Формирование УУД и метод проектов

Раздел Информатика
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Крюкова Л.А., учитель математики

г. Челябинск

Формирование универсальных учебных действий и метод проектов


Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования происходит, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Стандарт основного общего образования требует овладения опытом разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), познания и самопознания; умения решать различные практические задачи.

Для оценки состояния формирования универсальных учебных действий нами проведено исследование, в котором использовался следующий инструментарий: тестирование, диагностическая контрольная работа, беседы и опросы в устной форме.

Тестирование состояло из вопросов, на которые предполагаются ответы в утвердительной форме (да/нет). Тест позволил оценить сформированность коммуникативных и личностных универсальных учебных действий. Обработка теста подразумевала суммирование положительных и отрицательных ответов в зависимости от вопроса, затем сравнения двух результатов.

Класс _____

ФИ ______________________________________________

Отвечать: да/нет

  1. Математика - самый сложный предмет _______________

  2. Я всегда понимаю то, что объясняет учитель _____________

  3. Я с трудом что-либо понимаю на уроке ______________

  4. Мне нравится форма записи учебного материала (поля) ____________

  5. Мне легче воспринимать новый материал, когда я у доски ____________

  6. Мне нравится, когда на уроке можно работать мини-группой ____________

  7. Мне комфортно заниматься на уроке в паре (с соседом) ______________

  8. Мне удобно работать фронтально (разбор нового материала всем классом) _____________

  9. Иногда мне кажется, что учитель меня игнорирует и недооценивает _______________

  10. Меня слишком часто хвалит учитель ________________

  11. На уроке математики всегда сформирована дружеская атмосфера и мне психологически комфортно __________________

  12. Я боюсь учителя __________________

  13. У меня есть претензии к учителю, но я не буду их высказывать ______________

  14. Учитель всегда справедливо оценивает мои знания _______________

  15. Я считаю, что мне часто занижают оценки ____________

  16. Мне нравится приходить на урок, я всегда жду с нетерпением нового занятия ________

Можно отметить несколько универсальных учебных действий, которые тестирование позволило выделить. Во-первых, это коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. Во-вторых, это личностные УУД: нравственно-этическая ориентация и смыслообразование.

На самом деле трудно оценить, насколько честно учащиеся отвечали на предлагаемые им вопросы, и однозначно утверждать объективность полученной информации. Здесь приходится опираться на реальные знания учащихся по результатам совместной работы в течение определённого периода. В процессе обработки результатов также приходилось учитывать и возрастные особенности учащихся (13-14 лет). Таким образом, обработка результатов тестирования показала разный уровень сформированности нравственно - этического оценивания усваиваемого содержания для каждого учащегося. Оценивание обеспечивается за счёт личностного морального выбора ученика на основе социальных и личностных ценностей. Иначе сложились результаты исследования смыслообразования учащихся. Ученик, отвечая на вопросы об отношении учителя к себе самому и своём отношении к учителю, о справедливой или несправедливой оценке своих знаний учителем, тем самым оценивает собственный результат обучения. Вопросы о предпочтениях организационных форм обучения, в том числе и работа у доски, направлены на выявление тех форм, которые действительно побуждают к деятельности учащихся.

Таким образом, установление связи между результатом обучения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется, на самом деле очень сложная задача для учеников. Другими словами, это связь между целью учебной деятельности и ее мотивом. Как оказалось, далеко не все умеют это выполнять, в процентном соотношении 30% из 100%. Коммуникативные универсальные учебные действия сформированы в большей степени, чем личностные. Планирование, то есть учебное сотрудничество ученика с учителем и со сверстниками (способы взаимодействия) сформированы у всех учащихся. Точно так же у учащихся в полной мере сформирована постановка вопросов как универсальное учебное действие, позволяющее выявить инициативу в поиске и сборе информации.

Выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация подразумеваются в вопросах о скрытых претензиях учащихся к учителю. К скрытой претензии ученика так же относится и дружеская атмосфера на уроке, которая позволяет ученику ощущать психологический комфорт и зависит полностью от учителя. В результате получилось, что разрешение конфликтов как универсальное учебное действие сформировано только для 35% из 100% испытуемых.

Следующий инструментарий, который использовался в ходе исследования, Формирование УУД и метод проектов это диагностическая контрольная работа. В контрольной работе учащимся предлагалось выполнить два блока: в первом блоке два задания по алгебре, во втором блоке два задания по геометрии. Контрольная работа позволила оценить сформированность регулятивных, познавательных общеучебных и логических универсальных учебных действий. Обработка результатов подразумевала подсчет верно выполненных заданий отдельно по алгебре и отдельно по геометрии у всех учащихся.

На контрольной работе ученикам были предложены следующие задания:

  1. Привести многочлен p(m)= Формирование УУД и метод проектов к стандартному виду и найти p(-2).

2. Сравнить значения выражений: Формирование УУД и метод проектов

3. На рис. три прямые пересекаются в одной точке.

Формирование УУД и метод проектов. Найдите Формирование УУД и метод проектов

Формирование УУД и метод проектов

4. На рис. АО=СО, BO=DO, AB=5 см. Найдите CD.

