ПланированиеИнформатика и окружающий мир

Раздел Информатика
Класс 4 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПланированиеИнформатика и окружающий мирПланированиеИнформатика и окружающий мир


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЗАВЕТНЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМ. КРЫМСКИХ ПАРТИЗАН»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

297223 Республика Крым, Советский район, с. Заветное, ул. 40 лет Победы, 22

телефон: 9-58-73 ( 06551) [email protected]

_____________________________________________________________________________________________________________________

«СОГЛАСОВАНО»: «УТВЕРЖДАЮ»:

Председатель совета школы Директор МБОУ «Заветненская СШ

___________Л.В. Норгелло им. Крымских партизан»

«10 » июня 2015 г. _____________ С.А. Коваленко

«10» июня 2015 г.






Рабочая программа

кружок: «Информатика и окружающий мир»

2015 - 2016 учебный год








учитель физики:

Даглы Рефат Усеинович





Рассмотрено на заседании

педагогического совета

Протокол № 8 от 10.06.2015г.








с. Заветное

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности детей «Информатика» для 2-х, 3-х и 4-х классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта второго поколения начального общего образования, авторской программы курса информатики для 2 - 4 классов начальной общеобразовательной школы «Информатика. Программа для начальной школы: 2 - 4 классы (ФГОС)/ Н.В.Матвеева, М.С. Цветкова. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2014 г.

Изучение информатики в начальной школе способствует развитию таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности) - необходимый атрибут современного образованного человека, его профессиональной пригодности в обществе. Особенно необходимы такие знания для учащихся со зрительной депривацией, так как это способствует более успешной социализации в обществе, реализации себя как специалиста и профессионала в определенной деятельности. Согласно новым требованиям ФГОС закладываться фундамент таких знаний должен в начальной школе.

Учитывая потребности и возможности детей с нарушением зрения, курс внеурочной деятельности детей «Информатика» введен с первого класса на пропедевтическом, подготовительном уровне. Во втором классе продолжается более углубленное изучение курса. Особенностью является неиспользование рабочих тетрадей при изучении курса в первом классе, работа с клавиатурным тренажером - со второго класса.


ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «ИНФОРМАТИКА»

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цель обучения - это ожидаемый результат. Общая цель начального образования выражена в требованиях к результатам обучения младших школьников, освоивших

основную образовательную программу начального общего образования. Стандарт устанавливает следующие требования:

1-ая группа требований - к личностным результатам:


  1. готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию;

  2. ценностно-смысловые установки обучающихся, которые отражают их индивидуально-личностные позиции;

  3. социальные компетенции;


  1. личностные качества;


  1. сформированность основ гражданской идентичности.

2-ая группа требований - к метапредметным результатам: освоенные обучающимися универсальные учебные действия:

  1. познавательные;


  1. регулятивные;


  1. коммуникативные, обеспечивающие:


  1. овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться;


  1. овладение межпредметными понятиями.

3-я группа требований - к предметным результатам:

3.1 освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; 3.2 система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе

современной научной картины мира, то есть предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметной области.

Результатом изучения информатики в начальной школе является развитие таких качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества, в частности, приобретение учащимися информационной и коммуникационной компетентности (ИКТ-компетентности).

Программа курса «Информатика и ИКТ» разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов:

  • Личностных

  • Метапредметных


  • Предметных

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного (необязательного) содержания.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «ИНФОРМАТИКА»

Программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения разделов и тем учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса конкретного образовательного учреждения, возрастных особенностей младших школьников, определяет минимальный набор практических работ, необходимых для формирования информационно-коммуникационной компетентности учащихся.

обучения информатике с 1 по 11 класс - это необходимый шаг в развитии общего образования.

Данный курс информатики в начальной школе рассчитан на широкое применение в любых образовательных учебных заведениях и рассчитан на обучение с применением компьютера.

