• Преподавателю
  • Информатика
  • Рабочая программа по дисциплине Основы информационной безопасности для специальности Радиосвязь, радиовещание и телевидение

Рабочая программа по дисциплине Основы информационной безопасности для специальности Радиосвязь, радиовещание и телевидение

Раздел Информатика
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Рабочая программа по дисциплине Основы информационной безопасности для специальности Радиосвязь, радиовещание и телевидениеРабочая программа по дисциплине Основы информационной безопасности для специальности Радиосвязь, радиовещание и телевидениеРабочая программа по дисциплине Основы информационной безопасности для специальности Радиосвязь, радиовещание и телевидениеРабочая программа по дисциплине Основы информационной безопасности для специальности Радиосвязь, радиовещание и телевидениеРабочая программа по дисциплине Основы информационной безопасности для специальности Радиосвязь, радиовещание и телевидениеРабочая программа по дисциплине Основы информационной безопасности для специальности Радиосвязь, радиовещание и телевидениеРабочая программа по дисциплине Основы информационной безопасности для специальности Радиосвязь, радиовещание и телевидениеРабочая программа по дисциплине Основы информационной безопасности для специальности Радиосвязь, радиовещание и телевидениеДепартамент образования города Москвы

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

города Москвы

«Московский государственный образовательный комплекс»

(ГБПОУ МГОК)











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины


ОП 18 «Основы информационной безопасности»


специальности 210721 Радиосвязь, радиовещание и телевидение

























Москва

2015 год

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта 2010 года по специальности среднего профессионального образования 210721 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение», базовый уровень подготовки.



Разработчик: преподаватель ГБПОУ МГОК Кукшева Б.А.

Ф.И.О.





РАССМОТРЕНО

на заседании кафедры

Информационных технологий

Протокол №

От 2015г.

Заведующий кафедрой

Информационных технологий

(название кафедры)

Никифорова М.А.

(ФИО)

(подпись)


Составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальностям среднего профессионального образования

ОДОБРЕНО УМО

Протокол №

От 2015г.

Председатель УМО

Белевцова В.О.

(подпись)







СОДЕРЖАНИЕ


стр.


  1. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины…………………………………………………..

5

  1. Структура и содержание учебной дисциплины..


8

  1. Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины……………………………………..


13

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины……………………………………..

15





  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

1. 1 Область применения программы

Рабочая программа общепрофессиональной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее - ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее - СПО) 210721 «Радиосвязь, радиовещание и телевидение», входящей в укрупненную группу специальностей 210000 Электронная техника, радиотехника и связь, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации от 06 апреля 2010 г. №284.

1.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы

Дисциплина «Основы информационной безопасности» входит в ОП.00 Общепрофессиональные дисциплины.

Изучение дисциплины «Основы информационной безопасности» базируется на следующих дисциплинах: «Математика», «Компьютерное моделирование», «Информатика», «Основы телекоммуникаций», «Виды информации и способы ее предоставления в ЭВМ».

1.3 Цели и задачи дисциплины - требовании к результатам освоения дисциплины:

Учебная дисциплина «Основы информационной безопасности» обеспечивает приобретение знаний и умений в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, содействует формированию мировоззрения и системного мышления.

Основной целью дисциплины «Основы информационной безопасности» является развитие творческих подходов при решении сложных научно-технических задач, связанных с обеспечением информационной безопасности личности, общества и государства и информационной инфраструктуры общества и государства.

Задачи дисциплины «Основы информационной безопасности»:

дать основы по вопросам:

  • обеспечения информационной безопасности государства;

  • методологии создания систем защиты информации;

  • процесса сбора, передачи, накопления и обработки информации;

  • методов и средств ведения информационных войн;

  • оценки защищенности и обеспечения информационной безопасности объектов информатизации.

1.4 Требования к результатам освоения дисциплины

Изучение дисциплины «Основы информационной безопасности» обеспечивает овладение следующими компетенциями:

общие компетентности (ОК):

  • OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

  • ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

  • ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

  • ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

  • ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

  • ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

  • ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

  • ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

профессиональными (ПК):

  • ПК 3.1. Использовать программно-аппаратные средства защиты информации в системах радиосвязи и вещания.

  • ПК 3.2. Применять системы анализа защищенности для обнаружения уязвимостей в сетевой инфраструктуре, давать рекомендации по их устранению.

  • ПК 3.3. Обеспечивать безопасное администрирование сетей вещания.

В результате изучения дисциплины «Основы информационной безопасности» студенты должны:

знать:

  • сущность и понятие информационной безопасности, характеристику ее составляющих;

  • основные угрозы безопасности информации;

  • место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны;

  • источники угроз информационной безопасности и меры по их предотвращению;

  • жизненные циклы конфиденциальной информации в процессе ее создания, обработки, передачи; современные средства и способы обеспечения информационной безопасности;

уметь:

  • классифицировать защищаемую информацию по видам тайны и степеням конфиденциальности;

  • применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;

  • классифицировать основные угрозы безопасности информации;

1.5 Количество часов на освоение программы дисциплины:

Часы на изучение дисциплины полностью выделены из вариативной части ОПОП.

