Статья: Межпредметная интеграция как фактор формирования у учащихся целостной картины мира

Данная статья подготовлена в рамках участия в VI научно-практической конференции с международным участием "Актуальные проблемы науки и образования: теория и практика" проводимой на базе Муниципального института г. Жуковского Московской области. Основными задачами современной школы являются подготовка обучающегося к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить всё это в себя.     ...
Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10

с углубленным изучением отдельных предметов




Компитенция учителя при формировании

у учащихся целостной картины мира





Выполнита: Ягудина Ольга Станиславовна

учитель информатики









Жуковский, 2015


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………3

Межпредметная интеграция - необходимое условие

современного образования………………….…………………6

Психологические основы интеграции………………………...8

.

Интеграция как цель и средство обучения……………………10

Особенности организации образовательного процесса

на интегрированной основе……..………………..………….12

Критерии анализа интегрированного урока…………………14

Заключение………………...…………………………….............16

Список литературы…………………………..…………………18

Приложение……………………………………………….........19










Введение


Основными задачами современной школы являются подготовка обучающегося к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить всё это в себя.

Ликвидировать эти недостатки, дополнить, расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность помогают межпредметные и интегрированные связи.

Межпредметные связи - это педагогическая категория для обозначения синтематизирующих, интегративных отношений между объектами, явлениями и процессами реальной действительности, нашедших свое отражение в содержании, формах и методах учебно-воспитательного процесса и выполняющих образовательную, развивающую и воспитывающую функции в их ограниченном единстве.

Использование межпредметных связей на уроках информитики позволяет сформировать у учащихся компитенцию переносить знания, умения и навыки с одного учебного предмета на другой.

Но только интегрированный подход позволяет использовать силу эмоционального воздействия на школьника, органично соединить логические и эмоциональные начала, построить систему научного и эстетического просвещения на широком привлечении воспитательного потенциала урока, на всестороннем развитии субъекта образовательного процесса - ученика. Интеграция представляет собой процесс непрерывного взаимодействия субъективного и объективного, внутреннего и внешнего, образного и понятийного, интеллектуального и эмоционального, рационального и интуитивного, аналитического и синтетического, то есть гармонизации научного и художественного способов познания мира в образовательном процессе.

Именно межпредметные и интегрированные связи в обучении помогают учителю сформировать у учащихся целлостную картину мира.






  1. Различные подходы к определению понятий интеграции и межпредметных связей

Психологические основы межпредметных связей были за­ложены учением академика И. П. Павлова о динамическом стереотипе и временной связи. Анализируя рефлекторную дея­тельность мозга, И. П. Павлов разработал учение о специфической для человека второй сигнальной системе - основе мыш­ления и речи. Физиологическим механизмом усвоения знаний И. П. Павлов считал образование в коре головного мозга слож­ных систем временных связей, которые он отождествлял с тем, что в психологии получило название связи процессов, возникающих в результате воздействия на мозг пред­метов и явлений действительности.

В кратком словаре дается следующее определение понятия «интеграция». Интеграция - это взаимосвязанность, системное соединение в единое целое и соответственно процесс установления таких связей, сближение, объединение[4].

В исследованиях ряда ученых разработаны отдельные аспекты проблемы и теории становления интегрированного подхода в образовании (М.Н. Берулава, Е.И. Бражник, Б.Н. Воронин, А.И. Еремин, А.Я. Данилюк, С.И. Жарков, Л.П. Ильенко, В.Н. Куровский, А.Н. Непомнящий, А.В. Трумин и др.).

Весомый вклад в построение системы управления межпредметными связями внесли И.М. Сеченов, В. Усанов, Ф.Ф. Харисов и др.

Большинство авторов (И.А. Акчурин, Б.М. Кедров, С.Н. Смирнов, П.Н. Федосеев и др.) считают, что интеграция научных дисциплин представляет собой качественно новый тип взаимодействия, характерный именно для современных условий развития науки.

М.Н. Берулава, обобщая различные подходы к определению понятия «интеграция», сделал вывод, что интеграция - «это процесс взаимодействия на единой мировоззренческой и логико-методологической основе структурных элементов тех или иных наук, сопровождающийся ростом их унификации и комплексности» [5].

