- Преподавателю
- Информатика
- Программа по летнему лагерю
Программа по летнему лагерю
Раздел | Информатика |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ставникова Т.А. |
Дата | 09.03.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
МБОУ Старобрянская средняя общеобразовательная школа_____
Республика Бурятия Заиграевский район с. Старая Брянь ул. Центральная 55а телефон 55-1-68
ПРОГРАММА
социального лагеря
Оглавление
-
Визитная карточка 3
-
Паспорт прогрммы 4
-
Пояснительная записка 5
-
Основные направления и виды деятельности 6
5. Механизм реализации программы 7
-
Режим дня 9
-
Календарный план работы 10
-
Мероприятия по организации лагеря 14
-
Условия реализации программы 15
-
Система контроля за реализацией 18
10.Критерии эффективности реализации программы 19
11.Список литературы 19
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА
Пришкольный социальный летний лагерь организован на базе школы . Школа - красивое современное здание с просторными и оборудованными специально для летнего отдыха детей уютными кабинетами. Здесь созданы комфортные условия для пребывания детей. В распоряжении учащихся игровая комната, уютная столовая, пищеблок. В течение всей лагерной смены работают медицинский кабинет. Имеются открытые площадки для проведения подвижных игр и спортивных конкурсов. Игровые комнаты укомплектованы наборами различных настольных игр, спортивным инвентарем.
Ежегодно в лагере отдыхают учащиеся младших и средних классов. Обязательным является вовлечение в лагерь детей-сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Количество детей человек.- 30 человек
Из них:
1. Дети из многодетных семей -
2. Дети из малообеспеченных семей -
3. Дети из неполных семей -
Численность работников лагеря - 6 чел.
-
Начальник лагеря: Ставникова Т.А.
-
Педагоги-воспитатели:
Харисова Н.К. - воспитатель
Грязнова С.В.-воспитатель
-
Работники пищеблока:
Шигина Т.Ф.- шев -повар,
Пахомова Е.П.- повар
-
Техслужащие:
Смирнова В.П.
Работа всего коллектива взрослых подчинена одной главной цели: создать условия для радостного, увлекательного и полезного отдыха детей.
Паспорт программы.
Заказчик программы
Администрация МБОУ «Старобрянская сош»
Цель программы
Организация отдыха и оздоровление учащихся школы в летний период.
Основные задачи программы
1. Увеличение количества школьников, охваченных организованными формами отдыха и занятости.
2.Организация отдыха и занятости детей «социально незащищенных категорий».
3. Увеличение охвата обучающихся группы риска организованными формами труда и отдыха.
4.Содействие в построении пространственно-предметной среды развитие коммуникативных навыков обучающихся.
5.Сохранение и укрепление здоровья детей.
7.Развитие творческих способностей.
8. Воспитание культуры поведения.
9. Формирование у ребят навыков толерантности.
Перечень основных мероприятий программы
- Создание оптимальных условий для отдыха и оздоровления обучающихся;
- Обновление содержания и форм работы летнего лагеря с дневным пребыванием при школе;
- Научно-методическое обеспечение;
- Оздоровление детей и профилактика заболеваний;
Ожидаемые результаты реализации программы
1.Укрепление здоровья детей.
2. Увеличение количества школьников охваченных организованными формами труда и отдыха.
3. Обеспечение непрерывности процесса обучения и воспитания.
4. Увеличение процента охвата учащихся группы риска организованными формами занятости.
5. Минимизация возможности совершения детьми правонарушений в летний период.
6. Уменьшение количества обучающихся, с коммуникативными проблемами
7. Повышение уровня социализации обучающихся.
8 Обеспечение безопасности жизни и здоровья детей 9. Совершенствование материально-технической базы организации летнего отдыха и оздоровления детей;
Система организации контроля над исполнением программы
Контроль исполнения программы осуществляется начальником лагеря и зам. директора по воспитательной работе.
Пояснительная записка
Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. Необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле, особенно в период летних каникул, т.к. в молодёжной среде процветает бездуховность, социальная апатия, пьянство, наркомания. ЛДП выполняет очень важную миссию по оздоровлению и воспитанию детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме этого, лагерь способствует формированию у ребят самоутверждения личности в коллективе, общения, коммуникативных навыков, приобщение к активному отдыху на природе, доброжелательности, воспитание чувства коллективизма.
Летний отдых сегодня - это не только социальная защита, это ещё и поле для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребёнка. Досуг, игры на ЛДП побуждают ребенка к приобретению новых знаний, к серьёзным размышлениям, имеют познавательный характер.
Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой - пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей, активистов.
В школьном лагере выявляется самоценность каждого ребенка, осуществляется широкое приобщение ребят к разнообразному социальному опыту, к ценностям общественно-значимого досуга. А наша задача - помочь им в этом.
Пребывание в лагере для каждого ребенка - время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены. Детям предоставлена свобода в определении содержания их отдыха, дается возможность вносить предложения в план работы лагеря, отстаивать эти предложения, выбирать, а затем воплощать в жизнь. Летний отдых - это не просто прекращение учебной деятельности ребенка. Это активная пора его социализации, продолжение образования. Именно поэтому обеспечение занятости школьников в период летних каникул является приоритетным направлением государственной политики в области образования детей и подростков.
Центром воспитательной работы лагеря является ребенок и его стремление к реализации своих способностей.
Целостное развитие личности возможно при гармоничном развитии духовного и физического здоровья, что даёт основу для социального здоровья, адаптации личности в обществе и формирования активной позиции. Именно в период детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на образование ложится ответственность не только за развитие и образование личности, но и за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни, а в итоге - за формирование целостной личности с активным созидательным отношением к миру.
В детском лагере главное - не система дел, не мероприятия, а ребенок в деле, его поступки, его отношение к делу, к друзьям по отряду, к взрослым людям.
Содержанием летнего досуга должен стать активно организованный отдых детей, способствующий снятию физического и психологического напряжения детского организма.
Использование программ и методик по развитию компонентов творческой индивидуальности дает возможность сохранить и развить богатые предпосылки детского возраста. Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.
Программа ставит своей целью развитие творческих способностей детей, которые заложены в них природой и позволяет ребёнку реализоваться в период летних каникул.
Наш лагерь имеет достаточный потенциал, опыт организации летнего отдыха.
Основные направления и виды деятельности
Детский лагерь характеризуют предметно-практическая деятельность, конкретные жизненные ситуации. Взаимодействие детей носит нетрадиционный характер по содержанию и форме включения их в те или иные сферы деятельности, что способствует проявлению инициативы и социальной активности. Диапазон видов деятельности разнообразен: коммуникативная, спортивная, трудовая, познавательная, эстетическая, образовательная и др., составляющих процесс социального взаимодействия и сотворчества детей. Механизм жизнеобеспечения строится на основе создания оптимальных условий для успешной деятельности ребёнка в пространстве свободы.
Спортивно-оздоровительное направление
Включает в себя использование методов оздоровления и средств массовой физической культуры, соблюдение режима дня, и повышенного по сравнению с учебным годом объёма двигательных упражнений.
Оздоровление проводится с помощью повышенных норм питания, увеличения количества овощей , фруктов и соков в меню лагеря.
Художественно-эстетическое
Включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду. Реализация собственных интересов детей в наиболее целесообразном применении.
Культурно-досуговое направление
Лето - время отдыха, и поэтому большую роль играет правильно организованный досуг. Именно в этой деятельности дети эмоционально раскрепощаются, заводят новых друзей. Необходимо, чтобы все мероприятия этого направления были веселые, эмоциональные, энергичные, непродолжительные, познавательные. Это направление напрямую связано с другими направлениями программы.
Познавательное направление
Включает в себя разные виды деятельности, дающие детям дополнительные знания об окружающем их мире.
Патриотическое направление
В основе лежат мероприятия, помогающие воспитывать уважение к защитникам Родины, уважать людей труда, беречь то, что мы называем словом Родина.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены:
Безопасность всех проводимых мероприятий;
Учет особенностей каждой личности;
Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря;
Достаточное количество спортивного инвентаря и материалов для организации всей деятельности лагеря;
Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня;
Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря;
Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых;
Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Механизм реализации программы
Для реализации программы разработан механизм, который представлен в виде модулей:
Организационный модуль.
Формы работы
планирование;
подготовка к лагерной смене;
оформление лагеря;
подготовка материальной базы;
определение обязанностей;
подготовка к сдаче приемной комиссии.
организация питания в школьном лагере.
Оздоровительный модуль.
Формы работы:
утренняя зарядка;
закаливание
встречи с медицинским работником;
влажная уборка, проветривание;
беседы о вредных привычках;
организация питания воспитанников(витаминизация);
спортивные праздники;
экскурсии;
работа спортивных секций;
подвижные игры;
Творческий модуль
Формы работы:
коллективно-творческая деятельность;
участие в сельских мероприятиях;
участие в общелагерных мероприятиях, играх
работа творческих мастерских;
экскурсии в музеи
конкурсы;
викторины.