Формирование УУД и метод проектов

Обозначим конкретные универсальные учебные действия, уровень сформированности которых позволяет оценить контрольная работа. Во-первых, регулятивные универсальные учебные действия: планирование, саморегуляция и оценка. Во-вторых, познавательные общеучебные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективного способа решения, структурирование знаний, а также постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. В-третьих, познавательные логические УУД: сравнение объектов по выделенным признакам, установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений и доказательство.

Проверка диагностической контрольной работы показала, что у учащихся отсутствует саморегуляция. Саморегуляция Формирование УУД и метод проектов это способность к волевому усилию, то есть к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий при решении задач по алгебре. Составлять план и последовательность действий на уроке умеют 73,7% учащихся, что говорит о среднем уровне сформированности такого УУД, как планирование (рис. 1). Что касается познавательных универсальных учебных действий, то у учащихся сформированы как общеучебные, так и логические УУД чуть выше среднего уровня (рис. 2).

Формирование УУД и метод проектов

Рис. 1. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий учащихся по алгебре

Формирование УУД и метод проектов

Рис. 2. Сформированность познавательных универсальных учебных действий учащихся по алгебре

Результаты второго блока демонстрируют сформированность саморегуляции как универсального учебного действия у учащихся на уроках геометрии на уровне 15,8% из 100% (рис. 3). Оценка как универсальное учебное действие означает выделение и осознание учеником того, что уже усвоено и того, что еще подлежит усвоению. Составлять план и последовательность действий умеют меньше половины учащихся (42,1%). В целом очень слабый результат показал анализ сформированных познавательных УУД по геометрии (рис. 4). Особенно большую сложность у учащихся вызывает установление причинно-следственных связей и доказательство (10,5%).

Формирование УУД и метод проектов

Рис. 3. Сформированность регулятивных универсальных учебных действий учащихся по геометрии

Формирование УУД и метод проектов

Рис. 4. Сформированность познавательных универсальных учебных действий по геометрии

Общие результаты обработки диагностической контрольной работы демонстрирует сводная таблица сформированности универсальных учебных действий у учащихся по алгебре и по геометрии.


Формирование УУД и метод проектов

Рис. 5. Сформированность универсальных учебных действий у учащихся по алгебре и по геометрии

В ходе исследования были проведены беседы и опрос в устной форме учителей-предметников об актуальных проблемах современной школы, требующих научно-методического исследования.

Проведение опроса среди учителей показывает, что у школьников в процессе обучения возникают трудности:

  • в самостоятельном выделении и формулировании познавательной цели;

  • в поиске и выделении необходимой информации; применении методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • в структурировании знаний;

  • в осознанном и произвольном построения речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • в выборе наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • в рефлексии способов и условий действия, контроле и оценке процесса и результатов деятельности;

  • в постановке и формулировке проблемы, самостоятельном создании алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Результаты проведённого нами исследования могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательного учреждения и в работе педагогов средней школы.

Все это свидетельствует о необходимости поиска решения данной проблемы. Поэтому в настоящее время речь идет о построении учебного процесса на базе исследовательской, поисковой деятельности, а именно метода проектов. С точки зрения развивающего эффекта метод проектов располагает большим потенциалом.

В. Килпатрик [5] под методом проектов понимает совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи - решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде конечного продукта.

В качестве основных достоинств проектного метода по сравнению с традиционными, носящими репродуктивный характер, можно выделить следующие его особенности:

  • высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации;

  • развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий;

  • приобретение детьми опыта познавательной деятельности;

  • межпредметная интеграция знаний, умений и навыков.

Необходимость развития проектной деятельности на уроках и во внеурочной деятельности актуальна, потому что проект способствует формированию универсальных учебных действий. Только оптимальное соотношение традиционных и инновационных методов обучения принесёт желаемый результат в развитии познавательной и эмоционально-волевой сферы ребенка.

А.В. Бычков [2] считает, что смена концепции вызывает лавинообразный процесс локальных изменений в системе образования в целом и в каждом ее звене в отдельности. Каждый учитель может внести свой вклад в совершенствование нашего образования, применяя новые приемы и методы обучения. Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись прежними, проверенными временем методами? Ответ очевиден: потому что новая ситуация требует новых подходов. Автор уверен в том, что если ученик сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям.

Подводя итог, отметим, что в условиях перехода на федеральные государственные стандарты образования второго поколения организация работы над проектом обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание.







Список литературы

  1. Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе. - М.: Аркти, 2008. - 168 с.

  2. Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе. - М.: Изд-во Московского университета, 2000. - 47 с.

  3. Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения / В.В. Гузеев.- М.: Знание, 1995.- 86 с.

  4. Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И.И. Джужук. - Ростов-на-Дону., 2004. - 218 c.

  5. Килпатрик, У.Х. Основы метода / У.Х. Килпатрик. - Москва-Ленинград, 1924. - 116 с.

  6. Новикова, Т.А. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. А. Новикова // Народное образование. - 2000. - С. 336.

  7. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических ВУЗов. - М.: Аркти, 2009. - 112 с.


© 2010-2022