Рабочая программа по информатике 10 класс

Пояснительная запискаДанная рабочая программа по информатике 11 класса составлена на основании следующих документов:1. Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ». 2. Федерального компонента Государственного стандарта общего образования: Приказ МО и Н Российской Федерации №1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; 3. Учебного плана для 5-11 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Алексеевской средней общеобразовательной школы №3 им. Г. С. Боровикова Алексеевского района Республики Татарстан на 2014- 2015 учебный год: Приказ № 74 од от 1. 09.2014г.4. Локального акта образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы): Приказ № 92 од от 1. 09. 2014г. по МБОУ АСОШ №3 им. Г. С. Боровикова.5. Приказа №78од от 01.09.2014 года по Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Алексеевской средней общеобразовательной школе №3 им. Г. С. Боровикова Алексеевского муниципального района Республики Татарстан «Об утверждении учебников».6. Закона №52 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);7. Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 12.03.2014 №27-ФЗ.Рабочая программа по информатике и ИКТ составлена на основе авторской программы И.Г.Семакина с учетом примерной программы основного общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне и кодификатора элементов содержания для составления контрольных измерительных материалов (ЕГЭ) государственной итоговой аттестации. Имеются некоторые структурные отличия. Так в рабочей программе изучение материала выстроено в соответствии с порядком его изложения в учебниках , что способствует лучшему его освоению учениками. За счет резерва учебного времени, предусмотренного Программой базового курса информатики , в рабочую программу включены уроки итогового тестирования по изученным темам. Данная рабочая программа рассчитана на учащихся, осваивающих базовый курс информатики и ИКТ в основной школе. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с Уставом школы в виде рейтингового контроля знаний учащихся. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного, письменного опроса. Программой предусмотрено проведение контрольных работ, контрольного тестирования, практических работ и практикумов, в том числе. Курс информатики основной школы нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.Практическая часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов. В связи с этим, а также для повышения мотивации, эффективности всего учебного процесса, последовательность изучения и структуризация материала построены таким образом, чтобы как можно раньше начать применение возможно более широкого спектра информационных технологий для решения значимых для школьников задач. Основная цель базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих задач:освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности; приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.Изучение курса предполагает наличие в школе компьютерного класса и включение практической работы на компьютерах в общее количество учебных часов. Программой предполагается проведение непродолжительных практических работ (20-25 мин), направленных на отработку отдельных технологических приемов, и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся. Программа рассчитана на 2 ч. в неделю (70 часов ).Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 14, количество контрольных работ - 5.Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для старшей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:-Линию информация и информационных процессов (определение информации, измерение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информационные основы процессов управления);-Линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: информационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей).-Линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии).-Линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).-Линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информационная культура, информационное право, информационная безопасность)Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, являются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии». Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоретическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, операционных систем и прикладного программного обеспечения. В меньшей степени такая независимость присутствует в практикуме. Практикум состоит из трех разделов. Первый раздел «Основы технологий» предназначен для повторения и закрепления навыков работы с программными средствами, изучение которых происходило в рамках базового курса основной школы. К таким программным средствам относятся операционная система и прикладные программы общего назначения (текстовый процессор, табличный процессор, программа подготовки презентаций). Задания этого раздела ориентированы на MicrosoftWindows – MicrosoftOffice. Однако, при использовании другой программной среды (например, на базе ОС Linux), учитель самостоятельно может адаптировать эти задания. Задания из первого раздела практикума могут выполняться учениками в индивидуальном режиме и объеме. Основная цель их выполнения – повторение и закрепление пройденного, в чем потребность у разных учеников может быть разной. Ученикам, имеющим домашние компьютеры, эти задания могут быть предложены для домашнего выполнения.Второй раздел практикума содержит практические работы для обязательного выполнения в 10 классе. Из 12 работ этого раздела непосредственную ориентацию на тип ПК и ПО имеют лишь две работы: «Выбор конфигурации компьютера» и «Настройка BIOS». Третий раздел практикума содержит практические работы для выполнения в 11 классе. Имеющиеся здесь задания на работу с Интернетом ориентированы на использование клиент-программы электронной почты и браузера фирмы Microsoft. Однако они легко могут быть адаптированы и к другим аналогичным программным продуктам, поскольку используемые возможности носят общий характер. Более жесткую привязку к типу ПО имеют задания на работу с базой данных и электронными таблицами. В первом случае описывается работа в среде СУБД MSAccess, во втором – MSExcel. При необходимости задания этого раздела могут быть выполнены с использованием других аналогичных программных средств: реляционной СУБД и табличного процессора.