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часов.



  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

В том числе:


Лабораторные занятия


Практические занятия

26

Контрольные работы


Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

Итоговая аттестация в форме зачета в 5 семестре.





2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

« Основы информационной безопасности»

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы,

самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Общие проблемы безопасности. РОль и место информационной безопасности

24


Тема 1.1. Национальные интересы и безопасность.

Содержание учебного материала:

2

Общие проблемы безопасности. Предмет и структура национальной безопасности, ее составляющие и история вопроса.

2

2

Самостоятельная работа

2


Написание реферата по теме «История становления национальной безопасности страны».

2

Тема 1.2. Информационная безопасность и защита информации.

Содержание учебного материала:

2

Сущность и понятие информационной безопасности, характеристика ее составляющих (доступность, целость и конфиденциальность). Место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны. Защита информации, основные предметные направления защиты информации. Классификация основных угроз информационной безопасности. Источники угроз информационной безопасности и меры по их предотвращению.

2

2

Практические работы

4


Практическая работа № 1. Комплексная защита информации.

2

Практическая работа № 2. Этапы реализации защитных мероприятий по обеспечению безопасности информационных систем.

2

Самостоятельная работа

2

Составление блок-схемы «Классификация защищаемой информации по видам тайн».

1

Написание реферата на тему «Информационная война».

1

Тема 1.3. Нормативно-правовые основы информационной безопасности РФ.

Содержание учебного материала:

2

Правовые основы информационной безопасности общества. Основные положения важнейших законодательных актов РФ в области информационной безопасности и защиты информации. Ответственность за нарушения в сфере информационной безопасности. Ответственность за нарушение законодательства в информационной сфере.

2

3

Практические работы

6


Практическая работа № 3. Организационно-правовое обеспечение информационной безопасности.

2

Практическая работа № 4. Информация как объект юридической защиты. Основные принципы засекречивания информации.

2


Практическая работа № 5. Государственная система правового обеспечения защиты информации в РФ.

2

Самостоятельная работа

4

Создание буклета на тему «Документы, регламентируемые деятельность в области защиты информации».

2

Составление сравнительной таблицы «Отечественные и зарубежные стандарты в области информационной безопасности».

2

Раздел 2. Методы и средства защиты информации

16

Тема 2.1. Методы и средства защиты информации.

Содержание учебного материала:

2

Функции непосредственной защиты информации. Механизмы защиты, управление механизмами защиты. Методы защиты информации от преднамеренного доступа, методы защиты информации в вычислительных системах. Методы идентификации и установления подлинности субъектов и различных объектов. Технические, программные и организационно-правовые средства защиты информации. Современные средства и способы обеспечения информационной безопасности.

2

3

Практические работы

4


Практическая работа № 6. Функции защиты.

2

Практическая работа № 7. Состояния и функции системы защиты информации.

2

Самостоятельная работа

4

Создание электронной презентации на тему «Программы для раскрытия пароля».

2

Написание реферата «Образцы технических средств обеспечения информационной и общей безопасности».

2

Тема 2.2. Защита информации в сетях ЭВМ.

Содержание учебного материала:

4

Услуги механизмов защиты. Методы цифровой подписи данных, передаваемых в сети. Межсетевые экраны, прокси-серверы. Примеры систем активного аудита.

2

3

Общие проблемы безопасности. Роль и место информационной безопасности. Информационная безопасность Российской Федерации.

2

3

Самостоятельная работа

2


Создание электронной презентации на тему «Топологии сетей».

1

Создание плаката по теме «Методы защиты информации в сетях ЭВМ».

1

раздел 3. Криптографические методы защиты информации

16


Тема 3.1. История криптографии. Основные термины и определения.

Содержание учебного материала:

2

История криптографии. Наивная криптография, формальная криптография и математическая криптография. Алфавит, алгоритм криптографическое преобразование, шифрование, дешифрование, ключ, кодирование, вскрытие шифра. Требования, предъявляемые к криптосистемам. Классификация криптосистем.

2

2

Самостоятельная работа

2


Написание реферата по теме «История криптографии».

1

Составление блок-схемы «Классы шифров».

1

Тема 3.2. Шифры замены и перестановки.

Содержание учебного материала:

4

Классификация шифров. Модели шифров. Основы шифрования с помощью перестановки. Шифры одинарной и множественной перестановки. Элементы криптоанализа шифров перестановки.

2

3

Шифры простой замены и их анализ. Многоалфавитные шифры замены. Блочные шифры простой замены и особенности их анализа, криптоанализ шифра Вижинера.

2

3

Практические работы

6


Практическая работа № 8. Шифрование и дешифрование информации с использованием шифров перестановки и простой замены.

