- Преподавателю
- Информатика
- Применение средств проектной деятельности на уроках информатики как условие развития самостоятельности обучающихся
Применение средств проектной деятельности на уроках информатики как условие развития самостоятельности обучающихся
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Культяева Н.Л. |
Дата | 02.09.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«Применение средств проектной деятельности на уроках информатики как условие развития самостоятельности обучающихся»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: 1 сессия - с 12 января по 16 января 2015 года
2 сессия - с 26 января по 30 января 2015 года
Выполнила: Культяева Наталья Леонидовна,
учитель информатики
ГБОУ СОШ пос. Ильмень
Приволжского района Самарская области
2014 г.
Оглавление
Введение 3
-
Паспорт СДП 3
-
Актуальность ИР 3
-
Цели и задачи ИР 4
-
Ожидаемые результаты 5
Основная часть 7
-
Теоретическое описание модели 7
-
Описание изменений в образовательном процессе:
-
Изменения в содержательно-технологическом блоке 9
-
Изменения в контрольно-оценочном блоке 11
-
Изменения в ресурсном обеспечении 14
-
Выводы по ИР 15
Заключение 17
Список информационных источников 17
Введение
Паспорт ИР
• Представлена система деятельности педагога Культяевой Натальи Леонидовны на примере Рабочей программы по «Информатике и ИКТ» для обучающихся общеобразовательной школы;
• Целевая аудитория - 5-11 класс;
• Место реализации - ГБОУ СОШ пос. Ильмень Приволжского района Самарской области.
Актуальность данной работы состоит в том, что в последние годы особое внимание обращено на использование в обучении приемов и методов, которые формируют у обучающихся умение самостоятельно добывать новые знания, собирать и анализировать необходимую информацию, умение успешно использовать свои знания и навыки для решения разных практических задач, встречающихся в реальной жизни. Методы и технологии обучения на всех ступенях образования, в рамках каждого учебного предмета, в том числе и информатики, призваны решить проблемы, связанные с развитием у школьников умений и навыков самостоятельности и саморазвития. Конечным результатом является активная самостоятельная деятельность обучающегося, сформированность умений и навыков мышления, то есть способность к самообучению.
В связи с этим необходимо переориентировать образовательную деятельность с объяснительно-иллюстративных технологий на применение более эффективных педагогических технологий, таких, например, как проектная деятельность.
В новом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что «обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [3].
Анализ результатов педагогической деятельности, ОП, который был проведен в мае 2013 года показал, что, существуют недостатки в образовательной деятельности:
-
неравномерность общей подготовки обучающихся по предмету;
-
обучающиеся пока не владеют способностью к самоорганизации, умением оперативно, целенаправленно и качественно работать с информацией;
-
в учебниках по информатике излагается в основном информационный материал, в них мало заданий практического и творческого характера;
-
в основном образовательном процессе недостаточно времени уделяется самостоятельной работе обучающихся.
На основе проведенного анализа можно сформулировать существующую профессиональную проблему: «Какие условия на уроках информатики необходимы и достаточны для развития самостоятельности у обучающихся? Какие педагогические технологии нужно использовать и как они влияют на развитие самостоятельности?»
Для решения существующей профессиональной проблемы необходимо сформулировать цель, поставить задачи и представить ожидаемые результаты по внедрению в ОП методики проектной деятельности.
Цель данной работы - внедрение в ОП технологии проектной деятельности и создание необходимых условий для формирования личности обучающегося, владеющего современными технологиями и в силу этого способного самостоятельно адаптироваться к быстро меняющемуся миру, через создание единой системы деятельности педагога.
Задачи:
-
Внедрить в ОП технологию проектной деятельности;
-
Описать новый образовательный результат, сформированный у обучающихся в процессе внедрения в ОП технологии проектной деятельности;
-
Охарактеризовать изменения в образовательном процессе;
-
Охарактеризовать изменения в условиях, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов.
Ожидаемые результаты
Применение технологии проектной деятельности на уроках информатики позволит:
-
реализовать индивидуальный подход в обучении, тем самым развивать их самостоятельность и потребность в самообразовании;
-
сформировать и развивать внутреннюю мотивацию обучающихся к более качественному овладению общей компьютерной грамотностью;
-
заинтересовать обучающихся в освоении таких приёмов, которые позволят расширять полученные знания самостоятельно, т. е. научить оперативно осуществлять поиск информации, производить её структурирование, находить оптимальный алгоритм обработки;
-
активизировать инициативу, творческий потенциал обучающихся;
-
реализовать межпредметные связи;
-
сформировать и развивать коммуникативные способности, умение работать в команде;
-
создать комфортные условия для формирования у обучающихся адекватной самооценки.
Обучающиеся станут более самостоятельными, уверенными, коммуникативными в приобретении общеучебных умений и навыков, а также опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания, растет интерес не только к предмету, но и к обучению в целом.
