Планирование работы кружка Настольная издательская деятельность

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:














Образовательная программа

"Настольная издательская

деятельность"

(Техническое обеспечение)

Возраст 12-17 лет

Срок реализации 1 год

Составлена учителем информатики и ИКТ

Шимусюк С. В.













Санкт-Петербург

2015

Пояснительная записка

В связи с динамичным развитием глобального информационного сообщества происходит стремительное развитие средств вычислительной техники. Работа с информацией сегодня требует, чтобы человек свободно владел компьютерными технологиями. Опираясь на положения Национальной доктрины образования в Российской Федерации о разностороннем и своевременном развитии детей, их творческих способностей, формировании навыков самообразования, самореализации личности, о создании программ, реализующих информационные технологии в образовании, разработана программа дополнительного образования "Настольная издательская деятельность", которая обеспечит подготовку детей к решению задач в области настольно-издательской деятельности в современном информационном обществе. Получение информации об окружающем мире очень важно в подростковый период для социализации подростков, интегрирования личности в социальную систему, а так же для индивидуального развития и самореализации подростков.

Программа способствует созданию условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и общественной культуры; становлению элементов профессиональной компетентности на основе настольно-издательской деятельности с использованием новых информационных технологий; популяризации профессий, связанных с отраслью печати.

Актуальность программы заключается в том, что она отвечает на запрос современного общества о подготовке технически грамотного поколения, уверенно использующего в своей практике (в частности издательской деятельности) компьютерного оборудования и технических средств. В информационной среде идет жесткая конкуренция за читателей. Программа дополнительного образования "Настольная издательская деятельность" позволит подготовить воспитанников, успешно владеющих компьютерной версткой и полиграфической культурой исполнения, умеющих подготовить публикации с хорошо написанным и организованным текстом и эффективным дизайном.

Особенность программы дополнительного образования "Настольная издательская деятельность" в отличие от существующих программ средних школ Санкт-Петербурга в том, что она предусматривает обучение воспитанников не только основам работы в настольно-издательских системах, или журналистики, или дает основы художественного оформления, а сочетает все эти направления в процессе коллективного детского творчества по созданию школьной газеты. Программа обеспечивает предпрофильную подготовку журналистов, наборщиков текстов, специалистов по верстке, дизайнеров, системных администраторов. В процессе обучения на конкретных примерах раскрываются современные тенденции в журналистике, в дизайне печатных изданий.

Основной целью программы является активизация молодежного творчества и инициатив в области журналистики и РR, формирование готовности молодого поколения к активной жизнедеятельности в современном информационном обществе.

Задачами программы являются:

  1. Обучающие

  • содействовать достижению исходной грамотности, обеспечивающей готовность детей к решению задач в области настольно-издательской деятельности;

  • содействовать достижению функциональной грамотности, обеспечивающей ребенка предметными базовыми знаниями и умениями в области настольно-издательской деятельности;

  • содействовать достижению допрофессиональной компетентности, обеспечивающей практический фундамент для будущей профессиональной деятельности или продолжения обучения в высшей школе;

  • дети должны освоить способы коллективной творческой деятельности, пробрести элементы профессиональной компетентности на основе использования новых информационных технологий;

  1. Развивающие

  • содействовать развитию индивидуальных способностей обучающихся;

  • содействовать развитию у воспитанников в процессе обучения активного, самостоятельного, творческого мышления, то есть способности к самообучению;

  • активизировать мыслительную и твор­ческую деятельность учащихся, обеспечивающую дальнейшую их адаптацию в социокультурной среде;

  1. Воспитательные

  • формировать у детей общую и коммуникативную культуру, умение работать в коллективе, уважительное и доброжелательное отношение к другим, способность выслушивать и правильно воспринимать критику, брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений;

  • формировать активную жизненную позицию воспитанников.

Отличительные особенности программы заключается:

  • в обеспечении получения обучающимися базовых знаний в настольно-издательской деятельности;

  • в обеспечении достижения обучающимися уровня допрофессиональной компетентности.

  • Реализация программы предусматривает включение здоровьесберегающего компонента: упражнений для глаз, физкультминуток, чередование практической работы на компьютере с теоретическими занятиями, лекциями, семинарами, беседами, работой в тетради, обсуждениями.

Условия реализации образовательной программы "Настольная издательская деятельность":

  • сроки реализации программы: 1 год - 35 часов.