Компьютер, как правило, используется учителем в качестве электронной доски во время обсуждения нового материала. Кроме того, он применяется при организации обучающих игр, эстафет с использованием компьютера, а также для организации индивидуального обучения и для поощрения. Курс обладает большим развивающим потенциалом, так как в ходе его изучения происходит обобщение знаний, полученных на других уроках, в частности на уроках математики, русского языка, природоведения. Происходит развитие целостной системы знаний за счет введения новых обобщающих понятий: объект, модель, истина, понятие, термин и многих других.

Знания, умения и навыки по информатике оцениваются разными способами. Так, требования «понимать» и «знать» оцениваются обычно в ходе устного опроса и с помощью тестирования. Требования «уметь» - посредством выполнения упражнений в рабочей тетради и их электронном варианте. В процессе компьютерного практикума вырабатываются навыки владения компьютером, умение выполнять простейшие операции с файлами и данными.

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «ИНФОРМАТИКА»

Основной целью изучения информатики в начальной школе является формирование у учащихся основ ИКТ-компетентности, многие компоненты которой входят в структуру УУД. Это и задаёт основные ценностные ориентиры содержания данного курса. С точки зрения достижения метапредметных результатов обучения, а также продолжения образования на более высоких ступенях (в том числе обучения информатике в среднем и старшем звене) наиболее ценными являются следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;

основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;

основы ИКТ-компетентности, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;

основы коммуникационной компетентности. В рамках данного учебного предмета наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации.

МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «ИНФОРМАТИКА» В СИСТЕМЕ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Место предмета «Информатика» в системе других учебных дисциплин определяется его целью и содержанием. Основная цель - научить детей работать с информацией, в том числе с помощью компьютера. Для этого необходимо уже в начальной школе сформировать первичные представления об объектах информатики и действиях с информацией и информационными объектами (текстами, рисунками, схемами, таблицами, базами данных), дать школьникам необходимые знания об их

свойствах и научить осуществлять с информационными объектами необходимые действия с помощью компьютера.

Во втором классе дети учатся видеть окружающую действительность с точки зрения информационного подхода. В процессе обучения в мышление и речь учеников постепенно вводятся термины информатики (источник/приемник информации, канал связи, данные и пр.). Школьники изучают устройство компьютера, учатся работать с электронными документами.


  • третьем классе школьники изучают представление и кодирование информации,


  • хранение на информационных носителях. Вводится понятие объекта, его свойств и действий с ним. Дается представление о компьютере как системе. Дети осваивают информационные технологии: технологию создания электронного документа, технологию его редактирования, приема/передачи, поиска информации в сети Интернет. Учащиеся знакомятся с современными инструментами работы с информацией (мобильный телефон, электронная книга, фотоаппарат, компьютер и другие), параллельно учатся использовать их в своей учебной деятельности. Понятия вводятся по мере необходимости, чтобы ребенок мог рассуждать о своей информационной деятельности, рассказывать о том, что он делает, различая и называя элементарные технологические операции своими именами.

    • четвертом классе рассматривается «Мир понятий» и действий с ними. Изучается «Мир моделей», вводится понятие информационной модели, в том числе компьютерной. Рассматриваются понятия исполнителя и алгоритма действий; формы записи алгоритмов. Дети осваивают понятие управления: собой, другими людьми, техническими устройствами (инструментами работы с информацией), ассоциируя себя с управляющим объектом и осознавая, что есть объект управления, осознавая цель и средства управления. Школьники учатся понимать, что средства управления влияют на ожидаемый результат и что часто результат не соответствует цели и ожиданиям.


  • процессе осознанного управления своей учебной деятельностью и компьютером, школьники осваивают термины управления. Они учатся узнавать процессы управления в окружающей действительности, описывать их в терминах информатики, привродить примеры из своей жизни. Школьники учатся видеть и понимать в окружающей действительности не только ее отдельные объекты, но и их связи и отношения между собой, понимать, что управление - это особый, активный способ отношений между объектами. Видеть отношения - значит учиться «видеть» системы. А это, в свою очередь, способствует развитию у учащихся начальной школы системного мышления, столь необходимого в современной жизни наряду с логическим и алгоритмическим. Логическое и алгоритмическое мышление также являются предметом целенаправленного формирования и развития в четвертом классе с помощью соответствующих заданий и упражнений.