2. Педагогические идеи в процессе интегрирования

Фактически в процессе интегрирования стираются границы между обучением и воспитанием, развиваются способности каждого ребёнка, учитель практически и целенаправленно реализует следующие педагогические идеи:

1.демократизация и гуманизация образовательного процесса, его направленность не только на усвоение суммы знаний, но и на развитие творческих способностей личности, на формирование высоких духовно-нравственных ценностей и активной личностной позиции;

2. обеспечение непрерывности и преемственности образовательно-воспитательного процесса на всех ступенях развития;

3. создание равных условий для раскрытия и совершенствования природного интеллектуального и художественно-эстетического потенциала каждого ребёнка;

Наряду с интеллектуальными задачами урока при использовании межпредметной интеграции можно решать более сложные задачи:

1. формировать представление о гармоническом единстве мира и месте человека в нём;

2. формировать нравственные качества, нравственно-эстетическую оценку предметов и явлений, воспитывать внимательное и участливое отношение к окружающему;

3. развивать созидательные возможности личности, её общий творческий потенциал.

Основными дидактико-психологическими принципами становятся:

1. личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип целостного развития, принцип психологической готовности);

2. культурологические принципы (принцип образа мира, принцип целостности содержания образования, принцип смыслового отношения к миру).

Наше общество находится в постоянном развитии, следовательно, через систему образования выдвигает и реализует новые требования.

Важнейшим требованием к отбору содержания обра­зования становится интеграция.

Проблема изучения и практического применения интегра­ции в процессе обучения школьников 5 класса в общей системе дидактики и методики предполагают осмысление её функций в свете общего развития ребёнка, формирова­ние всесторонне развитой личности, что является актуальным на современном этапе развития общества.


Межпредметная интеграция - необходимое условие современного образования

Интеградьные связи дают возожность создать эмоциональное поле при изучении отдельных тем на уроках информатики.

Интеградьные связи позволяют выйти на практику учителю

Часто ученики учительне умеют применять

Не развиваем компитенции в учебной деятельности

Целостная картина мира через межпредметные связи.

Сравнить МС и ИС

А современном уровне узкоМС, сейчас ИС

В 21 веке становится очевидным, что главная ценность личности - это способность к развитию, наличие познавательного потенциала. Потребность познавать - главная составляющая духовности человека наряду с потребностью творить добро и сострадать. «Человек разумный - и только он в состоянии оптимально определить будущее человечества, а не предопределить его гибель своей деятельностью» (В.Вернадский). Процесс познания бесконечен, а «современные достижения» науки - это лишь достижения конкретного отрезка времени, имеющие продолжение в будущем.

Излишняя категоричность учебников порою гасит познавательный интерес ребёнка, создавая впечатление, что открытия уже невозможны. Бурное развитие принципов и методов обучения, модернизация программ и учебников, появление новых типов образовательных учреждений не избавило современную школу от преобладания информативности над развитием. Развивающее обучение предполагает критический взгляд на добываемые знания, их личностную оценку, а также воображение как следствие суждений о знаниях и их оценки. Без развития воображения всякие разговоры о творчестве несостоятельны. Принципы развивающего обучения приводят к вопросу об их реализации в ежедневной школьной практике. Практика уже ответила на этот вопрос, обратившись к интегрированию.

Другая сторона вопроса заключается в том, что принятие Базисного плана жёстко ограничило максимально допустимую нагрузку учащегося, став тем самым на защиту его физического и психического здоровья, тем временем объём требуемых знаний, умений и навыков растёт. Углубляется несоответствие объёмов знаний количеству времени, предусмотренного для их усвоения. Оптимально решить данную проблему позволяет использование межпредметной интеграции.

Таким образом, межпредметная интеграция сегодня - важнейший фактор развития образования, многообразна практика её применения, все реально существующие варианты трудно охватить.




Психологические и философские основы межпредметной интеграции


Научные основы данной педагогической технологии берут начало в трудах И.П.Павлова и И.М.Сеченова. Далее учёные-психологи, проанализировав особенности мышления и памяти, пришли к выводу, что обучение должно быть построено так, чтобы формировать у учащихся способность воспроизводить ранее усвоенные знания для лучшего запоминания нового материала. Предметы или явления, взаимосвязанные в природе, связываются и в памяти человека. Межпредметные связи дают возможность взглянуть на предмет с разных сторон и прочнее запомнить на основе межсистемных ассоциаций весь предмет или явление действительности.