  • возраст обучающихся 12 - 17 лет;

  • условия набора детей: на обучение по программе принимаются все желающие, имеющие элементарные навыки работы на компьютере в операционной системе Windows;

  • наполняемость группы: - 12 человек;

  • режим занятий: 1 раза в неделю по 1 часу.

Эффективная реализация программы требует технического оборудования: компьютеры типа IBM PC AT Pentium, цветной принтер, сканер, цифровой фотоаппарат, а также программного обеспечения: операционная система Windows XP, текстовый процессор Microsoft Word, программа Microsoft Publisher, графические редакторы Paint и Adobe PhotoShop.

Формы проведения занятий:

Занятия проводятся в группе. Для приобретения определенных навыков работы на компьютере все дети выполняют тренировочные упражнения, учитывающие их индивидуальные особенности и способности. Творческая работа детей может носить как индивидуальный, так и коллективный (например, создание газеты) характер.

Занятия проводятся в виде лекций, семинаров, лабораторных работ, "круглых столов", конкурсов.

Методы проведения занятий: словесный (устное изложение, беседа); наглядный (показ образцов работ как печатной продукции, так и компьютерных моделей); практический - основной метод проведения занятий, который позволяет получить навыки компьютерной верстки.

В программе используются технологии критического мышления, сотрудничества (командная, групповая работа), развивающего обучения, диалогового взаимодействия, метод проектов, информационно-коммуникативные технологии.

Ожидаемый результаты реализации образовательной программы:

  • воспитанники будут уметь выполнять грамотный набор текстовых документов, создавать и редактировать рисунки для печатных документов, знать основные команды программ Microsoft Word, Paint, Adobe PhotoShop, Microsoft Office Publisher;

  • обучающиеся сформируют представление об объектах издательских систем и графических редакторов, основных характеристиках Word, Paint, Adobe PhotoShop,

  • воспитанники будут знать аппаратный, программный, пользовательский уровни издательских систем и графических пакетов, основные элементы графического дизайна, компьютерную верстку, особенности точечной и векторной графики, разновидности шрифтов;

  • воспитанники освоят коллективную творческую деятельность, участвуя в создании школьных газет, используя в своей работе современные технические средства, компьютерную верстку;


  • овладев основными приемами работы в программах Microsoft Word, Paint, Adobe PhotoShop, Microsoft Office Publisher, научившись работать активно и творчески, воспитанники в дальнейшем смогут самостоятельно освоить работу в других текстовых, графических редакторах, настольно-издательских системах;

  • получив практически предпрофессиональную подготовку в области издательской деятельности воспитанникам легче будет адаптироваться в дальнейшем в социокультурной среде, а желающим в дальнейшем получить профессию и работать в отрасли печати;

  • участвуя в издании школьных газет, обучающиеся воспитают в себе бережное отношение к окружающей среде;

  • воспитанники научатся работать в коллективе, воспитают в себе качества доброжелательного и уважительного отношения к другим, научатся прислушиваться к чужому мнению, брать ответственность на себя, участвовать в совместном принятии решений;

Критерии результативности:

  • степень владения компьютером и другими техническими средствами, необходимыми в настольно-издательской деятельности;

  • уровень владения текстовым процессором Microsoft Word, приложением Microsoft Publisher графическими редакторами Paint и Adobe PhotoShop,

  • умение создавать свои рисунки при помощи графических редакторов и редактировать сканированные изображения,

  • знание интерфейса и инструментария программ Word, Paint, Adobe PhotoShop, Microsoft Publisher,

  • владение палитрами, диалоговыми окнами, умение работать со слоями, масками и векторными контурами в Adobe PhotoShop, создавать спецэффекты с помощью фильтров PhotoShop,

  • умение выбрать нужный шрифт, определить, какой гарнитурой воспользоваться, какой кегель установить,

  • умение выполнять совместное размещение графики и текста,

  • способность распечатать созданный документ;


  • сформированность художественного вкуса;

  • сформированность общей культуры работы в коллективе;

  • сформированность нравственной культуры участников творческого коллектива, степень доброжелательного, уважительного отношения друг к другу;

  • стремление к овладению появляющейся новой современной техникой и новыми программными продуктами;

  • степень включенности в деятельность школьных редколлегий.

Формы контроля:

  • тестовые задания,

  • контрольные упражнения,

  • обсуждение,

  • опрос,

  • индивидуальное собеседование,

  • зачетная работа.