2

Практическая работа № 9. Шифрование и дешифрование информации с использованием схемы Вижинера.

2

Практическая работа № 10. Шифрование и дешифрование с помощью аналитических преобразований.

2

Самостоятельная работа

2

Составление конспекта по теме «Шифр Цезаря: история возникновения, алгоритм шифрования и дешифрования информации».

1

Составление электронной презентации «Биография Блеза де Вижинера».

1

Раздел 4. компьютерные вирусы и антивирусные программы

14

Тема 4.1. Компьютерный вирус. Методы защиты. Антивирусы.

Содержание учебного материала:

2

Компьютерный вирус. Алгоритмы вирусов. Признаки появления вируса. Антивирусные программы. Классы антивирусных программ. Программа-полифаг Aidstest. Антивирус Касперского. Антивирус-ревизор диска ADinf для Windows. Антивирусная программа Dr. Web. Symantec AntiVirus.

2

2

Практические работы

6


Практическая работа № 11. Классификация компьютерных вирусов.

2

Практическая работа № 12. Классификация антивирусных программ.

2


Практическая работа № 13. Работа с антивирусной программой.

2

Самостоятельная работа

6

Создание электронной презентации «История возникновения компьютерных вирусов».

2

Составление конспекта по теме «Признаки заражения компьютера».

1

Составление блок-схемы «Классификация вредоносных программ».

1

Составление блок-схемы «Классификация антивирусных программ».

1

Составление конспекта по теме «Основные принципы работы антивирусной программы NOD 32».

1

Раздел 5. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

2

Тема 5.1. Перспективы развития информационной безопасности.

Содержание учебного материала:

2

Изученный материал дисциплины.

2

3

Зачет


ВСЕГО

72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3 - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Материально-техническое обеспечение

Реализация программы дисциплины осуществляется в лаборатории информационной безопасности.

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:

  • компьютерные рабочие места по количеству обучающихся с базовой комплектацией, объединенные в единую сеть с выходом в Интернет;

  • компьютерное рабочее место преподавателя;

  • мультимедиапроектор;

  • принтер лазерный (сетевой);

  • сканер;

  • наушники;

  • интерактивная доска;

  • web-камеры.

3.2 Информационное обеспечение обучения. учебные издания, интернет-ресурсы, дополнительная литература


Основная литература:

  1. Информационная безопасность: учебное пособие. Т.Л. Партыка, И.И. Попов. М.: Форум, 2011. - 432 с.: ил.

  2. Крат Ю.Г. Основы информационной безопасности : учеб. пособие Ю.Г. Крат, И.Г. Шрамкова. - Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2014. -/112 с.: ил.

  3. Информационная безопасность: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / В.П. Мельников, С.А. Клейменов, А.М. Петраков; под ред. С.А. Клейменова. - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 336 с.

  4. Алфёров А.П., Зубов А.Ю., Кузьмин А.С., Черёмушкин А.В. Основы криптографии. Второе издание. - М.: Гелиос АРВ, 2011.

Дополнительная литература:

  1. КонсультантПлюс учимся на примерах. Учебно-методическое пособие для студентов ВУЗов. В.Л.Камынин, Н.Б. Ничепорук, С.Л.Зубарев, М.П. Пшеничнов. М.: ООО «Консультант: АСУ», 2012. - 2012. - 144 с.: ил.

  2. Семенов А. Б. Администрирование структурированных кабельных систем / А.Б. Семенов. НОУДПО «Институт АйТи» - М.: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2012. - 192 с.: ил.

  3. Самарский П.А. Основы структурированных кабельных систем / Самарский П.А. - М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2015. - 216 + 12 с.: ил.


Интернет-ресурсы:

  1. scrf.gov.ru

  2. intuit.ru

  3. edugalaxy.intel.ru/

  4. ru.wikipedia.org

Программное обеспечение:

  1. Операционная система Windows ХР.

  2. Офисные программы Microsoft 2007: Word, Excel, PowerPoint.



  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проверки выполнения практических работ, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий и письменной внеаудиторной самостоятельной работы.

По итогам изучения курса предусмотрен зачет.

Для получения допуска к зачету требуется: посещение занятий, выполнение практических работ и предложенных самостоятельных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность и понятие информационной безопасности, характеристику ее составляющих;

  • основные угрозы безопасности информации;

  • место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны;

  • источники угроз информационной безопасности и меры по их предотвращению;

    • жизненные циклы конфиденциальной информации в процессе ее создания, обработки, передачи; современные средства и способы обеспечения информационной безопасности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • классифицировать защищаемую информацию по видам тайны и степеням конфиденциальности;

  • применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;

    • классифицировать основные угрозы безопасности информации.

ОК 1-5

ОК 8-10

ПК 3.1

ПК 3.2

ПК 3.3

  • ситуационные задачи,

  • тестирование,

  • практические работы,

  • самостоятельная работа.


© 2010-2022