- Преподавателю
- Информатика
- Планирование работы кружка Настольная издательская деятельность
Планирование работы кружка Настольная издательская деятельность
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Шимусюк С.В. |
Дата | 31.12.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
Образовательная программа
"Настольная издательская
деятельность"
(Техническое обеспечение)
Возраст 12-17 лет
Срок реализации 1 год
Составлена учителем информатики и ИКТ
Шимусюк С. В.
Санкт-Петербург
2015
Пояснительная записка
В связи с динамичным развитием глобального информационного сообщества происходит стремительное развитие средств вычислительной техники. Работа с информацией сегодня требует, чтобы человек свободно владел компьютерными технологиями. Опираясь на положения Национальной доктрины образования в Российской Федерации о разностороннем и своевременном развитии детей, их творческих способностей, формировании навыков самообразования, самореализации личности, о создании программ, реализующих информационные технологии в образовании, разработана программа дополнительного образования "Настольная издательская деятельность", которая обеспечит подготовку детей к решению задач в области настольно-издательской деятельности в современном информационном обществе. Получение информации об окружающем мире очень важно в подростковый период для социализации подростков, интегрирования личности в социальную систему, а так же для индивидуального развития и самореализации подростков.
Программа способствует созданию условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и общественной культуры; становлению элементов профессиональной компетентности на основе настольно-издательской деятельности с использованием новых информационных технологий; популяризации профессий, связанных с отраслью печати.
Актуальность программы заключается в том, что она отвечает на запрос современного общества о подготовке технически грамотного поколения, уверенно использующего в своей практике (в частности издательской деятельности) компьютерного оборудования и технических средств. В информационной среде идет жесткая конкуренция за читателей. Программа дополнительного образования "Настольная издательская деятельность" позволит подготовить воспитанников, успешно владеющих компьютерной версткой и полиграфической культурой исполнения, умеющих подготовить публикации с хорошо написанным и организованным текстом и эффективным дизайном.
Особенность программы дополнительного образования "Настольная издательская деятельность" в отличие от существующих программ средних школ Санкт-Петербурга в том, что она предусматривает обучение воспитанников не только основам работы в настольно-издательских системах, или журналистики, или дает основы художественного оформления, а сочетает все эти направления в процессе коллективного детского творчества по созданию школьной газеты. Программа обеспечивает предпрофильную подготовку журналистов, наборщиков текстов, специалистов по верстке, дизайнеров, системных администраторов. В процессе обучения на конкретных примерах раскрываются современные тенденции в журналистике, в дизайне печатных изданий.
Основной целью программы является активизация молодежного творчества и инициатив в области журналистики и РR, формирование готовности молодого поколения к активной жизнедеятельности в современном информационном обществе.
Задачами программы являются:
-
Обучающие
-
содействовать достижению исходной грамотности, обеспечивающей готовность детей к решению задач в области настольно-издательской деятельности;
-
содействовать достижению функциональной грамотности, обеспечивающей ребенка предметными базовыми знаниями и умениями в области настольно-издательской деятельности;
-
содействовать достижению допрофессиональной компетентности, обеспечивающей практический фундамент для будущей профессиональной деятельности или продолжения обучения в высшей школе;
-
дети должны освоить способы коллективной творческой деятельности, пробрести элементы профессиональной компетентности на основе использования новых информационных технологий;
-
Развивающие
-
содействовать развитию индивидуальных способностей обучающихся;
-
содействовать развитию у воспитанников в процессе обучения активного, самостоятельного, творческого мышления, то есть способности к самообучению;
-
активизировать мыслительную и творческую деятельность учащихся, обеспечивающую дальнейшую их адаптацию в социокультурной среде;
-
Воспитательные
-
формировать у детей общую и коммуникативную культуру, умение работать в коллективе, уважительное и доброжелательное отношение к другим, способность выслушивать и правильно воспринимать критику, брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений;
-
формировать активную жизненную позицию воспитанников.
Отличительные особенности программы заключается:
-
в обеспечении получения обучающимися базовых знаний в настольно-издательской деятельности;
-
в обеспечении достижения обучающимися уровня допрофессиональной компетентности.
-
Реализация программы предусматривает включение здоровьесберегающего компонента: упражнений для глаз, физкультминуток, чередование практической работы на компьютере с теоретическими занятиями, лекциями, семинарами, беседами, работой в тетради, обсуждениями.