При увеличении учебного плана (более 70 часов) объем курса следует расширять, прежде всего, путем увеличения объема практической части. Дополнительные задания для практикума следует брать из соответствующих разделов задачника-практикума по информатике [3]. Согласно рекомендациям Министерства, общеобразовательный курс информатики базового уровня предлагается изучаться в классах индустриально-технологического, социально-экономического профилей и в классах универсального обучения (т.е. не имеющих определенной профильной ориентации). В связи с этим, курс рассчитан на восприятие учащимися, как с гуманитарным, так и с «естественно-научным» и технологическим складом мышления. Отметим некоторые обстоятельства, повлиявшие на формирование содержания учебного курса. В современном обществе происходят интеграционные процессы между гуманитарной и научно-технической сферами. Связаны они, в частности, с распространением методов компьютерного моделирования (в том числе и математического) в самых разных областях человеческой деятельности. Причина этого явления состоит в развитии и распространении ИКТ. Если раньше, например, гуманитарию для применения математического моделирования в своей области следовало понять и практически освоить ее весьма непростой аппарат (что для некоторых из них оказывалось непреодолимой проблемой), то теперь ситуация упростилась: достаточно понять постановку задачи и суметь подключить к ее решению подходящую компьютерную программу, не вникая в сам механизм решения. Стали широко доступными компьютерные системы, направленные на реализацию математических методов, полезных в гуманитарных и других областях. Их интерфейс настолько удобен и стандартизирован, что не требуется больших усилий, чтобы понять, как действовать при вводе данных и как интерпретировать результаты. Благодаря этому, применение методов компьютерного моделирования становится все более доступным и востребованным для социологов, историков, экономистов, филологов, химиков, медиков, педагогов и пр. и пр.Место предмета в базисном учебном планеКурс рассчитан на изучение в 10 классе общеобразовательной средней школы. Его содержание соответствует общему уровню развития и подготовки учащихся данного возраста. Курс изучается по одному варианту планирования учебного времени: минимальный вариант базового курса – 70 учебных часов. Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по темам. В программе установлена оптимальная последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет необходимый набор форм учебной деятельности.Место курса в решении общих целей и задач на III ступени обучения. Информационные процессы и информационные технологии являются сегодня приоритетными объектами изучения на всех ступенях школьного курса информатики. Одним из наиболее актуальных направлений информатизации образования является развитие содержания и методики обучения информатике, информационным и коммуникационным технологиям в системе непрерывного образования в условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества. В соответствии со структурой школьного образования вообще (начальная, основная и профильная школы), сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатики и ИКТ», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационно – коммуникационных технологий.Основным предназначением образовательной области «Информатика» на III ступени обучения базового уровня являются получение школьниками представление о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, классификация информации, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмысленно видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формировать основы научного мировоззрения.Формы организации учебного процесса Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов. Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической – или контрольной работы.Итоговый контроль (итоговая аттестация) осуществляется по завершении учебного материала в форме,определяемой приказом директора школы и решением педагогического совета.Содержание программы10 класс (70 час.)1. Информация (14 часов).Основные подходы к определению понятия «информация». Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. 2. Информационные процессы в системах (24 часа).Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах. Обработка информации. Преобразование информации на основе формальных правил.Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. 3. Информационные модели (12 часов) .Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования.Формы представления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.Алгоритм как модель деятельности. 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов (20 часов).Компьютер – универсальная техническая система обработки информации. Аппаратное и программное обеспечение компьютера.Архитектуры современных компьютеров.Многообразие операционных систем.Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации. Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики и звука. Локальные сети. Топологии локальных сетей. Организация глобальных сетей.Тема 1. Введение. Структура информатики.Учащиеся должны знать: - в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах- из каких частей состоит предметная область информатикиТема 2. Информация. Представление информации.Учащиеся должны знать: - три философские концепции информации- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации- что такое язык представления информации; какие бывают языки- понятия «кодирование» и «декодирование» информации- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо- понятия «шифрование», «дешифрование». Тема 3. Измерение информации.Учащиеся должны знать: - сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации- определение бита с алфавитнойт.