Современный ребенок погружен в новую предметную и новую информационную среду. Однако нельзя воспитать специалиста в области информационных технологий или программиста, если не начать обучение информатике в младших классах. В отличие от прошлых времен, действительность, окружающая современного ребенка, наполнена бесчисленным множеством созданных человеком электронных устройств. В их числе компьютер, мобильные телефоны, цифровой фотоаппарат, цифровые видеокамеры, плейеры, декодеры и так далее. В этих условиях информатика в начальной школе необходима не менее, чем русский язык и математика.

На уроках информатики школьники осознанно и целенаправленно учатся работать с информацией (осуществлять ее поиск, анализировать, классифицировать и пр.), отличать форму от содержания, то есть смысла, узнавать и называть объекты окружающей действительности своими именами в терминах информатики. Изучение информатики в рамках предметной области «Математика и информатика» направлено на развитие образного и логического мышления, воображения, математической речи, формирование

предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования.

Особое место содержанию подготовки по информатике отведено в предмете «Технология». В рамках этого предмета пристальное внимание должно быть уделено обеспечению первоначальных представлений о компьютерной грамотности учащихся.

Изучение интегрированного предмета «Окружающий мир» направлено на «осмысление личного опыта общения ребенка с природой и людьми; понимание своего места в природе и социуме». Информатика, обучая пользоваться универсальным инструментом (компьютером) поиска и обработки информации расширяет возможности детей познавать окружающий мир и способствует их самостоятельности и творчеству в процессе познания.

Изучение предметов эстетического цикла (ИЗО и музыка) направлено на развитие «способности к эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру». Освоение графического редактора на уроках информатики предоставляет младшему школьнику возможность создавать изображение в принципиально иной технике, развивая его логическое мышление в тесной связи с эмоционально-ценностным восприятием окружающей действительности.

Изучение русского и родного языка в начальной школе направлено на развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения - всему этому учит и информатика, пробуждая и познавательный интерес к слову, и стремление совершенствовать свою речь в процессе освоения мощного инструмента работы с информацией и его программного обеспечения, в частности - текстового редактора, электронного блокнота, электронной книги. На уроках информатики, при наборе текстов в текстовом редакторе учащиеся овладевают умениями правильно писать (поскольку все ошибки компьютер выделяет красным подчеркиванием и предлагает правильно написанное слово), участвовать в диалоге (по скайпу устно или письменно с использованием чат-режима). Обучаясь работе на компьютере, дети составляют письменные тексты-описания и повествования небольшого объема, овладевают основами делового письма (написание записки, адреса, письма).

Исходя из того факта, что разговор с детьми о числах, информации и данных, способах и инструментах их хранения и обработки не может происходить на чисто абстрактном уровне, и математика, и информатика непосредственно связаны с содержанием других дисциплин начального образования. В частности, с иностранным языком. Иностранный язык в начальной школе изучается со 2 класса. Он формирует «элементарные коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении и письме; развивает речевые способности, внимание, мышление, память и воображение младшего школьника». Информатика с одной стороны, использует знания, полученные на уроках иностранного языка (английский алфавит, например), с другой стороны, развивает коммуникативные умения, поскольку вводит в речь школьников новые термины и учит общаться с помощью компьютера (электронная почта, скайп и пр.).

Таким образом, информатика в начальной школе выполняет интегрирующую функцию, формируя знания и умения по курсу информатики и мотивируя учащихся к активному использованию полученных знаний и приобретенных умений при изучении других дисциплин в информационной образовательной среде школы.

МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «ИНФОРМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Рабочая программа по курсу рассчитана на 70 учебных часов - во 3,4 классах.

Количество часов в неделю: 2 час


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «ИНФОРМАТИКА»


Виды информации. Человек и компьютер

Человек и информация: мы живём в мире информации; информацию человек воспринимает с помощью органов чувств (глаза, уши, нос, язык, кожа); звуки несут человеку информацию; примеры звуковой информации.

