Рабочая программа по информатике 10 класс

Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Первомайское

Ровенского муниципального района

Саратовской области»

«Рассмотрено»

Руководитель МО

Протокол №___

от « » 08. 2015 г.

____________________

____________________

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УР

МБОУ СОШ с.Первомайское

___________Солонина М..В.

от «_____»__________2015г.

от « ____» __________ 2015 г.

от « ____» __________ 2016г.

от « ____» __________ 2016 г.

«Утверждаю»

Директор

МБОУ СОШ с.Первомайское __________Мулдагалиева Т.К.

Приказ №_______

от « ____» __________ 2015 г.

от « ____» __________ 2015 г.

от « ____» __________ 2016 г.

от « ____» __________ 2016 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

по информатике

ДЛЯ 10 КЛАССА

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

УЧИТЕЛЯ информатики

Дёминой Ольги Николаевны

ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

Протокол №_1_от «___ » августа 201 г



2015 - 2016 учебный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10 класса в течение 68 часов (2 час в неделю), согласно федеральному компоненту БУП от 2004 года.

Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:

  1. Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ

  2. Базовый уровень от 2004 г.

  3. Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.

  4. Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера.

  5. Образовательной программы МБОУ СОШ на 2015 -2016 учебный год.

Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уров­не направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информати­ки в формирование современной научной картины мира, роль ин­формационных процессов в обществе, биологических и техниче­ских системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, ис­пользуя при этом информационные и коммуникационные техно­логии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творче­ских способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;

  • показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы,

Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Обучение сопровождается практикой работы на ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.

Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет в режиме OnLine.

Обучение проводится в среде свободного программного обеспечения. Все практические задания курса адаптированы к использованию в среде программного обеспечения, и пакета OpenOffice.org (версия 3.2).

Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.

На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены согласно требованиям СанПиНа.


МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Программа рассчитана на 1 час в год (68 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение:

  • практических работ - 24

  • проверочные работы - 4;

  • самостоятельных работа - 4;

  • творческая работа - 4 .

2.Содержание курса

Тема 1. Введение. Структура информатики.

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики

Тема 2. Информация. Представление информации

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».

Тема 3. Измерение информации.

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

Тема 4. Введение в теорию систем

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

Тема 5. Процессы хранения и передачи информации

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

Тема 6. Обработка информации

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

Тема 7. Поиск данных

Учащиеся должны знать:

- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- что такое «структура данных»; какие бывают структуры

- алгоритм последовательного поиска

- алгоритм поиска половинным делением

- что такое блочный поиск

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

Тема 8. Защита информации

Учащиеся должны знать:

  • какая информация требует защиты

  • виды угроз для числовой информации

  • физические способы защиты информации

  • программные средства защиты информации

  • что такое криптография

  • что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

- применять меры защиты личной информации на ПК

- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

Тема 9. Информационные модели и структуры данных

Учащиеся должны знать:

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

Тема 10. Алгоритм - модель деятельности

Учащиеся должны знать:

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

Учащиеся должны знать:

- архитектуру персонального компьютера

- что такое контроллер внешнего устройства ПК

- назначение шины

- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

- основные виды памяти ПК

- что такое системная плата, порты ввода-вывода

- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

- что такое программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- что такое системы программирования

Учащиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

Тема 13. Многопроцессорные системы и сети

Учащиеся должны знать:

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

- что такое Интернет

- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- способы организации связи в Интернете

- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

3.Планируемые результаты обучения

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • Назначение и функции операционных систем;

уметь

  • Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту целям моделирования;

  • Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности в том числе самообразовании;

  • Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • Автоматизации коммуникационной деятельности;

  • Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • Эффективной организации индивидуального информационного пространства.

  • 4. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 10 класс

№ п/п

Название раздела, темы урока

Кол-во часов

Планируемые результаты обучения

Вид контроля

Домашнее задание

Дата

План

факт


Глава 1. Информация

14






1-2

Понятие информации, информационных процессов. Структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики.

2

Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

СР




3-4

Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов.

Форматирование документа.

2

Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

ПР




5-6

Вставка в документ формул.

Создание, редактирование и форматирование документов.

2

Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

ПР




7-8

Представление информации, языки, кодирование.

Кодирование информации.

2

Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

СР




9-10

Измерение информации. Объемный подход.

Измерение информации. Содержательный подход.

2

Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

СР




11-12

Измерение информации.

Информация. Информационные процессы в системах.

2

Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Тест




13-14

Контрольная работа по теме: «Информация»

2


Тест





Глава 2. Информационные процессы в системах

22






15-16

Введение в теорию систем. Понятие системы.

2

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Классификация информационных процессов

СР




17-18

Информационные процессы в естественных и искусственных системах.

2

Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.

Классификация информационных процессов

ТЕСТ




19-20

Хранение информации.

2

Хранение информации; выбор способа хранения информации.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

СР




21-22

Передача информации.

2

Передача информации в социальных, биологических и технических системах.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.

