- Преподавателю
- Информатика
- Рабочая программа по дисциплине Основы информационной безопасности для специальности Радиосвязь, радиовещание и телевидение
Рабочая программа по дисциплине Основы информационной безопасности для специальности Радиосвязь, радиовещание и телевидение
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Кукшева Б.А. |
Дата | 11.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Департамент образования города Москвы
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
города Москвы
«Московский государственный образовательный комплекс»
(ГБПОУ МГОК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
ОП 18 «Основы информационной безопасности»
специальности 210721 Радиосвязь, радиовещание и телевидение
Москва
2015 год
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года по специальности среднего профессионального образования 210721 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение», базовый уровень подготовки.
Разработчик: преподаватель ГБПОУ МГОК Кукшева Б.А.
Ф.И.О.
РАССМОТРЕНО на заседании кафедры Информационных технологий Протокол № От 2015г. Заведующий кафедрой Информационных технологий (название кафедры) Никифорова М.А. (ФИО) (подпись)
| Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования ОДОБРЕНО УМО Протокол № От 2015г. Председатель УМО Белевцова В.О. (подпись)
|
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
-
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины…………………………………………………..
5
-
Структура и содержание учебной дисциплины..
8
-
Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины……………………………………..
13
-
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……………………………………..
15
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
1. 1 Область применения программы
Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 210721 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение», входящей в укрупненную группу специальностей 210000 Электронная техника, радиотехника и связь, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации от 06 апреля 2010 г. №284.
1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Дисциплина «Основы информационной безопасности» входит в ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины.
Изучение дисциплины «Основы информационной безопасности» базируется на следующих дисциплинах: «Математика», «Компьютерное моделирование», «Информатика», «Основы телекоммуникаций», «Виды информации и способы ее предоставления в ЭВМ».
1.3 Цели и задачи дисциплины - требовании к результатам освоения дисциплины:
Учебная дисциплина «Основы информационной безопасности» обеспечивает приобретение знаний и умений в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, содействует формированию мировоззрения и системного мышления.
Основной целью дисциплины «Основы информационной безопасности» является развитие творческих подходов при решении сложных научно-технических задач, связанных с обеспечением информационной безопасности личности, общества и государства и информационной инфраструктуры общества и государства.
Задачи дисциплины «Основы информационной безопасности»:
дать основы по вопросам:
-
обеспечения информационной безопасности государства;
-
методологии создания систем защиты информации;
-
процесса сбора, передачи, накопления и обработки информации;
-
методов и средств ведения информационных войн;
-
оценки защищенности и обеспечения информационной безопасности объектов информатизации.
1.4 Требования к результатам освоения дисциплины
Изучение дисциплины «Основы информационной безопасности» обеспечивает овладение следующими компетенциями:
общие компетентности (ОК):
-
OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
-
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
-
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
-
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
-
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
профессиональными (ПК):
-
ПК 3.1. Использовать программно-аппаратные средства защиты информации в системах радиосвязи и вещания.
-
ПК 3.2. Применять системы анализа защищенности для обнаружения уязвимостей в сетевой инфраструктуре, давать рекомендации по их устранению.
-
ПК 3.3. Обеспечивать безопасное администрирование сетей вещания.
В результате изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» студенты должны:
знать:
-
сущность и понятие информационной безопасности, характеристику ее составляющих;
-
основные угрозы безопасности информации;
-
место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны;
-
источники угроз информационной безопасности и меры по их предотвращению;
-
жизненные циклы конфиденциальной информации в процессе ее создания, обработки, передачи; современные средства и способы обеспечения информационной безопасности;
уметь:
-
классифицировать защищаемую информацию по видам тайны и степеням конфиденциальности;
-
применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
-
классифицировать основные угрозы безопасности информации;
1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины:
Часы на изучение дисциплины полностью выделены из вариативной части ОПОП.
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часов.
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка
72
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
В том числе:
Лабораторные занятия
Практические занятия
26
Контрольные работы
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
24
Итоговая аттестация в форме зачета в 5 семестре.
2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины
« Основы информационной безопасности»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,
самостоятельная работа обучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Общие проблемы безопасности. РОль и место информационной безопасности
24
Тема 1.1. Национальные интересы и безопасность.
Содержание учебного материала:
2
Общие проблемы безопасности. Предмет и структура национальной безопасности, ее составляющие и история вопроса.
2
2
Самостоятельная работа
2
Написание реферата по теме «История становления национальной безопасности страны».
