Статья Реализация ФГОС второго поколения на уроках информатики по средствам проектной деятельности

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Реализация ФГОС второго поколения на уроках информатики по средствам проектной деятельности

Аннотация: статья посвящена проблеме использования проектной деятельности, в рамках реализации ФГОС нового поколения приобретающей особую значимость. Эта технология позволяет разнообразить учебную деятельность и тем самым вовлечь в активный процесс познания большее количество учащихся. В работе раскрыта важность проекта для современного учителя и ученика, описано формирование компетенций в ходе проектной деятельности. На конкретном примере дана оценка проблемного вопроса и раскрыты возможности реализации проекта.

Ключевые слова: проектная деятельность, творческое мышление, универсальные учебные действия, проект, активный процесс, культура.

Какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения?

  1. Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты).

  2. Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД).

  3. Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно‐деятельностный подход.

  4. Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.

Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. 15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, добросовестно выполняющие домашние задания, все требования учителя. Они ценой своего здоровья добиваются максимально возможных для себя успехов, а 85% учащихся остаются вне школьного образования. Многие педагоги задают вопрос: «Почему не все дети включаются в учебный процесс?». Одна из причин этого - индивидуальность каждого ребенка, которая и определяет индивидуальный путь к познанию. Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является «Метод проектов». Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний и повышения качества обучения.

Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная информатизация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.

Для чего нужен метод проектов?

  • научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;

  • размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;

  • принимать самостоятельные аргументированные решения;

  • научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.

Самое сложное найти тему для проекта.

Цель: способствовать развитию творческих способностей, умений добывать необходимую информацию, самостоятельно анализировать её и представлять в виде единого целого продукта; развитию интереса к математике, привитию ученикам математической культуры и расширению кругозора учащихся.

Задачи:

  • познакомить с различными источниками получения информации;

  • развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение;

  • способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы;

  • усилить взаимосвязь математики с историей;

  • превратить материалы наблюдения в средство повышения эффективности уроков математики.

Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.

База выполнения: школьная.

Формы обучения: групповая и индивидуальная.

Средства обучения: печатные, наглядные, компьютерные презентации. Формы продуктов деятельности: ролики и блоги (сайты).

Этапы проекта:

1 этап. Подготовительный.

  1. Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.

  2. Подбор материалов для реализации проекта.

  3. Изготовление дидактических игр.

  4. Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

2 этап. Выполнение проекта.

  1. Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.

  2. Подготовка школьниками презентации и публикаций по отчету о проделанной работе, консультации учителя.

  3. Систематизация полученных знаний.

3 этап. Результаты.

  1. Презентация проекта.

Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.

Что такое проект для учителя? Проект - это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Новое слово в науке: перспективы развития.

Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности - это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д. Это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.

Список литературы

  1. Развитие творческих способностей через проектно-исследовательскую деятельность / kopilkaurokov.ru 3.Статья в приложении газеты «1 сентября» Проектная деятельность как средство реализации ФГОС» /Ю.Е. Тебе

  2. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». - Самара. 2003.

  3. Голицина Н.С. Проектный метод: Пособие для учителя / Н.С. Голицина, И.Б. Сенновская. - М., 2006.

© 2010-2022