Рабочая программа по информатике 10-11 класс (учебник Семакин И. Г. , Хеннер Е. К. , Шеина Т. Ю.)

Раздел Информатика
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4»




«РАССМОТРЕНО»

Протокол №1 от 27.08.2015

заседания предметного МО

Руководитель МО: Гниденко Е.В.

_______________________

«СОГЛАСОВАНО»

Протокол №1 от 29.08.2015

заседания МС

Председатель МС: Москвина С.О.

___________________

«УТВЕРЖДЕНО»

Приказ № 201-ОД

от 01.09.15







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по информатике

для учащихся 10 «А», «Б», 11 «А», «Б» классов

на 2015-2016 учебный год

(70 часов)


Составитель: Сатышева Рашида Рависовна,

учитель информатики







Ханты-Мансийск - 2015

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Статус документа


Рабочая программа по информатике разработана на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;

  • Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ;

  • Федеральной примерной программы основного общего образования по информатике, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Авторской программы: Информатика. 10 - 11 классы. (базовый уровень) / Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013г рекомендованной Минобразования РФ к использованию в образовательном процессе;

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Учебного плана МБОУ СОШ № 4 на 2015-2016 учебный год;

  • Положения о рабочих программах учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) МБОУ СОШ № 4.

Цели обучение


Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включен в Требования к уровню подготовки выпускников.

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых, норм информационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.

Для реализации поставленных целей выбран учебно-методический комплект по информатике:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 10 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. (с практикумом в приложении).

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 11 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. (с практикумом в приложении).

  3. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Информационные процессы являются фундаментальной составляющей современной картине мира. Они отражают феномен реальности, важность которого в развитии биологических, социальных и технических систем сегодня уже не подвергается сомнению. Собственно говоря, именно благодаря этому феномену стало возможным говорить о самой дисциплине и учебном предмете информатики.

Как и всякий феномен реальности, информационный процесс, в процессе познания из «вещи в себе» должен стать «вещью для нас». Для этого его, прежде всего, надо проанализировать этот информационный процесс на предмет выявления взаимосвязей его отдельных компонент. Во-вторых, надо каким - либо образом представить, эти взаимосвязи, т.е. отразить в некотором языке. В результате мы будем иметь информационную модель данного процесса. Процедура создания информационной модели, т.е. нахождение (или создание) некоторой формы представления информационного процесса составляет сущность формализации. Второй момент связан с тем, что найденная форма должна быть «материализована», т.е. «овеществлена» с помощью некоторого материального носителя.

Систематизирующей основой содержания предмета «Информатика», изучаемого на разных ступенях школьного образования, является единая содержательная структура образовательной области, которая включает в себя следующие разделы:

1. Теоретические основы информатики.

2. Средства информатизации (технические и программные).

3. Информационные технологии.

4. Социальная информатика.

Согласно ФГОС, учебные предметы, изучаемые в 10-11 классах на базовом уровне, имеют общеобразовательную направленность. Следовательно, изучение информатики на базовом уровне в старших классах продолжает общеобразовательную линию курса информатики в основной школе. Опираясь на достигнутые в основной школе знания и умения, курс информатики для 10-11 классов развивает их по всем отмеченным выше четырем разделам образовательной области. Повышению научного уровня содержания курса способствует более высокий уровень развития и грамотности старшеклассников по сравнению с учениками основной школы. Это позволяет, например, рассматривать некоторые философские вопросы информатики, шире использовать математический аппарат в темах, относящихся к теоретическим основам информатики, к информационному моделированию.

Через содержательную линию «Информационное моделирование» (входит в раздел теоретических основ информатики) в значительной степени проявляется метапредметная роль информатики. Здесь решаемые задачи относятся к различным предметным областям, а информатика предоставляет для их решения свою методологию и инструменты. Повышенному (по сравнению с основной школой) уровню изучения вопросов информационного моделирования способствуют новые знания, полученные старшеклассниками при изучении других дисциплин, в частности, математики.

В разделах, относящихся к информационным технологиям, ученики приобретают новые знания о возможностях ИКТ и навыки работы с ними, что приближает их к уровню применения ИКТ в профессиональных областях. В частности, большое внимание в курсе уделяется развитию знаний и умений в разработке баз данных (БД). В дополнение к курсу основной школы изучаются методы проектирования и разработки многотабличных БД и приложений к ним. Рассматриваемые задачи дают представление о создании реальных производственных информационных систем.

В разделе, посвященном Интернету, ученики получают новые знания о техническом и программном обеспечении глобальных компьютерных сетей, о функционирующих на их базе информационных сервисах. В этом же разделе ученики знакомятся с основами сайтостроения, осваивают работу с одним из высокоуровневых средств для разработки сайтов (конструктор сайтов).

Значительное место в содержании курса занимает линия алгоритмизации и программирования. Она также является продолжением изучения этих вопросов в курсе основной школы. Новым элементом является знакомство с основами теории алгоритмов. Углубляются знания языка программирования (в учебнике рассматривается язык Паскаль), развиваются умения и навыки решения на компьютере типовых задач обработки информации путем программирования.

Методическая система обучения базируется на одном из важнейших дидактических принципов, отмеченных в ФГОС, - деятельностном подходе к обучению. В состав каждого учебника входит практикум, содержательная структура которого соответствует структуре теоретических глав учебника. Каждая учебная тема поддерживается практическими заданиями, среди которых имеются задания проектного характера.


  1. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


Структура изучения курса (10 класс)


№п/п

Раздел

Количество часов

Введение. Структура информатики

1

Информация

11

Информационные процессы

5

Программирование

18


ИТОГО:

35 часов


Структура изучения курса (11 класс)


№п/п

Раздел

Количество часов

Информационные системы и базы данных

10

Интернет

10

Информационное моделирование

12

Социальная информатика

3


ИТОГО:

35 часов



Федеральный базисный учебный план для образовательных организаций Российской Федерации отводит 70 часов для обязательного изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» на этапе среднего общего образования. В том числе: в X и XI классах по 35 часов, из расчета 1 учебного часа в неделю.

Рабочая программа предназначена для обучающихся 10 «А», «Б» классов, изучающих информатику на базовом уровне. Количество часов распределено исходя из расчета 1 час в неделю в течение всего учебного года.

Всего: 35 учебных недель. Итого: 35 часов.

