет одно из двух возможных событий - монета окажется в одном из двух положений: «орел» или «решка».

Можно говорить, что события равновероятны, если при возрастающем числе опытов количества выпадений «орла» и «решки» постепенно сближаются. Например, если мы бросим монету 10 раз, то «орел» может выпасть 7 раз, а решка - 3 раза, если бросим монету 100 раз, то «орел» может выпасть 60 раз, а «решка» - 40 раз, если бросим монету 1000 раз, то «орел» может выпасть 520 раз, а «решка» - 480 и так далее.

В итоге при очень большой серии опытов количества выпаде­ний «орла» и «решки» практически сравняются.

Перед броском существует неопределенность наших зна­ний (возможны два события), и, как упадет монета, предска­зать невозможно. После броска наступает полная определен­ность.

За единицу количества информации принимает­ся такое количество информации, которое содер­жит сообщение, уменьшающее неопределенность в два раза. Такая единица названа «бит».

1 байт = 23 бит = 8 бит

1 Кбайт = 210 байт = 1024 байт;

1 Мбайт = 210 Кбайт = 1024 Кбайт;

1 Гбайт = 210 Мбайт = 1024 Мбайт

Количество возможных событий и количество информа­ции. Существует формула, которая связывает между собой количество возможных событий N и количество информа­ции I: N=2I

Например, в игре «Крести­ки-нолики» на поле 8x8 перед первым ходом существует 64 возможных события (64 различных варианта расположения «крестика»), тогда уравнение принимает вид:

64 = 21. Так как 64 = 26, то получим: 26 = 27. Таким образом, 1 = 6 битов, то есть количество информа­ции, полученное вторым игроком после первого хода перво­го игрока, составляет 6 битов.

Понятие «информация». Свойства информации. Единицы измерения информации

4. Применение новых зун уч-ся.

Задача 1. Была получена телеграмма: «Встречайте, вагон 7». Известно, что в составе поезда 16 вагонов. Какое количество информации было получено?

Решение. 2' = 16, i = 4 бита.

Задача 2. В школьной библиотеке 16 стеллажей с книгами. На каждом стеллаже - 8 полок. Библиотекарь сообщил Пете, что нужная ему книга находится на пятом стеллаже на третьей сверху полке. Какое количество информации библиотекарь передал Пете?

Решение. 16 • 8 = 128 полок, 21 = 128, i = 7 бит.

Задача 3. При угадывании целого числа в диапазоне от 1 до N было получено 7 бит информации. Чему равно N?

Решение. 27= 128.

Задача 4. При угадывании целого числа в некотором диапазоне было получено 6 бит информации. Сколько чисел содержит этот диапазон?

Решение. 26 = 64.

Задача 5. Сообщение о том, что ваш друг живет на десятом этаже, несет 4 бита информации. Сколько этажей в доме?

Решение. 24 = 16 этажей.

Задача 6. Сообщение о том, что Петя живет во втором подъезде, несет 3 бита информации. Сколько подъездов в доме?

Решение. 23 = 8 подъездов.

Задача 7. Решить уравнение: 81 бит = 32 Кб.

Решение. 8' =32* 1024*8, (23)i = 25 *210*23, 23i=218, i=6

Задача 8. В коробке лежат 7 разноцветных карандашей. Какое количество информации содержит сообщение, что из коробки достали красный карандаш?

Решение. 2' = 7, i = 1оg 2 7 ≈ 2,80735 бита.

Задача 9. Какое количество информации несет сообщение: «Встреча назначена на сентябрь»?

Решение. 2i=12, i=log212≈ 3,58496 бита.

Задача 10. Какое количество информации несет сообщение о том, что встреча состоится 15 января?

Решение. 2i=31, i=log231≈ 4,9542 бита.

5.Итоги урока. Домашнее задание. Прочитать материал учебника - п. 2.1, 2.2, ответить на вопросы (стр. 74, 78), выполнить задания в тетради 2.1, 2.2 (стр.78).


© 2010-2022