Урок открытия новых знаний по информатике в 6 классе «Понятие как форма мышления»

""Описание материала: "Урок открытия новых знаний по информатике в 6 классе «Понятие как форма мышления», УМК Л.Л. Босовой «Информатика 6 класс». "На уроке формируются различные задачи: знакомство обучающихся с такими понятиями как мышление, понятие, существенные признаки, развиваются логическое мышление и интеллектуальные способности, оперативная память, формируется коммуникативные умения при работе в парах и группе. "В процессе урока используются различные формы работы и методы. Приложением к...
Раздел Информатика
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат rar
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока : « Понятие как форма мышления»

Раздел темы: «Понятие, суждения, умозаключения»

Цели урока:

Образовательные: углубить представление учащихся о понятие как форме мышления, познакомить с наукой формальной логикой, формирование анализировать, обобщать, сопоставлять и абстрагировать, осмысливать логическую ситуацию, правильно формулировать свою мысль.

Развивающие :Способствовать развитию интеллектуальных способностей, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формирование УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, способность регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.

Метапредметные:

- регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; иметь навыки самоконтроля.

-коммуникативные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание, слушать и понимать речь других, вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе.

- познавательные УУД: умение сравнивать ( выбирать основания и критерии для сравнения), структурировать знания; одновременно анализировать несколько разнообразных информационных объектов, делать выводы, умение работать с текстом. Находить в тексте нужную информацию; формирование логического мышления, формирование и развитие ИКТ- компетентности.

Предметные: умение определять понятия, выделять существенные признаки понятия, уметь отделить понятие от объекта.







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

конструирования урока в современной информационной образовательной среде

ОБЩАЯ ЧАСТЬ

предмет

информатика

Класс 6

Тема урока

Понятие как форма мышления


Планируемые образовательные результаты

предметные

метапредметные

личностные

-Формирование представления о понятии,

-формирование представлений о существенных признаках понятия.


-формирование и развитие ИКТ-компетентности

-вести учебное сотрудничество на уроке с учителем. Одноклассниками в группе и в коллективе

-умение осознанно строить речевое высказывание

-самоконтроль

-формировать умение самостоятельной работы с материалом учебника

-формировать умение сравнивать

-формирование способности регулировать свои действия, прогнозировать деятельность на уроке.


-формирование ответственного отношения к учению

-осознание своих возможностей


Решаемые учебные проблемы

Углубление представления учащихся о понятиях как формах мышления

Образовательные интернет-ресурсы

Презентация « Понятие как форма мышления»( Приложение1)



























Технологическая карта урока

Этап урока

Задачи этапа

Методы

Формы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

Слайд

1.Организация урока

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Разъяснения

Фронтальная

Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания учащихся

Рассаживаются на свои места, включаются в деловой ритм урока

1 мин.


2.Актуализация опорных знаний и мотивация

Выявить уровень знаний. Активизировать знания учащихся, необходимых для изучения нового материала. Формировать познавательные мотивы.

Устный опрос.

Фронтальная

Наблюдает, корректирует

Давайте вспомним, как человек познает мир?

Как происходит чувственное познание?

Как вы думаете восприятие и представление одного и того же объекта разными людьми отличается?

Почему?

Докажите.

Если мы воспринимаем объекты по разному, то образы объектов у людей в мыслях будут разные? Или одинаковые ? Что помогает человеку думать? Как человек мыслит? Прежде чем ответить на эти теоретические вопросы выполним практические задачи

Работают устно, отвечая на вопросы (человек познает мир через чувства, сначала ощущаем объект, потом его воспринимаем.)

Одна группа говорит , что образы одинаковые , другая разные -получили противоречие

2мин.

Слайды 2-3.

3.Постановка учебной задачи

Организация учащихся по принятию учебной задачи

Метод наблюдения

Беседа

Индивидуальная работа

Задание 1.

Представьте ( мысленно) дерево . Все представили дерево? Мы поняли друг друга ?А теперь возьмите лист бумаги и нарисуйте свой представленный образ на нем . Давайте посмотрим ваши рисунки.( Учитель вывешивает полученные рисунки на доске)

А теперь объясните нам, почему при задании нарисовать дерево, вы нарисовали ель, сосну, тополь, лиственницу? Мы думали об одном и том же объекте. а почему у вас получились разные образы? Дайте определение каждый своему дереву. А теперь определение понятию дерево?

Какой можно сделать вывод ?

Задание 2.

Представьте треугольник и нарисуйте его на листе. Давайте посмотрим на ваши рисунки .( Учитель вывешивает рисунки на доске).У нас получились одинаковые треугольники ? Скажите, а почему при слове треугольник вы именно нарисовали эту фигуру ? Дайте определение, что такое треугольник.

Значит думая о треугольнике мы получили разные объекты?

Сделайте вывод?





Задание 3.

Представьте мысленно носитель информации, нарисуйте этот носитель информации на листе бумаги. Давайте посмотрим какой образ у вас получился ( учитель вывешивает рисунки на доске) .Какой образ представила Таня? Илья?

Почему в первых двух заданиях у нас получились схожие по образу предметы, а сейчас совершенно разные, ничем не похожие друг на друга. Почему в первых двух задачах у нас общий образ, а в этой задаче получились разные образы?

Что вызвало затруднения?

Да, мы поняли друг друга.

Все представили дерево , рисуем на бумаге .



Дерево ( тополь)- это высокое растение, у которого есть ствол и крона.



Дерево ( ёлка)- это корень, ствол и иголки.