Рабочая программа предназначена для обучающихся 11 «А», «Б», «В» классов, изучающих информатику на базовом уровне. Количество часов распределено исходя из расчета 1 час в неделю в течение всего учебного года.

Всего: 35 учебных недель. Итого: 35 часов.

  1. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА


Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • социально-адаптивной (гражданственной),

  • когнитивной (познавательной),

  • информационно-технологической,

  • коммуникативной.

В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Информатика» на этапе среднего общего образования являются:

  • эффективность применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;

  • представлении о роли информации и связанных с ней процессов в окружающем мире основные правила алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов.

Использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации

  • ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;

  • автоматизации коммуникационной деятельности;

  • соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

  • эффективной организации индивидуального информационного пространства;

  • основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

  • назначение и функции операционных систем;

  • оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

  • распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;

  • использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

  • оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

  • иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

  • создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;

  • просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;

  • наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

  • соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.

Программа призвана помочь осуществлению обучающимся осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.



  1. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИНФОРМАТИКА и ИКТ»

(70 часов)

10 КЛАСС (35 часов)

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. СТРУКТУРА ИНФОРМАТИКИ. (1 час)

Тема 1. Введение. Структура информатики.

Философские основы информатики. Теория информации. Методы измерения информации. Математические основы информатики. Информационное моделирование. Теория алгоритмов.

Представление знаний и интеллектуально-информа­ционные системы. Информационные ресурсы общества. Информационное общество - закономерности и про­блемы. Информационная культура, развитие личности. Информационная безопасность

Раздел 2. ИНФОРМАЦИЯ. (11 час)

Тема 2. Информация. Представление информации

Представление информации, языки, кодирование. Три философские концепции информации. Кибернетика. Нейрофизиология. Генетика. Информация в системах управления. Процесс представления инфор­мации. Цели и способы кодирования. История технических способов кодирования информации. Алгоритмы криптографии. Языки представления информации


Тема 3. Измерение информации.

Объемный подход. Объем информации. Объем информации в электронном сообщении. Алфавитный и содержательный подходы. Длина кода символа. Информационный объем текста. Производные единицы. Главная формула информатики Неопределенность знания и количество информации.


Тема 4. Представление чисел в компьютере

Компьютерное представление целых чисел. Числа без знака. Числа со знаком. Формы записи целых чисел со знаком. Представление вещественных чисел в компьютере. Выяснение диапазона представления вещественных чисел. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой.

Тема 5. Представление текста, изображения и звука в компьютере

Способы кодирования текста в компьютере. Двоичное кодирование текстовой информации. ASCII, КОИ8-Р, СР1251, СР866, Мас, ISO. Понятие кодировки Unicode. Расчет количества текстовой информации. Понятие графического файла. Основные параметры, влияющие на выбор формата. Алгоритмы сжатия. Форматы графических файлов Windows, Corel Draw, Photoshop, для Internet, полиграфии. Растровые и векторные форматы. Преобразование непрерывной звуковой волны. Аналого-цифровоой преобразователь. Глубина кодирования звука. Временная дискретизация.

Раздел 3. Информационные процессы (5 часов)

Тема 6. Хранения и передачи информации

Использование магнитных носителей информации. Факторы качества носителей. Носители информации. Хранение информации. Перспективные виды носителей. Модель передачи информации К. Шеннона. Пропускная способность канала и скорость передачи информации. Передача информации. Защита информации от потерь.


Тема 7. Обработка информации и алгоритмы

Варианты обработки информации. Формализованные правила. Алгоритмические машины и свойства алгоритмов. Виды обработки информации. Исполнитель обработки. Алгоритмическая машина. Алгоритм обработки. Свойства алгоритма.

Тема 8. Автоматическая обработка информации

Модель машины Поста. Архитектура машины Поста. Система команд. Программа игры Баше.


Тема 9. Информационные процессы в компьютере

Принцип архитектуры Джон фон Неймана. Периферийные устройства. Области деятельности человека, где используются компьютеры. Этапы развития ЭВМ. Архитектура ПК. Архитектура суперкомпьютеров. Современные технические решения и устройства.

Раздел 4. ПРОГРАММИРОВАНИЕ. (18 часов)

Тема 10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование

Принципы структурного программирования. Структуры алгоритмов и программ. Принципы построения конструкций. Основные алгоритмы. Базовые алгоритмические структуры. СКИ исполнителя.


Тема 11. Программирование линейных алгоритмов

Тип данных в Паскале. Операторы ввода и вывода. Правила записи арифметических выражений на Паскале. Оператор присваивания. Структура программы на Паскале. Функции в языке Паскаль. Функции преобразования типов данных. Математические функции.

Тема 12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений

Логический тип данных, логические величины, логические операции.

Правила записи и вычисления логических выражений. Условный оператор IF. Написание программ с оператором условия. Полное ветвление, неполное ветвление. Оператор выбора select case. Правила написания программы с оператором выбора.

Тема 13. Программирование циклов

Различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием. Различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом.

Операторы цикла while и repeat - until. Оператор цикла с параметром for. Порядок выполнения вложенных циклов. Программирование на Паскале циклических алгоритмов с предусловием, с постусловием, с параметром.

Тема 14. Подпрограммы

Понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы. Правила описания и использования подпрограмм-функций. Правила описания и использования подпрограмм-процедур. Подзадачи и вспомогательные алгоритмы. Функции и процедуры на Паскале.

Тема 15. Работа с массивами

Правила описания массивов на Паскале. Массивы. Типы и объявление массивов. Заполнение массива. Правила организации ввода и вывода значений массива. Поиск в массивах. Сортировка массива. Обработка одномерных массивов.

Двумерные массивы и вложенные циклы. Обработка двумерных массивов.

Тема 16. Работа с символьной информацией

Правила описания символьных величин и символьных строк. Строковые функции. Функции даты и времени.

Основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией


11 КЛАСС (35 часов)

Раздел 1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И БАЗЫ ДАННЫХ. (10 час)

Тема 1. Системный анализ

Основные понятия системологии: система, структура, подсистема. Свойства системы. Системный эффект. Системный подход в науке и практике. Системный анализ. Модели системы: модель «черного ящика», модель состава, структурная модель, граф, дерево. Построение модели.