2
Тема 1.2. Информационная безопасность и защита информации.
Содержание учебного материала:
2
Сущность и понятие информационной безопасности, характеристика ее составляющих (доступность, целость и конфиденциальность). Место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны. Защита информации, основные предметные направления защиты информации. Классификация основных угроз информационной безопасности. Источники угроз информационной безопасности и меры по их предотвращению.
2
2
Практические работы
4
Практическая работа № 1. Комплексная защита информации.
2
Практическая работа № 2. Этапы реализации защитных мероприятий по обеспечению безопасности информационных систем.
2
Самостоятельная работа
2
Составление блок-схемы «Классификация защищаемой информации по видам тайн».
1
Написание реферата на тему «Информационная война».
1
Тема 1.3. Нормативно-правовые основы информационной безопасности РФ.
Содержание учебного материала:
2
Правовые основы информационной безопасности общества. Основные положения важнейших законодательных актов РФ в области информационной безопасности и защиты информации. Ответственность за нарушения в сфере информационной безопасности. Ответственность за нарушение законодательства в информационной сфере.
2
3
Практические работы
6
Практическая работа № 3. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности.
2
Практическая работа № 4. Информация как объект юридической защиты. Основные принципы засекречивания информации.
2
Практическая работа № 5. Государственная система правового обеспечения защиты информации в РФ.
2
Самостоятельная работа
4
Создание буклета на тему «Документы, регламентируемые деятельность в области защиты информации».
2
Составление сравнительной таблицы «Отечественные и зарубежные стандарты в области информационной безопасности».
2
Раздел 2. Методы и средства защиты информации
16
Тема 2.1. Методы и средства защиты информации.
Содержание учебного материала:
2
Функции непосредственной защиты информации. Механизмы защиты, управление механизмами защиты. Методы защиты информации от преднамеренного доступа, методы защиты информации в вычислительных системах. Методы идентификации и установления подлинности субъектов и различных объектов. Технические, программные и организационно-правовые средства защиты информации. Современные средства и способы обеспечения информационной безопасности.
2
3
Практические работы
4
Практическая работа № 6. Функции защиты.
2
Практическая работа № 7. Состояния и функции системы защиты информации.
2
Самостоятельная работа
4
Создание электронной презентации на тему «Программы для раскрытия пароля».
2
Написание реферата «Образцы технических средств обеспечения информационной и общей безопасности».
2
Тема 2.2. Защита информации в сетях ЭВМ.
Содержание учебного материала:
4
Услуги механизмов защиты. Методы цифровой подписи данных, передаваемых в сети. Межсетевые экраны, прокси-серверы. Примеры систем активного аудита.
2
3
Общие проблемы безопасности. Роль и место информационной безопасности. Информационная безопасность Российской Федерации.
2
3
Самостоятельная работа
2
Создание электронной презентации на тему «Топологии сетей».
1
Создание плаката по теме «Методы защиты информации в сетях ЭВМ».
1
раздел 3. Криптографические методы защиты информации
16
Тема 3.1. История криптографии. Основные термины и определения.
Содержание учебного материала:
2
История криптографии. Наивная криптография, формальная криптография и математическая криптография. Алфавит, алгоритм криптографическое преобразование, шифрование, дешифрование, ключ, кодирование, вскрытие шифра. Требования, предъявляемые к криптосистемам. Классификация криптосистем.
2
2
Самостоятельная работа
2
Написание реферата по теме «История криптографии».
1
Составление блок-схемы «Классы шифров».
1
Тема 3.2. Шифры замены и перестановки.
Содержание учебного материала:
4
Классификация шифров. Модели шифров. Основы шифрования с помощью перестановки. Шифры одинарной и множественной перестановки. Элементы криптоанализа шифров перестановки.
2
3
Шифры простой замены и их анализ. Многоалфавитные шифры замены. Блочные шифры простой замены и особенности их анализа, криптоанализ шифра Вижинера.
2
3
Практические работы
6
Практическая работа № 8. Шифрование и дешифрование информации с использованием шифров перестановки и простой замены.
2
Практическая работа № 9. Шифрование и дешифрование информации с использованием схемы Вижинера.
2
Практическая работа № 10. Шифрование и дешифрование с помощью аналитических преобразований.
2
Самостоятельная работа
2
Составление конспекта по теме «Шифр Цезаря: история возникновения, алгоритм шифрования и дешифрования информации».
1
Составление электронной презентации «Биография Блеза де Вижинера».
