Урок + презентация по информатике для 6 класса по теме «Единицы измерения информации»

"Описание материала: План урока по теме «Единицы измерения информации» 6 класс по учебнику Л.Л. Босова. Данная тема относится к разделу «Компьютер и информация». Урок изучения новой темы. Все этапы урока сопровождаются презентацией. В начале урока проводится повторение ране изученного. Затем с помощью сценки, которую демонстрируют учащиеся, проходит вхождение в тему. В ходе изучения нового материала используются разные развивающие мышление задания. Решение задач фиксируется в опорных конспект... Разберем задачу. Слайд 9. Вычислим информационный объем учебника. Для этого подумаем, какие данные нам нужны? Правильно, сколько символов в учебнике, а для этого определяется, сколько строк на одной странице, сколько символов на одной строке и сколько страниц в учебнике. Рассмотрим условие задачи и решим ее. Записывают решение в опорный конспект.  В ответе мы получили довольно громоздкое число, попробуем разобраться, как его свернуть в более крупную единицу измерения. Слайд 10-12. Решите задачу ...
Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Единицы измерения информации

Класс: 6

Цели: сформировать представление учащихся об единицах измерения информации.

Задачи:

Образовательные:

  • обобщить знания учащихся о представлении информации в памяти компьютера;

  • дать представление о единицах измерения информации;

  • научить находить информационный объем.

Развивающие:

  • развить познавательный интерес, речь и внимание учащихся.

  • формировать информационную компетентность.

Воспитательные:

  • воспитать у учащихся интерес к предмету, доброжелательность, умение работать в коллективе.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы и приёмы работы: словесный, наглядный, практический, частично-поисковый

Оборудование: доска, маркеры, компьютерный класс, мультимедийный проектор, раздаточный материал, калькуляторы, учебник для 6 класса Л.Л. Босовой «Информатика», рабочая тетрадь для 6 класса.

1. Организационный момент

Прозвенел звонок, а это значит, мы можем начать нашу с вами работу. Вы сегодня работаете по группам. Сформировано три группы. Присаживайтесь.

2. Повторение и закрепление ранее изученного

На предыдущих уроках мы с вами узнали, как представляются различные виды информации в компьютерной памяти. Давайте вспомним и обобщим наши знания. Для каждой группы выдается папка с карточками, в которых записаны разные отрывки из общих понятий представления информации в компьютерной памяти. Приложение 1. Каждая группа должна из карточек, перемешанных вместе, выбрать те, которые помогут раскрыть принципы представления этого вида информации в компьютерной памяти.

1 группа - числовая информация

2 группа - текстовая информация

3 группа - графическая информация

Один представитель от группы крепит карточки на доске и кратко излагает принцип представления этого вида информации. Если возникают сложности, то можно сигнализировать красным семафором. Если выполнили, то поднимаете зеленый.

3. Мотивация

Начать наш урок я хочу с истории, которая произошла с двумя учениками 6 класса. К доске проходят двое учащихся и демонстрируют сценку. Приложение 2.

Сегодня наша задача - выяснить, а каковы же единицы измерения информации. Презентация Слайд 1. Мы будем учиться переводить из меньших единиц в большие и наоборот. У нас на уроке будет много работы, различные задания.

4. Изучение нового материала

Для начала вспомним известные вам единицы измерения. Слайд 2. Среди них нет единиц измерения информации. Как и при измерении других величин, для измерения информации существует своя базовая единица. А название ее вы сейчас назовете мне сами. А для того, чтобы узнать, что принимают за минимальную единицу измерения информации, нам нужно разгадать ребус. Слайд 3.

Посмотрите на экран. ''' гриб 'кот о=и (БИТ)

БИТ - это и есть единица измерения информации.

Бит - (англ . bit, от binary - двоичный и digit - знак).

1 бит - это минимальная (самая маленькая) единица измерения информации. Запишем это в опорный конспект. Приложение 3.

Существуют более крупные единицы измерения информации.

Давайте узнаем, какая же следующая единица после бита.

1 ученик работает у доски (на доске на магниты прикреплены буквы) Приложение 4.

Из букв составь слово БИТ.