Тема 2. Базы данных

Понятие «информационная система». Техническая база. Состав информационной системы. Области применения информационных систем.

База данных. Приложения баз данных. Назначение базы данных. Модель данных. Виды моделей базы данных. Система управления базами данных (СУБД): определение и назначение. Проектирование многотабличной базы данных. Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД Реляционная модель данных: запись, поле, тип поля, главный ключ. Создание базы данных: создание структуры БД, ввод данных

Запрос как приложения информационной системы. Средства формирования запросов. Структура запроса на выборку. Условия выбора данных - логическое выражение. Правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

Раздел 2. ИНТЕРНЕТ. (10 час)

Тема 3. Организация и услуги Интернет

История развития глобальных сетей. Компьютерная грамотность. Информационная культура. Интернет. Аппаратные средства Интернета. Провайдер. IP-адрес. Доменная система имен (DNS). Компьютерные узлы. Каналы связи. Пропускная способность. Единицы измерения пропускной способности. Модем.

Программное обеспечение Интернет. Службы Интернета. Программы-клиенты. Технология «клиент-сервер». Пакетная технология передачи и информации. Протокол TCP/IP.

Коммуникационные службы Интернета. Информационные службы Интернета. Web-2 сервисы.

World Wide Web - Всемирная информационная сеть. Web-страница. Web-сервер. Гиперссылка. HTTP. URL-адрес. Web-сайт. HTML. Web-браузер. Поисковые службы Интернета: поисковые каталоги, поисковые указатели.

Тема 4. Основы сайтостроения

Понятие «web-сайт», «язык разметки гипертекста». Визуальные HTML-редакторы. Инструменты для разработки Web-сайтов. Алгоритм создания сайта. Определение глобальных настроек страницы. Основные приемы работы с текстом, таблицей, графикой.


Раздел 3. ИнформационнОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ (12 часов)

Тема 5. Компьютерное информационное моделирование

Понятие «модель». Виды моделей: материальные, информационные. Компьютерная информационная модель. Этапы моделирования: определение цели, системный анализ, реализация модели на компьютере.

Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами.

Моделирование зависимостей между величинами. Понятие величины. Характеристики величины: имя, тип, значение. Константа. Переменная. Виды зависимостей. Способы отражения зависимостей: математическая, табличная, графическая, динамическая модели

Тема 7. Модели статистического прогнозирования

Понятие «статистика». Статистические данные. Регрессивная модель. Прогнозирование по регрессивной модели. Экстраполяция. Метод наименьших квадратов. Тренд. Коэффициент детерминированности.

Тема 8. Модели корреляционной зависимости

Понятие «корреляционные зависимости». Корреляционный анализ. Коэффициент корреляции. Вычисление коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора

Тема 9. Модели оптимального планирования

Модели оптимального планирования. Понятие «оптимальное планирование». Ограниченность ресурсов. Целевая функция. Математическое программирование. Линейное программирование. Решение задач оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора.

Раздел 4. СОЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАТИКА. (3 часа)

Тема 10. Информационное общество

Понятие «социальная информатика». Информационные ресурсы. Классификация информационных ресурсов. Архивы. Система научно-технической информации. Правовая информация. Отраслевые информационные ресурсы. Рынок информационных ресурсов и услуг.

Информационное общество. Информационные революции. Основные черты информационного общества. Изменение структуры экономики и труда. Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технология. Информационный кризис: причины и пути преодоления. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения. Изменения в быту, в сфере образования в условиях информационного общества.

Тема 11. Информационное право и безопасность

Основные законодательные акты в информационной сфере. Авторское право. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности.

VI. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по информатике для учащихся 10-х классов


№ур.

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания и основные понятия

Дата

10 «А»

10 «Б»

план

факт

план

факт

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ. СТРУКТУРА ИНФОРМАТИКИ (1ч.)

Тема 1. Структура информатики

1

Введение. Структура информатики. Инструктаж по ТБ

1

Философские основы информатики. Теория информации. Методы измерения информации. Математические основы информатики. Информационное моделирование. Теория алгоритмов.

Основные понятия: Информационное общество, Информационная безопасность, Информационные ресурсы





Раздел 2. ИНФОРМАЦИЯ. (11 час)

Тема 2. Информация. Представление информации (3 часа)

2

Понятие информации

1

Три философские концепции информа­ции. Информация в системах управления. Процесс представления инфор­мации

Основные понятия: Кибернетика, Нейрофизиология, Генетика





3

Представление информации

2

Процесс представления инфор­мации. Языки представления информации.

Основные понятия: Алгоритмы криптографии. Естественные и Формальные языки





4

Кодирование и декодирование информации

3

Способ двоичного кодирования информации. Системы счисления. Шифрование. Дешифрование.





Тема 3. Измерение информации (3 часа)

5

Измерение информации

1

Сущность объемного подхода к измерению информации. Как измерить объем информации. Определение объема информации.





6

Измерение информации

2

Неопределенность знания и количество информации

Главная формула информатики





7

Измерение информации

3

Определение бита с алфавитной т.з. Объем информации в электронном сообщении. Информационный объем текста в памяти компьютера.





Тема 4. Представление чисел в компьютере (2 часа)

8

Представление целых чисел

1

Числа без знака. Числа со знаком. Формы записи целых чисел со знаком.





9

Представление вещественных чисел

2

Выяснение диапазона представления вещественных чисел. Представление чисел в формате с фиксированной запятой. Представление чисел в формате с плавающей запятой.





Тема 5. Представление текста, изображения и звука в компьютере (3 часа)

10

Представление текста в компьютере

1

Способы кодирования текста в компьютере. Двоичное кодирование текстовой информации. ASCII, КОИ8-Р, СР1251, СР866, Мас, ISO. Понятие кодировки Unicode. Расчет количества текстовой информации.





11

Представление изображения в компьютере

2

Понятие графического файла. Основные параметры, влияющие на выбор формата. Алгоритмы сжатия. Форматы графических файлов Windows, Corel Draw, Photoshop, для Internet, полиграфии. Растровые и векторные форматы.





12

Представление звука в компьютере

3

Преобразование непрерывной звуковой волны. Аналого-цифровой преобразователь. Глубина кодирования звука. Временная дискретизация.