Патриотический модуль
Формы работы:
посещение памятника Памяти;
беседы;
участие в Митинге 22 июня;
проведение мероприятий и бесед;
изготовление рисунков.
Нравственный модуль
Формы работы:
экскурсии в природу;
беседы о нравственности;
викторины, конкурсы;
мероприятия
8.30-9.00 Зарядка
Музыка звучит: пора, пора!
С добрым утром, детвора,
И тотчас же по порядку
Всем ребятам на зарядку!
9.00-9.15 Линейка (Построение)
На линейку быстро стройся!
9.15-10.00 Завтрак
Всем за стол! Узнать пора,
Чем богаты повара!
10.00-12.00 Отрядные, лагерные дела
Кто куда: кто в поход,
Кто в цветник, на огород!
Загорай и закаляйся,
В быстрой речке искупайся.
Раз пришел веселый час,
Здесь играют все у нас!
12.00-13.00 Оздоровительные процедуры
13.00-14.00 Обед
Но у всех, смешливых даже,
За столом серьезный вид.
За обедом виден сразу аппетит.
14.00-14.30 Занятия по интересам
Не грустят в семействе нашем,
Мы поем, рисуем, пляшем,
Мастерим, умеем шить,
Все занятия хороши! .
14.30 А теперь всем : Досвидания!
План работы лагеря
ДЕНЬ
МЕРОПРИЯТИЕ
День первый
«Открытие лагеря»
-
Организационные мероприятия по приему детей и распределению по отрядам
-
Оформление отрядных уголков и уголка лагеря;
-
Инструктаж по технике безопасности.
-
Заполнение анкеты «Твои планы на смену»
-
День защиты детей - игровая программа
День второй
«День Природы»
-
Утренняя зарядка «Собирайся, детвора!»;
-
Подвижные игры на свежем воздухе;
-
Мероприятие «Мы - друзья природы»
-
Беседа «Правила поведения в столовой». Организация дежурства.
-
Развлечение «Лес -наше богатство»
День третий
«Красно-желто-зеленый»
-
Викторина «Знайте правила движенья, как таблицу умноженья!».
-
Путешествие по дорожному лабиринту
-
Конкурс рисунков «Советы светофора».
-
Минутка здоровья. «Мой рост и мой вес».
-
Беседа «Правил безопасности на стадионе»
День четвёртый
«Сюрприз ученого кота»
-
Посещение библиотеки «Мы любим сказки».
-
.Конкурс рисунков «Любимый герой из сказок А. С. Пушкина».
-
«Одежда для сказочных героев» нарисовать эскизы костюмов для сказочных персонажей
-
Беседа «Будь осторожен с домашними животными».
День пятый
«День юного пожарника»
-
Спортивно - игровой праздник «Юный пожарный»
-
Беседа «Правила поведения при пожаре»
-
Просмотр видеоролика «Причины пожара».
-
Мастерская «Переделкина» (изготовление игрушек из природного материала.)
День шестой
«День Музыки»
-
Музыкально - познавательная игра «Цветы в песнях»;
-
Конкурс «Спрятавшиеся ноты» -
- в прочитанных предложениях найти спрятавшиеся ноты
- составить предложения, в которых спрятались бы пять нот (ля, ми, ре, фа, си);
-
Игра -викторина «Любимые песни из …..»
-
Беседа «Будь осторожен, избегай травм». «Медицинская помощь при ушибах»
День седьмой
«День Мастеров»
-
Мастер - класс «Умелые руки не знают скуки»;
-
Подвижные игры на свежем воздухе;
-
Беседа «Правила этикета»
День восьмой
«День России»
-
Устный журнал «Я горжусь - я Россиянин»;
-
Экскурсия «По родным тропинкам»
-
Конкурс песен о России «Как здорово, что я живу в России»
-
Беседа «Первая медицинская помощь при солнечном ударе»
День девятый
«День Грибника»
-
Экологический конкурс «Грибной марафон»;
-
«Грибные сказки» сочинить сказку, у которой уже есть начало:
-
«Жила-была дружная семья оранжевых Лисичек, но однажды…»;
-
«Родилась у грибного царя Подберёзовика 1 дочь, и устроил он по этому поводу пир, пригласил на него всех грибных жителей…»
-
Игры на свежем воздухе
День десятый
«День Художника»
-
Конкурс рисунков «Дети любят рисовать»;
-
«Иллюстрация к песне» сделать иллюстрации к строчкам популярных песен:
-
Праздник красок
День одиннадцатый
«День сказочной викторины»
-
«Сказочная викторина».(Удивительные превращения, необыкновенные путешествия, сказочные заклинания)
-
Конкурс юных сказочников «Жили-были…» (сочиняем сказки сами).
