- Преподавателю
- Информатика
- Урок-игра по информатике Слабое звено
Урок-игра по информатике Слабое звено
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Лукьянова В.Д. |
Дата | 18.03.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Введение
" Значительная часть игр ребенка рассчитана на то,
чтобы освежать и возбуждать в уме процессы воспроизведения,
чтобы неугасимо поддерживать искры мысли..."
И.А.Сикорский
Перед нашим государством, школой, воспитателями и родителями вырастает задача чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждого вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и обязательно - инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы взялся. А активная жизненная позиция может иметь основание , если человек мыслит творчески, если видит вокруг возможности для совершенствования. Одним из важных направлений решения этой проблемы является интенсификация учебного процесса, т. е. разработка и внедрение таких методов обучения и учебно - методического материала, которые предусматривали бы целенаправленное развитие мыслительных способностей учащихся, развитие у них интереса к учебной работе, самостоятельности и творчества.
По словам В.Ф.Шаталова, сегодня основная функция педагога не столько быть источником знания, сколько организовывать процесс познания; создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучить.
Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения.
В сочетании с другими методами и приемами обучения, игры повышают эффективность преподавания, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изученного материала, формируют навыки коллективной работы.
Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания - благотворно сказывается на результатах обучения.
Игра способствует возникновению творческих связей между учащимися, а также делает объективней процесс самооценки, повышает объективность в оценке других.
А таких возможностей, которые раскрывает перед наблюдателем педагогом игра в плане оценки творческих задатков детей, их находчивости, изобретательности, инициативности, не может дать никакой, даже самый лучший в методическом плане урок ", - утверждает В.Ф.Шаталов.
Требования к организации игры:
- игра должна основываться на свободном творчестве и самодеятельности учащихся;
- игра должна быть доступной; цели игры - достижимыми; а оформление красочным, разнообразным;
- обязательный элемент каждой игры - её эмоциональность(игра должна вызывать удовольствие, веселое настроение, удовольствие от удачного ответа);
- обязателен момент соревнования между командами или отдельными участниками игры(это всегда приводит к повышению самоконтроля учащихся, к четкому соблюдению установленных правил и главное к активизации учащихся);
- конец игры должен быть результативным, четким , кратким по времени, ярким эмоциональным, ведь подводим итог практической деятельности игры(в таких играх завоевание победы для выигрыша - очень сильный мотив, побуждающий ученика к деятельности.
Урок-игра «Слабое звено»
На данном уроке применяется игровая технология, а именно:
с точки зрения педагогической технологии - интеллектуальная игра,
по игровой методике - предметная,
форма проведения - игра-соревнование.
Цели урока:
-
повторение и закрепление основного программного материала за весь курс «Оператор ЭВМ»;
-
определение уровня готовности группы к выпускному экзамену.
Задачи:
-
развивать познавательный интерес и творческую активность учащихся;
-
развивать способность быстро воспринимать и анализировать информацию;
-
формировать у школьников умение кратко излагать мысли;
-
формировать умения общаться и создавать особую эмоциональную среду, привлекательную для своих партнеров;
-
формировать качества активного участника игрового процесса;
-
воспитывать умение правильно относиться к мнению других.
Оборудование и материалы:
ПК Pentium- IV,проектор мультимедиа, ППО-MS Excel, 4-е парты, расставленные полукругом, Перечень вопросов по 6-ти темам курса «Оператор ЭВМ», карточки для имён игроков, карточки для голосования, бланки для счётной комиссии.
Подготовительный этап
1. На предыдущем занятии учащимся дается задание повторить теоретический материал по темам:
-
«Основы ЭВМ»;
-
«Аппаратное обеспечение ЭВМ»;
-
«Системное программное обеспечение ЭВМ»;
-
«Прикладное программное обеспечение»;
-
«Компьютерные сети»;
-
«Защита информации».
2. Один из учащихся разрабатывает таблицу Excel для подсчёта и демонстрации результатов игроков на экран.
Ход урока.
I. Организационный этап. Целевая установка и организация деятельности.
Ведущий (учитель):
В связи с окончанием учебного года и предстоящими квалификационными экзаменами основной целью данного урока является повторение и закрепление основного программного материала за весь курс «Оператор ЭВМ», а также определение уровня готовности группы к выпускному экзамену.
Урок будет проходит по аналогии телевизионной игры «Слабое звено».
Игра состоит из 6-ти туров и финала. Каждый тур содержит вопросы в рамках одного раздела программы курса. В каждом туре игрокам будет задано по 2-3 вопроса. Времени на обдумывание нет. Отвечать необходимо сразу или пропускать ход.
В конце каждого тура команда будет голосовать. Самый слабый игрок покинет команду.
