Разработка урока по информатике Внешняя память (2 класс)

Раздел Информатика
Класс 2 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

2 класс

Тема: Внешняя память.

Цели: ввести понятие внешней памяти; познакомить детей с устройствами внешней памяти и устройствами чтения и записи информации на диски; начать формирование понятия «адрес клетки».

Используемый материал учебника: задания 66-70.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

  1. Постановка целей и задач урока.

  2. Подготовка к восприятию.

Комментарий к заданию 66.

В первом предложении 21 символ (17 букв, 3 пробела, знак препинания). Следовательно, оно занимает 21 ячейку оперативной памяти. Во втором предложении 20 символов (17 букв, 2 пробела, знак препинания); оно занимает 20 ячеек.

  1. Восприятие нового материала.

Комментарий к заданию 67

Вводится понятие внешней памяти.

Учитель излагает сюжет задания, который в учебнике представлен в виде комикса:

- Маша рисовала на компьютере, но не успела закончить рисунок. Она выключила компьютер и решила продолжить позже. Но на следующий день она не смогла найти рисунок в памяти компьютера. Почему это случилось?

Хорошо, если дети сами смогут объяснить, что при выключении компьютера вся информация в оперативной памяти пропадает. В противном случае это скажет учитель.

Учитель сообщает, что есть специальная память, которая сохраняет информацию и после выключения компьютера. Эта память называется внешней, а устройства внешней памяти называются дисками (они имеют круглую форму). Для записи информации на диск и чтения с диска нужно специальное устройство - дисковод. (См. i, с. 56.)

Покажите детям лазерный диск и гибкий магнитный диск (дискету). Их можно достать и в том случае, если у вас в школе нет компьютеров. Хорошо, если вы вскроете футляр дискеты и покажите, что хотя футляр квадратный, сам диск - круглый, сделан из тонкой пленки и может гнуться. Поэтому он и называется гибким. Объясните, что, хотя диск можно согнуть, делать этого не следует: при сгибании осыпается магнитный порошок, и записанная информация пропадает.

а. Изображены три дисковода и два диска - внизу дискета, над ней лазерный диск. Диски и дисководы соединены запутанными линиями. Задача - найти дисковод для каждого диска.

Сначала попросите учеников найти дисковод для дискеты и написать на нем дискета. Затем предложите найти дисковод для лазерного диска и написать на дисководе буквы CD (сокращение английских слов compact disc).

Обратите внимание детей на то, что жесткий диск они не соединяли с дисководом. Объясните: это потому, что жесткий диск находится внутри дисковода и никогда из него не вынимается. Попросите написать знак * на дисководе жесткого диска.

Если есть возможность, покажите детям, как лазерный диск и дискета вставляются в дисковод. Объясните, что дисковод жесткого диска находится внутри корпуса. Чтобы его увидеть, надо открыть корпус.

b. На рисунке стрелками показано, в каком направлении может передаваться информация между устройствами оперативной и внешней памяти.

Обратите внимание детей на то, что дисковод гибких магнитных дисков соединен с оперативной памятью двунаправленной стрелкой. Это значит, что информация передается в обоих направлениях, то есть компьютер может:

- скопировать информацию из оперативной памяти на дискету (дисковод работает как устройство вывода информации);

- скопировать информацию с дискеты в оперативную память (дисковод работает как устройство ввода информации).

Следовательно, дисковод гибких магнитных дисков является одновременно и устройством ввода, и устройством вывода. Отметим его красным цветом.

Спросите детей, какой еще дисковод является одновременно устройством ввода и устройством вывода. (Дисковод жесткого диска.) Попросите отметить его красным.

Задайте вопрос: «Дисковод лазерных дисков является устройством ввода или вывода?» (Стрелка, соединяющая дисковод лазерных дисков с оперативной памятью, направлена только в сторону оперативной памяти. Следовательно, дисковод лазерного диска является только устройством ввода.)

На самом деле существуют дисководы, которые умеют не только читать информацию с лазерных дисков, но и записывать ее, т.е. являются и устройствами ввода, и устройствами вывода.

Используются редко, и во втором классе не обсуждаются.

  1. Закрепление.

1. Работа в учебнике-тетради.

Комментарий к заданию 68.

а. Учитель читает с детьми инструкцию по сборке компьютера «Малыш». Пункт 7 инструкции не требует каких-либо действий, т.к. на рисунке корпус компьютера не изображен.

Пункт 8 выполняется так же, как в предыдущих заданиях, связанных со сборкой компьютера «Малыш».

b. Если школьный компьютер работает в локальной сети, у него может не быть дисководов гибких и лазерных дисков. Жесткий диск есть всегда. Чтобы его увидеть, надо заранее вскрыть корпус компьютера.

Комментарий к заданию 69.

Попросите детей рассмотреть рисунок и ответить, что означают числа в адресах квартир (Первое число означает номер подъезда, а второе - номер этажа.)

Дети заполняют пропуски в таблице с адресами квартир.

Обсудите каждый недостающий адрес:

- В каком подъезде живет компьютерный человечек?

- На каком этаже живет компьютерный человечек?

- Как надо записать адрес его квартиры?

Прежде чем рисовать на окнах занавески, спросите, где расположена квартира с адресом (1, 3). (В первом подъезде на третьем этаже.) Попросите найти ее окно и поставить на нем точку. Просмотрите, все ли правильно определили окно. После исправления ошибок дети рисуют занавеску и самостоятельно работают с адресом (3, 3).

Спросите, что можно сказать о расположении квартир с занавесками на окнах. (Обе на одном этаже).

Дети самостоятельно рисуют горшки с растениями на окнах квартир с адресами (2, 2) и (2, 4).

При выполнении задания (в программе «Кто где живет») лучше начать обсуждение, работая с учебником, а потом перейти за компьютер (не менее, чем на 10 минут).

Комментарий к заданию 70.

Задание готовит детей к разработке алгоритмов.

а. Ребенок стрелками упорядочивает рисунки: лев, лисица, морж, слон, журавель, носорог, кенгуру, медведь, крокодил.

b. Ожидается ответ: «Нет, воробью было не важно, в каком порядке посетить звериные клетки». Ответ формируется на основе информации из текста стихотворения, никакие тайные мысли воробья не рассматриваются. Дети склонны придумывать собственные сюжеты в дополнение тому, что написано в тексте. Если кто-нибудь даст ответ «Да, воробью было важно, в каком порядке обходить клетки», этот пункт задания необходимо обсудить.

с. Достаточно зеленым карандашом отметить две пары строк или строф стихотворения, которые можно поменять местами, не меняя ни его смысла, ни его рифм; например, можно поменять местами предложения, в которых говорится о посещении слона и носорога. Красным цветом отмечаются строки, которые нельзя поменять местами. Так, если обменять местами первые две строки между собой или с любыми другими двумя строками, текст станет бессмысленным.

  1. Итог урока. Организация домашнего задания.

Домашнее задание: задание 70.


© 2010-2022