з.- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации- определение бита с позиции содержания сообщенияУчащиеся должны уметь:- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)- выполнять пересчет количества информации в разные единицыТема 4. Введение в теорию систем.Учащиеся должны знать: - основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема- основные свойства систем: целесообразность, целостность- что такое «системный подход» в науке и практике- чем отличаются естественные и искусственные системы- какие типы связей действуют в системах- роль информационных процессов в системах- состав и структуру систем управленияУчащиеся должны уметь:- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)- анализировать состав и структуру систем- различать связи материальные и информационные.Тема 5. Процессы хранения и передачи информации.Учащиеся должны знать: - историю развития носителей информации- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность- понятие «шум» и способы защиты от шумаУчащиеся должны уметь:- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачиТема 6. Обработка информации.Учащиеся должны знать: - основные типы задач обработки информации- понятие исполнителя обработки информации- понятие алгоритма обработки информации- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов - определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста Учащиеся должны уметь:- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной ПостаТема 7. Поиск данных.Учащиеся должны знать: - что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»- что такое «структура данных»; какие бывают структуры- алгоритм последовательного поиска- алгоритм поиска половинным делением- что такое блочный поиск- как осуществляется поиск в иерархической структуре данныхУчащиеся должны уметь:- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютераТема 8. Защита информации.Учащиеся должны знать: -какая информация требует защиты-виды угроз для числовой информации-физические способы защиты информации-программные средства защиты информации-что такое криптография-что такое цифровая подпись и цифровой сертификатУчащиеся должны уметь:- применять меры защиты личной информации на ПК- применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)Тема 9. Информационные модели и структуры данных.Учащиеся должны знать: - определение модели- что такое информационная модель- этапы информационного моделирования на компьютере- что такое граф, дерево, сеть- структура таблицы; основные типы табличных моделей- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицыУчащиеся должны уметь:- ориентироваться в граф-моделях- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы- строить табличные модели по вербальному описанию системыТема 10. Алгоритм – модель деятельности.Учащиеся должны знать: - понятие алгоритмической модели- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык- что такое трассировка алгоритмаУчащиеся должны уметь:- строить алгоритмы управления учебными исполнителями- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицыТема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение.Учащиеся должны знать: - архитектуру персонального компьютера- что такое контроллер внешнего устройства ПК- назначение шины- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК- основные виды памяти ПК- что такое системная плата, порты ввода-вывода- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.- что такое программное обеспечение ПК- структура ПО ПК- прикладные программы и их назначение- системное ПО; функции операционной системы- что такое системы программированияУчащиеся должны уметь:- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения- соединять устройства ПК- производить основные настройки БИОС- работать в среде операционной системы на пользовательском уровнеТема 12. Дискретные модели данных в компьютере.Учащиеся должны знать: - основные принципы представления данных в памяти компьютера- представление целых чисел- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком- принципы представления вещественных чисел- представление текста- представление изображения; цветовые модели- в чем различие растровой и векторной графики- дискретное (цифровое) представление звукаУчащиеся должны уметь:-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цветаТема 13. Многопроцессорные системы и сети.Учащиеся должны знать: - идею распараллеливания вычислений- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации- назначение и топологии локальных сетей- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)- основные функции сетевой операционной системы- историю возникновения и развития глобальных сетей- что такое Интернет- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)- способы организации связи в Интернете- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IPТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯВ результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен:знать/понимать:- основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств информационных и коммуникационных технологий;- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;- назначение и функции операционных систем;уметь:- оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;- распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах;- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые документы;- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необходимую информацию по запросу пользователя;- наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании;- ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизированными информационными системами;- автоматизации коммуникационной деятельности;- соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;- эффективной организации индивидуального информационного пространства.ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ НА КОМПЬЮТЕРЕПрактическая работа № 1.1 «Работа в среде операционной системы MicrosoftWindows»Практическая работа № 1.2 «Текстовый процессор MicrosoftWord: ввод, редактирование и форматирование текста» Практическая работа № 1.3 «Текстовый процессор MicrosoftWord: шрифты, размер символов, начертания»Практическая работа № 1.4 «Текстовый процессор MicrosoftWord: вставка объектов, работа с таблицами»Практическая работа № 1.5 «Текстовый процессор MicrosoftWord: итоговая работа»Практическая работа № 1.6 «Векторная графика. Инструментальные средства для рисования в MicrosoftWord»Практическая работа № 1.7 «Подготовка презентаций: знакомство с пакетом MicrosoftPowerPoint»Практическая работа № 1.8 «Электронные таблицы: табличный процессор MicrosoftExcel»Практическая работа № 1.9 «Электронные таблицы: деловая графика в MicrosoftExcel»Практическая работа № 2.1 «Измерение информации»Практическая работа № 2.2 «Автоматическая обработка данных»Практическая работа № 2.3 «Шифрование данных» Практическая работа № 2.4 «Структура данных: графы»Практическая работа № 2.5 «Структура данных: таблицы»Практическая работа № 2.6 «Управление автоматическим исполнителем»Практическая работа № 2.7 «Выбор конфигурации компьютера»Практическая работа № 2.8 «Настройка BIOS»Практическая работа № 2.9 «Представление чисел»Практическая работа № 2.10 «Представление текстов. Сжатие тестов»Практическая работа № 2.11 «Представление изображения и звука»Практическая работа № 2.12 «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»»Формы организации учебного процесса:индивидуальные;групповые;индивидуально-групповые;фронтальные;практикумы. Формы контроля ЗУН (ов);наблюдение;беседа;фронтальный опрос;опрос в парах;практикум.Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы Аппаратные средства Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видео-изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести переписку с другими школами. Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося. Программные средства Операционная система. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). Антивирусная программа. Программа-архиватор. Клавиатурный тренажер. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. Звуковой редактор. Простая система управления базами данных. Простая геоинформационная система. Система автоматизированного проектирования. Виртуальные компьютерные лаборатории. Программа-переводчик. Система оптического распознавания текста. Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.). Система программирования. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). Браузер (входит в состав операционных систем или др.). Программа интерактивного общения Простой редактор Web-страниц Литература для учителя:1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ Семакин И.Г., Е .К. Хеннер.- 4-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 246 с.: ил.2. - Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов/ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина.- 6-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.- 120 с. : ил.3. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие/ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер .- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 102 с. : ил.4. «Задачник –практикум» 8-11 классы: Семакин И.Г., Е.К. Хеннер, - Москва. Бином, Лаборатория знаний, 2010 год 5. Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/6. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ Семакин И.Г., Е .К. Хеннер.- 4-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 246 с.: ил.7. - Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов/ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина.- 6-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.- 120 с. : ил.8. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие/ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер .- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 102 с. : ил.9. «Задачник –практикум» 8-11 классы: Семакин И.Г., Е.К. Хеннер, - Москва. Бином, Лаборатория знаний, 2010 год 10. Единая коллекция ЦОР 8-11 кл. Семакин И.Г.. М., Бином, 2009.11. ЕГЭ 2010. Информатика. Сборник заданий. М. :Эксмо, 2009 г.Литература для учащихся:1.Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ Семакин И.Г., Е .К. Хеннер.- 4-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 246 с.: ил.2.Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов/ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина.- 6-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.- 120 с. : ил.3.«Задачник –практикум» 8-11 классы: Семакин И.Г., Е.К. Хеннер, - Москва. Бином, Лаборатория знаний, 2010 год 4.Цифровые образовательные ресурсы: «Информатика-базовый курс», Семакина И., Залоговой Л., Русакова С., Шестаковой Л. http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/a30a9550-6a62-11da-8cd6-0800200c9a66/ Учебно-тематическое планированиепо информатике и ИКТКласс 10Учитель Климова Марина АлександровнаКоличество часовВсего35 час, в неделю1 час.Плановых контрольных уроков 3;Планирование составлено на основе 1.Стандарта среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень.2. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика 2 – 11 класс / Сост. М.Н.Бородин. М: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007. – 448с.Учебник: Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов/ Семакин И.Г., Е.К. Хеннер.- 4-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.- 246 с.: ил. Дополнительная литература: Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10-11 классов/ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер, Т.Ю.Шеина.- 6-е изд.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.- 120 с. : ил. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10-11 классы: методическое пособие/ И.Г.Семакин, Е.К.Хеннер.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.- 102 с. : ил. «Задачник –практикум» 8-11 классы: Семакин И.Г., Е.К. Хеннер, - Москва. Бином, Лаборатория знаний, 2010 год Единая коллекция ЦОР 8-11 кл. Семакин И.Г.. М., Бином, 2009.
Раздел Информатика
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся (или виды учебной деятельности, элементы содержания)