Важнейшими характеристиками запоминания являются приёмы смысловой группировки учебного материала и выделение смысловых опорных пунктов, смыслового соотношения того, что усваивается в связи с чем-либо уже известным. Следовательно, овладение приёмом переноса знаний одного предмета при усвоении другого вносит в аналитико-синтетическую деятельность учащихся большую целенаправленность, повышает эффективность самостоятельных методов работы, обеспечивает лучшую организацию мыслительной деятельности и, наконец, вырабатывает логическую последовательность в решении как общих, так и частных задач.

Объективной основой интеграции научного знания является единство картины мира. Кроме того, наблюдается общность методов исследования, применяемых в сфере получения знаний. Философской основой межпредметной интеграции является принцип системности. Традиция системно-целостного рассмотрения процесса обучения разработана в 60-70-е годы Ю.К.Бабанским, А.М.Даниловым и др., и понимание личности как продукта целостного педагогического процесса вошло в педагогику.






Интеграция как цель и средство обучения

Интегрирование (от лат.) - восстановление; состояние связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы в одно целое, а также процесс, ведущий к этому. Исследователи трактуют интеграцию обучения по-разному. Ю.М.Колягин, например, считает, что применительно к системе обучения понятие «интеграция» принимает два значения: как цель и как средство обучения.

Интеграция как цель обучения должна дать ученику те знания, которые отражают связанность частей мира как системы, призвана научить ребёнка с первых шагов обучения представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны. Интеграция как средство обучения направлена на развитие эрудиции обучающегося, на обновление существующей узкой специализации в обучении. В то же время интеграция не должна заменить обучение классическим учебным предметам, она должна лишь соединить получаемые знания в единую систему.

Сложность проблемы заключается в том, как динамически развивать интеграцию от начала к концу обучения. Если в начале целесообразно усвоить «немного обо всём», затем - синтез разрозненных знаний и умений, то к концу обучения необходимо знать «всё о немногом», то есть это узкая специализация, но на новом интегративном уровне.

Анализируя литературу по данной проблеме, можно сформулировать следующее определение интеграции: интеграция - это естественная взаимосвязь наук, учебных дисциплин, разделов и тем учебных предметов на основе ведущей идеи и ведущих положений с глубоким, последовательным, многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений. Следовательно, необходимо не соединять разные уроки, а восполнять материал одного предмета материалом другого, объединяя отобранные части в единое целое. Причём, при любых комбинациях материала, идея предмета, которой посвящён урок, должна оставаться ведущей, основной.





Особенности организации образовательного

процесса на интегрированной основе


Интегрирование на межпредметной основе в средней школе предполагает адекватность действий учителя (обучающая) и действий учеников ( учебно-познаватель­ная). Обе деятельности имеют общую структуру: цели, мотивы, содержание, средства, результат, контроль. По содержанию деятельности учителя и обучающихся имеют различия.

1.На целевом этапе - учитель ставит межпредмет­ную цель обучающиеся под руководством учи­теля должны осознать межпредметную сущность, осуществить отбор необходимых знаний из различных предметов, на­править внимание, мысль не только на усвоение обобщенных знаний, но и на развитие умений и синтеза, качеств личности, способностей и инте­ресов.

2.На мотивационном этапе учитель стимулирует обу­чающихся к мировоззренческим знаниям, к обобщению понятий из различных предметов. Обу­чающиеся мобилизируют волевые усилия, направ­ляя их на познавательный интерес к обобщенным знаниям.

3.На этапе содержательной стороны деятельности учитель вводит новый учебный материал, одно­временно привлекая опорные знания из других предметов. Обучающиеся усваивают общепред­метные понятия, проблемы на уровне обобщенных знаний.

4.На этапе выбора средств учитель определяет на­глядные пособия, учебники, таблицы, схемы, во­просники, задания. Обучающиеся выполняют дей­ствия переноса, синтеза, обобщения при решении интегрированных задач с помощью наглядности.

5.Следующий этап - результативный. Учитель при­меняет педагогические умения.

Обучающиеся, используя системность знаний, уме­ние обобщать, применяют это на практике.

6. На этапе контроля учитель - осуществляет взаи­мооценку, взаимоконтроль подготовленности обу­чающихся, оценивает качество усвоения. Обучаю­щиеся проявляют самооценку знаний и самокон­троль.

Критерии анализа интегрированного урока

1. Объект интеграции (культура, наука, природа, краеведение, человек, технология и др.)

2. Содержание и компоненты интеграции. Какие учебные дисциплины в неё входят? Каково сочета­ние старых, классических, и новых, основных и до­полнительных, дисциплин в процессе интеграции?