ТЕСТ




23-24

Носители информации.

2

Хранение информации; выбор способа хранения информации.

ПР



26-26

Обработка информации и алгоритмы

2

Преобразование информации на основе формальных правил.

Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.

Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.


ПР




27-28

Автоматическая обработка информации

2

Преобразование информации на основе формальных правил.

Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.

ПР




29-30

Алгоритмическая машина Поста

2

Преобразование информации на основе формальных правил.

Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.

СР




31-32

Поиск данных

2

Поиск и систематизация информации.

Формализация задач из различных предметных областей.

Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.

ПР




33-34

Защита информации

2

Организация личной информационной среды.

Защита информации.

ТЕСТ




35-36

Практическая работа по теме: «Информационные процессы в системах»

2


ПР





Глава 3. Информационные модели

12






37-38

Компьютерное информационное моделирование

2

Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.

Аппаратное и программное обеспечение компьютера.

Архитектуры современных компьютеров.

Многообразие операционных систем.

ПР



39-40

Модели структуры данных предметной области

2

Назначение и виды информационных моделей.

Структурирование данных.

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

ПР




40-41

Моделирование и формализация задач из различных предметных областей

2

Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Назначение и виды информационных моделей.

Формализация задач из различных предметных областей.

Структурирование данных.

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

ПР



42-43

Исследование моделей

Информационные основы управления

2

Назначение и виды информационных моделей.

Структурирование данных.

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

ПР




44-45

Алгоритм как модель деятельности

2

Назначение и виды информационных моделей.

Структурирование данных.

Построение информационной модели для решения поставленной задачи.

ПР




46-47

Практическая работа по теме: «Информационные модели»

2


ПР





Глава 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов

20






48-49

Компьютер - универсальная техническая система обработки информации

2

Аппаратное и программное обеспечение компьютера.

Архитектуры современных компьютеров.

Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.

Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.

ТЕСТ




50-51

Программное обеспечение компьютера

2

Многообразие операционных систем.

ТЕСТ




52-53

Работа с приложениями Файловые менеджеры и архиваторы

2

Многообразие операционных систем.

Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства.

ПР




54-55

Вирусы и антивирусные программы

2

Программные средства организации личного информационного пространства, защиты информации

ТЕСТ




56-57

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел

2

Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.

Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

СР




58-59

Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую. Перевод вещественных чисел из одной системы счисления в другую

2

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.

Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

СР




60-61

Арифметические действия в системах счисления

2

Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.

Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.

СР




62-63

Практическая работа по теме: «Системы счисления»

2


ПР




64-65

Многопроцессорные системы. Сети

2

Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов.

Гипертекстовое представление информации.

Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.

СР




66-67

Итоговая работа

2


ИР



Перечень учебно-методического обеспечения

1. Основная литература

  1. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базо­вый уровень: учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лабо­ратория знаний, 2008.

  2. Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  3. Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

  4. Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 2. Дополнительная литература

  1. Линукс Юниор: книга для учителя / В.Б.Волков - М.: ALT Linux, Издательский дом ДМК-пресс, 2009 - 363 с.

  2. Литвинова А.В. Создание и редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования текстов): Учебное пособие. - Москва 2008. - 59 с.

  3. Ковригина Е.В. Создание и редактирование электронных таблиц в среде OpenOffice.org: Учебное пособие. - Москва: 2008. - 85 с.

  4. Ковригина Е.В., Литвинова А.В. Создание и редактирование мультимедийных презентаций в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций): Учебное пособие. - Москва, 2008. - 61 с.

  5. Пьяных Е.Г. Проектирование баз данных в среде OpenOffice.org (ПО для управления базами данных): Учебное пособие. - Москва: 2008. - 62 c.

  6. Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. - Москва: 2008. - 80 с.

  7. Немчанинова Ю.П. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape (ПО для обработки и редактирования векторной графики): Учебное пособие. ‒ Москва: 2008. ‒ 52 с.

  8. Машковцев И.В. Создание и редактирование Интернет-приложений с использованием Bluefish и Quanta Plus (ПО для создания и редактирования Интернет-приложений): Учебное пособие. - Москва: 2008. - 74 с.

  9. Буленок В.Г., Пьяных Е.Г. Сжатие и архивирование файлов в ОС Linux на примере Xarchiver и Ark (ПО для сжатия и архивирования файлов): Учебное пособие - Москва: 2008. - 40 с.

  10. Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2007.

  11. Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.

  12. ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. - М.: Эксмо, 2008.

  13. Информатика.9-11 класс: тесты (базовый уровень)/авт.-сост. Е. В. Полякова. - Волгоград: Учитель, 2008.

  14. Воронкова О. Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.

  15. ЦОРы сети Интернет: metod-kopilka.ru, school-collection.edu.ru/catalog/, uchitel.moy.su/, openclass.ru/, it-n.ru/, pedsovet.su/, uchportal.ru/, zavuch.info/, window.edu.ru/, festival.1september.ru/, klyaksa.net и др.


© 2010-2022