Оценка результатов по программе предполагает зачетную работу, проходящую в 2 этапа: 1-й этап - защита творческой работы по определенному виду деятельности:

  • журналисты - статьи, корреспонденция, аналитические отчеты и т.д.

  • дизайнеры и художники - обработка фотографий, рисунков, создание логотипов и эмблем и т.д.

2-й этап - коллективная творческая работа - верстка школьной газеты.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы:

  • Защита проекта;

  • Издание на базе 326 школы Невского района СПб газет, информационных буклетов, листков, программок, буклетов;

Учебно-тематический план

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

Всего

Теория

Прак.

1

Раздел 1. Средства информатизации.

Тема 1. Правила поведения в компьютерном классе.

Тема 2. Понятие о школьной газете

3 ч

0,5 ч

0,5 ч

3 ч

0,5 ч

0,5 ч

-

-

2

Раздел 2. Информационные технологии

Тема 1. Прикладная среда графического редактора Paint

3 ч

1 ч

2 ч

Тема 2. Издательское дело в среде текстового процессора Word

3 ч

1 ч

Тема 3. Графический редактор Adobe PhotoShop.

7 ч

2 ч

Тема 4. Приложение Microsoft office publisher.

9 ч

3 ч

Тема 5. Выпуск печатной продукции.

11 ч

-

11ч

Итого:

34ч

8 ч

26 ч





Содержание программы:

Программа включает в себя два больших раздела:

  1. Средства информатизации (аппаратно-программные средства),

  2. Информационные технологии (технология обработки текста и графики).

Курс рас­считан на 1 год обучения, предусматривает про­­ве­­де­ние 35 часов занятий в год.

Учащиеся познакомятся с основ­ными понятиями аппаратной части компьютера и ролью программного обеспечения в орга­низации работы компьютера. Научатся работать в среде операционной системы Windows XP.

Знакомство с технологией работы в прикладной среде произойдет в ходе освоения текстового процессора MS Word графического редактора Paint.

Основное внимание в настоящей программе уделяется освоению популярных текстового процессора Microsoft Word, верстальному приложению Microsoft office publisher графическому редактору Adobe PhotoShop, который предназначен для создания и всесторонней обработки точечных (сканированных) изображений (кадрирование, тоновая и цветовая коррекция, фильтры и пр.). Воспитанники приобретают навыки работы в этих программах, создавая собственные журналистские материалы, графические работы, выполняя верстку экологической газеты.

Программа создает условия для активизации познавательного и социального интереса обучающихся, т.к. воспитанники не только выполняют стандартные тренировоч­ные упражнения по созданию текстовых и графических документов, а проводят поиск материала для работ, информации для заметок и статей в газету, берут интервью, фотографируют события, героев репортажей и пр. Программа развивает способности детей к самостоятельному принятию решений, создает условия для свободного выбора содержания и способа деятельности, создает условия для коллективной деятельности обучающихся по созданию собственной газеты.


Раздел 1. Средства информатизации.

Тема 1. Правила поведения в компьютерном классе.

Теоретич. занятия 0,5 час. Вид занятий: лекция.

Общие требования. Опасности для обучающихся. Опасности для оборудования. Опасности для программ. Меры безопасности.

Санитарные правила и нормы при работе в компьютерном классе. Требования к помещениям для эксплуатации ПЭВМ. Требования к микроклимату. Требования к организации и оборудованию рабочих мест. Требования к организации режима труда и отдыха при работе с ПЭВМ.

Понятие о школьной газете.

Тема 2. Аппаратные средства современных персональных компьютеров (ПК).

Теоретиеские занятия 0,5 ч. Виды занятий: лекция, работа в тетради.

Назначение персонального компьютера. Основные устройства.



Раздел 2. Информационные технологии

Тема 1. Прикладная среда графического редактора Paint.

Теоретические занятия 1 ч. Виды занятий: лекция, работа в тетради, демонстрация на ПК.

Практические занятия 2 ч. Виды занятий: работа на ПК.

Знакомство со средой графического редактора.

Создание нового рисунка. Меню, инструменты, палитра. Редактирование рисунка.

Надпись как фрагмент рисунка. Технологические приемы работы с рисунком.

Тема 2. Издательское дело в среде текстового процессора Word.

Теоретические занятия 1 ч. Виды занятий: лекция, работа в тетради, демонстрация на ПК.

Практические Занятия 2 ч. Виды занятий: практическая работа на ПК.

Основные правила ввода текста.