Раздел 3. Информационные процессы (5 часов)

Тема 6. Хранения и передачи информации (1 час)

13

Хранения и передачи информации

1

Использование различных носителей информации. Хранение информации. Передача информации. Пропускная способность канала и скорость передачи информации. Модель передачи информации К. Шеннона

Основные понятия:

Перспективные виды носителей Модель К. Шеннона. Защита информации от потерь





Тема 7. Обработка информации и алгоритмы (1 час)

14

Обработка информации и алгоритмы

1

Варианты обработки информации. Формализованные правила. Алгоритмические машины и свойства алгоритмов. Виды обработки информации.

Основные понятия:

Исполнитель обработки. Алгоритмическая машина. Алгоритм обработки. Свойства алгоритма.





Тема 8. Автоматическая обработка информации (2 часа)

15

Модель машины Э.Поста

1

Модель машины Поста. Архитектура машины Поста.

Основные понятия:

Алгоритмические структуры: цикл, ветвление, следование





16

Система команд

2

Система команд. Программа игры Баше.





Тема 9. Информационные процессы в компьютере (1 час)

17

Проект «Выбор конфигурации компьютера»

1

Принцип архитектуры Джон фон Неймана. Периферийные устройства. Области деятельности человека, где используются компьютеры.

Основные понятия:

Периферийные устройства, контроллеры, адаптеры





Раздел 4. ПРОГРАММИРОВАНИЕ. (18 часов)

Тема 10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование (1 час)

18

Алгоритмы, структуры алгоритмов

1

Принципы структурного программирования. Структуры алгоритмов и программ. Принципы построения конструкций. Основные алгоритмы. Базовые алгоритмические структуры. СКИ исполнителя.

Основные понятия: базовые структуры, СКИ исполнителя





Тема 11. Программирование линейных алгоритмов (2 часа)

19

Программирование линейных алгоритмов

1

Тип данных в Паскале. Операторы ввода и вывода. Правила записи арифметических выражений на Паскале. Оператор присваивания. Структура программы на Паскале.

Основные понятия: имя переменной, тип переменной, оператор присваивания





20

Программирование линейных алгоритмов

2

Функции в языке Паскаль. Функции преобразования типов данных. Математические функции.

Основные понятия: имя переменной, тип переменной, оператор присваивания





Тема 12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений (3 часа)

21

Программирование ветвлений

1

Логический тип данных, логические величины, логические операции.

Правила записи и вычисления логических выражений.

Основные понятия: Логические операции, логические функции





22

Программирование ветвлений

2

Условный оператор IF. Написание программ с оператором условия. Полное ветвление, неполное ветвление.

Основные понятия:

Условный оператор





23

Программирование ветвлений

3

Оператор выбора select case. Правила написания программы с оператором выбора.

Основные понятия:

Оператор выбора





Тема 13. Программирование циклов (3 часа)

24

Программирование циклов

1

Различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием. Различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом.

Основные понятия:

Цикл с предусловием, цикл с постусловием





25

Программирование циклов

2

Операторы цикла while и repeat - until

Основные понятия:

Цикл с предусловием, цикл с постусловием





26

Программирование циклов

3

Оператор цикла с параметром for. Порядок выполнения вложенных циклов.

Основные понятия:

Оператор цикла с параметром





Тема 14. Подпрограммы (2часа)

27

Подпрограммы

1

Понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы. Правила описания и использования подпрограмм-функций.

Основные понятия:

Вспомогательный алгоритм, процедура, Подзадача





28

Подпрограммы

2

Правила описания и использования подпрограмм-процедур. Подзадачи и вспомогательные алгоритмы. Функции и процедуры на Паскале.

Основные понятия:

Вспомогательный алгоритм, процедура, Подзадача





Тема 15. Работа с массивами (4 часа)

29

Массивы

1

Правила описания массивов на Паскале. Массивы. Типы и объявление массивов. Заполнение массива.

Основные понятия:

Массив, тип массива, имя массива, размеренность, индекс, элемент массива





30

Массивы

2

Правила организации ввода и вывода значений массива. Поиск в массивах. Сортировка массива.

Основные понятия:

Наибольший элемент, наименьший элемент, количество, сумма





31

Массивы

3

Обработка одномерных массивов.

Основные понятия:

Алгоритмы обработки одномерных массивов





32

Массивы

4

Двумерные массивы и вложенные циклы. Обработка двумерных массивов.

Основные понятия:

Двумерный массив, вложенные циклы





Тема 16. Работа с символьной информацией (3 часа)

33

Символьная информация

1

Правила описания символьных величин и символьных строк. Строковые функции. Функции даты и времени.

Основные понятия:

Функция, аргумент, возвращаемое значение





34

Символьная информация

2

Основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией

Основные понятия:

Функция, аргумент, возвращаемое значение





35

Символьная информация

3

Обобщение и систематизация знаний за курс 10 класса















VI. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по информатике для учащихся 11-х классов


№ур.

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания и основные понятия

Дата

11 «А»

11 «Б»

11 «В»

план

факт

план

факт

план

факт

Раздел 1. Информационные системы и базы данных (10 ч.)

Тема 1. Системный анализ (3 часа)

1

Техника безопасности и организация рабочего места. Информационные системы.

1

Продолжить знакомство учащихся с информатикой как наукой, с целями изучения курса информатики и ИКТ. Повторение правил техники безопасности и организации рабочего места при работе со средствами ИКТ

Основные понятия системологии: система, структура, подсистема. Свойства системы. Системный эффект. Системный подход в науке и практике. Системный анализ.

Основные понятия: система, структура системы, подсистема, информационная система, виды ИС







2

Модели систем

2

Модели системы: модель «черного ящика», модель состава, структурная модель, граф, дерево. Построение модели.

Формирование навыков системного анализа, построения структурных схем и графов классификаций.

Основные понятия: Модели систем







3

Пример структурной модели предметной области

3

Построение структурной модели реальной системы. Алгоритм построения структурной модели

Основные понятия: структурная модель







Тема2. Базы данных (7 часов)

4

База данных - основа информационной системы

1

База данных. Приложения баз данных. Назначение базы данных. Модель данных. Виды моделей базы данных. Система управления базами данных (СУБД): определение и назначение.

Основные понятия: База данных, виды базы данных, модели базы данных







5

Проектирование многотабличной базы данных

1

Проектирование многотабличной базы данных. Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД Реляционная модель данных: запись, поле, тип поля, главный ключ.

