- Преподавателю
- Информатика
- Урок логики: «Решение текстовых логических задач»
Урок логики: «Решение текстовых логических задач»
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Кушхабиев А.С. |
Дата | 12.10.2013 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Урок по информатике в 10 классе:
«Решение текстовых логических задач»
Цель урока: на основе разнообразия логических задач дать учащимся два способа их решения:
-
Средствами алгебры логики;
-
С помощью рассуждений.
С целью обучения учащихся элементам творческой деятельности.
а) тренировки способности творчески и самостоятельно мыслить;
б) уметь давать собственные ответы на неоднозначные вопросы.
Метод обучения: проблемное изложение.
Ход урока:
-
Организационный момент: предъявление темы и цели урока.
Написать на доске тему урока.
Объявление темы урока.
Задача которую я вам сейчас расскажу, имеет отношение к теме нашего урока.
Задача:
Один житель острова Крит сказал: «Все критяне лжецы». Но ведь сам он критянин и, значит, лжец. Следовательно, он сказал неправду. Выходит, все критяне правдивы. Но тогда и он правдив и, соответственно, сказал правду. А если он сказал правду, то получается, что все критяне все-таки лжецы. Значит, и он лжец и поэтому сказал неправду. Посему все критяне правдивы. И он правдив, но все критяне лжецы. Тогда и он лжец…
К этой задаче мы с вами еще вернемся.
Решение. (решение задачи на задается дом)
Необходимо проанализировать две взаимоисключающие возможности: либо критянин, о котором идет речь в софизме (обозначим его буквой Х), правдив, либо он является лжецом. Рассмотрим обе возможности.
Допустим, что Х - правдив. Тогда он сказал правду и все критяне (в том числе и он) лжецы. Приходим к противоречию.
Предположим, что Х - лжец, а значит, он сказал неправду и высказывание «Все критяне лжецы» - ложно. Но тогда истинным является отрицание этого высказывания, т. е. истинно высказывание «Не все критяне лжецы». Другими словами, среди критян имеются и правдивые люди, и лжецы (например, сам Х). Х сказал неправду, что и следовало ожидать от лжеца. Софизм разрешен.
-
Актуализация пройденного материала.
Сегодня мы с Вами научимся решать текстовые логические задачи. Но перед тем как приступим к решению задач, давайте вспомним законы алгебры логики которые нам пригодятся в ходе урока
Вопросы:
Выписать на доске законы (до знака равенства, чтобы уч-ся сами дописали):
-
Операции переменной с ее инверсией ()
-
Законы (операции) исключения констант ()
-
Закон двойного отрицания ( )
-
Закон идемпотентности ()
-
Правило замены импликации на инверсию и дизъюнкцию ()
-
Введение новой темы.
Разнообразие логических задач очень велико. Способов их решения тоже немало, но сегодня на нашем уроке мы рассмотри следующие два способа решения логических задач:
-
Средствами алгебры логики;
-
С помощью рассуждений.
Познакомимся с ними поочередно.
-
Решение логических задач средствами алгебры логики.
Повесить на доске схему решения задач
Для решения таких задач обычно используется следующая схема решения:
(схема дается под запись).
-
Изучается условие задачи.
-
Вводится система обозначений для логических высказываний.
-
Конструируется логическая формула, описывающая логические связи между всеми высказываниями условия задачи.
-
Определяются значения истинности этой логической формулы.
-
Из полученных значений истинности этой логической формулы определяются значения истинности введенных логических высказываний, на основании которых делаются заключения о решении.
Сейчас мы попробуем решить с вами несколько задач, применяя эту схему. Первую задачу я вам объясню сам; вторую мы решим совместно; а третью вы решите самостоятельно.
Задача 1.
Внимание Андрея, Дениса и Марата привлек промчавшийся мимо них автомобиль.
-
Это английская машина марки «Феррари», - сказал Андрей.
-
Нет, машина итальянская, марки «Понтака» - возразил Денис.
-
Это "Сааб", и сделан не в Англии, - сказал Марат.
Оказавшийся рядом знаток автомобилей сказал, что каждый из них прав в одном из двух высказанных предположений.
Какой же марки этот автомобиль и в какой стране изготовлен?
Решение.
Введем обозначения для логических высказываний:
А - машина английская; Ф - это "Феррари";
И - машина итальянская; П - это "Понтиак";
С - Это "Сааб".
Тогда наши высказывания можно записать:
Андрей сказал: А Ф
Денис сказал: И П
Марат сказал:
Из того факта, что каждый из друзей прав только в чем-то одном, получаем три истинных составных высказывания:
=1
=1
=1
Если все эти истинные высказывания логически перемножить, то получим следующее истинное логическое высказывание:
Для решения задачи нужно определить, при каких значениях логических переменных А, И, Ф, П, С это высказывание истинно.