Редактирование тексто­во­го документа.

Параметры страницы. Создание колонтитулов. Макетирование страниц: понятие многоколонной верстки; верстка двух колонной полосы; верстка трех колонной полосы ; буквица.

Практические работы по набору заметок, статей, хроник, коротких и расширенных информаций, интервью, отчетов, путевых заметок, зарисовок, обозрений на внутреннюю тему, репортажей, открытых писем, корреспонденций, обзоров печати, рецензий, очерков.

Тема 3. Приложение Microsoft office publisher.

Теоретические занятия 3ч. Виды занятий: лекция, работа в тетради, беседа, демонстрация на ПК.

Практические занятия 6 ч. Виды занятий: работа на ПК, защита работ.

Знакомство с Microsoft office publisher. Возможности Microsoft office publisher.

Создание макета публикации. Интерфейс программы.

Работа с текстом. Ввод нового текста. Вставка текста из документов, созданных в Word. Выбор шрифта. Размещение текста на странице.

Многоколонная верстка.

Практические задания по верстке.

Включение графики в макет публикации. Вставка фотографий и рисунков. Изменение размеров и положения рисунка на странице. Обтекание графического изображение.

Практические упражнения по верстке. Создание несложных публикаций.

Тема 4. Графический редактор Adobe PhotoShop.

Теоретические занятия 2 ч. Виды занятий: лекция, работа в тетради, демонстрация на ПК.

Практические занятия 5 ч. Виды занятий: работа на ПК, защита работ.

Первое знакомство. Интерфейс программы. Контекстное меню. Палитры.

Цифровые изображения и модели цвета. Типы изображений. Форматы графических файлов. Цвет и модели цвета.

Инструментарий программы. Карандаш, кисть. Выбор рисующих инструментов, создание новых. Выделение фрагмента рисунка. Выбор и установка цвета.

Работа со слоями.

Практические упражнения в Adobe PhotoShop.

Тема 5. Выпуск печатной продукции.

Практические занятия 12 ч. Виды занятий: работа на ПК, урок-соревнование, защита работ.

Подготовка открыток, плакатов, буклетов, визиток и прочей графической и печатной продукции для школы, выпуск школьной газеты.

Ожидаемые результаты:

Результат

Критерии результативности

Формы контроля

Формы подведения итогов

Воспитанники будут знать аппаратное и программное обеспечение (ПО) современных компьютеров, уметь работать с клавиатурой и мышью.

Знание структуры персонального компьютера (ПК), основных устройств ПК, классификацию ПО, умение работать с файлами и дисками в операционной системе.

Тестирование.

Контрольные упражнения.

Зачетная работа.

Воспитанники будут знать основные характеристики и команды Word, Paint.

Грамотный набор и форматирование текстового документа.

Создание и редактирование рисунков средствами Paint.

Проверочные работы.

Опрос.

Обсуждение.

Анализ работ.

Защита работы.

Конкурс.

Воспитанники будут знать объекты графического редактора Adobe PhotoShop, особенности точечной и векторной графики.

Знание интерфейса и инструментария программы Adobe PhotoShop.

Умение создавать и сохранять в нужном формате графические изображения для печатной продукции.

Тестовые задания.

Контрольные упражнения.

Защита творческой работы.

Выпуск печатной продукции: открыток, плакатов, визиток с использованием программы Adobe PhotoShop.

Воспитанники будут знать основные приёмы работы в приложении Microsoft office publisher, основные команды программы.

Знание интерфейса и инструментария программы Microsoft office publisher.

Владение средой Microsoft office publisher в процессе многоколонной верстки текста и корректуры печатной продукции: газет, буклетов, реклам.

Тестовые задания.

Контрольные упражнения.

Защита творческой работы.

Выпуск печатной продукции: приглашений, буклетов, реклам, с использованием программы Microsoft office publisher


Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы

Минимальные требования к техническим средствам: компьютеры типа IBM PC AT Pentium 256 MB, цветной принтер, сканер, цифровой фотоаппарат.

Программное обеспечение: операционная система Windows XP, текстовый процессор Microsoft Word, приложение Microsoft office publisher, графические редакторы Paint и Adobe PhotoShop.

Программа обеспечена следующими видами методической продукции: разработками «Аппаратное обеспечение ПК», «Текстовый процессор MS Word», «Графический редактор Paint», «Графический редактор Adobe PhotoShop», «Настольные издательские системы».