Основные понятия: База данных, реляционная модель данных







6

Создание базы данных

2

Создание базы данных: создание структуры БД, ввод данных. Команды.

Основные понятия: среда, данные, таблица, форма, запрос, отчет







7

Создание базы данных

4

Создание базы данных: создание структуры БД, ввод данных. Команды.

Основные понятия: среда, данные, таблица, форма, запрос, отчет







8

Запросы как приложения информационной системы

5

Запрос как приложения информационной системы. Средства формирования запросов. Структура запроса на выборку. Правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов







9

Логические условия выбора данных

6

Условия выбора данных - логическое выражение.







10

Обобщение и систематизация основных понятий раздела «Информационные системы и базы данных»

7

Обобщение и систематизация представлений учащихся об информационных система и баз данных

Проверка знаний учащихся по теме «Информационные системы и базы данных»







Раздел 2. Интернет. (10 ч.)

Тема 3. Организация и услуги Интернет (5 часов)

11

Организация глобальных сетей

1

История развития глобальных сетей. Информационная культура. Интернет. Аппаратные средства Интернета. Провайдер. IP-адрес. Доменная система имен (DNS). Компьютерные узлы. Каналы связи. Пропускная способность. Единицы измерения пропускной способности. Модем.

Программное обеспечение Интернет. Службы Интернета. Программы-клиенты. Технология «клиент-сервер». Пакетная технология передачи и информации. Протокол TCP/IP.

Коммуникационные службы Интернета. Информационные службы Интернета. Web-2 сервисы.

Основные понятия: Компьютерная грамотность, информационная культура, глобальная сеть, аппаратные средства компьютера, программное обеспечение Интернет







12

Всемирная паутина

2

World Wide Web - Всемирная информационная сеть. Web-страница. Web-сервер. Гиперссылка. HTTP. URL-адрес. Web-сайт. HTML. Web-браузер. Поисковые службы Интернета: поисковые каталоги, поисковые указатели







13

Работа с электронной почтой и телеконференциями

3

Знакомство и практическое освоение работы с двумя видами информационных услуг глобальной сети: электронной почтой и телеконференциями ; получение навыков работы с клиент-программой электронной почты Outlook Express ;

знакомство с возможностями использования браузера Internet Explorer для просмотра общедоступных конференций.

Основные понятия: глобальная сеть, браузер, электронная почта, телеконференция







14

Работа с браузером. Просмотр web-страниц

4

Освоение приемов работы с браузером Internet Explorer; изучение среды браузера и настройка браузера; получение навыков извлечения wеЬ-страниц путем указания URL-aдpecoв; навигация по гиперссылкам.

Основные понятия: браузер,web-страница, URL-адрес, гиперссылка







15

Работа с поисковыми системами

5

Освоение приемов работы с поисковыми системами Интернета: поиск информации с помощью поискового каталога; поиск информации с помощью поискового указателя.

Основные понятия: поисковая система, основные приемы работы с поисковыми системами







Тема 4. Основы сайтостроения (5 часов)

16

Основы сайтостроения. Инструменты для разработки Web-сайта

1

Понятие «web-сайт», «язык разметки гипертекста». Визуальные HTML-редакторы. Инструменты для разработки Web-сайтов. Алгоритм создания сайта.

Основные понятия: web-сайт, язык разметки гипертекста, HTML







17

Создание сайта «Домашняя страница»

2

Определение глобальных настроек страницы.







18

Создание сайта. Работа с текстом и графикой

3

Основные приемы работы с текстом. Сохранение страницы. Просмотр кода

Основные понятия: шрифт, цвет, стиль, выравнивание, гиперссылка







19

Создание таблиц и списков на web-странице

4

Основные приемы работы с текстом, таблицей.







20

Обобщение и систематизация основных понятий раздела «Интернет»

5

Обобщение и систематизация представлений учащихся об Интернете, web-сайтах

Проверка знаний учащихся по теме «Интернет»







Раздел 3. Информационное моделирование. (12 ч.)

Тема 5. Компьютерное информационное моделирование (1 час)

21

Компьютерные информационные технологии

1

Понятие «модель». Виды моделей: материальные, информационные. Компьютерная информационная модель. Этапы моделирования: определение цели, системный анализ, реализация модели на компьютере.

Основные понятия: Модель, Компьютерная информационная модель







Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами (2 часа)

22

Величины и зависимости между ними

1

Моделирование зависимостей между величинами. Понятие величины. Характеристики величины: имя, тип, значение. Константа. Переменная. Виды зависимостей.

Основные понятия: Величина, параметры величины: им, тип, значение, константа, переменная







23

Способы моделирования зависимостей между величинами

2

Способы отражения зависимостей: математическая, табличная, графическая, динамическая модели

Основные понятия: Величина, параметры величины: им, тип, значение,







Тема 7. Модели статистического прогнозирования (3 часа)

24

О статистике и статистических данных. Метод наименьших квадратов

1

Статистика. Статистические данные. Метод наименьших квадратов. Основные понятия: Статистика, Статистические данные







25

Построение регрессионных моделей с помощью табличного процессора

2

Прогнозирование по регрессивной модели. Экстраполяция. Тренд. Коэффициент детерминированности.

Освоение способов построения по экспериментальным данным регрессионной модели и графического тренда средствами ТП

Основные понятия: Регрессивная модель, Тренд, Экстраполяция







26

Прогнозирование

3

Освоение приемов прогнозирования количественных

характеристик системы по регрессионной модели путем

восстановления значений и экстраполяции.

Основные понятия: Статистика, статистические данные, Регрессивная модель, Тренд, Экстраполяция







Тема 8. Модели корреляционной зависимости (3 часа)

27

Корреляционные зависимости

1

Понятие «корреляционные зависимости». Корреляционный анализ. Коэффициент корреляции. Количественная мера корреляции

Основные понятия: Корреляция, Корреляционный анализ







28

Моделирование корреляционных зависимостей

2

Моделирование корреляционных зависимостей с помощью табличного процессора







29

Расчет корреляционных зависимостей

3

Получение представления о корреляционной зависимости. Освоение способа вычисления коэффициента корреляции с помощью КОРРЕЛ







Тема 9. Модели оптимального планирования (3 часа)

30

Модели оптимального планирования

1

Модели оптимального планирования. Ограниченность ресурсов. Целевая функция. Математическое программирование. Линейное программирование.