Условия реализации образовательной программы "Настольная издательская деятельность":
-
сроки реализации программы: 1 год - 35 часов.
-
возраст обучающихся 12 - 17 лет;
-
условия набора детей: на обучение по программе принимаются все желающие, имеющие элементарные навыки работы на компьютере в операционной системе Windows;
-
наполняемость группы: - 12 человек;
-
режим занятий: 1 раза в неделю по 1 часу.
Эффективная реализация программы требует технического оборудования: компьютеры типа IBM PC AT Pentium, цветной принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, а также программного обеспечения: операционная система Windows XP, текстовый процессор Microsoft Word, программа Microsoft Publisher, графические редакторы Paint и Adobe PhotoShop.
Формы проведения занятий:
Занятия проводятся в группе. Для приобретения определенных навыков работы на компьютере все дети выполняют тренировочные упражнения, учитывающие их индивидуальные особенности и способности. Творческая работа детей может носить как индивидуальный, так и коллективный (например, создание газеты) характер.
Занятия проводятся в виде лекций, семинаров, лабораторных работ, "круглых столов", конкурсов.
Методы проведения занятий: словесный (устное изложение, беседа); наглядный (показ образцов работ как печатной продукции, так и компьютерных моделей); практический - основной метод проведения занятий, который позволяет получить навыки компьютерной верстки.
В программе используются технологии критического мышления, сотрудничества (командная, групповая работа), развивающего обучения, диалогового взаимодействия, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии.
Ожидаемый результаты реализации образовательной программы:
-
воспитанники будут уметь выполнять грамотный набор текстовых документов, создавать и редактировать рисунки для печатных документов, знать основные команды программ Microsoft Word, Paint, Adobe PhotoShop, Microsoft Office Publisher;
-
обучающиеся сформируют представление об объектах издательских систем и графических редакторов, основных характеристиках Word, Paint, Adobe PhotoShop,
-
воспитанники будут знать аппаратный, программный, пользовательский уровни издательских систем и графических пакетов, основные элементы графического дизайна, компьютерную верстку, особенности точечной и векторной графики, разновидности шрифтов;
-
воспитанники освоят коллективную творческую деятельность, участвуя в создании школьных газет, используя в своей работе современные технические средства, компьютерную верстку;
-
овладев основными приемами работы в программах Microsoft Word, Paint, Adobe PhotoShop, Microsoft Office Publisher, научившись работать активно и творчески, воспитанники в дальнейшем смогут самостоятельно освоить работу в других текстовых, графических редакторах, настольно-издательских системах;
-
получив практически предпрофессиональную подготовку в области издательской деятельности воспитанникам легче будет адаптироваться в дальнейшем в социокультурной среде, а желающим в дальнейшем получить профессию и работать в отрасли печати;
-
участвуя в издании школьных газет, обучающиеся воспитают в себе бережное отношение к окружающей среде;
-
воспитанники научатся работать в коллективе, воспитают в себе качества доброжелательного и уважительного отношения к другим, научатся прислушиваться к чужому мнению, брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений;
Критерии результативности:
-
степень владения компьютером и другими техническими средствами, необходимыми в настольно-издательской деятельности;
-
уровень владения текстовым процессором Microsoft Word, приложением Microsoft Publisher графическими редакторами Paint и Adobe PhotoShop,
-
умение создавать свои рисунки при помощи графических редакторов и редактировать сканированные изображения,
-
знание интерфейса и инструментария программ Word, Paint, Adobe PhotoShop, Microsoft Publisher,
-
владение палитрами, диалоговыми окнами, умение работать со слоями, масками и векторными контурами в Adobe PhotoShop, создавать спецэффекты с помощью фильтров PhotoShop,
-
умение выбрать нужный шрифт, определить, какой гарнитурой воспользоваться, какой кегель установить,
-
умение выполнять совместное размещение графики и текста,
-
способность распечатать созданный документ;
-
сформированность художественного вкуса;
-
сформированность общей культуры работы в коллективе;
-
сформированность нравственной культуры участников творческого коллектива, степень доброжелательного, уважительного отношения друг к другу;
-
стремление к овладению появляющейся новой современной техникой и новыми программными продуктами;
-
степень включенности в деятельность школьных редколлегий.
Формы контроля:
-
тестовые задания,
-
контрольные упражнения,
-
обсуждение,
-
опрос,
-
индивидуальное собеседование,
-
зачетная работа.