Вставьте букву Н после И

Замените И на А

Замените Н на Й

Что получилось? (БАЙТ)

Следующей по порядку единицей информации является 8 бит, или один байт.

Слайд 4. 1 байт = 8 бит

Запишем это в опорный конспект.

Давайте определим информационный объем сообщения «ИНФОРМАТИКА» в битах. Слайд 5. Обратимся к кодировочным таблицам. Каждый символ в таблице имеет двоичное представление в виде последовательности из …? Какова длина каждой последовательности. Значит, каждый символ имеет информационную емкость 8 бит. Подсчитаем количество символов. 8 бит повторим 11 раз. Получим 88 бит. Переведем в байты. Будет 11 байт. Запишем расчет в опорный конспект.

Вычислим информационный объем сообщения «Единицы измерения информации» в байтах. Слайд 6. Разделим сообщение на отдельные слова. Каждая группа определит количество информации каждого отдельного слова фразы. Затем вместе подсчитаем объем всего сообщения. Слайд 7.

Следует заметить, что информационная емкость сообщений в битах и байтах может быть представлена очень большими числами. Поэтому введены более крупные единицы измерения информации. Слайд 8. Запишите их в опорный конспект. Интересно, наверное, узнать, а сколько информации может содержать учебник или графическое изображение, например картинка.

Разберем задачу. Слайд 9. Вычислим информационный объем учебника. Для этого подумаем, какие данные нам нужны? Правильно, сколько символов в учебнике, а для этого определяется, сколько строк на одной странице, сколько символов на одной строке и сколько страниц в учебнике. Рассмотрим условие задачи и решим ее. Записывают решение в опорный конспект.

В ответе мы получили довольно громоздкое число, попробуем разобраться, как его свернуть в более крупную единицу измерения. Слайд 10-12. Решите задачу перевода ответа в более крупные единицы измерения, для решения воспользуйтесь калькулятором. Допишите решение в опорный конспект. Слайд 13.

5. Практическая часть. Совершенствование навыков перевода.

Ребята, я приготовила для вас следующее задание. Слайд 14. Приложение 5. Вам нужно выполнить переводы в разные единицы измерения информации, определить соответствие ответа с буквой в таблице и получить слово. Работайте в карточке с заданием, для расчета используйте калькулятор. Если возникают трудности, сигнализируйте красным цветом семафора. Проверим расчеты. Слайд 15.

6. Продолжение изучения нового материала.

Учитель выдает каждой группе черно-белую картинку. Приложение 6. Подумайте, и решите задачу по определению информационного объема этого изображения. Исследуя задачу, учащиеся приходят к выводу, что один пиксель это 1 бит, следовательно, надо вычислить количество пикселей на картинке. Затем умножить 1 бит на количество пикселей. Слайд 16.

Далее, хотелось бы узнать, а как вычислить объем цветного изображения? Слайд 17. Рассматривают и записывают решение задачи в опорный конспект.

Итак, мы узнали, какие единицы измерения информации используются, а теперь посмотрим емкость некоторых носителей. Слайды 18-25. Записывают в опорный конспект емкости основных носителей. Учащимся, справившимся быстрее остальных, можно предложить выполнить седьмое задание опорного конспекта.

7. Физкультминутка

Сидя. Взяться правой рукой за левое ухо, а левой рукой взяться за кончик носа. Хлопнуть в ладоши и быстро поменять руки: левой рукой - правое ухо, правой - кончик носа.

Встать и одновременно отдать честь правой рукой, а левую вытянуть вдоль туловища. Затем, подняв большой палец ладони левой руки, сказать «Во!». Затем хлопнуть в ладоши и сделать то же, но другими руками.

8. Проверка уровня усвоения

Учащимся предлагается пройти тестирование в обучающем режиме, состоящем из 6 вопросов в тестовой оболочке MyTest. Приложение 7.

9. Домашнее задание

Слайд 26.

§1.4 РТ № 42,43.

10. Итоги урока

Слайд 27. Посмотрите еще раз на тему урока и попробуйте сначала про себя, затем вслух закончить следующие предложения:

Я узнал…

Я научился…

Я оцениваю свою работу…

Ставят оценку в опорном конспекте, сдают на проверку учителю.

© 2010-2022