Отношения в рамках «учитель - ученик» станут более гармоничными, психологическая среда - более комфортной, преобладает эффективное (конструктивное) общение, т. к. устраняется прямая зависимость обучающегося от педагога путем перестраивания их отношений в процессе самостоятельной познавательной деятельности.
С внедрением проектной деятельности, в основе которой лежат самостоятельная исследовательская и творческая деятельность обучающихся, появляется возможность на уроках информатики, углублять и закреплять знания, полученные ими по другим предметам, выполнять социальные заказы общества.
Обязательным условием для успешной реализации технологии проектной деятельности необходимы:
-
материально-технические ресурсы, т. е. должна быть сформирована информационно-образовательная среда образовательного учреждения, включающая комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных технологий: компьютеры, проектор и иное оборудование;
-
кадровые ресурсы, т. е. необходима соответствующая подготовка педагогов, умелое, грамотное владение новой техникой и инновационными технологиями;
-
информационные ресурсы, т. е. необходим надежный и быстрый доступ к информационным ресурсам сети Интернет и коллекциям медиа-ресурсов на электронных носителях;
-
научно-методические ресурсы, т. е. необходимы методические пособия по применению проектной деятельности на уроках и во внеурочное время.
Основная часть
Проектная деятельность в информатике интересна спектром её применения на уроках различных типов и на разных этапах урока. Проектная деятельность позволяет отойти от авторитарности в обучении, всегда ориентирована на самостоятельную работу учащихся. С помощью этой технологии обучающиеся не только получают сумму тех или иных знаний, но и обучаются приобретать эти знания самостоятельно, пользоваться ими для решения познавательных и практических задач. Проектная деятельность разнообразна как по видам, так и по целям. Её успешно можно использовать и для контроля знаний и для исследовательской работы, и для отработки практических умений и навыков, а также на этапе закрепления знаний обучающихся.
Проект - это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый обучающимся комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.
Педагогическая цель любого проекта - формирование различных компетенций.
«Образовательная компетенция» - это совокупность социального опыта, знаний, умений и навыков, обеспечивающих готовность к решению исследовательских задач с неформулируемым условием.
Внешне компетенции проявляются в форме умений. Можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние. К ним относятся:
-
исследовательские (генерировать идеи, находить или изобретать способы действия, умение находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать лучшее решение);
-
информационные (самостоятельно осуществлять поиск и анализ нужной информации, выявлять её недостатки);
-
социального воздействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать взаимопомощь);
-
коммуникативные (умение вступать в диалог, задавать вопросы; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс);
-
презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
-
оценочные (оценивать ход, результат своей или чужой деятельности);
-
рефлексивные (отвечать на вопросы «Чему научился?», «Чему мне необходимо научиться?», а также адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).
Роль педагога при работе обучающегося над проектом можно охарактеризовать следующими словами - не вести за собой, а быть рядом, то есть корректировать, координировать работу над проектом, провоцировать самостоятельную деятельность и познавательный интерес, бросать вызов сообразительности ученика.
Основные требования к использованию проектной деятельности:
-
наличие значимой в творческом плане проблемы, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
-
практическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
-
самостоятельная деятельность учащихся.
-
структурирование содержательной части проекта.
-
использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий:
-
-
определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
-
выдвижение гипотез их решения;
-
обсуждение методов исследования;
-
обсуждение способов оформление конечных результатов;
-
сбор, систематизация и анализ полученных данных;
-
подведение итогов, оформление результатов, их презентация;
-
выводы, выдвижение новых проблем исследования.
-
Для определения типа проекта используются следующие признаки:
-
доминирующая в проекте деятельность (исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная, ознакомительно-ориентировочная и прочие);
-
предметно-содержательная область (монопроект, межпредметный проект);
-
характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта);
-
характер контактов (среди участников школы, класса, города и др.);
-
количество участников проекта;
-
продолжительность проекта.
Метод проектов может принести пользу только при правильном его применении, хорошо продуманной структуре осуществляемых проектов и личной заинтересованности всех участников проекта в его осуществлении.
Используемые мной рабочие программы по информатике на второй и третьей ступенях обучения в школе разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Программы предусматривают формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Рабочие программы ориентирована не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы обучающегося. При разработке рабочей программы для 5-9 классов я опираюсь на авторскую программу по курсу «Информатика и ИКТ» и УМК Л. Л. Босовой. Для работы в старшем звене использую УМК Н. Д. Угриновича 10-11 классов.