Основные понятия: Оптимальное планирование, Модель оптимального планирования, Целевая функция







31

Решение задачи оптимального планирования

2

Получение представления о построении оптимального

плана методом линейного программирования ; практическое

освоение раздела Microsoft Excel Поиск решения для построения

оптимального плана.







32

Обобщение и систематизация основных понятий раздела «Информационное моделирование»

3

Обобщение и систематизация представлений учащихся об информационном моделировании

Проверка знаний учащихся по теме «Информационное моделирование»







Раздел 4. Социальная информатика. (3 ч.)

Тема 10. Информационное общество (1 час)

33

Информационные ресурсы и общество

1

Информационные ресурсы. Классификация информационных ресурсов.. Правовая информация. Отраслевые информационные ресурсы. Рынок информационных ресурсов и услуг. Информационные революции. Основные черты информационного общества. Развитие и массовое использование информационных и коммуникационных технология. Информационный кризис: причины и пути преодоления. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения. Изменения в быту, в сфере образования в условиях информационного общества.

Основные понятия: Информационное общество, Социальная информатика, Информационные ресурсы, Правовая информация







Тема 11. Информационное право и безопасность (2 часа)

34

Информационное право и безопасность

1

Три философские концепции информа­ции. Информация в системах управления. Процесс представления инфор­мации

Основные понятия: Кибернетика, Нейрофизиология, Генетика







35

Обобщение и систематизация знаний по курсу 11 класса

2

Обобщение и систематизация знаний за курс 11 класса









  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

10 КЛАСС

Тема 1. Введение. Структура информатики.

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики

Тема 2. Информация. Представление информации

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».

Тема 3. Измерение информации.

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

Тема 4. Представление чисел в компьютере

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

- определять по внутреннему коду значение числа

Тема 5. Представление текста, изображения и звука в компьютере

Учащиеся должны знать:

- способы кодирования текста в компьютере

- способы представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- способы дискретного (цифрового) представление звука

Учащиеся должны уметь:

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

- вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи

Тема 6. Хранения и передачи информации

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

Тема 7. Обработка информации и алгоритмы

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

Учащиеся должны уметь:

- по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой

Тема 8. Автоматическая обработка информации

Учащиеся должны знать:

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

Тема 9. Информационные процессы в компьютере

Учащиеся должны знать:

- этапы истории развития ЭВМ

- что такое неймановская архитектура ЭВМ

- для чего используются периферийные процессоры (контроллеры)

- архитектуру персонального компьютера

- основные принципы архитектуры суперкомпьютеров

Тема 10. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование

Учащиеся должны знать

- этапы решения задачи на компьютере:

- что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя

- какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов

- система команд компьютера

- классификация структур алгоритмов

- основные принципы структурного программирования

Учащиеся должны уметь:

- описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке

- выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц

Тема 11. Программирование линейных алгоритмов

Учащиеся должны знать

- систему типов данных в Паскале

- операторы ввода и вывода

- правила записи арифметических выражений на Паскале

- оператор присваивания

- структуру программы на Паскале

Учащиеся должны уметь:

- составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале

Тема 12. Логические величины и выражения, программирование ветвлений

Учащиеся должны знать

- логический тип данных, логические величины, логические операции

- правила записи и вычисления логических выражений

- условный оператор IF

- оператор выбора select case

Учащиеся должны уметь:

- программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления

Тема 13. Программирование циклов

Учащиеся должны знать

- различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием

- различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом

- операторы цикла while и repeat - until

- оператор цикла с параметром for

- порядок выполнения вложенных циклов

Учащиеся должны уметь:

- программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром

- программировать итерационные циклы

- программировать вложенные циклы

Тема 14. Подпрограммы

Учащиеся должны знать

- понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы

- правила описания и использования подпрограмм-функций

- правила описания и использования подпрограмм-процедур

Учащиеся должны уметь:

- выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы

- описывать функции и процедуры на Паскале

- записывать в программах обращения к функциям и процедурам

Тема 15. Работа с массивами

Учащиеся должны знать

- правила описания массивов на Паскале

- правила организации ввода и вывода значений

массива

- правила программной обработки массивов

Учащиеся должны уметь:

- составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.

Тема 16. Работа с символьной информацией

Учащиеся должны знать:

- правила описания символьных величин и символьных строк

- основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией

Учащиеся должны уметь:

- решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов

11 КЛАСС

Тема 1. Системный анализ

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем

- что такое «системный подход» в науке и практике

- модели систем: модель черного ящика, состава, структурная модель

- использование графов для описания структур систем

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

Тема 2. Базы данных

Учащиеся должны знать:

- что такое база данных (БД)

- основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

- определение и назначение СУБД

- основы организации многотабличной БД

- что такое схема БД

- что такое целостность данных

- этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

- структуру команды запроса на выборку данных из БД

- организацию запроса на выборку в многотабличной БД

- основные логические операции, используемые в запросах

- правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

Учащиеся должны уметь:

- создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД

- реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

- реализовывать запросы со сложными условиями выборки

Тема 3. Организация и услуги Интернет

Учащиеся должны знать:

- назначение коммуникационных служб Интернета

- назначение информационных служб Интернета

- что такое прикладные протоколы

- основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

- что такое поисковый каталог: организация, назначение

- что такое поисковый указатель: организация, назначение

Учащиеся должны уметь:

- работать с электронной почтой

- извлекать данные из файловых архивов

- осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей.