3. Направление и объём интегрированных предме­тов, в чём он выражается:

в создании нового учебного предмета; в создании цикла (блока) периодически повторяемых уроков; создании единичных интегрированных уроков?

4. Уровень ( стадия ) интеграции содержания в курсе или уроке: органически единая, целостная но­вая структура; параллельное существование в одном уроке или программе различных пластов материала; стадия перехода от параллельного соединения мате­риала к целостной новой структуре?

5. Тема интегрированного урока, проблема, цель. Уровень новизны. Достигнута ли систематизация зна­ний обучающихся, формирование целостного взгляда на предмет?

6. Деятельность учителя и учащихся по подготовке к интегрированному уроку. Спонтанно ли осуществляется этот урок или является результатом тщательной подготовки ученика и учи­теля? Какую самостоятельную работу ученики должны были выполнять до урока; её цель, объём, характер? Облегчают ли уроки условия обучения или они затрудняют их жизнь?

7. Формы проведения интегрированного урока, виды деятельности учителя и учеников. Разумно ли они сочетаются, ведут ли к по­ставленной цели?

8. Результаты деятельности обучающихся на ин­тегрированном уроке. Создалось ли единое ( ин­тегрированное ) представление о проблеме; ши­рота их кругозора; культура суждений, их аргу­ментация; степень убежденности в итогах обсуж­дения проблемы; культура речи; эмоциональная вовлеченность в проблему.












Заключение

Учитывая выше изложенное, можно сделать вывод что, отличительной особенностью современной педагогики является превращение интеграции в ве­дущую закономерность.

Базисный учебный план предусматривает новое дидактическое понятие - «образовательная об­ласть». Образовательная область - это общность не­скольких учебных предметов, практиковавшихся ра­нее независимо друг от друга. Таким образом, инте­грация становится одним из важнейших и первосте­пеннейших методических направлений в процессе модернизации начального образования.

В настоящее время накоплен интересный опыт по реализации на практике идей интеграции в начальной школе.

Например, разработана программа четырёх­летней начальной школы под руководством профес­сора Натальи Фёдоровны Виноградовой «Начальная школа 21века». В проекте «Начальная школа 21 века» интеграция является его существенной характеристикой, то есть её применение связано с существенными особенностями концептуальных и методических подходов. В эту зону попадают и связи разных образовательных областей, изучаемых ребёнком, например естествознания и обществознания, истории и географии и др. Эта по­зиция стала основной разработкой интегрированного курса «Окружающий мир», интегрированного пред­мета «Грамота», «Чтение и письмо». Интеграция обеспечивает возможность установления связи между полученными знаниями об окружающем мире и кон­кретной практической деятельность обучающегося.

Заслуживает внимания интегрированный эсте­тический курс для начальной школы автора Ильенко Людмилы Петровны. Она разработала и предлагает те­матическое планирование эстетического курса, который интегрирует литературное чтение, изобразительное ис­кусство и музыку, составлено для обучающихся 1 -4 классов из расчета 4-х часов в неделю. Конструирую­щим, стержневым предметом в предлагаемом курсе яв­ляется литературное чтение, учебный материал кото­рого взаимопереплетается на каждом этапе урока с изо­бразительным искусством и музыкой, усиливая реали­зацию дидактической цели: образовательной, разви­вающей, воспитывающей.

В настоящее время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги начальных классов не должны с опаской относиться к интегрированным урокам, они должны осваивать, владеть и использовать на практике методику проведения таких уроков. Бес­спорно, такие уроки имеют определённые преимуще­ства, развивают целостную картину мира младших школьников и способствуют повышению профессио­нального мастерства учителя.



Список литературы


  1. Ильенко Л.П. Опыт интегрированного обучения в начальных классах [Текст]: Л.П. Ильенко // Начальная школа. - 1998. - № 9.


  1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ интегрированного урока [Текст]: практическое пособие / под ред. С.В.Кульневич. - Р., 2003.


  1. Светловская Н.С. Об интеграции как методическом явлении и её возможностях в обучении [Текст]: Н.С. Светловская // Начальная школа. - 1999. - № 5.


  1. Спиркин А.Т. Словарь иностранных слов. - М., 1987. - Изд.: 14.


  1. Балл Г.А. Теория учебных задач. М.: Педагогика, 1990.


  1. 5rik.ru/better/article-189899.htm


Статья: Межпредметная интеграция как фактор формирования у учащихся целостной картины мира

© 2010-2022