Для того, чтобы оптимально использовать возможности проектной деятельности, выделяю следующие этапы:
-
пропедевтический этап (5-7 класс);
Один проект выполняется, как правило, за один урок. Самыми любимыми темами, в силу развитого образного восприятия в этом возрасте, могут быть проекты, выполненные в среде графического редактора Paint: «Открытка маме», «Елочная игрушка», «Мои летние каникулы» и др. Нестандартные работы предлагаются обучающиеся по теме: «Ассоциации с погодой» и др. Индивидуальность каждого выражается в произвольном выборе цветового и графического решения, а обязательность применения определенных инструментов и функций приложения служат в качестве закрепления пройденного материала.
-
базовый курс (8-9 классы);
В проекты добавляется исследовательская деятельность. Чтобы составить генеалогическое древо своей семьи необходимо общение с представителями старших поколений (бабушки, прабабушки), а итогом становится проект «Иерархическая модель. Генеалогическое древо семьи», выполненный средствами векторной графики в Word или программы «Живая Родословная». С огромным удовольствием выполняются и проекты-презентации на тему «Моя семья» в PowerPoint. В этом же приложении осуществляются и групповые проекты «Мой класс», «Моя школа», «Любимый город» и др.
-
профильный этап обучения (10-11 классы).
Проектная деятельность продолжается по следующим направлениям: «Семейный бюджет» (выполняется в электронных таблицах Excel); «Бизнес-план фирмы» (Excel, Word, PowerPoint), «Домашняя библиотека» (Access) и др.
Темы проектов выбираются обучающимися самостоятельно или по рекомендации педагогов-предметников. Одним из наиболее важных требований в отборе тем проектов считается его творческую направленность. При подборе творческих проектов обязательно учитываются индивидуальные особенности обучающихся, степень их подготовленности, возрастные и физиологические возможности. Кроме того, важным требованием при отборе творческих проектов является их общественно-полезная или личностная значимость. Общественно-полезная ценность объекта проектирования может включать в себя значимость по удовлетворению запросов обучающегося, его семьи, класса, школы, общества.
Работа над проектной работой проходит в несколько этапов:
-
Подготовка к работе над проектом.
-
Выбор темы.
-
Постановка цели и задачи проекта.
-
Поиск информации различными способами.
-
Поиск иллюстраций.
-
Разработка структуры проекта.
-
Разработка дизайна проекта.
-
Подготовка к защите.
-
Презентация проекта (защита).
-
Анализ проектной работы.
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности - презентация проекта. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности. Эта презентация готового продукта может быть в виде: деловой игры, инсценировки, театрализации, газеты, альбома, фотовыставки, пресс-конференции, демонстрации видеофильма и т.д.
Важно, чтобы обучающиеся ощутили необходимость в той работе, которую они проделали, и почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость другим.
Контрольно-оценочный блок
Обучающимся необходимо:
1. Сделать самоанализ своей работы
2. Оценить работу участников своей группы.
Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь обучающимся произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить ответить на следующие вопросы:
1. Как оценили вашу работу окружающие и те, кто будет использовать ваш проект?
2. Как улучшить проект и каковы направления для дальнейшего исследования? и т.д.
Кроме результата самого проекта существует другой, не менее важный результат. Это эффект вовлечения обучающихся в процесс самостоятельного «добывания знаний» и их применения: мотивация, рефлексия, умение делать выбор, анализировать и оценивать результаты собственной деятельности. Выполненный проект как вторая часть результата должен оцениваться тремя экспертами: самим обучающимся или группой (самооценка), педагогом и одноклассниками. Таким образом выставляются три оценки и определяется среднеарифметическая величина.
Примерные параметры внешней оценки проекта:
сложность темы;
актуальность и новизна предлагаемых решений;
полнота раскрытия темы и количество предлагаемых решений;
практическая ценность;
уровень самостоятельности участников;
качество оформления доклада;
визуальный ряд проекта;
внешняя оценка (отзыв, рецензия специалистов, других педагогов);
качество доклада (ясность изложения, оригинальность представления);
проявление глубины и широты представлений по данному предмету;
ответы на вопросы жюри;
ответы на вопросы участников других проектов.
При оценке успешности обучающегося в проекте самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности). Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов.
Можно предложить следующий метод фиксации и оценивания учебных достижений при разработке и защите проекта-презентации.
I. При оценивании создания проекта-презентации учитывается:
1. работа с текстом: оптимальность подбора количества и параметров текста на слайдах, грамотность, рациональное использование текстовых полей;
2. работа с фоном: присутствие рисуночного фона на слайде с оглавлением, различных видов фонов на других слайдах;
3. работа с анимацией: обоснованность выбора различных видов, времени начала и скорости анимации;
4. система навигации по слайдам: наличие общего меню переходов на каждом слайде, наличие кнопок переходов между слайдами;
5. работа с эффектами смены слайдов 6. общее дизайнерское решение презентации.