Оценка результатов по программе предполагает зачетную работу, проходящую в 2 этапа: 1-й этап - защита творческой работы по определенному виду деятельности:
-
журналисты - статьи, корреспонденция, аналитические отчеты и т.д.
-
дизайнеры и художники - обработка фотографий, рисунков, создание логотипов и эмблем и т.д.
2-й этап - коллективная творческая работа - верстка школьной газеты.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:
-
Защита проекта;
-
Издание на базе 326 школы Невского района СПб газет, информационных буклетов, листков, программок, буклетов;
Учебно-тематический план
№ п/п
Разделы и темы
Количество часов
Всего
Теория
Прак.
1
Раздел 1. Средства информатизации.
Тема 1. Правила поведения в компьютерном классе.
Тема 2. Понятие о школьной газете
3 ч
0,5 ч
0,5 ч
3 ч
0,5 ч
0,5 ч
-
-
2
Раздел 2. Информационные технологии
Тема 1. Прикладная среда графического редактора Paint
3 ч
1 ч
2 ч
Тема 2. Издательское дело в среде текстового процессора Word
3 ч
1 ч
2ч
Тема 3. Графический редактор Adobe PhotoShop.
7 ч
2 ч
5ч
Тема 4. Приложение Microsoft office publisher.
9 ч
3 ч
6ч
Тема 5. Выпуск печатной продукции.
11 ч
-
11ч
Итого:
34ч
8 ч
26 ч
Содержание программы:
Программа включает в себя два больших раздела:
-
Средства информатизации (аппаратно-программные средства),
-
Информационные технологии (технология обработки текста и графики).
Курс рассчитан на 1 год обучения, предусматривает проведение 35 часов занятий в год.
Учащиеся познакомятся с основными понятиями аппаратной части компьютера и ролью программного обеспечения в организации работы компьютера. Научатся работать в среде операционной системы Windows XP.
Знакомство с технологией работы в прикладной среде произойдет в ходе освоения текстового процессора MS Word графического редактора Paint.
Основное внимание в настоящей программе уделяется освоению популярных текстового процессора Microsoft Word, верстальному приложению Microsoft office publisher графическому редактору Adobe PhotoShop, который предназначен для создания и всесторонней обработки точечных (сканированных) изображений (кадрирование, тоновая и цветовая коррекция, фильтры и пр.). Воспитанники приобретают навыки работы в этих программах, создавая собственные журналистские материалы, графические работы, выполняя верстку экологической газеты.
Программа создает условия для активизации познавательного и социального интереса обучающихся, т.к. воспитанники не только выполняют стандартные тренировочные упражнения по созданию текстовых и графических документов, а проводят поиск материала для работ, информации для заметок и статей в газету, берут интервью, фотографируют события, героев репортажей и пр. Программа развивает способности детей к самостоятельному принятию решений, создает условия для свободного выбора содержания и способа деятельности, создает условия для коллективной деятельности обучающихся по созданию собственной газеты.
Раздел 1. Средства информатизации.
Тема 1. Правила поведения в компьютерном классе.
Теоретич. занятия 0,5 час. Вид занятий: лекция.
Общие требования. Опасности для обучающихся. Опасности для оборудования. Опасности для программ. Меры безопасности.
Санитарные правила и нормы при работе в компьютерном классе. Требования к помещениям для эксплуатации ПЭВМ. Требования к микроклимату. Требования к организации и оборудованию рабочих мест. Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ПЭВМ.
Понятие о школьной газете.
Тема 2. Аппаратные средства современных персональных компьютеров (ПК).
Теоретиеские занятия 0,5 ч. Виды занятий: лекция, работа в тетради.
Назначение персонального компьютера. Основные устройства.
Раздел 2. Информационные технологии
Тема 1. Прикладная среда графического редактора Paint.
Теоретические занятия 1 ч. Виды занятий: лекция, работа в тетради, демонстрация на ПК.
Практические занятия 2 ч. Виды занятий: работа на ПК.
Знакомство со средой графического редактора.
Создание нового рисунка. Меню, инструменты, палитра. Редактирование рисунка.
Надпись как фрагмент рисунка. Технологические приемы работы с рисунком.
Тема 2. Издательское дело в среде текстового процессора Word.
Теоретические занятия 1 ч. Виды занятий: лекция, работа в тетради, демонстрация на ПК.
Практические Занятия 2 ч. Виды занятий: практическая работа на ПК.