Рекомендации по проведению лабораторных и практических работ: ПК на рабочих местах учащихся объединены в локальную сеть и учащиеся обеспечены инструкцией работы в сети, учащиеся снабжены алгоритмом выполнения работы в виде распечатки или предварительной демонстрации на ПК, учащимся предоставлены образцы печатных работ.


V Список литературы для педагогов


  • Ильина О. П., Бройдо В. Л. Архитектура ЭВМ и систем: учебник для вузов. Питер. 2005.

  • Гвоздев А. А., Дьяков Н. А. Операционная система Windows XP. АСТ, Астрель. 2007

  • Фролов М. Учимся рисовать на компьютере. БИНОМ. Лаборатория знаний. 2002.

  • Бондаренко С. Word 2003 в теории и на практике. НОВОЕ ЗНАНИЕ. 2004.

  • Сергей Пономаренко. Adobe PhotoShop. Наиболее полное руководство. СПб, БХВ-Санкт-Петербург, 1999..

  • Ронни Шушан, Дон Райт, Лора Льюис. Дизайн и компьютер. М. Русская редакция. 1997.


VI Список литературы для детей


  • Галина Дабижа. Краткий курс. Пособие для ускоренного обучения. Работа на компьютере. Питер. 2003

  • О. Ефимова, Ю. Шафрин. Практикум по компьютерной технологии. ABF. Москва. 2001

  • Андрианов В. Быстрый и правильный набор текстов на ПК. Питер. 2004.

  • Сергей Пономаренко. Adobe PhotoShop. Наиболее полное руководство. СПб, БХВ-Санкт-Петербург, 1999.

  • Ронни Шушан, Дон Райт, Лора Льюис. Дизайн и компьютер. М. Русская редакция. 1997.

Приложение

  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Количество часов на год: в неделю 1, всего 34.

№ п\п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

1

Вводное занятие. Техника безопасности. Понятие о школьной газете

1



Информационные технологии

Прикладная среда графического редактора Paint

2

Знакомство со средой графического редактора Paint.

1



3

Редактирование рисунка.

Надпись как фрагмент рисунка.

1



4

Технологические приемы работы с рисунком.

1



Издательское дело в среде текстового процессора Word

5

Правила ввода текста и редактирование текста.

1



6

Макетирование страниц: понятие многоколонной верстки.

1



7

Практические работы по набору заметок, статей, репортажей…

1



Приложение Microsoft office publisher.

8

Знакомство с Microsoft office publisher. Интерфейс программы.

1



9

Работа с текстом. Многоколонная верстка.

1



10

Включение графики в макет публикации.

1


11

Практические упражнения по верстке. Создание несложных публикаций.

1



12

Практические упражнения по верстке. Создание несложных публикаций.

1



13

Практические упражнения по верстке. Создание несложных публикаций.

1



Выпуск печатной продукции

14

Подготовка и выпуск школьной газеты




15

Подготовка и выпуск школьной газеты

1



Приложение Microsoft office publisher (продолжение)

16

Практические упражнения по верстке. Создание несложных публикаций.

1



17

Практические упражнения по верстке. Создание несложных публикаций.

1



18

Практические упражнения по верстке. Создание несложных публикаций.

1



Графический редактор Adobe PhotoShop.

19

Первое знакомство. Интерфейс программы.

1



20

Цифровые изображения и модели цвета. Типы изображений. Цвет и модели цвета.

1



Выпуск печатной продукции

21

Подготовка и выпуск школьной газеты

1



22

Подготовка и выпуск школьной газеты

1



23

Подготовка и выпуск школьной газеты

1



Графический редактор Adobe PhotoShop (продолжение)

24

Инструментарий программы. Выбор инструментов, создание новых.

1



25

Выделение фрагмента рисунка. Выбор и установка цвета.

1



26

Работа со слоями.

1



27

Практические упражнения в Adobe PhotoShop

1



28

Практические упражнения в Adobe PhotoShop

1



Выпуск печатной продукции

29

Подготовка и выпуск школьной газеты

1



30

Подготовка и выпуск школьной газеты

1



31

Подготовка и выпуск школьной газеты

1



32

Подготовка открыток, плакатов, буклетов, визиток и прочей графической и печатной продукции

1



33

Подготовка открыток, плакатов, буклетов, визиток и прочей графической и печатной продукции

1



34

Подготовка открыток, плакатов, буклетов, визиток и прочей графической и печатной продукции

1






© 2010-2022