Виды контроля, измерители

Планируемые результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата проведения

План

Факт

Введение

1

Введение. Структура информатики. Техника безопасности.

1

Урок-лекция с элементами беседы Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый/ Фронтальная

Информация. Компьютер. Информатика.

Техника безопасности и организация рабочего места. Клавиатурный тренажёр в режиме ввода слов

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

- из каких частей состоит предметная область информатики

- выполнение требований ТБ, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами ИКТ;

Стр.5-7



Глава 1. Информация.

2

Понятие информации.(п.1)

1

Урок-лекция с элементами беседы Объяснительно-иллюстративный/ Фронтальная

владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации


П.1



3

Понятие информации.

1

Комбинированный

владение устной речью; работа с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- три философские концепции информации

- понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации


П.1



4

Представление информации, языки, кодирование.(п.2)

1

Объяснительно-иллюстративный/ Фронтальная

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;


Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».

Учащиеся должны уметь:

-переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

-определять длину кода, количество различных комбинаций;

П.2



5

Представление информации, языки, кодирование.(п.2)

1

Комбинированный

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения, решать познавательные задачи;


Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- что такое язык представления информации; какие бывают языки

- понятия «кодирование» и «декодирование» информации

- примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

- понятия «шифрование», «дешифрование».

Учащиеся должны уметь:

-переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

-определять длину кода, количество различных комбинаций;

П.2



6

Практическая работа №1.1-1.3

«Работа в среде операционной системы Microsoft Windows»

«Текстовый процессор Microsoft Word: ввод, редактирование и форматирование текста»

«Текстовый процессор Microsoft Word: шрифты, размер символов, начертания»

1


свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

Фронтальный опрос, практикум





7

Измерение информации. Объемный подход.(п.3)

1

Объяснительно-иллюстративный/ Фронтальная

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

П.3



8

Измерение информации. Объемный подход.(п.3)

1

Комбинированный

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

П.3



9

Решение задач «Измерение информации. Объемный подход» (п.3)

1

Комбинированный

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

- определение бита с алфавитной т.з.

- связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

- связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

Учащиеся должны уметь:

- решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближении равной вероятности символов)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

П.3



10

Измерение информации. Содержательный подход. (п. 4)

1

Объяснительно-иллюстративный/ Фронтальная

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

П.4



11

Измерение информации. Содержательный подход. (п.4)

1

Комбинированный

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

П.4



12

Измерение информации. Содержательный подход.

1

Комбинированный

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

П.4



13

Решение задач на тему: «Измерение информации. Содержательный подход.»

1

Комбинированный

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

- определение бита с позиции содержания сообщения

Учащиеся должны уметь:

- решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

- выполнять пересчет количества информации в разные единицы

П.4



14

Практическая работа №2.1 «Измерение информации»


1


свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

Фронтальный опрос, практикум





Глава 2. Информационные процессы в системах.

15

Введение в теорию систем .Что такое система. Информационные процессы в естественных и искусственных системах. (п.5-6)

1

Объяснительно-иллюстративный, диалог- опрос/ Фронтальная

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; самостоятельная работа с учебным материалом;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.

П.5-6



16

Введение в теорию систем .Что такое система. Информационные процессы в естественных и искусственных системах. (п.5-6)

1

Комбинированный

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; самостоятельная работа с учебным материалом;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.




17

Введение в теорию систем .Что такое система. Информационные процессы в естественных и искусственных системах. (п.5-6)

1

Комбинированный

установление причинно-следственных связей; оперирование понятиями, суждениями; самостоятельная работа с учебным материалом;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

- основные свойства систем: целесообразность, целостность

- что такое «системный подход» в науке и практике

- чем отличаются естественные и искусственные системы

- какие типы связей действуют в системах

- роль информационных процессов в системах

- состав и структуру систем управления

Учащиеся должны уметь:

- приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

- анализировать состав и структуру систем

- различать связи материальные и информационные.