Упростим высказывание, учитывая те обстоятельства, что машина не может быть одновременно и английской и итальянской (А * И = 0), а также не может одновременно иметь два названия (Ф * С = 0, Ф * П = 0, С * П = 0):
=
Высказывание истинно только при И = 1, Ф = 1, А = 0, П = 0, С = 0.
Ответ. Машина итальянская марки «Феррари».
Решим следующую задачу совместно.
Задача 2 (по приложению 3).
Вернувшись домой, Мегрэ позвонил на набережную Орфевр.
-
Говорит Мегрэ. Есть новости?
-
Да, шеф. Поступили сообщения от инспекторов. Торранс установил, что если Франсуа был пьян, то либо Этьен убийца, либо Француа лжет. Жусьен считает, что или Этьен убийца, или Француа не был пьян и убийство произошло после полуночи. Люка (инспектор) просил передать, что если убийство произошло после полуночи, то либо Этьен убийца, либо Француа лжет. Затем звонил …
-
Все, спасибо. Этого достаточно. - Комиссар положил трубку. Он знал, что трезвый Француа никогда не лжет. Теперь он знал все.
Решение.
Решим задачу средствами алгебры логики.
Рассмотрим следующие простые высказывания:
А = {Француа был пьян};
В = {Этьен убийца};
C = {Француа лжет};
D = {Убийство произошло после полуночи}.
Перепишем на языке алгебры логики условие задачи. Инспектора комиссара Мегрэ установили, что:
Торранс: А (ВС) = 1
Жусьен: В (D) = 1
Люка: D (В С) = 1
Сам Мегрэ знает, что
Истинной будет и конъюнкция четырех высказываний:
(1)
Упростите самостоятельно это выражение и определите при каких значениях А, В, С и D это выражение будет истинным.
Задачи такого типа можно решать и с помощью компьютера.
При решении логических задач при помощи компьютера, мы составляем, также как мы это сделали сейчас логическую формулу, а затем программу которая будет перебирать все варианты значений А, В, С и D и будем выводить на печать те их значения при которых логическое выражение (1) будет истинно.
Давайте сравним ваш ответ и ответ который даст нам компьютер.
Значит А = 0; С = 0; В = 1 и D = 1
Текст программы:
10 CLS
20 DIM A$(4)
30 FOR i = 1 TO 4
40 READ A$(i)
50 NEXT i
60 FOR a = 0 TO 1
70 FOR b = 0 TO 1
80 FOR c = 0 TO 1
90 FOR d = 0 TO 1
100 f = (a IMP(b OR c)) AND (b OR (NOT a) AND d) AND (d IMP (b OR c))
110 f = f AND (NOT (a) AND NOT (c))
120 IF f = 0 THEN 180
130 PRINT a; b; c; d; f;
140 IF a = 1 THEN PRINT A$(1)
140 IF b = 1 THEN PRINT A$(2)
140 IF c = 1 THEN PRINT A$(3)
140 IF d = 1 THEN PRINT A$(4)
NEXT d, c, b, a
DATA Француа был пьян, Этьен убийца, Француа лжет, убийство произошло после полуночи
Кто решил задачу? Кто не смог решить задачу?
Проверить у одного ответ и спросить кто согласен с ним.
Если не смогут решить: Я так и рассчитывал, что вы не сможете сразу решить ее, но дал вам возможность поразмышлять, т. к. отрицательный результат тоже результат.
И сказать ответ компьютера.
Ответ. Этьен убийца, убийство произошло после полуночи. Француа не лгал и не был пьян.
Многие из вас смотрели или читали детективы. Каждый из вас пытался определить кто виновен. И задачи такого типа (которую мы сейчас решали) способствуют развитию логического мышления.
Следующая задача тоже направлена на развитие логического мышления, но может иметь и практическое направление на каком-нибудь производстве. Здесь мы имеем дело с числами, а там будем иметь дело например с какими-то деталями.
Задача 3 (по приложению 5)
Мимо наблюдателя движутся числа. Наблюдатель должен вычеркивать числа в соответствии с 4 правилами:
-
Вычеркивать четные числа, одновременно кратные 3 и при этом такие, которые при делении на 7 дают в остатке 3;
-
Вычеркивать числа не кратные 3, но кратные 2 и при этом такие, которые при делении на 7 дают в остатке 3;
-
Вычеркивать числа кратные 3 и 2, если они не дают в остатке 3;
-
Вычеркивать четные не кратные 3 и не дающие при делении на 7 в остатке 3.
Упростить сводку правил.
Решение.
Для решения введем следующие обозначения:
А = {числа кратные 3}
B = {числа кратные 2}
C = {числа которые при делении на 7 дают в остатке 3}
Тогда наша сводка правил примет вид:
объединив эти 4 правила операцией дизъюнкции получим логическую формулу и упростим ее:
Кто сделал? Кто не сделал?