1
Раздел 4. компьютерные вирусы и антивирусные программы
14
Тема 4.1. Компьютерный вирус. Методы защиты. Антивирусы.
Содержание учебного материала:
2
Компьютерный вирус. Алгоритмы вирусов. Признаки появления вируса. Антивирусные программы. Классы антивирусных программ. Программа-полифаг Aidstest. Антивирус Касперского. Антивирус-ревизор диска ADinf для Windows. Антивирусная программа Dr. Web. Symantec AntiVirus.
2
2
Практические работы
6
Практическая работа № 11. Классификация компьютерных вирусов.
2
Практическая работа № 12. Классификация антивирусных программ.
2
Практическая работа № 13. Работа с антивирусной программой.
2
Самостоятельная работа
6
Создание электронной презентации «История возникновения компьютерных вирусов».
2
Составление конспекта по теме «Признаки заражения компьютера».
1
Составление блок-схемы «Классификация вредоносных программ».
1
Составление блок-схемы «Классификация антивирусных программ».
1
Составление конспекта по теме «Основные принципы работы антивирусной программы NOD 32».
1
Раздел 5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
2
Тема 5.1. Перспективы развития информационной безопасности.
Содержание учебного материала:
2
Изученный материал дисциплины.
2
3
Зачет
ВСЕГО
72
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Материально-техническое обеспечение
Реализация программы дисциплины осуществляется в лаборатории информационной безопасности.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
-
компьютерные рабочие места по количеству обучающихся с базовой комплектацией, объединенные в единую сеть с выходом в Интернет;
-
компьютерное рабочее место преподавателя;
-
мультимедиапроектор;
-
принтер лазерный (сетевой);
-
сканер;
-
наушники;
-
интерактивная доска;
-
web-камеры.
3.2 Информационное обеспечение обучения. учебные издания, интернет-ресурсы, дополнительная литература
Основная литература:
-
Информационная безопасность: учебное пособие. Т.Л. Партыка, И.И. Попов. М.: Форум, 2011. - 432 с.: ил.
-
Крат Ю.Г. Основы информационной безопасности : учеб. пособие Ю.Г. Крат, И.Г. Шрамкова. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2014. -/112 с.: ил.
-
Информационная безопасность: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.П. Мельников, С.А. Клейменов, А.М. Петраков; под ред. С.А. Клейменова. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 336 с.
-
Алфёров А.П., Зубов А.Ю., Кузьмин А.С., Черёмушкин А.В. Основы криптографии. Второе издание. - М.: Гелиос АРВ, 2011.
Дополнительная литература:
-
КонсультантПлюс учимся на примерах. Учебно-методическое пособие для студентов ВУЗов. В.Л.Камынин, Н.Б. Ничепорук, С.Л.Зубарев, М.П. Пшеничнов. М.: ООО «Консультант: АСУ», 2012. - 2012. - 144 с.: ил.
-
Семенов А. Б. Администрирование структурированных кабельных систем / А.Б. Семенов. НОУДПО «Институт АйТи» - М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2012. - 192 с.: ил.
-
Самарский П.А. Основы структурированных кабельных систем / Самарский П.А. - М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2015. - 216 + 12 с.: ил.
Интернет-ресурсы:
-
scrf.gov.ru
-
intuit.ru
-
edugalaxy.intel.ru/
-
ru.wikipedia.org
Программное обеспечение:
-
Операционная система Windows ХР.
-
Офисные программы Microsoft 2007: Word, Excel, PowerPoint.
-
Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проверки выполнения практических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и письменной внеаудиторной самостоятельной работы.
По итогам изучения курса предусмотрен зачет.
Для получения допуска к зачету требуется: посещение занятий, выполнение практических работ и предложенных самостоятельных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Коды формируемых профессиональных и общих компетенций
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
-
сущность и понятие информационной безопасности, характеристику ее составляющих;
-
основные угрозы безопасности информации;
-
место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны;
-
источники угроз информационной безопасности и меры по их предотвращению;
-
жизненные циклы конфиденциальной информации в процессе ее создания, обработки, передачи; современные средства и способы обеспечения информационной безопасности.
-
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
-
классифицировать защищаемую информацию по видам тайны и степеням конфиденциальности;
-
применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
-
-
классифицировать основные угрозы безопасности информации.
-
ОК 1-5
ОК 8-10
ПК 3.1
ПК 3.2
ПК 3.3
-
ситуационные задачи,
-
тестирование,
-
практические работы,
-
самостоятельная работа.