18

Практическая работа №1.4-1.6

«Текстовый процессор Microsoft Word: вставка объектов, работа с таблицами»

«Текстовый процессор Microsoft Word: итоговая работа»

«Векторная графика. Инструментальные средства для рисования в Microsoft Word»


1


свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

Фронтальный опрос, практикум





19

Хранение информации (п.7)

1

Объяснительно-иллюстративный, диалог- опрос/ Фронтальная

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения;


Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам


П.7



20

Хранение информации (п.7)

1

Комбинированный

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения;


Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- историю развития носителей информации

- современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики

Учащиеся должны уметь:

- сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам


П.7



21

Передача информации (п.8)

1

Объяснительно-иллюстративный, диалог- опрос/ Фронтальная

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения;


Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

П.8



22

Передача информации (п.8)

1

Комбинированный

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения;


Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

П.8



23

Передача информации (п.8)

1

Комбинированный

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; умение самостоятельно выполнять упражнения;


Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

- основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

- понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

- рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи

П.8



24

Практическая работа №1.7-1.9

«Подготовка презентаций: знакомство с пакетом Microsoft Power Point»

«Электронные таблицы: табличный процессор Microsoft Excel»

«Электронные таблицы: деловая графика в Microsoft Excel»


1


свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

Фронтальный опрос, практикум





25

Обработка информации и алгоритмы. (п.9)


1

Объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, диалог- опрос/ Фронтальная

умение логически мыслить; составление алгоритмов;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

-

Учащиеся должны уметь:

-разрабатывать систему команд исполнителя для решения несложной задачи на обработку информации

П.9



26

Обработка информации и алгоритмы. (п.9)


1

Комбинированный

умение логически мыслить; составление алгоритмов;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

-

Учащиеся должны уметь:

-разрабатывать систему команд исполнителя для решения несложной задачи на обработку информации

П.9



27

Обработка информации и алгоритмы. (п.9)


1

Комбинированный

умение логически мыслить; составление алгоритмов;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- основные типы задач обработки информации

- понятие исполнителя обработки информации

- понятие алгоритма обработки информации

-

Учащиеся должны уметь:

-разрабатывать систему команд исполнителя для решения несложной задачи на обработку информации

П.9



28

Автоматическая обработка информации (п.10)

1

Объяснительно-иллюстративный/ Фронтальная

умение логически мыслить; составление алгоритмов;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

П.10



29

Автоматическая обработка информации (п.10)

1

Комбинированный

умение логически мыслить; составление алгоритмов;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

П.10



30

Автоматическая обработка информации (п.10)

1

Комбинированный

умение логически мыслить; составление алгоритмов;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

- определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

- устройство и систему команд алгоритмической машины Поста

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста

П.10



31

Практическая работа №2.2. «Автоматическая обработка данных»


1


свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны уметь:

- составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста




32

Контрольная работа №1 «Информация и информационные процессы»


1

Контрольная работа

свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

Контрольная работа №1. «Информация и информационные процессы»

Контрольно - измерительные материалы. Информатика: 10 класс / Сост. А.Х.Шелнпаева. - М.: ВАКО, 2012. - 80 с. - (Контрольно - измерительные материалы), с.6-9

Учащиеся должны уметь:

Применять ранее полученные знания для поставленных задач




33

Поиск данных (п.11)

1

Объяснительно-иллюстративный/ Фронтальная

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её;

Фронтальный опрос

Учащиеся должны знать

- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- что такое «структура данных»; какие бывают структуры

- алгоритм последовательного поиска

- алгоритм поиска половинным делением

- что такое блочный поиск

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

П.11



34

Поиск данных (п.11)

1

Комбинированный

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её;

Фронтальный опрос

Учащиеся должны знать

- что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

- что такое «структура данных»; какие бывают структуры

- алгоритм последовательного поиска

- алгоритм поиска половинным делением

- что такое блочный поиск

- как осуществляется поиск в иерархической структуре данных

Учащиеся должны уметь:

- осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопедиях

- осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера

П.11



35

Защита информации (п.12)

1

Объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый,/ Фронтальная

работать с учебником; структурировать информацию; сравнивать полученные результаты с учебной задачей; составлять на основе текста таблицу; проводить разные виды сравнения;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать :

-какая информация требует защиты

-виды угроз для числовой информации

-физические способы защиты информации

-программные средства защиты информации

-что такое криптография

-что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

-применять меры защиты личной информации на ПК;

-применять простейшие криптографические шрифты для шифрования и дешифрования текста.