Финалистам будет задано по 5 вопросов.
Победитель получает приз - сдача экзамена «автоматом».
А теперь я позволю себе изменить немного правила ТВ игры. В случае неправильного ответа игрока не я буду говорить правильный ответ, а любой из вас -и игроки и зрители, тот кто первым поднимет руку. Счётная комиссия будет подсчитывать все ваши правильные ответы. В конце игры, активные участники 2 человека тоже получат приз - освобождение от теоретической части экзамена.
И так: я прошу выйти к столикам 8 человек. Кто желает участвовать в игре?
(выходят игроки, заносят своё имя в карточку).
Пока игроки готовят свои карточки назначается счётная комиссия (2 чел).
Начинаем игру.
1 тур: тема «Основы ЭВМ».
-
Изобретатель первой механической вычислительной машины (Паскаль).
-
Как назывался первый счётный инструмент (Абак)
-
Основатель алгебры логики (Буль)
-
Элементная база ЭВМ 2-го поколения (полупроводниковые элементы)
-
К какому поколению ЭВМ относится ПК (4)
-
Какие системы счисления применяются в ЭВМ (2-я,8-я,16-я)
-
Минимальная единица измерения информации (1 бит)
-
Чему равен 1 байт информации (8 бит)
-
Какое максимальное число можно закодировать с помощью четырёх разрядов (15)
-
Три логические операции , выполняемые в АЛУ («и», «или» , «не»)
-
Как называется операция логического умножения (Коньюнкция)
-
Как называется операция логического сложения (Дизъюнкция)
-
Последовательность элементарных действий, точное выполнение которых приводит к решению поставленной задачи называется - (алгоритм)
-
Алгоритм, записанный на языке программирования называется -( программа)
-
Какая система счисления лежит в основе компьютера - (двоичная)
-
Кто был первым программистом (дочь Байрона Лада Лейвлс)
Ведущий:
Пришло время голосовать. Кто не знает основ ЭВМ? Кто не интересуется историей развития ВТ. Прошу команду выбрать самое слабое звено. ( Прокомментировать выбор игроков).
….. - Ты самое слабое звено. Но не прощай, а садись и работай.
2 тур тема: «Аппаратное обеспечение ЭВМ».
-
«Мозг» компьютера (микропроцессор)
-
Устройство вывода информации на бумагу (принтер).
-
Устройство для обмена информацией с другими компьютерами через телефонную сеть (модем).
-
Как называется жёсткий диск (винчестер)
-
Назовите три типа принтеров (матричный, струйный, лазерный)
-
В нем располагаются основные аппаратные компоненты ПК (системный блок).
-
Назовите устройство для считывания информации с бумажного носителя (сканер)
-
Где располагается чип микропроцессора (на материнской плате)
-
Как называется энергозависимая память (оперативная)
-
Назовите типы мониторов (на ЭЛТ и жидкокристаллические)
-
Какое животное живёт в компьютере (мышь)
-
Ведущая фирма по производству микропроцессоров (Интел)
-
Как называется дисковод для лазерных дисков (CD-ROM)
-
Какие устройства входят в минимальную конфигурацию ПК (сист.блок, монитор, клавиатура)
Сейчас команда будет голосовать. Кто слабо разбирается в «железе» и не может различить принтер от монитора? Кому пришло время закончить игру? Прошу команду выбрать самое слабое звено.
3 тур тема «Системное программное обеспечение ЭВМ»
-
Классификация ПО ( СПО, ППО, ИС)
-
ОС предшественница WINDOWS (DOS)
-
Программа, управляющая компьютером, запускающая программы и т. д. (операционная система).
-
В Windows используется для переключения между приложениями, содержит кнопку ПУСК (панель задач).
-
Область памяти, которая используется в Win для пересылки данных между приложениями и документами (буфер обмена).
-
Место, где в Win хранятся удаленные файлы и папки (корзина).
-
Поименованная область памяти называется (файл).
-
Программа, предназначенная для навигации по файловой системе (Проводник)
-
Программы для подключения внешних устройств (драйверы)
-
Полезные программы, дополняющие возможности ОС (Утилиты)
-
Какая фирма разработала ОС WINDOWS (Microsoft).
-
Как называется процесс сжатия файла (Архивация)
Пришло время выбрать слабое звено. Кто по- вашему не достоин, продолжать игру? Кто не знает операционные системы и не может управлять компьютером? Прошу вас голосовать.
4 тур тема «Прикладное программное обеспечение».
В этом туре вам будет задано по 3 вопроса.
-
Приложение, используемое для редактирования текста (WORD)
-
Какое расширение имеют рабочие файлы в WORD?