-
Минутки здоровья «Гигиена тела»
День двенадцатый
«День Умников»
-
Познавательный турнир «Умники и умницы»;
-
«Экологический рассказ на одну букву» сочинить и инсценировать короткий рассказ на одну букву.
-
Кроссворды, шарады, ребусы
-
Минутки здоровья «Солнце, Воздух, и Вода наши лучшие друзья
День тринадцатый
«День Здоровья»
-
Игра «Счастливый случай!» за здоровый образ жизни;
-
«Новые виды спорта» придумайте новый вид спорта (его название и правила), который мог бы вас прославить;
-
Малые олимпийские игры
День четырнадцатый
«День Мульти-пульти»
-
Конкурсно - игровая программа:«Лягушка - путешественница»
-
Конкурс «Мульти-пульти» - чудесная страна».
-
Просмотр мультфильмов.
День пятнадцатый
«День животных»
-
Экологический брейн - ринг «Путешествие с черепахой Тортилой»
-
Познавательно- развлекательная программа «Кошки - это мышки»
-
Конкурс рисунков «В мире животных».
-
Игры на свежем воздухе по интересам
День шестнадцатый
«День ПДД»
-
«Знатоки дорожной азбуки» познавательный турнир;
-
Конкурс «Новые дорожные знаки» помогите работникам ГАИ и нарисуйте новый дорожный знак:
«Осторожно: жидкий асфальт»;
«Осторожно: неприятные запахи» и т.д.;
-
Спортивные игры «Воздух, солнце и вода - наши лучшие друзья».
-
Соревнования по велоспорту «Крути педали».
День семнадцатый
«Зеленая аптека»
-
День зеленой аптеки. Лекарственные травы - наши природные лекари.
-
Экскурсия на природу. Сбор природного материала.
-
Викторина «Я знаю эти травы»
День восемнадцатый
« Закрытие лагеря»
-
Игра « Найди вожатого».
-
Праздничная линейка. Вручение призов и подарков.
-
Закрытие лагерной смены.
Мероприятия по организации социального лагеря
-
№ п/п
Мероприятие
Сроки
Ответственные
1.
Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:
-
совещание при директоре школы
-
собрание методических объединений классных руководителей.
-
совещание ответственных за организацию занятости учащихся в каникулярное время
март
Директор, зам. дир по УВР
2.
Определение направлений и форм организации каникулярного времени.
март
Директор, зам. дир по УВР
3.
Диагностика.
Учет мнений и запросов родителей.
Учет пожеланий учащихся по организации каникулярного времени.
Составление карты занятости учащихся в каникулярное время.
Определение уровня адаптации детей к условиям жизнедеятельности лагеря.
Удовлетворенность работой лагерной смены.
Апрель-май
Май
Май
Май
Май
Начальник лагеря, воспитатели
Начальник лагеря,воспитатели
Начальник лагеря, воспитатели
Начальник лагеря,воспитатели
4.
Кадровое обеспечение.
Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников.
Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.
Проведение педагогических советов лагеря.
Проведение производственных совещаний по видам инструктажа.
Апрель-май
Май
Май
Директор, зам. по ВР, начальник лагеря,
Начальник лагеря
Начальник лагеря
5.
Организация лагеря.
Разработка плана воспитательной работы
Оформление лагерной смены.
Подготовка к сдаче приемной комиссии.
Организация питания в лагере.
Май
Начальник лагеря
,воспитатели
-
Условия реализации программы
-
Нормативно-правовые условия
-
Конституция РФ
-
Закон РФ от 10 июля 1992г N2 3266-1 «Об образовании»
-
Федеральный закон от 24 июля 1998г N2 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
-
Приказ Минобразования РФ от 13 июля 2001г N22688 «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха»
-
Порядок и условия привлечения педагогических и других работников и оплаты их труда.
-
Положение о лагере дневного пребывания.
-
Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
-
Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
-
Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в школьном оздоровительном лагере.
-
Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
-
Приказы Управления образования.
-
Должностные инструкции работников.