II. При оценивании технологии подачи материала учитывается:
1. формулировка и оформление слайдов доклада;
2. репетиция и приобретение уверенности в презентации;
3. абсолютное владение данной темой;
4. максимальное привлечение внимания аудитории;
5. получение отзывов у аудитории.
III. Общая оценка проекта в баллах:
• Практическая значимость проекта (от 1 до 3 баллов) означает, может ли проект быть применен в дальнейшем, на уроках в других классах и на других предметах, чем больше сфера применения - тем больше баллов.
• Оформление проекта (от 1 до 5 баллов) - удобен ли интерфейс проекта для пользователя, есть ли инструкции к использованию проекта;
• Презентация проекта (от 1 до 5 баллов) - оценивается выступление авторов: насколько полно и доступно представлен проект, изложены цели, область применения, этапы выполнения проекта; соблюден регламент выступления: не более 5-7 минут.
• Общая оценка в баллах:
сумма баллов до 8 - оценка "удовлетворительно",
8 - 11 баллов - оценка "хорошо",
12 - 13 баллов - оценка "отлично".
Ресурсное обеспечение
-
Дидактическое обеспечение (информационные среды для разработки проектов):
-
Текстовый редактор (Microsoft Office Word или другой редактор)
-
Электронные таблицы (Microsoft Office Excel или аналог)
-
Графические редакторы (Paint, Gimp и др)
-
Публикации (Microsoft Office Publisher)
-
Базы данных (Microsoft Office Access)
-
Презентации (Microsoft Office PowerPoint)
-
Среды программирования (Pascal, C, Delphi, Visual C и др.)
-
Блоги, Web - сайты
-
Облачные сервисы Интернет
К началу работы над проектом обучающиеся должны владеть навыками работ в программных средах, при помощи которых он создается.
-
Научно-методическое обеспечение: научно-методическая литература по данной теме, в том числе курсовая подготовка по технологии проектной деятельности, педсоветы и мастер-классы по данной технологии.
-
Психолого-педагогическое сопровождение учащихся: анкетирование.
-
Материально-техническое обеспечение: мультимедийное оборудование, комплекты дисков по предмету, раздаточный материал для учащихся.
-
Кадровые ресурсы: педагоги, прошедшие подготовку по внедрению технологии проектной деятельности.
Выводы
Результатом использования проектной деятельности может служить достижение обучающимися определенного уровня функциональной грамотности и компетенций. Отслеживание результатов применения проектного метода проводилось с помощью промежуточного и итогового контроля, тестирования, контрольных работ и зачетов по каждой теме.
По результатам реализации данной технологии обучения можно сделать следующие выводы: использование в обучении современных образовательных технологий, в том числе технологии проектной деятельности, дает положительные результаты.
Уровень обученности за три последних года высокий, абсолютная успеваемость во всех классах составила 100%. Динамика качественной успеваемости в 5 - 11-х классах положительная. Качество знаний за 3 года увеличилось с 87% до 92%.
Таблица 1. Анализ успеваемости учащихся за период 2013-2015 годы
Год
Количество обучающихся
Обученность
Качество знаний
чел.
%
чел.
%
май 2013
111
111
100
97
87
2013 - 2014
109
109
100
99
91,6
1 полугодие
2014 - 2015
109
109
100
100
92
Диаграмма 1. Сравнительный анализ уровня успеваемости обучающихся.
Заключение
Возможности технологии проектной деятельности достаточно велики, так как раскрывают новые возможности и для ученика, и для учителя. Благодаря этой технологии центральное место в системе "учитель - ученик" занимает обучающийся, который выполняет задание в тот отрезок времени и с той степенью понимания, осмысления и запоминания, которая соответствует его индивидуальным возможностям.
Мотивация обучения повышает интерес к предмету, занятость каждого ученика исключает нарушения дисциплины.
Список информационных источников
Нормативно-правовая база:
-
Закон РФ об образовании.
-
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»: утв. Президентом Российской Федерации 4 февраля 2010 г. № Пр-271.
Основная литература:
-
Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие / под ред. Е. С. Полат. - М.: Изд. центр «Академия», 2010.
-
Жильцова О. А. Организация исследовательской и проектной деятельности школьников // Дистанционная поддержка педагогических инноваций при подготовке школьников к деятельности в сфере науки и высоких технологий. - М., 2007.
-
Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие / И. В. Роберт [и др.]. - М.: Дрофа, 2007.
-
Касицина Н.В., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Четыре тактики педагогики поддержки. Эффективные способы взаимодействия учителя и ученика. СПб.: Агенство образовательного сотрудничества. Образовательные проекты. Речь; М.: Сфера, 2010.
Дополнительная литература:
-
Дронов В. П., Кондаков А. М. Новый стандарт общего образования - идеологический фундамент российской школы // Педагогика. - 2009. - № 4. - С. 22
17