Ответ у одного и сверить, кто согласен, кто не согласен. Если ответов несколько найти ошибку в решении.
Ответ. Наблюдатель должен вычеркивать числа кратные 2.
-
Решение логических задач с помощью рассуждений.
Под запись:
Этим способом обычно решают несложные логические задачи. При решении логических задач необходимо проверить все возможные варианты решения, т. к. в некоторых задачах может оказаться не один, а несколько ответов (которые также являются правильными).
Решим несколько таких задач. С помощью метода который называется «Мозговой штурм». Я вам напомню, что «Мозговой штурм» это решение задач с помощью коллективных рассуждений. На этом методе основана игра «Что? Где? Когда?».
Но предварительно разобьемся на группы по 4 человека. Каждая группа решает задачи самостоятельно, а затем сравним ответы и решения. В группе выберите человека который будет оглашать и защищать ваши ответы.
На решение задач вам дается 7 минут.
Задачи для решение по группам
-
Как разделить 7 яблок между 12 мальчиками, если ни одно яблоко нельзя разрезать более, чем на 5 частей (сперва разделить 3 яблока, затем 4).
-
На сковородке могут одновременно жариться две котлеты. Каждую котлету нужно обжарить с двух сторон, при этом для обжаривания ее с одной стороны требуется 2 мин. За какое наименьшее время можно поджарить 3 котлеты?
(Сначала жарим на одной стороне 2 котлеты. Затем через 2 мин. одну переворачиваем, а вторую снимаем и заменяем третьей. Еще через 2 мин. снимаем готовую, заменяем отложенной, а третью переворачиваем. Всего на поджаривание потребуется 6 мин.)
-
Как отмерить 15 мин., необходимых для варки вкрутую яйца при помощи песочных часов, отмеряющих 7 мин. и 11 мин.
(Сначала запускаем обе пары часов, и когда истекают 7 мин, начинаем варить яйцо. Когда же закончат свою работу 11-минутеные часы, переворачиваем их).
-
Задача Ньютона: «Мне нужно Ваша помощь, чтобы посадить девять деревьев в десять рядов так, чтобы в каждом ряду было три. Скажи, - как, и я ничего больше у тебя не спрошу».
-
Исключите лишнее слово. Ответ объясните.
-
ЛОПЕДСИВЕ, ТОЦИМОКЛ, ЕЗДПО, ВАЙАМТР, БУСТОАВ
(ВЕЛОСИПЕД, МОТОЦИКЛ, ПОЕЗД, ТРАМВАЙ, АВТОБУС)
-
АДАПЗ, СКУР, ПРАВНАНИЕЛЕ, ВИЕСТШЕТЕПУ, ЕРЕВС
(ЗАПАД, КУРС, НАПРАВЛЕНИЕ, ПУТЕШЕСТВИЕ, СЕВЕР)
-
КУГР, ЛИПСЭЛ, РЕСТЛА, УГДА, ИВКЯ РА
(КРУГ, ЭЛЛИПС, СТРЕЛА, ДУГА, КРИВАЯ)
-
ВЕСЗАНА, ИТЩ, ВОДНЕ, ФИТРЛЬ, НАСТЕ
(ЗАНАВЕС, ЩИТ, НЕВОД, ФИЛЬТР, СТЕНА все является преградой, но СТЕНА женского рода)
-
КОЛЫШГОР, КАПРОБ, НОКАЖ, ИНКАСП, КАРУЧ
(ГОРЛЫШКО, ПРОБКА, НОЖКА, СПИНКА, РУЧКА все слова имеют уменьшительно ласкательные суффиксы, кроме слова ПРОБКА)
Дополнительно:
-
Известно, что бумеранг можно бросить так, что он вернется обратно. Можно ли бросить теннисный мяч, чтобы он вернулся обратно?
(Можно, например, бросить вверх)
-
«Позавчера мне было 10 лет, а в будущем году мне исполнится 13 лет». Может ли такое быть?
(Да. Разговор был 1 января, а день рождения 31 декабря)
-
Отец с хитрой улыбкой задает своему сыну-первокласнику вопрос: назови самое большое число. Получив ответ, он лишь удивленно качает головой. Что ответил сын? (31)
-
Подведение итогов и домашнее задание.
Время нашего урока подходит к концу. И прежде чем подвести итог вернемся к началу урока. Целью нашего урока было научится решать логические задачи с помощью двух методов: с помощью алгебры логики и с помощью рассуждений.
Как вы считаете, вы готовы решать проблемные задачи с помощью данных методов?
Тогда я вам дам два типа домашнего задания общее для всех и индивидуальное. Общим будет задача представленная в начале урока, я повторю ее условий, а индивидуальным будут задачи с которыми некоторые не справились. Попробуйте их решить дома.