П.12



36

Защита информации (п.12)

1

Комбинированный

работать с учебником; структурировать информацию; сравнивать полученные результаты с учебной задачей; составлять на основе текста таблицу; проводить разные виды сравнения;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать :

-какая информация требует защиты

-виды угроз для числовой информации

-физические способы защиты информации

-программные средства защиты информации

-что такое криптография

-что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

-применять меры защиты личной информации на ПК;

-применять простейшие криптографические шрифты для шифрования и дешифрования текста.

П.12



37

Защита информации (п.12)

1

Комбинированный

работать с учебником; структурировать информацию; сравнивать полученные результаты с учебной задачей; составлять на основе текста таблицу; проводить разные виды сравнения;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать :

-какая информация требует защиты

-виды угроз для числовой информации

-физические способы защиты информации

-программные средства защиты информации

-что такое криптография

-что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

-применять меры защиты личной информации на ПК;

-применять простейшие криптографические шрифты для шифрования и дешифрования текста.

П.12



38

Практическая работа №2.3 «Шифрование данных»

1


свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

практикум

Учащиеся должны знать :

-что такое криптография;

Учащиеся должны уметь:

-применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме);




Глава 3. Информационные модели.

39

Компьютерное информационное моделирование. Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. (п.13,14)


1

Объяснительно-иллюстративный/ Фронтальная

работать с учебником; структурировать информацию; составлять на основе текста таблицу;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать :

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

П.13,14



40

Компьютерное информационное моделирование. Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. (п.13,14)


1

Комбинированный

работать с учебником; структурировать информацию; составлять на основе текста таблицу;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать :

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

П.13,14



41

Компьютерное информационное моделирование. Структуры данных: деревья, сети, графы, таблицы. (п.13,14)


1

Комбинированный

работать с учебником; структурировать информацию; составлять на основе текста таблицу;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать :

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

П.13,14



42

Пример структуры данных - модели предметной области. (п.15)

1

Объяснительно-иллюстративный/ Фронтальная

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать :

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

П.15



43

Пример структуры данных - модели предметной области. (п.15)

1

Комбинированный

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать :

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

П.15



44

Пример структуры данных - модели предметной области. (п.15)

1

Комбинированный

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать :

- определение модели

- что такое информационная модель

- этапы информационного моделирования на компьютере

- что такое граф, дерево, сеть

- структура таблицы; основные типы табличных моделей

- что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

- строить табличные модели по вербальному описанию системы

П.15



45

Практическая работа №2.4

«Структура данных: графы»


1


свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы




46

Практическая работа №2.5

«Структура данных: таблицы»

1


свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны уметь:

- ориентироваться в граф-моделях

- строить табличные модели по вербальному описанию системы




47

Алгоритм - модель деятельности (п.16)

1

Объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, диалог- опрос/ Фронтальная

работать с учебником; структурировать информацию; сравнивать полученные результаты с учебной задачей;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать :

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

П.16



48

Алгоритм - модель деятельности (п.16)

1

Комбинированный

работать с учебником; структурировать информацию; сравнивать полученные результаты с учебной задачей;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать :

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

П.16



49

Алгоритм - модель деятельности (п.16)

1

Комбинированный

работать с учебником; структурировать информацию; сравнивать полученные результаты с учебной задачей;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать :

- понятие алгоритмической модели

- способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

- что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

П.16



50

Практическая работа №2.6

«Управление автоматическим исполнителем»

1


свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны уметь:

- строить алгоритмы управления учебными исполнителями

- осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы




51

Контрольная работа №2. «Табличные модели и графы»

1

Контрольная работа

свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний

Контрольная работа №2. Контрольно - измерительные материалы. Информатика: 9 класс / Сост. М.В. Соловьева. - М.: ВАКО, 2012. - 112 с. - (Контрольно - измерительные материалы), с.44-47

Учащиеся должны уметь:

Применять ранее полученные знания для поставленных задач




Глава 4. Программно-технические системы реализации информационных процессов.