-
Страница документа, в котором находится текстовой курсор, называется...(текущая)
-
Приложение, используемое для обработки таблиц (EXCEL)
-
Можно ли вставить таблицу, созданную в Excel, в рабочий документ WORD?
-
Приложение, используемое для создания и управления базами данных (Access)
-
Приложение, используемое для разработки электронных презентаций (Power Point)
-
Какое расширения имеет документ Power Point (ррt)
-
Приложение - издательская система (Publisher)
-
Приложение, используемое для обработки растровых изображений (Photoshop)
-
Приложение, используемое для обработки векторной графики (Illustrator)
-
Приложение, используемое для 3-х мерного моделирования (3D Studio Max)
-
Программы автоматического перевода текстов (ПРОМТ)
-
Программа сканирования документов и распознавания текстов (FineReader)
-
Как называется интегрированный пакет прикладных программ фирмы Microsoft
Настало время определить кто из вас слабое звено в нашей игре.
Кто из вас не освоил работу в MS Office, кто вместо лабораторных работ играл, и теперь проиграл?
Прошу команду голосовать.
5 тур тема «Компьютерные сети»
-
Главный управляющий компьютер в локальной сети (сервер)
-
Организация, предоставляющая конечным пользователям доступ в Интернет (провайдер)
-
Программа для просмотра гипертекстовых документов (страниц) Интернет (Браузер)
-
Режим работы в сети («на линии») (Онлайн)
-
«Сетевая книга», информационная единица сети Интернет, логически объединённая совокупность страничек -как правило, отличающихся единством оформления и тематики (сайт)
-
Общение пользователей ПК через Интернет и другие компьютерные сети (чат)
-
Программа обслуживания электронной почты ( Outlook Express)
-
Протокол передачи гипертекста (http:)
6 тур тема «Защита информации»
-
Небольшая программа ,которая может приписывать себя к другим
программам (вирус)
-
Операция «взлома» программы с целью снятия защиты, либо программа такую операцию выполняющая (Крак)
-
Назовите название антивирусной программы (Пакет Касперского, DrWeb)
-
Как называется тип вируса, который начинает свое разрушительное действие строго в определённую дату (временная бомба)
-
Что ставится на дисках, с целью защиты авторских прав (электронная подпись)
-
Назовите статьи УК, предполагающие наказание за создание, распостранение и использование вредоносных программ. (272, 273, 274ст.)
Пришло время определить кто не достоин играть в финале. Кто не может обезопасить свой ПК от хакеров и вирусов? Кому сейчас нужно уйти?
И так, последний тур нашей игры - финал. Финалистам будет задано по 5 вопросов. В случае, если счёт окажется равным, игрокам будут заданы дополнительные вопросы. Проиграет тот, кто первым даст неверный ответ.
-
Модернизация аппаратных средств компьютера, замена комплектующих (Апгрейд)
-
Небольшая рекламная картинка на страницах Интернет, часто-анимированная. Щелчёк по ней вызовет загрузку рекламируемой странички. (баннер)
-
Псевдоним, имя пользователя, необходимое для входа в сеть или на удалённый компьютер (логин)
-
Жаргонное обозначение процессоров класса Pentium (Пень)
-
Программа или компьютер-посредник, через который осуществляется соединение с Интернет (Прокси)
-
Популярный способ ускорения работы компьютера либо его отдельных плат (разгон)
-
Что такое быстродействие компьютера (Кол-во операций в секунду)
-
Что произойдет, если Вы одновременно нажмёте клавиши: Ctrl Alt Delete (появится окно «диспетчер задач»)
-
С помощью команды DOS format a: (можно разметить дискету)
-
DOS- это ............(дисковая операционная система)
Дополнительные вопросы
-
Что такое BIOS? Основные функции BIOS?
-
Что оказывает наибольшее влияние на производительность компьютера?
На производительность компьютера влияют сразу несколько факторов, наиболее главные из них это:
Тип процессора
Тактовая частота
Объём и тип ОЗУ
Наличие кэш-памяти первого уровня
Объём ОЗУ видеоадаптера
-
Компьютер автоматически распознаёт программу по ....(расширению)
-
1 Мегабайт равен ....(1024 Килобайт)
-
Расширение имени фала может состоять ...( до 3-х символов)
-
Возможна ли в Windows одновременная работа нескольких программ?(да)
-
Во время исполнения программа хранится в (оперативной памяти)
-
Дирректория это - ...(группа файлов)
-
Какое расширение имеют исполняемые файлы ? (ехе)
-
Можно ли вставить таблицу, созданную в Excel, в рабочий документ WORD?
Подведение итогов: Здесь главное оценить работу каждого учащегося, остановиться на том , что понравилось и что нужно исправить.
6