Тема 4. Основы сайтостроения

Учащиеся должны знать:

- какие существуют средства для создания web-страниц

- в чем состоит проектирование web-сайта

- что значит опубликовать web-сайт

Учащиеся должны уметь:

- создать несложный web-сайт с помощью редактора сайтов


Тема 5. Компьютерное информационное моделирование

Учащиеся должны знать:

- понятие модели

- понятие информационной модели

- этапы построения компьютерной информационной модели

Тема 6. Моделирование зависимостей между величинами

Учащиеся должны знать:

- понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

- что такое математическая модель

- формы представления зависимостей между величинами

Учащиеся должны уметь

- с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами

Тема 7. Модели статистического прогнозирования

Учащиеся должны знать:

  • для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель

- как происходит прогнозирование по регрессионной модели

Учащиеся должны уметь:

- используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов

- осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

Тема 8. Модели корреляционной зависимости

Учащиеся должны знать:

- что такое корреляционная зависимость

- что такое коэффициент корреляции

- какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа

Учащиеся должны уметь:

- вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора (функция КОРРЕЛ в MS Excel)

Тема 9 . Модели оптимального планирования

Учащиеся должны знать:

- что такое оптимальное планирование

- что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

- что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены

- в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

- какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования

Учащиеся должны уметь:

- решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)

Тема 10. Информационное общество

Учащиеся должны знать:

- что такое информационные ресурсы общества

- из чего складывается рынок информационных ресурсов

- что относится к информационным услугам

- в чем состоят основные черты информационного общества

- причины информационного кризиса и пути его преодоления

- какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества

Тема 11. Информационное право и безопасность

Учащиеся должны уметь:

- основные законодательные акты в информационной сфере

- суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

Учащиеся должны уметь:

- соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

Требования к результатам обучения

С помощью каких учебных текстов

достигаются результаты обучения

Фундаментальное

ядро

ФГОС

программы

по информатике

Блоки УУД

Метапредметные

результаты

Конкретные метапредметные

результаты, отражающие специфику

информатики

Регулятивный блок

Целеполагание как постановка

учебной задачи

на основе соотнесения

того, что уже известно и

усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Умение самостоятельно определять цели и составлять планы;

самостоятельно осуществлять,

контролировать и корректировать учебную и внеучебную (включая внешкольную) деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях

Проектные задания в разделе практикума в учебниках 10 и 11 классов

10 класс. Глава 1. Информационные системы и базы данных

§ 1. Что такое система

§ 2. Модели систем

§ 3. Пример структурной модели предметной области

10 класс. Глава 3. Программирование обработки информации

Планирование - определение последовательности

промежуточных целей с

учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий

10 класс. Глава 2. Информационные

процессы.

§ 9. Обработка информации и алгоритмы.

10 класс. Глава 3. Программирование обработки информации.

§ 12. Алгоритмы и величины.

§ 13. Структуры алгоритмов.

§ 23. Вспомогательные алгоритмы подпрограммы

10 класс. Глава 3. Программирование обработки информации (Паскаль).

§ 20. Пример поэтапной разработки программы решения задачи

10 класс. Глава 2. Информационные

процессы.

§ 9. Обработка информации и алгоритмы.

Глава 3. Программирование обработки информации.

Прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик

Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным

эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

Коррекция - внесение

необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае

расхождения эталона,

реального действия и его

продукта

Оценка - выделение и

осознание учащимся того,

что уже усвоено и что еще

подлежит усвоению, осоз-

нание качества и уровня

усвоения

Способность к волевому

усилию - к выбору в ситуации мотивационного

конфликта, к преодолению препятствий

Познавательный блок

Общеучебные

действия

Поиск и выделение необходимой информации

Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики

10 класс. § 1. Понятие информации. Информация рассматривается как

одно из базовых понятий современной науки, наряду с материей

и энергией. Рассматриваются различные подходы к понятию информации в философии, кибернетике,

биологии.

11 класс, § 1. «Что такое система». Раскрывается общенаучное значение понятия системы, излагаются основы системологии.

11 класс, § 16. «Компьютерное информационное моделирование». Раскрывается значение информационного моделирования, как базовой методологии современной науки.

Знаково-символические

действия выполняют

функции:

• отображения учебного

материала;

• выделения существенного;

• отрыва от конкретных

ситуативных значений;

• формирования обобщенных знаний.

Виды знаково-символических действий:

• замещение;

• кодирование/декодирование;

• моделирование

Глава 1. Информация.

§ 5. Представление чисел в компьютере.

§ 6. Представление текста, изображения и звука в компьютере.

Рефлексия способов и условий действия, контроль

и оценка процесса и результатов деятельности

Глава 2. Информационные

процессы.

§ 9. Обработка информации и алгоритмы

Свободная ориентация и

восприятие текстов худо-

жественного, научного,

публицистического и официально-делового стилей;

понимание и адекватная

оценка языка средств массовой информации

Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста

Умение составлять тексты

различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.)

Универсальные

логические действия

Анализ объектов с целью

выделения признаков (су-

щественных, несущественных)

Глава 2. Информационные

процессы.

§ 7. Хранение информации.

§ 9. Обработка информации и алгоритмы.

§ 10. Автоматическая обработка информации

11 класс. Глава 1. Информационные системы и базы данных

§ 1. Что такое система

§ 2. Модели систем

§ 4. Что такое информационная система

Выдвижение гипотез и их

обоснование

Глава 3. Программирова-

ние обработки информации Поиск решения» (оптимальное планирование, линейное программирование)

Коммуникативный блок

Планирование учебного

сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции другого, эффективно разрешать конфликты, Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников.

Задания поискового, дискуссионного содержания:

10 класс: § 1, 9, 10, 11 и др.

11 класс: § 1, 2, 3, 13 и др.

Постановка вопросов -

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

Выполнение проектных заданий (практикум для 10, 11 классов) требует самостоятельного сбора информации и освоения новых программных средств.

§ 11. Интернет как глобальная информационная система

Работа 2.4. Интернет. Работа с поисковыми системами

Личностный блок

Построение образа Я

(Я-концепции), включая

самоотношение и самооценку.

Формирование идентичности личности. Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение и построение

жизненных планов во временной перспективе

Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10 класс. Практикум.

Работа 2.3. Проектное задание. Выбор конфигурации компьютера.

Работа 2.4. Проектное задание. Настройка BIOS.

11 класс. Практикум.

Работа 1.5. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных

Работа 2.8. Проектные задания на разработку сайтов

Работа 3.3. Проектные задания на получение регрессионных зависимостей

Работа 3.5. Проектные задания по теме «Корреляционные зависимости»

Работа 3.7. Проектные задания по теме «Оптимальное планирование»


  1. СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Функции и виды диагностики

Диагностика познавательной деятельности учащихся включает пять функций и три вида:

- проверочная функция решает задачу выявления знаний, которые усваивают учащиеся в ходе обучения.