Дерево -это растение , у которого есть корень , ствол, листья.

Все деревья объединяет существенный признак

( листья, корень , ствол)



Ученики сравнивают и делают выводы







Разные

Треугольник -фигура у которой есть три угла, три вершины и три стороны



Все треугольники объединяет существенный признак (три угла, три стороны и три вершины)





Рисунки детей

(Диск, бумага, книга, жесткий диск, лента, глиняная дощечка, учебник информатика)

Ответы детей:

Все носители информации объединены по одному существенному признаку- они предназначены для хранения информации)

10 мин

Слайд 4-9

4.Объяснение новых знаний.

Сформировать определение понятия. Сформировать навыки узнавания основных существенных признаков понятия.

Формулировка темы урока.

Беседа

Фронтальная.

Когда вы рисовали носитель информации, о чем вы думали? Вы понимали, о чем вы думали?

Все ваши мысли вас привели к одному понятию- носитель информации, т.е ваши мысли приняли общий вид и уложились в форму, т.е в понятие носитель информации. Мысленно представляя образ, что вы вспомнили? Какие бывают признаки? Найдите для ваших образов существенные признаки. Можно ли сделать вывод, что понятие это наши мысли?

Чем мы мыслим- понятиями. С помощью чего мы мыслим- мышлением. Значит можно сделать вывод, что Понятие- форма мышления.

Отвечая на наш главный вопрос, сделайте вывод. Сделайте вывод, что такое понятие и определите тему нашего урока.

Когда мы говорим мы пользуемся словами, когда мы думаем мы пользуемся понятиями

Понятие в русском языке выражается словами, одним или несколькими. Например, друг, мороз, персональный компьютер, ученик, треугольник, человек, информация.

Да об устройстве, предназначенном для хранения информации.

Характеристики понятия.

Что бывают существенные и несуществ. признаки

Да , понятиями мы думаем , с помощью мышления

Думая о дереве мы вспоминаем объекты ,которые объединяются общими сущес -твенными признаками

Ответим на наш главный вопрос. Чем мы мыслим и что помогает нам мыслить? Определение совокупность существенных признаков объекта или нескольких объектов называется понятием. Понятие формы- мышления.

7 мин.

Слайды 10-12.

5. Первичная проверка понимания нового материала.

Установить осознанность восприятия.

Групповая работа.

Фронтальная.

Устная и письменная работа

Задание 1-3 Устно

Карточки по определению понятия и выделению существенных признаков ( Приложение2).

Учащиеся выполняют задания в группах.

10 мин.

Слайды 13-16.

6.Физминутка

Организация активности и профилактика утомляемости

Групповая работа

Музыкальная пауза

Учащиеся выполняют физминутку используя различные упражнения профилактики

2 мин

Слайд 17

6. Закрепление изученного материала.

Организовать деятельность по применению новых знаний.

Самостоятельная работа.

Работа в парах

А теперь, откройте рабочие тетради на странице 42. И выполняем задание №8.

Укажите понятия, определяемые следующими словами:

  1. Группа слов, которая выражает законченную мысль- ( предложение) ;

  2. Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов-(суффикс.);

  3. Часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количество не называя их- ( местоимение );

  4. Расстояние, преодолеваемое за единицу времени- ( скорость);

  5. Часть прямой, ограниченная с 2-х сторон- ( отрезок);

  6. Многоугольник с наименьшим числом сторон- ( треугольник)

.

Учащиеся выполняют задания, готовят выступающих для озвучивания результатов работы, отмечают и демонстрируют результаты работы.

5 мин.

Слайды 18.

7. Подведение итогов урока

Анализ успешности усвоенного материала и деятельности учащихся.

Объяснительно- иллюстрационный ( беседа).

Коллективное.

Над какой темой сегодня работали? Все ли получилось? Как вы думаете, помогает нам мышление? Необходимо его развивать?

Оцените свою работу .

Оценивают свою работу озвучив фразы:

Я сегодня узнал, что…

У меня получилось…

У меня не получилось…

Я доказал , что…

2мин

Слайд 19
















8. Домашнее задание.

Дать информацию и инструктаж по домашнему заданию.

Объяснительно- иллюстрационный ( инструктаж)

Фронтальная.

Устное сообщение учителя.

Выборочно:

1.Вспомнить определение понятия омоним, синоним привести примеры омонимов и синонимов

2. Нарисовать слова омонимы;

3 упр.4,5 на стр.38.

Слушают и записывают задание в дневник .

1мин

Слайд 20





































Приложение 2 .

Задание 1. Выделите существенные признаки для объекта

Мяч : прыгучий, круглый, предназначен для игры, плоский , разноцветный .

Источник информации: тот кто передает , информация, разговорчивый, канал связи, человек или устройство, разносит слухи

Приемник информации : болтает, слушает , тот кто принимает , телефон, информация, канал связи.

Носитель информации : предназначен для хранения , информация, флешка, компьютер.

Задание 2. Найдите понятия в предложении:

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

На уроке информатики Иванов Петя рисовал в графическом редакторе компьютер , а потом написал синквейн про информацию.

голубой

зеленый

печной

молодой

синий

красивый

Задание 3 . Найти у объектов существенный признак и определить понятие.









обработка

сбор

передача

хранение

кодирование

монитор

плоттер

наушники

колонки

принтер

перо

сканер

мышь

клавиатура

микрофон

Москва

Ленинград

Иркутск

Саратов

Екатеринбург

Киев

град

иней

дождь

роса

изморось

снег







© 2010-2022