52

Компьютер - универсальная техническая система обработки информации. (п.17)

1

Объяснительно-иллюстративный, диалог- опрос/ Фронтальная

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; конспектировать лекцию; логически мыслить; анализировать и обобщать информацию;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- архитектуру персонального компьютера

- что такое контроллер внешнего устройства ПК

- назначение шины

- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

- основные виды памяти ПК

- что такое системная плата, порты ввода-вывода

- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

Учащиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

П.17



53

Компьютер - универсальная техническая система обработки информации. (п.17)

1

Комбинированный

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; конспектировать лекцию; логически мыслить; анализировать и обобщать информацию;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- архитектуру персонального компьютера

- что такое контроллер внешнего устройства ПК

- назначение шины

- в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

- основные виды памяти ПК

- что такое системная плата, порты ввода-вывода

- назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

Учащиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

П.17



54

Программное обеспечение компьютера (п.18)

1

Объяснительно-иллюстративный, диалог- опрос/ Фронтальная

работать с учебником; структурировать информацию; сравнивать полученные результаты с учебной задачей;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- что такое программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- что такое системы программирования

Учащиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

П.18



55

Программное обеспечение компьютера (п.18)

1

Комбинированный

работать с учебником; структурировать информацию; сравнивать полученные результаты с учебной задачей;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- что такое программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- что такое системы программирования

Учащиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

П.18



56

Программное обеспечение компьютера (п.18)

1

Комбинированный

работать с учебником; структурировать информацию; сравнивать полученные результаты с учебной задачей;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- что такое программное обеспечение ПК

- структура ПО ПК

- прикладные программы и их назначение

- системное ПО; функции операционной системы

- что такое системы программирования

Учащиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

П.18



57

Практическая работа №2.7

«Выбор конфигурации компьютера»

1


свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны уметь:

- подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

- соединять устройства ПК




58

Практическая работа №2.8

«Настройка BIOS»

1


свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны уметь:

- производить основные настройки БИОС

- работать в среде операционной системы на пользовательском уровне




59

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. (п.19)

1

Объяснительно-иллюстративный/ Фронтальная

логически мыслить; анализировать и обобщать информацию;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

П.19



60

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. (п.19)

1

Комбинированный

логически мыслить; анализировать и обобщать информацию;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

П.19



61

Дискретные модели данных в компьютере. Представление чисел. (п.19)

1

Комбинированный

логически мыслить; анализировать и обобщать информацию;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- основные принципы представления данных в памяти компьютера

- представление целых чисел

- диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

- принципы представления вещественных чисел

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

П.19



62

Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука (п.20)

1

Объяснительно-иллюстративный/ Фронтальная

логически мыслить; анализировать и обобщать информацию;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

Учащиеся должны уметь:

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

П.20



63

Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука (п.20)

1

Комбинированный

логически мыслить; анализировать и обобщать информацию;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

Учащиеся должны уметь:

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

П.20



64

Дискретные модели данных в компьютере. Представление текста, графики и звука (п.20)

1

Комбинированный

логически мыслить; анализировать и обобщать информацию;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- представление текста

- представление изображения; цветовые модели

- в чем различие растровой и векторной графики

- дискретное (цифровое) представление звука

Учащиеся должны уметь:

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

П.20



65

Практическая работа №2.9

«Представление чисел»

1


свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера




66

Практическая работа №2.10 «Представление текстов. Сжатие тестов»

1


свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны уметь:

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета




67

Практическая работа №2.11 «Представление изображения и звука»


1


свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны уметь:

- вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета

- вычислять объем графической и звуковой информации




68

Итоговая контрольная работа.


1


Учащиеся должны владеть знаниями базового

уровня предмета за 10 класс

Итоговая контрольная работа.

Контрольно - измерительные материалы. Информатика: 10 класс / Сост. А.Х.Шелнпаева. - М.: ВАКО, 2012. - 80 с. - (Контрольно - измерительные материалы), с46-49

Учащиеся должны знать:

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

- что такое Интернет

- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- способы организации связи в Интернете

- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP




69

Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных сетей. Организация глобальных сетей (п.21-23)

1

Комбинированный

умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; конспектировать лекцию; логически мыслить; анализировать и обобщать информацию;

Фронтальный опрос, практикум

Учащиеся должны знать:

- идею распараллеливания вычислений

- что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реализации

- назначение и топологии локальных сетей

- технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

- основные функции сетевой операционной системы

- историю возникновения и развития глобальных сетей

- что такое Интернет

- систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

- способы организации связи в Интернете

- принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

П.21-23



70

Практическая работа № 2.12. «Подготовка презентации на тему «Компьютерные сети»

1


свободное пользование умением обобщения и систематизации знаний;

Практикум





























© 2010-2022