Какая бывает информация: звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная вкусовая, тактильная (осязательная), обонятельная информа-ция; примеры.

Источники информации: источники информации, передача информации, источники звуковой информации, источники зрительной информации, источники вкусовой информации, источники осязательной информации, источники обонятельной информации, примеры.

Приёмники информации: люди и животные - приёмники различных видов информации (на примерах); радио и телефон как устройство для передачи информации; телефон - средство связи и общения.

Компьютер и его части: человек создал для себя разные инструменты: орудия труда, музыкальные инструменты, а также компьютер как помощник при работе с информацией, например, текстовой и графической.

Кодирование информации.

Носители информации: носители информации, носитель письменной информации: бумага, береста, камень, электронные носители, любые предметы (на примерах).

Кодирование информации: письменное кодирование, звуковое кодирование, рисуночное кодирование, иероглиф.

Письменные источники информации: письменные источники информации, носители информации - папирусы, свитки, книги, архивы.

Языки людей и языки программирования: естественные языки, иностранные языки, искусственные (формальные) языки, компьютерный язык

Информация и данные.

Текстовые данные: форма представления информации, текстовая информация, компьютер, текст, древние тексты, современные тексты (на примерах), носители информации.

Графические данные: форма представления информации, графическая информация, компьютер, рисунки, носители информации.

Числовая информация: число, цифра, четное число, нечетное число, цифровой алфавит, числовая информация, количество, номер, порядковый номер.

Десятичное кодирование: числовая информация, числовое кодирование, кодовая таблица (таблица соответствия), десятичное кодирование.

Двоичное кодирование: цифровой алфавит, знаки, цифры, код, время, текущий год (месяц, столетие, неделя, сутки, минута)

Числовые данные: форма представления информации, числовая информация, устройства для счета, абак, счеты, арифмометр, калькулятор, компьютер, носители информации,

Документы и способы их создания.

Документ и его создание: документ - источник информации, письменный документ, исторический документ, содержание документа, средства для создания документа.

Электронный документ и файл: документ, электронный документ, файл, имя файла, текстовый редактор, графический редактор, музыкальный редактор.

Поиск документа: поиск информации, поиск документа, поиск бумажного документа, поиск электронного документа, архив.

Создание текстового документа: текстовый документ, текстовый редактор, набор текста, правила набора текста при создании текстового документа на компьютере

Создание графического документа: графический документ, графический редактор, инструменты графического редактора: инструменты для создания изображения, инструменты для редактировании изображения.

Календарно-тематическое планирование

3-4 класс


Название темы

Дата

по плану

фактически

1

Введение. Техника безопасности и организация рабочего места.

01.09.15


2

Правила поведения в компьютерном классе. Цели изучения курса информатики и ИКТ.

04.09.15


3

Человек и информация.

08.09.15


4

Источники информации

11.09.15


5

Приемники информации

15.08.15


6

Виды информации. Программно-методический комплекс «Мир информатики»

18.09.15


7

Информация и её свойства

22.09.15


8

Роль информации в жизни человека. Обучающая игра «Мир информатики»

25.09.15


9

Информационные процессы. Обработка информации

29.09.15


10

Информационные процессы. Хранение и передача информации

02.10.15


11

Кодирование информации. Работа на интерактивной доске

06.10.15


12

Способы передачи, обработки и хранения информации.

09.10.15


13

Всемирная паутина как информационное хранилище

13.10.15


14

Представление информации

16.10.15


15

Дискретная форма представления информации

20.10.15


16

Единицы измерения информации

27.10.15


17

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные процессы».

30.10.15



Знакомство с компьютером.


18

Роль компьютера в жизни человека. Презентация «Компьютер в жизни человека»

10.11.15


19

Основные устройства компьютера.

13.11.15


20

Дополнительные устройства компьютера.

17.11.15


21

Назначение устройств компьютера. Работа на интерактивной доске

20.11.15


22

Виды компьютеров.(планшетный, настольный)

24.11.15


23

Персональный компьютер. Запуск программ.