- ориентирующая функция позволяет обнаружить слабые места в подготовке всего класса и каждого учащегося в отдельности и на этой основе дать советы, как ликвидировать пробелы в знаниях, не допускать подобные просчеты в будущем, то есть направить умственную деятельность обучаемых в более жесткое методическое и организационное русло.

- воспитательная функция обеспечивает установление отношения к общественно- политической ситуации в стране, влияющей на формирование взглядов и убеждений.

- методическая функция обеспечивает формирование навыков и умений правильно и объективно организовать контроль за процессом овладения обществоведческими знаниями учащимися.

- корректирующая функция дает возможность учителю вносить соответствующие поправки в содержание и методику познавательной деятельности учащихся и собственные усилия по управлению ею.

Текущий контроль проводится повседневно и на всех видах занятий по вопросам параграфа.

Промежуточный контроль осуществляется за определенный учебный отрезок времени. Проводится в устной или письменной форме, часто по смешанному варианту: ответ на один вопрос - устный, на второй - письменный. Широко используется тестирование, в том числе компьютерное.

Итоговый контроль проводится в конце изучения курса обществознания с целью выявления, на сколько полны и глубоки приобретенные учащимися знания, соответствуют ли они их убеждения, на сколько реальны в использовании исторического опыта в повседневной жизни.

Место оценки знаний. Главным выводом о деятельности учащегося на любом уровне контроля является объективная оценка. Именно оценка вызывает радость и огорчение, благодарность учителю и обиду на него.


Виды проверки знаний и умений в 10-11 классах


Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного / письменно­го опроса / практикума. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяют­ся письменными или тестовыми заданиями.

При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в соответствии с таблицей:


Процент выполнения задания

Отметка

91 - 100%

отлично

76 - 90%

хорошо

51 - 75%

удовлетворительно

менее 50%

неудовлетворительно

При выполнении практической работы:

Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися:

  • грубая ошибка - полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

  • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечеткомпредставлении рассматриваемого объекта;

  • недочет - неправильное представление об объекте, не влияющее кардинально назнания, определенные программой обучения;

  • мелкие погрешности - неточности в устной и письменной речи, не искажающиесмысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Эталоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательный минимум содержания информатики и информационных технологий. Требовать от учащихся определения, которые не входят в школьный курс информатики - это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях, выставляете отметка:

  • «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

  • «4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибке;

  • «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

  • «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что уча­щийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостат­ков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

  • полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

  • изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательно­сти, точно используя терминологию информатики как учебной дисциплины;

  • правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

  • показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

  • продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

  • отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна - две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4,. если ответ удовлетворяет в основном требовани­ям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

  • допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправ­ленные по замечанию учителя;

  • допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

  • неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общеепонимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала, определенные настоящей программой.

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

  • не раскрыто основное содержание учебного материала;

  • обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболееважной части учебного материала;

  • допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терми­нологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после несколь­ких наводящих вопросов учителя;

  • ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

  • не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

  • отказался отвечать на вопросы учителя.



  1. УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Состав УМК:

  1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 10 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. (с практикумом в приложении).

  2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика. Базовый уровень. 11 класс. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. (с практикумом в приложении).

  3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Базовый уровень. 10-11 класс. Методическое пособие - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2014

  4. Информатика. Задачник-практикум в 2 т. Под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. - М.: Лаборатория базовых знаний, 2011. (Дополнительное пособие).

Состав электронного приложения:

  • Электронная форма учебников - гипертекстовые аналоги учебников на автономном носителе с возможностью использования на автономном носителе с подборкой электронных образовательных ресурсов к темам учебников из коллекции на сайте ФЦИОР (fcior.edu.ru).

  • Сетевой дистанционный практикум по информатике на открытом портале Webpractice.cm.ru - среда для самообучения в открытом доступе (совместная разработка авторского коллектива и компании «Кирилл и Мефодий»).

  • Интерактивная компьютерная среда для тренировки и самопроверки при подготовки к итоговой аттестации ЕГЭ (уровни А и Б) - электронное приложение на компакт-диске к сборнику заданий для подготовки к ЕГЭ.

  • Электронные версии элективных курсов для внеурочной проектной работы, разработанные совместно с компанией Microsoft и доступные в открытом доступе на методическом сайте издательства (metodist.lbz.ru/iumk/informatics/microsoft.php):

    • Основы программирования на примере Visual Basic .NET: учебное пособие;

    • Основы программирования на примере Visual Basic® .NET: методическое пособие для учителя;

    • Основы компьютерных сетей: учебное пособие;

    • Основы компьютерных сетей: методическое пособие для учителя;

    • Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка: учебное пособие;

    • Персональный компьютер: настройка и техническая поддержка: методическое пособие для учителя;

    • Учебные проекты с использованием Microsoft Office : учебное пособие;

    • Учебные проекты с использованием Microsoft Office : методическое пособие для учителя.

  • Электронное методическое приложение: открытая сетевая авторская мастерская в форме сайта (metodist.lbz.ru/authors/informatika/2/) с методическими рекомендациями, видеолекциями и электронной почтой и форумом для свободного общения с авторским коллективом УМК учителей и родителей. Для участия в форуме и просмотра видеолекций необходимо зарегистрироваться на сайте metodist.lbz.ru.

Дополнительная литература, рекомендуемая при использовании вариативной составляющей с формированием различных траекторий обучения информатике и развития информационной активности учащихся, размещена на сайте методической службы (metodist.lbz.ru/iumk/informatics/umk10-11.php )


Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы


Аппаратные средства


  • Компьютер - универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.

  • Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.

  • Принтер - позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.

  • Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети - дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами.

  • Устройства вывода звуковой информации - наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией.

  • Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами - клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения).

  • Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат, наушники с микрофоном.


Программные средства


  • Операционная система Windows 7.

  • Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

  • Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0.

  • Программа-архиватор WinRar.

  • Клавиатурный тренажер.

  • Интегрированное офисное приложение МS Office 2007, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.

  • Звуковой редактор.

  • Простая система управления базами данных.

  • Простая геоинформационная система.

  • Система автоматизированного проектирования АВВYY FineReader 8.0 Sprint.

  • Виртуальные компьютерные лаборатории.

  • Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

  • Система программирования TurboPascal.

  • Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

  • Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

  • Простой редактор Web-страниц.

9


© 2010-2022