Основные правила ввода текста.
Редактирование текстового документа.
Параметры страницы. Создание колонтитулов. Макетирование страниц: понятие многоколонной верстки; верстка двух колонной полосы; верстка трех колонной полосы ; буквица.
Практические работы по набору заметок, статей, хроник, коротких и расширенных информаций, интервью, отчетов, путевых заметок, зарисовок, обозрений на внутреннюю тему, репортажей, открытых писем, корреспонденций, обзоров печати, рецензий, очерков.
Тема 3. Приложение Microsoft office publisher.
Теоретические занятия 3ч. Виды занятий: лекция, работа в тетради, беседа, демонстрация на ПК.
Практические занятия 6 ч. Виды занятий: работа на ПК, защита работ.
Знакомство с Microsoft office publisher. Возможности Microsoft office publisher.
Создание макета публикации. Интерфейс программы.
Работа с текстом. Ввод нового текста. Вставка текста из документов, созданных в Word. Выбор шрифта. Размещение текста на странице.
Многоколонная верстка.
Практические задания по верстке.
Включение графики в макет публикации. Вставка фотографий и рисунков. Изменение размеров и положения рисунка на странице. Обтекание графического изображение.
Практические упражнения по верстке. Создание несложных публикаций.
Тема 4. Графический редактор Adobe PhotoShop.
Теоретические занятия 2 ч. Виды занятий: лекция, работа в тетради, демонстрация на ПК.
Практические занятия 5 ч. Виды занятий: работа на ПК, защита работ.
Первое знакомство. Интерфейс программы. Контекстное меню. Палитры.
Цифровые изображения и модели цвета. Типы изображений. Форматы графических файлов. Цвет и модели цвета.
Инструментарий программы. Карандаш, кисть. Выбор рисующих инструментов, создание новых. Выделение фрагмента рисунка. Выбор и установка цвета.
Работа со слоями.
Практические упражнения в Adobe PhotoShop.
Тема 5. Выпуск печатной продукции.
Практические занятия 12 ч. Виды занятий: работа на ПК, урок-соревнование, защита работ.
Подготовка открыток, плакатов, буклетов, визиток и прочей графической и печатной продукции для школы, выпуск школьной газеты.
Ожидаемые результаты:
Результат
Критерии результативности
Формы контроля
Формы подведения итогов
Воспитанники будут знать аппаратное и программное обеспечение (ПО) современных компьютеров, уметь работать с клавиатурой и мышью.
Знание структуры персонального компьютера (ПК), основных устройств ПК, классификацию ПО, умение работать с файлами и дисками в операционной системе.
Тестирование.
Контрольные упражнения.
Зачетная работа.
Воспитанники будут знать основные характеристики и команды Word, Paint.
Грамотный набор и форматирование текстового документа.
Создание и редактирование рисунков средствами Paint.
Проверочные работы.
Опрос.
Обсуждение.
Анализ работ.
Защита работы.
Конкурс.
Воспитанники будут знать объекты графического редактора Adobe PhotoShop, особенности точечной и векторной графики.
Знание интерфейса и инструментария программы Adobe PhotoShop.
Умение создавать и сохранять в нужном формате графические изображения для печатной продукции.
Тестовые задания.
Контрольные упражнения.
Защита творческой работы.
Выпуск печатной продукции: открыток, плакатов, визиток с использованием программы Adobe PhotoShop.
Воспитанники будут знать основные приёмы работы в приложении Microsoft office publisher, основные команды программы.
Знание интерфейса и инструментария программы Microsoft office publisher.
Владение средой Microsoft office publisher в процессе многоколонной верстки текста и корректуры печатной продукции: газет, буклетов, реклам.
Тестовые задания.
Контрольные упражнения.
Защита творческой работы.
Выпуск печатной продукции: приглашений, буклетов, реклам, с использованием программы Microsoft office publisher
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы
Минимальные требования к техническим средствам: компьютеры типа IBM PC AT Pentium 256 MB, цветной принтер, сканер, цифровой фотоаппарат.
Программное обеспечение: операционная система Windows XP, текстовый процессор Microsoft Word, приложение Microsoft office publisher, графические редакторы Paint и Adobe PhotoShop.
Программа обеспечена следующими видами методической продукции: разработками «Аппаратное обеспечение ПК», «Текстовый процессор MS Word», «Графический редактор Paint», «Графический редактор Adobe PhotoShop», «Настольные издательские системы».
Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ: ПК на рабочих местах учащихся объединены в локальную сеть и учащиеся обеспечены инструкцией работы в сети, учащиеся снабжены алгоритмом выполнения работы в виде распечатки или предварительной демонстрации на ПК, учащимся предоставлены образцы печатных работ.
V Список литературы для педагогов
-
Ильина О. П., Бройдо В. Л. Архитектура ЭВМ и систем: учебник для вузов. Питер. 2005.
-
Гвоздев А. А., Дьяков Н. А. Операционная система Windows XP. АСТ, Астрель. 2007
-
Фролов М. Учимся рисовать на компьютере. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2002.
-
Бондаренко С. Word 2003 в теории и на практике. НОВОЕ ЗНАНИЕ. 2004.
-
Сергей Пономаренко. Adobe PhotoShop. Наиболее полное руководство. СПб, БХВ-Санкт-Петербург, 1999..
-
Ронни Шушан, Дон Райт, Лора Льюис. Дизайн и компьютер. М. Русская редакция. 1997.
VI Список литературы для детей
-
Галина Дабижа. Краткий курс. Пособие для ускоренного обучения. Работа на компьютере. Питер. 2003
-
О. Ефимова, Ю. Шафрин. Практикум по компьютерной технологии. ABF. Москва. 2001
-
Андрианов В. Быстрый и правильный набор текстов на ПК. Питер. 2004.
-
Сергей Пономаренко. Adobe PhotoShop. Наиболее полное руководство. СПб, БХВ-Санкт-Петербург, 1999.
-
Ронни Шушан, Дон Райт, Лора Льюис. Дизайн и компьютер. М. Русская редакция. 1997.
Приложение
-
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Количество часов на год: в неделю 1, всего 34.
№ п\п
Тема урока
Кол-во часов
Дата
Примечание
1
Вводное занятие. Техника безопасности. Понятие о школьной газете
1
Информационные технологии
Прикладная среда графического редактора Paint
2
Знакомство со средой графического редактора Paint.
1
3
Редактирование рисунка.
Надпись как фрагмент рисунка.
1
4
Технологические приемы работы с рисунком.
1
Издательское дело в среде текстового процессора Word
5
Правила ввода текста и редактирование текста.
1
6
Макетирование страниц: понятие многоколонной верстки.
1
7
Практические работы по набору заметок, статей, репортажей…
1
Приложение Microsoft office publisher.
8
Знакомство с Microsoft office publisher. Интерфейс программы.
1
9
Работа с текстом. Многоколонная верстка.
1
10
Включение графики в макет публикации.
1
11
Практические упражнения по верстке. Создание несложных публикаций.
1
12
Практические упражнения по верстке. Создание несложных публикаций.
1
13
Практические упражнения по верстке. Создание несложных публикаций.
1
Выпуск печатной продукции
14
Подготовка и выпуск школьной газеты
15
Подготовка и выпуск школьной газеты
1
Приложение Microsoft office publisher (продолжение)
16
Практические упражнения по верстке. Создание несложных публикаций.
1
17
Практические упражнения по верстке. Создание несложных публикаций.
1
18
Практические упражнения по верстке. Создание несложных публикаций.
1
Графический редактор Adobe PhotoShop.
19
Первое знакомство. Интерфейс программы.
1
20
Цифровые изображения и модели цвета. Типы изображений. Цвет и модели цвета.
1
Выпуск печатной продукции
21
Подготовка и выпуск школьной газеты
1
22
Подготовка и выпуск школьной газеты
1
23
Подготовка и выпуск школьной газеты
1
Графический редактор Adobe PhotoShop (продолжение)
24
Инструментарий программы. Выбор инструментов, создание новых.
1
25
Выделение фрагмента рисунка. Выбор и установка цвета.
1
26
Работа со слоями.
1
27
Практические упражнения в Adobe PhotoShop
1
28
Практические упражнения в Adobe PhotoShop
1
Выпуск печатной продукции
29
Подготовка и выпуск школьной газеты
1
30
Подготовка и выпуск школьной газеты
1
31
Подготовка и выпуск школьной газеты
1
32
Подготовка открыток, плакатов, буклетов, визиток и прочей графической и печатной продукции
1
33
Подготовка открыток, плакатов, буклетов, визиток и прочей графической и печатной продукции
1
34
Подготовка открыток, плакатов, буклетов, визиток и прочей графической и печатной продукции
1