- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по информатике 10 класс
Рабочая программа по информатике 10 класс
Раздел | Информатика |
Класс | 10 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Дёмина О.Н. |
Дата | 28.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Первомайское
Ровенского муниципального района
Саратовской области»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Протокол №___
от « » 08. 2015 г.
____________________
____________________
«Согласовано»
Заместитель директора школы по УР
МБОУ СОШ с.Первомайское
___________Солонина М..В.
от «_____»__________2015г.
от « ____» __________ 2015 г.
от « ____» __________ 2016г.
от « ____» __________ 2016 г.
«Утверждаю»
Директор
МБОУ СОШ с.Первомайское __________Мулдагалиева Т.К.
Приказ №_______
от « ____» __________ 2015 г.
от « ____» __________ 2015 г.
от « ____» __________ 2016 г.
от « ____» __________ 2016 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
по информатике
ДЛЯ 10 КЛАССА
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
УЧИТЕЛЯ информатики
Дёминой Ольги Николаевны
ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
Рассмотрено на заседании
педагогического совета школы
Протокол №_1_от «___ » августа 201 г
2015 - 2016 учебный
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа рассчитана на изучение базового курса информатики учащимися 10 класса в течение 68 часов (2 час в неделю), согласно федеральному компоненту БУП от 2004 года.
Основными нормативными документами, определяющими содержание данной рабочей программы, являются:
-
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ
-
Базовый уровень от 2004 г.
-
Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень), рекомендованная Минобрнауки РФ.
-
Авторская программа «Информатика и ИКТ» И. Г. Семакина, Е.К Хеннера.
-
Образовательной программы МБОУ СОШ на 2015 -2016 учебный год.
Данная рабочая программа призвана обеспечить базовые знания учащихся средней (полной) школы, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить алгоритмическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.
Изучение информатики и ИКТ в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
• освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
• овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии, в том числе при изучении других школьных дисциплин;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств Икт при изучении различных учебных предметов;
• воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
• приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основные задачи программы:
-
систематизировать подходы к изучению предмета;
-
сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
-
научить пользоваться наиболее распространенными прикладными пакетами;
-
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
-
сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.
Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах, включая оптические диски, сканеры, модемы,
Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редакторами, электронными таблицами, СУБД мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.
Обучение сопровождается практикой работы на ПК с выполнением практических работ по всем темам программы.
Часть материала предлагается в виде теоретических занятий. Занятия по освоению современных пакетов для работы с информацией должны проходить на базе современной вычислительной технике. Изучение тем, связанных с изучением глобального информационного пространства Интернет в режиме OnLine.
Обучение проводится в среде свободного программного обеспечения. Все практические задания курса адаптированы к использованию в среде программного обеспечения, и пакета OpenOffice.org (версия 3.2).
Текущий контроль усвоения материала должен осуществляться путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями.
На учебных и практических занятиях обращается внимание учащихся на соблюдение требований безопасности труда, пожарной безопасности, производственной санитарии и личной гигиены согласно требованиям СанПиНа.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на 1 час в год (68 часов в неделю). Программой предусмотрено проведение:
-
практических работ - 24
-
проверочные работы - 4;
-
самостоятельных работа - 4;
-
творческая работа - 4 .
2.Содержание курса
Тема 1. Введение. Структура информатики.
Учащиеся должны знать:
- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах
- из каких частей состоит предметная область информатики
Тема 2. Информация. Представление информации
Учащиеся должны знать:
- три философские концепции информации
- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации
- что такое язык представления информации; какие бывают языки
- понятия «кодирование» и «декодирование» информации
- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо
- понятия «шифрование», «дешифрование».
Тема 3. Измерение информации.
Учащиеся должны знать:
- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации
- определение бита с алфавитной т.з.
- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)
- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб
- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
- определение бита с позиции содержания сообщения
Учащиеся должны уметь:
- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)
- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)
- выполнять пересчет количества информации в разные единицы
Тема 4. Введение в теорию систем
Учащиеся должны знать:
- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
- основные свойства систем: целесообразность, целостность
- что такое «системный подход» в науке и практике
- чем отличаются естественные и искусственные системы
- какие типы связей действуют в системах
- роль информационных процессов в системах
- состав и структуру систем управления
Учащиеся должны уметь:
- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
- анализировать состав и структуру систем
- различать связи материальные и информационные.