27.11.15


24

Включение, выключение и перезагрузка компьютера.

01.12.15


25

Работа с диалоговыми окнами и меню.

04.12.15


26

Область уведомлений.

08.12.15


27

Панель быстрого запуска

11.12.15


28

Программное обеспечение компьютера.

15.12.15


29

Системное программное обеспечение.

18.12.15


30

Программы которых мы не видим. Драйвера.

22.12.15


31

Что такое программирование.

25.12.15


32

Системы программирования и прикладное программное обеспечение

12.01.16


33

Что такое файл. Типы файлов - типы значков.

15.01.16


34

Выход из папки, возврат, быстрый переход.

19.01.16


35

Файлы и файловые структуры

22.01.16


36

Зачем и как копировать файлы. Перемещение файлов.

26.01.16


37

Отмена команды. Замена файлов при копировании и перемещении.

29.01.16


38

Что такое интерфейс. Пользовательский интерфейс

02.02.16


39

Правила работы за компьютером

10.02.16


40

Наш помощник - клавиатура. Назначение основных клавиш. Программа «Клавиатурный тренажёр»

12.02.16


41

Управляем мышью. Программно - методический комплекс «Мир информатики»

16.02.16


42

Знакомимся с операционной системой

19.02.16


43

Рабочий стол в реальном и виртуальном мире.

26.02.16


44

Понятия: файл, папка, окно, ярлык

01.03.16



Учимся рисовать


45

Формирование изображения на экране компьютера

04.03.16


46

Компьютерная графика

11.03.16


47

Создание графических изображений

15.03.16


48

Графический редактор Paint

01.04.16


49

Графический редактор Paint. Назначение, возможности.

05.04.16


50

Графический редактор Paint. Панель опций, панель инструментов

08.04.16


51

Разработка и редактирование изображения.

12.04.16


52

Программно-методический комплекс «Мир информатики»

15.04.16


53

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка графической информации».

19.04.16



Создаем текст


54

Текстовые документы и технологии их создания

22.04.16


55

Создание текстовых документов на компьютере

26.04.16


56

Форматирование текста в текстовых документов

29.04.16


57

Знакомство с программой WORD

06.05.16


58

Ввод числовой и текстовой информации.

10.05.16


59

Визуализация информации в текстовых документах

13.05.16


60

Вставка рисунков в текст.

17.05.16


61

Форматирование по стилям (шрифты, цвета)

20.05.16


62

Набор и редактирование текста.

24.05.16


63

Использование фигурного текста

27.05.16


64

Вставка рисунков в текст

31.05.16


65

Оформление текста-объявления, текста поздравительной открытки.

03.05.16


66

Электронный документ и файл. Поиск документа

20.05.16


67

Компьютерные презентации. Создание презентации.

24.05.16


68

Обобщение и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации».

27.05.16


69

Корзина и работа с ней. Работа с zip-архивами

31.05.16


70

Создание и свойства ярлыка. Свойства папок

03.05.16









МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ «ИНФОРМАТИКА» В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Материально-техническое обеспечение информационной образовательной среды для реализации обучения информатике и активного использования полученных знаний и приобретенных навыков при изучении других дисциплин - это базовая модель

электронно-программного обеспечения:

компьютерный класс (сеть, сервер);

  • презентационное оборудование;


  • выход в Интернет (выход в открытое информационное пространство сети интернет - только для учителя начальной школы, для учащихся - все приготовлено учителем («давайте познакомимся …»);


  • ресурс к УМК на сайте Единой коллекции ЦОР school-collection.edu.ru;


  • сетевой набор ЦОР в составе УМК для поддержки работы учащихся при обучении информатике на компакт-дисках;

  • цифровые зоны: компьютерной графики (граф - планшеты на каждом рабочем месте, цифровой фотоаппарат на класс), коммуникационная (веб-камера, доступ через скайп), алгоритмическая (решение логических задач, компьютерное моделирование в учебных средах на сайте Единой коллекции ЦОР school-collection.edu.ru), клавиатурного письма.

© 2010-2022