- Преподавателю
- Информатика
- Статья Реализация ФГОС второго поколения на уроках информатики по средствам проектной деятельности
Статья Реализация ФГОС второго поколения на уроках информатики по средствам проектной деятельности
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зарипова Е.Л. |
Дата | 19.08.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Реализация ФГОС второго поколения на уроках информатики по средствам проектной деятельности
Аннотация: статья посвящена проблеме использования проектной деятельности, в рамках реализации ФГОС нового поколения приобретающей особую значимость. Эта технология позволяет разнообразить учебную деятельность и тем самым вовлечь в активный процесс познания большее количество учащихся. В работе раскрыта важность проекта для современного учителя и ученика, описано формирование компетенций в ходе проектной деятельности. На конкретном примере дана оценка проблемного вопроса и раскрыты возможности реализации проекта.
Ключевые слова: проектная деятельность, творческое мышление, универсальные учебные действия, проект, активный процесс, культура.
Какое место занимает проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения?
-
Основное отличие нового Стандарта заключается в изменение результатов, которые мы должны получить на выходе (планируемые личностные, предметные и метапредметные результаты).
-
Инструментом достижения данных результатов являются универсальные учебные действия (программы формирования УУД).
-
Основным подходом формирования УУД, согласно новым Стандартам, является системно‐деятельностный подход.
-
Одним из методов (возможно наиболее эффективным) реализации данного подхода является проектная деятельность.
Одной из важнейших проблем обучения является снижение учебной мотивации учащихся, что особенно заметно в подростковом возрасте. 15% успешно обучающихся детей в школе - это дети послушные, добросовестно выполняющие домашние задания, все требования учителя. Они ценой своего здоровья добиваются максимально возможных для себя успехов, а 85% учащихся остаются вне школьного образования. Многие педагоги задают вопрос: «Почему не все дети включаются в учебный процесс?». Одна из причин этого - индивидуальность каждого ребенка, которая и определяет индивидуальный путь к познанию. Использование различных современных педагогических технологий позволяет разнообразить учебный процесс и тем самым вовлекать в активный процесс познания большее количество учащихся. Одной из таких технологий является «Метод проектов». Образовательный потенциал проектной деятельности заключается в возможности: повышение мотивации в получении дополнительных знаний и повышения качества обучения.
Проектная деятельность учащихся становится все более актуальной в современной педагогике. И это не случайно, ведь именно в процессе правильной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда учеников. А повсеместная информатизация позволяет каждому учителю более творчески подходить к разработке своих уроков, а также сделать образовательный процесс более интересным, разнообразным и современным.
Для чего нужен метод проектов?
-
научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению;
-
размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
-
принимать самостоятельные аргументированные решения;
-
научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Самое сложное найти тему для проекта.
Цель: способствовать развитию творческих способностей, умений добывать необходимую информацию, самостоятельно анализировать её и представлять в виде единого целого продукта; развитию интереса к математике, привитию ученикам математической культуры и расширению кругозора учащихся.
Задачи:
-
познакомить с различными источниками получения информации;
-
развивать самостоятельность, коммуникативные качества, память, мышление, творческое воображение;
-
способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и школы;
-
усилить взаимосвязь математики с историей;
-
превратить материалы наблюдения в средство повышения эффективности уроков математики.
Виды деятельности: творческий, информационный, прикладной.
База выполнения: школьная.
Формы обучения: групповая и индивидуальная.
Средства обучения: печатные, наглядные, компьютерные презентации. Формы продуктов деятельности: ролики и блоги (сайты).
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный.
-
Обсуждение темы проекта и выбор формы для его защиты.
-
Подбор материалов для реализации проекта.
-
Изготовление дидактических игр.
-
Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
2 этап. Выполнение проекта.
-
Самостоятельная работа групп по выполнению заданий.
-
Подготовка школьниками презентации и публикаций по отчету о проделанной работе, консультации учителя.
-
Систематизация полученных знаний.
3 этап. Результаты.
-
Презентация проекта.
Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект - это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся.
Что такое проект для учителя? Проект - это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Новое слово в науке: перспективы развития.
Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков. Это и социальные навыки: умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Это и коммуникативные навыки: учиться не только говорить, но и учиться умению слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности - это и мыслительные навыки. Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д. Это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.
Список литературы
-
Развитие творческих способностей через проектно-исследовательскую деятельность / kopilkaurokov.ru 3.Статья в приложении газеты «1 сентября» Проектная деятельность как средство реализации ФГОС» /Ю.Е. Тебе
-
Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Методические рекомендации «Метод проектов как технология формирования ключевых компетентностей учащихся». - Самара. 2003.
-
Голицина Н.С. Проектный метод: Пособие для учителя / Н.С. Голицина, И.Б. Сенновская. - М., 2006.