Тема 5. Процессы хранения и передачи информации
Учащиеся должны знать:
- историю развития носителей информации
- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики
- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи
- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
- понятие «шум» и способы защиты от шума
Учащиеся должны уметь:
- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи
Тема 6. Обработка информации
Учащиеся должны знать:
- основные типы задач обработки информации
- понятие исполнителя обработки информации
- понятие алгоритма обработки информации
- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов
- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной
- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста
Учащиеся должны уметь:
- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста
Тема 7. Поиск данных
Учащиеся должны знать:
- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
- что такое «структура данных»; какие бывают структуры
- алгоритм последовательного поиска
- алгоритм поиска половинным делением
- что такое блочный поиск
- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных
Учащиеся должны уметь:
- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях
- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера
Тема 8. Защита информации
Учащиеся должны знать:
-
какая информация требует защиты
-
виды угроз для числовой информации
-
физические способы защиты информации
-
программные средства защиты информации
-
что такое криптография
-
что такое цифровая подпись и цифровой сертификат
Учащиеся должны уметь:
- применять меры защиты личной информации на ПК
- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)
Тема 9. Информационные модели и структуры данных
Учащиеся должны знать:
- определение модели
- что такое информационная модель
- этапы информационного моделирования на компьютере
- что такое граф, дерево, сеть
- структура таблицы; основные типы табличных моделей
- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы
Учащиеся должны уметь:
- ориентироваться в граф-моделях
- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
- строить табличные модели по вербальному описанию системы
Тема 10. Алгоритм - модель деятельности
Учащиеся должны знать:
- понятие алгоритмической модели
- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык
- что такое трассировка алгоритма
Учащиеся должны уметь:
- строить алгоритмы управления учебными исполнителями
- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы
Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение
Учащиеся должны знать:
- архитектуру персонального компьютера
- что такое контроллер внешнего устройства ПК
- назначение шины
- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК
- основные виды памяти ПК
- что такое системная плата, порты ввода-вывода
- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.
- что такое программное обеспечение ПК
- структура ПО ПК
- прикладные программы и их назначение
- системное ПО; функции операционной системы
- что такое системы программирования
Учащиеся должны уметь:
- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
- соединять устройства ПК
- производить основные настройки БИОС
- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне
Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере
Учащиеся должны знать:
- основные принципы представления данных в памяти компьютера
- представление целых чисел
- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком
- принципы представления вещественных чисел
- представление текста
- представление изображения; цветовые модели
- в чем различие растровой и векторной графики
- дискретное (цифровое) представление звука
Учащиеся должны уметь:
-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера
- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета
Тема 13. Многопроцессорные системы и сети
Учащиеся должны знать:
- идею распараллеливания вычислений
- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации
- назначение и топологии локальных сетей
- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
- основные функции сетевой операционной системы
- историю возникновения и развития глобальных сетей
- что такое Интернет
- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)
- способы организации связи в Интернете
- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP
3.Планируемые результаты обучения
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
-
Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;
-
Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;
-
Назначение и функции операционных систем;
уметь
-
Оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;
-
Распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;
-
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту целям моделирования;
-
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
-
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
-
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;
-
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;
-
Наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;
-
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
Эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности в том числе самообразовании;
-
Ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;
-
Автоматизации коммуникационной деятельности;
-
Соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;
-
Эффективной организации индивидуального информационного пространства.
-
4. КАЛЕНДАРНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 10 класс
№ п/п
Название раздела, темы урока
Кол-во часов
Планируемые результаты обучения
Вид контроля
Домашнее задание
Дата
План
факт
Глава 1. Информация
14
1-2
Понятие информации, информационных процессов. Структура информатики. Правила ТБ в кабинете информатики.
2
Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
СР
3-4
Создание и редактирование документов. Различные форматы текстовых файлов.
Форматирование документа.
2
Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
ПР
5-6
Вставка в документ формул.
Создание, редактирование и форматирование документов.
2
Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
ПР
7-8
Представление информации, языки, кодирование.
Кодирование информации.
2
Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
СР
9-10
Измерение информации. Объемный подход.
Измерение информации. Содержательный подход.
2
Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
СР
11-12
Измерение информации.
Информация. Информационные процессы в системах.
2
Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Тест
13-14
Контрольная работа по теме: «Информация»
2
Тест
Глава 2. Информационные процессы в системах
22
15-16
Введение в теорию систем. Понятие системы.
2
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Классификация информационных процессов
СР
17-18
Информационные процессы в естественных и искусственных системах.
2
Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Классификация информационных процессов
ТЕСТ
19-20
Хранение информации.
2
Хранение информации; выбор способа хранения информации.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
СР
21-22
Передача информации.
2
Передача информации в социальных, биологических и технических системах.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
ТЕСТ
23-24
Носители информации.
2
Хранение информации; выбор способа хранения информации.
ПР
26-26
Обработка информации и алгоритмы
2
Преобразование информации на основе формальных правил.
Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
ПР
27-28
Автоматическая обработка информации
2
Преобразование информации на основе формальных правил.
Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.
ПР
29-30
Алгоритмическая машина Поста
2
Преобразование информации на основе формальных правил.
Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации.
СР
31-32
Поиск данных
2
Поиск и систематизация информации.
Формализация задач из различных предметных областей.
Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска.
ПР
33-34
Защита информации
2
Организация личной информационной среды.
Защита информации.
ТЕСТ
35-36
Практическая работа по теме: «Информационные процессы в системах»
2
ПР
Глава 3. Информационные модели
12
37-38
Компьютерное информационное моделирование
2
Информационные (нематериальные) модели. Использование информационных моделей в учебной и познавательной деятельности.
Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
Архитектуры современных компьютеров.
Многообразие операционных систем.
ПР
39-40
Модели структуры данных предметной области
2
Назначение и виды информационных моделей.
Структурирование данных.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
ПР
40-41
Моделирование и формализация задач из различных предметных областей
2
Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.
Назначение и виды информационных моделей.
Формализация задач из различных предметных областей.
Структурирование данных.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
ПР
42-43
Исследование моделей
Информационные основы управления
2
Назначение и виды информационных моделей.
Структурирование данных.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
ПР
44-45
Алгоритм как модель деятельности
2
Назначение и виды информационных моделей.
Структурирование данных.
Построение информационной модели для решения поставленной задачи.
ПР
46-47
Практическая работа по теме: «Информационные модели»
2
ПР
Глава 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов
20
48-49
Компьютер - универсальная техническая система обработки информации
2
Аппаратное и программное обеспечение компьютера.
Архитектуры современных компьютеров.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи.
Программные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятельности.
ТЕСТ
50-51
Программное обеспечение компьютера
2
Многообразие операционных систем.
ТЕСТ
52-53
Работа с приложениями Файловые менеджеры и архиваторы
2
Многообразие операционных систем.
Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства.
ПР
54-55
Вирусы и антивирусные программы
2
Программные средства организации личного информационного пространства, защиты информации
ТЕСТ
56-57
Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел
2
Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации.
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.
Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
СР
58-59
Перевод целых чисел из одной системы счисления в другую. Перевод вещественных чисел из одной системы счисления в другую
2
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.
Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
СР
60-61
Арифметические действия в системах счисления
2
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой.
Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
СР
62-63
Практическая работа по теме: «Системы счисления»
2
ПР
64-65
Многопроцессорные системы. Сети
2
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов.
Гипертекстовое представление информации.
Локальные и глобальные компьютерные сети. Аппаратные и программные средства организации компьютерных сетей.
СР
66-67
Итоговая работа
2
ИР
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Основная литература
-
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Семакин И. Г., Хеннер Е. К., Шеина Т. Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Информатика: задачник-практикум в 2 т. / Под ред. И. Г. Семакина, Е. К. Хеннера. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.
-
Семакин И. Г., Хеннер Е. К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 2. Дополнительная литература
-
Линукс Юниор: книга для учителя / В.Б.Волков - М.: ALT Linux, Издательский дом ДМК-пресс, 2009 - 363 с.
-
Литвинова А.В. Создание и редактирование текстов в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования текстов): Учебное пособие. - Москва 2008. - 59 с.
-
Ковригина Е.В. Создание и редактирование электронных таблиц в среде OpenOffice.org: Учебное пособие. - Москва: 2008. - 85 с.
-
Ковригина Е.В., Литвинова А.В. Создание и редактирование мультимедийных презентаций в среде OpenOffice.org (ПО для создания и редактирования мультимедийных презентаций): Учебное пособие. - Москва, 2008. - 61 с.
-
Пьяных Е.Г. Проектирование баз данных в среде OpenOffice.org (ПО для управления базами данных): Учебное пособие. - Москва: 2008. - 62 c.
-
Жексенаев А.Г. Основы работы в растровом редакторе GIMP (ПО для обработки и редактирования растровой графики): Учебное пособие. - Москва: 2008. - 80 с.
-
Немчанинова Ю.П. Обработка и редактирование векторной графики в Inkscape (ПО для обработки и редактирования векторной графики): Учебное пособие. ‒ Москва: 2008. ‒ 52 с.
-
Машковцев И.В. Создание и редактирование Интернет-приложений с использованием Bluefish и Quanta Plus (ПО для создания и редактирования Интернет-приложений): Учебное пособие. - Москва: 2008. - 74 с.
-
Буленок В.Г., Пьяных Е.Г. Сжатие и архивирование файлов в ОС Linux на примере Xarchiver и Ark (ПО для сжатия и архивирования файлов): Учебное пособие - Москва: 2008. - 40 с.
-
Шелепаева А. Х. Поурочные разработки по информатике: базовый уровень. 10-11 классы. - М.: ВАКО, 2007.
-
Белоусова Л. И. Сборник задач по курсу информатики. - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
-
ЕГЭ 2008. Информатика. Федеральный банк экзаменационных материалов/Авт.-сост. П. А. Якушкин, С. С. Крылов. - М.: Эксмо, 2008.
-
Информатика.9-11 класс: тесты (базовый уровень)/авт.-сост. Е. В. Полякова. - Волгоград: Учитель, 2008.
-
Воронкова О. Б. Информатика: методическая копилка преподавателя. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
-
ЦОРы сети Интернет: metod-kopilka.ru, school-collection.edu.ru/catalog/, uchitel.moy.su/, openclass.ru/, it-n.ru/, pedsovet.su/, uchportal.ru/, zavuch.info/, window.edu.ru/, festival.1september.ru/, klyaksa.net и др.