Спасибо за урок, вы все сегодня хорошо поработали!
Приложение
Раздаточный материал к уроку
Задача 1.
Внимание Андрея, Дениса и Марата привлек промчавшийся мимо них автомобиль.
-
Это английская машина марки «Феррари», - сказал Андрей.
-
Нет, машина итальянская, марки «Понтака» - возразил Денис.
-
Это "Сааб", и сделан не в Англии, - сказал Марат.
Оказавшийся рядом знаток автомобилей сказал, что каждый из них прав в одном из двух высказанных предположений.
Какой же марки этот автомобиль и в какой стране изготовлен?
Задача 2.
Познакомимся с группой строителей. Их пять человек: Андреев, Борисов, Иванов, Петров и Сидоров. Профессии у них разные: один из них - маляр, другой - плотник, третий - штукатур, четвертый - каменщик, пятый - электрик. Они рассказали о себе следующее. Петров и Иванов никогда не держали в руках малярной кисти. Петров и Борисов живут в одном доме со штукатуром. Андреев и петров подарили электрику красивую вазу. Борисов и петров помогали плотнику строить гараж. Сидоров и Борисов по субботам встречаются у электрика, а штукатур по воскресеньям приходит в гости к Андрееву.
Определите по этим данным у кого какая профессия.
Задача 3.
Вернувшись домой, Мегрэ позвонил на набережную Орфевр.
- Говорит Мегрэ. Есть новости?
-
Да, шеф. Поступили сообщения от инспекторов. Торранс установил, что если Франсуа был пьян, то либо Этьен убийца, либо Француа лжет. Жусьен считает, что или Этьен убийца, или Француа не был пьян и убийство произошло после полуночи. Люка (инспектор) просил передать, что если убийство произошло после полуночи, то либо Этьен убийца, либо Француа лжет. Затем звонил …
-
Все, спасибо. Этого достаточно. - Комиссар положил трубку. Он знал, что трезвый Француа никогда не лжет. Теперь он знал все.
Задача 4.
Пятеро юношей: Эдуард, Ричард, Майкл, Юджин и Томас, придя на вечеринку встретили своих сестер: Джейн, Маргарет, Лилиан, Анну, Хлою. Определите родственные связи между молодыми людьми, если известно, что юноши не являются родственниками и каждый брат имеет одну сестру. Чтобы запутать присутствующих, каждый из юношей высказал одно истинное и одно ложное утверждение. Эдуард сказал: «Моя сестра - Анна, а сестра Майкла - Джейн». Ричард сказал: «Сестра Юджина - Маргарет, а моя - Анна». Юджин сказал: «Моя сестра - Хлоя, а сестра Томаса - Лилиан». Томас сказал: «Да, моя сестра - Лилиан, а сестра Ричарда - Маргарет».
Задача 5.
Мимо наблюдателя движутся числа. Наблюдатель должен вычеркивать числа в соответствии с 4 правилами:
1. Вычеркивать четные числа, одновременно кратные 3 и при этом такие, которые при делении на 7 дают в остатке 3;
2. Вычеркивать числа не кратные 3, но кратные 2 и при этом такие, которые при делении на 7 дают в остатке 3;
3. Вычеркивать числа кратные 3 и 2, если они не дают в остатке 3;
4. Вычеркивать четные не кратные 3 и не дающие при делении на 7 в остатке 3.
Упростить сводку правил.
Задачи для решения по группам
-
Как разделить 7 яблок между 12 мальчиками, если ни одно яблоко нельзя разрезать более, чем на 5 частей.
-
На сковородке могут одновременно жариться две котлеты. Каждую котлету нужно обжарить с двух сторон, при этом для обжаривания ее с одной стороны требуется 2 мин. За какое наименьшее время можно поджарить 3 котлеты?
-
Как отмерить 15 мин., необходимых для варки вкрутую яйца при помощи песочных часов, отмеряющих 7 мин. и 11 мин.
-
Задача Ньютона: «Мне нужно Ваша помощь, чтобы посадить девять деревьев в десять рядов так, чтобы в каждом ряду было три. Скажи, - как, и я ничего больше у тебя не спрошу».
-
Исключите лишнее слово. Ответ объясните.
-
ЛОПЕДСИВЕ, ТОЦИМОКЛ, ЕЗДПО, ВАЙАМТР, БУСТОАВ
-
АДАПЗ, ГКУР, ПРАВНАНИЕЛЕ, ВИЕСТШЕТЕПУ, ЕРЕВС
-
КУГР, ЛИПСЭЛ, РЕСТЛА, УГДА, ИВКЯ РА
-
ВЕСЗАНА, ИТЩ, ВОДНЕ, ФИТРЛЬ, НАСТЕ
-
КОЛЫШГОР, КАПРОБ, НОКАЖ, ИНКАСП, КАРУЧ
8