-
Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
-
Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
-
Акт приемки лагеря.
-
Планы работы.
2.Материально-технические условия предусматривают:
-
финансирование за счет Фонда социального страхования, средств местного бюджета;
-
малый спортивный зал;
-
школьная библиотека;
-
столовая;
-
игровая площадка;
-
спортивная площадка;
-
кабинеты;
-
;ТСО;
-
художественные средства, игры настольные и др.;
-
хозяйственный инвентарь.
-
аудиотека, фонограммы
-
канцелярские принадлежности
-
компьютер с выходом в Интернет, принтер, ксерокс, мультимедийный проектор.
-
Кадровые условия.
-
ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ
№
п/п
Ф.И.О.
Должность
Вид
деятельности
1.
Амосова В.А.
Зам.директора по УВР
Куратор летнего отдыха
2.
.Тютрина Т.А.
Директор МБОУ «Старобрянская сош»
Ответственная за организацию
летнего отдыха детей МБОУ
Руководители творческих мастерских
№ п/п
Ф. и. о.
Должность
Квалификация
Стаж работы в лагере
1.
Ставникова Т.А.
Начальник лагеря
1 категория
25лет
2.
Харисова Н.К.
воспитатель
1 категория
22лет
3
Грязнова С.В.
воспитатель
1 категория
20 лет
Педагогические условия:
-
соответствие направления и формирования работы целям и задачам лагерной смены, создание условий для индивидуального развития личности ребенка через участие общелагерных мероприятий в дополнительном образовании по интересам;
-
отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных особенностей детей;
-
обеспечение единства и взаимосвязи управления самоуправления;
-
единство педагогических требований во взаимоотношениях с детьми.
. Методические условия предусматриваю
-
наличие необходимой документации, программы, плана;
-
проведение инструктивно-методических сборов с педагогами до начала лагерной смены;
-
коллективные творческие дела
-
творческие мастерские
-
индивидуальная работа
-
тренинги
-
деловые и ролевые игры
-
самоуправление в отряде и в лагере.
Система контроля за реализацией программы
-
№ п/п
Мероприятие
Срок проведения
Ответственные
1.
Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.
Апрель
Начальник лагеря
2.
Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.
1 день смены
Начальник лагеря, воспитатели
3.
Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.
В течение смены
Начальник лагеря, воспитатели
4.
Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.
Последний день смены
Начальник лагеря, воспитатели
В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива; педагогическим коллективом проводится ежедневная диагностика эмоционального состояния участников смены, в течение смены проводится социометрия, наблюдение за приоритетными видами деятельности участников, ведутся рабочие педагогические дневники.
Критерии эффективности реализации программы
Чтобы оценить эффективность данной программы с воспитанниками лагеря проводится постоянный мониторинг, промежуточные анкетирования. Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми.
Мониторинг-карта - форма обратной связи, которая позволяет судить об эмоциональном состоянии детей ежедневно. Это итог дня. В конце дня отряды заполняют мониторинг-карты, записывая туда позитив и негатив за день, благодарности, предложения. В конце дня и недели педагоги анализируют качество и содержание своей работы по результатам обратной связи.
Дополнительно для анализа работает листок откровения. Он служит для того, чтобы получить от детей отзыв о проведенных мероприятиях, жизни в лагере. Листок откровений постоянно висит на территории лагеря, обновляется, сделать там запись может каждый.
Для мониторинга личностного роста используется рейтинг личностного роста участников смены. Рейтинг личностного роста - это сравнительная оценка различных сторон деятельности личности и её вклада в дела коллектива.
Рейтинг определяется ежедневно на отрядном круге,
Список литературы
-
Конституция РФ.
-
Закон РФ «Об образовании».
-
Конвенция о правах ребенка/ Советская педагогика, , №16.
-
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ
-
Амонашвили Ш. Педагогика сотрудничества. М.,
-
Голубев Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П.,.
-
КаленицТ.Н., Кейлина З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение,
-
Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. М..
-
Концепция воспитания школьников в современных условиях «Современная школа: проблемы гуманизации отношений учителей, учащихся, родителей». Издательство ИТПи МИО,
-
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М.,.
-
Шмаков С.А., Безродова Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа..
-
Шмаков С.А. Ее величество- игра. М.,
-
Шуркова Н.Е., ПитюковВ.Ю. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М.,
-
Организация летнего отдыха детей и подростков. М.,
-
Янкова З. А., Чаброва И. А. Лето в городе: проблемы развития и оздоровления детей. М.,
9